То обстоятельство, что при купальне лежало множество больных в ожидании движения воды, указывает, что купальня была общественным благотворительным учреждением – богадельней. К этому очень прилично идет название купальни Вифездой, домом милосердия, богодельней. Что же касается воды в этой купальне, то целительность ее, по вдохновенному объяснению евангелиста, происходила от высшей, сверхъестественной причины: «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в купальню по возмущении воды, тот выздоравливал». Ст. 5–16. Среди других больных, которые лежали при купальне в ожидании чудесного движения воды, был человек, находившийся в болезни уже 38 лет. Когда И. Христос, увидев его, обратился к нему со словом теплого участия, больной с сожалением высказал, что он не имеет человека, который впустил бы его в купальню, когда возмутится вода. Тогда Господь говорит расслабленному: «встань, возьми постель твою и ходи». И больной вдруг почувствовал себя совершенно здоровым, тотчас встал, взял постель свою и пошел. Так как это было в субботу, то по взгляду неразумных ревнителей закона, И. Христос в данном случае дважды нарушил закон о субботнем покое: во-первых, тем, что совершил исцеление в субботу, и, во-вторых, тем, что дозволилиисцеленному нести постель свою в этот день. Посему, когда бывший больной сообщил им, что Исцеливший его есть Иисус Христос, они сильно озлобились на Господа и даже искали убить Его. Речь Иисуса Христа, сказанную Им по поводу обвинения Его в нарушении субботы (ст. 17 и т.д.), можно разделить на следующие части: в 17–20а Иисус Христос доказывает право Свое совершать исцеление в субботу указанием на единство деятельности Своей с деятельностью Отца; в 20б-30 раскрывает учение о воскресении мертвых и суде над людьми чрез Сына; в 31–47 доказывает справедливость Своего самосвидетельства и обличает неверие иудеев. Ст. 17–20а. Вероятно, ревнители закона приступили к Иисусу Христу с вопросом, какую Он имеет власть исцелять больных и разрешать исцеленным носить постель в субботу? На это Иисус Христос отвечал им: Отец Мой досем делает и Аз делаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

