Самая естественная дорога из средних стран Малой Азии к Ефесу, по которой и нужно было идти св. Павлу, шла через Апамею, отсюда спускалась в низменность Лика 1407  и проходила через три города: Колоссы, Лаодикию и Иераполь 1408 . Но хотя св. Апостол и проходил через эти города, однако он никому и здесь не благовествовал. Вступив в область Каруры, свв. путешественники направились по роскошной долине Меандра 1409 . По ней через три дня пути, пройдя через Низу, Траллы и Магнезию, они достигли горной цепи, разделяющей Меанандр от Кайстра и потом по долине последнего приблизились уже к Ефесу 1410 . Средняя часть западного берега Малой Азии была одним из самых живописнейших уголков древнего мира. В горных долинах, с востока на запад, будто серебряные нити, текли маленькие ручьи и речки, причудливо извиваясь по лугам. Скаты гор, холмы и долины были покрыты густыми рощами благоуханных лавров, миртов, олив и тутовых деревьев, которые чередовались с виноградниками. По местам из этой густо-лиственной зелени возвышались колоссальные кипарисы, соперничая своими горделивыми верхушками с окружающими холмами. С запада горизонт сливался с голубой поверхностью моря, а со стороны суши – замыкался поднимающимися уступами горных цепей Дракона и Месогиса, многочисленные отроги которых идут до Троады, соединяясь там с горным кряжем Иды. Палящий зной южного солнца благотворно умерялся близостью моря, которое лето делало не знойным, а зимнее время – теплым. Знаменитый Геродот, побывавший чуть не во всех странах известного тогда мира, о природе этой страны отзывался такими восторженными словами: «тут, пишет он, такое небо и такой климат, лучше которого мы не знаем ни в какой другой стране» 1411 . Прелесть климата и плодородность почвы обусловливали собой богатство страны. А к этому богатству земли присоединяло свое богатство море; оно, изрезывая берег глубокими заливами 1412 , защищенными от ветров гористыми мысами, давало возможность стране пользоваться мореплаванием 1413 , а последнее несло с собой в древние времена не только торговлю и обогащение, но и просвещение и культуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

путниками равнину Саронскую. Она была не особенно широка: от морского берега до соседних с востока отрогов знаменитого Ливана было не более двух миль; в некоторых местах впрочем эта ширина то увеличивалась, то уменьшалась: иногда скалистые отроги выделялись из обычной границы хребта и далеко выдвигались в долину, а иногда долина, как бы сама подыскав промежуток в горных отрогах, далеко втискивалась в горы и ютилась в соседстве каменных великанов. Если высокий Ермон, горделиво выступавший на восточном горизонте долины, на своей высоко поднявшейся вершине хранил целые массы снега, вокруг которых будто царствовала вечная холодная зима, чуждая всякой жизни и движения, то, напротив, соседняя Ермону Тиро-Сидонская долина, казалось, была уголком вечного лета и жизни. Прекрасный климат долины, защищенность ее от восточных ветров хребтом Ливана, необыкновенное плодородие почвы, близость прохлаждающего в сильные жары моря и редкое по своему обилию орошение 710 из прекрасных, исстари славных, местных источников, способствовали произрастанию здесь необыкновенно роскошной растительности. Эта долина была сплошным громадным садом различных, особенно фруктовых, деревьев: пальм, винограда, груш, лавр, миртов и под.; св. пр. Иезекииль прямо называет эту долину Едемом, садом Божиим 711 , а Осия – прекрасной местностью 712 . После полутора часа пути 713 по этой роскошной долине от Promontorium Album свв. путешественники подошли к развалинам древнего Тира ( Πλαι или Παλαι Τρος, или Παλατυρος 714 ), Vetus Tyros) 715 , отстоявшего на тридцать стадий от тогдашнего Нового Тира, помещавшегося на острове 716 . Тир – город весьма древний 717 , пользовавшийся во все время древности необыкновенно большой славой, первоначально был расположен на морском берегу в пространстве от теперешнего Ras-el-Ain 718 к северу на протяжении 3-х часов пути вплоть до реки Leontes 719 , имея в ширину около 1/4 немецкой мили, а всего в окружности около 3 1/4 миль 720 . Тут сосредоточивались все лучшие постройки города; так на высоком холме, носящем теперь название el-Maschuk, помещался величественный и древнейший храм главного национального финикийского божества, Геркулеса или Геракла 721 ; тут же находился и дворец тирского царя и, конечно, все государственные постройки города; тут жила вся тирская аристократия; между тем как те острова, где был расположен город впоследствии, были