Принципы «Православного Обозрения» были православными, и журнал никогда не поступался ими. Это лучше всего могут доказать его враги, усердно старавшиеся отыскивать в нем все неблагонадежное и не сумевшие найдти ничего, что было бы признано таковым в тех инстанциях, к которым они энергично апеллировали. Но признавая истиной православие, редакция сближала около журнала не тех людей, которые смотрели на православие совершенно одинаковыми глазами так, что голос одного мог быть эхом другого, а тех, которые одинаково искренно любили истину и стремились искать ее. Ап. Павел писал коринфянам: «надлежит быть и разномыслиям между вами» ( 1Кор. 11:18 ). Надлежало иметь их и сотрудникам «Православного Обозрения». Люди ограничены и подходят к истине с различных сторон; отсюда трудно ожидать, чтобы в глазах всех и во всех подробностях истина представлялась тождественною. Это твердо помнил покойный редактор Православного Обозрения, и это, к сожалению, усердно забывают многие православные богословы настоящих дней. Значительное место в «Православном Обозрении» отводилось научной апологии 1 православия и полемике с религиозными и философскими воззрениями противными православию. И большая часть этих апологетических и полемических статей должна быть поучительною для современных писателей. Видно, редактор тщательно заботился о том, чтобы у него сотрудники правильно понимали и излагали чужие взгляды. Это – нелегко и это редко достигается и в светских и духовных изданиях. Но пусть почитают философские и апологетические статьи В. Д. Кудрявцева, М. И. Каринского , А. И. Введенского , П. И. Соколова , Д. Ф. Голубинского , А. Ф. Гусева , архим. Бориса, П. Я. Светлова, везде в них найдут объективно правильное изложение опровергаемых воззрений. Два качества нужно иметь, чтобы излагать так: нужно иметь знание и обладать объективностью. Петр Алексеевич не только умел находить сотрудников, обладающих этими свойствами, но умел создавать их. Открывая доступ и привлекая к своему журналу писателей начинающих, он давал им драгоценные указания относительно статей, приемов полемики, самой техники (конечно, не в смысле каллиграфическом) писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Борис развлекался ловлей рыбы, которую затем вялили: «10 ведер карасей наловили». Матрёна вышивала скатерть. Однако, не всё так радужно было у четы Соловьёвых в Покровском. Семейные неурядицы: обиды на мужа, обиды на Фешу - супругу брата, и проч. - без этого не обходится в семейной жизни. Как всегда, томило безденежье: «Мне теперь стыдно выходить на улицу, даже нету летнего пальто. А купить денег нету. Ой, как трудно жить». Ко всему прочему, Борис и Матрёна, как, впрочем, и все домашние, всё время жили под страхом неожиданного появления красногвардейцев, как это уже было однажды, когда зимой нагрянули большевики, арестовали Бориса Николаевича, едва он остался жив и до того времени всё ждал суда революционного трибунала. «Каждую минуту бойся, что вот-вот приедут красноармейцы и схватят», - удручённо пишет Матрёна Григорьевна. Опасения вскоре оправдались. 31 мая на пристани Покровского появились 18 пароходов, которые, по слухам, шли в Тюмень за красногвардейцами. 6 июня приехала Варя из Петрограда: «Какая Варя красивая, нежная, хорошая, стройная, веё можно влюбиться. Она, как солнце - аристократка, не та аристократка, что с сухим сердцем, а её выдержанность, воспитание. Господи, пошли ей многого счастья. В Тюмени их чуть не расстреляли как буржуев». Со дня на день ждали красногвардейцев. 7 июня, опасаясь их неожиданного появления, Боря, Митя, Матрёна, Феша и Варя ночевали в поле. 8 июня на лошади уехали из дома в Зыряне, ночевали у Кузьки-татарина в Тарханах. На следующий день, наняв лошадь, прибыли в Зыряне, где остановились и ночевали у Халоповых: «нас встретили радушно, очень были рады нашему приезду. Такие милые добрые люди - прелесть». Однако добрые люди всё же опасались пускать дочь и зятя Распутина, боялись наказания. Поэтому 11 июня вернулись в Покровское. То, чего опасались, как раз и случилось. 12 июня неожиданно прибыли красногвардейцы. 16 человек остановились в доме Распутиных. Борис Николаевич успел спрятаться на подворье одного из сельчан села Покровского крестьянина Василия Куропаткина, у которого «он 17 дней скрывался на печке» (из показаний М.Г. Соловьёвой (Распутиной) следователю Соколову) .

