Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская Костромская " Описания иконы Смоленская-Костромская икона Божией Матери Источник: Официальный сайт Костромской Епархии Чудотворная Смоленская-Костромская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из святынь Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы. Икона-фреска, список со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря артелью изографов во главе со знаменитыми иконописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным, трудившимися в то время над росписью соборного храма обители – ныне Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора. Через сто лет, в 1779 году, в Костроме случился опустошительный пожар, в огне которого погибла половина городских строений. Весь Богоявленский монастырь, его храмы и крепостные стены были объяты пламенем, однако, защищаемый чудесной силой Божией настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы остался совершенно невредимым. В 1824-25 годах, попечением преподобного Макария (Глухарева), просветителя Алтая и одного из выдающихся русских миссионеров и ученых XIX столетия, бывшего в то [...] Икона Одигитрия Костромская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников В 1672 году на юго-западной башне Богоявленского монастыря Костромы, на стене, была написана СМОЛЕНСКАЯ икона Божией Матери. 8 мая 1779 года в Костроме был сильный пожар, от которого значительно пострадал Богоявленский монастырь, в том числе и юго-западная башня, и особенно та стена, на которой изображена святая икона. Несмотря на огонь, икона и деревянный киот на ней остались невредимыми. С тех пор началось особенное чествование этой иконы. В 1824 году у башни была устроена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери с пристройкой в той стене, на которой изображён чудотворный образ. Стараниями благочестивых костромичей настенный образ Смоленской иконы Божией Матери был обложен драгоценной сребропозолоченной ризой. В 1920 году Смоленская церковь, вслед за упразднением Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы, была закрыта. Вся утварь храма, а вместе с ней и драгоценная риза Смоленской иконы Божией Матери, были конфискованы губернской комиссией по изъятию церко[...]

http://pravicon.com/icon-230

Утром члены комиссии встретились с руководителем курсов митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом . Встреча прошла в атмосфере любви и взаимопонимания, сопровождалась обсуждением дальнейших перспектив обучения монашествующих в Костромской митрополии. В первой половине дня выездная аккредитационная группа присутствовала в Костромской духовной семинарии на аттестации монашествующих в форме зачетов по дисциплине «Церковнославянский язык». Зачеты сдали слушатели курсов из Знаменского женского монастыря, Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря, Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря и Богоявленско-Анастасииного монастыря. После зачета члены комиссии ознакомились с документацией курсов и наличием основной литературы для слушателей. Во второй половине дня комиссия выехала в Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь Костромской епархии. В обители члены комиссии поклонились мощам преподобного Пахомия Нерехтского и затем встретились со слушателями курсов. На зачете по предмету «Основы богослужебного устава и литургики» присутствовали также сестры из Успенского Тетеринского женского монастыря. Все слушательницы курсов успешно ответили на все билеты и проявили большой интерес к изучению богословских предметов. В завершение работы члены выездной комиссии отметили хорошие знания учащихся на курсах и высказали пожелание — продолжать дальнейшее обучение насельников и насельниц монастырей в Костромской митрополии. Вечером этого же дня члены комиссии выехали в Москву. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru за темою Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] монастиря м. Санкт-Петербурга з возведення в сан : та звернення] Насельники центри з ключовими словами життя   новини Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських У збори У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У «Ковчег» монастиря у Ради У Високо-Петровському Москви присвячена преподобного Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Кирила з РФ С.С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6080666...

Arhiva La Almaty au avut loc solemnitile cu prilejul aniversrii a 20 de ani de la instituirea Eparhiei de Astana i Almaty 18 mai 2019 17:44 17 мая 2019 года чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была принесена из Караганды в Алма-Ату. Из международного аэропорта Алма-Аты святыня была перевезена в Софийский собор Иверско-Серафимовского женского монастыря Южной столицы Казахстана, где встретить древний образ Пресвятой Богородицы собрались священнослужители и многочисленные верующие. Под пение тропаря «Христос воскресе из мертвых» иерархи вынесли чудотворную икону из алтаря собора и установили киот в центре храма, после чего начался молебен, который возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. 18 мая, в день памяти великомученицы Ирины и преподобного Иакова Железноборовского, празднование в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в Софийском соборе Алма-Аты была совершена Божественная литургия пасхальным чином, освятившая празднование в Южной столице страны 20-летия Астанайской и Алма-Атинской епархии . Праздничную Литургию возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний , архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий ,  епископ Единецкий и Бричанский Никодим ( Православная Церковь Молдовы ), викарий Варшавской епархии епископ Гайновский Павел ( Польская Православная Церковь ), викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий , управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий , епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион . Также среди сослужащих были: благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, благочинный приходов Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев), благочинный Уральского церковного округа Уральской епархии игумен Дионисий (Козулев), секретарь Единецко-Бричанской епархии протоиерей Адриан Котелеа, секретарь епископа Гайновского протоиерей Павел Стерлингов; сопровождающие в паломничестве Феодоровскую икону Богородицы клирики Костромской митрополии — настоятель Петропавловского храма Костромы протоиерей Сергий Степанов, ключарь Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора протоиерей Владимир Воронин, древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой, клирик Воскресенского собора Костромы иеродиакон Иоасаф (Синявин), клирик Богоявленско-Анастасиина собора диакон Сергий Бахтин; руководители отделов и комиссий Казахстанского митрополичьего округа в священном сане; благочинные, настоятели храмов и духовенство Алма-Атинской епархии; клирики, прибывшие с архипастырями.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5437211...

