Вот как об этом вспоминает сам отец Александр: «С первого момента знакомства я почувствовал его прозорливость. Когда после долгого перерыва я вошел в храм, где служил отец Борис, у меня возникло желание поисповедоваться. По окончании службы я с этим желанием подошел к амвону, и вдруг отец Борис выходит из алтаря с крестом и Евангелием и ласково, но утвердительно говорит мне: «Вы желали исповедоваться». Я был потрясен. Батюшка глубоко понимал исповедника, он умел найти нужные слова, проникающие в душу, и учил страху Божию; у него была духовная мудрость, простота, дар постижения внутреннего состояния человека. Отец Борис предложил мне приходить к нему в дом, ибо в то время небезопасно было солдату в форме стоять в храме, и даже священнику — общаться с ним. И теперь, как только отпускали в увольнение, я шел к батюшке. Меня поражала его ученость, духовная воспитанность и скромность во всем. Здесь я несколько раз исповедовался и приобщался Святых Христовых Таин. Оставляли меня и на трапезу, за которой отец Борис часто сам читал душеполезные рассказы, много говорил о старцах, об Оптиной пустыни, вспоминал батюшку Алексия и протоиерея Сергия Мечевых, духовным сыном которых был в московском храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке до своего ареста. После перевода отца Бориса в Ташкент, а меня — на станцию Урсатьевскую недалеко от Ташкента я продолжал бывать у него — приезжая, переодевался в штатскую одежду и свободно ходил в храм на чудные богослужения епископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена (Голубева) и отца Бориса. У батюшки мне посчастливилось познакомиться со многими москвичами, в том числе и с иконописцем Марией Николаевной Соколовой (монахиней Иулианией). В Ташкенте я слушал проповеди отца Бориса за литургией и беседы в воскресные дни, которые он проводил с кафедры в центре храма по благословению владыки Ермогена. Демобилизовавшись и уезжая домой, я благодарил батюшку за его отеческое отношение ко мне. При прощании отец Борис предсказал, что я буду служить в храме, где он сам служил с отцом Сергием Мечевым: «Саша, вы — наша смена». Это теперь и исполнилось».

http://pravmir.ru/skonchalsya-protoierej...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бунт схиигумена Сергия В чём причины и каковы могут быть последствия? 21.06.2020 10074 Время на чтение 14 минут Предыстория. События вокруг духовника Среднеуральского женского монастыря схиигумена Сергия (Романова) закономерно привлекли внимание не только верующих, но и светских людей. Конфликт вышел уже далеко за пределы епархии, широко освещается в СМИ, его комментируют представители власти. Ситуация всё больше запутывается, вокруг скандала наворачивается всё большее количество мифов и ложных интерпретаций. Теперь человеку, который не следил за её развитием, уже затруднительно что-то понять. Светские СМИ пишут, что схиигумен захватил монастырь (свой собственный, в котором он духовник!), что окружил себя казаками, которые будут защищать монастырь, если его будут брать штурмом (кто будет брать штурмом? зачем?), и даже такой бред, что «захватившие монастырь на Урале могут устроить самосожжение на глазах у детей» и прочая и прочая. То ли по неграмотности, то ли выполняя специальное задание, журналисты светских СМИ одновременно нагнетают ужас и оглупляют суть происходящего. С другой стороны, сторонники отца Сергия выкладывают в сеть видеообращения известных людей (знаменитого хоккеиста Павла Дацюка, актёра Бориса Галкина, «уральского пельменя» Дмитрия Соколова, генерала Сергея Иванова и др.), которые рассказывают о том, какой добрый и смиренный человек схиигумен Сергий, как они находили в беседах с ним утешение, что он абсолютно бескорыстный человек, что он оклеветан, ничего такого он не говорил, а если что и сказал, то это вырвано из контекста... Лично я с отцом Сергием не знаком, ни разу не встречался. С одной стороны, это плохо, поскольку нет личных впечатлений от разговора, а порой мимика, эмоции, реакции, поступки могут больше сказать о человеке, чем слова. С другой стороны, это хорошо, поскольку можно максимально отстранённо рассуждать о ситуации. Поначалу РНЛ даже защищала отца Сергия от нападок либеральных СМИ, поскольку он в целом озвучивал консервативную повестку дня в Церкви и обществе, был известен как духовник нескольких сотен монахинь и многих мирян (офицеров, спортсменов, т.е. людей заслуживающих уважения), как строитель нескольких монастырей. Защищали, когда его обвиняли в увлечении экзорцизмом, стали на его сторону в конфликте с Натальей Поклонской. И хотя было видно, что отец Сергий «перегибал палку» в некоторых вопросах, типа чипирования, порой впадал в конспирологию, рассуждая о конце времён, мы себе объясняли это тем, что у него нет грамотных помощников, и он, составляя свои проповеди, пользуется некачественной литературой. Словом, искали оправдание его выступлениям. Кстати, в вопросах политики, критикуя те или иные действия власти, тогда он придерживался вполне приемлемой, классической для консерватора, схемы «Царь - хороший, бояре - плохие».