В Иерусалиме, у овчих ворот, находилась купальня, называемая Вифездою, то есть, домом милосердия. При ней было устроено пять крытых притворов, в которых лежали больные: слепые, хромые, сухие. Они ожидали движения воды, потому что ангел Господень сходил по временам в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в воду, по возмущении ее, тот исцелялся, какою бы ни был одержим болезнею. Когда однажды Иисус Христос пришел в купальню, Он увидел там расслабленного, который был болен тридцать восемь лет. Иисус Христос спросил его: «Хочешь ли быть здоровым?» Больной отвечал: «Да, Господи, но я не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус Христос сказал ему: «Встань, возьми постель свою и ходи». Больной тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Это было в субботу. Иудеи заметили исцеленному: «Сегодня суббота, не должно тебе нести постель»; а он ответил им: «Тот, кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти». – «Кто же тебя исцелил?» спросили иудеи. Но он не знал, кто его исцелил, потому что Иисус Христос скрылся в народе. Вскоре Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: «Вот ты выздоровел, смотри, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже». Исцеленный пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус. После этого иудеи озлобились на Иисуса Христа и искали случая убить Его за то, что Он нарушает закон о субботе. Тяжкие болезни иногда посылаются Богом человеку за грехи. Нагорная проповедь Заповеди блаженства. Однажды к Иисусу Христу собралось много народа. Он взошел на гору и, отверзши уста Свои, учил их так: Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Блажени плачущие, яко тии услышатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся. Блажени милостивые, яко тии помилованы будут. Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

В КР Бог прямо вмешивается в повествование только дважды в Руфь.1:6 и Руфь.4:13 . Однако действует Он всё время как божественное присутствие, Царица Шехина, выражающееся во множестве счастливых совпадений. А также как божественное учение, Божья истина – Тора, которая не борется со строгостью Закона, а растворяет его в жалости к твари. И, наконец, Бог действует, как сама эта жалость к твари, божественная Премудрость, представленная в нашей книге в двух называемых аспектах – как божественный разум, сообразительность и забота, воплощенная в Ноемини, и самоотверженная любовь, жалость, воплощённая в Руфи, и один неназываемый – в их взаимоотношениях. Приложение. Книга Руфи. Перевод с древнееврейского Глава 1 1а. И было в те дни, когда судили судьи. 1б. Пошёл человек из Вифлеема-Дома Хлеба Иудейского поселиться на полях Моавитских, сам и жена его, и двое его сыновей. 2а. А имя человеку тому Бог-Царь, имя жены его Услада, имена двух его сыновей Больной и Нежилец, евфратяне из Дома Хлеба Иудейского. 2б. Пришли они на поля Моавитские и там и были. 3 . Бог-Царь, муж Услады, умер, и осталась она с двумя сыновьями. 4 . Им дали в жены моавитянок, имя первой было Донышко, а имя второй – Полная Чаша. Там они прожили лет десять. 5 . Больной и Нежилец тоже оба умерли, а жена осталась и без деток, и без мужа. 6а. Тогда она поднялась со снохами, чтобы возвратиться с полей Моавитских, 6б. потому что услышала на полях Моавитских, что Господь обратил взор на Свой народ и дал ему хлеб. 7 . Она вышла оттуда, где была, а с ней вместе обе снохи, и пошли они в обратный путь в страну Иуды. 8а. Услада сказала обеим снохам: – Ступайте, возвращайтесь каждая в дом своей матери. 8б. Да сотворит Господь с вами милость, как вы творили милость умершим и мне. 9а. Да даст вам Господь найти покой каждой в доме своего мужа! 9б. Она поцеловала их на прощанье, и они запричитали и заплакали. 10 . И сказали они: – Нет, но с тобой возвратимся к твоему народу. 11а. Услада отвечала: – Возвращайтесь, дочки. Зачем вам идти со мной? 11б.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

