Владимир. Церковь Бориса и Глеба. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Храм с монастырем возник на предполагаемом месте палат Всеволода III. В 1389 г. в уставной грамоте Великого Князя Василия II Дмитриевича упоминается неизвестный Борисоглебский монастырь. По дозору Григория Житова 7128 (1620) г. «церковь въ Владимире свв. Мученикъ Бориса и Глеба внутри (въ) городе; дани съ нея было 15 алтынъ съ деньгою, да наместничьихъ и заезда гривна». В 1626 г. есть упоминание о храме в описной книге Владимирского Кремля: «храмъ Бориса и Глеба древянъ-клецки съ трапезою, а въ немъ двери царские и деисусы и образы и книги и свечи и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение мирское». В 1672 г. Борисоглебская церковь, как видно из надписи на хранящемся в церкви напрестольном кресте, названа «ружною», т.е. бесприходной (это говорит о том, что прежде при ней был монастырь), «лета ЗРП (1672) году ciu зделанъ крестъ града Владимера въ pyжhoi церкви Бориса и Глеба». Вероятно, когда монастырь был упразднен, бывшие владения при нем поступили в ведение другого монастыря, как это нередко бывало, а церковь для содержания священно-церковно-служителей пользовалась от того монастыря «ругою». Руга – оклад денежный или хлебный, выдаваемый от Государя священно и церковно-служителям вместо жалованья годового за их службу. И церкви, в которых они служили, назывались «ружныя» для различия от приходских церквей, в которых причт состоит на содержании своих прихожан. Духовенство церкви свв. Бориса и Глеба пользовалось особенным благоволением патриархов, как видно из книг ружных церквей. Так, по книге 7207 (1699) г. отмечено: «Троицкому, Вознесенскому и Борисоглебскому 3 попамъ по 25 алтынъ, на воскъ по 6 алтынъ по 4 деньги, попомъ же ржи по 2 чети съ осминою и по пол 2 четверика, овса по тому жъ человеку, да къ темъ же церквамъ на просфоры ржи пол чети и по пол. 2 четверика къ церкви, итого 3 чети пол 5 четверика по 2 алт. четь, итого 32 алтына 1 деньга». В начале XVIII века Борисоглебская церковь значится уже приходской. В переписных книгах значится: " Въ кремле было въ то время 2 собора Успенский и Дмитриевский; одинъ мужеский монастырь Рождественский и въ кремле же 3 приходския церкви» (Троицкая, Никольская и Борисоглебская). При церкви св. благоверных князей Бориса и Глеба было в то время поповских, диаконских, дьячковских и пономарских дворов 3 и бобылей 1 " .

