Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2004 г. Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2004 г. (Сабодан Виктор Маркианович; род. 23.11.1935, с. Марковцы ныне Хмельницкой обл., Украина - 05. 07. 2014, Киев), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ). Из крестьянской семьи. С 9 лет исполнял различные послушания при храме во имя арх. Михаила в родном селе. По окончании средней школы в пос. Меджибож учился в Одесской ДС (1954-1958). В 1958 г. поступил в ЛДА, к-рую окончил в 1962 г. со степенью канд. богословия за соч. «Христос Спаситель - Начальник мира». Преподавал в Одесской ДС, исполнял обязанности старшего помощника инспектора, одновременно занимал должность секретаря Одесского епархиального управления. 14 июня 1962 г. Херсонским и Одесским митр. Борисом (Виком) В. был рукоположен в состоянии целибата во диакона, 15 июня - во иерея, 26 авг. пострижен в монашество с наречением имени в честь равноап. кн. Владимира. В 1965 г. окончил аспирантуру при МДА, определен ректором Одесской ДС с возведением в сан архимандрита. В 1966 г. назначен зам. начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме . 23 июня 1966 г. В. определено быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии с поручением исполнения обязанностей представителя РПЦ при Всемирном Совете Церквей . Хиротонию В., совершенную 9 июля 1966 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры , возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Пимен (Извеков , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 28 нояб. 1968 г. В. был перемещен на Переяслав-Хмельницкое вик-ство Киевской епархии. С 20 марта 1969 г. епископ Черниговский и Нежинский, временно управлял Сумской епархией. В 1970-1973 гг. являлся ответственным редактором ж. «Православний bichuk» . 18 апр. 1973 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором МДАиС, 9 сент. возведен в сан архиепископа. С 18 апр. 1978 г. профессор МДА. 5 июня 1979 г. В. защитил в МДА магист. дис. «Экклезиология в отечественном богословии». 3 марта 1976 г. введен в состав Комиссии по вопросам христ. единства, в 1978 г. состоял членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества в РПЦ, в 1981-1988 гг. входил в комиссию по подготовке и проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси .

http://pravenc.ru/text/159072.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ (Шутак Василий Иванович; 15.08.1934, с. Копашнево Хустского р-на Закарпатской обл. УССР - 19.01.2000, г. Мукачево, Украина), архиеп. Мукачевский и Ужгородский. Из благочестивой крестьянской семьи. В 1950 г. окончил школу. В 1954 г. поступил послушником в Святой Троицы мужской монастырь в г. Хуст Хустской епархии. В 1957 г. по благословению Мукачевского и Ужгородского архиеп. Варлаама (Борисевича) был пострижен в монашество с именем Евфимий. В 1959-1963 гг. обучался в Одесской ДС. В 1962 г. во время учебы Одесским и Херсонским митр. Борисом (Виком) рукоположен во диакона. 23 февр. 1964 г. в Ярославле Нью-Йоркским и Алеутским митр. Иоанном (Вендландом) рукоположен во иерея. Назначен служить во Владимирскую ц. с. Харинского Мышкинского р-на Ярославской обл., затем служил в др. приходах Ярославской епархии. В 1977 г. возведен в сан игумена. 6 июня 1980 г. переведен в Мукачевскую и Ужгородскую епархию и назначен духовником в Вознесения Господня жен. мон-рь в с. Чумалеве Хустской епархии. С 1984 г. в сане архимандрита. В 1988 г. награжден правом ношения 2-го креста с украшениями. С февр. 1988 г. член епархиального совета. 28 июля 1989 г. Е. был хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. Хиротонию в Свято-Владимирском кафедральном соборе Киева возглавил Киевский и Галицкий митр. Филарет (см. Денисенко М. А.), в хиротонии участвовали также Львовский и Дрогобычский митр. Никодим (Руснак , ныне Харьковский и Богодуховский) и др. архиереи. 29 июля 1994 г. решением Свящ. Синода из Мукачевской епархии была выделена самостоятельная Хустская и Виноградская епархия , титул епископа Мукачевского и Ужгородского не изменился. 16 июля 1996 г. Е. был возведен в сан архиепископа. Похоронен в мукачевском женском мон-ре свт. Николая Чудотворца. Лит.: Наречение и хиротония архим. Евфимия (Шутака) во еп. Мукачевского и Ужгородского//ЖМП. 1990. 4. С. 12-14. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Паканич Иван Иванович; род. 25 08. 1967 г.), архиепископ Бористольский, первый викарий Киевской епархии