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/04/...

В рамках кинофестиваля «Лучезарный Ангел» раз в два года проходит конкурс сценариев «Доброе кино». В этом году на конкурс сценариев полнометражных игровых фильмов было подано 102 заявки. Отборочная комиссия допустила к участию в конкурсе 16 сценариев. Жюри полнометражного игрового кино возглавит известный режиссер и актер Владимир Меньшов. В жюри также вошли дважды лауреат «Лучезарного Ангела» кинорежиссер Наталия Беляускене, советский и узбекский режиссер Камара Камалова, кинорежиссер, педагог Владимир Фокин и протоиерей Константин Сопельников. В экспертную комиссию по короткометражному игровому кино вошли кинорежиссер, педагог ВГИК Аркадий Сиренко (председатель), сценарист Ипполита Купреянова, киновед Ирина Павлова, актер, педагог Игорь Ясулович и протоиерей Павел Великанов. Жюри по документальному кино возглавит режиссер Алексей Вахрушев. Также в экспертную комиссию вошли оператор, педагог Виктор Доброницкий, кинооператор Ирина Уральская и иерей Дамитрий Барицкий. Оценивать работы участников конкурса анимационного кино будет жюри в составе его преседателя — режиссера-аниматора Екатерины Соколовой, а также режиссера-аниматора, педагога Инны Пшеничной, режиссера-аниматора из Башкирии Рима Шарафутдинова, композитора, телеведущего Сергея Шустицкого и протоиерея Бориса Левшенко. Помимо конкурсных и внеконкурсных показов в рамках фестиваля пройдут следующие мероприятия: Торжественная церемония открытия кинофестиваля «Лучезарный Ангел» состоится 1 ноября в кинотеатре «Тула» по адресу: г. Москва, ул. Кухмистерова, д. 4. Начало церемонии в 18.00. Сбор гостей и проход прессы с 17.00 до 17.30. Заявки на аккредитацию принимаются до 31 октября. В заявке необходимо указать ФИО, паспортные данные, дату и место рождения, полное название СМИ, контактный номер телефона представителя СМИ. Аккредитация СМИ: Дмитрий Якунин, +7 (499) 251-85-11, prluchangel@mail.ru . Подробная информация о фестивале и его программе размещена на сайте фестиваля . Патриархия.ru  Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/5046550.ht...

