XVIII Вопрос. Больной мой скорбит, что ему недодано чего-то в утешение его от брата, ему прислуживающего: что ему сказать? Ответ. С тихостию скажи ему сие отеческое слово. Во имя Иисуса Христа, брат мой, не будем ничего иметь против ближнего, ибо мы должны пре побеждать и покрывать все любовию... А касательно потребности телесной скажу, что если кто достоин утешения, то и сарацинское сердце Бог вразумит оказать ему милость, по его нужде; если же он не достоин или ему не полезно, при обучении его быть утешенным, то хотя бы он сотворил но вое небо и новую землю, не найдет покоя. Благодать с тобою. XIX Вопрос. Больного моего угнетает некий помысл, впрочем, по-видимому, добрый: он просит моего совета, что ему отвечать? Ответ. Прежде всего надобно ему сказать, что мы не знаем путей Промысла Божия, и потому должны предоставлять Ему все, касающееся до нас всегда, а наипаче теперь... Веруя, что это истинно, оставь всякий собственный помысл, хотя бы он был и разумный, и имей надежду на Бога, которая может сделать несравненно более того, чего мы просим или о чем помышляем... Научи его молиться так: Господи! Как ты хочешь и как Ты знаешь, устрой это дело... Ибо Промысл Божий многое делает сверх нашего соображения и надежды. XX Вопрос. Мой больной, хотя и чувствует себя больным, отлагает леченье. Как его вразумить? Ответ. Между прочим, растолкуй ему сию повесть. Один старец прохаживался с учениками своими на некотором месте, где были различные кипарисы: большие и малые. Старец сказал одному из учеников своих: «Выдерни этот кипарис». Кипарис тот был мал, и брат тотчас одною рукою вырвал его; потом старец показал ему на другой, гораздо больший первого, и сказал: «Вырви этот». Брат раскачал обеими руками и с великим трудом вырвал его... Потом показал старец другой, еще больший; но брат, хотя и много трудился и потел над ним, не мог, однако, вырвать его. Тогда старец велел другому брату встать и помочь; и в поручение о неотлагательном исправлении сердца сказал: вот так и страсти, братия, пока они малы, то если мы пожелаем, легко можем исторгнуть их. Если же вознерадим о них, то они укрепляются до того, что даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге, Которому во веки поклоняемся, очистясь, исцелясь и освятясь благодатию Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   Некоторые созывают и более семи священников, в свидетельство большей веры и усердия. Но нет нужды много углубляться в исследования о числе их, так как об этом не сказано в Писании. Однако, хотя о том и не написано, необходимо соблюдать древнее предание и должно быть семеро, как требует древний обычай. Только по обстоятельствам — меньше трех, но всё должно быть произносимо, что передано произносить, потому что все отеческие предания — от Духа. 248. О том, что сила святого елея — величайшая    Что же следует из Таинства? Смотри: последствия его — величайшие. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, — говорит апостол Иаков. — И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» — не люди, а Господь, потому что больной облекается благодатью освящения Господня. Но больной получит ещё нечто большее: «и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).    Видите силу этого священнодействия? Оно от болезней разрешает, и больных поднимает, и грехи отпускает. 249. О нововведении латинян относительно елеосвящения    Латиняне, с их нововведениями, извратили учение и об этом Таинстве. Они говорят, что, поскольку через это Таинство отпускаются грехи, постольку не должно совершать елеосвящения над больными, а только над умирающими, дабы кто-нибудь, исцелившись, снова не начал грешить.    О безумие! Брат Божий говорит: «молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь», а латиняне говорят, что он умрёт. Смотри, ведь зависящее слово всегда по смыслу связано с последующим: «и если он соделал грехи, простятся ему», т. е. очевидным образом, чтобы исцелился и восстал. Это даёт понять и Спаситель, сказавший расслабленному: «отпущаются тебе греси твои... Востани... и ходи» (Мф. 9:2, 6). И: «се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5:14).    А они умствуют вопреки Спасителю и Его апостолам и говорят, что елей нужно преподавать не тем, которые могут восстать, а умирающим. А потому, будучи призываемы нуждающимися, они не по апостольскому преданию совершают это Таинство, но по своему произволу. Священное Евангелие говорит: «и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13), а они говорят, что его нужно преподавать не для того, чтобы больные исцелялись, но чтобы были неизлечимы и умирали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

