В.В. Виноградов Болтать, лепетать, грустеть, грустить и др. Болтать, лепетать, грустеть, грустить, робенок, ребёнок. По-видимому, [у И. И. Дмитриева] с [...] тенденцией – освободить стиль от устно-фамильярных, демократически-просторечных или неточных выражений, а также от усеченной формы которы связана замена слова лепетать словом болтать в таком контексте. Имела словом все: большой, тесовый дом ............................ И даже двух сорок, которы лепетали, Так точно, как она – однако ж меньше знали. (И мои безделки, с. 56–57). И двух сорок, которые болтали Так точно, как она – однако ж меньше знали. (Соч., 1814, 2, с. 129). Ср. также замену формы старушка формой старуха. Интересны также изменения в формах двух слов: И так, Ветрана с ней сначала ну зевать, Потом уж и грустеть, потом и тосковать. (с. 59). И так, Ветрана с ней сначала ну зевать. Потом уж и грустить, потом и тосковать. (с. 130) [...] я помню, как во сне, Что ты рассказывал еще робенку мне. (с. 60) [...] я помню, как во сне, Что ты рассказывал еще ребенку мне. (с. 130) В «Словаре Академии Российской» (1814, ч. 3, с. 548–549) глагол лепетать так же, как и слова лепетание, лепетливый, лепетун, приводятся без всякой стилистической пометы. В слове лепетать отмечаются три значения: 1. Невнятно говорить, неправильно или с трудом произносить слова. 2. Относительно к младенцам, начинающим произносить слова, говорится: Он еще лепечет, лепетать начинает.  3. Худо говорить на каком-нибудь языке. Лепечет по-французски. Глагол болтать в «Словаре Академии Российской» (1806, ч. 1, с. 278) оставляется без пометы в прямом значении: 1. Мутовкою, веслом, или встряхиванием сосуда приводить в движение какую-нибудь жидкость. Болтать мутовкою сметану в кринке, чтоб село масло. 2. В просторечии – пустословить, суесловить; говорить что-нибудь неосновательное, или без нужды. (Из наблюдений над языком и стилем И. И. Дмитриева//Виноградов. Избр. тр.: Язык и стиль русск. писателей, с. 59–60). Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 8 часов тронулся поезд. «Мама, мама, мама»! лепетал на руках матери один крошка путешественник в вагоне, где я сел, и долго раздавались звуки его нежного младенческого лепета. При другой матери, сидевшей с двумя детьми, происходила подобная сцена выражения нежной любви: трехлетний сын ее с любовью стремился в объятия родной матери из рук няньки, а старший братец его 9-ти летний отрок с неменьшею любовью осыпал малютку братскими поцелуями. К матери своей якоже имать кто любовь, ко Господу тепльше люблением должни есмы – припомнился мне трогательный антифон сей (4 гл.); но вместе думалось еще и другое: уцелеет ли в детях такая нежность к своим матерям, когда вырастут? К утешению от грусти, навеянной при последней мысли разными горькими воспоминаниями о многих виданных мною стариком переменах чувств к родителям детей, послышались мне наставления целовавшему брата мальчику от матери, наставления истинно христианские. Из разговоров с соседями доброй наставницы детей своих оказалось, что она была воспитанницей одной из православных обителей женских и в монастырь, где воспитывалась, доселе имеет в живых тетку свою монахиню, с которой не только сама не прекращает общения, но и детей своих старается сближать, ради молитв и благословения почтенной старицы-монахини и для получения из ее уст наставлений. «Мама, мама, мама», продолжал звучать в вагоне лепет крохотного говоруна и в душе моей вызвал новое воспоминание о сравнении с отношениями младенцев естественных к матери наших отношений, как христиан, к Божией благодати, в творениях святого Макария В. Он раскрывает мысль следующую: как без матери дитя беспомощно и в чувстве беспомощности совей непрестанно обращается к родимой, зовя ее на помощь себе, так без Божией благодати христианин не может жить жизнию духовною, почему непрестанно взывает о благодатной помощи в себе к Спасителю-Богу. (Догм. Богосл. М. М. Макария т. 4). Среди таких размышлений слышу, что сосед мой 9-ти летний мальчик, говоря с матерью своей о чем-то, побожился.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Как он читал Евангелие!!. Он переживал эти великие и страшные события... Они его потрясали. Он болел, мучился... Он ничего не видел вокруг себя, он видел только страдания своего Спасителя... И, после каждого Евангелия, так неудержимо громко восклицал: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» - и буквально падал на землю, пред лежащим на амвоне Евангелием, как бы перед Самим страдающим на кресте Спасителем... О, незабвенные минуты!.. Видела его, стоящего у Плащаницы... Мне с клироса ясно было видно его лицо... Пели «Благообразный Иосиф»... Дивная, потрясающая душу песнь над гробом Сладчайшего Иисуса!.. Если грешный человек способен порою чувствовать и переживать так многое: то что же чувствует и переживает праведник?!. Не спуская глаз с лица Спасителя, чуть-чуть покачивая головою под неизъяснимо сладостные звуки священной песни, стоял у Плащаницы о. Иоанн... Боже, какое это было лицо!.. Белое-белое, оно буквально сияло , но тихим, ясным, - не светом огня, - а каким-то белым, будто дневным светом... Выражение необыкновенного умиления и кротости лежало на этом лице... Трудно было оторвать от него взор... Из светлой заутрени в памяти осталось только сплошное море голов в ярко освещенном храме и громкие звучные, будто победные возгласы о. Иоанна: «Христос воскресе!!» - на которые каким-то удивительно единодушным гулом голосов отвечала народная масса: «Воистину воскресе!»