— что тебе более приятно, брат, — жить ли со Христом по отшествии от нас, или же побыть еще с нами, в теле? Мертвый тотчас же ожил, открыл очи, поднялся на одре и сказал: — Зачем ты возвратил меня к жизни, отче? Лучше для меня отойти ко Христу и быть с ним, а жить во плоти я более не хочу! Тогда старец сказал ему: — Почивай же с миром и помолись обо мне! И тот возлег и снова почил. Все присутствовавшие при этом пришли в ужас и говорили: — Поистине, это — Божий человек. Преподобный же, приготовив тело умершего к погребению, всю ночь провел в пении псалмов, а утром, предав оное с честью земле, ушел оттуда. В другой раз преподобный посетил иного брата, также заболевшего смертельно. Увидав, что больной страшится смерти из-за грехов своих, он сказал ему: — Отчего ты, чадо, не готов к отшествию? Кажется мне, что совесть, обличительница твоя, хочет идти туда вместе с тобою. Больной сказал: — Прошу тебя, отче, помолись за меня Богу, чтобы Он дал мне немного времени для покаяния. Старец же отвечал: — Вот теперь ты ищешь времени для покаяния, а где прошедшие времена? Что совершил ты во дни своего иночества? Ты не только не успел уврачевать своих прежних язв, но прибавлял к ним всё новые и новые. Больной однако не переставал умолять старца со слезами о том, чтобы он помолился за него Господу. И сказал тогда старец: — Если ты отныне не будешь прилагать одно зло к другому, то мы помолимся за тебя. Человеколюбец Господь благ и долготерпелив и даст тебе некоторый срок для очищения грехов твоих. Сказавши это, он преклонил колена для молитвы и после молитвы встал и сказал больному: — Три года дает тебе Господь прожить еще на земле — только принеси истинное покаяние! И взяв его за руку, преподобный поднял его здоровым и увел его с собою в пустыню. Спустя же три года он снова пришел с ним к братии и представил им его как ангела Божия. Много братии сошлось слушать сладкие слова преподобного, и он сказал им здесь слово о плодах покаяния. Беседа продолжалась до утрени, и во время этой беседы брат, окончивший трехлетнее покаяние, как бы задремал и предал душу свою в руки Божии, без болезни и страха, как бы уснувший сладким сном.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Этот пророческий оптимизм вложил в уста пророка Аввакума песнь хвалы. «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах; но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего!» Эта радостная вера ободрила Иова в дни его великой скорби и помогла ему не хулить Бога за незаслуженные страдания, а воскликнуть: «Господь дал. Господь и взял; да будет имя Господне благословенно». Великий проповедник Константинополя Иоанн Златоуст бесстрашно обличал в храме сильных мира сего, и в том числе императрицу. В результате он подвергся жестокому гонению и в старости умирал в суровом изгнании на Кавказе. Но пророческий оптимизм вложил в уста умиравшего страдальца за правду слова торжествующей веры: «Слава Богу за все!» (Doxa to theo panton heneka). Эта пророческая вера живет и в наши дни. Недавно в Германии обратился к врачам человек, больной раком. Злокачественная язва захватила его язык. Врачи сказали ему, что он должен или умереть, или лишиться языка путем операции. Он выбрал последнее. Когда больной лежал на операционном столе, доктор-хирург говорит ему: «Сейчас ваш язык будет удален. Что бы вы хотели сказать в последний раз?» Больной помолчал и затем громко воскликнул: «Да будет благословенно имя Господа Иисуса Христа!» Его язык замолк. Но свидетельство веры, сказанное с таким самоотречением, будет звучать века… В Америке живет Елена Келлер – глухая, слепая и немая от рождения. Чудом упорной любви и мудрости своей учительницы мисс Соливан она посредством осязания научилась говорить, читать и писать, изучила науки и, в конце концов, стала читать лекции в университете. Одна из ее лекций, появившаяся и в печати, полна жизнерадостной веры. Ее тема: «Об оптимизме». Какой это жгучий упрек всем, кто, имея слух, зрение и дар речи, все же унывает, жалуется, ропщет на жизнь! В дни суровых гонений на религию в СССР одного из моих друзей отправляли из московской тюрьмы (Бутырки) в ссылку на Соловецкие острова, на далекий, холодный север. Ночью на вокзал пришли его друзья. Они могли лишь издали приветствовать его. А он, стоя на площадке вагона, из-за сверкающих штыков крикнул им одно слово: «Радуйтесь!»

http://azbyka.ru/smysl-zhizni-marzinkovi...

13 ст. Знаете, что хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз; 14 ст. но вы не презрели искушения моего во плоти моей, и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Ваши отношения ко мне были всегда наилучшими. Так, когда я пришел к вам в первый раз с Евангельским благовествованием, пришел к вам совершенно неведомый для вас, вдобавок больной, причем самым внешним своим видом, как больной, едвали располагавший в свою пользу, вы не только не побрезгали мной, не смутились моим болезненным видом (искуплением моим во плоти моей), а напротив оказали мне необычайное радушие, приняли меня как Ангела Божия, даже еще того более, как Самого Христа Иисуса. 15 ст. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. Припомните, в какой пришли вы восторг, когда услышали Евангельское благовествование, какими счастливыми вы считали себя тогда, что сподобились прозреть духовно и познать истину. Как тогда вы мне были благодарны, вы даже не находили чем бы таким отблагодарить меня, чтобы вполне выразить свое счастье, вы готовы были отдать самое дорогое у человека, отдать, если бы возможно было, очи ваши. 16 ст. Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? Теперь ваши отношения ко мне стали совершенно другими, вышло так, что я, возвещавший вам Евангельскую истину, стал как будто врагом, а те – лжеучители, – которые сбили вас с толку, отклонили вас от истины, стали вам близкими. Или вы быть может изменили ваши отношения ко мне потому, что я говорю вам истину в глаза, обличаю вас за уклонения в сторону иудействующих лжеучителей! 17 ст. Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Но не думайте, что лжеучители, увлекая вас, по вас ревнуют, т. е. желают вашей пользы? Нет, цель их разлучить меня и вас, заставить вас, чтобы ревновали по них, т. е. привлечь вас на свою сторону, стать в ваших глазах тем, чем я был для вас и заставить подражать им в ревности по законе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