исключительно заняты только портовыми постройками, складами товаров и военных принадлежностей 722 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Павлом 100 . От их внимания, конечно, не ускользал ни один новый шаг в проповеднической деятельности Ап. Павла, и пропорционально его успехам росла и их злоба к нему. К концу второго путешествия его она, таким образом, достигла одной из самых высших степеней своего развития. Кроме иудаистов Ап. Павел имел врагов и среди иудеев, как не уверовавших, так и принявших уже христианство. Едва ли кто другой из свв. Апостолов перенес столько иудейской злобы и ненависти, как св. Павел. Начавши свою апостольскую деятельность в Дамаске, он тогда же подвергся такой ненависти тамошних иудеев, что они составили даже заговор на его убийство, и лишь только предупредительность христиан, спустивших его в корзине за стену, спасла его жизнь от убийц, денно и нощно стерегших его выхода у городских ворот 101 . Спасшись бегством из Дамаска, св. Павел прибывает в Иерусалим; но здешняя проповедь вовлекла его в споры с эллинистами, и смерть снова грозила ему: ожесточенные иудеи-эллинисты не только угрожали ему убийством, но несколько раз даже покушались на это (ο δ πεχερουν νελεν ατν), и Павел уходит из Иерусалима в Тарс 102 . На острове Саламине во время своего первого путешествия св. Павел встретился между прочим с волхвом, иудеянином Елимой; и он, злобствуя на Апостола, старался помешать успехам его проповеди 103 . Когда, далее, св. Павел благовествовал в Антиохии Писидийской, то в то время, как язычники и прозелиты охотно принимали его слово, иудеи исполнились зависти, и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил он 104 ; и этот протест иудеев достиг до того, что они воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов 105 . Когда изгнанные прибыли и проповедовали в Иконии, то и здесь неверующие иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников 106 ; на ряду с партией, сочувствующей проповедникам, под влиянием ожесточившихся иудеев образовалась партия гонителей их, которая во главе с начальниками устремилась на них, чтобы посрамить и побить их камнями, и только их поспешное удаление из города в Ликаонию спасло им жизнь 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Апостола 1754 . От Птолемаиды дорога, направлялась в том же при­брежном направлении к северу, к Тиру. Тут, до бли­жайшего на этом пути мыса, заполненного довольно вы­соким горным отрогом 1755 , простирается довольно ши­рокая равнина, у Кармила соединяющаяся с долиной Ездрилонской. Ее Иосиф Флавий называет μγα πεδον и опре­деляет такими цифрами, считая расстояние от Птолемаиды: —173— до замыкающих ее с востока гор Галлилейских – 60 стадий, до Кармила и до начала Ездрилонской долины – 120 стадий, и до горы, возвышающейся на указанном мысе – 100 стадий 1756 . Эта долина была очень живописна: так как ее поверхность волниста 1757 , то глазу путеше­ственника она казалась живым волнующимся морем зе­лени, на котором возвышались, будто острова, высокие купы маслины, апельсин, лавров и кипарисов 1758 , на­право поднимались террасами Галлилейские горы, а на се­вере виднелась белая вершина мелового отрога на мысе 1759 . От Птолемаиды дорога шла параллельно с водопро­водами, которые снабжали город хорошею водою из бли­жайшего источника 1760 . Чрез три часа, от Птолемаиды и чрез два от источника, свв. путники должны были проходить один приморский город, помещавшийся на не­высоком холме, Экдиппу (Ecdippa) 1761 . Он был очень древ­него происхождения и существовал еще во времена Иисуса На­вина, хотя и под другим названием: Ахзив (, Κεζβ, κζβ, Achzib) 1762 ; при разделе земли обетованной он достался в удел колену Асирову 1763 ; впрочем его жители не были изгнаны евреями 1764 : вероятно, он был довольно укрепленным городом. Впоследствии его имя переменилось; и Иосиф Флавий 1765 , и Плиний 1766 , Птоло- —174— мей 1767 знают этот город под именем Экдиппы 1768 . Судя по тем остаткам, которые сохраняются доселе на месте этого города 1769 , нужно полагать, что он был довольно богатым и красивым 1770 . Быть может, от самой Птолемаиды, но от Экдиппы – несомненно, шла мощеная римская дорога 1771 и направ­лялась к известной Тирской лестнице (Scala Tyriorom, Κλμαξ Τυρων) 1772 . Это был довольно высокий горный хребет 1773 , как бы неожиданно вторгавшийся в долину и преграждавший путь. Как показывает самое его на­звание, он представлял из себя трудный переход из равнины к окрестным тирским возвышенностям; с вершины этой скалы открывается красивый