В 1948 году епископом Борисом (Виком) был совершен чин великого освящения нижнего, Успенского, храма. В том же году вокруг храма была выстроена кирпичная ограда. В 1950 году под руководством настоятеля собора, протоиерея Иоанна Цветкова, в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас , изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П. Л. Париловым. Им же в том же стиле были исполнены 45 росписей трапезных верхнего храма. В 1954 году подвал собора был засыпан и перекрыт плитами. В конце того года был сооружен новый трехъярусный иконостас и в нижнем храме. Здесь также выдержан стиль XVII века и удачно воспроизведены некоторые детали иконостаса Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря . Согласно постановлению Совета Министров РСФСР 1327 от 30 августа 1960 года храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В 1972 - 1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа. Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора . До 1988 года вход на колокольню оставался заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение. Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского) , " в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку - не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол - целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: «Вот видите, им дали, а они до чего довели». " 26 июня 1988 года в верхнем и нижнем храмах при огромном стечении народа проходили торжества, связанные с празднованием в Саратове 1000-летия Крещения Руси . 27 апреля 1989 года собор приобрел в Воронеже четыре колокола для колокольни, затем еще два: один весом в 1200 кг и другой весом в 150 кг. 21 октября того же года эти колокола огласили город своим мощным звучанием. Это был первый колокольный звон, официально разрешенный в Саратове после десятилетий гонений и запретов.

http://drevo-info.ru/articles/24868.html

Ленинградский протоиерей Михаил Славнитский, сопровождавший делегацию, также составил для Совета по делам Русской Православной Церкви «Хронику пребывания в Москве, Киеве, Одессе и Ленинграде делегации Финляндской Православной Церкви». Он отмечал прекрасную организацию приема гостей в Одессе архиепископом Херсонским и Одесским Борисом (Виком) и крайне плохую в Киеве, где финнам епископ Переяслав-Хмельницкий Нестор (Тугай) подарил по альбому фотографий местных достопримечательностей ценой по 15 рублей. Неприятный инцидент произошел и в Ленинградской духовной академии, где епископа Павла вывел из терпения своими вопросами А.Ф. Шишкин, преподаватель и сотрудник администрации. Известно, что 7 июля епископ Павел (Олмари) в Преображенском храме, что на Преображенской площади в Москве, участвовал в архиерейской хиротонии Павла (Голышева) во епископа Молотовского и Соликамского. Протоиереем Славнитским особо отмечалось, что гости были очень довольны подарками (в основном это были изделия из серебра: подстаканники, сервизы и т.д.). На прощание был устроен хороший банкет, во время которого глава финской делегации обратился с такими словами: «Теперь действительно лед тронулся, и отношения между Русской и Финляндской Православными Церквями будут новыми и хорошими» . Имеются также интересные сведения о подробностях встречи Павла (Олмари) с патриархом Алексием I в его резиденции в Одессе. Владыка Павел спросил у Святейшего: «Почему у Вас так много приставлено к нам гражданских лиц? Вероятно, они следят за нами?» Патриарх спросил, кого он имеет в виду, и услышал, что есть подозрения (как сейчас выясняется, оправданные) в адрес переводчика П.И. Кувало и В.В. Зайцева. Также гость критически отметил скудость выпускаемой церковной литературы , на что получил ответ: «Мы печатаем то, что нам надо. Массовую литературу мы не выпускаем потому, что не имеем своей типографии, нам не препятствуют ее иметь, но нам затруднительно ее организовать (помещение и проч.)» . В своих впечатлениях о поездке в Советский Союз участники делегации кратко отмечали свое отношение к восстановлению молитвенно-канонического общения, в основном они были очень официальны: «Финляндская Православная Церковь приняла без всякого предубеждения братское предложение Святейшего Патриарха Алексия восстановить молитвенное общение между Финляндской и Русской Православной Церковью» . Финским гостям особенно запомнились торжественные богослужения в Богоявленском Елоховском соборе, а также встречи с митрополитом Николаем (Ярушевичем). Так, Симо Хяркенен писал: «Нам особенно запомнился торжественный момент, когда митрополит, стоя у Царских врат, произнес обращенную к нам, финнам, взволнованную и теплую речь о восстановлении молитвенного общения между Русской и Финляндской Церквами. В тот момент мы почувствовали в своих сердцах, что общение действительно восстановилось» .

