Этот край, древнее наследие братьев и союзников Венетов, Славян-Менябов и Морян 174 podpis, купцов и мореходцев, давно уже перешёл в руки Германцев, Батавов и Франков; но нелепо бы было думать, что все следы прошедшего могли так скоро изгладиться и что старые торговые пути могли быть так скоро забыты. Розыскание германского учёного о примечаниях к франкским законам 175 podpis, доказало как долго и ясно сохранилась кельто-беолгская стихия в землях прирейнских после четырёхвекового порабощения Римлянам и двух векового подданства Франкам. Точно то же или почти то же должно было случиться и со славянскою стихией, которой долгое сохранение доказывается именем Вильценбург, преданиями местными о славянском лесе, о поклонении Бел-богу и т. д. 176 podpis. В самых исследованиях о глоссе можно бы указать на многие слова (например, боров), которые принадлежат славянским наречиям, и даже имя Батавии происходит от чисто славянского корня (батет, от чего батва, батог и т. д.) и означает богатые пастбища приморские. Но, не входя в подробности, этого намёка достаточно, чтобы понять накопления богатств у Франков-поморян, занявших область торговых Славян поморских. Начало дома Меровингского не известно; но мифические предания, которыми он окружён с колыбели (предание о происхождении от морских богов) 177 , так же как и многие черты позднейшие, указывают, по-видимому, на древнюю славу и как будто святость рода. Таким образом, соединены были в нём два значения царского и дружинного величия (rex ex nobilitate, dux ex virtute). К этому должно прибавить беспрестанные сношения с миром римским, которому Франки были подручниками до своего освобождения, и привычка к государственной политике, занятой у Римлян, но доведённой бездушными Франками до крайней степени обмана и бесстыдной игры словом и клятвой (по свидетельству всех современников и по всем позднейшим историческим событиям). При таких данных легко могла и должна была составиться в поморье сильная личная дружина, которая в своём единстве нашла зародыш будущих завоеваний. То Гунны, то Римляне, поочерёдно призванные как покровители и поочерёдно обманутые, помогали усилению дома Меровингского, который мало-помалу распространял свои завоевания без большой славы, но с расчётом и большою осторожностью. Нужна была одна сильная личность для его возвышения, и эта личность явилась в Клодвиге. Он завоевал большую часть Галлии и германское прибрежье Рейна. Как начальник личной, а не народной дружины, он большую часть своих завоеваний оставил в собственность себе и своему роду и, следовательно, создал первое наследственное царство на Западе, поставив себя несравненно выше и в совершенную независимость от своей дружины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Весь, вся, виçва, виçвã весь, вся Всеведый, виçваведас всеведущий Ветла, ветра тростинка. Л betula. Слова берёза сравнивают иногда с Санск. именем горной берёзы – бура. но без причины: тождество слов берег и гора, дают простую этимологию и смысл – горная. Тождество корней не есть ещё взаимная зависимость Ветхий, ветший, ветошь, bjam (bjamame) быть робким, страдающим, слабым и т. д.; Л. vetus. Смысл этого слова не ограничивался значением старости Вещь, вечã (от вич разбирать) жалованье. Р. слово прямо связано с корнем, а не с выводным словом. Впрочем, Санск. корень сомнителен. Предполагаю, что вечã есть неправильный отпрыск от корня вач : как бы договор Видить, витать, вид знать, обитать, Р. формы древнее и по смыслу вернее Санскритских. Л. vita. Первый корень ви, вить Визжать, визг, вичч (buччãjamu) говорить, издавать звуки причина вен (венати) разбирать, понимать Вить, ве (bajamu) ткать; Санскр. форма не первообразная Витязь и вить (в окончании мифических имён) вити блеск.Вывод от Викинг недостоин здравой этимологической науки Влага; Волга? валг двигаться.