28 июля 1946 г. в Воскресенском храме, возвращенном РПЦ, состоялось первое после закрытия богослужение, к-рое возглавил еп. Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) . В 1964-1991 гг. Воскресенская ц. являлась кафедральным собором Костромы, здесь находилась главная святыня Костромского края - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери . В 1991 г., после того как кафедральным стал Богоявленско-Анастасиин собор одноименного костромского мон-ря, храм Воскресения Христова на Дебре вновь был утвержден приходским, но сохранил соборный статус. 7 мая 1993 г. его посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Первой настоятельницей К. м. стала игум. Феофания (Ложкина). С 25 марта 2004 г. мон-рь возглавляет игум. Людмила (Охотникова). К нач. 2010 г. в обители проживало 18 насельниц, к кон. 2014 г.- ок. 10. При основании мон-рю был передан и после восстановления 8 авг. 2009 г. освящен Знаменский храм. 26 сент. 2001 г. архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) освятил восстановленную колокольню (автор проекта архит. Л. С. Васильев) Знаменской ц. С 1997 г. при К. м. действует Медицинский центр во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, включающий стоматологический и офтальмологический кабинеты. Имеется небольшая богадельня. К обители приписана находящаяся на Центральном кладбище Костромы ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», перестроенная из здания ритуальных услуг (проект архит. И. Ш. Шевелёва) и освященная 27 авг. 1999 г. Среди святынь К. м.- чтимые списки чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и почитаемой иконы свт. Николая Чудотворца из Бабаевского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря , а также ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых. Ист.: Виноградов Н. Н. Празднование 300-летия царствования Дома Романовых в Костромской губ. 19-20 мая 1913 г. Кострома, 1914; Ценности костромских храмов голодающим//Красный мир. Кострома, 1922. 10 мая, 15 июня; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 272.

http://pravenc.ru/text/2458883.html

Требовалось много усилий со стороны пожарной команды для того, чтобы спасти от огня великолепный, сиявший своими многими крестами, собор, которому большая опасность угрожала с южной, западной и северной сторон; но только на западной стороне новой пристройки собора крыши и главы частью сгорели, а частью разломаны и уничтожены. Общий в обоих монастырях убыток от этого пожара простирался приблизительно до 75 тысяч, между тем ни одно монастырское здание не было застраховано. Таким образом потребны были громадные суммы на возобновление обоих монастырей. В это бедственное для монастыря время на посильную помощь ему пришли граждане Костромские и иногородние благотворители. Уже до 1 января 1888 г. пожертвованная ими сумма простиралась свыше 14 тыс. рублей и по сборным книгам 3,744 рубля. Государыня Императрица «сердечно соболезнуя о несчастии, постигшем Богоявленско-Анастасиин монастырь, и желая со своей стороны способствовать скорейшему восстановлению зданий, поврежденных пожаром, изволила пожаловать от щедрот своих 3,000 рублей, твердо уповая, что, в виду многосторонней и благотворной деятельности, иг. Мария найдет вскоре утешение в приношениях на сооружение всего, что сделалось жертвою пламени и пострадало от огня» (извещение в июле 1887 г.). Сумма эта употреблена была на возобновление Богоявленского собора, колокольни и других зданий в Богоявленском монастыре. На устроение зданий, необходимых для санитарного учреждения, тогда же поступило из главного управления Российского общества Красного Креста 1,000 рублей в единовременное пособие и заимообразно 4,000 рублей. Невыразимо тяжелые дни переживала матушка игуменья со времени пожара до осени 1888 г., когда в двух обгоревших монастырях необходимо было восстановлять все погоревшее, устроять помещение и все самое необходимое по хозяйству и по содержанию почти на 400 сестер. Много усиленных трудов потребовалось, чтобы успеть в этот краткий срок предварить наступление продолжительной Костромской зимы; стремление всех одновременно погоревших с Богоявленским монастырем приготовить себе жилище к зиме – крайне возвысило цены на все строительные материалы и всякого рода рабочие руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Озирая беглым взглядом последние, повествователь истории Богоявленского монастыря, соответственно важнейшим совершившимся в нем переменам, может отметить в ней три главных периода. Первый период от основания его до 1847 года обнимает собою разносторонние события из его жизни в качестве мужской обители: постепенно возраставшее благоустройство его особенно после смутных времен междуцарствия на Руси, последовавшее со времен Петра I и особенно по учреждении т. н. монастырских штатов в 1764 году падение его, а также некоторые случайные осложнения монастырской жизни со времени помещения в нем правительственных учреждений в 1779 и по 1808 г. и местной духовной семинарии с 1814 года. Начало второго периода Богоявленского монастыря совпадает с упразднением его, по опустошении пожаром в 1847 году, после чего погоревшие храмы, жилые здания и ограда обречены были на разрушение, которое и проявилось уже в больших размерах, пока благодеющим над обителью Промыслом не было приостановлено в 1862 году. Спасенный незабвенной игуменьей Марией от угрожавшей ему конечной гибели и исчезновения, бывший мужской Богоявленский монастырь начал новый – третий период своего существования, когда он, с начала 1864 года сделался женским, и получил название «Богоявленский-Анастасиин девичий монастырь». После того как монастырь этот призван к новой и самостоятельной жизни, он быстро и в благолепном виде восстановлен из своих развалин и ныне является вполне благоустроенным и достаточно украшенным, не смотря на случившееся в пожар 1887 года повреждение в нем некоторых зданий. Проследить с разнообразных сторон многовековые судьбы Богоявленского монастыря в постепенном его возрастании, упадке и наконец восстановлении под новым именем и обозначить при этом как важнейшие события, так и особенные знамения благодати Божией, которыми обусловливается доселе важное местное его значение – такова задача нашего очерка, в котором уже при самом изображении внешнего благоустройства монастыря ярко выступает выдающаяся по усердию попечительная деятельность многих лиц из державших кормило монастырского управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

