—154— ления Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов I, II и III курсов Академии, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) во II курсе – студентов курса: 1) Флоренского Павла, Нечаева Петра, Голощапова Сергия, Соколова Виталия, 5) Салагора Павла, Бабакова Николая, Волосевича Михаила, Малкална Владимира, Махаева Николая, 10) Белоусова Евгения, Ершова Михаила, Беликова Василия, Дубенского Александра, Нарского Бориса, 15) Мякшина Григория, Беляева Бориса, Назаркевича Полиевкта, Успенского Александра , Борисова Пантелеймона, 20) Смирнова Михаила, Смирнова Николая, Успенского Василия, Беневоленского Ивана, Соколова Владимира, 25) Русинова Виталия, Миртова Ивана, Пескова Бориса, Магнитского Ивана, Кукса Августина, 30) Протопопова Николая, Крылова Павла, священника Шеметилло Николая, Ланге Филиппа, Бурмакина Николая, 35) Смирнова Леонида, Витальского Александра, Троицкого Петра, Авраменко Ивана свящ. Советова Алексея, 40) Владимирского Сергия, Добросердова Александра, Обновленского Ивана, Трембовецкого Владимира, свящ. Козлова Иоанна, 45) Воскресенского Андрея, Добролюбова Петра, Гусева Сергия, Троицкого Аркадия, Стеблева Бориса, 50) Любимова Николая, Прыткова Сергия, Преображенского Ивана , Боголепова Николая, Масюкова Иннокентия и 55) Хакима Александра. б) в курсе – студентов II курса: 1) Страхова Владимира, Знаменского Сергея, Туберовского Александра , Селиванова Александра, 5) Троицкого Петра, Петровского Алексия, Троицкого Сергея , Чистякова Василия, Гумилевского Илью, 10) Мянда Карпа, Глаголева Вячеслава, Виноградова Сергия, Богданова Николая, Недумова Виктора, 15) Гаврилюка Александра, Пономарева Сергея, Соколова Дмитрия (Виф.), Величкина Сергея, Маркова Дмитрия, 20) Курбатова Петра, Исаева Петра, Садикова Александра, Ремезова Владимира, Вишневецкого Евстафия, 25) Равицкого Александра. Ключарева Ивана, Харитонова Михаила, Яковлева Ивана, Процерова Николая, 30) Лясковского Петра, Владимирского Петра, Пятикрестовского Ивана, Варяжанского Николая, Ру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На это патриарх отвечал ему обширной речью: «Великий государь, мы избираем тебя не по человеческому единомыслию; не по человекоугодию, но по праведному суду Божию. Мы имеем пред глазами древния предания о христианских царях, ибо издавна многие государи христианские не доведомыми судьбами Божьими против своей воли избираемы были на царство единомыслием наставляемого Богом народа: глас народа – глас Божий». За сим патриарх многими примерами из истории еврейского народа и православной греческой империи убеждал Бориса, что не царское происхождение не может служить для него препятствием к вступлению на престол согласно с народным избранием. Он указывал на Давида не из царского рода, не из синклита, но от стад отца своего призванного Богом править народом Еврейским – на Иосифа, сделавшегося господином над целым Египтом, на Феодосия, избранного от синклита, на Маркиана и других императоров греческих. Кого избирает промысл Божий, тот не должен, говорил Иов, противиться ему, ибо многие и против воли получили то, на что были призваны Богом. Но ничто не действовало на Бориса: он был непреклонен. В следующие дни, патриарх то наедине со слезами убеждал Бориса принять скипетр, угрожая гневом Божиим за неповиновение, то приходил к нему с чинами духовными и светскими и всем народом. Безгосударное время было так тяжело и страшно для всего народа, что он со слезами умолял не только Бориса о принятии престола, но и патриарха, чтобы святитель употребил своё влияние на Бориса и преклонил его на согласие с народным избранием. Но ни слёзы, ни просьбы, ни увещания не действовали. Борис решительно отказывался от престола. Тогда Иов положил дожидаться истечения сорокадневного срока по смерти Феодора Ивановича. Между тем, по распоряжению патриарха и думы боярской, к тому времени должны были съезжаться выборные от всех сословий государства для общего рассуждения об избрании царя. Митрополитам и епископам было предписано совершать в это время молебствия об устроении сего великого дела на пользу всему христианству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