Колокольня Богоявленско-Анастасиина мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Колокольня Богоявленско-Анастасиина мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Особый период в истории мон-ря начался в 1814 г., когда в его стенах разместилась Костромская ДС, из-за пожара лишившаяся своих помещений в бывш. Спасо-Запрудненском мон-ре. С этого времени ректоры семинарии одновременно являлись и настоятелями мон-ря. Учебные, жилые и хозяйственные помещения Костромской ДС заняли большую часть обители. Сретенская (бывш. Трехсвятительская) ц. стала семинарским храмом. Среди ректоров - настоятелей мон-ря был ряд видных деятелей РПЦ, в т. ч. архим. Макарий (Глухарёв ; в 1821-1824). По его инициативе юго-зап. башня мон-ря с чудотворным Смоленским образом в 1824 г. была перестроена в 2-этажную ц. Смоленской иконы Божией Матери (фреска с чудотворным образом оказалась внутри церкви). В 1837-1839 гг. семинарию и мон-рь возглавлял архим. Платон (Городецкий ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий). Наиболее выдающиеся выпускники семинарии периода ее пребывания в мон-ре: митр. Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) , еп. Порфирий (Успенский) , костромской церковный историк, дядя драматурга А. Н. Островского, прот. П. Ф. Островский, прот. А. В. Горский и др. 6 сент. 1847 г. во время пожара сгорела большая часть Костромы, храмы (за исключением уцелевшей Смоленской ц.) и строения мон-ря превратились в развалины. На восстановление К. м. требовались огромные средства. В результате Костромская ДС была выведена из обители, мон-рь по определению Синода от 5 дек. 1847 г. был упразднен, братия переведена в Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь близ Костромы. В 1848 г. на месте бывш. монастыря решили построить новое большое здание семинарии. С этой целью в 1853-1861 гг. были разобраны или взорваны столпообразная звонница, Сретенская (бывш. Трехсвятительская) ц., значительная часть крепостных стен и 3 башни. Началось разрушение и Богоявленского собора: уже были разобраны окружающие его галереи и Никольский придел. Протесты костромичей и личное вмешательство посетившего Кострому в 1863 г. наследника престола Николая Александровича (впосл. имп. Николай II) спасли постройки мон-ря от полного уничтожения.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

