После самой незначительной остановки, они покинули эту родину врача Гиппократа и Сима, поэта и критика Филета, перипатетика Аристона и музыканта Феолместа 2235 . Вскоре скрылся из вида корабля и косский храм Асклепия, где хранилась статуя Антигона, сделанная Апеллесом, и врачебные таблицы, по которым учился медицине Гиппократ 2236 . На другой день корабль уже остановился у острова Родоса 2237 . Родос лежал у юго-западного берега Малой Азии; имея приятный климат и плодородную почву, остров был славен своим флотом и морскою торговлей 2238 . Родосский колосс Солнца, сделанный Харесом из Линда, в 105 футов вышины, некогда стоявший в гавани 2239 – тогда уже лежал в развалинах. Недолго оставались и здесь свв. путники. Они скоро покинули этот языческий город, всецело преданный служению культа Гелия и Электрионы, Зевса, Атабирия и героев: Геркулеса и Тлеполема. Корабль повернул на восток и поплыл по южному побережью полуострова. Он вскоре остановился в прибрежном большом городе Патаре, лежавшем у устья реки Ксаифа 2240 в Ликии 2241 , и знаменитом своим храмом Аполлона, построенным Патаром 2242 . От Троады и до Патары свв. путешественники имели в своем распоряжении особый корабль 2243 . Но он, по видимому, должен был плыть дальше по берегу Малой Азии, между тем св. Апостолу нужно было скорее прибыть в Иерусалим. Посему в Патарах свв. благовестники пересели на другой корабль, шедший с товарами 2244 в Финикию, и поплыли к Тиру 2245 . Корабль, благодаря попутному ветру, шел по прямому направлению, так что остров Кипр, как и следовало, остался слева от их пути 2246 . Первая остановка была в Тире, ибо тут надлежало сложить груз с корабля. Пока разгружали корабль, свв. благовестники отправились в сам город. Здесь, очевидно, было мало христиан. Их пришлось разыскивать (νευρντες). Нашедши же их, они пробыли у них семь дней 2247 . «Когда уже приблизились к Иерусалиму, то не спешат, а остаются у братий дний седмь " 2248 . Это, вероятно, случилось потому, что благодаря быстрому плаванию от Троады при попутных ветрах, значительно сбереглось времени, так что до Пятидесятницы, на которую поспешал Апостол 2249 , оставалось времени более, чем сколько потребуется на плавание до Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

525 . Кроме того, насколько известно, Владимир Мономах был первым политическим деятелем, который вышел за рамки чисто внешнего почитания святых братьев и в одной из конфликтных ситуаций на практике реализовал морально-политическую концепцию Борисоглебского житийного цикла 526 . Культ свв. Бориса и Глеба вскоре перешагнул границы Руси, достигнув Византии и Чехии 527 . Теперь перейдем к обсуждению сохранившихся житийных памятников. В результате кропотливого анализа Л. Мюллер выдвинул гипотезу, что в основе всех сохранившихся текстов лежат “сага” и древнейшее житие (Urlegende), однако неясно, в какой мере их можно рассматривать как письменно зафиксированные памятники. Несомненно, что дискуссия способствовала выработке более отчетливого представления по спорному вопросу о литературной взаимозависимости трех главных сочинений Борисоглебского цикла 528 . Как древнейшее из сохранившихся произведений, по Л. Мюллеру, следует рассматривать анонимное Сказание, в создании которого в разное время принимали участие три автора (высказывавшееся в свое время предположение об авторстве мниха Иакова [какого именно?] было оставлено по причине полной своей неосновательности). Основная часть Сказания, содержащая только повествование о мученичестве Бориса и Глеба, возникла, вероятно, около 1072 г. Несколько позднее второй автор сделал добавление о первых чудесах и торжественном перенесении мощей в 1072 г. В таком виде текст был использован Нестором, составителем Чтения о Борисе и Глебе, и автором первой церковной Службы святым. Второе добавление к Сказанию оканчивается сообщением о втором перенесении мощей (1115 г.) и, возможно, принадлежит перу переяславского епископа Лазаря 529 , который ранее относился к вышегородскому причту (запись до 1117 г.) 530 . Повествование о “страстях”, как оно изложено в Сказании, не удовлетворяло