—130— Князева Александра , Панова Павла, Фаворитова Павла, 25) Ефимова Федора, Благовещенского Сергея, Фортунатова Василия, Воинова Сергея, Баржицкого Михаила, 30) диакона Попова Николая , Фомина Николая, Рождественского Евгения, Харитонова Сергея, Иовлева Александра, 35) Лимачева Василия, Воскресенского Василия, Вязовского Василия, Смирнова Петра, Уарова Петра, 40) Соколова Петра, Никонова Алексея, Казанского Платона, Иллювиева Павла, Попова Николая и 45) архимандрита Михаила, сербского уроженца. б) в III курс – студентов II курса: 1) Кудрявцева Николая, Калишевича Евстафия, Тихомирова Василия, Поспелова Ивана, 5) священника Васильева Иоанна, Соколова Александра, Назарьева Николая, Звездинского Николая, Сныткина Михаила, 10) Черкасова Владимира, Макова Василия, Триодина Александра, Чубарова Михаила, Зверева Александра, 15) Протопопова Николая, Концевича Николая, иеродиакона Христофора (Либермана), Афонского Федора, Попова Павла, 20) Самарянова Александра, Рождественского Григория, Ключева Алексея, Соловьева Владимира, Соловьева Сергея , 25) Теплова Василия, Околовича Николая, Наумова-Сергиева Сергея, Скворцова Николая, Занкевича Аркадия, 30) Смирнова Дмитрия, Вещезерского Ардалиона, Суханова Александра, Пятницкого Владимира, Нечаева Николая, 35) Красновского Ипполита, Новицкого Макария, Литвиненко Александра, Соколова Владимира, Ярославцева Петра, 40) Лебедева Сергея, Давыдова Алексея, Снегирева Александра, 43) Георгиевича Георгия, боснийского уроженца, и 44) – вне списка – Машковского Виктора. в) в IV курс – студентов III курса: 1) Нечаева-Косташ Петра, Голощапова Сергея, Флоренского Павла, священника Салагора Павла, 5) Махаева Николая, Дубенского Александра, Соколова Виталия, Волосевича Михаила, Беляева Бориса, 10) Нарского Бориса, Борисова Пантелеимона, священника Ремизова Николая, Белоусова Евгения, Лисицына Вячеслава, 15) Успенского Василия, Авраменко Ивана, Назаркевича Полиевкта, Бабакова Николая, Соболева Христофора, 20) Смирнова Николая, Трембовецкого Владимира, Обновленского Ивана, Хадзарагова Петра, Соколова Владимира, 30) Добросердова Александра, Троицкого Петра, Беневоленского Ивана, Витальского Александра, Гусева Сергея, 30) Владимирского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Макогонского Григория, Крылова Павла, 50) Рождественского Николая, Кипарисова Бориса, Бажанова Николая, Глаголева Георгия, Крылова Владимира, Соболева Михаила, 55) Алмазова Александра , Соколова Василия , Воскресенского Михаила и 58) Попова Александра . в) В IV-й курс – студентов III курса: 1) Кобранова Евгения, Соловьева Дмитрия, Иванова Бориса, Счастнева Петра, 5) Розанова Николая , Мытарева Николая, свящ. Ворончева Александра, иером. Матфея (Олейника), Виноградова Сергея, 10) свящ. Ляде Серафима, Меморского Алексея, Доброва Владимира, Щеголькова Михаила, свящ. Дмитриева Василия, 15) Ружицкого Константина, иером. Павла (Волкова), Никольского Виктора, Воронцова Вениамина, свящ. Дубровина Димитрия, 20) Товстуху Михаила, свящ. Цветаева Николая. Соколова Бориса, Протодиаконова Александра, Андреева Федора, 25) Орлова Антония, Соколова Николая, Давидова Федора, Саффрана Георгия, Кириченко Василия, 30) Шувалова Петра, Постникова Михаила, Руднева Николая, иером. Павлина (Крошечкина), Розова Григория, 35) Жданова Леонида, Тихомирова Владимира, Бриллиантова Петра, свящ. Беляева —131— Николая, Соловьева Ивана, 40) Боголюбского Геннадия, Некрасова Михаила, свящ. Рождествина Александра, Батина Павла, Шереметевского Алексея, 45) Молчанова Николая, Безродного Михаила, Верхоустинского Дмитрия, Архангельского Константина, Васильевского Александра, 50) Смирнова Дмитрия, Новосельского Владимира, Иваницкого Владимира, свящ. Смирнова Николая и 54) Заболотского Павла. 