Крестьянин Иоанн Шмыгин, живший в Каргопольской волости, по наущению диавола возымел злое намерение обокрасть церковь Челмогорской обители и похитить казну монастырскую. Он выждал удобное время и направился к обители, которая находилась в сорока верстах от его села. Немного не доходя до монастыря, злоумышленник скрылся в лесной чаще, чтобы дождаться ночи. Наступила ночь, и он вдруг увидел инока в багровидной одежде, идущего прямо к нему. Старец подошел к Иоанну и остановился. Видя, что нельзя скрыться, крестьянин почувствовал великий страх. Старец же сказал ему: «Иоанн! Зачем ты замыслил это? Зачем дерзаешь на церкви обители моей? Удержись от такого дела и покайся в своем согрешении. Знай, что ни татие, ни хищницы Царствия Божия не наследуют. Если же ты не оставишь своего намерения, погибнешь лютой смертью на земле и в будущем веке примешь муку вечную». Сказав это, инок стал невидим. Иоанн понял, что перед ним был сам преподобный. Одержимый великим страхом, он возвратился обратно и рассказал о бывшем ему явлении чудотворца. Один человек из города Каргополя, неизвестный по имени, долгое время был болен желудочной болезнью. Желая получить исцеление, он пришел в Челмогорскую обитель. В это время шла вечерня. Но больной не пошел в храм к гробу преподобного, а направился прямо на ночлег, где и расположился вместе с другими богомольцами. Когда все уснули и он забылся тонким сном, явился ему светолепный инок с жезлом в руке и сказал: «Разве ты не знаешь, что кто приходит к врачу и прогневляет его, тот не получает исцеления. А ты, неразумный, идешь прежде на ночлег, а не в церковь Божию». При этих словах инок ударил его своим жезлом. Больной вскочил и, крича от страха, стал наносить удары спящим богомольцам. Испуганные богомольцы стали говорить ему: «Что случилось с тобой?» Он же рассказал им все, что было с ним в видении. На другой день больной пошел в церковь ко гробу чудотворца и здесь по совершении молебна преподобному Кириллу получил исцеление от своей болезни. Один раз в сухое летнее время после службы в Богоявленской церкви забыли загасить горящую свечу на паникадиле. Прошло три дня, и когда монастырский екклесиарх вошел в храм, то он увидел следующее. От горящей свечи, упавшей на гробницу прп. Кирилла, затлелся верхний покров. На нем выгорел шелковый крест, нашитый на ткань покрова, истлела и ткань, но далее огонь не распространился, хотя под сгоревшим покровом было еще два. Так Господь спас от огня обитель и гроб прп. Кирилла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Кто чем согрешает, тот тем и наказывается. Печальные последствия греха идут и в потомство, заражают наших детей и внуков, так как они уже рождаются со склонностью ко греху родительскому, а иногда и прямо с болезнями их родителей. «Как ты забыл закон Бога твоего, — говорит Господь, — то и Я забуду детей твоих». Какие страшные слова: «Я, Господь Бог твой, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода». Итак, дорогие братия и сестры, грех поражает не только душу, но и тело. В одних случаях это очевидно, а в других, хотя и не так ясно, но истина остается истиной: все болезни тела всегда от грехов и из-за грехов. Грех совершается в душе и делает ее больной, но так как жизнь тела зависит от души, то от больной души жизнь тела, конечно, нездоровая. Уже одно то, что грех наводит мрак и тоску, должно неблагоприятно действовать на нервную систему, которая управляет всем организмом человека, и, стало быть, через нее — на кровь, на органы и ткани. Но когда припомнишь, что грех отделяет нас от Бога — Источника жизни и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом, и в природе, то еще можно удивляться, как грешник остается в живых после того, как согрешит. Это проявление великой милости Божией, ожидающей покаяния и обращения. Следовательно, больному прежде всего нужно поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим будет проложен путь для благотворного действия лекарств. Бывали раньше и сейчас есть такие замечательные врачи, которые не приступают к лечению, пока больной не поисповедуется и не причастится святых Христовых тайн; и чем серьезнее болезнь, тем они настойчивее этого требуют. Но больше всего будем бояться греха. Господь на всяком месте не только Своей благодатью, но и правосудием Своим. Будем помнить слово Божие, что только род правый благословится и семя их наследит землю. А беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены на ней. Аминь. В четвертую Неделю по Пасхе, о расслабленном