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/20/bu...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отправьте их в рай…» Пролетарский суд над саратовским духовенством 05.09.2011 579 Время на чтение 31 минут Трагической страницей истории Саратовской епархии стал показательный процесс над духовенством во главе с викарным владыкой Германом (Косолаповым). Об этом громком судебном деле уже писали саратовские историки . По мере сил автором этих строк было начато научное изучение материалов процесса . Масштабность происходившего побуждает нас вновь обратиться к тем далеким дням и сосредоточиться на самых ярких моментах этого судилища. Расправе с представителями духовенства предшествовали следующие события. В начале 1918 года при саратовском исполкоме была организована следственная комиссия. Подобные комиссии должны были стать основой для организации революционных трибуналов в каждой подвластной большевикам губернии (в соответствии с декретом СНК «О суде» от 24 ноября 1917 года). И действительно, уже в марте 1918 года Саратовский ревтрибунал провел свои первые заседания. На самом первом заседании, состоявшемся 18 марта, рассматривалось дело «гражданина И.Ф. Мишукова-Аранского, обвиняемого в агитации среди солдат-фронтовиков за вооруженное восстание против советской власти» . Следственная комиссия начала функционировать еще за два месяца до начала работы самого трибунала. Конечно, она сразу обратила свой взор и на Церковь, тем более что поводов для этого было достаточно. 10 февраля 1918 года в Саратове прошел массовый крестный ход, который возглавили епископ Саратовский Досифей (Протопопов) и викарный епископ Петровский Дамиан (Говоров). По словам очевидца, «настроение среди участников крестного хода было резко оппозиционное большевизму, и это настроение все росло по мере увеличения числа участников крестного хода» . Одновременно прошел целый ряд митингов против политики большевиков; участник одного из них расстрелял двух красногвардейцев, смеявшихся над крестным ходом. Через несколько дней, 15 февраля, в здании духовной семинарии на квартире ректора архимандрита Бориса (Соколова) прошло собрание духовенства, посвященное обсуждению большевистского декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», изданного незадолго до этих событий, в январе 1918 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Киструсский Иван Иванович; 22.08.1878, слобода Зареченская Раненбургского у. Рязанской губ.- 26.10.1937, Томск), еп. бывш. Раненбургский, один из деятелей григорианского раскола . Из семьи священника. В 1900 г., по окончании Рязанской ДС, назначен надзирателем Владикавказского ДУ. В 1901 г. поступил в КазДА. В 1905 г. окончил КазДА кандидатом богословия. 27 мая 1905 г. прп. Гавриилом (Зыряновым) пострижен в монашество с сохранением прежнего имени, в том же году рукоположен во иерея. 9 сент. того же года определен преподавателем Воронежского ДУ. 30 сент. 1906 г. переведен преподавателем миссионерской Александровской ДС Владикавказской епархии в Ардоне. С 12 апр. 1907 г. помощник смотрителя Чебоксарского ДУ. С 1 сент. 1910 г. инспектор Александровской ДС. После инцидента с нарушением учащимися порядка (была разгромлена квартира помощника инспектора) в окт. 1912 г. переведен преподавателем Новгородской ДС; с 21 авг. 1914 г. смотритель Тихвинского ДУ. По нек-рым данным, с 1917 г. был в братии Киево-Печерской лавры, потом служил в Чернигове. 10 авг. 1923 г. хиротонисан во епископа Раненбургского. Хиротонию, состоявшуюся в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре , возглавил Патриарх св. Тихон . И. стал викарием Рязанского и Зарайского архиеп. Бориса (Соколова) , находившегося в тот момент под арестом. В авг. того же года прибыл в Раненбург (ныне Чаплыгин Липецкой обл.), провел архиерейские службы в городских церквах и в храмах официально закрытой раненбургской Петропавловской муж. пуст. Прибытие И. вызвало массовое возвращение храмов из обновленчества в Патриаршую Церковь. И. получил обращения от приходских советов Рязани с просьбами о скорейшем прибытии и об организации канонического епархиального управления, но не смог выехать из Раненбурга из-за запрета уполномоченного ГПУ. Активная борьба И. с обновленцами вызывала репрессии со стороны властей. Был арестован благочинный Раненбурга прот. Димитрий Каверин. И. также вызывался в местный отдел ОГПУ, где ему угрожали арестом за поминовение на службах находившегося под следствием Патриарха Тихона. В февр. 1924 г. уездные власти потребовали от И. прекратить священнослужение без офиц. регистрации. В то время зарегистрироваться в гос. органах можно было лишь через признание обновленческого синода, от чего И. категорически отказался.

