3. Возможно ли допустить, что череп не содержащий следов стоматологического лечения и содержащий гнилые зубы мог относиться к Императору Николаю Александровичу по тем основаниям, на которые указывают профессора В.Н. Трезубов и П.П. Грицаенко, что Император Николай Александрович был ярым противником всякого зубоврачебного вмешательства, например, из-за непереносимости зубной боли. Нет, такое допустить затруднительно. Во-первых, если речь идет о пародонтите, то это заболевание является болезнью пародонта и десен, а не зубов. Зубы при нем расшатываются и могут выпадать, но никак не «гниют». Если же речь идет о кариесе, то это заболевание неизбежно сопровождается острой зубной болью, избавление от которой возможно исключительно вследствие стоматологического вмешательства. Кроме того, нет никаких оснований предполагать у Императора упомянутого профессорами В.Н. Трезубовым и П.П. Грицаенко «страха» перед зубной болью. На протяжении всей своей жизни Николай Александрович зарекомендовал себя сильным и мужественным человеком. Вел активный образ жизни, занимался многими видами спорта: верховой ездой, игрой в теннис, греблей. В его дневниковых записях нет упоминаний о проблемах, причиняемых ему зубной болью и самим посещением стоматолога (хотя, последние в них многократно отражены). Показания очевидцев покушения (см. об этом выше) на Цесаревича Николая Александровича в г. Оцу (Япония) 29 апреля 1891 г., в ходе которого будущий Император получил серьезное рубящее ранение головы, сопровождаемое значительной кровопотерей, никак не отмечают проявления у него страха. Использование анестезии, аналогичной по своему действию современной, зафиксировано и в начале XX века, поэтому зубная боль при зубоврачебном вмешательстве не чувствовалась, и у Государя не могло возникать какого-либо страха перед лечением. Таким образом, если бы череп 4 принадлежал Императору Николаю Александровичу, на зубах этого черепа должны были быть следы зубоврачебного лечения, в том числе пломбы или следы удаления зубов. Однако таковых экспертами не зафиксировано.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/30/za...

40. Посольского монастыря игумен Петр напредь сего был долго священником. Рождались у него дети и умирали. Он прибегнул с молением к Святителю Иннокентию, дабы предстательством Его Бог даровал ему наследника. Сын испрошен и был уже диаконом, но скоро овдовел. Это для отца, по совету благочестивых людей, послужило знамением, что Святитель овдовевшего усвояет Себе, и диакон поступил в Иркутский Вознесенский монастырь. Но когда отец стал игуменом в Посольском монастыре, то пожелал иметь сына диакона при себе, несмотря на предостережения более внимательных к путям Божиим. Диакон переселился в Посольский монастырь, заболел и вскоре умер. 1798 год 41. Девица казачьего звания Евдокия Максимова в 1798 г. заболела глазами до того, что не видела рук своих. Она попросила мать свою Марью Игнатьеву сходить в Вознесенский монастырь, отслужить над Угодником панихиду, взять масла из лампады и земли из-под гробницы. Мать исполнила по ее желанию. Больная, приложив к глазам земли и масла, исцелела. 42. Иркутский купец Иван Тиунцев в сентябре 1798 г. также тяжко болел глазами и сколько ни употреблял врачебных средств, не получил ни малейшей пользы. Наконец обратился к целителю Иннокентию, пришел в монастырь, помолился в церкви, где стояло нетленное тело, взял из горевшей над ним лампады масла, помазал глаза свои и, не отходя от Угодника, тут же получил исцеление. 43. Приезжая из России, вольноотпущенная Агафья имела малолетнего сына Петра, который долгое время страдал кашлем. Она привела малютку к Угоднику и, помолившись усердно, взяла из лампады масла и влила его в рот малютки, который в тот же час перестал кашлять и на возвратном пути был здоров, весел и смеялся, как бы и никогда не был болен. 