вид на окрест­ности: особенно хорош был видь на близ лежащие Ли­ванские горы 1774 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прииди прежде всего к этому гробу весь христианский русский православный мир и научись у этого человека, бежавшего от мира в пустыню, тому, как жить тебе по-христиански, по-Божьи, в юдоли мира. Внимательнее читай его «духовную» и бережнее храни его заветы. Се – воистину христианин, в нём же себялюбия несть. – Всякое напоминание о смерти, этом неизбежном конце нашей земной жизни, обычно заставляет нас задумываться о смысле жизни. Этот гроб, поглотивший того, кто пользовался всеобщей любовью, кто расточал добро направо и налево, особенно располагает нас подумать об этом жизненном смысле. – Ужас и трепет объемлет душу, когда вспомнишь и сопоставишь: как мы должны жить и как мы живём на самом деле. Припомните учение Спасителя. Вспомните Его св. Евангелие. К какому жизнеустроению там призываются христиане? Жизнь для неба, жизнь для Бога, – вот наше земное призвание. Небо родило нас, Господь вложил в нас Свой образ. На небо же, к Тому же Господу мы и должны идти после здешней жизни. Земля-гостиница, куда зашли мы лишь как бы по пути, подобно вот этим богомольцам, которые налегке пришли сюда и кое-как расположились на три-четыре дня в первом попавшемся уголке и живут, довольствуясь самым необходимым, смотря на окружающую их обстановку, как на чужое, имеющее для них только временное значение. Нам на земле не нужно никаких привязанностей. Что нам богатство, что нам знатность, что нам слава, что нам удовольствия, что нам личная польза! Всё это – временное, всё это земное. Всё это дальше такого же тесного, бедного гроба, да темной, дышащей тлением, могилы за нами не пойдёт; всё это останется здесь. Что нам себялюбие, когда все Евангелие, весь Божеский закон только об одном и говорят, одному только и научают: люби! Люби Бога, люби ближнего; живи отнюдь не для себя, а для блага тех, кои возле тебя. В исполнении этой заповеди, в любви – главный и существенный признак того, кто хочет быть истинным учеником и последователем Господа Иисуса. Что за блаженные были времена первых веков христианства, когда все христиане жили как один человек, когда стяжания приносились их владельцами к ногам свв. апостолов, когда не боялись никаких мучений за Христа и охотно шли на всякую казнь, когда любовь была единственным законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Это была знаменитая по своей восхитительной красоте долина, давшая образы священному писателю книги Песнь Песней 510 . Это была долина Сарон (Σαρν, Λεσαρν, Lasaron, Saron, Saroua) 511 . Она простирается от Иоппии до Кесарии 512 . Палестина, обыкновенно говорят, по климату и растительности представляет собой сочетание всех поясов: вершины ее самых высоких гор (Ермон) покрыты снегом, ее холмы и возвышенности принадлежат умеренному климату, а ее низменности и долины – тропическому. Долина Саронская была тропическим уголком этой страны. Прекрасно орошенная многочисленными реками и ручьями, сбегающими с Самарийских гор в Средиземное море, постоянно пользующаяся морской прохладой, плодородная почва долины изобиловала самой роскошнейшей растительностью. Обширные луга, покрытые красивой и сочной травой, издавна служили самым лучшим пастбищем для скота, и царь Давид содержал здесь особых приставников для надзора за своими царскими стадами. Маслины и пальмы, смоковницы и померанцы, виноградники и яблони 513 – все это привольно и пышно росло на плодородной равнине, взбиралось по скатам соседних гор и холмов и делало долину сплошным громадным благоухающим садом плодовых деревьев. Не даром Ирод Великий, который подчас был способен к проявлению тонкого эстетического чувства, когда задумал почтить память своего умершего отца Антипатра постройкой нового богатого отстроенного города, то местом для этой постройки избрал именно в центре Саронской долины 514 . Несомненно, новопроложенная via militaris Romana, занимая в ширину не более 10–14 футов 515 , не посягнула на роскошную растительность этой долины, и по сторонам каменной мостовой но прежнему продолжали расстилаться луга и тянуться громадные рощи. Прелесть этой местности еще более увеличивалась в глазах шедших по ней свв. путешественников от стоявшего тогда времени года; они шли тогда, когда зима уже прошла, дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы (был) слышан в стране...; смоковницы распустили свои почки и виноградные лозы, расцветая, издавали благовоние 516 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

