34 Так, например, лишение сана за симонию или святокупство и за нетрезвую жизнь назначено еще в правилах апостольских (прав. 29). 35 Блаженный Серапион в 1230 году говорил «Слово» в Киеве по случаю сильного землетрясения, а потому в 1274 году был, без сомнения, уже старцем. Четыре «Поучения» его помещены в Прибавлениях к Творениям Святых Отцов 1843, с. 97–111, по списку XIV века в Лаврской рукописи «Златая цепь». Еще одно «Поучение» найдено и издано Шевыревым («Поездка в Кириллов монастырь») и два напечатаны в «Православном Собеседнике», 1860. В надписаниях «Слов» он называется «святым, преподобным и блаженным». В рукописных святцах (на которые мы уже многократно ссылались) он также поставлен в числе святых. 37 Хан Бергай (или Берка) воцарился в Золотой Орде по смерти брата своего Батыя, умертвив сына его Сартака. Это было около 1256 года. При нем дела русские находились в заведовании наместника его Улавчия. 38 Эти грамоты были впоследствии предметом спора между потомками Петра и князьями Ростовскими. Сыновья князя Бориса звали Петра дядею; но дети их не хотели уважать этого духовного родства и стали отнимать луга у сына его, Лазаря Петровича. «Мы слышали, – говорили они, – что родители наши называли отца его дядею, наш дед взял у Петра много золота и серебра и побратался с ним в церкви; но татарский род – кость не наша, а денег не оставили нам ни он, ни Родители наши». Более всего неприязнь возбуждалась завистью: князья завидовали, что сыновья Царевича «в орде выше их честь принимают». Лазарь жаловался хану, и посол ханский, обмерив землю по грамоте князя Бориса, запретил оскорблять родственника ханского. Также и у внука Петрова Юрия правнуки старого (Бориса) князя стали отнимать право ловить рыбу в озере, так как в грамотах его упоминалось только о земле. Ордынский посол велел князьям снять воду с земли, если вода принадлежит им, а земля Юрию. Когда же они сказали, что это невозможно, он присудил по земле и воду Юрию, сказав притом, что «вода есть сотворение вышнего Бога на службу всем человекам». Сын Юрия Игнатий, услышав о приближении к Ростову грозного царя ордынского, заставил епископа Прохора идти с ним навстречу хану и вынес подарки – соколов, шубы и угощение. Он объяснил свое родство с ханами и сказал: «Сие купля прадеда нашего». Гордый татарин ласково принял «тешь царскую» – соколов и пощадил город («Древняя святыня Ростова Великого», издание 3, с. 73–79).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

И действительно, говорят, Борис не обманулся в своём выборе. Последующие обстоятельства хорошо показали, что Иов был верный слуга Борисов. Гнусная ложь, сочинённая Борисом о смерти царевича Димитрия, переданная на рассмотрение патриарху и собору, признаётся истиной. И защитники правды, вместе со всеми жителями несчастного Углича, предаются в руки неправосудного мщения. Патриарх, кажется, не слышит громкого свидетельства Нагова и народной молвы об убиении Димитрия и тайном его виновнике. Длинный ряд преступных замыслов Бориса счастливо удаётся и ведёт его к давно желанной цели. Феодор умирает, и с ним прерывается многовековой ряд законных наследников престола. Борис у самой цели. И первым, самым деятельным помощником ему в эти минуты является патриарх. Таков общий взгляд некоторых историков на отношения Иова к современным ему событиям отечественным. При подробном рассмотрении событий, мы должны показать, сколько правды заключается в таком взгляде. 116 Лица, которых подписи значатся под показаниями, суть следующие: Григорий Нагой с духовным отцом своим священником Богданом; Андрей Нагой, игумен Покровского монастыря Давид и другие многие. 