... Да, воистину !.. Сколько-сколько воскрешенных к новой отрадной жизни душ человеческих видели стены Андреевского собора!.. Есть ли в России хоть одно селение, где бы не было этих, обновленных о. Иоанном душ?.. «Дивен Бог во святых своих!»... «В память вечную будет праведник!»... Не грусти Не грусти ты о том, что вокруг столько горя, Что беде ты не можешь помочь; Что неправда бушует, как грозное море, Что стоит будто темная ночь... Ты поверь всей душой, что народная вера, Будто светоч, над Русью горит!.. Пусть исполнится Божья терпения мера, И тогда - тьму добро победит!.. Не грусти ты о том, что вокруг столько горя;

http://bogoslov.ru/article/557019

Еще в 1866 году, на пути к Афону, в сонном видении ему явился бес и сказал: «Хотя ты и будешь на Афоне, но я и там тебе не дам покоя». К сожалению, так и случилось. Этот весьма полезный обители афонский инок не чужд был стремления к проповеди и миссионерству. Это стремление и привело его к искушению. На монахов Богом ниспослана особая благодать. Конечно, мы являемся объектом особой защиты и покровительства Божией Матери. Но это безусловно так при одном непременном условии: если мы сохраняем нашу первоначальную ревность к монашеским подвигам и не даем погаснуть огню любви в наших сердцах. В противном случае мы теряем данную нам благодать и наше монашеское делание превращается в обычную, рутинную жизнь. Мы расслабляемся. Чтобы самооправдаться и создать впечатление деятельности, ввергаем себя в пучину надуманных суетных попечений, вместо благодати ищем человеческой славы. Именно в этом состоянии врагу рода человеческого легче всего ввести нас в заблуждение. Он исподволь внедряет в нас самомнение, что мы уже достаточно покаялись, что нам больше не нужно исповедание помыслов, что мы всегда готовы руководить и поучать других людей. В конце концов мы верим таким помыслам и ставим себя даже выше своего духовника. Наша исповедь из наивного детского лепета перед духовным отцом превращается в «серьезные рассуждения зрелого мужа» или вообще в молчание. После этого мы полностью оказываемся во власти нашего врага, пока вновь по милости Божией не осознаем своей ошибки и вновь не приступаем к покаянию. Увлеченный обещаниями почестей и архимандритского сана со стороны вольного казака Н. И. Ашинова, который в то время проживал в Константинополе, отец Паисий на склоне лет своих забыл о своих прежних намерениях до конца своей жизни оплакивать свои грехи в монастыре и оставил Константинополь и русский Афонский монастырь. После рукоположения в сан архимандрита в санкт-петербургской Александро-Невской Лавре он рискнул связать свою судьбу с судьбой вышеупомянутого авантюриста и поехал вместе с ним в Абиссинию устраивать там миссию, став там ее настоятелем. Все это завершилось полным провалом. Абиссиния тогда находилась под протекторатом французов, а им очень не понравилась активность русских казаков и миссионеров. Они разгромили миссию, а отцу Паисию с сотрудниками пришлось вернуться обратно в Россию 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сына Давидова, и выражая Ему свой восторг по своему – радостными криками и маханием пальмовых ветвей; все это – живые лица, заставляющие читателя забыть себя, думать ихние думы, мечтать их мечтами, надеяться, любить, негодовать, вообще чувствовать и жить по ихнему. Притом научное изучение восточных языков, непосредственное знание страны, живое знакомство с теперешними обитателями библейских местностей, наконец, истинно художественное понимание и только инстинкту артиста доступное прозренье народного гения семитов вручают Ренану ключ ко многим тайнам жизни уже около восемнадцати веков умершего говора обитателей Евангельской Палестины. Из-за дали веков, мест и народностей к нам несется еще живой отзвук и слышится отчетливое эхо этого наивного лепета со всею обаятельностью его сердечной простоты, задушевной искренности, краткости и образности. Ренан владеет искусством ставить речи Евангельских лиц в родную связь с географическою и историческою их обстановкой. Вам слышатся в них голоса палестинской природы, испуг рыбака, застигнутого неопасным волнением маленького озера, дыхание весеннего легкого ветерка или шум ночной зимней бури; – вы созерцаете в них всю роскошь и очарование весны в живописных долинах, убранных роскошным ковром пышной зелени и ярких цветов; – вы воочию наблюдаете семейную и общественную жизнь палестинца, слышите глухой ропот забитого и кроткого народа при собирании податей мытарями, резкое неудовольствие суровых подвижников школы Предтечи и фарисеев на наивную и святую радость общества Христова, сдержанную обиду на отца со стороны благовоспитанного сына за слишком радушный и шумный прием распутного брата; автор