http://sobory.ru/article/?object=40703

Глава III. От Иерусалима до Антиохии Сирийской (Деян. 18:22б) Путешествие св. Ап. Павла от Иерусалима до Антиохии Сирийской. Какое впечатление произвело на св. Ап. Павла посещение Иерусалима? – Сухим или морским путем отправились свв. путешественники в Антиохию? – По какой дороге шли свв. путешественники из Иерусалима до Кесарии? – Сведения о ней. – Холм Скопус. – Селение Гива. – Беерот – Вефиль. – Гофна. – Визеов. – Фамнаф-Сараи. Долина Саронская. – Антипатрида. – Река Крокодилов. – Кесария. – Дора. – Магдиел. – Карта. – Гора Кармил. – Историческая известность Кармила. – Великолепие его флоры и красота его вида. – Религиозные воспоминания, связанные с ним. – Отношение язычников к Кармилу. – Вид на окрестности, открывавшийся с вершины. – Гофа. – Поток Кисон. – Река Велус. – Птолемаида. – Великая долина Экдиппа. – Проход, известный под именем Тирской Лестницы. – Переход: Promontorium Album. – Тиро-Сидонская долина. – Развалины Палетира и тамошние источники. Река Леон. – Оринифополис. – Сарепта. – Сидон. – Выступление свв. благовестников из страны, которую освятил своим пребыванием Господь Иисус Христос . – Порфирион. – Путь до Берита. – Берит. – Река Ликос. – Гора Климакс. – Река Адонис и тамошний культ. – Библ. – Ботрис. – Путь до Триполиса. – Триполис. – Путь от Триполиса до Габалы. – Лаодикия. – Антиохия. Святая ревность Ап. Павла к благовествованию веры Христовой, конечно, никогда не знала никаких уменьшений в своей степени. Кто в апостольстве видел единственную, указанную самим Господом, цель своей жизни, кто, не зная ни отдыха, ни покоя, ни родного крова, до самой мученической кончины славословя Бога среди тяжких испытаний благовестнических трудов, всецело предан был святому благовествованию, тот не мог даже и иметь ни внутренних, ни внешних оснований к охлаждению своей ревности. Однако и св. Апостол Павел был человек, как говорит св. Златоуст. Полнота Божией благодати, обитавшая в этом избранном сосуде, отнюдь не уничтожала в нем человеческой личности. Все естественно-человеческое было и в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Борисоглеб. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Бориса и Глеба , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1786 и 1790. Колокольня - между 1858 и 1859 гг. . Адрес: Владимирская область, Судогодский район, д. Кадыево, урочище Борисоглеб Координаты: 56.0104, 40.3539 Проезд:Южная объездная дорога г.Владимира, поворот на с.Улыбышево, на запад 8км. Высокая лесистая гора с церковью и есть с. Борисоглеб. Проезд от трассы асфальтированной дорожкой 2км через д. Улыбышево, д.Якушево, вокруг озера, и через д.Конюшино. Указателей нет. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Это была Патриаршия вотчина, которая впервые упоминается в 1504 году. Церковь во имя Казанской Божией Матери с приделом свв. Бориса и Глеба в письменных документах встречается в 1628 году. Одновременно существовала другая деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца. В 1790 году на средства священнослужителей и прихожан был построен каменный храм, в котором было три престола: главный во имя Казанской Божией Матери, а в теплой трапезе - во имя свв. благов. князей Бориса и Глеба и св. Николая Чудотворца. В 1889 году в д. Буланово было открыто училище на средства купцов Тарасова… При училище была домовая церковь с престолом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Эта церковь была приписана к Борисоглебскому приходу. К приходу относились деревни: Улыбышево, Занино, Ваневка, Головино, Михалево, Рогово, Федурново, Лопухино, Черепово, Прокунино, Крюково, Буланово. После революции из храма в 1922 году были изьяты ценности. В 20-е годы в храм приезжал служить иеромонах Афанасий (Сахаров), будущий святитель. В 1927 году был репрессирован приходской священник А. И. Софийский. Затем в 1930 году был первый раз арестован священник о. Александр (Орлов), а затем повторно - в 1938 году. Богослужения в храме продолжались до 1939 года. Но храм был уже без колоколов, которые были сброшены в 30-е годы. Звон самого большого колокола, по свидетельству жителей села, в свое время был слышен даже во Владимире. Храм окончательно закрыли в 1940-41 годах. Первое богослужение в храме состоялось на Пасху 1996 года.