119 Щербатов всё участие патриарха в избрании Годунова на царство объясняет из личных отношений Иова к Борису, по которым первый, как облагодетельствованный им, всеми силами старался отблагодарить своего благодетеля. Таким образом, по мнению историка, не в видах общественной пользы и не по общему выбору и согласию, а единственно по своим личным отношениям Иов усиливался склонить общее мнение в пользу Бориса и его самого убеждал к согласию на избрание народное. Посему во всей истории избрания он не видит ничего искреннего ни с той, ни с другой стороны, и нигде не упускает случая выразить своё недоброе мнение о патриархе (см. Ист. Щерб. Т. XIII, гл. 1, от 8–17 стр.). Сколько основательно это мнение, видно будет при объяснении на указанные вопросы. 127 Чин венчания Бориса на царство в Доп. Акт. Ист. I, 145. При короновании Бориса Феодоровича сделаны были некоторые дополнения к прежнему чину, из коих некоторые не удержались в последствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Во всё царствование Феодора, он управлял делами государственными, своими распоряжениями доказал политическую мудрость и опытность, своими сношениями с иностранными державами постоянно поддерживал честь и пользу государства и успел приобрести себе известность при дворах иностранных. Его опытность и распорядительность в делах внутреннего управления, его успехи на поле брани приобрели ему особенную любовь и доверенность доброго государя, который отличал его своим вниманием и милостями. К кому же всего естественнее могла склониться мысль патриарха, на кого всего скорее мог пасть выбор народный. Во всех указанных отношениях, конечно, никто их вельмож, потомков Рюриковых или других родственников царских, не мог сравниться с ним. Между тем, вручая скипетр и державу Борису, переменили только имя царя, власть же державная оставалась в руках того, кото давно и так счастливо владел ею для блага народного. Не против Бориса были и внешние его права. Он был близкий родственник царя, родной брат царицы Ирины. Таким образом, сколько заслуги Бориса и дознанная опытность в делах правления склоняли к нему выбор народа и патриарха, столько же внешние права его и связи с царственным домом должны были сообщить общему избранию вид законности. После этого неудивительным кажется усердие, с каким патриарх и народ старались склонить Бориса к принятию престола. Когда Борис согласился на избрание, начались приготовления к венчанию. Патриарх обратил всю свою заботливость к тому, чтобы упрочить начатое дело и предотвратить беспорядки, которые могли бы много повредить отечеству. Конечно, ему небезызвестны были недоброжелательные чувства к Борису некоторых родов боярских. Открытое обнаружение подобных чувств и отношений всего более могло быть вредным в настоящих обстоятельствах. Посему, в видах предусмотрительности и по требованию благочестивых чувств, патриарх предложил духовенству и чинам светским установить в день избрания Бориса на престол (21 февраля) всегдашнее празднество в честь Богоматери Одигитрии с крестным ходом в обитель Новодевичью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

3) Указами Святейшего Синода от 17 февраля и 22 апреля 1916 года за 2260 и 5175 студентам I курса: священнику Сергию Соловьёву и Павлу Зубареву разрешено пройти академический курс в три года, с освобождением от слушания лекций и сдачи испытаний по тем предметам, отметки по которым имеются в их университетских дипломах. —58— Определили : 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство устных ответов студентов I, II и III курсов Академии на экзаменах, успехи их в практических занятиях, достоинство третных сочинений и проповеди и поведение, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) Во II-й курс – студентов первого курса: 1) Свящ. Климентовского Евгения, Баратова Алексея, Голубева Алексея, свящ. Соколова Иоанна, 5) Мышцына Николая, Введенского Ивана, свящ. Никольского Никиту, Мокринского Георгия, свящ. Иванова Виктора, 10) свящ. Чернецова Петра, диак. Кудрявцева Василия, Зернова Сергея, свящ. Шахматова Никандра, иерод. Порфирия (Соколова), 15) Юдина Ивана, Лободу Иосифа, свящ. Красотина Павла, Высотского Виктора, свящ. Ивановского Феодора, 20) Соколова Петра, свящ. Успенского