http://bogoslov.ru/article/5418350

То же самое могу сказать и вам. Выбор пути Я родился в 1928 году и еще успел застать относительно благополучную жизнь нашей семьи. Мой отец, священник Владимир Спиридонов, служил в храме села Михайловка неподалеку от Турков, являлся благочинным. Помню, к нам часто приезжали священники. Особенно много их гостило на Прощеное воскресенье. Как красиво они пели! А потом отца арестовали. Нас из приходского дома выгоняли буквально ногами. Перины вспарывали шашками, резали наволочки… Поиздевались вволю. И никто в деревне не захотел принять семью опального священника. Так велик был страх у людей. Мы жили в землянке. Там я простыл, заболел корью. Моя мама, уже схоронившая двоих из своих пятерых детей, потом говорила: " Думала, что ты умрешь " . Но я выжил, правда, стал глуховат. Учиться впоследствии было трудно. Но еще труднее было перенести голод 1933 года. Мама пухла. Мы со старшим братом Игорем ходили по селу в поисках еды. Зайдешь в дом, а там покойник. Трупы лежали даже на улицах. Много было жертв. А ведь вокруг плодороднейшая прихоперская земля… Мы переехали в Турки, заняли пустующий священнический дом. Помню, тогда с местной церкви снимали колокола. Перспектив никаких. Мама сочла за благо перебраться в Саратов. В Глебучевом овраге возле Привалова моста она купила дешевенькую хибарку. Мебелью служили пустые ящики, принесенные с ближайших свалок. Перед войной из тюрьмы вернулся отец. Служил пожарным. Когда начались налеты немецкой авиации на Саратов, работы у него было много. А во второй половине 1942 года за отцом приехали снова. Мать запричитала, но в этот раз молодые люди в черных костюмах вели себя несколько иначе. Уезжая, сказали: " Мать, не плачь. Мы его сейчас привезем " . И правда, скоро они вернулись. Отец в слезах. Говорит: " Мотя, радуйся, открывается собор " . Папа открывал Троицкий собор с епископом Борисом (Виком). Ажиотаж был невероятный. Я, тогда уже школьник, как сейчас помню эту заполненную народом площадь возле собора. Микрофонов, конечно, не было. Но у папы и Владыки Бориса были сильные голоса. Они проповедовали. Отец сказал с воодушевлением: " Я буду старостой " . И пошел с тарелкой по огромной толпе. И Владыка пошел. Люди отдавали все, что было: военные снимали с себя часы, женщины — серьги. Несколько мешков набрали одних бумажных денег.

