Монастырские сестры с благоговейным усердием испрашивают себе выполнение доступных им работ, каковы: золочение и чеканка иконостаса, написание икон, изготовление ризницы и т. под. Архитектор с усердием предлагает бесплатное составление потребных планов и рисунков. Иконостасный мастер принимает на себя столярную и резную работу для иконостаса и киот; многие лица женского пола из разных сословий просят сделать их участницами в отделке церкви: разные торговцы и мастеровые обращаются с подобными же заявлениями усердия. Нисколько не сомневаюсь, что не будет остановки и в денежных средствах: были сделаны уже и подобные предложения»... На этом докладе Государь Император изволил написать: «Эта мысль очень хорошая, и Я рад за игумению Марию, потому что, благодаря этому стечению обстоятельств, постройка и украшение храма пойдут успешно». Однако при всем своем пламенном и благочестивом усердии иг. Мария не имела ни физических сил, ни достаточных средств к тому, чтобы довести до конца означенное благое предприятие. Многосторонняя её деятельность, требовавшая постоянного напряжения душевных и телесных сил, не могла не подорвать и самое крепкое здоровье, каким она не обладала, особенно со времени последнего пожара, потребовавшего усиленных трудов по возобновлению погоревших зданий в обоих монастырях. Глубоко потрясенная пожаром иг. Мария с трудом перенесла постигшую её в том же году тяжкую болезнь. Во второй половике 1888 г. она сильно простудилась; болезнь эта в декабре возобновилась притом в столь сильной степени, что положение игуменьи признано было безнадежным. Тогда матушка Мария озаботилась приведением в порядок своих и монастырских дел и приготовилась как истинная христианка к отшествию в другой мир; почила о Господе во 2-м часу утра 29 января 1889 г. Тело её положено было в приготовленном ею еще при жизни кипарисовом гробе и погребено в усыпальнице вблизи невредимо сохранившегося тела неизвестного схимонаха и здесь над прахом её воздвигнут мраморный памятник. Из представленного очерка восстановления Богоявленского монастыря видно, насколько обширна была и плодотворна её деятельность, которая распространялась на все отрасли управления Богоявленским и Крестовоздвиженским монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

363. Покровская , женская пустынь, приписная к Анастасиину-Крестовоздвиженскому мон., Костромской губ. и уезда, в 80 вер. к сев. от Костромы, в Беркинской даче, на берегу рч. Шачи. Основана в 1886 г. игуменьею Мариею с благотворительными учреждениями. “Церковн. ведом.”, 1889 г., 13, прибавл., 371. 364. Покровская , женская, единоверческая община, в областн. гор. Уральске. Учреждена в 1880 г. в удовлетворение желания местных жителей и на их средства. “Собр. узак. и расп. правит.”, 1860 г., 99, ст. 743; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1881 г., 70. 365. Покровская – Быковская , женская община, Ярославской губ., Моложского у., в 35 вер. к юго-зап. от Мологи. Учреждена с больницею в 1885 г. в пожертвованном вдовою капитана Елисаветою Ермолинскою имении, сельце Быкове. В 1889 г. последовало освящение каменн. церкви Покрова. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1885 г., 103, ст. 860; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1885 г., 191; “Церковн. вед.”, 1889 г., прибавл., 45, 1367 (история общины). 366. Покровская – Медянская , женская община, при селе Медяне, Симбирской губ., Курмышского у., в 65 вер. в юго-вост. от Курмыша, при р. Медяне. Учреждена в 1877 г. на средства крестьянки Ольневой и неизвестных благотворителей, пожертвовавших 22.000 р. и 138 десятин земли. “Собр. узак. и расп. правит.”, 1877 г, 103, ст. 1017; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1877 г., 167. 367. Покровская – Кирилло – Челмогорская или Богоявленский Чермогорский, также Успенская – Челменская или Чермозерская , мужская пустынь, заштатная, при погосте Челмозерская Пустынь, Олонецкой губ. Каргопольского у., в 53 вер. к зап.-сев. зап. от Каргополя, при оз. Челмозере и недалеко от южной оконечности оз. Лекшмозера. Основана в XIV ст. преп. Кириллом, скончавшимся в 1367 г. 8 декабря, в каковой день чтится его память; мощи почивают здесь под спудом. С 1721 г. находилась под ведением архимандритов Спасовой-Строкиной пустыни, в 1764 г. упразднена, а впоследствии получила самостоятельность и в 1889 г. находилась под управлением строителя, иеромонаха Самуила. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 654, 698; Ратшин, 424; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы”, 49; “Словарь ист. о свят.”, 151; “Памят. кн. Олон. губ.”, 1857 г., 141; 1858 г., 171; 1860 г., 26; 1867 г., Отд. III, 27, 28; Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.”, I, 7 (О межевании в 1685 г. в г. Каргополе Чемогорского м-ря по писцов. книгам монастырской земли); Строев, “Список иер. и наст. м-рей”, 1004, 15; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 177, 341; Ключевский, “Жит. свят.”, 321; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 100 (сказано, что основан в XI ст. преп. Кириллом); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 562 (прошение 1721 г. архим. Иосифа Стасовой-Строкиной пустыни о жалованьи; м-рь в 1713 г. получал жалов. 6 р. 20 алт.); II, ч. 1, 1109 (о том же 1722 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил торжества по случаю 275-летия учреждения Костромской епархии 21 июня 2019 г. 19:20 21 июня 2019 года, в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата — небесного покровителя Костромы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил торжества по случаю 1700-летия подвига великомученика Феодора Стратилата и 275-летия учреждения Костромской епархии . В этот день митрополит Александр возглавил служение Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы — главном храме Костромской митрополии , где пребывает всероссийская святыня — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин , епископ Яранский и Лузский Паисий , епископ Переславский и Угличский Феоктист , епископ Галичский и Макарьевский Алексий , секретарь Костромской епархии протоиерей Валерий Бунтеев, клирики Костромской митрополии и священнослужители, прибывшие с гостями-архипастырями. За Литургией молились настоятельница Богоявленско-Анастасиина монастыря Костромы игумения Иннокентия с сестрами обители, секретарь Казахстанского митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, монашествующие, студенты Костромской духовной семинарии, прихожане костромских храмов и паломники. Гостями праздника стали известный российский меценат В.И. Тырышкин, представители администрации города Костромы и Костромской области, депутаты областной и городской Думы, руководители общественных объединений. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Костромской митрополии под управлением заслуженного работника культуры России Н.В. Балуевой. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Валерий Бунтеев. По отпусте Литургии глава Казахстанского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященных архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян за радость общей молитвы у святого престола в древнем Богоявленско-Анастасиином соборе, поздравил всех с праздником и произнес проповедь.