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Может, он больной и одержимый был? Знаете, больной и одержимый не сможет воевать с половиной человечества в течение шести лет, когда были все против него. И поверьте, что обычно говорят «бесноватый, больной» — Ничего подобного, когда начинаешь читать о войне — это не дурак, и я могу так сказать: то, что Германия после 1941 продержалась до 1945 — это его заслуга, лично его. Да, фанатики, но знаете, если взять человека больного, общаться с больным, он там бредни несёт, но извините, у него не было бреда, это абсолютно здоровый человек. Понимаете, это человек, который выбрал сатанинское добро. 4–5 стих. Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Для псалмопевца небеса — вообще вся сотворенная Вселенная, свидетельствует о том, что Бог есть. Действительно, Бог открывает себя через видимый мир. И удивительно, если человек смотрит и не видит гармонии в этом мире. Но давайте посмотрим, давайте вот так представим: человек и вся сотворённая Вселенная. Не только размеры: человек — это крошка, это пылинка. А ещё вот какая вещь. Что такое человеческая жизнь, сколько она длится? Псалмопевец говорит: 70–80 лет, ну, 100 лет человек проживёт. Но сравните с возрастом Вселенной — чтобы мы там ни считали, но сто лет и тысячелетия — несравнимые вещи. И псалмопевец удивляется: огромная сотворённая Вселенная, которая просуществует неизвестно сколько, и маленькая песчинка, пылинка-человек. И насколько велик человек. Ты помнишь человека, Ты посещаешь его, и более того: 6–9 стих Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Человек чуть ниже ангела. Для древнего человека ангел — это, конечно же, очень мощное существо. Для язычников вот такие служебные духи и человек — это вообще несоизмеримые вещи. А здесь говорится, что чуть-чуть ниже его сделал. Но чем ниже — скорее могуществом, силой. Но человеку Бог дал те вещи, которых лишены ангелы. Именно человек является владыкой на Земле. Для Библии естественно такое объяснение. Бог создаёт человека, поселяет его на земле, и человеку делегирует Свою власть. Человек на Земле должен был быть богом. Бог на небесах, а мы вот здесь на земле, для всего этого мира. Конечно то, что здесь описывается, не говорится ничего о грехопадении. Всё человеку подчинено: домашние животные, дикие животные, морские животные, всё подчинено человеку. Человек — это бог для сотворённого мира, вот такая дана была ему власть. Ангелам такой власти дано не было. И более того, ангел даже не замышлялся с этим. Ангелы — это служебные духи, они должны были исполнять волю Божию. Человек — творец.

http://azbyka.ru/audio/psaltir-2.html

Об одном из таких случаев рассказывает апостол и евангелист Иоанн Богослов. В Иерусалиме, на северо-восточной стороне городской стены, находились овечьи ворота. Они назывались так потому, что через них прогоняли к храму животных для жертвоприношений, или потому, что рядом с ними находился рынок, на котором продавали овец для жертвоприношения. Возле этих ворот находилась купальня-бассейн, которая на разговорном еврейском наречии называлась Вифезда – «дом милосердия» или «дом благодати». Она была окружена крытыми ходами или галереями, в которых располагались многочисленные больные, надеющиеся на исцеление. Дело в том, что время от времени в эту купальню сходил Ангел, и вода возмущалась, то есть становилась мутной или, как предполагают некоторые исследователи, даже кроваво-красной. И в этот момент вода приобретала чудодейственную силу, и тот, кто первый входил в эту воду по ее возмущении – тотчас получал исцеление от своей болезни (см. Ин. 5, 2-4 ). Среди многочисленных больных находился один расслабленный человек, уже тридцать восемь лет страдавший от своей болезни. Ему было очень тяжело двигаться, и поэтому он никогда не успевал первым сходить в воду. Всегда кто-нибудь другой опережал его. Находясь в таком безвыходном положении, он не роптал на Бога за свою болезнь, а терпеливо, тридцать восемь лет каждый день ждал избавления от нее. Узнав, что этот больной лежит уже столь долгое время, Господь подошел к нему и спросил: Хочешь ли быть здоров? ( Ин.5:6 ). Этим, казалось бы, неуместным вопросом Иисус хотел снова подать человеку надежду на выздоровление. Больной ответил Христу, что он, конечно же, хочет выздороветь, но у него нет никого, кто помог бы ему спуститься в купальню. И Господь исцеляет его мгновенно, одним Своим словом. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел ( Ин.5:8-9 ). Человек, который был скован болезнью на протяжении тридцати восьми лет, в один миг сам встал на ноги и не только поднялся на ноги, но взял и понес свою постель. Это показывает, насколько сразу окрепло его расслабленное тело. Несомненно, больной поверил Господу, что явилось основой его исцеления. Много раз мы видим в Евангелии, что люди исцелялись тогда, когда начинали исполнять волю Иисуса Христа. Так было и на этот раз.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