Приветствие президента РФ В.В. Путина участникам собора зачитал его полпред в ЦФО Георгий Полтавченко, а приветствие председателя Совета Федерации Сергея Миронова -- его заместитель Александр Торшин. От имени председателя Государственной Думы Бориса Грызлова участников ВРНС приветствовала его первый заместитель Любовь Слиска, которая позже выступила со свом небольшим докладом по теме собора. Приветствие мэра Москвы Юрия Лужкова огласил министр правительства Москвы Валерий Виноградов. С приветственными словами также выступили министр иностранных дел России Сергей Лавров, генеральный прокурор РФ Владимир Устинов, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. С краткими речами к участникам ВРНС обратились президент РАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин и председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Основная тема соборных слушаний была проработана в докладе заместителя главы ВРНС, председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП), митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Он отметил, что тема прав и достоинства человека имеет особое значение для осмысления места России в современном мире. Однако православная традиция, «являющаяся культурообразующей для русской цивилизации», не может безоговорочно принять классическую западную концепцию прав человека, имея к ней двойственное отношение: с одной стороны, признается, что «права человека провозглашают борьбу с различными злоупотреблениями, унижениями и злом, которые совершаются в обществе против личности»; с другой стороны – в последнее время все чаще «концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей». Особое опасение вызывает то, что «в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным, представлениям о человеке». Далее митрополит Кирилл говорил о происхождении классической концепции прав человека и проанализировал идею достоинства человека с точки зрения христианской антропологии и сотериологии (учения о спасении). По словам докладчика, «античеловеческим становится то общество, в котором человеческие права становятся инструментом раскрепощения инстинкта, а понятия добра и зла смешиваются и вытесняются идеей нравственной автономии и плюрализма. Такое общество теряет рычаги нравственного воздействия на личность», а «абсолютизация суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности» может привести к гибели современной цивилизации.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Отсутствовали: ординарные профессора – А.И. Введенский и М.М. Тареев ; экстраординарные профессора – С.И. Соболевский, П.П. Соколов и М. М. Богословский . Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1911 г. Окт. 19. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 13 октября за 14199: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 23 сентября сего года 363, об учреждении при Московской Духовной Академии стипендии имени умершего протоиерея Никанора Андреевича Румянцева. Приказали: 1) Учредить при Московской Духовной Академии стипендию имени умершего протоиерея Никанора Анд- —563— реевича Румянцева, на проценты с поступившего по духовному завещанию вдовы помянутого протоиерея Елизаветы Румянцевой и за сим возросшего от приращения процентами капитала, в 5800 рублей, свидетельствами Государственной 4% ренты, и 2) утвердить положение о сей стипендии в представленном Вашим Преосвященством виде; о чём уведомить Ваше Преосвященство указом». Определили: Указ Святейшего Синода принять к сведению. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1911 г. Окт. 21. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 19 октября за 14238: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) Представление Преосвященного Нарвского, временно управлявшего С.-Петербургскою епархией, от 13 Июля сего года за 786–6352, по ходатайству Совета С.-Петербургской духовной академии об утверждении доцента сей академии Бориса Титлинова в степени доктора церковной истории за представленное им на соискание сей степени сочинение под заглавием: «Духовная школа в России в XIX столетии», и 2) отзыв о сем сочинении Преосвященного Волынского, от 12 сего октября. Приказали: Рассмотрев настоящее представление, в связи с отзывами о вышеназванной книге Титлинова академических рецензентов, ректора С.-Петербургской духовной академии и Преосвященного Волынского Антония, Святейший Синод определяет: предписать ректорам духовных академий не принимать от профессоров-рецензентов отзывов о диссертациях без прямого и ясного заключения об их удовлетворительности или неудовлетворительности для получения искомой ученой степени; о чём и послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Через месяц в Коломне пройдет очередной День славянской письменности и культуры 25 апреля 2007 г. 12:08 Подмосковье продемонстрировало высокий уровень подготовки всероссийского праздника — Дня славянской письменности и культуры, центром которого в мае станет Коломна. Очередное заседание российского оргкомитета по подготовке к празднику состоялось 23 апреля в Москве под председательством губернатора Московской области Бориса Громова, участии председателя Всероссийского организационного комитета по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александра Соколова , сопредседателя оргкомитета митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия . В заседании также приняли участие представители Подмосковного региона, представители Московской епархии , министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, федерального агентства по культуре и кинематографии, общественных организаций и организаций культуры. Как сообщил, открывая заседание оргкомитета, губернатор Московской области Борис Громов, «подготовка к празднованию Дня славянской письменности и культуры идет усиленными темпами, и на настоящий момент проведена масштабная работа практически по всем направлениям». Он выразил уверенность в том, что праздник в Коломне пройдет на самом высоком уровне и оставит незабываемые впечатления у многочисленных гостей — как российских, так и зарубежных. Практически завершена работа по подготовке выставки, посвященной митрополиту Московскому Филарету, фестиваля духовной и физической культуры, презентации антологии современной поэзии «Из века в век», международной научно-практической конференции «Славянский мир: общность и многообразие». Одобрен сценарий официальной церемонии открытия Дня славянской письменности и культуры, который пройдет у Коломенского кремля: начнется она с передачи вечевого колокола от Ханты-Мансийска — прошлогодней столицы праздника — нынешней столице — Подмосковью. Тысячи зрителей увидят торжественное музыкально-литературное действо «В начале было слово», примут участие в торжественном открытии памятников святому благоверному князю Дмитрию Донскому и святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.

http://patriarchia.ru/db/text/232083.htm...

