Как известно из жития св. Василия Великого , его дружба с врачом-иудеем обратила последнего ко Христу. А вражда между двумя христианами, одной веры, может принести погибель не примирившемуся. Были два брата по духу: диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, «…как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5,8 ), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотели один другого видеть в лицо. Много раз братия молила их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пребывали они много времени в греховном мраке, приступали к Святым Тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону Евагрию с мольбою: «Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя». Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы примирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: «Прости и благослови меня, отец мой!» Он же, немилостивый и лютый, отказался простить, сказав: «Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем». И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни рук вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не болел. И ужаснулись все внезапною смертью одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и остались открытыми, а руки растянутыми. Как и сказано в Писании: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» ( Иак.2,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

- Как правильно соблюдать пост на первой неделе Великого поста? - В Типиконе написано так, для монашествующих: «Кто, если  может, первый день - понедельник и второй не вкушают и ничего не пьют. В среду можно что-то приготовить без масла.  В четверг также не едят и не пьют. В пятницу - как в среду. А в субботу уже можно вареную пищу с растительным маслом и в  воскресенье». Так человек входит в пост. Это для тех людей, которые могут понести, для здоровых. А больной  итак несет  епитимью.  Если больной начнет  строго  поститься, не сможет и в храм придти на богослужение, на канон преподобного Андрея Критского. Ведь в понедельник, вторник, среду, четверг - канон Андрея Критского читается. Звонок: - Я слепая, читаю по четкам Иисусову молитву. А вот как молиться за детей? - Спаси Господи, матушка. Читай так - прочитала 100 раз молитву Иисусову, скажи «Господи, спаси и помилуй моих детей» и поименно назови. Еще  прочитала 100 молитв, опять  помяни их. А можно поминать так - прочитала 500 раз, помянуть их. Незрячим  можно с утра читать 1000, 2000, 3000, 4000, не торопясь, по четочкам. Только, чтобы никто не видел, не знал. А то некоторые  хвалятся: вот я читаю 3-4 тысячи молитвы Иисусовой. А Господь говорит : «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Никогда нельзя хвалиться, самим без Бога нам этот труд не по силам.  Как читаем в молитвах: «Боже очисти меня грешного, яко николиже  сотворих благое пред Тобою»... То есть я ничего хорошего не сделал. И апостол Павел говорил: «Я больше всех  из апостолов потрудился, не я, впрочем, а благодать Божия живущая во мне». Звонок: -Психически больные должны исповедоваться или нет? -Насколько они могут, насколько они понимают. В завершении передачи: Надо помолиться за нашего президента Владимира. Потому что молитва народа очень сильная. Одна капля воды ничего не стоит, а если соберется тысяча капель, даже  утопающий может выплыть. Поскольку сейчас он нуждается в молитве, чтобы Господь его сохранил от всех врагов видимых и невидимых. Потому что вранья со  стороны Европы  тьма тьмущая, клевета и сплетни! Молитесь!

http://radonezh.ru/text/est-li-bog-13030...

Когда же мы причащаемся, то, для своего освящения и спасения, принимаем в себя Самого Христа Спасителя в святых тайнах тела и крови Его, – как мы и сравнивали это принятие в себя Христа с принятием в дом к себе кого-нибудь из великих гостей. Теперь должно быть понятным для нас то, как мы должны вести себя после говения, после исповеди и святого причащения. Конечно так же, как ведет себя виновный, получивший прощение и оправдание, или больной, получивший освобождение от болезни и выздоровление, и вместе с тем, как человек, как человек, удостоившийся посещения великого гостя. Представим себе, как обыкновенно ведут себя эти люди. Конечно так, что, например, оправданный виновный заботится, как бы снова не впасть в проступок или преступление и не подвергнуться чрез то новому суду и, пожалуй, осуждению на наказание, да еще, кроме того, старается, так или иначе заглаживать свой прежний проступок; вылеченный больной обыкновенно заботится, как бы не подвергнуться снова болезни и, пожалуй, не умереть, и потому употребляет предписанные ему врачом для сего средства, да еще, кроме того, заботится о том, чтобы укрепить свои силы и здоровье; удостоившийся же посещения великого гостя ведет себя так, чтобы как-нибудь не только не оскорбить, но и не обеспокоить своего дорогого гостя. Точно таким же образом должно и нам вести себя, когда мы получим отпущение своих грехов и оправдание или исцеление души своей на исповеди и освящение после причащения. Не должно ли и нам после всего этого заботиться и стараться о том, как бы снова не повторять своих грехов, в которых каялись на исповеди, и избегать которых обещались и на исповеди, и в то время, когда приступали ко святому причащению, а наоборот, – чтобы больше делать добро? Не должно ли и нам заботиться и стараться о том, чтобы не подвергнуться осуждению за неисправление, так как мы обещали исправление и на самой исповеди, и тогда, когда приступали ко святому причащению, и так как без сего исправления невозможно спасение души; и о том, чтобы не подвергнуть душу свою снова болезни, а оттого и смерти, т. е. погибели ее в загробной жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/c...