44. И том же доме, где жила вышереченная Агафья, находилась приезжая из Петербурга Марья Петрова Глебова. Сия Глебова впала в расслабление всех членов, и к тому же ей приключилась зубная боль, выбившая ее из ума. Агафья присоветовала ей помазаться маслом от лампады Угодника. Больная, приняв совет, немедленно вскочила с постели, помазала уста и все члены свои маслом и в тот же час исцелела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В итоге ситуация получилась очень даже похожей на историю культа св. Валентина на Западе: и там и там в основе культа лежит память о реальных людях, почитаемый Церковью как святые. И там и там эта память была расцвечена в фольклорные тона, и там и там народные предания подчеркнули в этих святых их человеческую влюбленность. Но эта фольклорная преувеличенность не помешала собственно церковной памяти о Петре и Февронии как о святых, любивших друг друга. Вот и вера современных людей в св. Валентина как покровителя влюбленных есть несомненный факт, независящий ни от каких источниковедческих штудий. Переубеждает ли Церковь людей, верящих в то, что от зубной боли надо молиться именно святому Антипе, а от головной боли – святому Иоанну Крестителю? Нет, хотя это не более предрассудок. Так отчего же Церковь должна разрушать убеждение людей, которые хотят молиться нашему святому о чем-то гораздо более важном, нежели зубная или головная боль? Итак, с формальной точки зрения празднование святого Валентина именно 14 февраля вполне может быть воспринято Русской Православной Церковью. Вопрос в том – нужна ли подобная рецепция. 14 февраля – это «день влюбленных». Разве это плохо с точки зрения Православия? Разве наша Церковь состоит только из монахов? Разве только монашеский путь считается у нас спасительным и дозволенным? Разве влюбленность не должна сопровождаться молитвой? Понимаю, что большинство из тех, кто празднует «день святого Валентина» именно молиться-то Валентину и не помышляют… Но вот тут-то и уместно было бы слово Церкви: как же так, в день-то Валентина и не поставить свечку Валентину, не помолиться ему?!! Поскольку традиция эта в России еще только-только новорожденна, она изменчива и пластична. И Церковь могла бы оказать влияние на ее формирование не брюзжанием, а чем-то иным. В идеале (миссионерском идеале) можно было бы сказать: настоящие «валентинки» – это те, что приобретены и освящены в храме. А начать хотя бы с того, чтобы 14 февраля служить молебны св. мученику Валентину об умножении любви. Для этого не нужно даже ждать разрешения Синода: мы же в любой день можем служить молебен св. Николаю или Георгию – а не только в дни их календарной памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В итоге ситуация получилась очень даже похожей на историю культа св. Валентина на Западе: и там и там в основе культа лежит память о реальных людях, почитаемый Церковью как святые. И там и там эта память была расцвечена в фольклорные тона, и там и там народные предания подчеркнули в этих святых их человеческую влюбленность. Но эта фольклорная преувеличенность не помешала собственно церковной памяти о Петре и Февронии как о святых, любивших друг друга. Вот и вера современных людей в св. Валентина как покровителя влюбленных есть несомненный факт, независящий ни от каких источниковедческих штудий. Переубеждает ли Церковь людей, верящих в то, что от зубной боли надо молиться именно святому Антипе, а от головной боли – святому Иоанну Крестителю? Нет, хотя это не более предрассудок. Так отчего же Церковь должна разрушать убеждение людей, которые хотят молиться нашему святому о чем—то гораздо более важном, нежели зубная или головная боль? Итак, с формальной точки зрения празднование святого Валентина именно 14 февраля вполне может быть воспринято Русской Православной Церковью. Вопрос в том – нужна ли подобная рецепция. 14 февраля – это " день влюбленных " . Разве это плохо с точки зрения Православия? Разве наша Церковь состоит только из монахов? Разве только монашеский путь считается у нас спасительным и дозволенным? Разве влюбленность не должна сопровождаться молитвой? Понимаю, что большинство из тех, кто празднует " день святого Валентина " именно молиться—то Валентину и не помышляют… Но вот тут—то и уместно было бы слово Церкви: как же так, в день—то Валентина и не поставить свечку Валентину, не помолиться ему?!! Поскольку традиция эта в России еще только—только новорожденна, она изменчива и пластична. И Церковь могла бы оказать влияние на ее формирование не брюзжанием, а чем—то иным. В идеале (миссионерском идеале) можно было бы сказать: настоящие " валентинки " – это те, что приобретены и освящены в храме. А начать хотя бы с того, чтобы 14 февраля служить молебны св. мученику Валентину об умножении любви. Для этого не нужно даже ждать разрешения Синода: мы же в любой день можем служить молебен св. Николаю или Георгию – а не только в дни их календарной памяти.