http://pravenc.ru/text/469490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Николаевич Успенский (11.10.1863, с. Меньшие Можары (Меньшины) Сапожковского у. Рязанской губ.- 23.01.1930, г. Коломна Московской обл.), сщмч. (пам. 10 янв., в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье священника. Окончил в 1878 г. Сапожковское ДУ по 1-му разряду и в 1884 г. Рязанскую ДС по 2-му разряду. После семинарии получил назначение на должность учителя начального народного училища в с. Князево Займище Скопинского у. Рязанской губ., затем был учителем в школах сел Юракова и Панкина Пронского у. Рязанской губ. В 1894 г. Михайловским еп. Иоанникием (Казанским), викарием Рязанской епархии, рукоположен во иерея к ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Макове Михайловского у. Рязанской губ. В 1903 г. переведен священником в Богородице-Рождественскую ц. в с. Радушине Зарайского у. Рязанской губ. Кроме с. Радушина в приход также входили соседние деревни Машоново, Пенкино, Широбоково и Титово. П. прослужил в Богородице-Рождественском храме 27 лет. Одновременно с пастырской деятельностью П. продолжал трудиться на учительском поприще: состоял заведующим церковноприходской школой, а также был законоучителем в этой школе и Пенкинском земском уч-ще (ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 52. Л. 134 об.). С 1914 г. являлся благочинным 1-го Зарайского благочиннического окр., возведен в сан протоиерея. После прибытия в сент. 1923 г. на Рязанскую кафедру архиеп. Бориса (Соколова) включен вместе с другими благочинными в состав учрежденной епархиальной канцелярии. 4 янв. 1924 г. архиеп. Борис был арестован и выслан в Москву без права возвращения в Рязань, но продолжил управление, поддерживая связь с епархиальной канцелярией по почте. В окт. и дек. 1925 г. П. вызывали на допросы о деятельности правящего архиерея и его канцелярии. П. утверждал, что такая структура при епископе имеет право на существование и это не противоречит церковным и государственным правилам.

http://pravenc.ru/text/2580234.html

поиск:   разделы   рассылка Пётр Соколов Утонувший " Остров " Источник:  Литературная газета Часто так бывает, что фильм или сериал, который поначалу вызывал отторжение, через пару лет вдруг начинает нравиться. Бывает и наоборот – меняется время, меняемся мы. Три года назад " ЛГ " крайне благожелательно откликнулась на премьеру " Острова " Павла Лунгина ( " Поклонение Мамонову " , Александр Кондрашов, – 2006, 50). Фильм казался поистине островом чистоты и покаяния в мутном море бессовестного отечественного кинематографа. Его столько раз показывали по ТВ, что он превратился в явление не только телеэфира, но и всей культурной жизни. Павел Лунгин, до " Острова " создавший " Такси-блюз " (знамя чернушного перестроечного кино) и " Олигарха " (гимн людям типа Бориса Березовского), после снял крайне неудачную " Ветку сирени " , ещё что-то и, наконец, программного " Царя " , который заставил даже тех, кто восхищался " Островом " , взглянуть на него другими глазами. Предлагаем вашему вниманию мнение человека, который и три года назад не восхищался. Давно собирался написать о прогремевшем фильме Павла Лунгина, но не получалось. Не хватало чего-то главного, самого последнего аргумента, который снял бы собственные сомнения по поводу " Острова " . Дело в том, что мои ощущения от этой картины сразу были резко отличны от восхищённых оценок почти всех. Причём как со стороны самого " прожжённого " телевизионного сообщества, так и близких мне по духу людей, включая многих священников. Поэтому внутри роились тоскливые мысли о собственной неадекватности... Но потом вдруг начал слышать высказывания о фильме, созвучные с моими представлениями. От тех, кто ещё недавно был его восторженным поклонником и, посмотрев вторично, почти полностью разочаровался. Поэтому когда недавно телеканал " Россия " поставил " Остров " уже в который раз в прайм-тайм, решил смотреть снова и насквозь. Несмотря на рекламу. Первое, что поразило, – её количество. Шесть или семь блоков почти на сорок минут – просто невероятно.