  Глава 13 «Был там некий муж, находившийся в болезни своей тридцать восемь лет. Говорит ему Господь: хочешь ли быть здоровым?» (ср.: Ин. 5:5–6). Значит, не хотел. «Говорит ему больной: у меня нет помощника, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (ср.: Ин. 5:7). Об ином спросил Господь, и иное ответил больной, говоря: «нет у меня помощника, который опустил бы меня, и пока я медленно приближаюсь к купальне, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7) [Святой Ефрем, как видно, не читает Ин. 5:4, как и сирийский текст (по переводу Cureton " a), а также Син., Ват. и многие другие кодексы]. И в продолжение тридцати восьми лет не нашел такового. Этими словами постыжаются Иудеи, которые не верят, что крещение отпускает грехи. Ведь если верят, что посредством Силоамской воды Ангел исцелил (бы) больного, то насколько более надлежит верить тому, что Господь Ангелов чрез крещение очищает от всякого порока? И поскольку думали, что одна только вода (может) помочь ему, то (Господь) сказал ему: «встань, возьми постель свою и ходи» (Ин. 5:8). Грешник он был и неверующий, о чем свидетельствует Господь, говоря: «не греши больше» (Ин. 5:14). Приступила правда и искала в устах его веры, но не нашла; исцелило его милосердие, дабы благодать не прошла (мимо него) тщетно. «Встань на ноги свои, возьми постель свою и иди в дом твой». Разве недостаточно было сказать: «Встань, ходи»? Разве и это не было бы чудом, когда бы тот, кто не имел силы повернуться на ложе своем, внезапно поднялся и пошел? Но дабы показать, что дал ему совершенное здоровье, Господь присоединил повеление поднять ложе. Ибо исцелил его не по подобию больных, к которым постепенно возвращается здоровье, потому и сказал: «встань на ноги, возьми постель твою и ходи». Ведь если бы он стал молчать, то ложе его возопило бы. Когда же Иудеи увидели его, то сказали: «кто сказал тебе: возьми ложе твое?» (ср.: Ин. 5:12). Опустили (умолчали), как показывает Писание, спросить его: «Кто тебя исцелил?» — а сказали: «кто повелел тебе взять на себя ложе в день субботний?» — О, слепые, глупые, глухие и бесчувственные, почему вы одно пропускаете, а о другом спрашиваете? Поскольку они спрашивали, как слепцы, то тот, кто был исцелен, дал им освещающий (дело) ответ, потому что был разумным и просвященным ходатаем, которого мудрый Врач послал для того, чтобы заблуждающихся привести на правый путь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

БЛИЖНИЙ Помни, что Господь в каждом христианине. Когда приходит к тебе ближний, имей к нему всегда великое уважение, ибо в нем Господь, Который через него часто выражает волю Свою. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (по благой воле Божией) ( Флп. 2:13 ). Не жалей для брата ничего, как для Господа, тем более что ты не знаешь, в ком Господь приходит посетить тебя, ко всем будь нелицеприятен, для всех добр, искренен, радушен. Помни, что и через неверных Господь иногда говорит или располагает их сердца к нам, как это случилось в Египте с темничным стражем, сердце которого Господь расположил к Иосифу (ср. Быт. 39:21 ) (6). Помни всегда, что ближний, кто бы он ни был из христиан, есть член Христов, хотя и больной, – да ведь ты и сам больной, – и всегда с уважением и любовью принимай его, от души беседуй с ним и угощай его и ничего не пожалей для него: ни пищи, ни питья, ни одежды, ни книг, ни денег, если он в них нуждается. Господь за него воздаст тебе. Мы все Его дети, и Он – все для нас. Мы все грешники, а возмездие за грех – напасти, беды, скорби, болезни и смерть ( Рим. 6:23 ). Чтобы избавиться от грехов, надо молиться, а чтобы молиться, надо иметь веру и упование. Итак, для нас, грешных, необходимы молитва , вера и упование. У грешника не должна сходить с мысленных уст и даже с наружных молитва (6). Ближний – равноправное мне существо, тот же человек, что я, тот же образ Божий; и как он то же, что я, то и любить его надо мне, как я сам себя люблю. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:39 ), – надо наблюдать его, как свою плоть и кровь: обращаться с любовью, кротко, ласково, прощая погрешности его, как себе охотно прощаю, как сам жажду от других прощения или снисхождения моим немощам, т.