предо мною» (Пс.37:3); и еще говорил он: «Господи! Услышь молитву мою... и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой никто из живущих, так как преследует враг душу мою» (Пс.142:1-3). И, окончив шестопсалмие и увидев, что пришли посланные убить его, начал петь псалмы: «Обступили меня тельцы тучные... Скопище злых обступило меня» (Пс.21:13, 17); «Господи, Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня и от всех гонителей моих избавь меня» (Пс.7:2). Затем начал он петь канон. А затем, кончив заутреню, помолился и сказал так, смотря на икону, на образ Владыки: «Господи Иисусе Христе! Как ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения, собственною волею дав пригвоздить руки свои на кресте, и принял страдание за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю это страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, Господи, это в грех». И, помолившись Богу, возлег на постель свою. И вот напали на него, как звери дикие, обступив шатер, и проткнули его копьями, и пронзили Бориса и слугу его, прикрывшего его своим телом, пронзили. Был же он любим Борисом. Был отрок этот родом венгр, по имени Георгий; Борис его сильно любил, и возложил он на него гривну золотую большую, в которой он и служил ему. Убили они и многих других отроков Бориса. С Георгия же с этого не могли они быстро снять гривну с шеи, и отсекли голову его, и только тогда сняли гривну, а голову отбросили прочь; поэтому-то впоследствии и не обрели тела его среди трупов. Убив же Бориса, окаянные завернули его в шатер, положив на телегу, повезли, еще дышавшего. Святополк же окаянный, узнав, что Борис еще дышит, послал двух варягов прикончить его. Когда те пришли и увидели, что он еще жив, то один из них извлек меч и пронзил его в сердце. И так скончался блаженный Борис, приняв с другими праведниками венец вечной жизни от Христа Бога, сравнявшись с пророками и апостолами, пребывая с сонмом мучеников, почивая на лоне Авраама, видя неизреченную радость, распевая с ангелами и в веселии пребывая со всеми святыми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

Протоиерей Геннадий Беловолов: вместо года дракона надо бы объявить год одного из русских святых или императоров января 2012 Таисиинский Рождественский вечер в честь святых апостолов Петра и Павла прошел в Санкт-Петербурге Таисиинский Рождественский концерт прошел 17 января в петербургском Концертном зале у Финляндского вокзала. Его режиссером по традиции, не прерываемой 11 лет, стал настоятель Леушинского подворья и директор музея-квартиры святого Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов. В этом году концерт был посвящен небесным покровителям северной столицы апостолам Петру и Павлу, а также ее земным покровителям - императорам Петру I и Павлу I. Огромное впечатление на публику произвело концертное чтение народным артистом России Борисом Химичевым посланий апостолов Петра и Павла в неожиданном музыкальном сопровождении. Величественные произведения Баха и Перселла подчеркнули значимость этих слов для каждого христианина. Для прочтения были выбраны Первое послание Петра, вторая глава, где христианам открыто их высокие призвание и достоинство как народа Божия: " Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел " . Также была прочитана тринадцатая глава Первого послания в Коринфянам апостола Павла, которую называют гимном христианской любви: " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит " . " У Санкт-Петербурга два небесных покровителя - Петр и Павел и два земных, тезоименитых апостолам. Это удивительная симметрия отражения небесного в земном, которая придает городу особую духовную структуру. Император Петр отразил необычайно деятельную натуру своего небесного покровителя, а Павел, который был глубоким государственным мыслителем, творцом закона о престолонаследии, воплотил в себе апостола Павла как проповедника и богослова " , - отметил отец Геннадий.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=240...

Протоиерей Геннадий Беловолов: вместо года дракона надо бы объявить год одного из русских святых или императоров января 2012 Таисиинский Рождественский концерт прошел 17 января в петербургском Концертном зале у Финляндского вокзала. Его режиссером по традиции, не прерываемой 11 лет, стал настоятель Леушинского подворья и директор музея-квартиры святого Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов. Таисиинский Рождественский концерт прошел 17 января в петербургском Концертном зале у Финляндского вокзала. Его режиссером по традиции, не прерываемой 11 лет, стал настоятель Леушинского подворья и директор музея-квартиры святого Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов. В этом году концерт был посвящен небесным покровителям северной столицы апостолам Петру и Павлу, а также ее земным покровителям - императорам Петру I и Павлу I. Огромное впечатление на публику произвело концертное чтение народным артистом России Борисом Химичевым посланий апостолов Петра и Павла в неожиданном музыкальном сопровождении. Величественные произведения Баха и Перселла подчеркнули значимость этих слов для каждого христианина. Для прочтения были выбраны Первое послание Петра, вторая глава, где христианам открыто их высокие призвание и достоинство как народа Божия: " Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел " . Также была прочитана тринадцатая глава Первого послания в Коринфянам апостола Павла, которую называют гимном христианской любви: " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит " . " У Санкт-Петербурга два небесных покровителя - Петр и Павел и два земных, тезоименитых апостолам. Это удивительная симметрия отражения небесного в земном, которая придает городу особую духовную структуру. Император Петр отразил необычайно деятельную натуру своего небесного покровителя, а Павел, который был глубоким государственным мыслителем, творцом закона о престолонаследии, воплотил в себе апостола Павла как проповедника и богослова " , - отметил отец Геннадий.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=205...