Алексея (Яросл.), Угаморова Александра, Попова Николая , Кочегина Алексея, 25) Протопопова Александра, свящ. Гиацинтова Александра, Руднянского Петра, свящ. Успенского Алексея (Новгор.), Бекренева Георгия, 30) Вознесенского Павла, Троепольского Василия, иером. Феодосия (Пясецкого), свящ. Субботина Александра, свящ. Ремова Александра, 35) свящ. Гусева Николая, Извекова Алексея, Черникова Сергея, Парацевпча Арсения, Вуколова Павла, 40) Баляева Сергея, Керна Константина, свящ. Милютина Сергия, Казанского Владимира, Лебедева Виктора, 45) Левкиевского Николая, Бондаря Александра, свящ. Успенского Алексея (Калуж.), Рождественского Измаила, Троицкого Петра, 50) Лебедева Николая, Шишкина Алексея, Станиславлева Евгения, Дьячкова Ивана, Любимова Николая. 55) свящ. Кораблёва Александра, свящ. Синьковского Димитрия, Соколова Валериана, свящ. Добролюбова Виктора, Саковича Григория, 60) Лебедева Василия, диак. Курбатова Петра, свящ. Юнака Антония, Соболева Михаила, Скобеева Сергея. 65) Голубцова Петра, свящ. Лихачёва Петра, иерод. Андрея (Демьяновича), Попова Александра (Костр.), Гастева Бориса, 70) свящ. Яроцкого Иоанна, свящ. Стронского Владимира, Муравьёва Михаила, свящ. Евстратова Василия, Покровского Василия, 75) свящ. Ансерова Иоанна, свящ. Бокуновского Димитрия, Климкова Григория, Соколова Владимира, Страхова Ивана,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30) свящ. Козлова Иоанна, Успенского Александра , Добролюбова Петра, Гусева Сергея, Беневоленского Ивана, 35) Белоусова Евгения, свящ. Шеметилло Николая, Бурма- —128— кина Николая, Пруткова Сергея, Владимирского Сергея, 40) Смирнова Леонида, Воскресенского Андрея, Пескова Бориса, Борисова Пантелеймона, Троицкого Аркадия, 45) Мякшина Григория, Малкална Владимира, Любимова Николая, Стеблева Бориса, Миролюбова Георгия, 50) Кукса Августина, Боголепова Николая, свящ. Советова Алексея, Хадзарагова Петра, Дьяконова Димитрия, 55) Соболева Христофора, Преображенского Ивана , Масюкова Иннокентия и 58) Хакима Александра, палестинского уроженца. в) в IV курс – студентов III курса: 1) Знаменского Сергея, Страхова Владимира, Белявского Андрея, Туберовского Александра , 5) Гумилевского Илью, Чистякова Василия, Вишневецкого Евстафия, Селиванова Александра, Троицкого Петра, 10) Курбатова Петра, Петровского Алексея, Соколова Димитрия (Яросл.), Глаголева Вячеслава, Недумова Виктора, 15) Соколова Димитрия (Виф.), Пономарева Сергея, Процерова Николая, Ремезова Владимира, Садикова Александра, 20) Лясковского Петра, Мянца Карпа, Виноградова Сергея, Иванова Харитона, Величкина Сергея, 25) свящ. Часоводова Николая, Исаева Петра, Рудакова Ивана, Ключарева Ивана, Богданова Николая, 30) Смирнова Алексея, Добромыслова Анатолия, Равицкаго Александра, Харитонова Михаила, Берез- кина Ивана, 35) Варжанского Николая , Маркова Димитрия, свящ. Горлицына Владимира, Пивоварчука Михаила, Гаврилюка Александра, 40) Яковлева Ивана, Владимирского Петра, Поп-Харалампиева Георгия, болгарского уроженца, Пятикрестовского Ивана, иеродиакона Стефана Беха, 45) Петрова Василия и 46) Раича Любомира, сербского уроженца. 3) Студентов II курса Добротворцева Бориса и Протопопова Николая оставить, по болезни, в том же курсе на второй год. 4) Студентам: I курса – Заслоновскому Стефаяу, Сныткину Михаилу и Седову Стефану, III курса – Павловскому Димитрию и Троицкому Сергею разрешить сдать устные испытания и представить семестровые сочинения после летних каникул, в августе месяце сего 1906 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот как об этом вспоминает сам отец Александр: «С первого момента знакомства я почувствовал его прозорливость. Когда после долгого перерыва я вошел в храм, где служил отец Борис, у меня возникло желание поисповедоваться. По окончании службы я с этим желанием подошел к амвону, и вдруг отец Борис выходит из алтаря с крестом и Евангелием и ласково, но утвердительно говорит мне: «Вы желали исповедоваться». Я был