служит для вас как бы живым путеводителем по Палестине трехлетнего служения Христа человечеству, показывает вам палаты богача, задающего пир на весь мир, и темную хижинку бедной женщины, усердно отыскивающей со свечою потерянную драхму, – заставляет вас веселиться на свадебном пиру среди радостных гостей или же сопутствовать торжественному ночному шествию невесты в чертоги жениха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Когда–то, три десятка лет тому назад, я пробовал даже для заострения своей мысли в порядке полуигрового эксперимента самое слово «литература» резервировать за соответствующим феноменом античной культуры и говорить о ближневосточной «словесности». Я не хочу быть ложно понятым: от меня далеко наивное представление давних, безвозвратно прошедших времен историко–культурной рефлексии, будто человеческое слово в какой–либо сфере, начиная хоть с фольклора, хоть с детского лепета, может быть абсолютно «безвкусным» в смысле некоей руссоистски понятой невинности по отношению к достаточно сложным парадигмам культуры. В этом смысле человеческое слово всегда, если угодно, «риторично», тем более в таких ответственных текстах, как тексты Нового Завета; сегодня этого не станет отрицать ни один разумный человек. Но это отнюдь не «риторичность» в ином, терминологическом смысле. Евангелие от Марка открывается словами: «Начало благовестия Иисуса Христа [Сына Божия]. Как написано у пророка Исайи…» Это зачин достаточно обдуманный, в нем есть семиотическая стратегия; но между таким зачином и нормальным риторическим вступлением — дистанция огромного размера (а в Евангелии от Луки, где посвятительное обращение к адресату построено по школьным риторическим правилам, стилистическая дистанция отделяет это посвящение, уместившееся в одну развернутую фразу, от всего остального текста). 250 Для этой доминирующей роли мотива длящегося чудотворства важно местоположение большинства приведенных выше текстов в композиции соответствующих Евангелий. Читателю сначала рассказывается о деятельности вообше, а уже затем следуют отдельные эпизоды. 251 Ни в иудейской раввинской традиции, ни в традиции христианской агиографии никоим образом нет чего–либо вроде обязательной прямой пропорции между масштабом почитания топ или иной фигуры и репутацией постояшгого чудотворчества. Мало того, такая репутация редко совмещается со статусом учителя веры, богослова, скажем, о рабби Они (·; " ) «Прочерчпвателе кругов», о его внуках Хапнпе и Хилкии талмудические тексты (Та " ан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Закрыть itemscope itemtype="" > Это опасная уступка либерально-компрадорским силам Председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев считает, что отказ в передаче Исаакиевского собора Церкви носит политический характер 07.09.2015 956 Время на чтение 3 минуты В редакцию «Русской народной линии» поступило заявление председателя Союза православных граждан Валентина Лебедева в связи с ситуацией вокруг Исаакиевского собора. «Как известно, власти Санкт- Петербурга отказали передать Русской Православной Церкви центральный – Исаакиевский собор города, - говорится в документе. - Однако в отличие от невразумительного лепета противников возвращения Церкви ее храмов, именно Церковь выступает с четкой, аргументированной позицией в этом вопросе. В частности, глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда заявил , что демагогия противников передачи Исаакиевского Собора Русской Православной Церкви противоречит федеральному закону о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям. " Аргументация правительства Санкт-Петербурга, выдвинутая в пользу сохранения Исаакиевского собора в оперативном управлении одноименного музея, вызывает недоумение. Она не только противоречит закону, но и просто не соответствует действительности...Во-первых, федеральный закон, регулирующий порядок передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, имеет четко определенный перечень оснований для отказа. И среди них не предусмотрено возможности отклонить заявку на передачу объекта в связи с тем, что расходы по его содержанию в случае положительного решения лягут на город...Кроме того, опасения правительства Санкт-Петербурга относительно того, что расходы на реставрацию и содержание Исаакиевского собора станут бременем для городского бюджета, как представляется, безосновательны " ». «Ранее руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова заявила, что Церковь намерена содержать этот памятник архитектуры точно так же, как содержит другие храмы, то есть за счет средств от приходов, - напомнил председатель СПГ Валентин Лебедев. - Еще более смехотворной и абсолютно несостоятельной представляется демагогия о том, что Исаакиевский Собор и другие центральные соборы российских столиц до революции 1917 года принадлежали не Церкви, а государству. Не следует забывать, что в то время государство было православным, поэтому сама полемика о возвращении Русской Православной Церкви того, что ей уже принадлежит, по меньшей мере, неадекватна».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/07/et...