Впрочем, я считаю происхождение имени Волга иноязычным. Со словом влага , волога сравни ещё балã h а – вода Влачить, волочить, глуч (глочати) красть, тащить, вк хватать Влаяться, глã или гла (rлãjamu) утомляться Вне, вон, винã без, исключая; Церковное с-вене исключая Вой (воин), вã (вãти) вредить, обижать, убивать Волна, валун, варуна волна морская Волна (шерсть), урнã волна на овцах Ворожить, варн (baphajamu) говорить Ворох, вард наполнять Ворчать, арч (арчати) говорить молитву.Эти слова, по-видимому, не близки по смыслу, но созвучие замечательно, и слова, относящиеся к обрядам идолопоклонства значительно изменились в смысле. Можно сравнить ещё марч (марчати) – звучать Вор, воровать, вар (bapajamu) желать жадно, приобретать: выводные от Санскр. вар принимают б, вар и бар тождественны по смыслу; таким образом, объясняется глагол наш брать и тождество многих слов Санскр. и Слав., например, вãра h а и боров , которых значение одинаково. Смысл слова вороватый, хитрый, изворотливый сводит его также и с корнем ва

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Даже и в отношении к животным Он действует не иначе. Изливая с высоты неба на всю совокупность животного царства, без различия в нем животных добрых от дурных, одинаковую долю света, Он утверждает царство справедливости, чтоб ни одно из них не имело пред другим ничего преимущественного и у соседа не отнимало доли света для удвоения чрез это света, падающего на его собственную долю. Солнцем порождается и пища общая для всех животных. Всеобщей справедливостью наблюдаются одинаково интересы каждого; и в этом отношении волы равны телкам, боров свинье, овца барану; то же самое и другие животные. В этом общении имуществ обнаруживается распределение их справедливое. Далее одной общей силой подобным же образом и хлеб осеменяется, каждый вид его. Одинаковая и общая для всех животных пища покрывает поверхность земли; здесь они и пасутся без всякого различия. По устроению Щедродателя она поровну распределена между всеми ими: такова была воля Его. Но и касательно произрождения нет между ними никакого писанного закона. Если бы он и существовал, то животные его уничтожили бы. Одинаково они сходятся с первой встречной и рождают по причине общенья, какое дочь справедливости, природа, установила между ними; все равно имеют участие в сем общении. Создатель и отец всех вещей одинаково, по закону справедливости, всем им, дал глаз, чтоб они видели не различая самца от самки, человека от животного; словом не установил Он никакой между ними разницы. Равно всех их наделив общим даром зрения, Он чрез то разом всех их наградил, чрез подчинение их одному и тому же закону. Законы, говорит Епифан, не в силах исправить людское невежество; они научили людей лишь поступать противозаконно. Законами особенными, частными священное общение, установленное законом Божественным, было лишь разрушаемо, прибавляет Епифан, и обгладываемо». Не выразумел он сего слова Апостольского чрез закон я узнал грех ( Рим. 3:20; 7:7 ). «Мое и твое, продолжает Епифан, проникали к людям украдкою путем закона. С тех пор люди не стали наслаждаться сообща ни землею, ни приобретенным имуществом, ни браком, как прежде наслаждались, хотя все это общее.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