потребности в более полном житии, что и побудило киевского монаха Нестора 531 составить свое Чтение (между 1079 и 1085 гг.). Однако, судя по количеству списков, его труд был далеко не столь популярен, как Сказание. Третий вариант житийной повести, использовавший элементы обоих названных сочинений, находим в летописи 532 . В деталях вопрос о тех или иных литературных влияниях на летописную повесть еще не нашел общепринятого решения. Сама летописная компиляция, выдержанная в стиле “страстей” (Passio), возникла, возможно, в 80-е или 90-е годы XI в., тогда как заключающая ее похвала была добавлена только при создании окончательной редакции Повести временных лет (в 1116 г.) Выдубицким игуменом Сильвестром 533 . Для богослужебных целей на основе летописной повести было составлено краткое Проложное житие. К кругу древнерусских памятников Борисоглебского цикла принадлежат еще и другие богослужебные тексты: гимны (службы) и паремийные чтения, о которых будет речь отдельно, в другом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—156— ленниками – купцами, умевшими мирно уживаться с рим­ским владычеством. На основании вышеупомянутой над­писи на саркофаге Эшмунацара можно полагать, что фи­никийские граждане Доры имели там свой культ в честь Дагона. Распространено ли было в Доре христианство – на это ясных указании нет; но на основании некоторых косвенных свидетельств 1654 можно ответить на этот вопрос утвердительно. Крайне сомнительно, чтобы в то время, как в Кесарии и Птолемаиде были христиане 1655 , не было бы их в Доре. Если же они действительно были, то свидание с ними свв. путников, подобно, как и в Кесарии, не могло быть продолжительным 1656 . Прошедши Дору, св. Павел вместе с путниками от­правился дальше, к северу. Тут, после часу пути от Доры 1657 свв. путникам пришлось проходить мимо раз­валин тех, еще ранее Страбона, разрушенных городов, которые он помещает между Кесарией и Кармилом 1658 ; во всяком случае развалины Буколопполиса (Bucolonpolis) были здесь 1659 , дальше они прошли чрез приближающийся к морю отрог Кармила по искусственно просеченному про­ходу 1660 . Затем следовали расположенные по сторонам —157— дороги источники. Наконец, после двух часового путеше­ствия от Доры 1661 , они пришли к городу Магдиел (Magdiel, Madiel), отстоявший, по Евсевию, на 9 миль от Доры 1662 . Он был расположен на, одном холме Кармила, вда­вавшемся в море в виде полуострова 1663 . По обычаю всех пограничных городов, он был хорошо укреп­лен башенными стенами 1664 . Этот пункт, занимая вы­годное положение на большой торговой и военной дороге из Финикии в Египет, по вероятному предположению Dr. Барта, как ранее, так и в описываемое время имел большое стратегическое значение 1665 . Магдиел при­надлежал колену Нефеалимову, хотя и лежал в области удела Ассирова 1666 . По выходе из Магдиела, где свв. путешественники не имели нужды останавливаться, они вступили в узкую до­лину, которая с правой (восточной) стороны ограничива­лась Кармилом, а с левой (западной) отделялась от моря невысокою цепью холмов. Идя по цветущему и благоухающему дну этой долины, они не видели моря, и лишь только иногда, когда встретится маленький проме­жуток в холмистой цепи, сверкнет пред ними узкой полосой голубая поверхность морская, и – скроется 1667 . – Следующим городом, лежавшим на их пути, была Карта (Kartha, , Κδης, Κρθα). Этот, судя по умолчанию о нем писателей древности, вероятно, незначительный

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—160— красоту процветавшей пустыни, между прочим гово­рит: слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона 1680 . Св. пророк Иеремия, предсказывая осво­бождение Израиля из плена, как образом, наиболее подходящем для обозначения будущего благоденствия освобожденных, пользуется таким выражением: и возвращу (говорит Господь) Израиля на пажить его, и будет он пастись на Кармиле и Васане 1681 . Разнообразие и красота жизни природы Кармила была так сильна, что, кажется, не верилось, что когда-нибудь Кармил может лишиться этой силы; отсюда те образы у свв. пророков, когда они, желая изобразить грядущие