2) Студента II курса Георгия Вязигина оставить в том же курсе на второй год. 3) Студентам: III курса – Авдиеву Александру, свящ. Белорукову Александру, Истомину Дмитрию, Металлову Валентину, Пешкову Стояну, Пиуновскому Николаю и иеромонаху Валериану (Рудичу); II курса – Доброхотову Михаилу, иеромонаху Трифону (Мохору), свящ. Проталинскому Иоанну, иеромонаху Вассиану (Пятницкому) и Суворову Николаю и I курса – Мизерову Дмитрию – разрешить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1915 года, – о чем и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III. а) Доклад секретаря Совета Н. Д. Всехсвятского: «Честь имею представить Совету Академии ведомость об успехах и поведении студентов настоящего IV курса за все четыре года академического образования. – По предложению Преосвященного Ректора, поверка ведомости в отношении точности подсчета и вывода среднего балла произведена доцентом Академии иеромонахом Варфоломеем (Ремовым)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так совершилось избрание Бориса на престол. Из представленного рассказа видно, что Иов принимал самое деятельное участие в избрании Бориса на престол русский. Но не слишком ли много трудился Иов для своего друга? Почему так заметно выступает он из ряда всех, в думе является первым советником в пользу Бориса, а у него самого так усердно и неотступно вынуждает согласие на избрание народное? Прав ли был Иов, предлагая первый в собрании выборных, что он и освящённый собор избрали Бориса? Почему после двух-трёх неудачных попыток склонить Бориса к принятию престола, патриарх не предложил его кому-нибудь из знаменитых бояр московских? 119 Нисколько не удивительно, в минуты, важные для всего отечества. Видеть представителя духовной власти напереди всех руководящим общественной мыслью и около себя соединяющим разнообразные мнения членов общества. Таково именно место патриарха. Было бы напротив весьма странно, если бы он в минуты общей нерешительности, когда всего более нужен голос человека, чуждого всех партий, оставался спокойным зрителем событий, или холодным безучастным исполнителем чужой воли, чужих расчётов. Так смотрела и вся Русь на своего первосвятителя во времена безгосударственные, трудные для отечества. Когда паны польские вынуждали наших послов Филарета и Голицына к принятию невыгодных для чести и пользы России условий, тогда они отвечали: «Из начала у нас в русском царстве при прежних великих государях так велось: если великия государственныя или земския дела начнутся, то великия государи наши призывали к себе на собор патриархов, митрополитов и с ними о всяких делах советовались, без их совета ничего не приговаривали и почитают государи наши патриархов великою честию – встречают их и провожают, и место им сделано с государем рядом; так у нас честные патриархи, а до них были митрополиты; теперь мы стали безгосударны и патриарх у нас человек начальный: без патриарха теперь советоваться о таком великом деле не пригоже. Когда мы на Москве были, то без патриархова ведома никакого дела бояре не делывали, обо всём с ним советовались, и отпускал нас патриарх вместе с боярами, а потому и теперь нам без патриарховых грамот по одним боярским нельзя делать». Так смотрела древняя Русь на участие первосвятителей своих в делах государственных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Равноап. кн. Владимир в сонме русских святых. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявшие» из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 2-я пол. XX в. Мастер мон. Иулиания (Соколова) Равноап. кн. Владимир в сонме русских святых. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявшие» из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 2-я пол. XX в. Мастер мон. Иулиания (Соколова) В росписи новгородской ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью В. С. впервые изображен между своими сыновьями. Подобные композиции отражали почитание В. С. как просветителя и защитника Русской земли, от к-рого произошли 2 «святые отрасли», Борис и Глеб ( Успенский Б. А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Др. Руси. М., 2000. С. 43-44), как родоначальника правящей княжеской династии, что указывало на родство рус. князей с Крестителем Русской земли и с его сыновьями-страстотерпцами, традиционно воспринимавшимися покровителями своих сродников-государей. Тема плотского родства и духовного единения св. князей нашла еще более полное отражение в особой разновидности этого извода, к к-рой принадлежала миниатюра новгородского Сборника 1414 г. с минейными статьями на 15 июля (находился в собрании гр. Мусина-Пушкина, погиб в московском пожаре 1812 г.; миниатюра известна по акварельной копии). В. С. был представлен возлагающим руки на плечи склонившихся к нему Бориса и Глеба, отличительная черта этого произведения - отсутствие мечей не только у Бориса и Глеба, но и у В. С. Совместные изображения В. С., Бориса и Глеба в XV-XVI вв. послужили моделью для формирования иконографии др. рус. князей: Феодора, Давида и Константина Ярославских, Константина, Михаила и Феодора Муромских ( Смирнова. 1994. С. 433; Сухова О. А. Житийная икона св. благоверных князей Константина, Михаила и Феодора Муромских: Александр Казанцев, 1714 г. [в печ.]). В большинстве таких композиций в центре стоит князь-отец, по сторонам - юные сыновья, варианты этой схемы известны на иконах XVI в. (ГРМ), где вместо В. С. представлен его небесный покровитель святой свт. Василий Великий, и рубежа XVII-XVIII вв. (ПИАМ) с изображениями Бориса, Глеба и псковского кн. Всеволода (Гавриила), продолжателя дела бабки В. С., кнг. Ольги, легендарной основательницы псковского Троицкого собора, возобновленного Всеволодом.

http://pravenc.ru/text/159104.html

17 февраля на мясопустной неделе открылась земская дума для избрания царя. Заседание открыто речью патриарха. Рассказав предшествующую историю избрания и неудачные попытки к склонению Бориса на согласие с предложением чинов и духовенства, Иов продолжает: «Теперь, по истечении сорока дней от смерти государя, вы должны объявить нам и всему освящённому собору свою мысль и дать свой совет о том, кому быть на великом преславном государстве государем. Что касается до меня и освящённого собора, бояр и дворян и православных христиан, которые были в Москве, – прибавил патриарх, – то наша единодушевная мысль та, чтобы мимо государя Бориса Феодоровича не искать иного государя». Тогда все выборные земли русской объявили своё полное согласие с мнением патриарха и думы; в прошедших событиях правления Борисова они видели как бы предуказание будущего царственного назначения и единодушно умоляли патриарха, чтобы он не медлил своим предстательством перед Борисом и склонил его на согласие с народным избранием. Зрелище такого единодушия, при множестве и разнообразии присутствовавших, исторгло из очей патриарха слёзы умиления, и он воскликнул: «Благословен Бог , давший благий совет и единомыслие сему всенародному множеству! Да будет, что угодно Господу!» Когда ещё раз и клятвенно все чины единодушно утвердили избрание, назвав изменой всякое