потрясен. Батюшка глубоко понимал исповедника, он умел найти нужные слова, проникающие в душу, и учил страху Божию; у него была духовная мудрость, простота, дар постижения внутреннего состояния человека. Отец Борис предложил мне приходить к нему в дом, ибо в то время небезопасно было солдату в форме стоять в храме, и даже священнику — общаться с ним. И теперь, как только отпускали в увольнение, я шел к батюшке. Меня поражала его ученость, духовная воспитанность и скромность во всем. Здесь я несколько раз исповедовался и приобщался Святых Христовых Таин. Оставляли меня и на трапезу, за которой отец Борис часто сам читал душеполезные рассказы, много говорил о старцах, об Оптиной пустыни, вспоминал батюшку Алексия и протоиерея Сергия Мечевых, духовным сыном которых был в московском храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке до своего ареста. После перевода отца Бориса в Ташкент, а меня — на станцию Урсатьевскую недалеко от Ташкента я продолжал бывать у него — приезжая, переодевался в штатскую одежду и свободно ходил в храм на чудные богослужения епископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена (Голубева) и отца Бориса. У батюшки мне посчастливилось познакомиться со многими москвичами, в том числе и с иконописцем Марией Николаевной Соколовой (монахиней Иулианией). В Ташкенте я слушал проповеди отца Бориса за литургией и беседы в воскресные дни, которые он проводил с кафедры в центре храма по благословению владыки Ермогена. Демобилизовавшись и уезжая домой, я благодарил батюшку за его отеческое отношение ко мне. При прощании отец Борис предсказал, что я буду служить в храме, где он сам служил с отцом Сергием Мечевым: «Саша, вы — наша смена». Это теперь и исполнилось».

http://pravmir.ru/skonchalsya-protoierej...

Начало служения 21 июля 1928 года состоялась иерейская хиротония, которую совершил епископ Арсений (Жадановский) 21 апреля 1927 года архиепископом Бийским Иннокентием (Соколовым) Борис Холчев был рукоположен в сан диакона в домовом храме в с. Котельники недалеко от Москвы. По благословению старца, он стал служить диаконом в храме Святителя Николая в Клённиках. 21 июля 1928 года состоялась иерейская хиротония, которую совершил епископ Арсений (Жадановский). Теперь отец Борис начал духовно окормлять маросейскую паству совместно с дорогим его сердцу отцом Сергием Мечёвым. Ссылка Активная церковная деятельность отца Бориса не могла остаться незамеченной советскими властями. 16 февраля 1931 года его, а также старосту и некоторых прихожан храма арестовали как «участников антисоветской организации». Время предварительного заключения отец Борис провёл в Бутырской тюрьме. 30 апреля 1931 года ему был вынесен приговор – 5 лет лагерей. В начале срока отец Борис был направлен в Красновишерск на строительные работы. Затем он вынужден был отбывать свой срок в одном из лагерей в Кемеровской области – в городе Юрга. В Юрге отец Борис встретился со своим знакомым по Оптиной пустыни – иеродиаконом Рафаилом (Шейченко). Исполняя обязанности ветеринарного фельдшера, последний имел преимущество не жить в общем бараке, а имел свою «комнату» — стойло в свинарнике. Такую же привилегию он исходатайствовал и для отца Бориса, и они поселились вместе — в одном стойле. Здесь, по их же воспоминаниям, им довелось однажды встречать Пасху. Период «затвора» За хорошую работу отец Борис Холчев был освобождён досрочно (его срок сократили на один год) – в 1935-м году. Состояние здоровья его было ужаснейшее: возобновились старые болезни, к ним добавились новые. Вернувшись в Орёл, отец Борис не мог рассчитывать на какой-либо покой, поскольку его постоянно вызывали в органы. И тогда отец Сергий Мечёв посоветовал ему переехать в Рыбинск. Переезд состоялся в 1938-м году, после чего для отца Бориса наступил десятилетний период условного затвора. Получив инвалидность, он полностью посвятил себя молитве, тайно совершая литургию у себя дома, чаще всего один.