В Костроме состоялись церковные торжества, посвященные празднованию Собора Костромских святых 6 февраля 2017 г. 16:09 5 февраля 2017 года, в Неделю о мытаре и фарисее, день памяти преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского и празднование в честь Собора Костромских святых, в городе Костроме состоялись церковные торжества. Литургию в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе возглавил епископ Каскеленский Геннадий , управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа , прибывший в Костромскую митрополию по приглашению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта . Владыке Геннадию, молитвенно отмечающему день тезоименитства, сослужили нареченный во епископа Галичской епархии архимандрит Алексий (Елисеев) и костромское духовенство. За богослужением пел архиерейский хор Костромской митрополии и мужской хор Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Проповедь по запричастном стихе произнес секретарь Епархиального совета иерей Сергий Вихарев. В завершение Литургии было совершено славление Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также преподобному Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу. Епископ Каскеленский Геннадий обратился к молящимся с поучением. Архимандрит Алексий (Елисеев) поздравил владыку Геннадия с днем Ангела и преподнес в дар панагию с образом Вифлеемской Божией Матери, сделанную из перламутра. Слова поздравления и благопожелания от лица костромского духовенства управляющему делами Православной Церкви Казахстана сказал ключарь Богоявленского собора протоиерей Владимир Воронин, после чего подарил архипастырю икону его небесного покровителя — преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского. В телефонном разговоре, состоявшемся после богослужения, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр также поздравил епископа Геннадия с тезоименитством, пожелав ему крепости душевных и телесных сил и благодатной помощи от Господа в служении Святой Церкви. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Были возведены три жилых корпуса для сестер и настоятельский корпус, а также 2-этажный, с подвалом, Трапезный корпус, в котором помимо трапезной палаты разместились хозяйственные помещения, живописная и швейная мастерские. Несколько позже к западной стене Смоленской церкви были пристроены два корпуса – казначейский и больничный. Монастырь игуменья Мария предназначила для учебно-благотворительных целей, переместив большую часть инокинь в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Прежде всего, здесь она устроила училище для девочек, из которых готовили сельских учительниц. А в 1873 году в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре была устроена первая лечебница для народа, в училище стали готовить еще и сестер милосердия. Несколько сестер Богоявленско-Анастасиина монастыря основали в 1891 году в Эстонии монастырь с благотворительными учреждениями при нем: бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот. Пюхтицкий монастырь был центром распространения православия в Эстонии. В 1887 году пожар в очередной раз причинил большой урон монастырю. Игуменья Мария вновь восстановила его. После революции Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт. Богоявленский собор, Смоленская церковь и звонница были отданы под хранилища Костромского государственного архива, располагавшегося здесь до пожара 1982 года, в котором погибли дивные фрески собора. Возрождать Костромскую обитель было суждено посланницам Пюхтицкого монастыря. В августе 1991 года был освящен Богоявленский собор, ставший кафедральным собором города. На следующий день сюда с 10-тысячным крестным ходом была перенесена из Воскресенского храма главная святыня Костромы – Феодоровская чудотворная икона Божией Матери, которой инокиня Марфа благословила на царство своего юного сына царя Михаила. Некоторое время спустя в собор были помещены и другие святыни – крест-мощевик с частицами мощей 400 святых и рака с мощами преподобного Макария Писемского. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16 августа собираются более 10 тысяч людей из разных областей и весей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Торжества по случаю праздника Феодоровской иконы Божией Матери прошли в Костроме 30 августа 2017 г. 15:57 29 августа 2017 года, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы, воспоминание перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь и день празднования Феодоровской иконе Божией Матери, по приглашению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта и губернатора Костромской области С.К. Ситникова митрополит Астанайский и Казахстанский Александр прибыл в город Кострому, где возглавил торжества по случаю праздника Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан совершил Божественную литургию в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы, где пребывает чудотворный Феодоровский образ Царицы Небесной. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон , митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин , епископ Галичский и Макарьевский Алексий , секретарь Костромского епархиального управления протоиерей Валерий Бунтеев, наместник Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря игумен Петр (Ерышалов), духовенство Костромской и Ярославской митрополий. Богослужебные песнопения исполняли: архиерейский хор Костромской епархии под управлением заслуженного работника культуры России Н.В. Балуевой, хор Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря под управлением Н.С. Мальцева и сестринский хор Богоявленско-Анастасиина монастыря. В храме молились: настоятельница Богоявленско-Анастасиина монастыря игумения Иннокентия (Травина), настоятельница Троице-Сыпановой Пахомиево-Нерехтской обители игумения Алексия (Ремизова), настоятельница Знаменской обители города Костромы игумения Людмила (Охотникова), насельники и насельницы обителей Костромской митрополии, многочисленные паломники из Костромской, Московской, Ярославской и Ивановской областей. На богослужении присутствовали: губернатор Костромской области С.К. Ситников, председатель Костромской областной Думы А.А. Анохин, председатель комитета Костромской областной Думы по государственному устройству и местному самоуправлению А.И. Бычков, депутат Государственной Думы ФС РФ А.В. Ситников, представители администрации города Костромы и Костромской области, депутаты областной и городской Думы, руководители общественных объединений, известный российский меценат В.И. Тырышкин.

http://patriarchia.ru/db/text/4998441.ht...