По приходе в дом, на вопрос пастыря, где же больной, встречавши его хозяин, по видимому, совсем здоровый, отвечает: это я. Духовный отец удивился и с кротким увещанием говорит, что ему следует не призывать на дом священника с причастием, а самому идти в церковь , поговеть, исповедаться и затем уже приобщиться, так как, по видимому, он не настолько болен, Больной, лет пятидесяти человек, говорит почтительно: «вы правы; но я не знаю, что со мною, мне кажется, что мне надо спешить, я не должен откладывать», – Удивленный духовник приступил к исповеди. Но во время чтения молитв пред исповедью, стоявший на ногах исповедник прерывает духовного отца: «ах, нельзя ли поскорее, я боюсь опоздать», – На исповеди духовник узнает, что тот не говел более 30 лет, да и в церковь не ходил, даже смеялся и глумился над причастием и причастниками. По бледному лицу кающегося текли слезы: «давно не плакал», – сорвалось с уст исповедающегося, Взволнованный духовник, прочитав разрешительную молитву, приступить к святым дарам. Причастник просит позволения сесть, чувствуя себя усталым. Духовник начал читать молитву: «верую, Господи, и исповедую»... Больной тихо повторяет. Слыша, что голос больного слабеет, духовник ускоряет чтение молитвы невольно, бессознательно, и подходит к больному со св. дарами. Пока духовник делал эти четыре-пять шагов, слышит легкий вздох, подходит. А тот уже был мертв. Он дожил до разрешительной молитвы, до покаяния, но до причастия, над которым столь долго глумился, не дожил («Гражданин11, 1885 г. 17). Тут и вспоминаются грозные слова св. апостола: если отвергнешь закон Моисеев, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью: то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляешь?! Страшно впасть в руки Бога живого ( Евр.10:28–31 ). Еда не может рука Господня спасти? или Господь отягчил есть слух свой, еже не услышати? Но грехи ваши разлучают между вами и между Богом, по слову пророка Исаии ( Ис.59:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

- Пойдём со мной к царю. - Пойдём, - отвечал третий друг, - я доведу тебя до дворца, введу в него, скажу о тебе царю и представлю тебя ему. Братия спросили, что значит сия притча. Мирянин отвечал: - Первый друг есть подвижничество, которое доводит до истинного пути; второй - чистота, которая достигает до небес; третий друг - милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю - Богу. Таким образом, братия получили назидание и разошлись. Мнимый больной Заболевшего друга пришёл навестить его хороший знакомый. Он поздоровался с больным. - А? Что? - отозвался тот. - Как здоровье, спрашиваю? - повторил погромче пришедший. - Болею, не знаю, что со мной Кажется, заболел чем-то страшным, потому что ничего не хочу ни видеть, ни слышать, - ответил больной. Но гость обратил внимание на то, что друг выглядит хорошо и совсем не производит впечатление хворого человека. - Может, это тебе кажется? Возможно, у тебя просто плохое настроение и ничего больше, - сказал он. - Нет-нет! Это какая-то серьёзная болезнь! Мы хотим вызвать опытного врача-специалиста! - Понятно, - задумчиво произнёс знакомый и решил проверить, насколько серьёзно заболел несчастный. - Слушай, - шёпотом спросил он своего оглохшего друга, - а почему у тебя здесь в углу на полу валяется столько денег?.. - Где, где? Ну-ка покажи! - живо откликнулся больной, вскакивая с постели. - Прости, мне это только показалось, - засмеялся гость. - Но вот в том, что ты совершенно здоров, я уже нисколько не сомневаюсь! " Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть " (2Кор. 7:10). Могу ли я помочь? Однажды священник увидел женщину, которая, опустив голову на руки, сидела в пустой церкви. Прошёл час. Затем два. Женщина всё не уходила. Решив, что её душа пребывает в горе и желая чем-нибудь ей помочь, священнослужитель подошёл к ней и сказал: - Могу ли я чем-нибудь тебе помочь, дочь моя? - Нет, спасибо, отец, - ответила она. - Я как раз получала всю необходимую мне помощь до тех пор, пока вы мне не помешали! Можно ли вычерпать море?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