3) «Необходимость устроить вновь помещение для Костромской духовной семинарии», так как по разрушении пожаром прежних её помещений в Богоявленском монастыре духовное начальство решительно не имеет таких строений, в которых можно бы поместить её, не только с некоторым удобством, но даже в самом стеснительном виде, и не находит другого места для построения таковых помещений кроме Богоявленского монастыря, который признает для сего весьма удобным и выгодным как по положению своему в средине города и обширности занимаемого им места, так и по обнесению его еще довольно прочною каменною оградою, равно и по отделению улицею от всех обывательских строений. По вышеуказанным основаниям епархиальное начальство признало необходимым ходатайствовать о закрытии Богоявленского монастыря с тем, чтобы а) штат его и движимое имущество переведены были в ближайший к городу (в 17 верстах) Игрицкий Песошенский монастырь, б) различные угодья и оброчные статьи переданы во владение Ипатьевскому монастырю и в) обгоревшие здания и местность Богоявленского монастыря предоставлены были в духовно-учебное ведомство для постройки духовной семинарии, которая после пожара нашла временное для себя помещение в соборных домах; последним предполагалось сократить расходы казны на возведение новых семинарских зданий. По Высочайшему соизволению в том же 1847 г. 12 ноября/5 декабря состоялось в Св. Синоде определение об упразднении Богоявленского монастыря и о возведении заштатного Игрицкого монастыря во второй класс, каковое определение отослано было 30 апреля 1848 г. Па подлинном указе 12 мая последовала резолюция епископа Иустина: «предлагаю консистории без промедления сделать подробные распоряжения по сему предмету и представить оныя мне на предварительное утверждение». II. Ходатайство Костромских граждан о восстановлении упраздненного Богоявленского монастыря и дело о возобновлении Богоявленского соборного храма Приговор епарх. начальства о нравственной несостоятельности Богоявленского монастыря и о недостатке доброго влияния его на граждан оказался не только безмерно строгим, но и поспешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В этом же 1779 г. по учреждении в Костроме наместничества все монастырские здания, исключая келии, были обращены в присутственные места, которые и помещались тут до 1809 г., а с 1814 г. стала помещаться духовная семинария . После перевода последней древние храмы, приходившие в ветхость, почти не поправлялись, но в 1824 г. в той башне, где чудно уцелел образ Божией Матери , была устроена церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Упразднение монастыря и возрождение как женской обители В ночь на 6 сентября 1847 г. Кострома сгорела. Погоревшая обитель была упразднена, оставшиеся здания и имущество разрушались и расхищались. В 1863 г. было утверждено определение Святейшего Синода о восстановлении этого монастыря и передаче его девичьему Анастасиину Крестовоздвиженскому монастырю , с этого времени монастырь стал женским и называется Анастасииным Богоявленским. 12 мая 1864 г. была совершена закладка нового храма, а вскоре был реставрирован и древний собор, однако далеко не в прежнем виде. Закрытие монастыря в советский период Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт в начале 1919 года, в его зданиях расположились жилые квартиры и учреждения, а древний собор заняли под архив. Монастырский некрополь, где покоились члены многих знатных русских родов, был полностью уничтожен. В 1982 году пожар уничтожил и архив, и бесценные фрески. Возрождение монастыря 20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по избрании патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение о возрождении монастыря. Первыми насельницами в нем стали монахини эстонского Пюхтицкого монастыря , который около ста лет назад был основан монахинями Богоявленско-Анастасииной обители. Церкви и здания монастыря были отреставрированы, при обители открыты детский приют и богадельня. Монастырь стал духовным центром Костромской епархии , его собор стал кафедральным, в монастыре размещается епархиальное управление и духовная семинария . В 2002 году у стены кафедрального собора был установлен бронзовый памятник небесному покровителю Костромы – Георгию Победоносцу .

