— Не имею человека, который помог бы мне войти по возмущению воды в купель. Кротость всегда подкупает. Смирение отгоняет бесов, почти при любом недоумении или споре. И Христос, видя такое устроение больного, решил дать человеку то здоровье, которого он почему-то лишился в ранней юности. И прибавил позже, уже в храме: — Иди и не греши больше, — имея ввиду нечто, понятное только им обоим И это присловье не было напрасным. Здесь, в храме развернулась драматичная история предательства Христа исцеленным больным. Больной пришел в храм и, ходя и нося постель, нарушил покой шаббата. А как не ходить и продолжать сидеть на опостылевшем месте? И как бросить то единственное, что у него было – постель? Естественно, его осудили. А он, нигде не трудоустроенный, быстро сообразил, что к чему.  Бывший больной выдал  того, кто его исцелил. Продал чудо. «…Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи…» (Евангелие) Иисуса ловили, однако Он, рискуя быть схваченным, подошел к исцеленному за мгновение до предательства. Иисус мог бы не выдавать себя. Уйти, и тогда бы этот человек не указал бы на Христа, и все бы замялось. Но нет. Господь дал шанс человеку найти с Ним мир, а человек выбрал будущее не на небе, а на земле. Бог протянул руку, а старик завел свою десницу за спину. История очень похожа на поцелуй Иуды. Синаксарь: Однако Господь скорее всего указал, что болезнь расслабления приключилась с ним от грехов. Впрочем, не всякая немощь бывает от грехов, но и от естественного недуга, и от многоядения, и от небрежения, и от иных причин. Расслабленный, достоверно узнав, что сделавший его здравым был Иисус, доводит сие до сведения иудеев. А те, распаляясь мщением, ищут убить Христа за то, что Он будто бы субботу нарушил. Христос много с ними беседовал, доказывая, что и в субботу благотворить – дело правое, и что Он, как Равный Отцу, есть Тот, Кто повелел блюсти день субботний, и как Отец делает доселе, так и Он делает (ср.: Ин.5,17).

http://pravmir.ru/plata-vrachu/

«Нет праведного ни одного, нет ищущего Бога», — вот что говорит врач. Какая же тут надежда, когда врач обвиняет больного? Один говорил: «Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого» («кони женонеистовни сотворишася, кийждо к жене искренняго своего ржаше») (Иер.5:8). Другой сидел в пустыне, как ворон: «Горе мне!.. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми» («у, люте мне, душе, яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть») (Мих.7:1—2). Третий говорил: «Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились» («клятва, и лжа..., и татьба, и любодеяние разлияся по земли») (Ос.4:2). Каждый ближнего своего притеснением притесняет. Еще иной: «Увы, народ грешный» (Ис.1:4). Приходит врач — и плачет; какую же надежду может иметь больной, когда видит врача в слезах? Какую надежду можешь иметь ты, видя его в отчаянии? Какой пользы можно ожидать от него для больного? Недаром врачи часто, уже предвидя близость смерти, но избегая огорчать окружающих, пересиливают себя и свои опасения скрывают под веселым выражением лица, чтобы не вызвать у больного упадка духа. Ведь если больной заметит растерянность на лице врача, чего полезного он будет ожидать от него? А здесь болезнь так возобладала, что сам врач плачет: «Что мне делать? Раны, гниение, черви, полное расстройство; «увы, народ грешный»«. А один такой врач написал даже целую книгу плача, это — Иеремия. Один горюет, другой плачет, третий умоляет. А Бог свыше говорит: «Я оставил дом Мой». Какая уж тут надежда, когда Бог говорит: «оставил все, покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов моих» (Иер.12:7). А Илия внизу вопиет: «Господи, «разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут» (3Цар.19:10).    