Два, по-видимому, неважные обстоятельства, встретившиеся мне по цензуре, показались мне знамениями времени. Мильчевский, издавший пасквильную по безнравственности и безбожию книгу, о которой, вероятно, и к вам прислан секретный циркуляр Синода, чтобы не допускать до юношей, явился ко мне с жизнью Иннокентия митрополита. Я спросил: «зачем вы издали такую пасквильную книгу?» – «Я хотел сообщить результаты науки, но книга хода не имеет, хочу издавать духовные». – Вчера является ко мне молодой человек и говорит, что он занимается магией. «Что вы называете магией?» – Фокусы показываю в собраниях, в театре. Теперь мне хочется объехать губернские города с хором. Я буду рассказывать, а хор что-нибудь заунывное петь. Не можете ли вы мне разрешить чтение? – Я просил прочитать – и это призыв к покаянию, обличение нерадения о спасении; угроза страшным судом. Написано не совсем складно, но с небольшими поправками в выражениях пропустил бы я в печать. Я объяснил насколько и на что простирается наше разрешение. Но если и для выгод, и для фокусов нужно обращаться к духовному – мне это кажется знамением времени. 1868 г. ноября 18-го. В Петербургской газете напечатано нечто о заседании миссионерского общества 26-го сентября. Здесь Бурачек сказал в своей речи после ругательств на Алтайскую миссию: подобно тому, как на Моисеевом седалище восседали книжники и фарисеи лицемеры, так теперь почти все пастыри нашей церкви суть волки в овечьих кожах. Против Московского, говорят, образовалось уже преду- —709— беждение в Питере. Д.П. Новский сказал: Синица, что на море пустилась; прежнего и тени нет. 1868 г. ноября 16-го. Приветствую с днем вашего Ангела, конечно, ранее других; ибо еще пятый час утра. Канун ваших именин провел хорошо: был у вечерни, потом у всенощной в домовой у митрополита. Ночью поднялась зубная боль и со второго часа не сплю, нужно идти в класс и уже ехать в Москву. Как-то Бог поможет. Святитель Филарет, помилуй меня. Это он наказывает меня за то, что я прошлый год поленился ехать на его похороны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

До святого дела мало, его нашли в рубрике «Зубная боль». Если бы не ныл зуб, то он был бы не нужен. Мы вовсе не против литургического предания и даже обычаев, имеющих под собой твердое основание. Но здесь речь идет как раз об уничтожении предания как передачи знаний в русле церковной жизни, о замене предания собственными домыслами. Святой связан с Богом, как луч – с солнцем, не по природе своей, а по благодати; и каждый святой имеет молитвенное дерзновение к Богу. Эти обширные справочники с рекомендациями и рецептами, выдуманными большей частью за письменным столом, являются предметом для острой и несправедливой критики Православия со стороны различных сект, особенно протестантского толка. На самом деле это вовсе не учение Церкви, а продукция для ширпотреба. Святые могли испросить у Бога особые дары, но мы хотим слышать их голоса, сохраненные в агиографии и литургике, а не тех, кто приписывает им «род деятельности» и «характер» чудес. Молитва – это общение. Здесь идея этого общения как соприкосновения с новой жизнью, как освящения благодатью, как встречи двух живых личностей тускнеет и меркнет: святой должен сделать конкретное дело, оказать помощь, которую предписывает ему справочник, а затем он не нужен, если подобная ситуация не повторится. А что происходит с сознанием человека, с чем ассоциируется имя святого, об этом мало кто задумывается. Святые отцы писали, что, хваля добродетель, мы становимся причастниками добродетели, что молитва – это один из путей уподобления тому, к кому она обращена. Теперь молитва постепенно теряет свою мистическую глубину: кто оказывается ненужным, остается что . В последнее время появилось также множество неизвестно