е. чтобы и не замечали их, как бы их не было, или заметили ласково, кротко, любезно, доброжелательно (6). Между мною и Богом, между мною и ближним часто становится темная, злая сила. Я это знаю по опыту, верно, логически (7). Читать далее Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его (то есть укрепит его) Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему. Видимая сторона таинства елеосвящения . Самое важное в священнодействии таинства елеосвящения составляет семикратное помазание больного освященным елеем с произнесением каждый раз священником молитвы веры 137 (помазуется крестообразно: лоб, ноздри, щеки, уста, грудь и руки с обеих сторон) и потом возложение на голову больного раскрытого, письменами вниз, Евангелия и чтение священником разрешительной от грехов молитвы 138 . Невидимая благодатная сила, сообщаемая в таинстве елеосвящения . Благодатное действие таинства елеосвящения состоит в том, что больному подается прощение всех его грехов, даже и тяжких 139 , и он получает исцеление от телесных болезней. Ап. Иаков говорит: Молитва спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему ( Иак.5:15 ). Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему. Правда, больной не всегда получает исцеление своих телесных немощей после совершения над ним таинства елеосвящения, и это бывает или вследствие отсутствия в больном живой веры в Господа Иисуса Христа, или по особенной воле Божией. Желать же или требовать, чтобы больной всякий раз, как только над ним было совершено таинство елеосвящения, непременно исцелялся от своих болезней, значило бы требовать, чтобы человек вовсе не умирал, а это не согласно с самой природой человека, как смертного существа, телесная жизнь которого на земле должна иметь свой конец. Но больные, приступающие к таинству с верой, получают, если не полное телесное выздоровление, то, по крайней мере, временное облегчение от болезни или благодатное подкрепление к терпеливому перенесению ее. Таинство елеосвящения успокаивает их, сообщает им силы бороться с болезнью, меньше чувствовать телесные страдания и не бояться смерти. Об одиннадцатом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Больной отвечал Ему: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Мирские блага редко достаются тому, кто в них нуждается, кто употребляет к их приобретению все законные способы, труда и усилия. Но с духовными благами бывает не так. Их получает тот, кто хочет получить, кто просит их, трудится для их приобретения. Мы не можем сказать, как сказал расслабленный, что не имеем человека, который бы в этом случае помог нам. Церкви Божий для нас всегда открыты, и пастыри ее всегда готовы нам оказать помощь. Нужно только наше желание. В ответ на слова расслабленного Спаситель говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Вот слова, исполненные Божественного величия и силы! Лишь только Спаситель произнес их, как больной выздоровел, взял постель свою и пошел. И мы, православные, идя на исповедь с искренним желанием получить исцеление душевное, не раз слышим слова Спасителя из уст отца духовного. Да так ли оно целительно, да так ли сильно, как было для расслабленного! Чтобы нам удостовериться в нашем духовном исцелении после исповеди, надо внимательно рассмотреть, исполняем ли мы, как исполнил расслабленный, данное нам от имени Иисуса Христа повеление отца духовного: отложить недуг, оставить грехи, удалиться от опасного общества, оставить дурные связи, примириться с обидевшими, возвратить неправильно полученное добро, вести жизнь благочестивую, праведную, целомудренную? Вот признаки, по которым мы только и можем узнать, исцелились ли мы душой, здоровы ли мы душой. Народ, видя чудесное исцеление расслабленного, понятно, был поражен совершившимся чудом, но также фарисеи и начальники синагоги не оставили чудо без внимания. Они давно искали случая, чтобы осудить чудотворца, они давно таили ненависть к Иисусу Христу. Теперь Факт у них налицо, и вот они прежде всего осуждают исцеленного. Полученное им от Чудотворца приказание ставят исцеленному почти в преступление. Иудеи говорили исцеленному: «Сегодня суббота; не должно тебе брать постели».