14. О методологах и Кириенко 1. Именно, при Кириенко прошла либертарианская Партия Новые Люди, которая себя показала во время СВО во всей красе 2. Люди Кириенко управляют информационной политикой государства, которая является наиболее провальной государственной сферой 3. Главный гуру и идейный друг Кириенко Петр Щедровицкий сбежал из России во время СВО 4. Не всех губернаторов назначает Кириенко, это абсурдно, но именно его команда несет ответственность за пенсионную или антипенсионную реформу. И то как она сопровождалась в информационном плане. 13. Ответ на 1, АБС: Реальность несколько иная, например, в прошлом году новыми губернаторами в Вологодской и Омской области стали протеже кириенко, а не участники СВО. Реально кадровую революцию делает не президент и она проводится не так как об этом говорил президент. Пора прекращать размахивать пустопорожними категориями " ставленник Кириенко " , используя как клеймо. Любой губернатор - ставленник Кириенко, поскольку он курирует внутреннюю политику. Омский губернатор Хоценко до того год возглавлял правительство ДНР, был ранен. А нового Вологодского губернатора Филимонова Проханов назвал членом движения Русская мечта. Сам слышал. 12. Ответ на 10, С. Югов: " Будем посмотреть " употребляется давно и иронически. Это цитата из одного стихотворения Д. Бедного Если автор комм. предполагает в безграмотности какую-то иронию, то хотя бы кавычки надо ставить. На Д. Бедного, сочувствовавшего " Безбожнику " не ориентируюсь. Ориентирусь на Есенина: Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил, Своим пером ты не задел Его нимало — Разбойник был, Иуда был — Тебя лишь только не хватало! Ты сгусток крови у креста Копнул ноздрёй, как толстый боров, Ты только хрюкнул на Христа, Ефим Лакеевич Придворов 11. Ответ на 10, С. Югов: Напоминает сталинский " ленинский " призыв, который неплохо сработал. Конечно, Путин не Сталин, но будем посмотреть во что это выльется. Уж если В.В. Путин в своей речи употребил безграмотное " иемеет место быть " , то ваше будем посмотреть

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/01/ka...

– Сэр Говард Хорн ваш двоюродный брат? – спросил Марч. – Я тоже направляюсь в «Торвуд-парк», к нему, разумеется, по делу. Он с исключительной твердостью защищает свои принципы. На мой взгляд, бюджет, который он отстаивает, – событие величайшего значения. Если бюджет провалится, это будет самый роковой провал в истории Англии. Вы, вероятно, тоже почитатель вашего великого родственника? – До некоторой степени, – ответил Фишер. – Он великолепный стрелок. – Затем, словно искренне раскаиваясь в своем равнодушии, добавил чуть живее: – Нет, в самом деле, он замечательный стрелок! Он вспрыгнул на камень, ухватился за уступ скалы и забрался наверх с ловкостью, которой никак нельзя было ожидать от такого вялого человека. Некоторое время он обозревал окрестность; его орлиный профиль резко вырисовывался на фоне неба. Марч наконец собрался с духом и вскарабкался вслед за ним. Перед ними лежал сырой торфяной луг, на котором отчетливо выделялись следы колес злосчастной машины. Края обрыва были изломаны и раздроблены, словно их обгрызли гигантские каменные зубы; отбитые валуны всех форм и размеров валялись неподалеку, и трудно было поверить, что кто-нибудь мог средь бела дня намеренно заехать в такую ловушку. – Ничего не понимаю, – сказал Марч. – Слепой он был, что ли? Или пьян до бесчувствия? – Судя по виду, ни то, ни другое. – Тогда это самоубийство. – Не очень-то остроумно покончить с собой таким способом, – заметил тот, которого звали Фишером. – К тому же я не представляю себе, чтобы бедняга Пагги вообще мог покончить самоубийством. – Бедняга… кто? – спросил удивленный журналист. – Разве вы его знали? – Никто не знал его как следует, – несколько туманно ответил Фишер. – Нет, один человек его, конечно, знал… В свое время старик наводил ужас в парламенте и в судах, особенно во время шумихи с иностранцами, которых выслали из Англии. Он требовал, чтобы одного из них повесили за убийство. Эта история так на него подействовала, что он вышел из парламента. С тех пор у него появилась привычка разъезжать в одиночестве на машине; на субботу и воскресенье он нередко приезжал в Торвуд. Не могу понять, почему ему понадобилось сломать себе шею почти у самых ворот. Я думаю, что Боров – то есть мой брат Говард – бывал здесь, чтобы видеться