http://drevo-info.ru/articles/27936.html

Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила Романова – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме до 1917 г. Так образ «Феодоровская», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Согласно установившейся традиции, перед Феодоровской иконой стали принимать православие вступающие в династический брак иноземные принцессы, нередко при этом получая отчество «Федоровна»: императрица Мария Феодоровна, Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна. Особо почитал икону – покровительницу Дома Романовых царь Николай молилась перед ней и вся его Августейшая семья. В Царском селе в 1909-1912 годах на месте, которое выбрал сам монарх, на честь святыни был выстроен Феодоровский собор. Незадолго до 1917 года икона Феодоровской Богоматери потемнела и стала почти черной. В наше время Феодоровская чудотворная икона находится в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме. Богоявленский собор Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове , а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске . Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела Царственных страстотерпцев в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым Царица Александра Федоровна никогда не расставалась. Таким образом, родовая икона святого благоверного князя Александра Невского стала покровительницей новой царской династии Романовых, Палладиумом Царской России. Торжественная закладка Феодоровского собора состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание .

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Строго преследуя благотворительную деятельность, Богоявленский монастырь нередко с трудом выдерживал выпадавшие на его часть расходы по своим учреждениям в стенах Крестовоздвиженского монастыря. При постоянно возраставшей дороговизне содержания и оскудении доброхотных пожертвований по окончании благоустройства Богоявленского монастыря, а также вследствие отсутствия каких-либо определенных источников содержания и поддержания собственно Богоявленского монастыря, иг. Мария крайне затруднялась в дальнейшем ведении учебно-благотворительного дела в том виде, которого оно достигло в 1886 г. Поэтому она вынуждена была в этом году чрез г. Обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева обратиться к Его Императорскому Величеству, благоизволившему, по кончине Августейшей основательницы монастырского санитарного учреждения, принять его под свое покровительство, со всеподданнейшим прошением о пособии Богоявленскому монастырю дарованием ему лесным дач, для отопления монастыря с существующими при нем учреждениями, а также дарованием земли для увеличения монастырского хозяйства, обязуясь продолжать врачебную помощь народу, получаемую им в обители с 1873 г. На эту просьбу воспоследовало в 17 день ноября 1886 г. Высочайшее соизволение на выдел Богоявленскому женскому монастырю из казенных земель Костромского уезда трех лесных дач и четырех оброчных статей, всего площадью 1,296 дес. 843 саж., с тем условием, чтобы означенный надел оставался во владении монастыря все время, пока последний будет удовлетворять своему назначению и следовать по пути благотворения и помощи сельскому населению. Эта Высочайше оказанная милость совершенно упрочила материальное положение санитарных учреждений и дала возможность монастырю спокойно продолжать благое дело, не опасаясь более за непрочность его. По получении пожалованных земельных участков в трех местностях Костромского уезда: при Назаретской пустыни, в казенных лесных дачах (что в пустыни Покровской) и при монастырской мельнице на р. Мезе, монастырское начальство сочло для себя священным долгом безотлагательно приложить свое старание к тому, чтобы в этих трех местностях окружное сельское население имело возможность безмездно получать от монастыря не только необходимую для населения врачебную помощь, но и первоначальное для детей религиозно-нравственное образование в духе православной церкви. И вот на средства Богоявленской обители, сверх известных нам монастырского училища и первых двух сельских лечебниц, устроены были в пожалованных ей местностях, где народ лишен был всякой врачебной помощи, еще две сельских амбулатории с аптеками и три начальных народных училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Вместе с иг. Анастасиина, впоследствии Крестовоздвиженского, монастыря Корнилием он в 1621 г. отправлен был в Чухломский Авраамиев монастырь для дознания подлинности чудес, совершившихся