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

В сопровождении о. игумена мы отправились на монастырских лошадях в «ближнюю» и «дальнюю» пустыньки. Мы ехали по лесному песчаному косогору, поросшему высокими соснами и другими деревьями. Воздух чистый, смолистый... Вправо виднеется извилистая речка Саровка, на другом берегу чернеется густой вековой лес. По дороге нам попадалось много богомольцев, идущих на источник, которые низким поклоном приветствовали Преосвященного Трифона. Мы скоро приехали в ближнюю пустыньку преподобного Серафима, отстоящую от монастыря в двух с половиною верстах. Здесь находится главный источник преподобного Серафима, ископанный его трудами. По молитвам святого старца и по вере болящих вода в этом источнике имеет целебное свойство. Над источником устроена большая часовня, расписанная прекрасною живописью. Какая чудная вода, чистая, как стекло, очень приятная на вкус и холодная! У этого источника всегда можно встретить толпу больных всевозможными болезнями, они спешат сюда в надежде получить облегчение. Наш Преосвященный отчасти сам испытал целебное свойство воды из источника преподобного Серафима. Зубная боль сильно беспокоила Владыку. – Когда я пустил на себя струю ледяной воды, то тело мое как бы обожгло, но это все было одно мгновенье; я почувствовал необычайную бодрость, свежесть, болезнь моя успокоилась. Я чувствую себя теперь очень, очень хорошо! – сказал мне Преосвященный. Мне пришлось наблюдать за многими больными, которые с высокой верой пускали на себя струю холодной воды; они благодарили Бога, что сподобились обители новоявленного угодника Божия, по молитвам которого они надеются получить облегчение болезни. Игумен Иерофей показывал нам вновь строящийся резервуар источников, выложенный камнем. В него будет проведена вода из источника преподобного Серафима. Рядом с источником, на горке, стоит небольшой домик, подобие того, в котором жил преподобный Серафим. Нам сказывали, что здесь он кормил из своих рук медведя и других зверей. Мы отправились в дальнюю пустыньку. Дорога шла в гору, направо и налево стоят сосны; тишина могильная. Эта тишина нарушается только тихою беседою богомольцев, направляющихся в дальнюю пустыньку.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Вашего Высокопреподобия смиренный послушник э.-о. профессор Александр Лавров. 23 ноября 1891. С. Петербург, Новый Переулок, Д. 3, кв. 3. П.Ф. Комарову 151 мнение Вашего Высокопреподобия я сообщил. Письмо 24. Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший Отец Ректор! Телеграфическое извещение Вашего Высокопреподобия о присуждении мне награды в Бозе почившего Святителя Филарета 152 я имел честь получит в двенадцатом часу 1-го декабря. – Душевную благодарность приношу Вашему Высокопреподобию за всегдашнее, неизменно-милостивое ко мне расположение. Прошу прощения, что умедлил ответом и выражением благодарности. Это произошло оттого, что всю прошедшую неделю меня мучила страшная зубная боль, препятствовавшая мне и заниматься и выходить из дому; а мне хотелось между тем побывать у какого-нибудь источника здешних новостей, дабы сообщить Вашему Высокопреподобию. В прошедшем заседании мне случилось узнать только об одном касающемся наших мест обстоятельстве. Делопроизводитель Комитета секретарь здешней консистории Камчатов сказывал, что на череду на будущий год вызываются отец Ректор Вифанский и Ректор Симбирский Афанасий. Петр Фед. Комаров был у меня и говорит, что он избирает темою рассуждения: «Гавриил Митрополит Новгородский и С.-Петербургский», имея в виду некоторые неизданные материалы, хранящиеся у них в библиотеке, а также архивы синодский и консисторские, где надеется найти многое любопытное. Вскоре об этом он будет писать Вашему Высокопреподобию. Поздравляю Ваше Высокопреподобие с первым Академическим торжеством 153 . Душевно желаю, чтобы торжество сие было благоуспешно и для Академии плодотворно. Евгений Евстигнеевич вчера благополучно прибыл в Петербург. С совершеннейшим почитанием и глубочайшею преданностию и благодарностию, прося себе благословения Вашего Высокопреподобия, имею счастие быть Вашего Высокопреподобия смиренный послушник э.-о. профессор Александр Лавров. 6 дек. 1871. С.-Петербург, Новый Переулок, Д. 3, кв. 3. Часть 4 Письмо 25. Ваше Высокопреподобие,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вашего Высокопреподобия смиренный послушник э.-о. профессор Александр Лавров. 23 Ноября 1891. С. Петербург. Новый Переулок. Д. 3, кв. 3. П.