кем сочиненных молитв, которые на самом деле молитвами назвать трудно. Они написаны на душевно-чувственном уровне, и их стиль совершенно не отвечает внутренней динамике молитвы. Достаточно сравнить их с церковными молитвословиями, и мы увидим, что они представляют собой лишь что-то сродни размышлениям или медитации либо поэзию, чаще всего не высшего качества. В церковных молитвословиях душа находит себя, они представляют собой передачу мистического опыта святых, его словесное выражение. Этот опыт настолько глубок, что человек, читающий их, находит в них свое и себя. Эти молитвы – излияние сердца, очищенного благодатью и потому более глубоко ощущающего демоническую силу и тяжесть греха. Эти молитвы заключают в себе огромную духовную напряженность, но в то же время лишены чувственной восторженности, внешнего драматизма. Поэтому их читают всю жизнь, они соответствуют любому духовному возрасту, они воспринимаются как новые, они от духа и обращены к духу – стержню человеческой личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Еще одно чудесное исцеление произошло со мной самим. Когда к нам в храм приезжал священник с Иверской Иконой и давал ватки с миром, я молился, чтобы мне исцелиться от одной хронической телесной болезни. Но от этой болезни исцеления я не получил. Зато избавился от одного греха, к которому был привержен почти всю свою жизнь и не мог избавиться, как ни старался; своих сил не хватало. И вот Богородица помиловала меня и избавила от этой страсти. Уже прошло 2,5 года, а я не возвращался к этому греху, хотя и грешен во многом другом. Слава Тебе, Пресвятая Богородица, за милосердие Твое! Еще у одной женщины в нашем приходе прошла зубная боль после помазания миром, и от некоторых других я слышал, что их недомогания ослабли, и облегчились болезни, когда приезжала Икона». Анна П. из Брюсселя делится своими переживаниями: «Хочу вкратце описать, как виновата я перед Святой Чудотворной Иверской Иконой Матери Божией. Когда Икона начала мироточить, из Канады мне прислали ватку в целлофановом пакетике, как часто у нас теперь их и раздают. Я этот пакетик с ваткой приколола булавкой к нижнему белью на грудь и носила. Потом святыня прибыла к нам в храм первый раз, потом второй. Я наблюдала, как она источала миро в определенные моменты, при молитве, как например, «Отче наш». Аромат ее мы все знаем, но по моей греховности у меня родилась мысль, так сказать, «научно объяснить», т. е. «понять», что происходит? Что можно было придумать, чтобы произошло то, что есть? Вернувшись из церкви, куда прибыла святыня, я не могла отделаться от этой кощунственной мысли, которая преследовала меня. Вздумала пойти в сад и посидеть на солнышке. Сняла одежду, нижнее белье с приколотой в пластике ваткой положила снизу, все остальное сверху, надела купальник и пошла в конец сада, все размышляя: «Хозе хорошо знал литургию, мог ввинтить механизм, который источает иногда больше, иногда меньше пахнущего мира». Сижу на лежанке, и эта мысль не уходит от меня. Вдруг на грудь ко мне что-то падает, я еще сижу с закрытыми глазами, почувствовав аромат. Схватываю рукой это упавшее что-то – это ватка, но без целлофанового пакетика. Меня всю будто пронзило током, и я, вскочив, побежала в столовую (это метров 20) посмотреть мой пакетик. Поднимаю мою одежду, и внизу, как я его оставила, лежит пакетик, пустой, закрытый, только ватки в нем нет, она перелетела ко мне во время моих кощунственных «научных» размышлений. Не буду описывать мое состояние, так это меня поразило! Теперь, когда я узнаю, что святая Иверская прибывает куда-либо в Европу, я еду, чтобы ей поклониться. Я даже не смела рассказывать (только одной даме рассказала), чтоб не посчитали меня «не совсем в своей тарелке». Много позже рассказала и самому Хозе. Прости меня, Пресвятая».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