http://pravoslavie.ru/125432.html

Памятная доска на могиле члена ИППО академика Бориса Тураева установлена на Никольском кладбище октября 2015 В день памяти праведного воина Феодора Ушакова, 15 октября, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры состоялась церемония открытия и освящения памятной доски на могиле выдающегося русского ученого, академика и патриота Бориса Тураева (1868-1920), действительного члена Императорского православного палестинского общества. Академик Борис Тураев был избран в состав совета 6 апреля 1917 года, когда подала в отставку с поста председателя великая княгиня Елизавета Феодоровна, а из наименования общества было изъято слово " императорское " .  Борис Тураев скончался в 1920 году и был захоронен в могиле своей бабушки Александры Нейяр (урожденной Калугиной). Долговечного надгробия и даже простой таблички с его именем и датами жизни установлено не было. Восстановить историческую справедливость помогло письмо Елены и Галины Макаревич, присланное в управление делами ИППО 13 июля 2015 года, в год и месяц 95-летия кончины академика. Они просили обратить внимание на безымянное захоронение ученого с мировым именем.  В Санкт-Петербург отправились председатель правления благотворительного фонда " Возрождение культурного наследия " , заместитель председателя московского областного отделения ИППО, член Союза краеведов России Александр Панин и директор этого фонда Семен Ваксман. Они разыскали могилу недалеко от Никольской церкви, сделали замеры и в рамках программы " Возвращение памяти: история ИППО в регионах " решили установить на могиле гранитную памятную доску с указанием заслуг выдающегося ученого. Начинание благословил духовник фонда, настоятель Николо-Берлюковского монастыря Московской епархии игумен Евмений (Лагутин). Он освятил доску перед отправкой в Санкт-Петербург. Панихиду отслужил настоятель храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой протоиерей Иоанн Соколов . За богослужением пел детско-юношеский хор преподобного Иоанна Дамаскина под управлением Ирины Болдышевой при соборе Владимирской иконы Божией Матери. Хор исполнил несколько духовных произведений на русском и греческом языках, а также песни на стихи Сергея Бехтеева.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=872...

Января 10 (23) Священноисповедник Петр (Успенский) Составитель священник Максим Максимов Священноисповедник Петр родился в 1863 году в селе Меньшины Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Успенского . После окончания в 1884 году Рязанской Духовной семинарии Петр Успенский был назначен учителем начального народного училища в селе Князево-Займище Скопинского уезда, а затем в селах Юраково и Панкино Пронского уезда Рязанской губернии. В 1894 году викарий Рязанской епархии епископ Михайловский Иоанникий рукоположил Петра Успенского во священника к церкви в честь Рождества Богородицы в селе Маково Михайловского уезда. В 1903 году отца Петра перевели в церковь Рождества Богородицы в селе Радушино Зарайского уезда. Этот храм один из древнейших в Зарайском крае. Деревянная церковь здесь стояла уже в 1616 году, а каменную церковь построили в 1772 году. В состав прихода входили деревни: Машоново, Пенкино, Широбоково, Титово. В этом храме отец Петр прослужил двадцать семь лет до самого ареста. В селе Радушино он состоял законоучителем и заведующим местной церковноприходской школой и законоучителем соседнего Пенкинского земского училища. В 1914 году священник Петр Успенский был назначен благочинным Первого Зарайского благочиннического округа. С 1923 по 1928 год правящим архиереем Рязанской епархии был епископ Борис (Соколов). В октябре и декабре 1925 года протоиерей Петр Успенский вызывался на допросы, где расспраши-вался о деятельности своего епископа. При допросе отец Петр дал такие показания: – Против существующего строя ничего от него не замечал. Незаконного в деятельности епископа Бориса я ничего не видел. Циркуляры епископа Бориса я распространял среди духовенства подведомственного мне округа… Виновным себя в совершении каких-либо преступлений не признаю; что касается епископа Бориса, то последний был не политичен в своих действиях. 