2) Добро–Николаевский, каменный, построенный в 1807 г. на месте древней церкви, существовавшей с XVI в., с каменною колокольнею, во втором этаже которой помещается малая теплая церковь во имя св. великомуч. Варвары. Святыню храма составляет чтимый древний образ святителя Николая, именуемого Добрым. 3) Притиско–Николаевский, каменный, построенный в 1631 г. на месте прежнего, существовавшего с XVI в., с двумя приделами – Космо–Дамиановским и Сретенским. Святыню храма составляет чтимый древний образ святителя Николая, именуемого Притиским потому, что икона, по сохранившемуся преданию, „притиснула» одного нечестивца, обокравшего церковь и хотевшего вылезть в церковное окно. 4) Воскресенский, каменный, построенный в конце XVII в. на месте прежней, существовавшей с начала XVI в., с двумя приделами; 5) Никольско–набережный (на берегу р. Днепра), каменный, построенный в 1770–х годах на месте прежней церкви, существовавшей уже в XVI в., с приделом во имя свв. великом. Пантелеймона и Иоанна Воина; кроме того, в 1863–1864 г.г. пристроена теплая каменная Благовещенская церковь . Святыню храма составляет древний чтимый образ святителя Николая; 6) Покровский каменный, построенный в 1772 г. на месте прежней деревянной церкви, сооруженной на фундаменте бывшего армянского храма, с двумя приделами – во имя св. ап. Иакова и св. великомуч. Иоанна Воина; 7) Петропавловский училищный, переделанный в XVIII в. из бывшего доминиканского костела, построенного в XVI в. и обращенного в православный храм в 1691 г., с приделом во имя св. Алексия Божия Человека; 8) Царе–Константиновский, построенный в 1734 г. и расширенный в 1899 г., с двумя приделами – во имя святителя Феодосия Черниговского и Димитрия Ростовского ; 9) Крестовоздвиженский, сооруженный в 1839 г. на месте старинной деревянной церкви, сгоревшей в 1811 г., с двумя приделами – Казанским и Михайловским; 10) Рождество–Предтеченский, обыкновенно именуемый Борисоглебским, построенный в 1691 г., с двумя боковыми приделами – Борисоглебским и Николаевским, устроенными в 1904 г.; 11) Христо–Рождественский, сооруженный в 1810–1814 г. г. на месте древней церкви, существовавшей с XVI в., с приделом Сергиевским, устроенным в 1843 г.; 12) Ильинский, построенный в 1692 г., с приделом Предтеченским; 13) Введенский и 14) Николаевско–Иорданский, – оба сооружены в XIX в. 15) Щекавицкая кладбищенская церковь на горе Щекавице, возвышающейся над Подолом, построенная в 1783 г. и расширенная в 1905 г., с главным престолом во имя Всех Святых и боковым во имя Марии Магдалины, устроенным в 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь Описание: История История монастыря восходит к 1810 г., когда княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, родная тетя Ф.И. Тютчева, на свои средства заказала строительство храма Живоначальной Троицы, при котором была создана община из числа крепостных. В 1820 г. княгиня открыла при церкви богадельню. 17 апреля 1823 г. богадельня была реорганизована в Борисоглебское женское общежитие в честь святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Б.И. Мещерском. Перед этим Е.Н. Мещерская подала императору Александру I прошение об обращении общежития в монастырь. Указ императора Александра I об обращении Борисо-Глебского общежития в монастырь и поступлении в него учредительницы Е.