Если так было в Иудее, где и закон был, и храм, и кивот завета, и жертвы иудейские, что же было там, где идолы, где тук и дым, где беззаконные таинства и нечестие, где страсти обоготворяются, где подражают лаю собак, которые на празднике в честь Диониса священнодействуют в козьей шкуре и с собачьим голосом, чтобы совершенно погубить благородство? Собак, свиней диавол сделал богами, ехидн и змей сделал, придумал белых аспидов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но будучи небрежны к такой службе, они и не помнили про больных, и те изнемогали от жажды. Наконец Пимен сказал другому больному: «такой смрад от нас, что служащие гнушаются нами. Если Господь восставит тебя, можешь ли ты взять на себя эту службу»? Тот обещался блаженному до смерти своей с усердием служить больным. Тогда Пимен сказал ему: «вот Господь снимает с тебя болезнь твою. Теперь, выздоровевши, исполни обет свой и служи мне и мне подобным. На тех же, которые не радят об этой службе, Господь наведёт лютую болезнь, чтобы могли спастись, принявши такое наказание». И тотчас же больной встал и стал служить ему. На нерадивых же и не хотевших служить больным, на всех напал недуг по слову блаженного. Однажды также брат, исцелившийся от недуга, погнушался смрада, шедшего от Пимена, уклонился от блаженного и оставил его без пищи и без питья. Брат этот лежал в отдельной комнате, и вдруг огнём стало жечь его, так что он не мог встать три дня, и, не стерпев жажды, начал кричать: «помилуйте меня, Господа ради! Умираю от жажды»! Услышали в другой келье, пришли к нему и, видя его в таком недуге, сказали Пимену: «брат, который служил тебе, умирает». Блаженный же сказал: «что человек посеет, то и пожнёт: так как он оставил меня мучиться голодом и жаждой, солгал Богу и презрел мою худость; то и с ним сделалось тоже. Но мы научены не воздавать злом за зло. И так пойдите и скажите ему: «зовёт тебя Пимен. Встань и приди сюда». Только что пришли и выговорили эти слова перед больным, он тотчас стал здоров и пришёл к блаженному, никем не поддерживаемый. Преподобный обличил его, говоря: «маловер! вот ты здоров; теперь не согрешай. Разве ты не знаешь, что одинаковую награду получают и больной и служащий ему? Здесь и скорбь, и горе, и недуг на малое время, а там радость и веселие, и нет там ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная. Для того-то я и терплю так, брат мой. Бог же, через меня исцеливший тебя от твоего недуга, может и меня поднять с постели и исцелить мою немощь; да я сам не хочу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— О Мария! Ты всегда прогоняешь меня от этого жестокого для меня человека! Преподобный имел дар своими словами наставлять и утешать скорбящих. Один брат пришел к святому в печали и спросил: — Что мне делать, отче? Сильно смущают меня злые бесы: ем ли я, пью ли, или стою на молитве, — они внушают мне в сердце то ереси, то хулы тяжкие на Господа моего Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь, и на святые иконы, боюсь я, что сойдет когда-нибудь огонь с неба и сожжет меня живым. Святой отвечал ему: — Приими, брат, мой совет. Когда море волнуется, какие оно поднимает волны и разбивает о камни; волны же опять возвращаются в море: так и помыслы злые, посылаемые диаволом, действуют на человеческую душу, и если человек послушает его совета и последует ему, то погибает, как погибли многие, покорившись ему. Если же кто в борьбе с дурными помыслами не уступает, а еще больше мужается и сопротивляется им, презирая беса, то злоба беса возвращается на него самого, человек же тот получает награду от Бога. И ты, чадо, терпи, сопротивляйся бесу молитвою и постом, и он скоро убежит от тебя, берегись клеветы и гнева, они всего более вызывают хулы. Так, наставив брата, отпустил его с миром. Не был лишен преподобный и дара исцелять недуги. Пришла к нему какая-то женщина с зубной болью и умоляла святого исцелить ее. Он сказал ей: — Мы люди грешные и скверные, и не можем тебя исцелить, если Сам Бог не умилосердится над тобою. И с этими словами Нифонт пошел в церковь, помолился и, взяв масла из лампады перед иконою Пресвятой Богородицы, помазал лицо больной по всей опухоли, — и тотчас боль прекратилась; исцелившись, женщина та ушла, славя Бога. И другую женщину, доставлявшую ему ранее пищу, когда она сделалась больной и была близка уже к смерти, он исцелил молитвою, и она стала здорова. Прозорливыми очами он видел и души человеческие, по исшествии их из тела. Однажды, стоя в церкви святой Анастасии на молитве, он поднял глаза к небу и увидел отверстые небеса и много ангелов, из которых одни сходили вниз на землю, другие шли вверх, неся на небо человеческие души. И вот, видит он, идут два ангела вверх, неся