32На седьмой же день священник осмотрит язву эту еще раз. Если увидит он, что парша не распространилась дальше, что нет на том месте пожелтевшего волоса и что не оказалось оно углубленным в коже, 33то больному следует побриться, оставляя лишь места, пораженные паршой; и священник должен вновь подвергнуть того человека карантину на семь дней. 34А на седьмой день священник осмотрит паршу и, если увидит он, что та не пошла по коже и не стала глубже ее поверхности, должен объявить больного чистым. Но тому следует выстирать свои одежды, и станет он чистым. 35Если же пошла всё–таки парша по коже после того, как чистым он уже был объявлен, 36священник должен вновь осмотреть его, и если парша распространилась, то и волоса желтого искать священнику уже не нужно – больной нечист. 37В случае, если парша остается такой, как была, но там стал расти темный волос, это значит, что болезнь прошла. Человек снова чист. Священник и должен объявить его чистым. 38Если у мужчины или женщины появятся на коже пятна белого цвета, 39священник должен осмотреть их, и если пятна те блеклые, это простая кожная сыпь . Больной, стало быть, чист. 40И если у мужчины выпали волосы на голове, то это всего лишь облысение, и ритуально он не стал нечист. 41Чист тот, у кого волосы выпали спереди, – это просто залысины. 42Но вот если появилась на лысине – сзади ли, спереди – красноватая или белая накожная язва, это значит, что лысина тронута опасной болезнью. 43 Священник тогда должен внимательно осмотреть больного, и если увидит на лысине его – сзади ли, спереди – белую или светло–красную язвенную опухоль, обычно появляющуюся при опасной кожной болезни, – 44значит, этот человек заражен такой болезнью, он нечист. Священнику надлежит объявить его таковым, ибо на голове у него явные признаки серьезной болезни. 45Человек с такой заразной болезнью должен носить разодранную одежду, и волосы на его голове пусть будут распущены. Ему следует прикрыть тканью нижнюю часть лица и кричать при этом: «Нечист! Нечист!“ 46Во все дни болезни он будет нечистым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3) Апостол Иаков в этом месте ( Иак. 5:16 ) именно и говорит о том, что нужно каяться пред священником. В самом деле, стоит нам посмотреть в 14 ст. той же главы, того же послания, как нам станет ясно, о чем здесь идет речь. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). А дальше уже апостол говорит «признавайтесь друг перед другом в поступках» ( Иак. 5:16 ). О каком же «друге» говорит здесь апостол? Из предыдущего текста мы видим, что один друг – больной, другой друг – пресвитер: Вот апостол и говорит, чтобы больной друг – верующий христианин исповедовал свои грехи пред своим другом пресвитером. Иначе получается какая то бессмыслица в выражениях. Апостол говорил все время о пресвитерах Церкви, а затем переходит ни с того, ни с сего к рассуждению по другому вопросу. Св. апостол выразился: «друг другу» именно для ободрения больных, чтобы они не стыдились исповедовать грехи свои пред священнослужителями, которые являются им не врагами, а друзьями. Если даже рассуждать относительно этого текста с точки зрения сектантской, то и тогда нельзя делать вывода, что таинство покаяния не нужно. Апостол сказал: «признавайтесь друг перед другом в поступках» не добавив, что после признания следует прощение грехов. Мы же рассуждаем о том, может ли пастырь дарованной ему от Бога властью разрешать грехи. Вот если бы сектанты нашли такое место у апостола, где было бы сказано, что священнослужители не имеют власти принимать на исповедь и разрешать от грехов данной им властью, то тогда они были бы правы. Между тем из текстов Св. Писания мы видим, что верные христиане исповедовались перед пастырями Церкви «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ). В первом послании к Тимофею ап. Павел предписывает епископу Тимофею, чтобы он обличал согрешающих. Как бы мог апостол Павел предписывать это, если бы не было дано власти епископу Тимофею «вязать и решать». Апостол Павел «связал» коринфского кровосместника за его согрешения ( 1Кор. 5:4–5 ), а затем разрешил его от грехов ( 2Кор. 2:10 ). Действуя так, апостол поступал согласно данной ему от Господа Иисуса власти ( Иоан. 20:23 ) говоря «итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