Н. Мещерской вышел 25 июня 1823 г. 13 сентября того же года княгиня была пострижена в монахини с именем Евгения и стала первой игуменией монастыря. Всего в монастыре в дореволюционные годы было три храма: Живоначальной Троицы, свт. Димитрия Ростовского и вмц. Анастасии Узорешительницы. Территорию окружала кирпичная ограда с четырьмя угловыми башнями. Обитель была столь знаменита своим укладом и духовными подвигами, что ее называли «женской Оптиной пустынью». В 1928 г. монастырь подвергся разорению. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских: преподобномученица Дария (Зайцева) — день памяти 1/14 марта; преподобномученица Татиана (Фомичева) — день памяти 20 ноября/3 декабря. Возрождение иноческой жизни в Аносине началось в 1992 г., когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II обитель была открыта в качестве Патриаршего подворья. В 1999 г. постановлением Священного Синода Патриаршее подворье было преобразовано в женский монастырь со статусом ставропигиального. Святыни Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, свт. Димитрия Ростовского, свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, свв. прпп. Кирилла и Марии Радонежских, прп. Серафима Саровского, прп. Даниила Переяславского, прав. Симеона Верхотурского, блж. Матроны Московской, мц. Татианы, прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары и других святых. Настоятельница —  игумения Мария (Солодовникова) . Страна: Россия Адрес: 143581, Московская обл., Истринский р-н, дер. Аносино; п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, д. 37 Телефон: +7 (495) 994-65-97 Web-caйm: www.anosinomonastir.ru E-mail: pochta@anosinomonastir.ru Настоятельница: Мария, игумения (Солодовникова Татьяна Юрьевна) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4168824...

Владимир. Церковь Бориса и Глеба. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм с монастырем возник на предполагаемом месте палат Всеволода III. В 1389 г. в уставной грамоте Великого Князя Василия II Дмитриевича упоминается неизвестный Борисоглебский монастырь. По дозору Григория Житова 7128 (1620) г. «церковь въ Владимире свв. Мученикъ Бориса и Глеба внутри (въ) городе; дани съ нея было 15 алтынъ съ деньгою, да наместничьихъ и заезда гривна». В 1626 г. есть упоминание о храме в описной книге Владимирского Кремля: «храмъ Бориса и Глеба древянъ-клецки съ трапезою, а въ немъ двери царские и деисусы и образы и книги и свечи и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение мирское». В 1672 г. Борисоглебская церковь, как видно из надписи на хранящемся в церкви напрестольном кресте, названа «ружною», т.е. бесприходной (это говорит о том, что прежде при ней был монастырь), «лета ЗРП (1672) году ciu зделанъ крестъ града Владимера въ pyжhoi церкви Бориса и Глеба». Вероятно, когда монастырь был упразднен, бывшие владения при нем поступили в ведение другого монастыря, как это нередко бывало, а церковь для содержания священно-церковно-служителей пользовалась от того монастыря «ругою». Руга – оклад денежный или хлебный, выдаваемый от Государя священно и церковно-служителям вместо жалованья годового за их службу. И церкви, в которых они служили, назывались «ружныя» для различия от приходских церквей, в которых причт состоит на содержании своих прихожан. Духовенство церкви свв. Бориса и Глеба пользовалось особенным благоволением патриархов, как видно из книг ружных церквей. Так, по книге 7207 (1699) г. отмечено: «Троицкому, Вознесенскому и Борисоглебскому 3 попамъ по 25 алтынъ, на воскъ по 6 алтынъ по 4 деньги, попомъ же ржи по 2 чети съ осминою и по пол 2 четверика, овса по тому жъ человеку, да къ темъ же церквамъ на просфоры ржи пол чети и по пол. 2 четверика къ церкви, итого 3 чети пол 5 четверика по 2 алт. четь, итого 32 алтына 1 деньга».