правосудные нака­зания Господа, говорят о запустении Кармила: Господь возгремит в Сиона, говорит пр. Амос, и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила 1682 ; Господь велик мо­гуществом вещает св. пр. Наум, запретим Он морю, и оно высыхает и все реки иссякают, вянет Васан и Кармил 1683 . Что же было особенно прекрасно в Кармиле? – Вся прелесть состояла в богатстве и разно­образии ее флоры и в самой форме горы. Даже и в на­стоящее время, когда уже исполнились вещания пророков о засохнувшей и завянувшей горе Кармиле, она и то бо­гата растительностью 1684 ; но что же бы то тогда? Хорошо любоваться садом или дубравой, расположенной на ров­ном месте; но каково будет зрелище, если их пред- —161— ставить расположенными по склону горы? И вот пред взорами свв. путников и представилась громадная, почти обрывистая гора, решительно вся, вплоть до самой вер­хушки покрытая лесом 1685 . Тут, у подножия, росли благоухающие лавры и маслины, дальше – из них поднимались своими верхушками пальмы, там виднелись стройные кипарисы, за ними выступали темно-зелеными ку­пами могучие дубы и кедры, там – ветвистые сосны. Все это близко жалось друг к другу, и взору наблюдателя, стоявшего у подножия, казалось одною сплошной зеленою массою; и лишь изредка кое-где сквозь эту зеленую массу просвечивалось темное пятно с белыми краями: то было мрачное отверстие мелового грота, каких всегда было много на этой горе 1686 . А по местам, на отлогой, терра­совидной полянке, лес сменялся лугом, усеянным са­мыми разнообразными цветами: и гиацинтами, и жонкилями, и тацетами, и анемонами и подд. 1687 . И вся эта густая красивая зелень была наполнена шумом жизни много­численных обитателей: насекомых, и птиц, и живот­ных. Вид на эту гору остается еще и доселе самым лучшим со стороны моря, именно там, где проходили свв. путники 1688 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот городок имел значение гавани обширного и богатого приморского города Птолемаиды. Дело в том, что около Птолемаиды по причине небольшой глубины моря и сильного прибоя мор­ских волн не было удобной якорной стоянки для кораб­лей; хотя, правда, и Гефа была и доселе остается пло­хою гаванью 1729 , но все таки она преимуществовала срав­нительно с Птолемаидой, и именно возле нее обычно стояли корабли на якоре 1730 . Миновав Гефу, свв. путешественники направились по закругленной прибрежной дороге Аккского залива. Шум­ные волны морские далеко раскатывались по песчаному, отлогому берегу долины 1731 . Наконец, дорога подошла к издревле знаменитому Кисону. – Это была одна из самых больших, после Иордана, рек Палестины; начинаясь своим главным рукавом у горы Фавора 1732 , Кисон на —169— своем довольно значительном протяжении 1733 , принимает несколько притоков 1734 , прорезывает Ездрилонскую рав­нину и одним устьем впадает в Аккский залив. Хотя на основании слов известной песни Деворы: «поток Киссон увлек их (т. е. побитых воинов Сисары), поток Кедумим, поток Киссон» 1735 у не видавшего этого по­тока возникает представление о нем, как о большой и быстро текущей реке, однако на самом деле Кисон не был таковым. В Палестине множество речек сущест­вует только зимою, наполняясь дождевою водою и или совершенно пересыхают летом, или мелеют до самой последней степени. К числу последних принадлежал и Кисон. Необыкновенно многоводный, быстрый, шумный и бурливый зимою, он грозно несется к морю, неся по сво­ему извилистому руслу в своих нижних слоях целые пласты песку 1736 . Но вот проходят дожди – мелеет и Кисон; наступает жаркое лето – и недавно многоводный Кисон обращается в узенькую речку с необыкновенно чистой и прозрачной водой, которая тихо журчит у мяг­ких берегов; в летнее время его обычно переходят в —170— брод 1737 , и несомненно, если не было поблизости моста, то таким же образом перешли его и свв. путники. Миновав это место, некогда обагренное кровью воинов Сисары 1738 и нечестивых жрецов Ваала 1739 , свв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иона 1712 . Все эти воспоминания, которые были в ев­рейской истории связаны с Кармилом, несомненно, должны были