И, наконец, третье самое распространённое, что препятствует обращению к Богу, это постоянные грехи и пороки. Человек, погруженный в греховные страсти, непрестанно убеждает себя, что вечности не существует. И даже при обличениях совести порочному выгоднее думать, что Бога нет. Такое мнение вполне удовлетворяет его состоянию. «Будем есть и пить, ибо завтра умрем», – девиз всех преданных грехам и порокам. Зачем им Бог, если вся их жизнь идет вразрез с Его существованием. Людям, преданным порочным страстям, хочется, чтобы Бога не было, и они внушают это другим. Но от такого внушения Сам Бог не перестает существовать. Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: «Всякий человек стоит пред Богом всю свою жизнь, хочет он этого или не хочет. Солнце не спрашивает об отношении к нему. Оно озаряет и согревает мир. Но сады, не напоенные водою, сожигаются солнцем, и спрятавшиеся в темный подвал своего неверия люди остаются во тьме». Есть еще один очень важный момент, который необходимо учесть. Знаменитый энциклопедист и атеист XVIII века Дидро в письме к Вольтеру признавался: «Туман, который помрачает во мне сознание бытия Божия, возникает обыкновенно в ночное время, а восход солнца всегда разгоняет его». Итак, существует некая тёмная, невидимая сила, которая не желает, чтобы человек общался с Богом. Эта сила вполне реальная. Она тоже хочет, чтобы Бога не было. И если человек отказывается от близости к своему Создателю – есть реальная опасность, что он попадет под власть этой тьмы. Открыть себя свету Создателя «О, Неведомое, Таинственное Существо! О, Великое и Непостижимое! Верховный Виновник всей стройности и красоты. Кто же и что же такое Ты, если дела Твои столь велики? Жалки человеческие существа, эти ничтожные муравьи, копошащиеся на поверхности их ничтожной планеты и уверенные, что знают Тебя, о Всевышний! И какое имя дать тем, кто отрицает Тебя, кто не живет мыслью о Тебе, кто никогда не чувствовал Твоего присутствия, Отец всей природы! Я с любовью преклоняюсь пред Тобой, о Божественное Начало; но я так ничтожен, что не смею думать, чтобы я мог быть услышан Тобою. Но Ты слышишь меня, Создатель, Ты, дающий красоту и благоухание полевому цветочку, внимаешь и мне. Голос океана не может заглушить для Тебя моего лепета, и моя мысль доходит до Тебя в этой общей молитве», – так восклицал знаменитый французский астроном Камиль Фламмарион (1842–1925).