– Зачем тебе? – спросил ее пастырь. – Для здоровья,– ответила ему Матрена Михайловна. Он позволил ей назавтра прийти к нему на исповедь. На другой день он действительно взял ее исповедовать, причем сам назвал ее имя, а когда она подошла к Святой Чаше, то он громко сказал: «Болящая Матрена причащается»; с тех пор она стала чувствовать себя лучше и лучше, боязни как и не бывало, явился хороший сон и аппетит. Матрена Михайловна быстро окрепла силами и перестала лечиться, тогда как до батюшки ходила по разным лечебницам, много потратила денег на докторов. Она и после своего чудесного исцеления несколько раз прихварывала, но всякий раз выздоравливала по молитвам дорогого пастыря, даже и теперь, после его кончины, чувствует на себе великую целительную помощь благого пастыря, потому что стоит ей только с усердием и с любовью обратиться к дорогому своему незабвенному хранителю-батюшке, как он сейчас же отзывается на ее просьбу и является к ней на помощь. Три года болели у Ольги Егоровны Игнатьевой зубы, она сильно мучилась, потом пришла к батюшке, а он тронул ее рукой за больную щеку, и зубная боль прекратилась. Сын ее Константин любил ездить в Останкино, там останавливался у одной старушки и часто отправлялся на охоту. В одно время его нашли несчастно скончавшимся в лесу. Сострадательная старушка похоронила его и с честью проводила на кладбище. Матери же никто не дал знать о его смерти, только раз, во время молебна, батюшка вдруг берет чью-то записку и возглашает: «А эта записка о новопреставленном Константине, чья она?» Это именно и было в то время, когда он скончался; таким образом премудрый пастырь хотел дать понять Ольге Егоровне о постигшем ее несчастии. Но она не догадалась и ничего не подозревала о смерти сына. И вот через неделю после его кончины, во время панихиды, кто-то сообщает Ольге Егоровне о смерти ее сына. С ужасным криком отчаяния бросается она к батюшке со словами: – Мой сын погиб! – Нет,– строго останавливает ее пастырь,– он не погиб, а несчастно скончался.– Потом обращается ко всем присутствующим, просит их встать на колени и помолиться о новопреставленном Константине; все усердно молятся, сам батюшка коленопреклонно возносит за него горячее моление ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

И действительно, просматривая тогдашнюю обновленческую писанину (а православной печати в те годы в России не существовало: она была запрещена), нельзя не подивиться цинизму и тупой злобности их измышлений. Остановимся на некоторых из них: «Митрополит Петр привлечен к ответственности [...] История повторяется» 262 . И обновленческие «профессора» и «историки», продолжая вертеть старую, надоевшую всем, как зубная боль, шарманку, снова и снова сообщают своим беднягам-читателям: «Антоний [Храповицкий], сначала не хотевший признавать Петра, потом его признал, не потому, что это было в завещании Тихона, а потому, что убедился в его преданности контрреволюции» 263 . «Не повезло [...] Петру Крутицкому. Оказывается, несчастье с ним стряслось как раз накануне счастья, которое его ожидало. “Правое Дело» [белоэмигрантская газета. – Сост.] (о, уж оно тут не соврет) пишет, что незадолго до третьего Поместного Собора в России [т. е. «Помсобора-25». – Сост.] заграничный эмигрантский Синод «имел суждение» о признании Петра «законным Местоблюстителем» и решил было повременить с этим делом, так как «через верные руки» сведений о Петре еще не было получено. Но затем скоро, когда получились известия о Соборе и о том, что Петр “мужественно отверг» все приглашения обновленцев, Антоний Храповицкий сам предложил признать Петра. (Вот она – награда за “твердость»). Стало быть, Петру предстояло “законно» “возглавить» тихоновщину, российскую и заграничную: ведь утверждение в сем достоинстве, главным образом, зависит от заграницы.