Конечно, приписывать этот аффект Богу – учащенное дыхание, налитые кровью глаза, острое желание нанести удар – было бы невозможно. Но это понимание гнева как больной и отравленной страсти не должно закрывать от нас того элемента правды, который может присутствовать даже в человеческом гневе. Вспомним слова Псалмопевца: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» ( Пс.93:1–7 ). Эти слова указывают на важную нравственную истину. Попирать наследие Божие, убивать невинных людей – неправильно. Честный, справедливый, сострадательный человек не должен воспринимать это как должное. Конечно, человеческий гнев моментально начинает сбиваться с курса – и многие страшные преступления были совершены (и совершаются сейчас) именно в процессе «борьбы с несправедливостью». Но это не значит, что сама реакция возмущения беззаконием, осквернением и жестокостью неправильна. Наш гнев всегда отравлен и искажен грехом – но это не значит, что безгрешный гнев невозможен. Христос, как мы знаем из Евангелия, гневался (например, Мк.3:5 ), и вообще священнописатели постоянно говорят о гневе Божием. Мы не должны приписывать Богу той больной страсти гнева, которой подвержены мы сами – она часто больше связана с гипертонией и плохим пищеварением, чем с нравственным негодованием. Но было бы еще более неверно приписывать Ему равнодушный индифферентизм. Богу не все равно, когда «вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют». Бог ненавидит беззаконие ( Пс.44:8 ), Бог ненавидит идолослужение ( Втор.12:31 ), коварство и жестокость, это мерзость в очах Его ( Прит.6:16–19 ). Мы можем видеть, что и сам Дэвид Бетли Харт ничуть не чужд нравственного негодования – он весьма резко отзывается, например, о расизме и фашизме. Похоже, он не сомневается, что зло и несправедливость заслуживают осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Кстати, «нагружать» учёбой, чтением, физическими упражнениями, общеполезными делами больного ребёнка необходимо. Больной гораздо больше здорового нуждается в постоянном занятии. Именно оттого, что не всё ему доступно, больной должен освоить как можно лучше то, что ему по силам. Уход за больными — одно из самых замечательных служений человека. В Древнем патерике рассказывается: Брат спросил старца: «Есть два брата, один безмолвствует в келий, продолжая пост до шести дней в седмицу и много налагая на себя трудов; другой же служит больным. Чьё дело более приятно Богу?» Говорит ему старец: «Хотя бы тот брат, который держит пост в течение шести дней, за ноздри подвесил себя, и тогда он не мог бы сравняться с тем, который служит больным». В письме к матери неблагодарного сына святитель Феофан Затворник пишет: «Хоть А. и не стоит того, но Господь по милости Своей, и ради вашей материнской любви, и терпения ради оскорбляющего вас примет уход за ним как уход за Собою». Служение больному особенно благодатно влияет на душу. «Служение больным есть одно из сильнейших орудий хранения чистоты», — писал преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов). Неважно, в каких отношениях мы были до болезни с нашим родственником, но если ему нужна наша помощь — послужим ему. Это служение будет к пользе нашей души. Мне вспоминается женщина, много лет жившая в одной квартире со свекровью, которую очень не любила. Не знаю уж, кто там был у них прав, кто виноват, только пришла в дом беда: со старушкой случился инсульт. Хочешь, не хочешь, а пришлось за ней ухаживать. Через силу, с ропотом, иногда со слезами. Потом закончилась жизнь свекрови, закончилось и невольное служение. Только женщина та изменилась. Когда-то замкнутая на своей правоте, своих страданиях и своих добродетелях, она стала терпимее к близким, уважительнее к чужому мнению, мягче. Говоря о Царстве Небесном, Спаситель упоминает о милосердии как отличительной черте праведника: «Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; …был болен, и вы посетили Меня… Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? …Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:34-40 ). Русский человек во всем старался строить свою жизнь по Евангелию, и благочестивая традиция навещать больных и ухаживать за ними всегда жила в нашем обществе.