с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Ормазд и Ахриман, § 111–113). Яст делится на две части; первая (§ 1–84) содержит прославление сил и атрибуты Фравасги вообще; в последней части исчисляются Фравасги наиболее знаменитых героев маздеизма (§ 85–158), начиная с первого человека Гайя Маретан, до последнего. Саосиан (saoshyant). В сей части содержатся легенды Ирана, с множеством имен собственных, коих перечень делится на семь глав: первая часть (§ 85–95) содержит имена некоторых богов, первого человека – Гайя-Маретан, первого законодателя Заратуштра, и первого ученика его Maidhyo-maungha; вторая часть (§ 96–110) содержит имена ученых Заратуштра, наиболее эпического цикла Вистаспа: третья ч. (§ 111–117) неопределенного характера, имеет имена, неизвестные в эпических легендах; четвертая ч. (§ 118–128) посвящена героям прочих Karshvares и мифических существ (§ 121, 122, 127, 128); пятая ч. (§ 129) посвящена Саосиану; шестая ч. (§ 130–138) героям до Заратуштра; седьмая ч. (§ 139–142), посвящена святым женщинам маздеизма от Хуови, жены Заратуштра до Срутат-федри, Вангу-федри, и Эредат-федри, будущих матерей трех нерожденных сынов. Всех стихов в Фарвардин-яст 158. 14. Барам-яст (Bahram-yast). Барам или Verethraghna, гений победы; яст в честь его делится на четыре части: первая ч. (§ 1–28) содержат исчисление воплощений означенного бога, под коими он являлся Заратуштре: ветер (§ 2), бык (§ 7), конь (§ 9), верблюд (§ 11), боров (§ 15), юноша (§ 17), ворон (§ 19), баран (§ 23), олень (§ 25), человек (§ 27); вторая ч. (§§ 30–33) силы Веретрагна обнаруженные к его почитателю Заратуштре; третья ч. (§§ 34–46) магические силы, приписываемые перьям ворона наводящим террор на армию и её рассеивающие; четвертая ч. (§§ 47–64) прославление Веретрагна. В Барам-яст стихов 64. 15. Рам-яст назван от гения 21 дня месяца (Сирозах § 21) иначе именуемого Bama Hvastra, и посвящен его Гамкар-Вайю. Яст делится на две части: первая ч. (§§ 1–140) содержит перечень поклонников и жертвоприносителей Вайю: Агура-Мазда (§ 2), Гаосианга (§ 7), Такма-уруна (§ 11), Има (§ 15), Ази-Дагака (§ 19), Траэтаона (§ 23), Керезаспа (§ 27), Аурвазара (§ 31), Гутаоза (§ 35), иранские девушки (§ 39); вторая ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

других холодному началу (инь); поэтому в лошади сочетаются оба эти начала и она почитается первою священною жертвою солнцу, луне, ину и яну, наравне с прочими, (бык, агнец, боров, петух). Жертвенные кони имеют особое пастбище, содержатся чисто, и порода их оберегается тщательно, конюшня устилается на зиму соломою, к весне очищается и кони выгоняются на пастбища. Конный надзиратель Харас (Haras) следит за всем содержанием и управлением; для жертвы он избирает лучшего коня по масти красного цвета (ин), с гривою и хвостом черного цвета (инь). При династии Чэу существовали 12 лошадиных парков с 6 породами коней; у феодальных же князей было по 6 парков с 4 породами; прочие сановники могли иметь только 4 парка с 2 породами. Появлением астеризма «небесная конюшня» означалось время рождения коней, жертвы коня черному гению, очистка стойл конскою кровью, отпуск на подножный корм; все это совершалось вначале весны. Высшею породою почитались кони, пробегавшие в сутки тысячи ли китайских, подобно солнцу, эти быстроногие скакуны называются «цянь-ли-ма» кони тысячу ли. При царе Му (1001 г. до Р. X.) различались 8 следующих коней: 1-й «бросающий землю», ибо его ноги едва касались земли, 2-й «бьющий крыльями», ибо был подобен птице, когда бежал во весь галоп; 3-й «туманный бегун», ибо пробегал 10.000 лье в одну ночь; 4-й «преследующий тень», ибо бегал подобно солнцу; 5-й «блистательный», ибо имел чрезвычайно лоснящеюся кожу; 6-й «застилающий свет», ибо где он бежал, оставалось только десять теней; 7-й «карабкающийся на облака», облачный бегун, т. е. скачущий