Атут-то и постигло его несчастье. Тоже не повезло человеку» 264 . Напрасно в сотый раз изощряется здесь автор, клевеща на Русскую Церковь за Ее, – якобы имевшие место, – тайные сношения с зарубежной церковной эмиграцией («верные руки»). В частности, карловчанам совсем и не надо было иметь никаких «верных рук» для того, чтобы вполне четко представлять себе все те безобразия, которые творились на «Помсоборе-25», иметь понятие о послании Местоблюстителя и отношении его к раскольникам, словом, вообще о положении церковных дел в России. Вполне достаточно было просматривать наши газеты и обновленческую «прессу» (что, разумеется, и делалось с должным вниманием), а также иметь и некоторый личный печальный опыт в церковной жизни России – который, в той или иной мере, и имел каждый из бежавших заграницу иерархов, – чтобы и без «верных рук» ориентироваться в происходящем погроме Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Между тем, в храмах и монастырях Москвы и области проблемой наркомании и алкоголизма занимаются все шире. Например, к отцу Анатолию Берестову - первым в России начавшему лечить сии недуги у Святой Чаши, едут издалека - кто с Дальнего востока, кто из Греции, Болгарии, Сербии. Здесь как-то стараются разместиться, устроиться на время (Москва!). Не проще ли им было посетить Ваших, доктор, коллег по месту жительства? А почему, скажем, приняв " мильон терзаний " в столице, они идут все-таки не к вам? Да потому, что времени жить почти не осталось. Им ведь безразлична Ваша " познаний тяжкая огромность " . Им не помогли в свое время, только измучили, вот и все. Духовное это дело - страсти, знаете ли. Не существовало бы понятия " невидимая брань " , которую, если Вы православный, должны бы ощущать, как все, - сполна, если бы можно было просто принять комплекс препаратов против, например, греха завистливости - не так ли, доктор? Как, скажем, в Вашем примере про зубы (это у вас что - материализм или искреннее непонимание того, что зубная боль и страсть наркомании - вещи несколько разные). Вот каждое слово в " белом и пушистом " комментарии анонимного врача не выдерживает даже поверхностной критики. Неудобно распространяться далее, лишь - справедливости ради - следующее. Вот дикость, которую ну просто не мог написать православный. Это о чтении у нас " акафистов часами, как заклинаний, даже не понимая смысла слов, и т.п. языческих проявлений " . Ну да, церковь тупа и примитивна, практически язычники, а страждущие просто лишены возможности (и права - да, доктор?) живого общения с Господом. Как это в Евангелии: " Во грехах ты весь родился " (Ин. 9-34). Так бы сразу и сказали. Да простят меня верующие, которые могут увидеть мой комментарий, и все же не удержусь от сравнения. Мне все это живо напоминает одно выступление нашего политического деятеля, в котором он упомянул о " детях Шарикова " . Хочется процитировать несколько слов из замечательной отповеди, которую дал выступавшему, защитив свой народ, православный христианин Владимир Владимирович Путин: " У нас талантливый народ... И не люди виноваты в том, что часть населения у нас деградирует в связи с бедностью... " . А посему не будем исподтишка второсортить людей, лучше решать проблему общими усилиями. Кстати, медики помогают отцу Димитрию в его труде и радует, что желающих работать становится все больше. Все чувствуют любовь и заботу, которую излучает этот человек, без малого двадцать лет подвизающийся на ниве Христовой. Все последнее время он служил Литургии пять дней в седмицу (если это Вам о чем-нибудь говорит), любому было легко приехать, узнать, если так уж " задело " , чтобы огульно приписывать священнику немыслимое. Да побойтесь Бога!