5: 8). Другой сидел в пустыне как ворон: " Горе мне! Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми " (у, люте мне, душе, яко погибе благочестивый от земли и исправляющаго в человецех несть) (Мих. 7: 2). Третий говорил: " Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились " (клятва, и лжа, и татьба, и любодеяние разлияся по земли) (Ос. 4: 2). Каждый ближнего своего притеснением притесняет. Еще иной: " Увы, народ грешный " (Ис. 1: 4). Приходит врач – и плачет; какую же надежду может иметь больной, когда видит врача в слезах? Какую надежду можешь иметь ты, видя его в отчаянии? Какой пользы можно ожидать от него для больного? Недаром врачи часто, уже предвидя близость смерти, но избегая огорчать окружающих, пересиливают себя и свои опасения скрывают под веселым выражением лица, чтобы не вызвать у больного упадка духа. Ведь если больной заметит растерянность на лице врача, чего полезного он будет ожидать от него? А здесь болезнь так возобладала, что сам врач плачет: " Что мне делать? Раны, гниение, черви, полное расстройство; Увы, народ гнешный " А один такой врач написал даже целую книгу плача, это – Иеремия. Один горюет, другой плачет, третий умоляет. А Бог свыше говорит: " Я оставил дом мой " (Иер. 12: 7). Какая уж тут надежда, когда Бог говорит: " оставил все, покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов моих " (Иер. 12: 7). А Илия внизу вопиет: " Господи, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут " (3 Цар. 19: 10). Если так было в Иудее, где и закон был, и храм, и кивот завета, и жертвы иудейские, что же было там, где идолы, где тук и дым, где беззаконные таинства и нечестие, где страсти обоготворяются, где подражают лаю собак, которые на празднике в честь Диониса священнодействуют в козьей шкуре и с собачьим голосом, чтобы совершенно погубить благородство? Собак, свиней диавол сделал богами, ехидн и змей сделал, придумал белых аспидов. Закон бессилен, пророки обличают.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

7). Итак, больной по слову Спасителя не только сам ходил, но и носил с собою постель, чтобы доказать всем вдруг пришедшую к нему чудесно крепость сил и чтобы разительно показать Божественное всемогущество Господа, явить торжество силы Божией над нашими немощами самыми закоренелыми. Иудеи привязываются к больному своими завистливыми вопросами и говорят: «Ныне суббота: тебе не следует брать одра своего». Бывший больной отвечает: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи». А он не знал, Кто исцелил его, и не мог отвечать на вопрос иудеев, спрашивавших его: «Кто тебя исцелил?» Вскоре Господь нашел его в церкви и сказал ему: «Вот, ты здоров: не греши больше, чтобы тебе не случилось чего хуже». Иудеи ищут убить Господа за то, что Он благотворит в субботу. Но Господь, увидев их, отвечал им: «Отец мой доселе делает, и Я делаю» (то есть вы говорите, что в субботу непременно всякий должен быть свободен от всякого дела; то правда, что должен быть свободен от дела, да не от всякого: доброе дело или дело крайней житейской необходимости, например отвязать животное от стойла и напоить его, можно делать и в субботу. Но — этот закон для вас, людей, а не для Бога — Отца Моего (Ему нельзя предписать заповеди — не делать в субботу), Который доселе делает, а не покоится в бездействии, да и Я — тоже делаю, потому что не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща: яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит (о равенстве Сына Божия со Отцем). Отец бо любит Сына и вся показует Ему, яже Сам творит: и болша сих покажет Ему дела, да вы чудитеся (здесь говорится о человеческом естестве Иисуса Христа, то есть в этих словах: и болша сих покажет Ему дела (ст. 19—20): как Сын Божий, Спаситель знал совершенно Отца Своего, о всех делах Его от века: ни Отца кто знает, токмо Сын). Какие же дела? Кот какие: якоже Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит (это разумей и о духовной, и о телесной жизни). Отец бо не судит ни комуже, но суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца (равенство).

http://predanie.ru/book/203392-dnevnik-1...