http://pravenc.ru/text/187719.html

26 января 1946 года саратовские ученые-геологи, открывшие в октябре 1941 года Елшанское газовое месторождение и подготовившие сразу после Победы пуск газопровода для газификации Москвы, были удостоены Сталинской премии I степени. В этой награде — не только самоотверженная работа наших ученых, но и безвестный, малозаметный труд сотен людей, строивших топливную трассу, среди которых был и отец Нил (Позднев). В 1946 году отец Нил вернулся к церковному служению, которое было прервано за полтора десятилетия до этого. У него появилась, наконец, возможность приступить к пастырскому служению. В 1947 году он принят в штат Крестовой церкви при Саратовском епархиальном управлении, в 1948 году епископом Саратовским и Вольским Борисом (Виком) рукоположен во иеромонаха, и на следующий год после практики при Крестовой церкви иеромонах Нил был назначен к Казанскому храму Петровска штатным клириком. В этом храме он прослужит до самой своей смерти. В 1951 году отец Нил был награжден набедренником, в 1954 году — наперсным крестом. В приходских документах сохранилась характеристика на отца Нила. В ней сказано, что он «служил примерно, безупречно и достойно». А прихожане вспоминают, какой любовью и уважением пользовался пастырь среди жителей города Петровска. Дочь тех самых Мещеряковых, Дмитрия Гавриловича и Анны Семеновны, которые приютили когда-то отца Нила у себя, вспоминала: «Это был настоящий Божий человек. К нему приходило много людей с разными вопросами, он с ними беседовал. Всем помогал, очень часто навещал больных. Его все очень любили и, когда после службы он выходил из храма, многие подходили к нему под благословение». Сохранились свидетельства о благотворительности отца Нила. Как большинство священнослужителей тех лет, он не имел большого дохода, но чем мог — деньгами, продуктами — помогал людям, близкие которых не вернулись с войны. Иеромонаха Нила почитали как опытного духовного руководителя. Батюшка был близко знаком со священноисповедником Иоанном (Калининым), Оленевским чудотворцем, который называл петровского подвижника великим молитвенником. Своим духовным чадам отец Нил говорил: «Прибегайте чаще к Божией Матери, доверяйте Ей свою душу, рассказывайте Ей, как родной матери, просите Ее обо всем». Прихожане, переиначивая его монашеское имя, называли своего пастыря «батюшка Мил» — потому что он был мил всем людям.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/06/truzhe...

Ленинградский протоиерей Михаил Славнитский, сопровождавший делегацию, также составил для Совета по делам Русской Православной Церкви «Хронику пребывания в Москве, Киеве, Одессе и Ленинграде делегации Финляндской Православной Церкви». Он отмечал прекрасную организацию приема гостей в Одессе архиепископом Херсонским и Одесским Борисом (Виком) и крайне плохую в Киеве, где финнам епископ Переяслав-Хмельницкий Нестор (Тугай) подарил по альбому фотографий местных достопримечательностей ценой по 15 рублей. Неприятный инцидент произошел и в Ленинградской духовной академии, где епископа Павла вывел из терпения своими вопросами А.Ф. Шишкин, преподаватель и сотрудник администрации. Известно, что 7 июля епископ Павел (Олмари) в Преображенском храме, что на Преображенской площади в Москве, участвовал в архиерейской хиротонии Павла (Голышева) во епископа Молотовского и Соликамского. Протоиереем Славнитским особо отмечалось, что гости были очень довольны подарками (в основном это были изделия из серебра: подстаканники, сервизы и т.д.). На прощание был устроен хороший банкет, во время которого глава финской делегации обратился с такими словами: «Теперь действительно лед тронулся, и отношения между Русской и Финляндской Православными Церквями будут новыми и хорошими» . Имеются также интересные сведения о подробностях встречи Павла (Олмари) с патриархом Алексием I в его резиденции в Одессе. Владыка Павел спросил у Святейшего: «Почему у Вас так много приставлено к нам гражданских лиц? Вероятно, они следят за нами?» Патриарх спросил, кого он имеет в виду, и услышал, что есть подозрения (как сейчас выясняется, оправданные) в адрес переводчика П.И. Кувало и В.В. Зайцева. Также гость критически отметил скудость выпускаемой церковной литературы , на что получил ответ: «Мы печатаем то, что нам надо. Массовую литературу мы не выпускаем потому, что не имеем своей типографии, нам не препятствуют ее иметь, но нам затруднительно ее организовать (помещение и проч.)» . В своих впечатлениях о поездке в Советский Союз участники делегации кратко отмечали свое отношение к восстановлению молитвенно-канонического общения, в основном они были очень официальны: «Финляндская Православная Церковь приняла без всякого предубеждения братское предложение Святейшего Патриарха Алексия восстановить молитвенное общение между Финляндской и Русской Православной Церковью» . Финским гостям особенно запомнились торжественные богослужения в Богоявленском Елоховском соборе, а также встречи с митрополитом Николаем (Ярушевичем). Так, Симо Хяркенен писал: «Нам особенно запомнился торжественный момент, когда митрополит, стоя у Царских врат, произнес обращенную к нам, финнам, взволнованную и теплую речь о восстановлении молитвенного общения между Русской и Финляндской Церквами. В тот момент мы почувствовали в своих сердцах, что общение действительно восстановилось» .