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Лежал он у гроба святого с третьего часа ночи до шести утра. Один же из братии, имея к нему сострадание, пришел в гробницу навестить больного. Дети же его сидели над ним. И сказал им инок: «Оставьте его и пойдите отдохните, не следует вам сидеть здесь». Сам же остался с больным и попытался завязать с ним разговор. Но тот только глаза приоткрыл и посмотрел по сторонам. Инок же показал ему на гроб преподобного, но тот только мычал в ответ, и речь его была непонятна. И ушел инок в келию, а его оставил одного. Немного спустя пришел он снова к гробнице. И, подойдя к двери, произнес молитву; больной же, сидевший внутри, ответил ему радостным голосом: «Аминь». Инок же поспешил войти – и увидел, что Никон сидит в ногах у гроба святого, в добром уме и полном здравии. И стал он расспрашивать Никона, как тот получил исцеление. Больной же ответил: «Чудотворец Зосима меня исцелил». И спросил его инок: как и каким образом? Он же рассказал: «Пришло множество бесов, и учинили страшный шум в том месте, где я лежал. И стали поднимать стену гробницы, желая меня отсюда похитить. И кричали страшными голосами. Другие же тащили меня, поддевая крючьями. И каждый хотел поглотить меня, скрежеща зубами. И услышал я голос из гроба преподобного, подзывавшего меня к себе; и сказал мне: „Приблизься ко мне и не страшись их угроз!” Я же ответил: „Не могу, господин мой, приподняться!” А он сказал: „Опирайся руками и ногами – и Бог поможет тебе”. И я с трудом встал и приполз ко гробу святого. Он же обнял меня, и посадил здесь, и сказал: „Бог помиловал тебя – за то, что ты к нам обратился; впредь не бойся их угроз и больше их не увидишь”». Пересказал Никон иноку и бесовские речи: «Когда отнял меня у них преподобный, тогда стали они винить того беса, который меня мучил и от которого избавил меня Господь по молитвам чудотворца Зосимы. „Зачем, – говорили они, – окаянный, пустил ты его сюда к противнику нашему? Разве не знаешь, сколько зла нам творит! Почему не поразил его там, и тогда не ушел бы из рук наших? Ведь был он отдан отцу нашему сатане!” Он же отвечал им: „Уж измучил я его изрядно, но не знаю, как он ускользнул от меня!”»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мальчик из Афониады на Святой Горе Афон, у которого была язва, решил встретиться со старцем. «Иди сюда, Георгаки», — сказал старец, увидев мальчика, которого знал. Он взял его к себе в келлию, взял мощи святого Арсения, благословил его, и всё! Раз — и всё. Боли в желудке его никогда не беспокоили. Он говорил нам, что делать, когда у кого-то серьезная болезнь Он говорил нам, что нужно делать, когда у кого-то из нас серьезная болезнь. «Сразу же и больной, и его окружающие — все начинайте молиться. Оповестите об этом братьев, чтобы они начали молиться, много молиться, сердечно молиться. Надо вручить проблему Богу. С этого времени ее будет решать Бог. Тогда, что бы ни произошло, выздоровеет ли больной или уйдет, это будет по воле Божией. Однако если мы не будем молиться, болезнь будет развиваться по естественным законам. В случае с раком естественное развитие болезни — это наступление смерти через несколько месяцев. Если же мы будем молиться, вмешается Господь, и, выздоровеет ли человек или его возьмет Господь, будет так, как полезнее для его души. Поэтому, когда мы молимся, то не должны переживать о результате, все будет по воле Божией. Если же мы не молимся, Господь уступает, то есть отходит в сторону, — тут старец сделал движение, которое мы делаем, когда отходим в сторону, чтобы прошел другой человек, — и дает ход естественным законам». Моя сестра погибла в автокатострофе в 1993 