90. «…И, как ты веровал, да будет тебе.» (Мф. 8:13). Будь самим собой Не подражай молодым, если ты не молод, сильным – если ты не силен, умным – если ты не умен и богатым – если ты не богат. Будь самим собой – и этого достаточно, чтобы быть молодым, если ты не молод, сильным – если ты не силен, умным – если ты не умен и богатым – если ты не богат. 91. «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине…» (Ин. 18:37). Рыбак и чудак Старый рыбак шел по берегу реки. В руке он держал полное ведро только что пойманной рыбы. Неожиданно рыбак увидел воткнутую в землю удочку, а в воде возле поплавка какого-то человека. «У тебя что, крючок зацепился?» – спросил у него рыбак. «Нет, – ответил тот. – Подгоняю рыбу к наживке». Старик только покачал головой: «Вот чудак, да так ты ее только распугаешь. Рыба и сама увидит наживку». – «А что же я тогда должен делать?» – «Ты должен следить за поплавком с берега. Чем меньше будешь шуметь, тем лучше. Вот тебе мой совет». 92. «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.» (2Кор. 4:10). Что удивительно? Если бы в безводной пустыне выросло прекрасное дерево с чудесными плодами, исцеляющими всякую болезнь, это было бы не так удивительно, как то, что может обрести в себе человек. Если бы у состарившихся бездетных супругов вдруг родился удивительно красивый и умный ребенок, это было бы не так радостно, как радость от того, что может родиться в сердце человека. 93. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.» (2Кор. 7:10). «Серьезная болезнь» и деньги Заболевшего друга пришел навестить его хороший знакомый. Он поздоровался с больным. «А? Что? – отозвался тот. «Как здоровье, спрашиваю?» – повторил погромче пришедший. «Болею, не знаю, что со мной? Кажется, заболел чем-то страшным, потому что ничего не хочу ни видеть, ни слышать», – ответил больной. Но гость обратил внимание на то, что друг выглядит хорошо, и совсем не производит впечатление хворого человека. «Может, это тебе кажется? Возможно, у тебя просто плохое настроение и ничего больше», – сказал он. «Нет, нет! Это какая-то серьезная болезнь. Мы хотим вызвать опытного врача – специалиста». – «Понятно, – задумчиво произнес знакомый. Он решил проверить, насколько серьезна болезнь у его друга. «Слушай, – шепотом спросил он своего оглохшего друга, – а почему у тебя здесь в углу на полу валяется столько денег?» – «Где, где? Ну-ка покажи!» – живо откликнулся больной вскакивая с постели. «Прости, мне это только показалось, – засмеялся гость. – Но вот в том, что ты совершенно здоров, я уже нисколько не сомневаюсь!»

http://isihazm.ru/1/?id=134

Uh. V . Наступила Пасха; Иисус Христос пришел в Иерусалим. Во время праздника Он посетил дом милосердия, называвшийся у евреев Вифездой. Это была больница, состоявшая из пяти крытых галерей, в которых помещались страдавшие тяжкими болезнями. Лечение их проводилось в Овчей купальне, имевшей чудные целебные свойства. В эту купальню, в известное время, сходил Господень Ангел, возмущал воду, и кто после сего первый входил в нее – мгновенно исцелялся от всякой болезни. Но так как вода возмущалась не часто и действовала только на первого входившего в нее по возмущении, то, естественно, из множества больных в Вифезде исцелялись очень немногие. Иисус Христос, обходя дом милосердия, нашел в нем больного, который лежал здесь уже тридцать восемь лет, все в ожидании чудесного исцеления. Овчая купель или Вифезда находилась у Овчих ворот и примыкала к северной стороне храма. Это был четырехугольный, выложенный камнем бассейн, имевший 120 футов длины, 40 ширины и 7 глубины. Гаваониты обыкновенно омывали в нем жертвы и потом перемывали их в «Медном море». Портившаяся от омовения кровавых жертв в купели вода каждый год чудесным образом через возмущение Ангелом очищалась и получала целебные свойства. Посему при ней и устроено было пять крытых галерей для больных. Из сих галерей до настоящего времени не уцелело ни одной, а видна только обширная яма, поросшая травой и окруженная развалинами. Напротив купели, говорят, находился дом св. Иоакима и Анны, в подземелье которого, составлявшем нижнюю часть жилища праведников, родилась св. Дева Мария. Господь остановился подле него и спросил: – Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал: – Хочу, Господи; но человека не имею, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус сказал ему: – Встань, возьми постель твою и ходи. Больной тотчас выздоровел, взял свою постель и пошел. Тогда была суббота. Увидев, что он несет постель, фарисеи вознегодовали и потребовали, чтобы он оставил ее. Исцеленный сообразил, что Уврачевавший одним словом его долговременный недуг, конечно, знал, что приказывал, и потому отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010