какую-то душу. И когда приблизились они к блудному мытарству, вышли мытари-бесы и сказали с гневом:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Однажды Иисус был в Иерусалиме во время праздника Пасхи. Проходя мимо купальни, Он увидел около нее множество лежащих больных. Тут были хромые, слепые, иссохшие. Всякий из них ждал минуты, когда ангел возмутит воду, чтобы первому войти в нее. Между прочими больными был один, который тридцать восемь лет лежал в расслаблении. Спаситель увидел его, сжалился над ним и спросил его: «Хочешь ли быть здоров?» Больной отвечал Ему: «Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, то другой уже сходит прежде меня». Иисус сказал ему: «Встань, возьми свою постель и ходи». Больной тотчас выздоровел, взял свою постель и пошел. Бывшие тут иудеи вознегодовали и сказали исцеленному, что не следует ему брать своей постели, ибо был праздничный день. Но он отвечал им: «Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми свою постель и ходи». «А кто тот человек?» – спросили они. Но он не знал. Иисус же скрылся в народе. Через некоторое время Иисус встретил этого самого человека в храме и сказал ему: «Вот ты теперь выздоровел, смотри же, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже». Вот о чем мы должны все стараться, когда Бог избавляет нас от болезни. Во время болезни мы часто просим помощи у Бога, а потом, когда выздоравливаем, не думаем о том, как бы угодить Ему. С возвращением наших сил мы забываем о молитве и возвращаемся к прежним грехам вместо того, чтобы исправиться и начать новую, более благочестивую жизнь. Четвертая неделя после Пасхи называется неделей расслабленного в память о том чуде, о котором мы здесь рассказали. В эту неделю поется следующая песнь: Душу мою, Господи, расслабленную всякими грехами и неправедными делами, воздвигни божественной Твоей силой, как некогда Ты воздвиг расслабленного, чтобы и мне, спасенному Тобой, воспевать: «Слава, Христе, державе Твоей». Исцеление другого расслабленного Куда ни приходил Иисус Христос, везде к Нему приносили больных. Он их исцелял то одним словом, то прикосновением Своей руки. Иногда в толпе народа больные старались подойти к Нему, чтобы дотронуться до края Его одежды, и те, кто прикасался с верой, получали исцеление.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Одним из средств такого врачевания является таинство Елеосвящения. Смысл этого таинства разъясняется в апостольском изречении: «Болен ли кто из вас? – Пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Из слов апостола видно, что Елеосвящение – это таинство для исцеления больных. Христианину, изнемогающему в болезни, свойственно просить у других молитв о себе, особенно молитв церковных. И Святая Церковь через это Таинство приходит к одру болящего не только для того, чтобы восстановить человеку здоровье, но и для того, «чтобы ввести этого человека в любовь, свет и жизнь Христа, ...чтобы соделать человека учеником, исповедником, свидетелем Христа в своих страданиях» (181, с.313). Врачевание душевных недугов, то есть прощение грехов, сближает Елеосвящение с таинством Покаяния. Митрополит Макарий Булгаков говорит, что таинство Елеосвящения «есть не что иное, ...как восполнение отпущения грехов в таинстве Покаяния, – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» (156, с.305). Больной, прежде чем приступить к таинству Елеосвящения, должен быть подготовлен к нему через таинство Покаяния, но телесная болезнь не всегда дает возможность болящему принести искреннее раскаяние в своих грехах и загладить их добрыми делами или другими душеспасительными средствами. Некоторые грехи могут быть забыты, другие – не полностью исповеданы, о третьих больной может не подозревать, хотя они-то и являются причиной болезни, а тяжкие грехи иногда и после исповеди беспокоят совесть болящего. Именно для таких больных и с такой целью установил Господь таинство Елеосвящения. Несомненно, что отцу Иоанну Кронштадтскому в его пастырском служении приходилось совершать это спасительное Таинство. К сожалению, биографы умалчивают об этом, лишь только А. А Зыбин замечает, что святой пастырь «советовал болящему верующему прибегать к таинству Елеосвящения» (109, с.109). Сам же отец Иоанн в своем дневнике оставил прекрасные слова, которыми охарактеризовал благодатную силу этого Таинства: «Таинство Елеосвящения – духовный мед, живоносное питье. Какое богатство упования! Какие молитвы! Экстракт всего Евангелия» (333, с.383).