явиться в сознании свв. путников, когда они по­дошли к оконечности Кармильского мыса, и гора была пред их глазами в своем полном и величественном великолепии. Такое значение горы Кармила, близкое и понятное духу каждого, знакомого с св. Писанием еврея, еще более увеличивалось тем, несомненно, хорошо знакомым свв. путникам, жившим и подвизавшимся ранее среди языч­ников, религиозным уважением, каким пользовался Кармил среди язычников. – Так Скилакс Кариандский в своем Periplus’e называет Кармил «святилищем Зевеса» 1713 . Замечательны слова Тацита относительно Кармила. Он говорит, что гора Кармил сама почитается, как Бог; там нет, говорит он, ни храма, ни идола, но только один алтарь 1714 . В дальнейшем рассказе Тацит говорит, что на Кармиле существовал знамени­тый оракул, жрецы которого на основании внутренностей жертвенных животных предсказали всемирную власть Веснасиапу 1715 . С этим последним свидетельством вполне согласуется и показание Светония, который также —166— упоминает о предсказании Кармильского оракула 1716 . На Кармиле, по сообщению Геродота, в силу предсказа­ния, окончил свою жизнь Камбиз после своего нашествия на египтян 1717 . Ямвлих выразительно говорит о пребы­вании Пифагора на Кармиле; тут он занимался философским размышлением; его видали возвращающимся оттуда в глубокой задумчивости, с исступленными взо­рами, не обращающим внимания ни на пропасти, ни на трудность пути 1718 . В связи с указанными местами Скилакса и Тацита становится понятным, почему среди тог­дашнего язычества было сильно распространено убеждение, что чрез жертвоприношение на Кармиле Богом может быть исполнено всякое, обычно трудно исполнимое же­лание 1719 . Нет ничего невероятного, что свв. путешественники не преминули посетить эту гору и помолиться Господу, быть может, на том самом месте, где небесный огонь попалил жертвы св. Илии. Если это так, то тогда пред их взорами с вершины Кармила должна была открыться восхитительная картина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павла: посему они и скорбели особенно сильно. Наконец, Апостол пошел к кораблю; пошли за ним и удрученные горем ученики. Надулись паруса – и корабль поплыл. Вот уж он далеко, далеко от берега, а там, у моря, все виднеется группа учеников-пастырей. Жадно смотрят они в, убегающую в море, белую точку. Вот она меньше и меньше. И лишь когда она совсем пропадет, тогда и эти осиротелые пастыри пойдут в Ефес: так много у них горячей любви к святому Апостолу! 3979 – Дальнейший путь св. апостольской дружины был очень —481— поспешен. Отплыв из Милетской гавани, при попутном ветре, свв. благовестники прямо пришли (εθυδρομσαν­τες λθομεν), т. е. при быстром плавании, никуда по пути не заезжая, прибыли в Кос 3980 . Кос 3981 – это небольшой островок Эгейского моря, лежащий недалеко от малоазийского берега, против прибрежных городов Книда и Галикарнасса 3982 . Недолго пробыли свв. благовестники у этого острова, славного только своим вином 3983 , дорогими тканями 3984 и благовонными мазями 3985 . После самой незначительной остановки, они покинули эту родину врача Гиппократа и Сима, поэта и критика Филета, перипатетика Аристона и музыканта Феолместа 3986 . Вскоре скрылся из вида корабля и Косский храм Асклепия, где хранилась статуя Антигона, сделанная Апеллесом, и врачебные таблицы, по которым учился медицине Гиппократ 3987 . На другой день корабль уже остановился у острова Родоса 3988 . Родос лежал у юго-западного берега Малой Азии; имея приятный климат и плодородную почву, остров был славен своим флотом и морской торговлей 3989 . Родосский колосс Солнца, сделанный Харесом из Линда, в 105 футов вышины, некогда стоявший в гавани 3990 – тогда уже лежал в развалинах. Недолго оставались и здесь свв. путники. Они скоро покинули этот языческий город, всецело проданный служению культа Гелия и Электрионы, Зевса, Атабирия и героев: Геркулеса и Тлеполема. Корабль повернул на восток и поплыл по южному побережью полуострова. Он вскоре остановился в прибрежном большом городе Патаре, лежав- —482— шем у устья реки Ксаифа 3991 , в Ликии 3992 , и знаменитом своим храмом Аполлона, построенным Патаром 3993 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ближайшим городом, куда стремились по римской дороге свв. путники, была Антипатрида (Αντπατρις). Этот город отстоял от Иерусалима на пространстве 42 римских миль, от Кесарии на 26 рим. миль 517  и от Яффы на 150 стадий (т.