при раке мощей преп. Авраамия, и по докладу их 1 окт. 1621 г. патриарх Филарет и царь Михаил Феодорович определили почитать Авраамия с прочими преподобными и по церковному чину праздновать память его 20 июля: 11) Тихон, упоминается в 1626 г.; 12) Ферапонт (1629–1636 г); состояние Богоявленского монастыря при сем подробно описано в писцовых книгах: между прочим, он в 1636 г присутствовал в числе священнодействователей при первом поновлении и торжественном освящении Феодоровской иконы Божией Матери и был в числе лиц, свидетельствовавших чудеса от Смоленской иконы Богоматери в Игрицком монастыре; 12) Макарий, упоминается в 1637–1639 гг.; 13) Корнилий – в 1641 г.; 14) Гермоген – в августе 1641 г.; при этих трех настоятелях сделаны были вклады в монастырь; 15) Тихон, упоминается в 1643 году; 16) Герасим (1644–1673 г.), строитель каменной ограды, особенно при содействии Салтыковых воздвигший многие здания в монастыре и украсивший соборный храм греческим стенным письмом. Грамотою царя Алексея Михаиловича в 1652 г. повелено этому игумену вместе с попом Николаевской церкви Григорием Алексеевым иметь надзор над священноцерковнослужителями г. Костромы и костромской округи, равно как и Плесского пасада и всей Плесской десятины, чтобы чтение и пение в церквах совершалось «по чипу, единогласно и неспешно», и чтобы в уездах Костромском и Плесском выбраны были заказчики для ближайшего наблюдения. Между прочим царь предоставил игумену право наказывать ослушников смирением монастырским; «закованием в цепи», употреблением на низкие монастырские работы и денежным штрафом. При нем, по известию монастырского синодика 321), «7163 (1654) лета сентября с 1 числа в Богоявленском монастыре измерло братии тлетворною смертию и поветрием 56 братов», в числе их пять иеромонахов; 17) Павел (1673–1677 г.), в 1677 году присутствовал при втором поновлении Феодоровской иконы Богоматери, а в 1678 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В Костроме, колыбели Дома Романовых, прошли торжества, посвященные памяти св. Царственных страстотерпцев 19 июля 2007 г. 12:15 В ночь с 16 на 17 июля на соборной площади Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря града Костромы, колыбели Дома Романовых, архиепископ Костромской и Галичский Александр  совершил Божественную литургию в воспоминание убиения святых Царственных страстотерпцев — Царя Николая II и его семьи. В ночном богослужении приняли участие настоятели всех городских храмов, благочинные и духовенство Костромской епархии , православные костромичи, а также участники крестного хода из Тихоно-Луховского монастыря Иваново-Вознесенской епархии . Всего на ночной литургии присутствовало более тысячи человек. В своем слове, обращенном к молящимся за богослужением, архиепископ Александр отметил: «Историки и поныне высказывают разные, часто противоположные мнения о значении последнего царя из дома Романовых для судеб России. Но нам, чадам Православной Церкви, в этот скорбный день подобает преклониться перед величием подвига, явленного Императором и членами его семьи в последние месяцы перед кончиной. Искренняя вера, глубокое христианское смирение и готовность простить своих гонителей, скорбь о печальных плодах государственных потрясений — эти чувства, исполнявшие души царственных мучеников перед принятием страдальческого венца, отзываются в наших сердцах по слову великого благовестника веры Христовой святого апостола Павла: «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр. 13, 3). На время службы в Ипатьевский монастырь из Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора была принесена чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Во время богослужения архиепископ Александр прочитал коленопреклонную молитву о спасении и благоустроении России. Паломников и участников богослужения в Ипатьевском монастыре встречали наместник архимандрит Иоанн (Павлихин) и братия обители, трудами которых в настоящее время идут полномасштабные работы по реставрации монастырского комплекса. Патриархия.ru/ Костромская епархия Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/271068.htm...

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь. Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала. Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.) Звонница в обители, переделанная из башни (1860) Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. В 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь. Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010