http://pravoslavie.ru/37317.html

На этом характеристика кончилась. Патриарх поднялся; по обычаю помолились перед голосованием. Голоса отбирали, начиная с младших по хиротонии,– с меня. Единогласно согласились. Итак, о.Борис - избранный епископ После, между м[итрополитом] Алексием Ленинградским и арх[иепископом] Алексием Казанским был разговор, к которому подошел я: очень возмущались нынешними монахами, которые, не смущаясь, просятся в епископы, высказывают нежелание идти туда или сюда и т. п. Тут вина и во мне, что я вовремя его не одергивал. Но о. Колчицкий говорил, что в Сталино есть 2 протоиерея-академиста, которые спуска ему не дадут, и это для него будет полезно. Я написал ему телеграмму-молнию: «Сегодня состоялось назначение Вас епископом Ворошиловградским. Поздравляю. Хиротония в Москве. Приезжайте незамедлительно. А. Г.». Но о. Н. Ф. Колчицкий после заседании по телефону стал согласовывать это с Советом, и получилось недоразумение: там сказали, что речь была вообще о посвящении Бориса, но не было указано место; по их мнению, наиболее желательно прежде всего назначить в Чернигов. О. Колчицкий хотел лично побывать в Совете и переговорить: если они не особенно настаивают на Чернигове, то лучше бы не расстраивать «дедушку» и оставить Ворошиловград. Колчицкому не хочется пускать Бориса в свою (Колчицкого) родную епархию. 24 марта . С утра получил деньги – 20 т[ысяч] – по аккредитивам и отвез Патриарху. Тот сообщил, что с Виком положение несколько изменилось. Совет настаивает на замещении прежде всего кафедры Черниговской. Поэтому порешили назначить Вика в Нежин – викарием Черниговским – и поручить ему временное управление епархией. Ленинград[ский] митрополит предлагал не упоминать об управлении епархией, чтобы это управление поручил ему экзарх, а то, пожалуй, Борис при его самоуправстве и считаться не будет с экзархом, но все-таки решили написать о поручении управления, а в указе упомянуть о том, что Экзарх укажет пределы... Поэтому моя телеграмма пошла только сегодня и без указания места назначения: «Состоялось назначение Вас епископом. Поздравляю. Приезжайте незамедлительно». Также и о. Колчицкий официально сообщил, что предлагается явиться в Патриархию, захватив клобук, митру, мантию и панагию.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Каждый шаг стоил невероятных усилий: тело отказывалось слушаться, оно мстило за то, что вызванные откуда-то из глубин организма силы не были использованы. Ища выхода, эти силы обернулись теперь против своего хозяина. 41 – Цифры внушительные. – Петерс, сидящий на краю письменного стола, снова заглянул в ремингтонированный листок. «Всего изъято: винтовок – 6 626, патронов – 14 895, револьверов – 644… пулеметов… бомб… пироксилиновых шашек…» Список был длинным. – Ладно… – зампред отложил бумагу. – С посольствами ясно. Теперь о бумагах, что, ты говорил, у тебя? – Большая часть относится к так называемому Национальному центру. – Блюмкин прошелся по кабинету. – К этой записке, когда на Лужском секрет снял офицера, прибавилось еще несколько бумаг, подписанных этим Виком… Тут, безусловно из всего, действуют кадеты и белогвардейцы. Офицерская организация. – Широко разветвленная организация, охватывающая Москву, Петроград и, безусловно, мятеж в Красной Горке… И все говорит о том, что при всех этих цифрах, – по тяжелому, с резкими крупными чертами лицу Аванесова пробежала усмешка, – мы очень еще не докопали за прошлую ночь, точнее – не докопали твои ребята, Блюмкин. – Твою мать! – Петерс поднялся со стола – Пятнадцать тысяч человек всю ночь чесали город, а что в результате? В результате сегодня с утра – попытка взорвать Череповецкий мост. И ведь здорово поврежден! Сейчас его уже ремонтируют под охраной… А где этот Вик, так его разэтак… Проехались по вершкам. – Корешки сидят пока крепко. Не горячись, товарищ Петерс… Лучше моих ребят не прочесал бы города и сатана. Если через неделю мы не украсим собой фонарей где-нибудь на Александровской, что не вполне исключено, то доберемся и до Вика… 42 Свернутых в квадратики листков бумаги оказалось так много, что только уже просмотренные завалили большую часть стола. Странная шифровка, напоминающая соединенные строчки глаголицы, неизменно повторялась на каждом из них. Превозмогая головную боль, Олька развернул очередной листок: снова то же самое.

http://azbyka.ru/fiction/derzhatel-znaka...

После ареста священника был допрошен председатель сельсовета, который показал: «Активность церковников заключается в следующем. Ежегодно при выгоне скота в поле совершаются молебны. Такой молебен был весной 1929 года. Я, как председатель сельсовета, пытался его не допустить, но протопоповским ВИКом было выдано разрешение. Ходатаями... явились жена члена сельсовета, мать члена сельсовета и жена рабочего коломенского завода. Кроме того, все собрания верующих по церковным делам проводятся без ведома сельсовета, таковой даже и не ставится о них в известность. Антирелигиозная работа в незначительном размере велась в прошлом году, потом все как-то распалось, и до сих пор в этой области работы не было. Только недавно организована в селе изба-читальня, которая стала в большом количестве привлекать молодежь. Несмотря на то, что девяносто процентов населения работает на коломенском заводе... село отличается необыкновенной религиозностью, аккуратно справляются все церковные праздники, священник Калабухов всегда в почете. Результат религиозности можно видеть из следующего факта. У гражданки Клавдии умерла мать, она хотела хоронить ее по-граждански, против нее резко восстали все остальные родственники и не дали ей провести гражданских похорон, ими же был введен в заблуждение и я... Поп Калабухов с целью иметь для себя оправдание заставил родственников взять для себя письменное разрешение из сельсовета, они пришли ко мне и стали просить такую бумажку, причем ими было заявлено, что церковные похороны разрешены административным отделом, где они были. В свою очередь я справился по телефону в административном отделе, где мне было дано разъяснение уговорить какую-либо сторону, но так как большинство было настроено за церковные похороны, мною было выдано письменное разрешение, которое они передали попу. Имел ли я право выдавать таковое и насколько правильно я поступил в этом деле, я разобраться не мог. Вечером в этот же день я хотел это разрешение взять у попа обратно и поручил это сделать секретарю сельсовета, но ему поп его не дал, так оно у него и осталось» .