http://bogoslov.ru/article/5418350

По окончании обширной реконструкции 26 октября 1953 собор был освящен архиепископом Борисом (Виком). Свято-Владимирская домовая церковь на Находштрасе в войну сильно пострадала от бомб и после своего восстановления действовала до 1978 как немецкая община в юрисдикции Московского Патриархата. Хотя собор попал в западный сектор города, настоятель признал юрисдикцию Московского Патриархата после приходского собрания, составленного из советских солдат. Берлинскую кафедру возглавил архиепископ Брюссельский Александр (Немоловский), живший сперва при Тегельской, а затем при Потсдамской церкви (см. 26). С этого времени настоятелями Воскресенского кафедрального собора всегда были архиереи Московского Патриархата, которые часто менялись и контролировались КГБ. С 1951 они проживали на вилле в районе Карлсхорст, в котором размещалось командование советскими оккупационными войсками. На вилле была устроена домовая церковь. С 1992 причт собора возглавляет архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский). Общее число прихожан приблизилось к 2000 человек и постоянно растет за счет новых эмигрантов. Около 10 % богомольцев составляют православные немцы, для которых с 1951 свершаются службы на немецком языке. На этом же языке проходят занятия в открытой в 1997 воскресной школе. Клир состоит из двух священников и трех диаконов. Все усилия РПЦЗ вернуть здание встречали после войны противодействие со стороны властей Западного Берлина. На сегодня этот вопрос закрыт, и РПЦЗ в 2003 согласилась приспособить для богослужения протестантскую кирху на кладбище, куда хотела переехать из небольшой квартиры Покровская община, но этот план сорвался. Пятикупольный собор, в 2000 признанный памятником архитектуры, стоит на краю площади, на небольшом возвышении, среди зелени, и отличается простой композицией: центральный четверик завершен закомарами и увенчан световым барабаном с шлемовидным куполом, покрытым темной медью. К основному объему примыкают боковые низкие притворы. Гладкие светлые стены расчленены лопатками и прорезаны высокими полуциркульными заглубленными окнами. Входной портал оформлен аркой, опирающейся на две колонны, и украшен иконой и крестом. На восточном фасаде возвышается звонница.

http://sobory.ru/article/?object=24490

В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора, который представляет собой хорошо выполненную репродукцию Нерукотворного Образа Спасителя кисти преподобного Андрея Рублева со стены Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Вплоть до 16 марта 2001 года Свято-Троицкий храм являлся кафедральным собором Саратовской епархии Русской Православной Церкви. Видимо, тогда же, в 1947 году, Преосвященнейший Борис, епископ Саратовский и Вольский, который до назначения в Саратов занимал Черниговско-Нежинскую кафедру, передал в Свято-Троицкий собор ростовую икону святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, с частицей его святых мощей. В 1942 году архиепископом Григорием (Чуковым) был совершен Чин Великого освящения верхнего, Троицкого храма, в 1948 году епископом Борисом (Виком) - нижнего Успенского. В 1948 году вокруг храма была выстроена кирпичная ограда. В 1950 году под руководством настоятеля собора протоиерея Иоанна Цветкова в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П.Л. Париловым. 45 росписей трапезных верхнего, Троицкого храма исполнены также в стиле XVII века тем же иконописцем - П.Л. Париловым. В конце 1954 года был сооружен новый трехъярусный иконостас и в нижнем, Успенском храме собора. Здесь выдержан тот же стиль XVII века и удачно воспроизведены некоторые детали иконостаса Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря. В 1954 году подвал собора был засыпан и перекрыт плитами. Согласно постановлению Совета Министров РСФСР 1327 от 30 августа 1960 года Свято-Троицкий храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В 1972-1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа.

