Очевидно, что апостол говорит не о чрезвычайном даре исцелений, но об одном определенном священнодействии, которое должны совершать лица, облеченные на то властью в Церкви Христовой. 6) Если елеопомазание – таинство, то почему лица, над которыми оно совершается, не всегда выздоравливают, а умирают? Не телесное здравие – цель жизни человека, а здравие душевное, избавление от грехов, что и даруется в таинстве елеосвящения достойно приступающим к нему. Ради одного этого благодатного дарования христианин должен прибегать к этому таинству, а исцеление от телесного недуга пусть предоставит воле милосердного Бога, Который «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» ( 1Цар.2:6 ). Апостолы по своему неверию ( Мф.17:20 ) не могли изгнать беса из юноши, приведенного отцом к горе Преображения. Вера также необходима для спасительности и сего таинства: «пусть призовет пресвитеров (больной, так как верит в спасительную силу таинства), и молитва веры исцелит болящего». Часто зовут пресвитеров совершать елеосвящение над болящими, лишенными уже сознания, находящимися в предсмертном состоянии. Какой веры ожидать от такого больного? Нужно помнить, что видимые действия таинства, по воле Божией, обнаруживаются не во всех случаях одинаково: один елеопомазуемый совершенно избавляется от болезни, другой получает временное облегчение, иному даруется безболезненное разлучение души от тела. «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его? Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» ( Рим.11:33–34 ). «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?» ( Рим.9:20 ). Ожидать, чтобы елеопомазание всегда воздвигало болящего от одра болезни, значит требовать изменения непреложного закона: «человекам положено однажды умереть» ( Евр.9:27 ), – которому подчинился Сам Господь наш Иисус Христос. 7) Сказано, чтобы помазывали пресвитеры, а часто совершает елеопомазание один только пресвитер. Больной в большинстве случаев лишен возможности призывать к себе положенное Церковью число (семь) пресвитеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Первые четыре апостола были бедными рыбаками. Раз сидели они в своих лодках у берега и чинили сети, а Христос шёл мимо. Он остановился и, войдя в лодку Симона Петра, спросил его, много ли рыбы тот поймал. Пётр ответил: нет, они ловили сетями всю ночь, но ничего не поймали. И Христос сказал: «Закиньте сеть снова». Они закинули - и сеть тотчас переполнилась рыбой. Рыбы было так много, что пришлось позвать на помощь других рыбаков, и даже тогда они вытащили её с превеликим трудом. Это было ещё одно чудо, сотворённое Христом. Иисус тогда сказал: «Идите со Мной». И они тотчас пошли. С тех пор двенадцать учеников, или апостолов, были всегда с Ним. Поскольку люди толпами следовали за Иисусом и просили, чтобы Он учил их, Он поднялся на гору, и проповедовал им, и дал им из собственных уст молитву, начинающуюся словами: «Отче наш, Иже еси на небесех!» - которую вы читаете каждый вечер. Её называют молитвой Господней, ибо первым её произнёс Иисус и велел Своим ученикам так молиться. Когда же Он спустился с горы, к Нему подошёл человек с ужасной болезнью, которую называют проказой. В те дни она была очень распространена, и тех, кто болел этой болезнью, называли прокажёнными. Прокажённый пал к ногам Христа и сказал: «Господи! Если хочешь, можешь меня исцелить!» Иисус, всегда полный сострадания, простёр руку и сказал: «Хочу! Исцелись!» Проказа тотчас сошла, и больной исцелился. Куда бы ни шёл Христос, за Ним всегда следовали толпы; и вот Он зашёл вместе со Своими учениками в один дом отдохнуть. Пока Он сидел там, пришли люди и принесли больного, расслабленного, который весь дрожал и не мог ни двигаться, ни стоять. Однако в дверях и возле окон столпилось так много народа, что они не могли приблизиться к Христу, и тогда поднялись на крышу дома, которая была невысока, и, разобрав кровлю, спустили постель, на которой лежал больной, в комнату, где был Христос. Увидев его, Иисус, полный жалости, сказал: «Встань! Возьми постель твою и иди в дом твой!» И человек встал и ушёл совсем здоровый, благословляя Его и благодаря Бога.