http://pravoslavie.ru/31158.html

Мир действительно лежит во зле, глубоко погряз в болоте греха и неправды. И тот, кто не видит ничего, кроме этой темной стороны действительности, поистине должен признать, что жизнь есть циничная насмешка над человеческим страданием. Тогда понятной становится вся эта «мировая скорбь», начиная от Соломона («Суета сует и все суета и томление духа»), и заканчивая глубоким пессимизмом нашего времени. Немецкий мыслитель Шопенгауэр называет жизнь маятником между скукой и страданием. Высшее благо, утверждает он, это безвольное состояние, и «тогда уже все равно, смотреть ли из темницы, или из дворца на заходящее солнце». Однако отсутствие желаний приводит к еще большему бедствию: оно порождает убийственную скуку и пустоту. В то же время Шопенгауэр порицает и самоубийство, называя его «напрасным и безумным поступком». Единственный выход для человека он видит в аскезе, в подавлении всех своих желаний. С этой точки зрения все так называемые земные блага – здоровье, молодость, свобода, богатство – есть лишь условия нулевой точки ощущения. Ведь человек испытывает радостное ощущение, когда у него прекращается даже зубная боль. Однако отсутствие зубной боли есть и у бездушного камня. Восточная мысль! постулировала такое состояние принципом вхождения верующего в нирвану – безмятежность небытия как высшее! блаженство. Такую безотрадную оценку жизни дал еще за шесть веков до Рождества Христова индийский мыслитель Синдтхартха Гаутама. Будда жил в царских палатах среди фантастической роскоши индийской природы. Но покинув однажды стены своего дворца, он встретился с горькой реальностью и прозой жизни – он увидел больного калеку, ветхого старика и похоронную процессию... Он пришел к справедливому выводу, что в этой жизни господствует болезнь, старость и смерть, т.е. страдание. Страдание же происходит от желания, которое никогда не может быть удовлетворено, поскольку ему на смену приходит другое желание, и так до гробовых досок. Поэтому нужно вытравить в себе желание путем аскетических упражнений, уничтожить в себе личность и раствориться в небытии «нирваны»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Монашествующие Иверского монастыря существовали по преимуществу рыбной ловлей. Их было около 30-ти человек. Я еще застала в живых иеромонаха отца Лаврентия, бывшего без-сменным с юных лет келейником архимандрита Лаврентия, настоятеля Киево-Печерской Лавры, известного в летописях подвижников благочестия XIX века и скончавшегося на покое, управляя Иверским монастырем. Архимандрит Лаврентий также описан в автобиографии знаменитой Леушинской игумении Таисии. Он ее благословил на монашество и при этом вручил ей, тогда еще совсем молодой, мирской девушке, свой настоятельский посох. Иеромонах Лаврентий, подобно своему учителю, был также праведным и прозорливым. Когда он еще был в средних годах, с ним произошло следующее: в монастыре умерли нетрезвые монахи. Отец Лаврентий безмерно скорбел об их погибели и умолял Господа дать ему понести за их грех какое-либо страдание, дабы облегчить их загробную участь. И действительно, вслед за этим его постигла мучительная болезнь: воспаление лицевого нерва и когда периодически болезнь эта обострялась, то страдания его доходили до крайнего мученичества. „Самая страшная зубная боль, — говорил он, — ничто в сравнении с этой болью“. Однажды, находясь в состоянии почти невменяемом, он стоял на обрыве над озером, помышляя о самоубийстве. Рядом появился человек и стал решительно поддерживать его в этом намерении. Отец Лаврентий уже решившийся было броситься в воду, осенил себя предварительно широким крестом — и в это мгновение успел заметить, что стоявший рядом человек внезапно стал невидим. Потрясенный отец Лаврентий сразу опомнился и с той поры понес безропотно свои нестерпимые муки. Умершие монахи не раз являлись ему в сновидениях и изъявляли ему свою благодарность. Внешний облик о. Лаврентия был необычайно светлый: внутренний свет его души как бы просвечивался сквозь оболочку его старческого тела. На контрастном сумрачном фоне каменной кельи этот сияющий, любвеобильный образ выделялся еще более разительно. Жил о. Лаврентий в монастырской стене постройки XVII века, где помещались монашеские кельи. Он редко выходил, а, может быть, и совсем уже не выходил.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