В кумранской общине больной также не мог быть полноправным членом: «И каждый, пораженный любой человеческой нечистотой, пусть не входит в собрание» (в частности, упоминаются «больной ногами или руками, хромой или слепой, или глухой, или немой, или тот, чьей плоти коснулась порча, так что заметно глазам», и немощные старики, см.: 1QSa 2. 3–11; ср. Втор.23:1–6 ). Иосиф Флавий описывает случай, когда парфяне разграбили Иерусалим и сделали царем Антигона, который своему дяде первосвященнику Гиркану «собственными зубами искромсал уши, чтобы тот никогда и ни при каких обстоятельствах уже не мог стать первосвященником, ибо первосвященник должен обладать телесным совершенством» ( Иосиф Флавий . Война 1. (269–270). 13. 9; ср. T Parah 3. 8). Связь тела отдельного человека с общественным организмом и, более того, со всем космосом, характерна для многих древних культур . Космос описывается как тело уже у Платона (Тимей 31В, 34В). Характерно и высказывание Сенеки: «Все, что ты видишь, в чем заключено и божественное и человеческое, – едино: мы только члены огромного тела» (Письма 95. 52). В раннехристианской литературе эта концепция наиболее полно представлена в Послании ап. Иакова. Для автора этого послания характерно противопоставление полноты и единства разделениям и болезням ( Иак.1:2–4 ), как на индивидуальном ( Иак.1:8, 4:8 ), так и на социальном ( Иак.4:1 ) и космическом ( Иак.3:15–16 ) уровнях. Подчеркивая, что к смерти ведет грех ( Иак.1:13–15, 5:20 ), ап. Иаков, тем не менее, причиной болезни называет человеческие страсти (греч. πιθυμας) ( Иак.1:13–14 ). Болезни тела передаются обществу (Иак.4:1–2: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите»). Поскольку в Боге – наивысшая полнота и целостность, ап. Иаков утверждает, что от Бога болезнь и разделения исходить не могут (Иак.1:13: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого») . Профессиональные медики

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

В обители может быть введен обычай переменять братьям послушания (кроме тех, которые требуют особых навыков, умений или определенного образования) ради того, чтобы не было пристрастия к исполняемой работе и чрезмерного увлечения ею. «Сим образом наилучше сохраняется и укрепляется братолюбие, единодушие и единомыслие» . Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Утомление от внешних трудов не уничижай, не презирай. Утомление это всеми святыми отцами одобряется не только среди общественной жизни монастырской, но и в уединенной жизни безмолвной. Святой Исаак Сирин прямо говорит, что не Дух Божий живет в любящих покой и отрадную жизнь, а дух мира. Ежели мы не можем понести трудовую жизнь, по крайней мере должны смиряться и зазирать себя в этом, а не осуждать то, что одобряется единогласно всеми святыми отцами, так как заповедано преступившему человечеству в поте лица снедать хлеб, питающий тело и душу» . 8.4. Попечение о больных и престарелых Монастырь заботится о каждом насельнике, предоставляя ему полное содержание (келью, питание, уход) при потере им трудоспособности по старости или болезни вплоть до его кончины. 8.4.1. Отношение монашествующих к больным братиям и к болезням О больных надо иметь особое попечение, служа им, как Христу, Который сказал: « Был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25, 36) и «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Заботливое отношение к немощным и пожилым насельникам, любовь к ним и попечение об их нуждах является признаком духовной зрелости братства и его подлинно монашеского устроения, основанного на евангельских заповедях. Больным и престарелым братьям со своей стороны не следует печалить служащих им братий излишними требованиями. Больной должен всякую болезнь принимать как попущенное Богом испытание или как проявление промыслительного действия Божия и потому принимать недуг с покорностью воле Божией. Вместе с тем больной не должен пренебрегать приличествующими медицинскими средствами, чтобы поправить здоровье.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/po...