От Птолемаиды дорога, направлялась в том же прибрежном направлении к северу, к Тиру. Тут, до ближайшего на этом пути мыса, заполненного довольно высоким горным отрогом 683 , простирается довольно широкая равнина, у Кармила соединяющаяся с долиной Ездрилонской. Ее Иосиф Флавий называет μγα πεδον и определяет такими цифрами, считая расстояние от Птолемаиды: до замыкающих ее с востока гор Галлилейских – 60 стадий, до Кармила и до начала Ездрилонской долины – 120 стадий, и до горы, возвышающейся на указанном мысе – 100 стадий 684 . Эта долина была очень живописна: так как ее поверхность волнистая 685 , то глазу путешественника она казалась живым волнующимся морем зелени, на котором возвышались, будто острова, высокие купы маслины, апельсин, лавров и кипарисов 686 , направо поднимались террасами Галлилейские горы, а на севере виднелась белая вершина мелового отрога на мысе 687 . От Птолемаиды дорога шла параллельно с водопроводами, которые снабжали город хорошей водой из ближайшего источника 688 . Через три часа от Птолемаиды и через два от источника, свв. путники должны были проходить один приморский город, помещавшийся на невысоком холме, Экдиппу (Ecdippa) 689 . Он был очень древнего происхождения и существовал еще во времена Иисуса Навина, хотя и под другим названием: Ахзив (Κεζβ, κζβ, Achzib) 690 ; при разделе земли обетованной он достался в удел колену Асирову 691 ; впрочем его жители не были изгнаны евреями 692 : вероятно, он был довольно укрепленным городом. Впоследствии его имя переменилось и Иосиф Флавий 693 , и Плиний 694 , Птоломей 695 знают этот город под именем Экдиппы 696 . Судя по тем остаткам, которые сохраняются доселе на месте этого города 697 , нужно полагать, что он был довольно богатым и красивым 698 . Быть может, от самой Птолемаиды, но от Экдиппы – несомненно, шла мощеная римская дорога 699  и направлялась к известной Тирской лестнице (Scala Tyriorom, Κλμαξ Τυρων) 700 . Это был довольно высокий горный хребет 701 , как бы неожиданно вторгавшийся в долину и преграждавший путь. Как показывает самое его название, он представлял из себя трудный переход из равнины к окрестным тирским возвышенностям; с вершины этой скалы открывается красивый вид на окрестности: особенно хорош был вид на близлежащие Ливанские горы 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Дабы показать, что он шел довольно медленно и проходил некоторые места по человеческому соображению» 2101 . Когда корабль свв. благовестников еще только приближался к Самосу, который лежал почти против устья Кайстра, то тогда взоры св. Апостола были устремлены в сторону Ионии: там лежал Ефес. Быть может, были видны мачты кораблей, стоявших в Панорме, быть может, то и дело встречались по пути или направлявшиеся, или уже возвращавшиеся из Ефеса корабли. Сердце Апостола не могло быть спокойным. Как живут дорогие ефесские братья? Как идет распространение христианства? Какие плоды принесли его почти трехлетние труды в Ефесе? Живет ли дух Христов в общине или ослабел? Как пастыри пасут пасомых, как пасомые взирают на пастырей? Эти и подобные вопросы волновали Апостола. Ему, который так горячо любил своих духовных детей, о которых всячески, при первом представившемся случае, всегда спешил получить сведения об их духовной жизни, наставить, научить, ободрить и утешить, ему, который через несколько часов пути мог быть в Ефесе, мог сам всех повидать и всем самолично преподать наставление, конечно, сильно, сильно хотелось снова пройти мимо храма Дианы, снова появиться в синагоге, снова побывать у Тиранна, на площадях и в том домике, где жили отшедшие теперь в Рим 2102 Прискилла и Акила. Однако он не решался привести в исполнение свое желание. Он, видимо, раздумывал и соображал, и, наконец, ему рассудилось (κεκρκει) миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии, потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы в Иерусалим 2103 . «И хорошо: ибо, прибывши туда, он не мог бы не замедлить, потому что не захотел бы огорчить учеников, которые стали бы просить его остаться... Смотри, как и он руководится человеческими соображениями, и желает, и спешит, и часто не получает желаемого. Это для того, чтобы мы не подумали, будто он был выше человеческой природы» 2104 . Когда Апостол решил миновать Ефес, то корабль, выйдя из Самоса, остановился около Трогиллии 2105 , лежавшей на малоазийском берегу, к югу от Ефеса, а в следующий день святые благовестники прибыли в Милит 2106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Мучч. и Они занимались разбоем