Потом опять забормотал поспешно: – Нет, нет, не смейтесь над ним! Моя вина. Он говорил, что крылья не готовы. Кончено... Осрамил, осрамил я учителя!.. Слышите? Что это? Знаю, о нем же, о маленьком, о самом тяжелом из дьяволов – о Механике!.. «И повел Его дьявол во Иерусалим, – продолжал больной нараспев, как читают в церкви, – и поставил на крыле храма и сказал Ему: если ты Сын Божий, бросься отсюда вниз. Ибо написано: ангелам своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею...» А вот и забыл, что ответил Он бесу Механики? Не помнишь, Джованни? Он посмотрел на Бельтраффио почти сознательным взором. Тот молчал, думая, что он все еще бредит. – Не помнишь? – настаивал Астро. Чтобы успокоить его, Джованни привел стих двенадцатой главы четвертой Евангелия от Луки: – «Иисус Христос сказал ему в ответ: сказано, не искушай Господа Бога Твоего!» – «Не искушай Господа Бога Твоего!» – повторил больной с невыразимым чувством, но тотчас же опять начал бредить: – Синее, синее, ни облачка... Солнца нет и не будет – и вверху, и внизу только синее небо. И крыльев не надо. О, если бы учитель знал, как хорошо, как мягко падать в небо!.. Леонардо смотрел и думал: «Из-за меня, и он из-за меня погибает! Соблазнил единого от малых сих, сглазил я и его, как Джованни!..» Он положил руку на горячий лоб Астро. Больной мало-помалу затих и задремал. Леонардо вошел в свою подземную келью, зажег свечу и погрузился в вычисления. Для избежания новых ошибок в устройстве крыльев изучал он механику ветра – течений воздуха, по механике волн – течений воды. «Если ты бросишь два камня одинаковой величины в спокойную воду на некотором расстоянии один от другого, – писал он в дневнике, – то на поверхности образуются два расходящихся круга. Спрашивается: когда один круг, постепенно расширяясь, встретится с другим, соответственным, войдет ли он в него и разрежет, или удары волн отразятся в точках соприкосновения под равными углами?» Простота, с которою природа решала эту задачу механики, так пленила его, что сбоку на полях он приписал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Разве и ныне молитва веры не спасает также иногда болящях? Разве чудесных исцелений не бывает и ныне, как были они во множестве прежде, по свидетельству христианской истории? Но почему же из множества больных, лежавших при овчей купели, Господь исцеляет только одного? Трудно сказать, братия, почему, в самом деле, милосердие Божие делает как бы выбор между множеством несчастных в мире: исцеляет, подает вообще ту или другую благодатную помощь одним, и оставляет без исполнения иногда, по-видимому, самые усердные молитвы и прошения о помощи других. В данном случае нетрудно, однако, приметить некоторые особенные черты в личности исцеленного расслабленного, отчасти разрешающие указанное недоумение. Исцеленный расслабленный 38 лет, – как повествует Евангелие, – страдал от тяжкого недуга своего; долгое время лежал он уже и при овчей купели, не имея возможности, вследствие своего параличного состояния, благовременно воспользоваться целебною силою источника. Эта-то долговременность страданий несчастного, его совершенная к тому же безпомощность и подвигли прежде всего Господа на подание ему Своей чудесной помощи. Иисус – говорится у евангелиста, – увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? (ст. 6). Что же и как, заметим теперь, отвечает больной на этот испытующий его вопрос Господа Иисуса, – вопрос, от которого больной мог бы раздражиться, как от вопроса совершенно праздного и неуместного. Больной отвечал Ему: так, Господи (т. е., да, хочу быть здоровым); но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (ст. 7). Сколько терпения, кротости, незлобия сказалось, не правда ли, в этом ответе страдальца! Ни многолетний тяжкий недуг, ни людское равнодушие и безжалостность к нему не ожесточили, очевидно, его сердца, не сокрушили его веры в всеблагий и премудрый промысел Божий; он терпеливо ждал своего исцеления. И вот – исцеление, действительно, подается, – подается тогда и так, когда и как получить его не приходило, без сомнения, и на мысль несчастному.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Иисус Христос, проповедуя иудейскому народу приблизившееся Царство Божие, подкрепляя слова благовестия чудесами, свидетельствующими о Его Божественной силе и любви к людям. Чаще всего Господь исцелял больных. Об одном таком событии, произошедшем накануне иудейского праздника у купальни Вифезда, рассказывает апостол Иоанн. «После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний». Описание Для иллюстрации этого евангельского рассказа художник встраивает многофигурную композицию, которая подробно повествует о произошедшем событии. Действие происходит в Иерусалиме, в предрассветный час. Город еще дремлет, но у крепостных стен собрался народ, жаждущий исцеления. Кто-то идет сам к таинственному источнику, кого-то ведут родственники или близкие друзья, поддерживая под руки, кто-то, не имея помощи, пытается доползти до купели. На заднем плане мы видим носильщиков с телом больного, группу людей, пытающихся подвести к купели бесноватого юношу, указывающего пальцем на Иисуса Христа, остановившегося возле источника. Вокруг Него, на первом плане, группа людей, страдающих различными недугами: опирающийся на костыли старик в изношенном халате, больной гангреной, которому мать перевязывает кровоточащую рану, девочка со слепой старушкой, опирающейся на палку, и безутешная мать, умоляющая спасти лежащего в глубоком забыть младенца.   В центре картины показан Христос, наклонившийся над больным паралитиком, у которого нет никого, кто мог бы его доставить к купели, и он ожидает исцеления уже давно – почти сорок лет, терпеливо ожидая, когда хоть капля чудесной воды попадет на него и исцелит от страшной болезни. Но к нему, лежащему почти полвека, вероятно все давным-давно привыкли, никто не замечает его, проходя мимо по своим делам. На картине художник показывает, как больные смотрят на Спасителя с удивлением и недоумением одновременно. Учитель остановился у этого расслабленного, протянув к нему руки, Он призывает его встать. И перед их взором происходит невероятное – больной начинает двигаться, он тянет руки к Спасителю, приподнимаясь со своего одра.