году. Я приехал к отцу Паисию и рассказал ему об этом. «Э-э, — говорит он, — не переживай. Она теперь села на поезд. Пусть псы лают (он имел в виду воздушные мытарства). Если сядешь на поезд, то потом уже будешь вне опасности. Собаки снаружи ничего не смогут сделать. Не беспокойся, она в пути». Так он меня утешил, и я успокоился. Он во всем находил свою вину Кто-то попросил старца: помолитесь, разошлась такая-то пара. Старец не был знаком с этой парой. Случилось, что в те дни и мы пришли к нему в каливу. Тогда он говорит: «Ох, это я виноват». — «Чем вы виноваты, батюшка?» — спрашиваем мы его. «Вот, развелись тут одни люди». «И вы их знаете?» — «Нет, я их не знаю». — «Ну тогда почему же виноваты вы?» — «Я виноват, — повторяет он, — если бы я имел дерзновение перед Богом, если бы молитва моя слышалась и если бы я еще больше молился, они бы не развелись. Их бы покрыла молитва». Он во всем находил свою вину. Во всем плохом, что происходило на земле, был виноват он. Так чувствуют святые.

http://pravoslavie.ru/80585.html

«Мы с вами встретились накануне Недели о расслабленном, — продолжил архипастырь. — Это четвертая неделя по Пасхе, и завтра в храмах будет читаться Евангелие об исцелении больного человека, который пролежал тридцать восемь лет около купели. В Иерусалиме была купель, где омывали овец перед тем, как принести их в жертву. Около купели лежало множество больных, слепых, глухих, парализованных, которые чаяли движения воды. Ангел Господень раз в год спускался с неба и возмущал воду, и тот, кто первый заходил в ее поток, исцелялся от недугов. И вот, Христос, направляясь на праздник Пасхи, проходя мимо купели, увидел множество лежащих там больных. Он подошел к самому немощному. Это был тот самый человек, который лежал тридцать восемь лет. Спаситель спросил его, хочет ли он выздороветь. Ведь Он никогда не настаивал на исцелении. Больной ответил, что хочет, но нет рядом с ним человека, который донес бы его до купели. Иисус ответил ему: " Встань, возьми свою постель и ходи " (Ин. 5:8). Больной тотчас встал, взял постель и пошел. Христос после встретил его в храме и сказал: " Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже " (Ин. 5:14). Он указал причину болезни — грех. Чаще всего причинами наших болезней являются грехи. Они могут передаваться от родителей и сами мы зарабатываем множество грехов в течение жизни. Но у нас есть Господь, который нас исцеляет и помогает нам. Всем желаю, чтобы вы укрепились силой воскресшего Христа и свой крест несли до конца жизни, благодаря Господа за то, что вы верующие. Ведь множество людей в Бога не верует, и как им тяжело — они вообще ни на что не надеются. Мы надеемся на воскресшего Христа, что Он и нас воскресит. А неверующие уходят из жизни без всякой надежды, они не знали Бога при жизни, и там Его никогда не увидят». «Так что нам нужно благодарить Бога за все. Я сегодня посмотрел, в каких условиях вы живете, и они замечательные. Я бывал во многих домах престарелых и видел разные условия жизни и разных людей. Иногда из домов престарелых мы брали людей в монастыри и там ухаживали за ними. Но у вас здесь хорошие условия, руководитель, и батюшка приходит к вам, окормляет духовно, и сестры обслуживают вас. Так что благодарите Бога и за всех молитесь. Читайте Иисусову молитву, помолитесь за врача и персонал, который за вами ухаживает. А Господь услышит вашу молитву и всегда поможет», — сказал в завершение митрополит Варсонофий.