иномыслие, тогда, по совету патриарха, в продолжение трёх дней совершали моления в Успенском соборе и просили Господа устроить полезное всему православному христианству: исполнить всеобщее желание – даровать Российскому царству самодержцем Бориса Феодоровича. Благословив крестом Бориса, Иов отвечал: «Не печалься, Богом избранный сын. Не я сотворил сей подвиг, но Пречистая Богородица, возлюбив тебя, пришла к тебе. Устыдись пришествия Ея, не протився божественной воле, и ослушанием не навлеки на себя праведнаго гнева Его». После сего Иов с иконами и крестами пошёл в храм Богородицы; Борис возвратился в келью к сестре своей, а бояре, дворяне и народ вошли в монастырь и наполнили всё пространство его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

1370 Подробные описания и изображения этих крестов опубликованы (см.: Игошев В. В. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков (к вопросу о типологии церковной утвари) Ставрографический сборник. Кн. II. М., 2003. С. 134–135. Ил. 7). Сравни с реликварным крестом (см.: Соколова И. М. Русская деревянная скульптура XV–XVIII веков. М., 2003. Ил. на с. 129, 130). 1371 Резные рельефы анализируемого креста имеют сходство с рельефами на двух резных запрестольных крестах середины XVI века, происходящих из храмов Ростова Ярославского, что было отмечено И. М. Соколовой (см.: Соколова И. М. Указ. соч. М., 2003. С. 128; Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия, предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. М., 1914. Вып. XII. Табл. 196. 2. Табл. 195. 2). 1372 На тыльной стороне креста на верхнем и нижнем перекрестиях имеются две врезные надписи, свидетельствующие, что перекладины изготовлены из гробовой доски князя Константина: КНЯЗЯ КО[Н]СТАНТИНА , а на стволе креста вырезана надпись, указывающая, что это дерево ГРОБА БЛ[А]ГОВЕРНАГО ВЕЛИКАГО КН[Я]ЗЯ ВАСИЛИЯ ... (Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С 109). 1373 Плешанова И. И. Произведения прикладного искусства строгановских мастеров XVI–XVII веков//Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 104–105. Кат. 67. 1374 См.: Савваитов П. Указ. соч. СПб., 1886. С. 40. Мощи св. ярославских князей Василия и Константина долгое время были в древнем кафедральном соборе г. Ярославля, после пожара 1501 года перенесены в ярославскую церковь Бориса и Глеба, затем – во вновь построенный Успенский собор, где находились до 1658 года. Затем после пожара мощи перенесены в ярославский Казанский монастырь и затем – во вновь выстроенный Успенский собор (Крылов А. Церковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль. 1860. С. 4–7). 1375 И. М. Соколова высказала предположение о том, что данные иконографии резного креста из музея «Московский Кремль» указывают на вторую половину XVI века, и не исключила, что «крест был вставлен в ставротеку не сразу, а через какое-то время после его изготовления», однако датировала крест концом XVI – началом XVII века, отнеся его к работе строгановских мастеров (см.: Соколова И. М. Указ. соч. М., 2003. С. 128). В этой же публикации автор, анализируя аналогичный реликварный крест из Русского музея, указывает, что «они близки по времени и вышли из одной мастерской», относя его также к работе сольвычегодского мастера и датируя так же, как и ставротеку (см.: Соколова И. М. Указ. соч. М., 2003. С. 130).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