стена галереи); работы были прерваны в связи со смертью большого количества мастеров. В 1654 г. Василий Ильин, также впосл. умерший от чумы, участвовал в росписи Троицкого собора Макариева калязинского монастыря (снятые со стен фрагменты сохр. в ГИМ и ЦМиАР) в качестве государева кормового иконописца. Сцены житийного цикла прор. Илии. Роспись ц. прор. Илии в Ярославле. Артель Гурия Никитина. 1680 г. Сцены житийного цикла прор. Илии. Роспись ц. прор. Илии в Ярославле. Артель Гурия Никитина. 1680 г. Монументальное искусство Костромы 2-й пол. XVII в. неразрывно связано с именем Гурия Никитина Кинешемцева, творчество которого оказало огромное влияние на стиль и программу костромской стенописи. Участвуя в возобновлении росписи Архангельского собора Московского Кремля с перерывами с 1660 по 1667 г., он в 1662 г. возглавил костромскую артель во время росписи Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском (глава, своды и алтарная зона). Это первый известный случай приглашения монументалистов-костромичей для работы вне Костромы. Закончить работы в Переславле-Залесском не удалось, в т. ч. и после их возобновления в 1668 г., поскольку всех мастеров вызвали в Москву для росписи ц. свт. Григория Неокесарийского (не сохр.). В 1670-1671 гг. Гурий Никитин с костромской артелью стенописцев и мастерами из Ярославля принимал участие в росписи и возобновлении после пожара фресок Успенского собора в Ростове. Ок. 1672 г. костромской артелью был расписан собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме (не сохр.), однако степень участия в них Гурия Никитина неясна. В 80-х гг. XVII в. стиль живописи артели Гурия Никитина с присущей ей схемой росписи храмов, включающей развернутый евангельский цикл, Страстной цикл и апостольские деяния при отсутствии композиции «Страшный Суд», сложился окончательно. В это время под руководством мастера были выполнены стенописи ц. прор. Илии в Ярославле (1680, при участии ярославских мастеров), Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (1684), Спасо-Преображенского собора Евфимиева мон-ря в Суздале (1689). Часть костромской артели под рук. ученика Гурия Никитина Василия Осипова Колпашникова в 1689 г. расписала Спасо-Преображенский собор Новоспасского мон-ря в Москве. После смерти Гурия Никитина (1691) местные стенописцы работали преимущественно в Костроме и ее окрестностях. Единственное исключение - росписи Знаменского собора в Вел. Новгороде (1702), выполненные более чем 30 костромскими мастерами под рук. московского иконописца Ивана Яковлева Бахматова, выступавшего в качестве подрядчика.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Никита Боровский, Костромской, прп. - житие Никита Костромской, Радонежский, Боровский, Серпуховский, Высоцкий (XV в.), архимандрит, преподобный Память 15 сентября и в Соборе Радонежских святых Ученик и, и как говорится в старинных синодиках, сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье. Принял постриг и пребывал в обители преподобного Сергия в числе его учеников. Предположительно, не позднее середины 1380-х годов преподобный Никита поступил в братию Серпуховского Высоцкого монастыря. Наиболее вероятной причиной перехода духовного чада преподобного Сергия можно считать обоюдное желание Серпуховского князя Владимира Андреевича и игумена Афанасия Высоцкого Старшего с братией иметь у себя на Высоком духовника по подобию Радонежской Свято-Троицкой обители, где духовниками назначались наиболее опытные в молитве и подвиге ученики блаженного игумена Сергия. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1414 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился в Боровск, где по преставлении преподобного Никифора стал духовником Высоко-Покровского монастыря. Здесь, около 1415 года, поступил к нему в ученики преподобный Пафнутий Боровский. В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. В 1422 году преподобный Никита сподобился увидеть обретение святых мощей своего сродника и учителя преподобного Сергия Радонежского. Точное время кончины святого неизвестно (видимо, это совершилось в середине XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. В 1559-1565 годах на месте деревянного собора построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель стала женской и получила именование Богоявленско-Анастасииной.

http://pravicon.com/info-3020

Баженов И.Костромской Богоявленский Анастасьинский девичий монастырь. Изд. 5. Кострома, 1913. С. 4– 5. О Богоявленском монастыре см.: Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома, 2004; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 100–141; Зонтиков Н. А. Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь//Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 342–346. РНБ. ОЛДП. О.125. Краткая характеристика этого источника содержится в статье: Алексеев А. И. Вкладная книга Костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей Российской национальной библиотеки//Шестнадцатые Загребинские чтения. Сборник статей по итогам ежегодной научной конференции (Санкт-Петербург, 6–7 октября 2021 г.). СПб., 2022. С. 143–150. Арсений занимал пост игумена Богоявленского монастыря в 1603—1618 гг. ( Строев П. М.Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 854). Иов занимал пост игумена Богоявленского монастыря в 1722—1739 гг. (Там же. Стб. 855). РНБ. ОЛДП. О.125. Л. 69. Там же. Л. 69. Там же. Л. 92 об. Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. — ревнители благочестия//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) . T. 43. Л., 1990. C. 64; Морохин А. В.К вопросу о времени обновления Макарьевского Желтоводского монастыря//Творцы и герои. Источники и исследования по нижегородской истории. Н. Новгород, 2012. С. 64—66. Алексеев А. И. Древнейший синодик Макариева Унженского Троицкого монастыря//Вестник церковной истории. 2007. 4(8). С. 19—34. Антонов А. В. К начальной истории нижегородского ополчения// Антонов А. В.Историко-археографические исследования: Россия XV — начала XVII века. М., 2013. С. 84—286. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 93 об. Там же. Л. 143. О землевладении Салтыковых см.: Павлов А. П. Думные и комнатные люди царя Михаила Романова: Просопографическое исследование. Т. 2. СПб., 2018. С. 266—276. Михаил Михайлович КривойСалтыков, в иночестве Мисаил († 1608 г.), окольничий в 1598—1608 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010