http://sobory.ru/article/?object=40703

Кондак, гл. 8. Воздержанием плоть изнурил еси, и непрестанными молитвами яко ангел возвысился еси, струями же слезными бесовския полки погрузил еси; и ныне во свете невечернем ликуеши у Христа Бога, и приходящим ко святому твоему гробу неоскудно исцеление подаеши, верою вопиющим тебе: радуйся, отче Феодосие богомудре. Утр. ( Ев. Мф.11:27–30; 43 зач. Ап. см. 15 янв. Ев. Лк.6:17–23; 24 зач.). Пр. Ефрема Печерского, епископа Переяславского. До пострижения в иночество, он был казначеем при дворе великого князя Изяслава Ярославича и заведовал всем его хозяйством. Тяготясь шумной и суетливой жизнью при дворе, он удалился к пр. Антонию печерскому и там поступил в число братии. Будучи иноком, он путешествовал в Константинополь, где, по поручению пр. Феодосия, списал (в 1063 г.) устав Студийского монастыря (который и был введен в русских обителях); там же он ознакомился и с христианским храмоздательством (впоследствии приложив эти свои познания к делу построения им храмов). По возвращении он был рукоположен во епископа г. Переяславля и был потом митрополитом Киевским. Пр. Ефрем ознаменовал себя делами христианского благочестия: он соорудил немало церквей, устраивал больницы, где даром лечили больных, и вообще был сострадателен к бедным и страждущим и был архипастырем добрым, пламенно ревнующим о благе своей паствы. Удостоенный от Господа дара чудотворений, он скончался в конце XI в. (около 1098 г.). Ему есть особая служба с полиелеем. См. 28 сент. Пр. Ефрема, архимандрита Борисоглебского монастыря, Новоторжского чудотворца. Родом из Венгров, он был конюшим свв. благоверных князей Бориса и Глеба (см. 2 мая); вместе с ним состояли на службе у князей и его братья – Георгий (сн. 24 июл.) и Моисей (см. 26 июл.). По убиении свв. князей, он принял иночество в Киево-Печерском монастыре, а затем удалился на правый берег реки Тверцы. Желая соединить с подвигом иночества подвиг милосердия, странноприимничества и миссионерства, он близ г. Торжка, на торговом месте, где собирались торговые люди, и христиане, и язычники, что было полезно для распространения христианской веры, построил странноприимный дом и при всяком удобном случае благовествовал о Спасителе заезжим торговцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ап. Павел с своими сотрудниками 1010 ; затем прибыл туда св. Ап. Петр 1011 ; потом прошло некоторое время, пока он до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками 1012 ; наконец, прошло некоторое время и со времени прибытия иудаистов, после чего св. Петр стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных 1013 до произнесения Ап. Павлом своего обличения. Но пределы того времени, какое провели в Антиохии свв. Павел и Варнава после иерусалимского собора, при начале второго путешествия св. Павла, слишком незначительны, чтобы вместить в себя антиохийское событие, это время названо св. Дееписателем: некоторым временем (χρνον) 1014  и некоторыми днями (τινας ημρας) 1015 , каковыми названиями, очевидно, оттеняется непродолжительность этого времени. Медлить долго свв. Павлу и Варнаве в Антиохии после апостольского собора не позволяло то поручение, которое было возложено на них: сообщить соборные постановления окрестным церквам христианским 1016 . Посему гораздо основательнее антиохийское событие хронологически относить именно к началу третьего путешествия св. Ап. Павла, к тому пребыванию его там, о котором говорится в Деян.18:22–23 , как и делают некоторые толкователи, каковы именно: из иностранных – Neander 1017 , Baumgarten 1018 , Wieseler 1019 , Renan 1020  и др. 1021 ; а из отечественных – Преосв. Филарет (Гумилевский) 1022 , Прот. А. В. Горский 1023  и др. Антиохийская церковь была для св. Ап. Павла предметом его особенной, сильнейшей нежной любви. Конечно, как Апостол, он одинаково любил все церкви; о тех