—127— двух – II курса и двух – III курса; всем же прочим студентам поставить по поведению полный балл 5. 2) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов I, II и III курсов Академии, перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) во II курс: – студентов I курса: 1) Кудрявцева Николая, Триодина Александра, Виноградова Василия , Наумова Сергея, 5) Концевича Николая, Поспелова Ивана, Калишевича Евстафия, Севастьянова Павла, Тихомирова Васялия, 10) Шурупова Сергея, Соловьева Сергея , Чубарова Михаила, Теплова Василия, Базарьева Николая, 15) свящ. Васильева Иоанна, Вещезерского Ардалиона, Рождественского Григория, Трунева Николая, Афонского Федора, 20) Звездинского Николая, Скворцова Николая, Щетинина Александра, Литвиненко Александра, Соколова Владимира, 25) Самарянова Александра, Черкасова Владимира, Крестовского Николая, Введенского Александра , Суханова Александра, 30) Попова Алексея, Либермана Владимира, Ключева Алексея, Попова Павла, Ярославцева Петра, 35) Макова Василия, Соловьёва Владимира , Занкевича Аркадия, Левитова Алексея, Зверева Александра, 40) Околовича Николая, Соколова Александра, Лебедева Сергея, Новицкого Макария, Смирнова Димитрия , 45) Пятницкого Владимира, Снегирёва Александра, Нечаева Николая, Попова Петра, Красновского Ипполита, 50) Давыдова Алексея и 51) Георгиевича Георгия, боснийского уроженца. б) в III курс – студентов II курса: 1) Нечаева-Косташа Петра, Флоренского Павла, Голощапова Сергея, Волосевича Михаила, 5) Соколова Виталия, Беликова Василия, Нерского Бориса, Бабакова Николая, Махаева Николая, 10) Смирнова Николая, Назаркевича Полиевкта, Успенского Василия, Беляева Бориса, Салагора Павла, 15) Воительского Александра, Добросердова Александра, Магнитского Ивана, Ланге Филиппа, Авраменко Ивана, 20) Трембовецкого Владимира, Лисицына Вячеслава, Соколова Владимира, Миртова Ивана, Смирнова Михаила, 25) Дубенского Александра, Троицкого Петра, Обновленского Ивана, Крылова Павла, Русинова Виталия,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Пастырь добрый " . Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. М., 1997. С. 342–343, 350, 389. Знаменная жизнь. Воспоминания о жизни протоиерея Бориса Николаева. Автобиография. М., 2008. С. 161. " Исповедь была по книжке " , – говорит об этой общине мемуарист, т.е. грехи перечислялись по списку из какого-то издания или рукописного сборника. Воспоминания донесли до нас голоса московского духовенства, жестко осуждавшего о. Алексия Мечева за его практику причащения. Будущий прот. Борис Николаев говорит о практике о. Александра Эверта как о нововведении в тогдашнем Пскове. См.: " Пастырь добрый " . Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. М., 1997. С. 342; Знаменная жизнь. С. 161. Ср. настороженное отношение обновленческих лидеров к литургическим новинам о. Василия Адаменко: Дамаскин (Орловский), игум . Мученики, исповедники и благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Т. 1. Тверь, 1992. С. 205. Знаменная жизнь. Воспоминания о жизни протоиерея Бориса Николаева. Автобиография. М., 2008. С. 147. Интервью с А.В. Щипковым, 21 января 2012 г. Соколова Н.Н. " Под кровом Всевышнего "/под общей редакцией Преосвященнейшего Сергия (Соколова), епископа Новосибирского и Бердского. М., 1999. С. 37. Интервью с Е.В. Беляковой, 31 октября 2011 г. Интервью с А.В. Щипковым, 21 января 2012 г. Курсив в цитате наш. – А.Б. Интервью с В.Г. Каледой, октябрь 2011 г. Интересно, что, по мнению обыденских прихожан, большинство православных причащались в это время именно четыре раза в год. (Отчасти, но только отчасти, это, как мы увидим на примере Касимова, соответствовало действительности.) То есть обыденская практика воспринималась ее носителями как частое причащение. Интервью с А.В. Щипковым, 21 января 2012 г. Интервью с М.А. Журинской, 17 мая 2011 г. Правдолюбов Владимир, протоиерей. Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения//" Благодатный огонь " . 2007. 16 (апрель). Соколова Н.Н. " Под кровом Всевышнего " . С. 364.

http://religare.ru/2_94619.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010