http://sobory.ru/article/?object=02694

То же самое могу сказать и вам. Выбор пути Я родился в 1928 году и еще успел застать относительно благополучную жизнь нашей семьи. Мой отец, священник Владимир Спиридонов, служил в храме села Михайловка неподалеку от Турков, являлся благочинным. Помню, к нам часто приезжали священники. Особенно много их гостило на Прощеное воскресенье. Как красиво они пели! А потом отца арестовали. Нас из приходского дома выгоняли буквально ногами. Перины вспарывали шашками, резали наволочки… Поиздевались вволю. И никто в деревне не захотел принять семью опального священника. Так велик был страх у людей. Мы жили в землянке. Там я простыл, заболел корью. Моя мама, уже схоронившая двоих из своих пятерых детей, потом говорила: " Думала, что ты умрешь " . Но я выжил, правда, стал глуховат. Учиться впоследствии было трудно. Но еще труднее было перенести голод 1933 года. Мама пухла. Мы со старшим братом Игорем ходили по селу в поисках еды. Зайдешь в дом, а там покойник. Трупы лежали даже на улицах. Много было жертв. А ведь вокруг плодороднейшая прихоперская земля… Мы переехали в Турки, заняли пустующий священнический дом. Помню, тогда с местной церкви снимали колокола. Перспектив никаких. Мама сочла за благо перебраться в Саратов. В Глебучевом овраге возле Привалова моста она купила дешевенькую хибарку. Мебелью служили пустые ящики, принесенные с ближайших свалок. Перед войной из тюрьмы вернулся отец. Служил пожарным. Когда начались налеты немецкой авиации на Саратов, работы у него было много. А во второй половине 1942 года за отцом приехали снова. Мать запричитала, но в этот раз молодые люди в черных костюмах вели себя несколько иначе. Уезжая, сказали: " Мать, не плачь. Мы его сейчас привезем " . И правда, скоро они вернулись. Отец в слезах. Говорит: " Мотя, радуйся, открывается собор " . Папа открывал Троицкий собор с епископом Борисом (Виком). Ажиотаж был невероятный. Я, тогда уже школьник, как сейчас помню эту заполненную народом площадь возле собора. Микрофонов, конечно, не было. Но у папы и Владыки Бориса были сильные голоса. Они проповедовали. Отец сказал с воодушевлением: " Я буду старостой " . И пошел с тарелкой по огромной толпе. И Владыка пошел. Люди отдавали все, что было: военные снимали с себя часы, женщины — серьги. Несколько мешков набрали одних бумажных денег.

http://pravoslavie.ru/37317.html

12 июня 1938 года состоялось торжественное освящение собора, которое возглавил возглавил первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) в присутствии представителей Сербской и Болгарской Православной Церквей. Приветствия в этот день прислали Патриарх Антиохийский, архиепископы Афинский и Кипрский. В 1945 году Воскресенский собор оказался в западном секторе города. Настоятель, протоиерей Димитрий Кратиров, признал юрисдикцию Московского Патриархата после приходского собрания, составленного из советских солдат. При этом собор остался собственностью города. Посетивший Берлин протопресвитер Николай Колчицкий отметил: «Среди общих развалин вокруг храм оказался почти уцелевшим; имеется только маленькая пробоина в куполе и выбиты стекла, но сейчас храм находится в полном порядке». Настоятелями Воскресенского кафедрального собора после этого были правящие архиереи Берлинской епархии Московского Патриархата. С 1951 года кроме восточнославянского в соборе свершаются службы на немецком языке. По окончании обширной реконструкции 26 октября 1953 года собор был освящён архиепископом Борисом (Виком). Позднее было много встреч представителей Русской православной церкви с мэром города по вопросу приобретения Собора в собственность Берлинской епархии Московского Патриархата, которые заканчивались отказом со стороны городского управления. Попытки Русской зарубежной церкви вернуть себе собор успехом не увенчались. В 2000 году Воскресенский собор был признан памятником архитектуры. В 2008 году ответственный по взаимоотношениям Берлинской епархии РПЦ МП с правительством Германии и общественностью, игумен Даниил (Ирбитс), возобновил переговоры с мэрией Берлина о приобретении собора в собственность Московской Патриархии. В 2010 году городские власти согласились продать собор и находящуюся под ним землю Берлинской епархии РПЦ МП в собственное владение, сделка была оформлена в начале 2011 года. Архитектура и интерьер [ править править код ] Пятикупольный собор стоит на краю площади, на небольшом возвышении, среди зелени, и отличается простой композицией: центральный четверик завершён закомарами и увенчан световым барабаном с шлемовидным куполом, покрытым тёмной медью. К основному объёму примыкают боковые низкие притворы. Гладкие светлые стены расчленены лопатками и прорезаны высокими полуциркульными заглубленными окнами. Входной портал оформлен аркой, опирающейся на две колонны, и украшен иконой и крестом. На восточном фасаде возвышается звонница.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