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Найдутся ли слова рассказать о них? Здесь главная мысль – обнаружение Божественной Силы. Бог есть Дух. Божественная Сила есть высочайшая духовная сила. Значит, она не материальна и законы материальности неприложимы к ней. Говорить об этой Силе применительно к материалистическим понятиям – значит кощунствовать. Однако не думай, что Божественная Сила, по ее тончайшей духовности, для нас, материальных существ, есть чистая фикция, иллюзия, почти самообман. И не думай, что обнаружение Божественной Силы в материальных вещах – по ее несродности этим вещам – тоже иллюзия. Нет! Поскольку человеческий дух (не душа) вдунут от Божественного Духа («и вдунул в лице его (Адама) дыхание жизни»), постольку есть в человеческом духе атом сродности Божественному Духу, и потому Божественная Сила может быть осязаема духом человека. Евангельский рассказ о кровоточивой свидетельствует эту мысль фактом жизни. Этот факт показывает, что Божественная Сила – реальность. Она – такая же реальность, как любое наблюдаемое и видимое физическое явление. Сам Христос Господь для удовлетворения человечества, имея в виду узость и ограниченность его мысли, привыкшей брести в мире ограниченности и измерять все ничтожной меркой земных вещей и условных понятий, Сам Господь в событии с больной женщиной материализирует обнаружение Божественной Силы до осязаемости физического явления. Евангелие рассказывает: в момент прикосновения женщины «Иисус почувствовал Сам в Себе, что вышла из Него сила», и Он с настойчивостью вторично указывает на это: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» ( Лк.8:46 ). Эта сила, как какой-то материализованный ток физической энергии, выходит под влиянием физического возбудителя – прикосновения. Христос чувствует действие силы в момент прикосновения женщины. Это дважды и отмечается рассказом. «В то же время» (т.е. в миг прикосновения) Иисус почувствовал, и второй раз: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал...» И, наконец, Божественная Сила, вышедши, не неуловима, не исчезает бесследно, а подобно материальной энергии производит определенное физическое действие. Больная женщина, читаем у евангелиста, сейчас же, в миг прикосновения к Господней одежде, ощутила Божественную Силу и ее действие: «И тотчас иссяк у нее (больной) источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Настоящая молитва всегда приносит плоды; даже тогда, когда не наступает исцеление органического заболевания, с человеком происходит глубокое духовное преображение. Но молиться не всегда легко, особенно в начальной стадии заболевания, когда человек неожиданно бывает лишен привычного образа жизни. Священник не должен смущаться, если в ответ на его призыв больной говорит, что он сейчас не в состоянии помолиться. Как замечает протоиерей Иоанн Сергиев, «в болезни и вообще в немощи телесной, равно и в скорби, человек поначалу не может гореть к Богу верою и любовью, потому что в скорби и в болезни сердце болит, а вера и любовь требуют здравого, спокойного сердца. Поэтому не надо скорбеть о том, что в болезнях и скорбях мы не можем, как следовало бы, веровать в Бога, любить Его и усердно молиться Ему. Всему время. Бывает неблагоприятное время и для молитвы». В подобном случае пастырь должен сам усиленно молиться о больном и призывать к молитве за него его родных и близких по слову Спасителя: Истинно говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного ( Мф. 18:19 ). Отсюда возникает другое требование к пастырю – готовность в любой момент к молитве о других. В начале стяжания этого дара важно проявить горячее желание, остальное приходит с благодатной помощью и опытом. Пастырь должен питать искреннее участие к больному по слову апостола: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими ( Рим. 12:15 ). Необходимо при этом сохранять душевное спокойствие как состояние, противоположное тому, в котором находятся больной и его близкие. В болезни человек становится обычно настороженно внимательным: он наблюдает за выражением лиц окружающих людей и посетителей, за интонациями голоса собеседника. Когда он видит открытое, спокойное лицо пастыря, слышит его искренне доброжелательный голос, напряжение постепенно снимается, у него возникает доверие к священнику, желание поверить ему свои тяготы, высказать свои опасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010