http://pravoslavie.ru/6132.html

Подвижничество Не вдруг простирайся на самый верх подвижничества, наипаче же не полагайся сам на себя, чтобы не пасть тебе с высоты подвижнической жизни по неопытности. Ибо лучше постепенное преспеяние. Понемногу отнимай у себя житейские наслаждения, истребляя все свои навыки, чтобы противодействием своим, вдруг приведя в раздражение всякое желание наслаждений, не восставить против себя толпу искушений. Когда возьмешь верх над пристрастием к одному удовольствию, тогда вступай в борьбу с пристрастием к другому, и таким образом преодолеешь всякую склонность к наслаждению. Ибо именование удовольствия одно, но роды удовольствий различны. Поэтому, брат, прежде всего будь терпелив во всяком искушении. А сколь многоразличными искушениями испытывается верный: то мирскими потерями, то обвинениями, оболганиями, непокорностью, оговорами, гонениями! Все это и подобное этому служит к испытанию верного. Сверх того будь безмолвен, не опрометчив в слове, не спорлив, не упорен, не тщеславен, не все перетолковывай, но люби верность, будь не многоречив, всегда готов не учить, но учиться. Не любопытствуй о жизни мирской, из этого не будет тебе никакой пользы. Ибо сказано: чтобы уста мои не говорили о делах человеческих ( Пс. 16:4 ). Кто с приятностью говорит о делах людей грешных, тот с готовностью пробуждает в себе страсть к удовольствиям. Но желай лучше узнать жизнь праведных, ибо в этом найдешь для себя пользу. Не будь охотник показываться в люди, обходя селения и дома, но бегай их, как сетей для души. А если кто из великого благоговения убеждает тебя разными предлогами войти к нему в дом, то таковой пусть научится вере сотника, который Иисуса, поспешавшего к нему для исцеления, удерживал от себя, говоря: Господи! я не достоин, чтобы ты вошел под кров мой, но только скажи слово, и выздоровеет слуга мой ( Мф. 8:8 ). Тогда же Иисус сказал ему: иди, и как ты веровал, будет тебе. И выздоровел слуга его в той час ( Мф. 8:13 ). Поэтому да будет известно тебе, брат, что не присутствием Христовым, но верой просящего освобожден больной от недуга. Так и ныне, в каком месте ни помолишься, если больной уверует, что помогут ему молитвы твои, все исполнится по желанию его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Поучение в неделю о расслабленном Христос воскресе! Есть, рассказывает святой евангелист Иоанн Богослов, в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, пред которой было пять крытых ходов, где лежало множество больных. По временам сходил в купальню Ангел Господень и воз­мущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал (Ин. 5, 2–4). Проходя города и селения, открывая людям тайны Царствия Божия, пришел однажды к Овечьей купальне Христос. Он увидел здесь больных, желающих исцелиться. Среди них был человек, страдающий недугом уже тридцать восемь лет. Христос подошел к нему и спросил: " Хочешь ли быть здоров? " (Ин. 5, 6). Больной ответил: " Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня " . Христос сказал ему: ’’Встань, возьми пос­тель твою и ходи " . И больной тотчас выздоровел (Ин. 5, 7–9). Через некоторое время Иисус Христос встретил его в храме и сказал: " Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже " (Ин. 5, 14). За время Своей земной жизни Христос сотворил много чудес, исцеляя в людях всякую язву. В очах Гос­подних человек прежде всего – творение Божие, сын или дочь Отца Небесного. Прощают своих плохих детей земные родители, несмотря на причиненные горечи, прощает и нас, непослушных, любовь Отца Небесного. Господь дал нам жизнь и все необходимое для жизни, дал в избытке. Мы же этого не ценим и не отвечаем хо­тя бы малой взаимностью на великую любовь Божию. Каждый из нас одержим тем или иным недугом. Нет на земле людей абсолютно здоровых. Болезнью Господь порой стучится в нашу душу и сердце. Как многими скорбями надлежит спастись, так и многими болезнями надлежит совершенствоваться. Страшна физическая боль, но еще страшнее болезнь душевная. Между душевной и телесной болезнью су­ществует постоянная связь, потому что тело является храмом души, Духа Божия, живущего в каждом челове­ке. Заботясь о спасении души, не следует, но апостолу Павлу, пренебрегать и телом. Всякий человек, говорит Апостол, питает и греет плоть свою (Еф.5,29). По хрис­тианскому пониманию, плоть – храм Духа Божия, живу­щего в нас. К умершему телу, как храму, мы, крестясь, прикладываемся. Но при всей заботе о теле не следует забывать о душе, о се состоянии, о духовных запросах.