http://sobory.ru/article/?object=02070

2015-й – год 1000-летия мученической кончины князей-страстотерпцев Бориса и Глеба – первых прославленных Церковью русских святых. В подмосковном Борисоглебском Аносином женском монастыре хранится редкая святыня – частицы мощей благоверных братьев, подаренные обители несколько лет назад семьей Шмаковых. О значении подвига святых мучеников для современного христианина, проблемах монашества и духовной жизни мирян и почему Борисоглебскую обитель называют «Женской Оптиной» – беседа с настоятельницей монастыря игуменией Марией (Солодовниковой). Игумения Мария (Солодовникова). Фото: Даниил Африн      Мнози монастыри богатством поставлени бывают, не суть же таковы, яко же сии, иже поставляются молитвою и слезами, пощением и бдением. Преподобный Нестор Летописец У иконы свв. Бориса и Глеба. Фото: Даниил Африн – Нынешний год для Борисоглебского Аносина монастыря – особый: 6 августа Церковь отмечает 1000-летие со дня убиения святых благоверных князей Бориса и Глеба . Чему современный христианин может поучиться, взирая на подвиг этих удивительных святых? Пролить кровь за Христа – не каждому этот венец дан, его еще надо заслужить – Память страстотерпцев Бориса и Глеба почитается в нашем монастыре уже два столетия, каждое воскресенье сестрами читается акафист. Житие и подвиг святых мучеников произвели глубокое впечатление на соотечественников, снискав бессмертную любовь у грядущих поколений. Главное, что мы должны вынести для себя из их жизни, – это братская любовь, богобоязненность, почитание родителей (они очень любили и уважали своего отца святого князя Владимира), достойное перенесение скорбей. Нужно учиться во всем и всегда полагаться на волю Божию. Господь Сам всё управит, наше дело – молиться и не унывать. Ну, а пролить кровь за Христа – не каждому этот венец дан, его еще надо заслужить. – Борисоглебскую обитель с начала основания отличал строгий устав, подобно уставу Оптиной мужской пустыни. В чем это проявлялось? – Первая игумения Аносино Евгения (Мещерская), стремясь воскресить дух иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри древней Руси, испросила у святителя Филарета (Дроздова) строгий устав для обители, и владыка дал сестрам чин общежития Феодора Студита.

http://pravoslavie.ru/81186.html

Благовестническая деятельность св. Апостола Павла в Ефесе. Восточное предградие Ефеса. – Дом Акилы и Прискиллы и первый ефесский храм. – Прибытие Ап. Павла в Ефес. – Двенадцать учеников Иоанна Крестителя и первый вопрос к ним Ап. Павла о принятии Св. Духа. – Их отрицательный ответ. – Они были крещены только крещением Иоанна. – Оглашение их христианской проповедью Ап. Павлом. – Крещение их христианским крещением. – Злоупотребление некоторых толкователей мыслью 5-го стиха в пользу повторяемости крещения. – Опровержение мнения, что 5-й стих составляет продолжение речи самого св. Апостола. – В 5-м стихе говорится о новом крещении Иоанновых учеников, а не о припоминании ими, что они еще ранее получили крещение. – Опровержение мнения, что Иоанновы ученики крестились лишь только потому, что полученное ими Иоанново крещение было неправильно. – После первой Пятидесятницы свв. Апостолы крестили новым христианским крещением всех без исключения, веровавших во Христа Иисуса. – Сообщение новокрещенным через руковозложение даров Св. Духа. – Впечатление, произведенное крещением и получением даров Св. Духа на присутствовавших и через них – на ефесян. – Как могло случиться, что эти Иоанновы ученики ничего не знали об Иисусе Христе? – Когда они прибыли в Ефес? – Проповедь св. Ап. Павла ефесским иудеям в синагоге. – Ожесточение против него иудеев. – Ап. Павел покидает иудейскую синагогу. – Проповедь св. Ап. Павла в школе Тиранна. – Благоприятные последствия благовестнической деятельности св. Ап. Павла. – Сообщение св. Дееписателя о внутренней силе проповеди св. Ап. Павла. – Нужда в видимых знамениях истинности проповеди св. Апостола. – Чудеса, совершавшиеся св. Апостолом. –  Исцеление от платков и опоясаний его. – Подражание св. Павлу со стороны иудейских заклинателей. – Сыновья Скевы. – Их неудачная попытка изгнать беса именем Иисуса Христа. – Влияние этой неудачи на ефесское население. – Исповедь уверовавших. – Ефесские чародеи. – Сожжение ими своих книг. – Ефес, как центр благовестнической деятельности Ап. Павла в Асии. – Указания на нее в Деяниях и Посланиях св. Павла. – Несомненность посещения св. Павлом из Ефеса окрестных городов. – Забота его о ранее основанных церквах. – Путешествие его в Коринф. – Написание Послания к Галатам. – Написание 1-го Послания к Коринфянам. – План дальнейшего путешествия св. Павла. – Отправление им некоторых своих сотрудников в Македонию. – Почему возник бунт Дмитрия Среброковача? – Подстрекательная речь Димитрия. – Возбуждение толпы ремесленников. – Толпа схватывает Гаия и Аристарха. – Предупреждение св. Павла азиархами. – Александр-медник. – Речь γραμματεσ " а.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Московская церковь святых Бориса и Глеба на Поварской Церковь св. страстотерпцев Бориса и Глеба на Поварской. Известная московская церковь свв. Бориса и Глеба стояла на Поварской улице близ одноименного Борисоглебского переулка. В советское время он носил имя А.Ф.Писемского, потому что писатель жил в одном из местных домов до самой кончины, последовавшей в 1881 году. Святые Борис и Глеб были самыми первыми русскими святыми и самыми чтимыми на Руси - храмов им строилось великое множество и в Москве и в других русских городах. Оба брата были сыновьями св. равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь в христианство в 988 году. После кончины их отца престол в Киеве захватил князь Святополк, которого в народе за великие и бесчисленные злодеяния потом прозвали " Окаянным " . Князя Бориса в то время не было в стольном граде - он только возвращался домой после битвы с печенегами, на которую его послал отец. И Святополк тайно отправил к нему своих людей, чтобы они убили законного наследника престола. Святой князь Борис, узнав уже от своих приближенных о трагических событиях в Киеве, не захотел участвовать в тяжбе за власть и сеять в Отечестве раздор и смуту. Ожидая неминуемой скорой смерти, он горячо молился в своем походном шатре перед иконой Спасителя. Ворвавшиеся люди Святополка убили его мечами. Мученика похоронили при Васильевской церкви в Вышгороде. Святополк же, замыслив убить и второго брата, князя Глеба, послал и к нему гонцов с ложной вестью о том, что его отец якобы находится при смерти и зовет сына проститься. Узнав о том, Глеб поспешил к родителю, но когда в пути переправлялся в лодке на другой берег реки, люди Святополка напали на него и убили. Тело его было брошено на пустыре, и все годы там совершались чудесные знамения - прохожие люди то видели горящую свечу, то слышали неземное пение. Так со временем было найдено нетленное тело св. Глеба и похоронено тогда рядом с братом в Вышгороде. С тех пор чудесные знамения совершались над могилами мучеников, и люди со страхом Божиим стали поклоняться им.