Шепоток над ухом Английская королева Елизавета I, казнившая 89 тысяч своих подданных 5 мая, накануне 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, начальник управления Минобороны РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, генерал-майор Александр Кирилин сообщил окончательные данные о количестве убитых солдат на войне. Цифра эта намного меньше той, которой потрясают наши либералы-демократы начиная с конца 80-х годов. В дни празднования Победы их голос по понятным причинам не был слышен, но сразу после торжеств тут и там, в некоторых СМИ и интернет-блогах зазвучала знакомая песня: «Какой же тут праздник, если это день скорби? Столько человек угробили! На Западе уже давно 8 мая считается траурным днём. Вот Президент Франции у себя в Париже поклонился монументу павших, венок возложил и на парад не поехал...» И дальше о том, что мы, русские, легко забываем свои жертвы и вообще это у нас такая национальная черта – не ценить человеческую жизнь. Мол, так и в войну было, когда немцев задавили пушечным мясом, чего стоит соотношение боевых потерь советской и немецкой армий – 10 к 1! Фантастические цифры 10:1, взятые из работы Бориса Соколова «Правда о Великой Отечественной войне», уже давно гуляют из одного издания в другое. Хотя у нас с 1998 года официально принято другое соотношение потерь: 1,3:1, то есть почти на порядок меньше. Какие цифры ближе к истине и почему, мы к этому ещё вернёмся. Пока же зададимся вопросом: зачем сейчас, когда большинство архивов открыто и цифры можно проверить, кто-то продолжает настойчиво вдалбливать в сознание россиян устаревшие мифы? В конце 80-х и в 90-е годы, понятно, это служило дискредитацией «тоталитарного» советского режима – был такой политический заказ. Но сейчас-то? Если внимательней присмотреться, кто и почему поддерживает эти мифы, то можно с удивлением обнаружить: а ведь заказ-то был и остаётся не только против «советов», но и в целом против России, её «слишком самостоятельного» исторического пути. Рабский характер народа, русские цари-тираны, не ценившие жизни своих подданных, – вот прошлое России, по мысли наших «западников». И чтобы объединиться с цивилизованной Европой, где испокон веков ценятся жизнь и права человека, нам якобы нужно устроить себе «ментальную перестройку», изменить своё национальное сознание.

http://pravoslavie.ru/38333.html

Губернатор Свердловской области пообещал провести для режиссера экскурсию 13 декабря. ПРАВМИР. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев пообещал лично провести экскурсию по Ельцин-центру для режиссера Никиты Михалкова. По словам главы региона, площадка президентского центра «во всем драматизме» показывает то время, когда «зарождалась новая Россия». Накануне в Ельцин-центре прошли мероприятия, посвященные Дню Конституции. В ходе празднования памятной даты губернатор Евгений Куйвашев вспомнил слова Никиты Михалкова, резко раскритиковавшего Ельцин-центр, в котором, по его словам, «ежедневно происходят инъекции разрушения национального самосознания». Губернатор сказал, что Михалкову надо «посмотреть, разобраться, что такое Ельцин-центр, а после этого делать какие-то выводы». «С пересказов и рассказов других сложно давать объективную оценку»,— подчеркнул он, передает газета «Коммерсантъ». Ранее на слова Никиты Михалкова ответила супруга первого президента РФ Наина Ельцина. «Я глубоко возмущена этими заявлениями Михалкова», — говорится в заявлении Ельциной, опубликованном  на сайте центра. «И не только потому, что они лживые, не имеющие никакого отношения ни к Ельцин-центру, ни к его деятельности. Поражает то, что он на протяжении уже нескольких месяцев распространяет ложь о том, как представлена история страны в музее первого президента России, не стесняясь выдергивать из контекста элементы экспозиции, навешивать ярлыки и прямо оскорблять людей, которые в те годы работали на благо нашей страны», — пишет Ельцина. При этом, подчеркивает она, Михалков ни разу не был в Ельцин-центре. «Это же в голове не укладывается. Как можно критиковать то, что не видел?!» — сказала Ельцина. После этого Михалков отправил Наине Ельциной письмо, в котором, в частности, говорилось: «Меня интересует не разрушение центра, а возможность скорректировать то наполнение, которое там существует, чтобы не призывал историк Никита Соколов именем Бориса Николаевича реабилитировать генерала Власова и власовцев…».

http://pravmir.ru/v-ekaterinburgskom-elt...