Так ли христианину жить и действовать следует? Просящему у тебя дай ( Мф.5:42 ) – вот ясная заповедь Твоя, Господи! Подавайте милостыню из того, что у вас есть: тогда все у вас будет чисто ( Лк.11:42 ). Сказано ясно и обещана за милостыню чистота души и тела. А я?.. Часто не подавал нищим или из жадности, боялся, что в моих сбережениях недостача будет, или разбирал, кому дать: стоит ли бедный, чтобы я его своей копейкой облагодетельствовал, часто находил их недостойными моего благосклонного внимания, называл их лентяями, бездельниками, толстою рожею и другими неподобными словами. Между тем Ты, Господи, Сам нищего послал и ждешь, как я исполню Твою заповедь: давать всем, кто просит, без разбора. Кроме того, Ты Сам, Господи, принимаешь милостыню. А я!.. Пощади меня, Господи! А сколько есть таких, которые не пойдут просить, а помощь им необходима, как воздух для жизни. Надо их найти мне самому и побывать у них, снести мне самому к ним... А я?.. На Страшном Суде Своем за что Господь ублажает праведных: Алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:35–36 ). Следовательно, милость эта – Господу Иисусу Христу оказана: Понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе ( Мф.25:40 ). С какою же радостию я бы должен был совершать дела милосердия? А я?.. Пощади, Господи! Исповедь по восьми церковным заповедям, составленная протоиереем Борисом Николаевским Первая церковная заповедь Предписывает молитву дома (утром, вечером, до и после еды и проч.) и в храме во дни Богослужения (вечерню, утреню, литургию). В молитве всегда должны быть внимание (заключай ум в слова молитвы), благоговение и сокрушение. Ведь я во время молитвы стою один – с глазу на глаз пред Самим Господом Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего, Владыкой и Судией моим... Быть может, от этой минуты зависит вся моя участь, вся будущая жизнь, и земная и Небесная! А я стою небрежно, читаю слова молитвы без внимания, без страха и трепета. Часто прерываю молитву, чтобы сделать то или иное; читаю слова молитвы и слушаю радио или разговоры в квартире, часто даже сам вступаю в эти разговоры, скажу то или иное собеседникам и – снова (как ни в чем не бывало) читаю слова молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Чтобы скрыть злой свой умысел и усыпить всякое подозрение в душе Бориса, Святополк послал уверить его в своей любви, звал его в Киев и обещал лучший удел. А сам между тем тайно ночью отправился в Вышгород, близ Киева, собрал некоторых из тамошних боярцев и спрашивал: «скажите мне правду, всем ли сердцем преданы вы мне?» «Головы готовы положить за тебя», отвечали они ему. «Подите же тайно, убейте моего брата Бориса». И недобрые бояре легко согласились на зло, не боясь Бога, а боясь человека, своего князя, и обещались скоро совершить это злодеяние. Как ни скрывал Святополк свой злодейский замысел, он не мог укрыться от Бориса. Некоторые из приближенных Бориса, услышав об умысле Святополка, поспешили тайно известить его о том, чтобы он взял предосторожность. Но добрый и великодушный Борис не мог поверить злобе и коварству брата и не хотел брать никаких предосторожностей: ни в чем не находил он себя виновным против брата и никак не хотел допустить мысли, что сердце брата может питать против него такое злое намерение. Впрочем огорчился, но, как свойственно истинному христианину, положился, как всегда во всем, на Бога и в молитве к Нему и к Пресвятой Богородице искал утешения. День, в который получено Борисом такое горестное известие, был суббота; на утро в воскресенье, встав рано, за утренней службой в своем шатре, Борис молился особенно усердно, сам читал шестопсалмие и канон, как вдруг известили его, что злодеи, посланные Святополком, уже окружили шатер его. Борис сам слышал их шум и шепот вокруг шатра. Нечего было думать о спасении. Еще пламеннее начал молиться Борис, читал псалмы, применительно к своему положению. «Господи, как много у меня врагов! Многие восстают, на меня. 1 К Тебе привержен я от рождения, от чрева матери моей, Ты Бог мой. Не удаляйся от меня: ибо бедствие близко, а помощника нет. Окружили меня псы; толпа злых ходит вокруг меня. Но ты, Господи, не удаляйся. Сила моя! поспеши на помощи мне. Избавь от меча душу мою, от пса одинокую мою». 