http://pravoslavie.ru/128.html

О времени сложения служб и датировке житий святых Бориса и Глеба Святые страстотерпцы Борис и Глеб До последнего времени служба, точнее, службы святых Борису и Глебу не были предметом специального рассмотрения, хотя, несомненно, установление времени их возникновения могло существенно помочь как в восстановлении всего процесса канонизации святых страстотерпцев, так и в датировке двух их житий, каждое из которых, как оказалось, связано с определенной службой. Исследования служб, проведенные Н.С. Серегиной и Е.В. Антоновой, появились уже после публикации мной статьи (исследовательницы с ней остались не знакомы) с предварительными выводами о времени канонизации свв. Бориса и Глеба и написания их житий (Ужанков А.Н. К вопросу о времени написания " Сказания " и " Чтения " о Борисе и Глебе//Герменевтика древнерусской литературы XI-XIV вв. Сб. 5. - М., 1992. - С. 370-412.) и не только не противоречат им, но и существенно дополняют. Разыскания Н.С. Серегиной показали, что " все сохранившиеся до наших дней стихирари домонгольского периода содержат стихиры Борису и Глебу лишь в разделе на 24 июля. На 2 мая в древнейших списках стихирарей служба не фиксируется (выделено мной. - А.У.) . Известен лишь кондак Борису и Глебу на 2 мая - " мученика Христова " . Самым ранним указанием службы на 2 мая являются несколько стихир в ненотированной рукописи конца XIV в РГБ, ф. 304, 22, причем, что для нас очень важно, в этом разделе помещаются не новые стихиры к празднику перенесения мощей, а " выписаны уже известные ранее стихиры из службы на 24 июля " . Та же ситуация повторяется и в другом стихираре XIV в., (РГБ, ф. 113, 3), " содержащем в разделе на 2 мая стихиру " Придите, восхвалим " , также известную на 24 июля " . (Серегина Н.С. Песнопения русским святым. - СПб., 1994. - С. 93. (Далее в тексте указаны только цитируемые страницы).) Специально приуроченные к празднику перенесения мощей святых 2 мая стихиры появляются в служебной минее только в XV в. Но, что опять же интересно, " все стихиры на 24 июля могли выборочно входить в службу 2 мая, и только пять стихир принадлежат исключительно службе 2 мая и не используются 24 июля " (С. 93) . То есть, мы получаем ещё одно существенное подтверждение и первенства дня памяти 24 июля, и его приоритета перед другими борисоглебскими праздниками (2 и 20 мая, 5 сентября).