е. на 18,75 р. миль) 518 ; от моря был удален на две немецких мили во внутрь страны 519 . На прибывших в него свв. путников Антипатрида производила впечатление нового, богатого и чистого города; она насчитывала тогда себе всего только несколько десятков лет. Ирод Великий, как бы желая купить себе расположение у чужого ему еврейского народа или, быть может, заботясь о своей возможно большей безопасности, или мечтая о своей славе 520 , ознаменовал свое царствование многими прекрасными постройками. Он построил вновь несколько городов, украсил многие, уже существовавшие ранее, общественными зданиями, поправлял и поддерживал старые и т.п.; между прочим, после того, как им был выстроен новый город Кесария с превосходной гаванью, он построил и Антипатриду. Антипатрида была расположена на месте одного древнего поселения, называвшегося Καφαρσαβ или Χαβαρζβα 521 . Эта местность была, кажется, самой лучшей во всей Саронской равнине: такой, по крайней мере, ее описывает Иосиф Флавий 522 : она была «орошена водами, украшена плодоносными деревьями, окружена рекой и великолепной рощей из громадных деревьев». Конечно, для постройки города в память отца на таком прекрасном месте Ирод, который «и в любви к своим родителям не уступал никому» 523 , который мог тратить по 500 талантов 524 на устройство одного праздненства 525 , не жалел средств для построек, так что архитектура города и его богатство вполне отвечали богатству и красоте окружающей его природы. Самый город носил имя отца строителя, Антипатра: Антипатрида 526 . Вместе с первым шагом, которым вступал св. Ап. Павел в Антипатриду, для него кончалась собственно Иудея, та чисто еврейская страна, где почти каждый город и селение запечатлены священными преданиями о дорогом прошлом, где господствуют чисто еврейские обычаи и нравы. Антипатрида была уже не иудейским городом; новая, построенная идумеянином, стоящая на пути полившегося широкой рекой иностранного, римского культурного влияния, вероятно, украшенная величественным языческим храмом, она была чисто языческим городом на иудейской почве. Вступление в Антипатриду даже должно было с одной стороны отозваться в душе свв. путников щемящим душу чувством поруганного национально-религиозного самосознания, но с другой этот город сильно напоминал великому Апостолу языков те далекие языческие города, где протекли и скоро снова потекут лучшие дни его новой жизни. Он успел уже полюбить эту шумную, беззаботную языческую толпу, которая, не веря в свою религию, жаждала все-таки истины и бывала под час весьма отзывчива на его апостольскую проповедь. Вид этого первого языческого города вдохнул новую ревность в его святое сердце, и он скорее, скорее пошел к своей цели 527 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

В Тире христиане, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы не ходил в Иерусалим 2250 . Это вот и было одно из тех свидетельств Св. Духа, бывших по городам, об узах в Иерусалиме, о которых Апостол упоминал в речи к ефесским пастырям 2251 . Дух Святый открыл тирским христианам, что Апостола ждут узы в Иерусалиме; потому они и просили его не ходить туда 2252 . Но Апостол, по влечению того же Духа Святого 2253 , однако шел туда 2254 . При прощании, тирские христиане с женами и детьми (очевидно, община была небольшая) вышли даже за город и провожали до самой гавани. А на берегу, перед самым вступлением свв. благовестников на корабль, преклонив колена, помолились 2255 . После молитвы, расставшиеся простились друг с другом, и свв. благовестники вошли на корабль, а тирские христиане возвратились домой 2256 . Следующая остановка корабля был в Птолемаиде, где приветствовав братьев, пробыли у них один день 2257 . В Птолемаиде свв. благовестники окончили свое морское путешествие. Им нужно было быть в Кесарии и они туда