http://religare.ru/2_70824.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2008 17 мин., 19.01.2008 1-я страница обложки – портрет актера и журналиста Бориса Корчевникова (фото Владимира Ештокина). Пролог: П. Ф. Порфиров . « Пустынна улица. Церковную ограду …»: Стихотворение//Фома. - – январь 2008. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3.   Грани : Владимир Легойда , главный редактор журнала «Фома». Политика и спасение души . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – январь 2008. – С.4. – (рубрика « Грани »). Вопрос номер один : (на заставке фото Ксении Калининой) ОПК: итоги дискуссии 2007 /Подготовила Елизавета Киктенко//Фома. - – январь 2008. – С.5-9. – (рубрика « Вопрос номер один »). По теме высказались: Иван Демидов , член координационного совета движения «Молодая гвардия», Москва. Битва за душу народа . – С.6; Егор Холмогоров , публицист, Москва. Не надо пугаться слова «клерикализм». – С.6; Евгений Бунимович , поэт, заслуженный учитель России, лауреат премии правительства РФ в области образования, Москва. Вопрос об ОПК нельзя решать «с понедельника». – С.6-7; Виктория Уколова , заведующая кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД России, доктор исторических наук, профессор, Москва. Религиоведение не заменит ОПК . – С.7; Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента) , диакон, профессор Московской духовной академии, Москва/Фото Владимира Ештокина. Битва под Нарвой . – С.7; Елена Ямпольская , редактор отдела культуры газеты «Известия»/Фото Владимира Ештокина. Преодолеть келейность . – С.7-8; Иван Семенов , обозреватель ВГТРК, исполнительный продюсер телеканала «Вести», Москва. Пожалейте детскую веру! – С.8; Георгий Рябых , священник, и. о. секретаря ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества/Фото Галины Шапошниковой. Начать новый этап дискуссии . – С.8-9. Грани: Грани (…интернета, …законотворчества, …искусства, …меценатства, …праздника)/Подготовили Алексей Соколов, Кристина Иванова, Ксения Рындач. Фото Владимира Ештокина; Из архива Георгия Сафонова. В рубрике использованы материалы агентства «Интерфакс-религия» и пресс-службы Московской Патриархии//Фома. - – январь 2008. – С.10-11. – (рубрика « Грани »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-57-y...

(Соколов Петр Алексеевич; 8.01.1865, с. Богородское Тарусского у. Калужской губ.- 21.02.1928, пос. Перловка Московской губ.), архиеп. Рязанский и Зарайский. Род. в семье священника. По окончании Калужской ДС (1893) был рукоположен во священника к церкви с. Истомина Тарусского у. Калужской губ. С марта 1894 г. преподавал Закон Божий в земской школе того же села, а также в открытой им воскресной школе для девиц старшего возраста. В дек. 1896 г. организовал попечительство для борьбы с распространением секты хлыстов . С сент. 1897 г. состоял заведующим и законоучителем бортниковской церковноприходской школы. Овдовев, поступил в СПбДА в качестве стипендиата Святейшего Синода (1899). В 1903 г. окончил академию и в сент. 1905 г. был удостоен степени кандидата богословия. С дек. 1905 по февр. 1907 г. заведовал церковноучительской школой в Обшаровке (Самарская губ.). 17 марта 1907 г. архиеп. Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским) пострижен в монашество с именем в честь св. блгв. кн. Бориса. В том же году назначен помощником смотрителя Клеванского ДУ (Волынская епархия), в 1909 г. - помощником смотрителя Зарайского ДУ, в 1911 г.- смотрителем Арзамасского ДУ, преподавателем отечественной истории и катехизиса. В авг. 1911 г. утвержден членом арзамасского уездного отд-ния епархиального училищного совета, в дек. того же года - его председателем. В 1913 г. назначен смотрителем Вольского ДУ, в 1914 г.- смотрителем Торопецкого ДУ. В 1914 г. возведен в сан архимандрита и 12 авг. назначен ректором Саратовской ДС. Являлся председателем «Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам Саратовской ДС». В 1915 г., когда здание семинарии было занято под воинский постой, Б. организовал посменное проведение учебных занятий в квартирах преподавателей, в т. ч. своей. Семинаристы посещали епархиальный лазарет, где выступали перед ранеными с концертами. В 1916 г. по распоряжению ректора семинарский храм был расписан по образцу киевского Владимирского собора, Б. организовал работы по росписи интерьеров и др. саратовских храмов. В 1916 г. Б. также являлся председателем Саратовского уездного отд-ния епархиального училищного совета. В уезде были открыты 4 новые школы, в рамках училищного совета проводились методические собрания педагогов.