В притче о богатом и Лазаре описываются богач, употребивший данные Богом блага на удовольствия, и нищий – больной, переносивший свои страдания с терпением и преданностью воле Божией. Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Порфира и виссон показывают, что богач был человек знатный и любил хорошо одеться. Постоянные пиры его заставляют нас думать, что богач был окружен блестящим обществом. Отсюда понятно, что и место, где он веселился, соответствовало его роскошной жизни. Это, конечно, были великолепные чертоги, где всего вдоволь. Здоровье богача было в цветущем состоянии, иначе бы он не веселился каждый день. Таким образом, богач был вполне счастлив. Но тогда как богач веселился в своем роскошном доме, около ворот этого дома лежал больной и голодный нищий Лазарь. Какое поразительное противопоставление богатства и бедности людской! Когда внутри палат блеск, торжество, в то же время у ворот их – нищета; в палатах дорогие кушанья, вина – у ворот жажда, голод, язвы; в палатах музыка и пение – у ворот стоны; в палатах изобилие мирского счастья – у ворот совершенное несчастие... Там – друзья, общество; здесь – одни псы! Какая горькая разница между детьми Отца Небесного! Но и бедный может иметь отраду, хотя маленькую, в своей бедности, если только он здоров. Будет он трудиться, заработает и на хлеб себе, а при хлебе да здоровье нищеты уже не существует. Бедному же Лазарю не дано и здоровья. Покрытый ранами, лежит он у ворот чужого дома и не может подняться, чтобы попросить подаяния. Лазарь не видит сострадания к себе и в окружающих его людях. Напротив, как бы для увеличения страданий, и так тяжких, он лежит у ворот дома богача, чтобы видеть достаток и роскошь других, а в себе чувствовать голод. Может быть, он мог бы слабым голосом высказать желание, самое неприхотливое: поесть хоть крошек, падающих со стола богатого, но некому было услышать его просьбу, исполнить ее...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

В числе слушателей были фарисеи и законоучители не только из Галилеи, но и Иудеи и Иерусалима. Они явились сюда не ради пользы душевной, но скорее, чтобы наблюдать за новым Учителем, Который не учился ни в каких школах, поэтому они думали не имел права учительствовать. Уже в то время в их сердцах зарождалась зависть ко Христу и желание подметить за Ним что-нибудь противное закону Божию. Господь не препятствовал им посещать дом где Он жил, и внушал им, как знающим Писание, правильное о Себе понятие. – Так и теперь: Свое учение Он подтверждал чудесными знамениями: “и сила Господня являлась в исцелении больных” ( Лк. 5:17 ). И вот , – родственники или другие сострадательные люди – принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. Это был человек, пораженный сильным параличем, вовсе не владевший членами и, кажется, лишенный языка. Этот больной хотел во что бы то ни стало пробраться к Божественному Учителю Чудотворцу. Св. Марк говорит, что его несли четверо. И Марк и Лука рассказывают, что принесшие не могли протесниться сквозь толпу народа, чтобы войти в дверь, а потому поднялись с больным на крышу дома, раскрыли ее и оттуда спустили одр расслабленного прямо перед Господом на малое свободное пространство. – Дома на Востоке располагались четвероугольником вокруг внутреннего двора. Может быть Спаситель учил для большего простора на дворе, который закрывался от жара легкими щитами из кожи и полотна, их было легко разобрать. Крыши на домах были плоские с перилами, туда вели лестницы со двора и с улицы, на них можно было свободно прогуливаться. И вот, люди принесшие расслабленного воспользовались этими лестницами, чтобы через крышу спустить его к ногам Господа Иисуса. Этим они без слов выражали тем свою веру. “Спаситель, – говорит св. Златоуст, – не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они еще не научились владеть умом, или лишились его по причине болезни. Но здесь и больной обнаружил свою веру: иначе он не позволил бы быть поднятым на крышу и спущенным оттуда ко Христу. Так изобретательно сильное желание, так успешна любовь. Подлинно, “ищущий находит и стучащему отворят” ( Лк. 11:10 ). Итак, поскольку расслабленный и принесшие его показали такую веру, то и Господь явил Свою силу: И видя Иисус веру их, сказал расслабленному, может быть, в сознании своей греховности не смеющему и очей возвести к Целителю: Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои , которые так тревожат твою бедную душу! Вот пример того, как Податель всех благ дарует нам их прежде, чем мы просим, и блага лучше тех, которые просим. Вот видимое подтверждение и той истины, что молитва веры и в тайне елеосвящение может спасать болящих, как учит св. Апостол Иаков: “молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему” (5:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