Ф. Комарову 2410 мнение Вашего Высокопреподобия я сообщил. 24 Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший Отец Ректор! Телеграфическое извещение Вашего Высокопреподобия о присуждении мне награды в Бозе почившего Святителя —384— Филарета 2411 я имел честь получить в двенадцатом часу 1-го Декабря. – Душевную благодарность приношу Вашему Высокопреподобию за всегдашнее, неизменно-милостивое ко мне расположение. Прошу прощения, что умедлил ответом и выражением благодарности. Это произошло от того, что всю прошедшую неделю меня мучила страшная зубная боль, препятствовавшая мне и заниматься и выходить из дому; а мне хотелось между тем побывать у какого-нибудь источника здешних новостей, дабы сообщить Вашему Высокопреподобию. В прошедшем заседании мне случилось узнать только об одном касающемся наших мест обстоятельстве. Делопроизводитель Комитета секретарь здешней консистории Камчатов сказывал, что на череду на будущий год вызываются отец Ректор Вифанский и Ректор Симбирский Афанасий. Петр Фед. Комаров был у меня и говорит, что он избирает темою рассуждения: «Гавриил Митрополит Новгородский и С.-Петербургский», имея в виду некоторые неизданные материалы, хранящиеся у них в библиотеке, а также архивы синодский и консисторские, где надеется найти многое любопытное. Вскоре об этом он будет писать Вашему Высокопреподобию. Поздравляю Ваше Высокопреподобие с первым Академическим торжеством. 2412 Душевно желаю, чтобы тор- —385— жество сие было благоуспешно и для Академии плодотворно. Евгений Евсигнеевич вчера благополучно прибыл в Петербург. С совершеннейшим почитанием и глубочайшею преданностью и благодарностью, прося себе благословения Вашего Высокопреподобия, имею счастье быть Вашего Высокопреподобия смиренный послушник э.-о. проф. Александр Лавров. 6 Дек. 1871. С.-Петербург, Новый Переулок. Д. 3, кв. 3 Сергий [Страгородский], архим. На Дальнем Востоке: (Письма японского миссионера) [I–XXIV: Письма: I: «Черное море», 21 августа, II: «Средиземное море», 25 августа 1890 г.]//Богословский вестник 1895. Т. 3. 9. С. 386–399 (2-я пагин.). (Начало.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во время чтения канона Батюшка несколько раз перевора­чивал аналой и оборачивался лицом к народу, чтобы дать объяснение прочитанного. За чтением Апостола, когда Батюшка обыкновенно сидит, он вдруг сегодня встал, подошел к жертвеннику и вынул частицу из просфоры. В своем слове отец Иоанн опять коснулся великого значения Таинства Святого Приобщения и выяснил значение праздника Преображения Господня. Он сказал, что Господу Иисусу Христу явились во славе давно умершие Илия и Моисей; Сам же Спаситель сиял как солнце 542 . Сказал, что, подходя к Причастию, мало приготовиться и исповедаться, а нужно еще и отстать от тех грехов и пороков, в которых сознал себя виновным. «Необходимо отстать от зависти, гордости, тщеславия, лжи, само­мнения, самолюбия, сребролюбия и злобы...» – добавил Батюшка. Когда он кончил говорить, к нему подвели старуху с бесноватою дочерью; Батюшка сейчас же взял Чашу и причастил их первыми. Я от обедни пошла к себе и как только заметила карету, выбежала на лестницу и встретила там дорогого отца Иоанна. Он радостно поздоровался со мной, благословил, и я, взяв его под руку, ввела по лестнице в свою комнату. Батюшка узнал, что у меня болят зубы, и сказал: «Помолимся». Сам зажег свечи, встал на колени и со слезами просил у Господа здоровья и душевного спокойствия. Я хорошо помолилась, и зубная боль у меня утихла. «Да пошлет тебе Господь здоровье и мир душевный...» – сказал мне Батюшка, давая при­ложиться ко кресту, и обильно окропил святой водой. По окончании молебна отец Иоанн сам попросил чаю, говоря, что ему очень хочется пить; он выпил половину стакана, налил остальное на блюдце мне, а потом угостил и всех тут находившихся. Видя, что Батюшка находится в таком чудном благодушном настроении, я встала около него на колени и спросила: «Дорогой Батюшка, скажите, какой сон видел адмирал Ломен 543 , что просил вас наве­стить его и объяснить ему что-то об аде? Все страшно заинтересо­ваны его поступком, потому что мало людей верит в адские муки». Отец Иоанн сильно взволновался и сказал: «Как не верят? Кто не верит? Разве только толстовцы со своим графом...