С Патриархом Пименом в Переделкино, у гостиницы. Рождество Христово 1973 года 4 апреля 1958 года Николай был пострижен в монашество наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Пименом (Извековым) с наречением имени в честь преподобного Никиты Боровского, ученика преподобного Сергия. Рукоположен во иеродиакона 18 июля 1958 года в Успенском соборе лавры архиепископом Херсонским и Одесским Борисом (Виком), во иеромонаха — 7 апреля 1973 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Патриархом Московским и всея Руси Пименом. Возведен в сан игумена в 1982-м году, в сан архимандрита — в 1988-м году. Более 40 лет, с 1959 по 2001 год, отец Никита нес послушание в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Москвы. Он был назначен духовником богомольцев, что стало его основным послушанием до конца жизни «В Патриархии я были дежурным, и дворником, и грузчиком, и ночным сторожем, и полотером — делал все, что поручали», — рассказывал отец Никита. В лавру архимандрит Никита вернулся 22 ноября 2001 года. Здесь он был назначен духовником богомольцев, что стало его основным послушанием до конца жизни. Отцу Никите посчастливилось общаться с такими подвижниками благочестия, как Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II, митрополиты Николай (Ярушевич) и Иосиф (Чернов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин). От них он воспринял опыт пастырского служения и молитвенного делания. Архимандрит Никита (Пронин) и архимандрит Кирилл (Павлов) Батюшку отличали удивительная кротость и смирение. В преклонных годах в сане архимандрита он показывал пример братии, помогая трудникам убирать в трапезной столы после ужина. При этом он как-то сказал: «Ведь я уже 45 лет священник. Да, за это время много я тут съел, в трапезной, а много еще и с собой унес… Простите меня!» Старец любил повторять: «Я как был пастухом, так пастухом и остался». Иногда называл себя «паршивеньким мальчонкой». Однажды келейник отца Никиты стал невольным свидетелем ночного молитвенного подвига старца: батюшка встал в полночь на молитву со словами: «Они сильные, пусть спят. А мы слабые, поэтому нам надо молиться». И «слабый» отец Никита простоял на молитве до 5 часов утра.

http://pravoslavie.ru/147874.html

Безусловно, храм производил впечатление здания, выстроенного в целостном архитектурном стиле. В проектах Ю.Н. Терликова не чувствовалось эклектики, присущей архитектурному историзму XIX столетия. Архитектура двух Никольских храмов основана не на припоминании византийских образцов, а на целостной стилизации в духе византийского зодчества. Историзм эклектического характера сменяется более утончённым и выдержанным историзмом новой эпохи в искусстве – эпохи модерна. На грани модерна и привычного историзма Юрий Николаевич Терликов проектирует здание Покровской старообрядческой церкви, которую после Указа о веротерпимости начинают строить хвалынские купцы. Главными попечителями строительства, начавшегося в 1906 году, стали купцы Е.Н. Буянов, М.С. Кузьмин, В.С. Абакумов. В 1914 году полностью выстроенный храм был освящён. Его настоятелем был назначен священник Иоанн Карпович Исаичев, впоследствии последний Саратовский старообрядческий епископ Иоанникий († 1937), расстрелянный в застенках НКВД. В 1931 году богослужения в Покровской церкви были прекращены по требованию властей. В течение следующих нескольких лет была разобрана колокольня и уничтожены купола. В храме разместился склад консервного завода. В 1946 году Покровский храм был передан воссозданной православной общине города и переосвящён Саратовским епископом Борисом (Виком) в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 27 . Однако торжеству модерна в русской архитектуре предшествовало ещё одно течение, которое вышло из границ историзма. Это так называемый кирпичный стиль, разнообразный и неоднородный, который на русской почве обогатился национальными элементами и стал называться стилем императора Александра III. Кирпичный стиль – своеобразное архитектурное направление, выразившееся в полной замене лепных украшений более рациональным кирпичным декором. В фасадах зданий произвольно сочетались мотивы разностильного декора, восходящего к средневековым русским, романским, готическим, византийским прототипам. С помощью неоштукатуренного, иногда окрашенного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010