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

О. Феоклит Дионисий [Молись просто. Не ожидай обрести в своем сердце какой-либо выдающийся дар молитвы. Считай, что ты его не достоин. Тогда обряшешь покой. Используй пустую, холодную сухость своей молитвы как пищу своему смирению. Повторяй непрерывно: «Я не достоин. Господи, я не достоин!» Но говори это спокойно, без волнения. Эта смиренная молитва приемлема Богу. Читая Иисусову молитву, помни, что наиважнейшее из всего – смирение; а затем способность, а не только решение, всегда сохранять острое чувство ответственности перед Богом, перед одним духовным руководителем, людьми и даже предметами. Помни также, что Исаак Сирин предупреждает нас, что Божий гнев настигает всех, кто отвергает горький крест мучений, крест деятельного страдания, и кто, стремясь к видениям и особой благодати молитвы, упрямо жаждет присвоить славы креста. Он говорит также: «Божья благодать нисходит сама, внезапно, и мы не видим ее приближения. Она приходит, когда место чисто». Поэтому аккуратно, прилежно, непрестанно чистите место, подметайте его метлой смирения.] Св. Макарий Оптинский [Когда все выходы нашего разума закрыты мыслями о Боге, разум настоятельно требует от нас какой-либо работы, которая удовлетворит его потребность в деятельности. Для полного осуществления его цели мы не должны ничего ему давать, кроме молитвы «Господи Иисусе». Пусть разум во глубине святилища своего беспрерывно сосредотачивается на этих словах с такой энергией, чтобы не сбиться ни на какие мыслительные образы. Подобно матери, учащей свое дитя слову «отец» и заставляющей ребенка снова и снова за ней повторять его, пока оно не запомнится ему лучше остального детского лепета, что даже во сне будет призывать своего отца, так и душа должна научиться повторять и взывать «Господи Иисусе».] Св. Диадох Фотики йский [Иисусова молитва помогает поднять всю жизнь, тело и душу на уровень, где чувства и воображение уже не стремятся к внешним изменениям и стимулам, где все подчинено одной цели – сосредоточению внимания тела и души на Боге в том смысле, что мир обнаруживается и познается в красоте Бога, а не Бог в красоте мира..]

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

39 И. С. Шмелев — О. А. Бредиус-Субботиной 4.VIII.41 О. А. Бредиус-Субботиной: 4 сент. Милая Ольга Александровна, мне вернули заказное письмо с портретом. Ваше, от 24—26 авг., получил вчера. Благодарю. Досадно, что послал открытку, (кажется), где позволил себе быть слишком искренним (откровенным). Простите. Это, — не повторится. Не понял Вашего запроса о надписи на книге 120 , — будьте добры привести полный текст. Возможно, я торопился, писал на глазах отъезжавшего, очень спешившего, мог сказать не ясно. Думаю, что Вас я не имел мысли смутить, и, конечно, слово “страданье” к Вам не может иметь отношения. Очень прошу, посылки продовольственные мне не посылайте, очень благодарю за доброту Вашу, — у меня есть все. Я здоров, “приступы” болей прошли. В голландском переводе есть три мои книги 121 , — кажется, скверно переведено, одна с предисловием ван Вейка. Очень удручен кончиной Николая Васильевича. Как же, он бывал у меня, _з_н_а_л_ меня. Прекрасный человек. Он же выставлял мою кандидатуру в Нобелевский комитет 122 , как европейский славист-академик. Масонско-большевистско-еврейская группа сл. нрзб.], по директивам центра отклонила: “Солнце мертвых” — слишком жгло, да и до сих пор не охладело. Вы его не читали, да? Написанное Вам большое письмо остановил, получив Ваше и возвращенный портрет. Будьте здоровы. Ваш Ив. Шмелев. Напишу другое. Непременно теперь же примите antigrippal.  40 О. А. Бредиус-Субботина — И. С. Шмелеву 15.IX.41 года 11—12 ч. ночи Мой дорогой, родной мой, милый, неоценимый! Что с Вами? Откуда эти 2 открытки? Ужели вправду Вы все там серьезно говорите?! — И верите тому, что сказали? Очень мне больно после Ваших этих открыток. Последняя от 4го сент. — заледенила меня совсем было. И… даже мне обидно стало. Другому, не Вам, я написала бы совсем иначе, или вовсе не писала бы. Но Вы — меня тревожит это чрезвычайно. Ну, дайте Вашу руку, мой далекий друг, взгляните мне в глаза и расскажите Созвучья дивной Песни Мира я б уловить хотела в гимн победный, — — от рева волн могучих океанов, раскатов гроз, сорвавшихся камней с утеса, от ручейка весны журчащей, трели соловья влюбленной, от шепота колосьев спелых, шума ласкового бора и звона жаворонков в небе, от шелеста осенних листьев, метели-бури завыванья, — до… звонких слезок мартовской капели, до… шороха травы, растущей, до… лепета ребенка… Букеты пышные Цветов Земли собрать бы я хотела, — от лотоса, мимозы стыдливо-робкой, фиалки скромной, — до… жарких маков… И ароматов Жизни я бы взять хотела, — от свежести холодной льдинки, — до душных волн сосны смолистой в солнце, от нежности душистой детской щечки, земляники спелой, от ландыша благоуханья чистого, святого, — до… страстного дыханья алой розы Чтобы к ногам Твоим повергнуть и знать, Что Ты отдашь мне все, — — в… одном лишь поцелуе.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010