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Брат, услышав это, пал к ногам старца, сказав: – Не стану судиться с братом, прости меня. § 115 В Египетской пустыне, в скиту, авва Макарий Великий говорил братиям, распуская собрания: “Бегите, братия!” Монахи недоумевали. Наконец один старец спросил: “Куда ж мы побежим далее этой пустыни?” Авва, положив перст на уста, сказал: “Этого бегите”. § 116 Один семинарист (дело было в середине прошлого века) серьезно заболел как раз в начале Великого поста. Врачи объявили, что больной непременно умрет, если немедленно не перейдет с постной пищи на скоромную, особенно на мясо. «Хорошо, я согласен, – сказал семинарист, – но только сначала спрошу позволения у своей матери». Его срочно заставили написать письмо матери, живущей в отдаленной деревне. Прошла неделя, другая. Больному все хуже. Наконец приходит письмо от матери: «Посылаю благословение, но скоромной пищи вкушать Великим постом не разрешаю ни в коем случае». У врачей опустились руки: «Неужели вы в самом деле не перемените пищу, ведь иначе вы непременно умрете!» «А вы думаете, что моя жизнь больше зависит от мяса, чем от благословения матери?» – удивился больной. С того дня он пошел на поправку и совершенно выздоровел. Ту строгую матушку, чье благословение исцелило мальчика, звали Феодора Власьевна, а семинариста – Иван, будущий «всероссийский батюшка» св. праведный Иоанн Кронштадтский . § 117 Что означают слова царя Давида «скотен бых у тебе» ( Пс. 72:22 )? Вот пример из жизни. Однажды авву Нистероя спросили: «Как ты стяжал такую добродетель, что, когда бывает скорбь в монастыре, не говоришь и не сетуешь?» Тот ответил: «Простите меня! Когда я поступил в обитель, то с самого начала сказал своему помыслу: ты и осел – одно и то же. Когда осла бьют, он не говорит, когда его ругают, он ничего не отвечает. Так и ты, так и псалмопевец говорит: «...как скот, был я пред Тобою. Но я всегда с Тобою; Ты держишь меня за правую руку». А вот еще пример. Настоятеля Пешношского монастыря о.Мефодия некто донимал вопросами по хозяйственной части: «А много ли у вас овечек?» Настоятель ответил. Но тот все спрашивал: «Ну, а козлища-то есть?» – «Есть, есть один козел, вот он», – отвечал старец, тыча себя пальцем в грудь. § 118

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Был там некий муж, находившийся в болезни своей тридцать восемь лет. Говорит ему Господь: хочешь ли быть здоровым ( Ин.5:5:6 )». Значит, не хотел. «Говорит ему больной: у меня нет помощника, который опустил бы меня (в купальню), когда возмутится вода ( Ин.5:8 )». Об ином спросил Господь, и иное ответил больной, говоря: «нет у меня помощника, который опустил бы меня, и пока я медленно приближаюсь (к купальне), другой уже сходит прежде меня ( Ин.5:8 )». 2272 И в продолжении тридцати восьми лет не нашел такового. Сими словами постыжаются Иудеи, кои не верят, что крещение отпускает грехи. Ведь, если верят, что посредством воды Силоамской Ангел —189— исцелил больного, то насколько более надлежит верить тому, что Господь Ангелов чрез крещение очищает от всякого порока? И поскольку думали, что одна только вода (может) помочь ему, то (Господь) сказал ему: «встань, возьми постель свою и ходи ( Ин.5:8 )». Грешник он был и неверующий, о чём свидетельствует Господь, говоря: «не греши больше ( Ин.5:14 )». Приступила правда и искала в устах его веры, но не нашла; исцелило его милосердие, дабы благодать не прошла (мимо его) тщетно. «Встань на ноги свои, возьми постель свою, и иди в дом твой». Разве недостаточно было сказать: встань, ходи? Разве и это не было бы чудом, когда бы тот, кто не имел силы повернуться на ложе своем, внезапно поднялся и пошел? Но дабы показать, что дал ему совершенное здоровье, Господь присоединил повеление поднять ложе. Ибо исцелил его не по подобию больных, у которых постепенно возвращается здоровье; посему сказал: «встань на ноги, возьми постель твою и ходи». Ведь, если бы он стал молчать, то ложе его возопило бы. Когда же Иудеи увидели его, то сказали: «кто сказал тебе: возьми ложе твое ( Ин.5:12 )»? Опустили, как показывает Писание, спросить его: кто тебя исцелил, а сказали: «кто повелел тебе взять на себя ложе в день субботний?» О, слепые, глупые, глухие и бесчувственные, почему вы одно пропускаете, а о другом спрашиваете? поскольку они спрашивали, как слепцы, то тот, кто был исцелен, дал им освещающий (дело) ответ; потому что был разумным и просвещенным ходатаем, которого мудрый Врач послал для того, чтобы заблуждающихся привести на правый путь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В г. Таганроге в одном еврейском семействе В. была тяжко больная, на выздоровление которой врачи уже потеряли всякую