http://azbyka.ru/art/isczelenie-rasslabl...

Скачать epub pdf НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ Исцеление расслабленного при овчей купели Была в Иерусалиме купальня, которая называлась по-еврейски Вифезда, т. е. Дом милосердия. Она была тем замечательна, что Ангел Господень по временам сходил в нее и возмущал воду: и тот больной, который входил в купальню первым после Ангела, выздоравливал тотчас, какова бы ни была его болезнь. Однажды Иисус Христос был в Иерусалиме во время праздника Пасхи. Проходя мимо купальни, Он увидел около нее множество лежащих больных. Тут были хромые, слепые, иссохшие; всякий из них ждал минуты, когда Ангел возмутит воду, чтобы первому войти в нее. Между прочими больными был один, который тридцать восемь лет лежал в расслаблении. Спаситель увидел его, сжалился над ним и сказал ему: Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода: когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус сказал ему: Встань, возьми постель свою и ходи (ср.: Ин. 5, 6–8 ). Больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Бывшие тут иудеи вознегодовали и сказали исцеленному, что не следует ему брать постели своей, ибо день был праздничный. Но он отвечал им: Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми постель свою и ходи (ср.: Ин. 5, 11 ). «А кто Тот Человек?» – спросили они. Но он не знал; Иисус скрылся в народе. Через некоторое время Иисус встретил этого человека в храме и сказал ему: Вот, ты теперь выздоровел; смотри же, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже (ср.: Ин. 5, 12–14 ). Вот о чем мы должны все стараться, когда Бог избавляет нас от болезни. Во время болезни мы часто просим помощи у Бога; а потом, когда выздоравливаем, не думаем о том, как бы угодить Ему; с возвращением наших сил мы забываем о молитве и возвращаемся к прежним грехам, вместо того чтобы исправиться и начать новую, более благочестивую жизнь. Четвертая неделя после Пасхи называется Неделей о расслабленном, в память того чуда, о котором мы здесь рассказали. В эту неделю поется следующая песнь: «Душу мою, Господи, расслабленную всякими грехами и неправедными делами, воздвигни Божественною Твоею силою, как некогда Ты воздвиг расслабленного, чтобы и мне, спасенному Тобой, воспевать: слава, Христе, державе Твоей». Покаяние и молитва – лучшее врачевание наших болезней

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010