с быстротою бурного ветра; 8-й «двукрылый» (Ilane-ailè), ибо имел по бокам наросты, похожие на крылья, и которые приходили в движение при его беге. Помещая в «небесной конюшне» крылатого коня, равносильного баснословному Пегасу, китайцы были убеждены, что он однажды совершает дневное обращение с солнцем вокруг неба, и что полное обращение с места исхода совершается однажды в год. По преданию, император Фуси (2852 г. до Р. X.) видел, как однажды из реки Мэн вышло животное, поименованное вскоре лун-ма – дракон-конь, с телом лошади, чешуёй дракона, с плавниками по бокам или крыльями; оно было из сущности неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

После кровавого боя с остальными братьями Святополк бежал из России и, преследуемый гневом Божиим, в безумии скитался по разным странам и умер в степях богемских, стяжав себе позорное имя Окаянного. Плач о Борисе и Глебе. Борис Зайцев Беги, князь, спеши, князь! Святополковы волки идут. Борис худоват, высок, в небольшой бороде, тихий и смирный. Вот идет с киевскою ратью из похода на печенегов, расположился у реки Альты, разбил шатры. Дружинники разводят костры. Ночь зачернела. Звезды июльские. Говорят Борису: – Умер в Киеве родитель твой Владимир. Что-то теперь будет? Борис опечалился, стал на молитву. Наутро советники говорят: – Идем на Киев, выгоним Святополка, будешь великим князем. – Нет, – отвечает Борис, – на Киев не пойду, не подыму руки на старшего брата. Он мне теперь заместо отца. На реке Альте в июльский день Борис распустил войско, остался один с приближенными. Прошли дни, опять говорят ему: – Беги, князь. Святополк на тебя умышляет. Погубит он тебя. – Ничего, – отвечает Борис, – мне бежать некуда. И не хочу. Князь Глеб моложе Бориса. Совсем юный, едва подбородок покрыт пухом. Всегда жил вместе с Борисом, во всем подчинялся, его чтения житий и молитвы слушал. На княжении милостив и кроток. Пришла и к нему весть в Муром – его удел – об отцовой болезни, и тоже в Киев вызов от Святополка. Глеб опечалился. Оделся по-дорожному, сел в ладью, и с ладьями дружины мимо темных муромских боров, где ходит косматый медведь, глухарь токует, брусника меж сосен краснеет, двинулся против воды. Потом вытащили ладьи, волокли волоком, довлачив, спустились в новые реки. Начались реки древлянские, мутноводые, тоже леса кругом, но корявые и низкорослые. Сырь, болота. Глебово сердце невесело. – Где-то милый брат мой Борис, наставник и чтец, с кем росли мы в Киеве при батюшке? Был бы здесь брат, поддержал бы меня в сумных этих лесах древлянских. Один я сюда заброшен, куда плыву? Сидит в Киеве, зубами щелкает, рассылает востроухих по Руси – на юг к Переяславлю и на север по Днепру – бегут, шерстью потряхивают, рыщут, понюхивают, глазами в ночной тьме сверкают.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Сверх сего, расставлены также пять предметов буддийского богопочтения – урна, два канделябра и два дрожащих цветка (из металлических листков). Пред особым столом на Ю.-З. отроге, где читает молитвы император, расставлены также несколько подсвечников с горящими свечами. На другой террасе, со стороны восточной, ставится таблица солнца, также – большой медведицы, пяти планет, двадцати восьми созвездий, и одна из всех звезд. На западной стороне, ставится таблица духа месяца, с таблицами облаков, дождя, ветра и грома. В жертвоприношении духам звезд включены – телец, овен, боров, вполне выкормленные и совершеннолетние. В прочих отношениях жертв соблюдается тоже, что в отношении их для солнца и луны. Двенадцать кусков голубой шелковой материи сожжены были в честь Шан-ди и три белых в честь императоров. Семнадцать кусков шелка, желтый, голубой, красный, черный и белый, сожжены были в честь духов небесных тел, также ветра и дождя. Употреблены были и разные роды благовонных курений. Все они были составлены