На вопрос мамы, как учить детей, ведь здоровье ее после блокады и гибели старшего сына очень плохое, а муж после ареста брата впал в депрессию и не может работать, отец Серафим ответил: «Учи, матушка, Бог тебе поможет». Действительно, так и случилось. У мамы, которая была отличной портнихой, появились постоянные заказчики: артисты филармонии (они уже тогда ездили за границу на гастроли), профессора – отбоя не было от заказов. Она работала дома часто сутками, порой даже ночью. Стала зарабатывать в 3–4 раза больше, чем муж, инженер Ленэнерго. Мы все получили прекрасное образование. Так сбылось и это предсказание отца Серафима. Обо мне мама ничего не спросила, я училась тогда в 6-м классе, и отец Серафим ничего сам не сказал. Но его благословение помогло и помогает мне всю мою жизнь. Хочется рассказать еще об одном свидетельстве, о котором слышала от прихожан в те годы. Пришла к отцу Серафиму одна верующая девушка 19 лет. Он посмотрел на нее и сказал только два слова: «Христова невеста». Все были в недоумении, что бы это значило. В Пасхальную ночь она стояла в ограде церкви около металлической приставной лестницы. Расшалившиеся подростки опрокинули лестницу, она упала на девушку и убила ее тут же насмерть. А в 2002 году, когда я лежала в больнице, женщина 80 лет из нашей палаты рассказывала, как она в 1945 году побывала у отца Серафима в Вырице вместе со своей подругой. В то время отец Серафим еще мог сидеть в кресле. Эта женщина была еще не замужем и спросила у него, как сложится ее жизнь. Он посмотрел на нее и сказал: «Хорошо». После чего благословил ее. Действительно, она вышла замуж за добропорядочного человека, родила 2-х прекрасных дочерей, имеет 4-х внуков и живет благополучно с мужем до сих пор. «Вернувшись из Вырицы, летала, как на крыльях» Случай чудесного исцеления, о котором рассказывает Александра Николаевна Полировнова, еще раз показывает великую силу молитвы и любви вырицкого старца. ...Это был 1945 год. После получения мною извещения о том, что мой муж погиб на фронте, у меня стала сильно болеть левая рука – вся, от плеча и до локтя. Боль была острая, как зубная. Она постоянно изматывала меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Находящиеся на склоне горы между «верой» и «неверием», если не стремятся вверх, не испрашивают благодатной помощи у Бога, рано или поздно оказываются внизу. Чехов ушел из жизни не при священнике с чашей со святыми дарами, не при благоговейно любящем друге, а с бокалом шампанского и при супруге, поспешившей свою поездку за границу с умирающим мужем совместить с протезированием полости рта. Спаси нас Господи от неверия и не остави нас, грешных. Рейтинг: 8.5 Голосов: 59 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ульяна 16 марта 2020, 19:59 Согласна с теми, кому статья не понравилась! Думаю, Господь принял душу Чехова, который умер без исповеди, чем душу лидера хорватских усташей Анте Павелича, который исповедовался; чем души боевиков ОУН, которых окормляли униатские священники-коллаборационисты! Для меня творчество Чехова было одной из немногих отроческих и юношеских радостей в лихие 90-е! Такой же радостью было и творчество Куприна, Горького, Саши Черного! А может у жены Чехова была адская зубная боль и протезирование было ей необходимо? Когда наша интеллигенция копалась в личной жизни советских вождей, в личной жизни декабристов и декабристок, никто не думал, что вскоре они будут копаться в личной жизни Николая Второго! Татьяна Маякова. 16 января 2012, 16:13 Прочитав статью Пономарёвой, испытала чувство негодования и досады: как редакция сайта могла поместить такую недалёкую псевдонабожную статью! И очень порадовалась, что в большинстве комментариев статья не принята! Как глубоко верующий человек и любящий А.П.Чехова могу только сказать: лучше гореть в аду рядом с Чеховым, чем находиться в раю рядом с Пономарёвой. Такие авторы и плодят атеистов. К счастью для всех нас такая статья - исключение. Вот ссылка на другую статью, действительно отражающую истину, на сайте " Православие и мир " Вячеслав 18 декабря 2011, 23:21 Какая пустая статья, как жаль читать ее на этом сайте, как сейчас говорят " не осилил " , т.е. не смог дочитать до конца. У меня текли слезы когда я читал " Архирея " , а ту не проникся, прошел мимо, к сожалению автор статью не проникся, и возможно не читал(а), и " Студента " и " Степь " , Святую Ночь " или к примеру " Убийство " . Многое можно добавить, и процитировать, но не хочется, грустно братья и сестры...

http://pravoslavie.ru/33770.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010