http://pravoslavie.ru/5289.html

Храм во имя святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот Вот уже десять лет на Арбатской площади стоит храм-часовня во имя святых Бориса и Глеба, воссозданный в память славного московского храма, помнившего времена Ивана III. У святых ворот Храм-часовня свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба на Арбатской прощади Арбатские ворота почитались в Москве святыми. По легенде, в 1440 году, когда казанский хан Магмет осадил Москву, а великий князь Василий II будто бы со страху заперся в Кремле (на самом деле он ушел собирать войско), на помощь пришел князь-схимник Владимир Ховрин, тот самый, который вместе с отцом возводил московский Симонов монастырь. К тому времени он давно ушел от мира и основал на своем дворе близ Кремля Крестовоздвиженский монастырь, давший имя улице. Когда враг напал на Москву, он собрал из своей монастырской братии боевой отряд и присоединился к московскому военачальнику князю Юрию Патрикеевичу Литовскому. Под натиском татары стали отступать, а воины-монахи отбили у них обоз с пленными. Тогда Ховрин окропил их святой водой на том месте, где потом появились Арбатские ворота Белого города. В то время Арбат был пригородом Москвы, так как собственно городом, то есть крепостью, был сам Кремль: по традиционной версии слово «Арбат» и означает пригород или предместье. Может быть, деревянная церковь Бориса и Глеба была свидетельницей этого события. Начальная ее история теряется в тумане. Есть версия, что она известна в Москве с 1453 года – года падения Византии! Согласно летописному повествованию, именно в ней великий князь Василий II во время богослужения узнал о гибели своего заклятого врага Дмитрия Шемяки в Новгороде: эту весть гонцы принесли ему в храм. Другие исследователи считают, что в летописи имелась в виду другая Борисоглебская церковь – та, что и сейчас стоит на Варварке, более известная по приделу как церковь Максима Блаженного. Но именно арбатская церковь упоминается в летописи в повествовании о великом пожаре, разбушевавшемся 28 июля 1493 года от копеечной свечки в окрестном храме Николы на Песках. В том же летописном сообщении впервые встречается и название Арбат. Таким образом, церковь Бориса и Глеба оказывается не только летописной ровесницей Арбата, но даже старше Красной площади. Поскольку пламя тогда перекинулось и на Кремль, великий князь Иван III повелел отнести посадские дворы подальше от восточной стены Кремля, чтобы обезопаситься от пожара впредь – так появилась Красная площадь.