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вся Романия находилась под влиянием образа страдающего Бога, а вера у ромеев проявлалась в любые мгновения жизни. «Богородица, помилуй!» – то и дело слетало с уст византийцев. Столь же прочно в плоть и кровь каждого человека вошла молитва , которую творили и в церквах, и один на один с Богом. Она заполнила жизнь и была превыше всего, ибо надлежало непрерывно мыслить о Христе. Ни мирянину, ни клирику нельзя было пропускать больше трех недель церковное собрание под угрозой удаления от общения с верными. Церкви требовалось посещать по воскресным дням, в праздники и, особенно, на Страстной неделе перед Пасхой. Целый цикл молитв был разработан для разного времени суток и по самым различным поводам. Крестные знамения, мольбы, поклоны, многообразные формулы, многочисленные обеты перед иконами были предназначены для того, чтобы избежать любых напастей, опасности, печали. Священников приглашали для благословеняи жилищ, в случае болезни обращались в церковь , чтобы вверять себя Богоматери и святым, а также помазывались елеем. Безусловно, этим миром двигала вера. Этот мир спасала вера. Обычным явлением становятся нескончаемые процессии, крестные ходы через весь город или по полям. Их ждали с нетерпением и устраивали в дни церковных праздников, памятных дат, а также во время неурожаев и природных бедствий. Обычно они собирали огромную толпу. От церкви к церкви с соответствующими остановками – стациями совершали стациональные шествия, перенося с собой святые реликвии, мощи. Без благословения и молитвы не обходилось каждое мгновение жизни, начало и конец любой работы, закладка первого камня при строительстве дома, вступление в новый дом, сложение печи, сооружение цистерны или колодца, спуск на воду корабля, отъезд в путешествие, начало учебы. У Бога просили защиты и избавления от бед, молили об изобилии урожая, удачном лове рыбы, об изганании плохих мыслей из дома, о чистоте водоемов и колодцев. Раздоры, неповиновение детей, потерянная и найденная вещь, смерть – все находило отражение в молитве. Даже когда одолевала зубная боль полагалось обращаться к великомученнику Святому Антипе, спутнику апостолов, первому епископу Пергама, а против бессонницы призывать Семь Спящих из Эфеса – семь детей, которые, согласно легенде, чтобы спастись во времена гонений на христиан были укрыты в пещере около Эфеса, где проспали двести лет. Молитвы, пожелания, обряды соответствовали определенным дням литургического года с его подвижными и неподвижными православными праздниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вчера после изобильного причащения Святых Таин мне не надо было бы и обедать, то есть не есть ничего мясного, а я ел мясо дичи холодное и жаркое и после вечерни поел трески с черным хлебом с маслом и сливками. Это безрассудно, – за то сам и страдаю, от того зубная боль, от того крайнее нервическое раздражение, трудность чтения вслух, смущение, боязнь. А вчера был молодцом до ядения вечером, хотя после обеда сильно клонило ко сну и ходить было трудно после сытного мясного обеда у Балабанова на поминках. 19 апреля Благодарю Господа: узы грехов растерзал, пакости демонские отдунул дохновением Духа Своего, грехи потребил; паки Свою святыню даровал мне чрез причащение Святых Таин Своих. А ярость врага была ужасная: подавил совершенно и дух и тело мое, употребив в повод и в пособие себе дурное состояние моего желудка, происшедшее от излишества в пище и питье накануне этого дня. Обеды званые для меня беда, особенно в кухмистерской: чего там не бывает, чего там не готовят и не делают – там и пьянство с объядение, там и пляски, картежная игра, и чрезмерное курение табаку, и всякое богопротивное и угодное врагу дело. За обедней сегодня не мог выговорить молитвы Бог молитвами святаго, славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова... и пр. – смутил и смешал враг мнением о мамоне. Утро 20 апреля. От умеренности в пище и питье с вечера (два яйца густых и чай с булкой простой сухой да два апельсина) спал покойно, только пот несколько пронимал. Благодарю Господа за дар воздержания и сна. Укрепи, Господи, во всякой добродетели свободную мою силу, дарованную мне Твоею неизреченною благостию. Не премину я сегодня возблагодарить Господа моего за неизреченную милость, на мне явленную многократно, за исцеление сердечных язв, сделанных мне врагом, и за воскресение от греховной смерти, а особенно за непреткновенное совершение литургии (императрицу выговорил) и животворное причащение Святых Таин. Благодетелю, дыхания моего духовного и телесного Подателю, утверди сие, еже соделал еси во мне: даждь мне со дерзновением всегда служить Тебе и причащаться неосужденно Святых Твоих Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010