" Веру их», т. е. или тех одних, которые принесли расслабленного для исцеления, или и их и вместе веру самого расслабленного. «Дерзай» – это слово ободрения. Быть может, больной но грехам своим почитал себя не достойным милосердия Иисус Христа. «Прощаются грехи» – болезни иногда посылаются в наказание за грехи, посему, чтобы исцелить болезнь, нужно снять грех . И Господь видел причину болезни расслабленного во грехе, потому и говорит прежде о прощении грехов. Когда, исцеляя расслабленного, Иисус Христос сказал ему: «прощаются тебе грехи твои», то при этом некоторые из книжников сказали сами в себе: «Он богохульствует». Иисус же Христос, видя такие их мысли, сказал: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». Что такое хула или богохульство? Как понимать слова Иисус Христа: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или... встань и ходи»? И что значит название Иисус Христа Сыном Человеческим, которым здесь, как нередко и в других случаях, Он называл Себя? " Хулить» – значит унижать. «Богохульствовать» – значит унижать имя Божие, присваивать себе то, что принадлежит Богу. Книжники, т. е. еврейские ученые, обвиняли Иисус Христа в том, что Он присвоил себе право, принадлежащее только Богу, т. е. отпускать грехи, как Он отпустил расслабленному. Слова же Иисуса Христа книжникам: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или... встань и ходи?» значат следующее: «Разве легче, вы думаете, сказать: «встань и ходи», чем сказать: «прощаются тебе грехи»? Нет, то и другое одинаково нелегко, для того и другого нужна Божественная власть, потому что и выздороветь больной может только тогда, когда будут прощены ему грехи, причинившие болезнь». Название Иисуса Христа Сыном Человеческим значит то же, что человеком вообще (т. е. будучи вцелом человеком), Иисус Христос есть Сын Божий; родившись на земле от Пресвятой Девы Марии, Он сделался «Сыном Человеческим». Господь особенно любил называть себя сим смиренным названием, чтобы показать свое братство с людьми и свою особенную близость к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя [ Гал. 5, 14 ]; любовь есть исполнение закона [ Рим. 13, 10 ]. Итак, не тяготись милостынею, трудами, заботами, беспокойствами в пользу ближних: ты исполняешь закон Божий чрез это. Эта мысль да утешает и подкрепляет тебя. Озлобленный человек – больной человек: его надо пожалеть, обласкать, подарить. Касательно брата Константина и сестры Анны – прелесть ветхая: я сам первый виновен против них, возгордился пред ними, презираю их – за что? За дары Божии, общие мне с ними, за дары, которые суть сор и которые для человека сотворены, которые не мои. Грубый, неласковый, угрюмый человек – больной человек: его надо лечить ласкою, обязательною любовью. В этом смысле Господь сказал: если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят [ Лк. 6, 32 ]; и если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? [ Мф. 5, 47 ] – ибо и грешники то же делают... Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас [ Лк. 6: 33, 27 ]. Воздаяния от Господа, а не от людей ожидай. Помнить, что грубость нрава часто зависит от характера и от известных обстоятельств, в которые был поставлен человек. А что укрепится обстоятельствами, временем и навыком, то трудно, с трудом препобедишь. Себя, себя непрестанно осуждать искренно за свои грехи, а не других – к другим снисходить по любви христианской; свои грехи рассматривать и исправляться от них, а не чужие. Каждый понесет свое бремя [ Гал. 6, 5 ]. Любить усердно друг друга. Свят, Свят, Свят. Эти слова означают удивление Ангелов величием, чистотою, святостью существа Божия и то, что Он крайне отвращается греха, ненавидит грех, и то, что Ангелы непрестанно как бы пьют святость Божия существа и оттого более и более укрепляются сами в святости и в ненависти ко греху. Нравоучение: и мы должны всем сердцем любить святость и ненавидеть всей душою грех. Пристрастие к сластям земным, к пище и питью, к красивой одежде, к блеску и изяществу земному, к деньгам, к красивым лицам или отвращение от лиц грубых, простых, дух холодности и ненависти к ближним из-за сластей и вообще – от дьявола. Христианин всё это должен презирать и считать по справедливости за прах и ближнему ничего не жалеть, ибо: 1) избытки даются нам от Бога для служения ближним, 2) для человека – все блага земные и 3) человек бесконечно дороже всей земли со всеми ее сокровищами как образ Божий, как обладатель и царь земли, и его надо всегда сильно уважать, как бы он короток с нами ни был, с радостью принимать его, как Самого Господа, и угождать