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Они называли Его другом грешников, говорили, что Он не от Бога, ибо нарушает Закон и не соблюдает отеческих преданий, а про чудеса Его распускали молву, будто Он творит их силою диавола. Чудеса Иисуса Христа. 34. Исцеление расслабленного при Овче купальне Ин.5:1–16 . Прошел год после изгнания торгующих из Храма. Иисус Христос снова пришел на праздник Пасхи в Иерусалим. Здесь, недалеко от храма, у овечьих ворот находилась купальня. По временам Ангел Божий сходил в купальню и возмущал в ней воду, и было замечено, что первый, кто входил в купальню по возмущении воды, получал исцеление, какою бы не был одержим болезнью. Поэтому близ купальни постоянно лежало множество больных, для которых и было устроено пять крытых притворов. Купальня с притворами называлась по-еврейски: Вифездою (что значит Дом милосердия). Иисус Христос в субботу вошел в этот Дом, подошел к одному расслабленному, который страдал уже 38 лет, и спросил: «хочешь ли быть здоровым?» Больной ответил: «так, Господи; но человека не имею, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус сказал ему: «встань, возьми постель и ходи». Больной тотчас почувствовал, что он выздоровел, встал и, славя Бога, понес свою постель, а Иисус Христос пошел дальше и скрылся в народе. Это было в субботу. Фарисеи заметили исцеленному: «сегодня суббота; не должно тебе брать постель». Исцеленный ответил: «кто меня исцелил, тот мне сказал: возьми постель твою и ходи». «А кто сказал тебе это?» спросили они. Но он не мог сказать, потому что и сам не знал, кто исцелил его. Исцеленный пошел в Храм. Здесь встретил его Иисус Христос и сказал: «вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Тогда исцеленный, узнав, что благодетель его Иисус, объявил об этом старейшинам. С этого времени старейшины начали преследовать Иисуса и даже искали случая убить Его за то, что Он делает такие дела в субботу. 35. Воскрешение Христом сына вдовы Наинской и дочери Иаира

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Они учили только тому, что заповедал им Господь: «идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ), и что внушал Святой Дух: «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ), «от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:14 ), – т.е. Его учение – не иное, Мое, и Его учение – одно и то же; откуда Я должен был заимствовать Мое учение, из того же источника и Он будет заимствовать. Апостол Иаков, как раб Иисуса Христа ( Иак.1:1 ), исполнитель Его воли, не устанавливает, а дает заповедь о таинстве елеосвящения, известном читателям послания священнодействии, совершающемся «во имя Господне» ( Иак.5:14 ) т.е. по заповеди, воле Господа. Апостол повелевает, чтобы больной призвал пресвитеров Церкви, причем необходимо предполагается, что пресвитеры знают, зачем их больной зовет, к нему придут и по известному им чину совершат таинство. Видимая сторона таинства Видимую сторону таинства составляют: помазание больного елеем и молитва веры: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним (очевидно, лежащим, вследствие болезни), помазавши его елеем во имя Господне» ( Иак.5:14 ). Благодатные действия елеосвящения Не елей, а «молитва веры (пресвитеров, больного, призвавшего их, вследствие своей веры в спасительную силу таинства, и окружающих больного) исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ), т.е. простятся грехи, послужившие причиною болезни (ср. Мк.2:5 ; Ин.5:14 ); безгрешности апостол не мог допускать: «все мы много согрешаем» (3:2). Господь по молитве и вере через помазание елеем дарует болящему исцеление от болезни и оставление ему грехов, очищение «от всякой скверны плоти и духа» (ср. 2Кор.7:1 ). Свидетельства древних отцов Оригена : «есть еще род отпущения грехов... когда грешник омывает ложе свое слезами, и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просит у него врачевства...