уже отправились пешком, по прекрасной Эздрилонской долине, мимо Кармила 2258 . В Кесарии св. путешественники могли перед своим прибытием в Иерусалим отдохнуть от продолжительного и утомительного путешествия под гостеприимным кровом тамошнего жителя, Филиппа 2259 . Это лицо – известное из раннейшего повествования св. Дееписателя. Филипп был один из семи диаконов, избранных свв. Апостолами для заведования благотворительностью 2260 . Может показаться странным: зачем диакон Филипп, звание которого требовало от него постоянного пребывания в Иерусалиме, при тамошней церкви, живет однако в Кесарии? Это легко объясняется тем, что Филипп был диаконом-благовестником. Он еще ранее был известен этой своей деятельностью. Так он после рассеяния верующих, по смерти св. Стефана, проповедовал и крестил в Самарии 2261 , обратил в христианство вельможу эфиопской царицы Кандакии 2262 , проповедовал в Азоте 2263 . И в рассматриваемом месте св. Дееписатель называет его благовестником (το εαγγελιστο) 2264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

—146— Ближайшим городом, куда стремились по римской до­роге свв. путники, была Антипатрида ( в Талмуде 1587 Αντπατρις). Этот город отстоял от Иеру­салима на пространстве 42 римских миль, от Кесарии на 26 рим. миль 1588 и от Яффы на 150 стадий (т. е. на 18р. миль) 1589 ; от моря был удален на две не­мецких мили во внутрь страны 1590 . На прибывших в него свв. путников Антипатрида производила впечатление нового, богатого и чистого города; она насчитывала тогда себе всего только несколько десятков лет. Ирод Великий, как бы желая купить себе расположение у чужого ему еврейского народа или, быть может, заботясь о сво­ей возможно большей безопасности, или мечтая о своей славе 1591 , ознаменовал свое царствование многими пре­красными постройками. Он построил вновь несколько городов, украсил многие, уже существовавшие ранее, об­щественными зданиями, поправлял и поддерживал старые и т. и.; между прочим, после того, как им, был вы­строен новый город Кесария с превосходной гаванью, он построил и Антипатриду. Антипатрида была располо­жена на месте одного древнего поселения, называвшегося Καφαρσαβ или Χαβαρζβα 1592 . Эта местность была, кажется, самою лучшею во всей Саронской равнине: такою, по крайней мере, ее описывает Иосиф Флавий 1593 она была «орошена водами, украшена плодоносными деревьями, окру­жена рекою и великолепной рощей из громадных деревьев». Конечно, для постройки города в память отца на таком прекрасном, месте Ирод, который «и в любви к своим родителям не уступал никому» 1594 , который —147— мог тратить по 500 талантов 1595 на устройство одного празднества 1596 , не жалел средств для построек, так что архитектура города и его богатство вполне отвечали богатству и красоте окружающей его природы. Самый город носил имя отца строителя, Антипатра: Антипатрида 1597 . – Вместе с первым шагом, которым вступал св. Ан. Павел в Антипатриду, для него кончалась соб­ственно Иудея, та чисто еврейская страна, где почти каж­дый город и селение запечатлены священными преданиями о дорогом прошлом, где господствуют чисто еврейские обычаи и нравы. Антипатрида была уже не иудейским городом; новая, построенная идумеянином, стоящая на пути полившегося широкой рекой иностранного, римского, культурного влияния, вероятно, украшенная величествен­ным языческим храмом, она была чисто языческим го­родом на иудейской почве. Вступление в Антипатриду даже должно было с одной стороны отозваться в душе свв. пут­ников щемящим душу чувством поруганного национально – религиозного самосознания, но с другой – этот город сильно напоминал великому Апостолу языков те далекие языче­ские города, где протекли и скоро снова потекут лучшие дни его новой жизни. Он успел уже полюбить эту шум­ную, беззаботную языческую толпу, которая, не веря в свою религию, жаждала все таки истины и бывала под час весьма отзывчива на его апостольскую проповедь. Вид этого первого языческого города вдохнул новую ревность в его святое сердце, и он скорее, скорее по­шел к своей цели 1598 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010