из душистых дерев, превращенных в опилки и положенных на землю в виде связок в узлах или пастилы в разных оболочках. Приблизившись к убранной и заранее приготовленной палатке, император омыл свои руки и возложил на священные для жертвоприношения одежды; затем, поддерживаемый под руки директорами церемонии, взошел на алтарь и стал в коленопреклоненном положении на подушку, после чего все князья и вельможи заняли свои места на террасах алтаря или каменном ниже помосте. Когда государь становился на колена, становились и они, и когда он держал в руках благовонное зажженное курение и полагал в урну, тоже делали и они. После чего государь подходил к таблицам предков с коленопреклонением и подносил в честь их возженные плиточки благовонных курений; также кланялись затем и другие предстоящие, получая от него эти же курения. Встав спиною к главной таблице, государь совершал церемонию троекратного поклонения с простиранием и девятью ударами головою по земле; тоже самое и точно также делали и прочие богомольцы в разных занимаемых ими местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Назавтра, опираясь на клюку, в больших лаптях и с корзинкой с корешками и травами притащилась старая Палага. Она долго крестилась, молилась и клала поклоны перед святыми образами, стоящими в деревянной со стеклами, засиженной мухами божнице. После поклоном отдала честь и хозяевам. Матренку повели в протопленную баню, чтобы распарить косточки, а старухе предложили чаю. Старуха жадно пила китайскую травку, рассказывая о чудесах при мощах преподобного Серафима, перебегая мышиными глазками с одного слушателя на другого. Выпив несколько чашек дорогого заморского зелья, она перевернула чашку и положила наверх замусоленный огрызок сахара в знак того, что уже напилась как следует и осталась довольна. Придя в баню, Палага разложила Матренку на лавке спиной вверх, достала из корзинки бутылку со святой водой, набрала в рот воды и начала прыскать через уголек на спину девчонке. Между прысканьем читала заговор от болезни нараспев с небольшим приплясом. После этого действия, Палага оставила корешки и травы, наказала как их настаивать и пить, и, получив мзду от большака, поплелась восвояси. К осени горбик у Матренки увеличился и по вечерам была легкая лихорадка. По первопутку большак решил везти внучку к ученому доктору в Углич. Наклали в сани побольше сена, привязали к задку саней большого жирного борова и, достав из-за божницы четвертную, крепко закутанные, двинулись в путь. Большак около себя в сено положил тулку на случай волков. На крыльцо вышла большуха и с поклоном сказала большаку: Читай, Кондратушка, молитву на путь шествующим! Кондрат снял треух, перекрестился и Прочитал Отче Наш. Кнут заходил по Савраске, и сани со стонущим боровом, Матренкой и большаком, скрипя полозьями по снегу, тронулись в путь. Путь был неблизкий, ехали лесной дорогой. Лес спал, заваленный снегом, громадными шапками снег громоздился на ветвях темно-зеленых елей. На полянах останавливались дать отдых лошади, дед вешал ей на морду торбу с овсом и накрывал потную спину попоной. Под рогожами стонал и хрюкал связанный боров. Иногда слышался голодный волчий вой. Савраска вздрагивала и настораживала уши, а дед с озабоченным видом доставал тулку и для острастки гулко палил в небо. Когда приехали в Углич, навстречу им попался сам доктор – тучный господин с маленькой бородкой в каракулевой шапке пирожком и лисьей шубе, ехавший в собственном экипаже. Дед соскочил с саней, подбежал к экипажу, и, сняв треух с плешивой головы, начал что-то говорить доктору, показывая на закутанную Матренку. Доктор снял пенсне с багрового толстого носа, протер его платком и указал деду куда ехать к нему на прием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2083...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010