Декабря 21 1604 года войско Борисово сражалось уже с Лжедмитрием. Но битва была нерешительна. Января 21 при Добрыничах самозванец был разбит, но воеводы не воспользовались победой. Лжедмитрий избежал плена, а войско Борисово отступило к Рыльску, намереваясь ждать весны на зимних квартирах. Строгий приказ царя вывел воевод из бездействия, но не воодушевил их для успешной деятельности. Под Кромами обнаружился вполне недостаток единодушия и распорядительности между Воеводами и преданности Царю в войске. Восемьдесят тысяч воинов не могли ничего сделать с шестьюстами Кромских защитников. Воеводы Борисовы бездействовали пред ничтожной крепостью, довольствуясь лёгкой осадой и оставляя Лжедмитрию время и средства усиливаться. Положение дел под Кромами производило сильное влияние на всеобщее расположение умов в России. Мало-помалу всё склонялось на сторону самозванца. Даже в столице громко говорили, что само провидение покровительствует Дмитрию, ибо огромные силы, выставляемые против него Борисом, не могут одолеть его. Среди такого нерешительного положения дел внезапно умер Борис. Апреля 13 1605 года, встав из-за стола, он почувствовал болезнь. Кровь полилась у него из носа, ушей и рта. Врачебные пособия не могли остановить её. Он призвал святителей и бояр, в присутствии их благословил на царство своего сына, поручил его патриарху, приобщился Святых тайн и, приняв иноческий образ с именем Боголепа, скончался после двухчасовых страданий 143 . Доселе счастье как бы колебалось ещё между той и другой стороной. Смерть Бориса склонила его на сторону самозванца. Если Борису, при всей государственной опытности его, не удалось сокрушить Лжедмитрия, то ещё менее можно было надеяться на успех его юному преемнику. Но на первый раз великодушные движения преданности юному государю обнаружились в народе и боярах. Вся Москва дружно присягнула Феодору и царскому семейству. К войску послали Новгородского митрополита Исидора, привести его к присяге – и оно присягнуло Феодору. Между тем, в соборе Архангельском между венценосцами дома Рюрикова положили Бориса; разослали грамоты о сорокадневном поминовении усопшего и трёхдневном молебствии о здравии нового царя 144 . Патриарх вместе с царской грамотой разослал свою окружную, в которой извещал Россию о кончине государя, о вступлении на престол Феодора, присяге ему столицы, убеждал всем служить новому государю и «прямить ему во всём без всякия хитрости, иного государя не искать и не хотеть, и ни в чём не изменять» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Мы знаем уже, что до Иова напечатаны были только четыре церковно-богослужебные книги. Евангелие, Апостол, Часослов и Псалтырь. С самого вступления Иова на московскую митрополию возобновилось печатанье книг, прерванное по различным обстоятельствам с 1569 года. В 1589 году ноября 8 вышла Триодь постная. Её печатание начато было по благословению Иова, ещё митрополита, в 1587 году, Андроником Тимофеевым, который, как видно из послесловий всех книг, изданных при Иове, вместе со своим сыном Иваном Андрониковым был главным типографом. В послесловии этой книги справщики искренно признаются в её недостатках, и просят извинения и помощи у всех читателей. «Аще что вам помнится в ней непотребно, и вы, Бога ради, сами исправляйте с советом освящённого собора, елико вас свыше наставит святый Параклит, а нас Бога ради, благословите, а не кляните» 51 . В 1591 году была выдана Триодь цветная, и через три года перепечатана в другой раз. В послесловии этой книги признаётся необходимость исправления и печатания богослужебных книг, и в них указывается единственный источник, из которого неразумные могут почерпать познание истин веры и благочестия. Ближайшей же целью издания церковных книг полагается их недостаток в новопросвещённых землях Казанской, Астраханской и Сибирской 52 . В том же году вышла Псалтырь. В 1594 году, после двухлетних трудов, издан был Октоих, в послесловии которого повторяются прежние мольбы о снисходительности к ошибкам и недосмотрам 53 . В 1597 году перепечатан апостол в числе 1050 экземпляров. С восшествием на престол Бориса ещё успешнее продолжалось книгопечатание. Он, по свидетельству самих справщиков, обращал особенное внимание на этот труд «делателей преславного сего печатного дела преизобильне, своими царскими уроки, повсегда удовляя, и дом привелик устроити повеле, в нём же трудолюбивому сему книжнаго писания печатному делу совершатися» 54 . При нём в 1598 году напечатан был Андроником и сыном его Иваном Часослов, потом Минея общая (1600) в двух изданиях, Чиновник (1600), Служебник (1602), перепечатана псалтырь (1602), Триодь цветная (1604). В послесловии этой книги сказано: «Елика аще вникнувше обрящете в ней неукрашение в словесех, или погрешение в речах, или неудобрение в деле милостиви будете» 55 . Таким образом, при Иове напечатано было 9 книг, из коих 6: обе Триоди, Триодь цветная в двух изданиях, Октоих, Минея общая (в двух изданиях), Чиновник, Служебник – изданы в первый раз; остальные три были повторением прежних изданий: Псалтырь в двух изданиях, Апостол, Часовник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010