из них, которые почему-либо уклонялись от истинного пути христианской жизни, он даже радел более, чем о других; но по человечеству – Антиохия была ему дороже всех; «он питал к этому городу, как замечает св. Иоанн Златоуст , особенную любовь – это человеческой чувство 1024 ». Здесь, в Антиохии были сделаны первые шаги его апостольской деятельности, «тут он был предан благодати Божией» 1025 . Когда св. Павел на пути в Дамаск чудесно был призван к апостольству, чтобы возвещать имя Божие перед народами и царями и сынами Израилевыми 1026 , то первым осуществлением сего призвания была его проповедь в синагогах Дамаска 1027 ; но она не имела особенно важных последствий: ей он только приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске 1028 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Чет. Минея от Патерика Печерского. 12 Свв. мучч. Аникиты и Фотия, и многих с ними. Скончались в разжженной печи, в Никомидии, при Диоклетиане. Св. Аникита был военный сановник, Фотий – его сродник. «Огня неубоястеся, ни секущего органа, ни ярости свирепого без ума претящего, ни стремления львов, ни брения конобного, ни удов отсечения, ни смерти горкия ответа, нас безсмертствующего, к Богу безсмертному славно отсылающа, страдальцы доблии». Стих. 1. Чет. Минея. (Surius 2 sept. Acta SS. aug. II. р. 707). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Памфила и Капитона. Скончались от меча. Чет. Минея. Св. священномуч. Александра, еп. Команского. До святительства был угольщиком. Во епископа рукоположен св. Григорием Чудотворцем , еп. Неокесарийским. Скончался в Диоклетианово гонение от огня. Чет. Минея. (Or. Chr. I. col. 517. Act. SS. martii. III. р. 690). Март. Р. 11 авг. 13 Преп. Максима Исповедника . В сей день почитается перенесение мощей его. Чет. Минея. Мес. В. Память его 21 янв. Есть служба. Св. муч . Ипполита и иже с ним. Ученик св. Лаврентия (10 авг.); умер, влачимый дикими конями (ок. 259). Его домашние, в числе 19 человек, все обезглавлены, кроме Конкордии, его питательницы, засеченной оловянными прутьями. Два христианина, Ириней и Авундий, отыскавшие в нечистом месте и погребшие тело Конкордии, потоплены в нечистотах. Чет. Минея. (Act. SS. aug. t. IV. р. 304. Basnagii Animadversiones in Canisii Lecii. antiquas t. 1. p. 3–12. Fabr. VII. p. 198). Март. P. Обретение честных мощей блаженного Максима, Московского юродивого Христа ради. Обретены в Москве у церкви Бориса и Глеба на Варварской улице. Они почивают в храме, созданном во имя блаженного Максима, на месте Борисоглебской церкви, сгоревшей в 1676 г. Празднование уставлено Московским собором в 1547 г. Память его 11 ноября. Празднество ради иконы Пресвятой Богородицы Страстной. По повелению царя Михаила Феодоровича, в 1641 г., принесена в Москву из Нижнего Новгорода. На месте сретения построен в 1654 году девичий монастырь Страстной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Наконец, последняя цель, к которой стремились свв. путешественники, была уже почти достигнута: на расстоянии 14 римских миль от Габалы 966 они достигли Лаодикии приморской (λαοδκεια π τ θαλσση) 967 , самого последнего из значительных городов на пути до Антиохии. Хотя возникновение Антиохии обычно связывается с именем Селевка Никатора 968 , который и дал основанному городу имя своей матери 969 , но Никатор созидал на старом основании; на месте новой Лаодикии издавна существовал финикийский город, называвшийся Рамифа (Ρμιθα) 970 . Удобное в портовом отношении положение города 971 , обилие всевозможных фруктовых растений и особенно винограда, которым была покрыта вся возвышающаяся за городом гора, и из которого приготовлялось прекрасное Лаодикийское вино, особенно употреблявшееся в Александрии египетской 972 , скоро упрочили за городом славу богатого города. По крайней мере к описываемому времени Лаодикия не смотря на то, что ей пришлось «не мало потерпеть от Далабеллы, бежавшего сюда и осаждаемого Кассием до самой его смерти, при чем вместе с ним погибли и многие части города» 973 , однако была, по словам Страбона 974 «прекраснейшим городом». Близость Лаодикии к Антиохии Сирийской, где св. Ап. Павел долго трудился на апостольском поприще, дозволяет предполагать, что здесь у него было много знаемых; быть может, были здесь и его обращенцы-христиане, и если это так, то во время непродолжительной остановки здесь он мог получить первые сведения о состоянии так дорогой ему антиохийской общины. Но вот перед глазами св. Апостола высокие обрывы Казия 975 , на котором стоит храм Юпитера Казийского 976 ; вот проходит он через ближайшие, так сказать, предградия Антиохии: Гераклею 977  и Посидий 978 ; вот он идет мимо знаменитой в язычестве рощи Дафны с ее храмами в честь Аполлона и Артемиды 979 . И наконец пред взорами свв. путешественников открывается гнездящаяся на горе величественная столица Сирии 980 , великая 981 и прекрасная 982 Антиохия – последняя цель их продолжительного путешествия от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Е. Толгский , 1 кл., в 9 в. от Ярославля, на правом бер. Волги, при впадении несуществующей ныне речки Толги. Основан в 1314 г. на месте явления иконы Божией Матери, именуемой Толгской (см. 8 авг.). В XV в. мон. сгорел дотла. В нач. XVII в. был разграблен поляками. Соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, величественной архитектуры, построен в 1681 – 1683 г. Здесь находится главная святыня мон. чудотворная Толгская икона Богоматери. С ней совершаются крестные ходы: в Ярославль – в 4-е воскресенье по Пасхе, в Ростов – Великим постом, в г. Рыбинск – с 14 авг. по 13 сент., до уездам Борисоглебскому, Даниловскому и Ярославскому – со 2 по 30 июля, в окрестные села Ярославского y. – с 16 сент. по 20 нояб. В день празднования св. иконе, 8 авг., при громадном стечении народа, совершается крестный ход из г. Ярославля в мон. Мон. обнесен высокой каменной белой стеной с башнями по углам; к ней примыкает роскошный кедровый сад. При мон. странноприимный дом и больница с приемным покоем и с бесплатной выдачею лекарств. Троице-Варницкий , зашт., в 3 в. от Ростова, на бер. р. Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основан около 1430 г. на месте рождения и воспитания пр. Сергия, где была вотчина родителей его. По имеющейся под находящимся над ведущими в обитель воротами изображением явления старца-инока отроку Варфоломею (см. выше) надписи, мон. основан именно на том месте, где „явился ангел Господень в образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великой лавры“. С 1726 г. по 1731 г. мон. был женским. В мон. храме, с приделами препп. Сергия и Никона, свв. Афанасия и Кирилла, хранится с горящей пред нею неугасимой лампадой икона пр. Сергия, писанная в Троице-Сергиевой лавре иноком Симеоном и освященная при мощах преподобного; в ней хранятся частицы мощей свв. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты Новгородских, Макария Калязинского, Сергия Радонежского и часть его гроба. В том же храме у южной стены лежит чугунная плита на могиле жившего в этой обители на покое и здесь же скончавшегося (1 янв. 1842 г.) Августина (Сахарова), еп. Оренбургского. При мон. школа, а с 1893 г., в память 500-летия кончины пр. Сергия, – странноприимный дом и богадельня для заштатных церковнослужителей с их вдовами и сиротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Когда Апостол окончил свою речь, то он преклонил колена свои 2225 для молитвы. Тотчас же все присутствующие опустились также на землю, и он со всеми ими помолился 2226 . Молитва была произнесена вслух всех, конечно, самим Апостолом. Самым ближайшим предметом молитвы, конечно, могло быть прошение о том, чтобы Господь, могущий назидать оставляемых пастырей более и дать им наследие