надежду. Когда больной сделалось совсем плохо, врач, также еврей, на вопросы родных, нет ли какого ли средства спасти больную, отвечал, что теперь вся надежда на о. Иоанна Кронштадтского , не придавая словам своим никакого значения. В тот же вечер, однако, была послана телеграмма в Кронштадт к о. Иоанну с просьбой помолиться о выздоровлении больной, и на следующее утро у последней появились признаки улучшения, а через три дня больная совершенно оправилась. Другая еврейка X. обратилась к о. Иоанну письменно из Ростова-на-Дону. Она более двадцати лет страдала болью в ногах и пояснице. За эти двадцать лет больная обращалась ко многим врачам, была в Харькове у профессоров, но все было бесполезно, излечения не последовало, и бедная женщина в течение долгих лет страдала, не получая ни от кого никакой помощи. Наконец, кто-то надоумил ее обратиться к о. Иоанну и просить его помолиться за нее. Г-жа X, немедленно отправила письмо в Кронштадт, в котором просила его молитвы за нее, несмотря на то, что была еврейка. Так прошло недели две, и в последнее время больная стала чувствовать себя значительно лучше, а боль в ногах, по ее словам, совершенно прекратилась. Понятно, когда это стало известно среди местных обывателей и знакомых, все дивились, и по примеру г-жи X. к о. Иоанну отправлены были еще письма от других больных. Так и для неверных находится у о. Иоанна теплая молитва и неослабная помощь. Исцеление бесноватой В одной из синагог учил Он в субботу, там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина, ты освобождаешься от недуга своего. И возложил на нее руки: и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. ( Лк.13:10–13 ). В «Ведомостях С.-Петербургского Градоначальства» было в свое время напечатано следующее сообщение прот. И. Орнатского. «14 марта 1902 года, во время служения литургии о. Иоанном в церкви Леушинского подворья, что на Бассейной улице в С.-Петербурге, произошло событие, сообщить о котором в нынешнее время оскудения веры будет небесполезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В другой раз Иисус Христос по просьбе римского сотника исцелил слугу его, лежавшего в расслаблении и жестоко страдавшего. Сотник пожелал, чтобы исцеление было совершено заочно. Он верил, что всемогущая сила Иисуса не умаляется с расстоянием и что издали, одним словом Он может так же легко, как и вблизи, исцелять больных. Иисус одобрил веру сотника и по вере исполнил его желание ( Лк.7:2–10 ). В притворах иерусалимской Овчей купальни лежал один расслабленный в надежде, не удастся ли ему погрузиться в воду в то мгновение, когда ее колыхал Ангел Господень и делал ее целительной на это мгновение. Иисус сжалился над несчастным, 38 лет находившимся в болезни, и спросил его: – Хочешь ли быть здоровым? Больной отвечал: – Так, Господи, но некому опустить меня в купальню, когда возмутится вода. Иисус говорит ему: – Встань, возьми постель твою и ходи. Больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Спустя некоторое время Иисус встретил его в храме и сказал ему: – Вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже ( Ин.5:1–14 ). Телесное расслабление – это образ духовного расслабления, того душевного состояния, которое называется унынием, упадком духа, тоской. Человек, находящийся в этом состоянии, испытывает отвращение к труду, ни на что бы он не смотрел, ничто ему не мило. Так бывает с миролюбцами: в их душе, пресыщенной плотскими удовольствиями и земными радостями, появляется тягостная пустота, нестерпимая горечь. Ощущение спасительное! Миролюбцу дается возможность убедиться, что напрасно он ищет счастья в земных наслаждениях. Он должен оставить пристрастие к ним, подумать о душе, о вечности, о Боге и искать утешения в благочестии и добродетели. Но и это не всегда спасает от уныния. Оно нередко посещает людей духовной жизни. Тогда у человека пропадает охота к исполнению христианских обязанностей, к духовным упражнениям, не хочется ни молиться в церкви или дома, ни Слово Божие читать, ни размышлять о духовном, ни другое что богоугодное делать: все это ему неприятно, надоело, ко всему этому он потерял вкус. Он впадает в духовное разленение и, подобно телесно расслабленному, не владеющему членами, пригвожденному к одру, неподвижно лежит на одре духовной беспечности и в то же время жестоко мучится в душе, как мучился слуга сотника, лежавший в расслаблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010