2 Утреня кончилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Я рад, что снова здесь. Англия нравится мне куда больше Франции. А как у тебя сложились отношения с Иваном? – Все в порядке. Но работать с ним не то же, что с тобой. – Кэсл поискал по карманам сигареты, но не обнаружил пачки. – Ты же знаешь, какие вы, русские. У меня такое впечатление, что он не доверял мне. И все время требовал такого, чего я никому из вас не обещал. Он даже хотел, чтобы я попытался перейти в другой сектор. – По-моему, ты куришь «Мальборо»? – сказал Борис и протянул пачку. Кэсл взял сигарету. – Борис, когда ты был здесь, ты уже знал, что Карсон умер? – Нет. Не знал. Мне об этом стало известно всего несколько недель назад. Я даже до сих пор не знаю подробностей. – Он умер в тюрьме. От воспаления легких. Во всяком случае, так говорят. Иван наверняка это знал… а мне сообщил об этом Корнелиус Мюллер. – Разве это было для тебя такой уж неожиданностью? Учитывая обстоятельства. Если человека арестовали, тут уж надежды мало. – Знаю, и однако же, я всегда верил, что в один прекрасный день снова увижу Карсона… в каком-нибудь безопасном месте, далеко от Южной Африки… может быть, у меня дома… и тогда смогу поблагодарить его за то, что он спас Сару. А теперь он умер, ушел из жизни, так и не услышав ни слова благодарности от меня. – Все, что ты делал для нас, и есть твоя благодарность ему. Он бы именно так это и понял. Не терзайся по этому поводу – не сожалей. – Нет? Но ведь никакими доводами разума не притушить сожаления: сожаление – оно возникает непроизвольно, как и любовь. А сам тем временем думал о другом: «Немыслимая создалась ситуация – на свете нет ни единого человека, с кем я мог бы говорить обо всем так, как с этим Борисом, а ведь я даже не знаю его настоящего имени». С Дэвисом он говорить так не мог: половина его жизни была скрыта от Дэвиса, как и от Сары, которая понятия не имела о существовании Бориса. Однажды Кэсл даже рассказал Борису про ту ночь в отеле «Полана», когда он узнал насчет Сэма. Куратор все равно что священник для католика: бесстрастно выслушивает твою исповедь, в чем бы ты ни каялся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Почему Далай-лама агитирует за православие: интервью с Борисом Гребенщиковым В интервью с известным композитором и певцом Борисом Гребенщиковым затрагивается широкий круг вопросов – от религиозных аллюзий в творчестве до вариантов истолкования последней песни «Назад, в Архангельск». 6 февраля, 2012 В интервью с известным композитором и певцом Борисом Гребенщиковым затрагивается широкий круг вопросов – от религиозных аллюзий в творчестве до вариантов истолкования последней песни «Назад, в Архангельск». В интервью с известным композитором и певцом Борисом Гребенщиковым затрагивается широкий круг вопросов – от религиозных аллюзий в творчестве до вариантов истолкования последней песни «Назад, в Архангельск». Константин Корольков: Я приветствую всех, кто слушает нас. В студии Константин Корольков. Здравствуйте. Сегодня «Радио России» и портал «Богослов.Ru» пригласили в студию Бориса Гребенщикова. Мы поговорим о новом альбоме Бориса и группы «Аквариум» – «Архангельск», и затронем те темы, которые довольно редко можно услышать из уст Бориса. Борис Гребенщиков Борис Гребенщиков: Здравствуйте! К.К.: Поводом для разговора стало горячее обсуждение на ряде православных сайтов заглавной песни альбома «Архангельск». Я, вообще, всегда с интересом читаю анализ текстов Бориса, потому что… Б.Г.: Да, меня это всегда забавляет К.К.: Да, потому что анализировать тексты Бориса Гребенщикова, с моей точки зрения, дело интересное, но не очень благодарное. Б.Г.: Довольно рискованное. К.К.: Да. Довольно рискованное. Б.Г.: Потому что можно показать недостатки образования. К.К.: Ну, образования — не образования, но вот в песне «Назад в Архангельск» многие из тех, кто внимательно следит за твоим творчеством и пытается понять твои позиции в отношении Православия, увидели, что в этой песне заложен настоящий протест в отношении современной Русской Православной Церкви. И при этом говорится, что образом РПЦ является Вавилон, из которого нужно бежать назад в Архангельск, что Архангельск – это некое состояние средневековой чистоты, которая находится в конфликте с тем, что сейчас происходит в РПЦ и что олицетворяет Вавилон. А в действительности, они хотели бы знать, что ты подразумеваешь под образом «Вавилона», а что ты подразумеваешь под образом «Архангельска»?