http://pravenc.ru/text/153165.html

Чаши государевы заздравные Подготовка текста, перевод и комментарии Л. В. Соколовой Чаша государева заздравная – это прежде всего обряд испития чаши (чарки, братины) за здоровье и благополучие государя – князя, царя. Так же называлась и речь, произносившаяся при поднятии чаши (тост). Обычай испивать заздравные чаши государевы был повсеместным на Руси. При царском дворе придавали большое значение этому ритуалу как выражению преданности самодержцу. Нарушение его считалось таким же преступлением, как оскорбление царского величия. Как на светских пирах, так и за монастырской трапезой чаши следовали в определенной последовательности, не остававшейся, однако, неизменной. За монастырской трапезой государева чаша следовала после чаш во славу Христа и Богородицы, но ей могли предшествовать также чаши в честь праздника и в честь святого. Каждой из чаш за монастырской трапезой предшествовало пение тропарей, почему монастырские чаши назывались также трапезными и тропарными. Текст чаши государевой не был раз и навсегда установленным. Это могла быть простая здравица, но чаще текст чаши включал и другие благопожелания. В церковном Уставе редакции 1401 г. (Иерусалимском) предлагался такой текст для произнесения на трапезе «о здравии цесарем или князем»: «В долголетный живот здравия, смирения, благопоспешения, и спасения, и на врагы победа благочестивому и христолюбивому великому князю». Однако все дошедшие до нас тексты чаш государевых, созданных в XVI–XVII вв., гораздо многословнее. Сохранились тексты чаш царей Ивана Грозного, Бориса Годунова, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Тексты эти представляют как исторический, так и литературный интерес. С XVI в. обряд испития государевой чаши в монастырях усложнился. Был составлен «Чин и устав на трапезе за приливок о здравии благочестивому и христолюбивому царю и великому князю всея Русии самодержцу», который включал молитву за царя («Владыко многомилостиве»), произносившуюся игуменом или иереем, пение «Многолетия» и собственно чашу – речь при поднятии «царской чаши». Этот текст в большинстве списков Чина представляет собой здравицу – пожелание здоровья царю на многие лета, но вместо нее мог быть и пространный текст с различными благопожеланиями. Подробнее о чашах государевых см.: Орлов А. С. Чаши государевы. М., 1913; Соколова Л. В. Чаши государевы заздравные//Грузинская и русская средневековые литературы. Тбилиси, 1992, с. 191–208. Там же см. публикацию: Чаша государева царя Федора Алексеевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шли годы, и наступала пора моего возвращения в Москву. Я это предвидела, к этому уже стремилась. Я с папочкой стала молиться, прося Господа помочь нам перебраться в Москву. Но вернуться нам всем в квартиру моих родителей уже было невозможно. Дети выросли, на одной постели двоих уже не положишь, да и занятия музыкой требовали отдельных комнат. Серафиму было четырнадцать лет, когда он заканчивал школу в Гребневе и собирался вместе с Колей поступать в музыкальное училище. " Без Симы мне будет еще тяжелее " , - часто думала я. Дня три в неделю он уезжал после школы в Москву, откуда возвращался часам к десяти вечера. В свободные от музыки дни Сима приносил мне в дом дрова и каменный уголь. А в морозы ежедневно принести (а то и наколоть) четыре-пять ведер угля для меня было очень трудно. Батюшка мой уезжал рано, когда было еще темно, а приезжал тоже в темноте. Ящик с углем был далеко, не освещен, так что отец Владимир редко бывал мне помощником. Любочке было лишь одиннадцать лет, Феде - семь, силенок у них было еще мало, ведро угля было им не под силу. Коля и Катя жили в Москве, приезжали не каждое воскресенье: то гриппуют, то концерты. А мое здоровье сильно пошатнулось. Женские болезни мучили меня постоянно, временами вызывая сильную боль. Но я думала, что так и должно быть, к врачам не ходила. Прописана я была в Москве, а ездить туда лечиться возможности не было, ведь с сентября по июнь я топила печь - в общем, была на должности истопника. Отапливали мы не только свой дом, но и Никологорских родных, хотя свекровь моя давно умерла. Родственники наши носят иную с нами фамилию, потому что в начале 20-х годов детей священнослужителей не принимали учиться в советские школы. Тогда Соколовы были вынуждены распределить своих старших детей (Виктора, Бориса, Антонину и Василия) по родственным семьям, проживавшим в иных местах, где власти не знали о происхождении ребенка. Так, брат отца Владимира Василий был усыновлен родной теткой Марией Семеновной Никологорской, проживавшей во Фрянове. Поэтому за Василием и осталась родовая фамилия его матери - Никологорский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1913...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010