http://pravoslavie.ru/1709.html

Поэтому каждый, за несколько дней до исповеди, должен начать вспоминать все свои грехи, которые сделал с того времени, как последний раз исповедался, чтобы смог все грехи на исповеди перед священником исповедать без всякого напоминания. Ведь нельзя подумать, что врач может лечить больного до того, как больной ему расскажет, что у него болит. Правда, врач и сам спрашивает больного о симптомах, но иногда бывает, что больной сам понять не может, в чем причина его слабости, и просит сказать об этом врача. Так точно следует понимать и того, кто исповедуется. На исповедь приходят те, у кого больная душа, которая требует духовного лечения. Поэтому кающийся должен по порядку исповедовать свои грехи, а не ожидать, пока его спросит о них священник. 3.8. Кающийся, видя свои грехи, самого себя осуждает и, таким образом добровольно признавая их, получает прощение и помилование у бога Притча Евангельская о блудном сыне показывает нам, что признанием и осознанием своих грехов блудный сын получил прощение у Бога. Вот его исповедь, в которой он, видя свои преступления, строго себя осуждает: Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих ( Лк.15:18–19 ). Слова: Отче! я согрешил против неба и пред тобою, содержат его искреннюю исповедь. А слова: и уже недостоин называться сыном твоим, содержат осуждение самого себя. Слова же: прими меня в число наемников твоих, содержат его теплую молитву, с которой обращается к Богу человек, ищущий у Него прощения и помилования. Эта Евангельская притча о блудном сыне ( Лк.15:11–32 ) каждому христианину служит самым доходчивым примером, чтобы всякий, искренне исповедующий перед Богом свои грехи, самого себя пред Богом добровольно осуждал и всем сердцем просил у Бога снисхождения и помилования. Насколько чистая, правдивая исповедь, признание своего недостоинства и молитва кающегося умилостивляют Бога, об этом ясно свидетельствует притча: И когда он (блудный сын) был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его... отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. Эти слова ясно говорят нам, как радуется милостивый Отец Небесный, когда грешник со своего порочного пути обращается к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

При жизни преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Киеве был один богатый человек, пораженный проказой, который, лечившись от нее у лекарей и чародеев, не только от них от проказы избавления не получил, но здоровье его стало еще хуже, чем было до лечения. Тогда один из друзей стал уговаривать его, чтобы он шел в монастырь Печерский и у тамошних иноков просил себе молитв их об исцелении. Больному очень не хотелось идти в монастырь, и согласился он на это с большим трудом. Когда же он был приведен туда, игумен повелел напоить его водой из колодца преподобного Феодосия. По вкушении воды, больной, к изумлению всех, тотчас «воскипе, – сказано, – весь гноем за неверствие свое и смрад от него пошел такой, что все разбежались от него. Возвратился он домой плача и сетуя, многие дни не выходил из дома и восклицал: «Бесчестьем покрылось лицо мое! Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей ( Пс.68:8–9 )! И все это постигло меня за то, что я без веры приходил к преподобным отцам Антонию и Феодосию!«» Но прошло несколько еще времени, больной немного успокоился и, придя в себя, сказал: «Пойду в Печерский монастырь к преподобному Алипию и исповедаю, при посредстве его, перед Богом все грехи мои!» И как сказал, так и сделал. После исповеди преподобный сказал ему: «Хорошо ты сделал, сын мой, что перед моим недостоинством исповедал Богу все грехи твои! Мои слова подтверждает и Пророк, говоря: я сказал: «исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего»» ( Пс.31:5 ). Потом и еще Алипий много поучил прокаженного о спасении души, а затем ввел в Церковь , причастил Святых Таин, повелел умыться ему священной водой, и, после сего последнего, тотчас у больного спали с тела все струпья и он стал совершенно здоровым. Итак, братие, несомненно, что иногда потому мы не получаем после своей молитвы облегчения от болезни, что или приступаем к молитве об исцелении без веры, или молимся без усердия, или не заботимся перед молитвой об очищении своих скверн греховных.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