http://pravmir.ru/pochemu-dalaj-lama-agi...

поиск:   разделы   рассылка Нина Горячковская-Панюшкина Прощальная встреча с батюшкой Борисом Развеевым Сегодня пошел 4-ый день моему духовнику, дорогому сердцу батюшке Борису Развееву. Долго он болел, но все мы, как и его родные , да и он сам, я думаю, многое время верили и надеялись, что вот-вот ситуация выправится и здоровье его пойдет на поправку. Но, увы. Мы, как говорится предполагаем, а Господь Бог располагает. И вот вчера в первый апрель – " никому не верь " – мы проводили в последний путь на земле нашего светлого Человека. Мне позвонила 30 марта где-то около 10 часов утра одна из духовных чад батюшки Нина Иванеева и сообщила скорбную весть – умер о.Борис. И я замолкла, в первый момент даже растерялась и не произнесла " Царствие ему Небесное " , а просто какая-то глухая тишина ворвалась и недоумение – а где же быть может чудо, на которое я все таки надеялась,а мой маленький внук Сережа, который узнав по телефону, что умирает батюшка, сказал: " Баба, ну он же сейчас живой, значит может и не умереть и поправится " . И я сказала ему – давай ты будешь стараться рисовать каждый день какую-либо картинку и мы будем посылать ее батюшке и так будет идти время, а в мае можно будет попробовать для него новое лечение. И тут же Сергуня нарисовал свою любимую черепашку, переправил мне по электронке, а я отправила ее на телефон батюшке. Пишу это и сама тут же думаю, может ерунду говорю и как будто батюшка мне говорит – да нет, это жизнь и может быть вот так нехитро мой брат Сергий( так он, нежно обнимая Серегу, его называл)проявляет ко мне свою любовь, а ты расскажи об этом. Когда мы с Леной Зыряновой, очень милой молодой женщиной ехали в поезде на похороны, то наши попутчицы – самарчанки узнав, что батюшку будут отпевать в храме Кирилла и Мефодия, удивились почему именно в этом храме, мол есть и более значимые в их городе. Ничего мы им не могли ни сказать, ни возразить, поскольку не было у нас иной информации, кроме той, что в таком вот поспешном порядке узнали от Лени Сердобинского о месте прощания с о.Борисом. А сейчас немного грустно от того, что такие симпатичные молодые жительницы своего города не знают, что в 2000-ом году завершились работы по возведению не только одного из крупнейших новопостроенных в Среднем Поволжье храмов, но самого крупного в России Собора в честь Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, располагающегося теперь в жилом массиве Самары – Приволжском и Солнечном микрорайонах. Рядом с Собором существует прекрасный бронзовый монумент высотой более 5 метров Вячеслава Клыкова(Царствие ему Небесное), посвященный братьям-просветителям славян. И здесь же находится Духовно-Просветительский Центр Кириллица при Кирилло-Мефодиевском Соборе г.Самары. А мы, приехав на вокзал, сели в такси и по дороге купили цветы – Лена желто-красные тюльпаны, а я – темно-бархатные розы.