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Отец Варсонофий погребен в маленьком склепе, принадлежащем нашей церкви " Приложение 1. Архиепископ Полтавский ФЕОФАН (Быстров). Бесноватый отрок и многострадальная Россия. Слово в Неделю 4 по Пятидесятнице " Когда же наступил вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: " Он взял на себя наши немощи и понес болезни " (Мф.8:16-17) Такие слова присоединяет евангелист Матфей к своему повествованию в ныне читаемом Евангелии об исцелении слуги капернаумского сотника. При чтении сих слов может кто-нибудь спросить: а существуют ли бесноватые в настоящее время и если существуют, то возможно ли их исцеление? На этот вопрос недоумевающим мы ответим не отвлеченными рассуждениями, а изложением того, что действительно произошло в наши не столь отдаленные времена и чему современниками и свидетелями мы сами были. В 1909 г. по всему Петербургу разнесся слух о том, что шестнадцатилетний юноша, Павел Ильинов, одержимый каким-то необъяснимым для науки недугом, привезен был к литургии в Иоанновский монастырь на Карповке И здесь произошло с ним следующее. Во время Херувимской песни он вырвался из рук пятнадцати сильных мужчин, державших его, и затем по воздуху пронесся над народом к западным вратам храма и у входа в храм упал без чувств. Бесчувственного, его взяли и принесли к гробнице отца Иоанна Кронштадского. Здесь больной на краткое время очнулся, а затем крепко заснул. Во время сна явился ему отец Иоанн, дал ему наставления, исповедал его и велел ехать в Валаамский монастырь. Что именно происходило во сне, больной, проснувшись не хотел говорить. И если бы не отрывочные фразы, сказанные в слух во время сна: " Отец Иоанн. Прости, помолись, исполню " , то возможно, что все это скрылось бы, но когда он услышал от окружающих эти слова и понял, что они знают о происшедшем, то все открыл. Вот что произошло с ним. Он увидел отца Иоанна сидящим в кресле у своей гробницы. При этом отец Иоанн сказал: " Ты видишь меня в таком виде, в каком меня никто не видел. Служи по мне панихиды, как то установлено Церковью. Но великому Богу угодно меня прославить. Придет время, и мне служить будут молебны " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/409/...

Отчего бы, кажется, людям богатым, знатным не быть довольными? Все удобства для жизни и в жизни у них есть, а они очень и очень недовольны – недовольнее нас, небогатых, недовольнее иногда самых бедных из нас. Именно это оттого, что у них, у этих богатых и знатных, душа не довольна, потому что у них она не сыта, они не дают ей пищи духовной, то есть не о Боге думают, не Царства Божия ищут, не об оправдании своем пред Богом заботятся. Иисус Христос сказал для всех людей, на все времена: ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам, то есть главным образом Царства Божия ищите, желайте, правыми пред Богом быть, старайтесь, заботьтесь – и будете всегда сыты, спокойны и всем в жизни довольны. А без этого никогда, ничем довольны не будете и ни от каких улучшений жизненных лучше вам не будет в жизни. Да, причина нашего недовольства жизнью в нас самих. От всех нынешних улучшений нам не лучше прежнего, потому что мы в душе своей не улучшаемся, не делаемся лучше. Так, Царства Божия прежде всего ищите и пред Богом правыми главным образом живите, тогда и земным своим царством будете довольны; тогда и неправдой человеческой огорчаться не станете. Недовольство наше – болезнь души нашей, а не что-нибудь другое. Аминь. 99. В Неделю шестую по Пятидесятнице И, видя Иисус веру их (принесших расслабленного), сказал расслабленному: дерзай, чадо! (Мф. 9:2). Принесли однажды к Иисусу Христу в Капернауме больного расслабленного. Больной до того был слаб, что не только сам идти не мог, но не мог и слова выговорить, попросить не мог Иисуса Христа об исцелении своем. И потому Иисус исцелил его ради веры других, ради принесших его. Они просили Иисуса Христа об исцелении его, уже тем одним просили усердно, что на своих руках принесли его к Иисусу Христу. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Больной молчал, не просил, потому что не мог: он только поручил себя другим – не препятствовал им нести себя и разве только мысленно просил их, чтобы они несли его к Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010