ему, как Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Видно, что больной мог двигаться, но с большим трудом и весьма медленно; «быть может, – замечает святитель Иоанн Златоуст , – он надеялся получить от Христа только ту помощь, что Он ввергнет его в воду». Но Господь, прозревая веру его и показывая, что «может все сделать одним словом Своим», сказал расслабленному: востани, возми одр твой и ходи, – «повелевает взять одр, дабы совершившееся чудо имело тем более достоверности и дабы никто не считал этого события призраком или обманом». Больной тотчас выздоровел, взял одр свой и пошел. Иисус Христос совершил это исцеление в день субботний, «не преступая закон, а поступая выше закона». Но ревнивые блюстители внешних требований закона и преданий старцев увидели в этом событии нарушение субботнего покоя. Они сказали исцеленному: суббота есть, и не достоит ти взяти одра твоего. Сообразив, что совершивший над ним такое великое чудо есть ПосланникБожий, безсомнения, хорошо знающий, что прилично и что неприлично субботе, исцеленный смело отвечал: иже мя сотвори цела, Той мне рече: возми одр твой и ходи. А когда его спросили: кто есть человек? – то он не мог указать, потому что Иисус Христос скрылся в народе, бывшем на том месте, – скрылся, по толкованию святителя Иоанна Златоуста , – «во-первых, для того, чтобы в отсутствии Его свидетельство о чуде было свободно от всякого подозрения, и во-вторых, для того, чтобы еще более не возжечь гнева их; поэтому, уклонившись, Он оставляет дело само за себя действовать перед ними». Впрочем, «ограждая здравие исцеленного и благодеянием, и страхом будущих зол», Господь Сам делает Себя известным ему. Он встретил его в храме и сказал: се здрав ecu, ктому не согрешай, да не горше ти что будет. Этот человек, узнав своего Благодетеля, пошел и объявил о Нем иудеям, и сделал это без злого умысла: он как бы «продолжает свое оправдание, объявляя своего Исцелителя, стараясь и других привлечь и приблизить к Нему». Но иудеи, омертвевшие на букве ветхого закона, не обращая внимания на ясное обнаружение всемогущей силы Божией, стали гнать Иисуса и замыслили убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Во всей Иудее не нашел Иисус такой веры, а язычница, которая и не слышала толком о Боге, проявляет такую силу веры, Являясь прекрасным примером того, что «Царствие Небесное силою берется» ( Мф.11:12 ) и еще более подчеркивается сила веры тем, что Господь одним словом, заочно исцеляет бесноватую: да будет тебе по желанию. Другим примером действия веры служит женщина, страдавшая кровотечением. По иудейскому закону, кровоточивая считалась не чистой, и как велика была вера женщины, страдавшей этим недугом в течение двенадцати лет и не могущей исцелиться, что в толпе она подошла к Иисусу и коснулась края одежды Его, зная, что каждое прикосновение делает нечистым до вечера того, к которому она прикоснулась ( Лев.25:27 ), а скольких она коснулась пробираясь в толпе! И, если она и не открывала свой позорный недуг сначала, то лишь из боязни Закона. Но прикосновение ко Христу отчистило ее, а не осквернило Его. И спросил Христос: кто прикоснулся ко Мне, – дабы она сама засвидетельствовала о полученном исцелении, дабы не разуверилась она в Господе, дабы по слову Св. Ефрема Сирина , «из вопроса его поняла, что Он есть испытатель всяческих» (1, с.107). «И не указал насильно народу на нее, ибо хотел научить дерзновенности веры,…дабы открылось, что недостойная вера сделалась бедной, т.к. не похищала, и не стыдом покрывалась, ибо не брала насильно» (1, с.107). И в страхе и трепете подошла к Нему и пала перед Ним; и услышала она: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» ( Мф.9:22 ). Но если так сильна вера больной телом, то какова же вера больной душой? Вот женщина, бывшая грешницей (а из аналогии с Ин.8:7 , можно сказать — блудницей), также дерзновенно заходит в дом Симона-фарисея, где находится Тот, Кто, как она слышала, прощает грехи. Но придя, грешница ничего не просит – она недостойна прощения, она пришла ишь посмотреть на Него. Привыкшая к унижениям и оскорблениям, она не смеет заговорить с Ним и лишь, смиренно разместившись у ног Его, слушает. Но по мере того, как Он говорит, женщина все больше понимает, какую греховную жизнь она вела, какие большие грехи тяготеют на ней. И с этим пониманием приходит вера. И начинают слезы литься из глаз ее, падая на ноги Христа, а она отирает их своими волосами. Видя же, что Господь не противиться, осмелев, она уже целует ноги Его и мажет их драгоценным миром.

http://azbyka.ru/obrazy-zhen-v-evangelii

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010