со всеми освященными, принял их под свое Божеское водительство, укрепил в предстоящей борьбе с лжеучителями и вообще помог им быть подражателями самого Апостола, а через сие – и Христа. Наконец, замерло в приморском чистом и благоуханном воздухе последнее слово святой молитвы – и наступил последний момент прощания. Там, у берега корабль уже был готов к отходу, морские голубые волны ударяли в берега. А тут, на прибрежной поляне, под открытым голубым небом ученики прощались навсегда с учителем. Все плакали и плакали горько, неутешно; падали на выю отходящего и целовали его 2227 . Грустное было прощание. Надежда не смягчала его горечи: прощавшиеся знали, что более не увидят лица св. Павла: посему они и скорбели особенно сильно. Наконец, Апостол пошел к кораблю; пошли за ним и удрученные горем ученики. Надулись паруса – и корабль поплыл. Вот уж он далеко, далеко от берега, а там, у моря, все виднеется группа учеников-пастырей. Жадно смотрят они в убегающую в море белую точку. Вот она меньше и меньше. И лишь когда она совсем пропадет, тогда и эти осиротевшие пастыри пойдут в Ефес: так много у них горячей любви к святому Апостолу! 2228 . Дальнейший путь св. апостольской дружины был очень поспешен. Отплыв из Милетской гавани, при попутном ветре, свв. благовестники прямо пришли (εθυδρομσαντες λθομεν), т.е. при быстром плавании, никуда по пути не заезжая, прибыли в Кос 2229 . Кос 2230 – это небольшой островок Эгейского моря, лежащий недалеко от малоазийского берега, против прибрежных городов Книда и Галикарнаса 2231 . Недолго пробыли свв. благовестники у этого острова, славного только своим вином 2232 , дорогими тканями 2233  и благовонными мазями 2234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

В 1200 году русский паломник Антоний видел в Царьграде мощи св. Фоки. Жизнь его смотр. 22 сент. (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметки). Преставление пр. Корнилия Переяславского Пр. Корнилий, в миру Конон, был сын рязанского купца. Склонность к иноческой жизни заставила Конона еще в юных летах тайно покинуть дом родителей. Старец Павел, живший в Лукьяновой пустыни, в 25 верстах от Переяславля, приютил у себя юного любителя подвижнической жизни. Через пять лет Конон расстался со старцем и решился поселиться в Переяславской обители св. Бориса и Глеба, что на Песках. Прожив здесь пять лет в примерном послушании и терпении, Конон облечен был в иноческий образ с именем Корнилия. С дозволения своего настоятеля, он заключился в келью и не выходил из нее никуда. По приключившейся ему болезни он принужден был оставить затворничество и последние дни своей жизни провел между братиею в трудах и безусловном послушании. Корнилий скончался в 1693 г. июля 22, приняв не задолго до смерти схиму. В 1701 г., во время пристройки каменной церкви во имя Богоматери к прежней Борисоглебской, найден гроб Корнилия неповрежденным. В 1705 году, при освящении этой пристроенной церкви св. Димитрием, митрополитом Ростовским, гроб Корнилия был свидетельствован и, по повелению святителя, поставлен в новом храме за левым клиросом, под спудом. Борисоглебский монастырь ныне упразднен, а церковь обращена в приходскую (Кратк. свед. о свв. угодн. Божиих во Владимирской епархии, магистра иеромонаха Иоасафа. Владимир. 1860 г. стр. 95–97). 23-е число Свв. мучч. Трофима, Феофила. Св. священномуч. Аполлинария, еп. Равенийского. (Виталия, еп. равениийского. Священномуч. Аполлония , еп. Рима. Замученных Болгарами при царе Никифоре (802–811 гг.) 7 мучч. в Карфагене мечем. Пр. Анны в Левкадии. Собор Предтечи в Олимбии). Святые мученики Трофим и Феофил вместе с другими 13 христианами пострадали при Диоклитиане (284–305) в Ликии. После многих мучений, все святые исповедники Христа были усечены мечем. Св. Андрей Критский написал канон этим мученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010