и за это были заключены в темницу. Когда туда же были ввержены свв. апп. Иасон и Сосипатр (сн. выше), – то бывшие разбойники, слыша вдохновенные беседы свв. апостолов, обратились к св. вере, и, как исповедники Христовы, мученически скончались, будучи брошены в котел с кипящей смолой, серой и воском. Мучч. Зинна, Нена и Обращенные ко Христу апп. Иасоном и Сосипатром, они за св. веру по истязании были сожжены. Св. , епископа Туровского. Он родился в г. Турове (ныне местечко в Минской губ.), от богатых родителей и юношей стал иноком Борисоглебской обители (находившейся близ Турова). Заключившись потом в столпе, он подвизался в строгом посте и молитвах. Сделавшись туровским епископом и отличаясь знанием Свящ. Писания и красноречием, св. Кирилл доблестно управлял своей паствой, наставляя ее своими поучениями и мирно скончался в 1183 г. (по другим, в конце XII в., после 1182 г.). По древним житиям, св. Кирилл был «русский Златоуст», «златословесный учитель, светлым учением богоразумия своего просветивши концы русские». Сохранившаяся его 12-слов, 24 молитвы и покаянный канон дышат глубоким благочестием и весьма назидательны. Св. Керкры девы. Дочь владетеля о. Корциры, заключившего свв. апп. Иасона и Сосипатра в темницу и предававшего на тяжкие мучения свв. исповедников Христовых, она, видя их страдания, уверовала во Христа и все свои драгоценные наряды и украшения раздала нищим. За это она своим нечестивым отцом, после его бесплодных увещаний, была предана на истязания, и, будучи повешена на древе, мученически скончалась от задушения едким дымом и пронзения стрелами. 29. З. Свв. девяти мучеников, иже в Кизице; по М.В.С. и Х.М.: Рфа, еостха, Артемы, Магна, еодота, и За обличение язычников в их заблуждениях, все они в г. Кизике (в Мизии) были мучимы и усечены мечом, в конце III в. Открытые при Константине Великом мощи их были положены в Кизике и прославились чудесами. Св. Димитрий Ростовский говорит, что этим свв. мученикам «дадеся изрядная благодать, ко прогнанию трясавичных болезней». Все сии святые мученики упоминаются в службе этого дня, причем муч. Феогнид называется Феогнием. Частицы мощей святых Кизических мучеников находятся в Кизической об. (см. Казанск. еп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В начале XVIII века Борисоглебская церковь значится уже приходской. В переписных книгах значится: " Въ кремле было въ то время 2 собора Успенский и Дмитриевский; одинъ мужеский монастырь Рождественский и въ кремле же 3 приходския церкви» (Троицкая, Никольская и Борисоглебская). При церкви св. благоверных князей Бориса и Глеба было в то время поповских, диаконских, дьячковских и пономарских дворов 3 и бобылей 1 " . 1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Деревянная Борисоглебская церковь во время этого пожара сгорела вместе с другими церквями. В 1720 г. церкви Бориса и Глеба прихожанин Феодор Герасомов писал в патриарший казенный приказ, что 1 октября 1719 года приходская церковь во имя Бориса и Глеба сгорела, а ныне «тоежъ нашей приходской церкви прихожанинъ Григорий Мыльниковъ обещаетъ намъ жилые свои горницы на теплую церковь во имя Апостоловъ Петра и Павла, а надлежитъ къ темъ жилымъ горницамъ прирубить алтарь», на что он и просит соответствующее разрешение. 16 июня 1729 г. по этой челобитной был выдан указ, и теплая церковь во имя Апостолов Петра и Павла была выстроена на погорелом месте. По благословению Иосифа, архиепископа Московского и Владимирского, была выдана благословенная грамота в 1743 г. на построение Борисоглебской гор. Владимира церкви. В 1743 г. 13 мая указом из Московской духовной дикастерии велено было «вместо сгоревшей въ 1719 г. 1 окт. деревянной во имя благ. Князей Бориса и Глеба построить вновь каменную церковь во имя онаго же храма съ приделомъ Благовещения Пресвятыя Богородицы». В Топографическом описании провинциального города Владимира 1750 года указана церковь свв. великих князей Бориса и Глеба и при ней теплая церковь во имя свв. Апостолов Петра и Павла. К 1755 г. постройка храма была завершена и 24 сентября 1755 г., по благословению Еп. Владимирского и Ярополчского Платона, Борисоглебский храм был освящен Цареконстантиновским архимандритом Товиею. Старая деревянная Борисоглебская церковь, по освящении новой каменной, была продана и перевезена в с. Брутовское, Владимирского уезда. Когда устроена колокольня, находившаяся при храме, неизвестно. По всей вероятности, одновременно с храмом.

http://sobory.ru/article/?object=40703

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010