21 февраля 1928 года епископ Борис умер. На Рязанскую кафедру был назначен архиепископ Иувеналий (Масловский). 22 декабря 1929 года Зарайским отделением ОГПУ было задержано письмо-открытка, которую послал в Рязань священник села Карино Селезнев. Содержание письма показалось сотрудникам ОГПУ подозрительным, и они решили, что это шифрованная записка, а поэтому у священника немедленно был проведен обыск. Было обнаружено много разного рода переписки, написанных проповедей, несколько отчетов, которые он подавал своему благочинному. В этих отчетах указывалось о церковной деятельности, которую вел священник, а также давалась характеристика села с примерным указанием количества верующих, неверующих, сектантов, отдельно указывалось число коммунистов и комсомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Определяли: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство устных ответов студентов I, II и III курсов Академии на экзаменах, успехи их в практических занятиях, достоинство третных сочинений и проповеди и поведение, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) Во курс – студентов первого курса: 1) Соловьева Дмитрия, Кобранова Евгения, Воронцова Вениамина, Ружицкого Константина, 5) Иванова Бориса, Доброва Владимира, Преображенского Александра, Волкова Александра, Розанова Николая , 10) Рудича Василия, Новосельского Владимира, Мытарева Николая, Андреева Михаила, Товстуху Михаила, 15) Счастнева Петра, свящ. Дубровина Димитрия, Пиуновского Николая, Олейника Михаила, Давидова Федора, 20) Никольского Виктора, Соколова Бориса, Меморского Алексея, Розова Григория, Соловьева Ивана, 25) Саффрана Георгия, свящ. Дмитриева Василия, Руднева Николая, Соколова Николая, Тихомирова Владимира, 30) Порецкого Михаила, Безродного Михаила, Андреева Федора, Металлова Валентина, Моисеева Григория, 35) Шувалова Петра, Щеголькова Михаила, Молчанова Николая, Шереметевского Алексия, Иваницкого Владимира, 40) Протодиаконова Александра, Бриллиантова Петра, Жданова Леонида, Кириченко Василия, свящ. Беляева Николая , 45) Батина Павла, Боголюбского Геннадия, Смирнова Николая, Смирнова Дмитрия, свящ. Ворончева Александра, 50) Верхоустинского Дмитрия, иерод. Павлина (Крошечкина), Васильевского Александра, свящ. Рождествина Александра, Постникова Михаила, 55) Виноградова Сергея, Некрасова Михаила, диак. Цветаева Николая, Заболотского Павла, Афанасьева Николая , 60) Архангельского Константина, Авдиева Александра, свящ. Белорукова Александра и 63) Истомина Дмитрия. Б) В курс – студентов II курса: 1) Введенского Михаила, Бельчикова Николая, Драчева Николая, Колосова Сергия, 5) Вахаева Михаила, Щукина Александра, Ленчинского Ивана, Куханова Александра, Матвеевича Виктора, —172— 10) Пясецкого Петра, Голубцова Михаила, Садовского Евгения, иером. Варнаву (Беляева) , Иванова Сергея, 15) Орлова Александра, Гераскевича Николая, Орлова Николая , Архипова Петра, свящ. Вышелесского Константина, 20) Колчицкого Николая, Прыткова Николая, Арбекова Евгения, Сикова Максима, Троицкого Николая , 25) свящ. Архангельского Иоанна, Соловьева Алексея, Десятова Александра, Никольского Григория, Беляева Николая , 30) Дюльгерова Дмитрия, Покровского Гавриила, Цвинева Ивана, Петрова Сергия, Сапожникова Николая, 35) Покровского Сергея, Холмогорова Сергея, Крылова Григория, Алферова Петра, Волского Харлампия, 40) Вознесенского Федора, Херсонского Василия, Соколова Александра, Бажанова Василия , свящ. Делекторского Феодора, 45) Аскалонова Стефана, Никольского Леонида, Любимова Александра, Пикунова Александра, Постникова Сергея, 50) Георгиевского Сергея, диак. Мещерского Константина и 52) Никольского Николая .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010