http://fond.ru/kalendar/226/ioann/

Потом Мелик-Адамова, барона Таубе, Иванова, Вартанова. После пошли играть в крокет. Я с Снарским, князем Геловани и Коленкиным. Ольга с князем Гурамовым, Мелик-Адамовым и Чихачевым. Завтракали и обедали с Папа и Мама. В 2.15 Папа, Анастасия, Алексей и я в одном моторе, Ольга и Мария в другом поехали в Красное на Военное поле, где был смотр 1-й Кавалерийской дивизии, 1-й Лейб-Уланской Петроградской, 1-й Гусарской Сумской и 1-й Донской Казачьей, кроме московских, бр[игад]. Очень было хорошо. Завтра они направляются на войну, бедные душки. Всю дорогу через весь лагерь стояли запасные гвардейские батальоны. Масса солдат. Страшно тепло. Вернулись к чаю. После катались с Изой, Марией и Анастасией. После обеда катались с Папа в открытом моторе по Павловску. Говорила по телефону с Снарским и Гурамовым. Мама неважно себя чувствует. Из дневника Ольги Николаевны Вторник, 7 июля В «Знамение» и в лазарет. Перевязала Генячу 134-го Феодосийского полка, рана правой голени, Богаева 3-го Новороссийского драгунского полка, рана левого бедра, Николкина 6-го Сибирского стрелкового полка, рана правого бедра. После Побаевского, Мгебриева, Малыгина и сняла повязку Чихачеву. После в крокет – я с князем Гурамовым, Виком и Мелик-Адамовым, а Татьяна с Снарским, Токой и Чихачевым. Ужасно жарко и душно. Завтракали с Мама в комнате. Папа в Кронштадте. Был на «Олеге» и «Богатыре». Мы днем ездили в Большой дворец, а в 6 часов с Триной катались. Встретили Елену и так далее. Вечером Папа читал почти до 12 часов Беломора 433 «Ясновидящий», интересно. Мама так себе. 13,5 тепла вечером, а днем лил дождь, временами издали гроза. Среда, 8 июля Мы 2 в лазарет. Перевязала Середу, Лихванчикова и Прохожева 92-го Печерского полка, рана груди. После Мелик-Адамова, Шеленкова, Хирьякова, Потулова, Вартанова, ему вытягивали ногу, и Исакова 94-го Енисейского полка, культя правого бедра. Алексей был. В 12.30 мы с Папа и Мама поехали к церкви и на площади был большой молебен и крестный ход, для войны. Помоги, Боже. Трогательно и жарко.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