http://religare.ru/2_85075.html

Там же. С. 70 (1433 г., Василий II с Василием Ярославичем Серпуховским); С. 76, 79 (1433 г., Василий II с Юрием Дмитриевичем Галицким); С. 90,93, 96, 98 (1436 г., Василий II с Дмитрием Юрьевичем Шемякой); С. 101, 104 (1439 г., Василий II с Василием Юрьевичем); С. 108, 111, 113, 116 (1441–1442 гг., Василий II с Дмитрием Юрьевичем); С. 122 (1445 г., Иван Андреевич Можайский и Михаил Андреевич Белозерский с Василием II); С. 124 (1445 г., Василий II с Иваном Андреевичем); С. 126 (1445 г., Василий II с Михаилом Андреевичем); С. 127 ((1447 г., Василий II с Михаилом Андреевичем); С. 131, 133, 136, 139 (1447 г., Василий II с Василием Ярославичем Серпуховским); С. 147 (1447 г., Василий II с Василием Ярославичем Суздальским); С. 166, 168 (1450 г., Василий II с Михаилом Андреевичем); С. 170, 174 (1450–1454 гг., Василий II с Василием Ярославичем); С. 181, 185 (1451–1456 гг., Василий II с Василием Ярославичем); С. 209, 211 (1462–1464 гг., Иван III с Михаилом Андреевичем); С. 214 (1464 г., Иван III с Михаилом Андреевичем); С. 218, 220 (1472 г., Иван III с Михаилом Андреевичем); С. 226, 228, 231 (1473 г., Иван III с Борисом Васильевичем Волоцким); С. 234, 236, 238, 240, 244, 246, 249 (1479 г., Иван III с Андреем Васильевичем Углицким); С. 254, 256, 259, 262, 265, 267 (1481 г., Иван III с Андреем Васильевичем); С. 270, 272, 274 (1481 г., Иван III с Борисом Васильевичем); С. 279, 282 (1482 г., Иван III с Михаилом Андреевичем); С. 295 (1483 г., Иван III с Михаилом Андреевичем); С. 318, 321 (1486 г., Иван III с Борисом Васильевичем); С. 325, 328 (1486 г., Иван III с Андреем Васильевичем); С. 333, 338 (1496 г., Иван Васильевич Рязанский со своим братом Федором Васильевичем); С. 417, 419 (1531г., Василий III с Юрием Ивановичем Дмитровским). Несколько смягченная трактовка этой нормы содержится в докончании Василия II с Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным (1434 г.): «А в Орду вы без моего веданья не слати никакими депы. А Ордами управливати самому, великому князю» С. 88). В основном грамоты с такой договоренностью относятся к князьям московского дома, но по мере усиления великих князей московских ограничения внешнеполитической деятельности распространяются и на суздальских князей 1448–1449 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Едино 190 же от многих, иже в конец лет его им сотворшее зде сокращенем вмале представлю словом. об. Некоему званием бывшу по реклу Богдану, от всего царска синклита первоближну и началосоветну при преславнаго царя Ивана очех, елма в державе и величайшая многи благородием бяху, неже той; превозлюблену же ему бывшу царем паче всех по угождению: сердце царя всегда о нем несытне горяше, и очи своя нань присно несовратне издаваше, устрелен срамною стрелою тайныя любве. Современен же сему и Борис той бяше тогда близостию ко царю, но первый втораго много излишествова 83 во славе, аще и совершенаго имени чиновска предиглагольный еще тогда не у бе венчан славою; другий же, перваго степенем царствия превозщед, послежде и зазлением, яко ногами на главу первому ста, весма и супружным усвоением со племенем бяше ему великий. По пришествии же времен и по самодержавных изменении и пременении в державах владеемых и превращении Борисом первых во царствии, обычаем сему, о нем же начатое слово зде, жизнь продолжися до иже Борис воцарися; в сонме же при велицем Феодоре об. с великими благородием сообращаяся купно, и ничим же прочих отщетеваем, во инех же и предерзая, еще же к первей чести Борисом и приложение некое немало имени прият, малом нечим не достигшу ему совершенства чина великих мирския славы. Прежде бо сих многа лета по смерти любящаго и безмерне царя вдале града царска во своих он пределех удаляем бываше от молв мира за наставшую о нем во царствии тогда бывшую крамолу 191 , преезжая от веси в весь, во обилии тамо и покои мнозе пребываше 84 вседомно, токмо святонаставшаго царя Феодора очес не виде и близ того вкупочинных си несопричастен присней славе, ниже на всяко время тою же бяше с ними услаждаем честию. В селопребывателных же местех бе снабдеваем Борисом темжде, до иже вся чювствия в земных о обновлениих утишением, яко сном, успоша и яже о нем особне во граде молвящее преста. По смерти бо тогда перваго царя новоукреплением во царствии сын его утвержашеся и о нем сильныя его, иже близу сущая, об. обновляхуся, крепяще же первобывшее, ближники царя пременивше вся; много бо розгласия тогда в земли бяше о людех царий ради. Но возвращу паки речь, от идеже недокончана оставих слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010