http://pravoslavie.ru/4221.html

Киев. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская (Рождество-Предтеченская) /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:1692. Год утраты:приблизительно 1935 Адрес: Украина, Киевская область, г. Киев, Борисоглебская ул., 10. Координаты: 50.463474, 30.522859 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Бориса и Глеба (Подол) — православный храм, который был построен на Подоле в Киеве (ул. Борисоглебская, 10) в 1692 году и снесён в 1930-е годы. Изначально на месте церкви находился деревянный католический костёл. В дальнейшем костел был перенесён на Левобережье, а на его месте была построена деревянная церковь. В 1692 году вместо деревянной церкви была построена каменная Борисоглебская церковь. Деньги на её строительство выделил полковник Григорий Коровки-Вольский. В 1738-1739 годах храм был расписан В. Романовичем и Ф. Каменским. В 1802 году с северной стороны был пристроен алтарь. Затем была возведена ампирная колокольня по проекту архитектора Андрея Меленского. Михаил Емельянопич Едлинский служил священником до закрытия церкви. Захарченко М.М. - Киев теперь и прежде. - Киев, типография С. Кульженко, 1888. Шероцкий К.В. - Киев. Путеводитель. Киев, типография С. Кульженко, 1917. Ернст Ф.Л. 1930 Каменное здание было сооружено в 1691 г. на средства киевского полковника Григория Карповича Коровки-Вольского. Церковь была трехчастной и имела три купола. В 1737-1741 г.г. она была расписана выдающимися киевскими мастерами Василием Романовичем и Федором Каминским, но в XIX в. эта стенопись была заменена новой. После того, как в 1791 г. главную Борисоглебскую церковь пришлось разобрать, её утварь перенесли в Предтеченский храм, в котором в 1799 г. освящён придел этого названия. В 1802 г. на средства мещанина Климента Тернавского с северной стороны пристроен отдельный придел свв. Бориса и Глеба. После этого церковную постройку стали называть по посвящению не главного, а бокового престола - Борисоглебской. В середине XIX в. с запада пристроили трехъярусную ампирную колокольню, сняли два боковых купола. На протяжении 1902-1904 г.г. по проекту Николая Казанского, утвержденному в 1900 г., расширили северный Борисоглебский придел с устройством новой апсиды, сделали симметричную пристройку северного придела. Церковь стала трехнефной, с центральным грушевидным куполом на приземистом восьмигранном барабане. Разрушена в конце 1936 г. Сохранилось в перестроенном виде кирпичное здание приходской школы по ул. Андреевской, 15.

http://sobory.ru/article/?object=38129

Монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Епархиальный скит В ведомости о Неклюдовском Борисоглебском мужском общежительном монастыре за 1916 год, сказано: «Неклюдовская Борисоглебская пустынь находится в Сенненском уезде Могилевской губернии при реке Усфейке между селом Неклюдовом и деревнями Яново и Узносное в 27 верстах от уездного города Сенно и в 25 верстах от железнодорожных станций Коханово и Толочин Александровской железной дороги. Устроено блаженной памяти действительным статским советником Филиппом Стефановичем Лешко в принадлежащем ему имении Неклюдово, каковое со всеми земельными угодьями и постройками пожертвовано им в обеспечение сей пустыни. Монастырь находился на небольшой возвышенности, на берегу искусственного озера. Учреждена пустынь определением Святейшего Синода от 30 марта 1885 года за 1095 «Высочайшего соизволения, последовавшего 30 июля того же года, открытие последовало 1 октября 1899 года». В ней имеется три церкви, устроенные покойным строителем и попечителем Филиппом Стефановичем Лешко: 1. Каменная, крытая железом, однопрестольная во имя Святой Троицы, устроена в 1890-1896 годах во дворе имения и освященная 1-го октября 1899 года Преосвященным Мисаилом, Епископом Могилевским и Мстиславским. 2. Каменная, крытая железом, при источнике в четырех верстах от монастыря, устроена в 1893-1894 годах тем же строителем Лешко, в 1901 году настоятелем пустыни окончательно отделанная, а в 1902 году освящена Преосвященным Мисаилом во имя Свв. Страстотерпцев Бориса и Глеба. В документах встречается как Яновская, приписная к Свято-Троицкой Неклюдовской, закрыта в 1960 году. Перед закрытием в ней совершались службы два раза в год. 3. При ней ветхая малая деревянная церковь во имя Свв. Страстотерпцев Бориса и Глеба, устроена в 1840 году на месте бывшей маленькой церкви и тогда же освящена. В ней до 24 июля 1900 года постоянно находилась явленная икона Свв. Страстотерпцев Бориса и Глеба, а с 1900 года переносилась с крестным ходом в монастырь 24 июля и оставалась в монастыре до 1-го мая следующего года, а потом с крестным ходом возвращалась обратно к источнику. В таком порядке икона переносилась ежегодно. Над источником имелась каменная часовня, устроенная строителем и попечителем Лешко в 1891 году. При этих церквях и часовне в 1901 году построен деревянный дом, состоявший из четырех комнат. Устроен дом на монастырские средства».

http://sobory.ru/article/?object=30100

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010