48 Об этом событии баски, которые называли себя эскальдуна-ками, впоследствии сложили песню: «Раздался крик среди гор эс-кальдунаков, и баск, стоя перед своими воротами, преклонил слух свой и сказал: кто идет это, что это значит?.. Это глухой шум от приближающейся армии [Карла]. Наши ответили на него с вершины гор, они затрубили в рога; баск острит свои стрелы... Соединим наши жилистые руки, оторвем эти скалы, скатим их с вершины гор на их головы. Дави их, стреляй их! Да и что им делать в наших горах, этим людям Севера? Зачем они пришли возмутить мир наш?.. Но скалы, скатываясь, падают; они давят войско, струится кровь, трепещутся тела. О, сколько раздавлено костей! Какое море крови!.. Король Карл скачет в сильном беспокойстве... Бегите, бегите! А теперь, эскальдунаки, оставим скалы; сойдем поспешно, пошлем стрелы в тыл бегущим. Они бегут, они бегут! Где же лес копий? Где эти разноцветные знамена, веявшие посредине? Не блестят уже их оружия, испачканные кровью... Нет уже ни одного, кончено... Горец, ты можешь теперь возвратиться... обнять жену и твоих малюток, спрятать их с твоим рогом... Ночью орлы прилетят клевать раздавленные тела, вечно будут белеть все эти кости» (Цит. по: Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М., 1986. С. 298.). 49 Поражение в Ронсевальском ущелье не остановило Карла в его намерениях вести войну. Уже в 781 г. Аквитания стала отдельным королевством, во главе которого был поставлен младший сын Карла Людовик. В 90-е годы новым королем Людовиком были предприняты кратковременные походы за Пиренеи, в результате чего появился укрепленный рубеж Испанская марка, состоящий из укрепленной пограничной области с городами Героной, Урхелем и Виком. В 801 г. был захвачен арабский город Барселона, ставший главным центром Испанской марки, затем, в 806 г. – подчинение Памплоны. 50 Карл неоднократно вторгался в Бретань, страну кельтского племени бриттов (бретонцев), обкладывая их данью. Повидимому, здесь Эйнхард говорит о кратковременной победе Аудульфа, осуществленной им в 786 г.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Дочь Кевина, Делани, связалась с владельцами ранчо. И в дом ковбоя прибыл специальный гость.  Кевин улыбался, когда гладил Вика и кормил с рук. Дженнифер рассказала, что конь тоже скучал по своему хозяину. — Я думаю, он знал, что случилась беда, — говорила она. — Их встреча была очень трогательной.  Кевин ушел из жизни на следующий день после прощальной встречи с Виком.  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 февраля, 2024 24 февраля, 2024 18 марта, 2024 16 марта, 2024 14 марта, 2024 14 марта, 2024 7 марта, 2024 1 марта, 2024 27 февраля, 2024 26 февраля, 2024 24 февраля, 2024 18 марта, 2024 16 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/moj-pogibshij-syn-stal...

    68 24 октября 1926 г. – Ходатайство православной общины села Пичкасс о сохранении за нею храма и причтового дома   В Народный комиссариат церк[овно]-приходского совета с[ела] Пичкасс Спасского у[езда] Татреспублики Заявление. 1926 г. июня 13 дня наша «староцерковническая» община заключила договор с Спасским ВИКом, по которому в пользование нашей общины перешел местный храм со всем имуществом. В настоящее время образовалась обновленческая группа в количестве 20-30 человек, которая тоже заключила договор с Спасским ВИКом на тот же самый храм. В силу этого договора Спасский ВИК предлагает нам произвести раздел как храма, так и его имущества с обновленческой группой или производить поочередное с ней служение. Принимая во внимание, с одной стороны, многочисленность нашей общины до 4-х тысяч человек, с другой стороны, малочисленность обновленческой группы, имеющей только 20-30 членов, проживающих притом не в Пичкассах, месте нахождения храма, а в приходских деревнях, а также и то, что наша община первая заключила договор на пользование всем Пичкасским храмом, мы находим несправедливым раздел храма между группами и просим Нар[одный] ком[иссариат] внутр[енних] дел от лица всех прихожан расторгнуть обновленческий договор на наш храм и предоставить его в пользование только нашей общины. А обновленческой группе предоставить в пользование находящиеся при церкви две часовни, по своему устройству и размерам вполне пригодных для совершения в ней молитв[енных] собраний и достаточных для вмещения всех членов обновл[енческой] группы, причем часть богослужебного имущества им будет предоставлена. Предлагаемый же нам раздел храма крайне стеснит нашу многочисленную общину в отправлении ее молитвенных собраний в особенности в большие праздники и может вызвать излишнее озлобление населения против обновленцев и повести к всевозможным скандалам и эксцессам. Предлагаемое же нам поочередное служение в одном и том же храме с обновленцами невозможно по духу нашей религии и по смыслу церковных канонов, ибо обновленцы не одного с нами толка . Ввиду всего этого и просим Нарком[ат] внутр[енних] дел расторгнуть обновленческий договор и предоставить храм в силу нашего договора в пользование нашей общине.

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010