При этом источнике исцелений находился еще такой человек, который проболел здесь 38 лет и не получил исцеления. Положение сего страдальца, по-видимому, было безнадежное: он так был слаб, что сам не мог войти в купальню, и не было у него благодетеля, который бы помог ему прежде других опуститься в нее в то время, когда ангел возмущал в ней воду. Но вот, наконец, дождался и он выздоровления. По случаю одного праздника пришел в Иерусалим Сам И. Христос. Увидев этого больного и узнав, что он лежит уже долгое время, спрашивает у него: „хочешь ли быть здоровым? „Хочу, отвечал больной, но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода.“ Тогда Господь сказал ему: „встань, возьми постель твою и ходи!“ И больной выздоровел и стал ходить. После того Иисус Христос увидел его в храме и сказал ему; „вот ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже.“ Не мало ли и между нами, бр., бедствующих и несчастных. И нашим бедствиям, по-видимому, часто нет конца. Мы ищем помощи от людей, но не получаем: родные забывают нас, друзья изменяют нам, недруги радуются нашим бедствиям, — и мы с грустью в душе нередко говорим: не имеем человека, помогающего нам. Мы ищем помощи и от Самого Бога: на Него уповаем, день и ночь молимся Ему. Но, по-видимому, и Бог оставляет нас: Он как бы не видит наших страданий, не слышит наших молитв. Что делать нам, бр., в столь горьких обстоятельствах? Неужели страдать и погибать в отчаянии? Нет, возлюбленные, и Бог нас не оставит, и мы не погибнем, если всегда будем обращаться за помощью к христианской нашей вере. Что же говорит нам св. вера? Она поучает нас, что сто крат лучше вытерпеть до конца всякое горе, нежели отчаиваться и погибать вечно. Если не утешат пас люди, то утешит Бог. Он один есть источник исцелений и всякой радости. Подавший исцеление 38-летнему расслабленному, Он в свое время облегчит и наши скорби. Нужно только с покорностью воле Господней переносить свое горе, уповать на Бога и ожидать Его помощи. Св.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Приближался праздник Пасхи. Иисус Христос со Своими учениками пришел в Иерусалим и вошел в храм для молитвы. Здесь Он увидел большой беспорядок. Во дворе храма продавали жертвенных животных: волов, овец и голубей. Иисус Христос сделал бич из веревок и выгнал из храма всех, как продавцов, так и животных: овец и волов; продающим же голубей Он сказал: «возьмите это отсюда и дом Отца Моего не делайте домом торговли». Из второго года служения Иисуса Христа § 14. Исцеление расслабленного при овчей купели (Ин. 5:1–16) Наступила вторая Пасха со времени вступления Иисуса Христа в открытое служение роду человеческому. Иисус Христос, по обыкновению, пришел в Иерусалим на праздник со Своими учениками. В Иерусалиме недалеко от храма, у овечьих ворот, через которые прогоняли агнец для жертвоприношений, находилась купальня. При ней было устроено пять крытых ходов или галерей, «в которых лежало множество больных, слепых, хромых, ожидающих движения воды». Купальня имела то чудесное свойство, что «Ангел Господень по временам сходил в нее и возмущал воду, и кто первый входил по возмущении воды, тот выздоравливал». Иисус Христос, обходя больных, увидел одного расслабленного, который лежал здесь 38 лет. Иисус Христос спросил его: «Хочешь ли быть здоровым?». Больной отвечал: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода. Когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Больной тотчас же выздоровел, взял постель свою и пошел». § 15. Избрание Апостолов (Лк. 6:12–16) Однажды Иисус Христос взошел на гору и там целую ночь провел в молитве. Когда же настал день, то Он призвал учеников Своих, избрал из них двенадцать и назвал их Апостолами, т.е. посланниками. Имена их следующие: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, Филипп и Варфоломей, Матфей и Фома, Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариотский, который потом сделался предателем Иисуса Христа. § 16. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства 7 (Мф. 5:1–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Иоанна, гл. 4, 43-54. Исцеление расслабленного при Овчей купальне Из Галилеи Иисус Христос снова пришел в Иерусалим на праздник иудейский. Вблизи храма, у овечьих ворот, через который прогоняли овец для жертвоприношения, была купальня с пятью крытыми ходами, или галереями. Купальня эта с галереями называлась Вифездою, что значит дом милосердия. В галереях, при купальне, лежало много больных, слепых, хромых, иссохших. Все они ожидали движения воды, потому что Ангел Господень сходил по временам в купальню и возмущал воду. И кто первый входил в воду после возмущения ее, тот становился здоровым (исцелялся), какою бы ни страдал болезнью. Иисус Христос посетил этот дом милосердия. Там Он увидел одного расслабленного, который был болен тридцать восемь лет. Иисус Христос спросил его: " хочешь ли быть здоровым? " Больной ответил: " Да, Господи, но я не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня " . Иисус Христос сказал ему: " встань, возьми постель и ходи " . Больной тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Это было в субботу. Поэтому иудеи говорили исцеленному: " сегодня суббота, не должно тебе нести постель " . Исцеленный отвечал им: " Тот, Кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти " . " Кто сказал тебе это? " - спросили они. Но он не мог им ответить, потому что не знал Иисуса Христа. Христос же, исцеливши его, скрылся в народе. Вскоре после этого Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: " вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже " . Тогда этот человек пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус. Старейшины (начальники) иудейские стали гнать Иисуса Христа и искали, случая убить Его за то, что Он делает такие дела в субботу. Они учили, что в субботу грешно делать даже и добрые дела. Иисус же говорил им: " Отец Мой доныне делает (добро), и Я делаю. Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он (Бог Отец), то и Сын (Божий) творит также. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Кто не почитает Сына, тот не почитает и Отца, пославшего Его. Исследуйте священные писания ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2012 19 мин., 26.01.2012 1 страница обложки – портрет журналиста Аркадия Мамонтова (фото из архива Аркадия Мамонтова). См. в «Теме номера» статью А. Мамонтова «Мир справедливости – это ад, а рай – это мир любви» (С.14-19). Пролог : (на заставке – фото Михаила Левита) Булат Окуджава. Романс. Посвящается В. Никулину («В Иерусалиме первый снег…»). 1993//Фома. - – январь 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма о подарках . Об умении дарить и принимать. Подборка писем и цитат. Фото Юлии Кузенковой//Фома. - – январь 2012. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). В подборку включены:   Евангелие от Матфея 2:10-11 . Цитата: «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и пав, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». – С.4; Подарок: папа / Саша . – С.4; Митрополит Сурожский Антоний (1914-2003). Цитата: «Люди не прославляют Бога за то, что все в их жизни хорошо…». – С.4; Подарок: безделушка / Егор , Санкт-Петербург. – С.4-5; Паисий Святогорец (1924-1994). Цитата: «Две радости имеются у человека: одна – когда он принимает, другая – когда дает…». – С.5; Подарок от прадеда / Юлия , Москва. - С.5; Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983). Цитата: «Любовь дарит. А подарить можно только то, что мне принадлежит, мою собственность…» - С.5; Подарок: молитва / Лера . – С.5-6; Борис Пастернак . «В больнице». Отрывок из стихотворения («О, Господи, как совершенны/Дела твои, - думал больной…»). – С.6; Борис Пастернак . «В больнице». Отрывок из стихотворения («О, Господи, как совершенны/Дела твои, - думал больной…»)//Фома. - – январь 2012. - С.6. – (рубрика « Письма », подборка « Письма о подарках »). Подарок: пуговица для мамы /Спиридон Вангели , «Подснежники», из книги «Приключения Гугуцэ». – С.6; Евангелие от Матфея 7:11. Цитата: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим…». – С.6.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-105-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010