http://patriarchia.ru/db/text/5458411.ht...

Трошин, Д. Б. и Г. Винокуровы и др.) и ярославского иконописца С. Н. Соколова. В Богоявленско-Анастасиином соборе хранится неск. совр. единоличных икон Н. и многофигурных композиций с его изображением. Ростовой образ «Прп. Никита Костромской» (иконописная мастерская «Московская икона») по иконографии близок к хромолитографии 1867 г., за исключением жеста рук: правая благословляющая отведена в сторону, в левой руке Н., как основатель мон-ря, держит 3-купольный храм. На поясной иконе-пяднице жест правой руки Н. возле груди такой же, как на литографии, в левой руке он держит модель Богоявленского собора (Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 1; Монастыри Костромской епархии. 2009. С. 106). Аналогичный образ, решенный в иной колористической разработке, хранится на раке Н. в крипте Богоявленско-Анастасиина собора (иконописец Соколов из Ярославля). В более традиц. манере написана поясная икона Н.: правая рука святого возле груди в двуперстном жесте, в левой - свиток (хранится у раки Н. в крипте Богоявленско-Анастасиина собора; см.: Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 36). Прп. Никита Костромской. Икона. Рубеж XX и XXI вв. Иконописная мастерская «Московская икона» (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) Прп. Никита Костромской. Икона. Рубеж XX и XXI вв. Иконописная мастерская «Московская икона» (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) Кроме того, иконописцем Соколовым были созданы новые изводы: «Прп. Никита Костромской - покровитель града Костромы» (Богоявленско-Анастасиин собор; см.: Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001). Кострома, 2001. С. 10; Александр (Могилёв). 2005. С. 5); «Прп. Никита Костромской в молении чудотворному Феодоровскому образу Божией Матери» (крипта Богоявленско-Анастасиина собора); «Преподобные Сергий Радонежский и Никита Костромской в молении Святой Троице» (из иконостаса ц. во имя вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского в подклете Богоявленско-Анастасиина собора); «Преподобномученики Богоявленского монастыря и прп.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

В Костромской митрополии прошла итоговая аттестация слушателей с целью аккредитации курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих 27 ноября 2023 г. 11:46 24 ноября 2023 года Костромскую митрополию посетила выездная аккредитационная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. По благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) в состав выездной аккредитационной группы вошли: председатель — иеромонах Аполлинарий (Панин), первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Перервинской духовной семинарии; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Выездную комиссию встречал и сопровождал по монастырям Костромской митрополии секретарь курсов, проректор Костромской духовной семинарии иерей Андрей (Андрианов). Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Костромской митрополии действуют с сентября 2019 года на базе Костромской духовной семинарии Костромской епархии . Обучение проходит на базовой учебной площадке и на двух дополнительных учебных площадках в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре и Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре Костромской епархии. На курсах учащиеся осваивают восемь базовых предметов программы. Утром члены комиссии встретились с руководителем курсов митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом . Встреча прошла в атмосфере любви и взаимопонимания, сопровождалась обсуждением дальнейших перспектив обучения монашествующих в Костромской митрополии. В первой половине дня выездная аккредитационная группа присутствовала в Костромской духовной семинарии на аттестации монашествующих в форме зачетов по дисциплине «Церковнославянский язык». Зачеты сдали слушатели курсов из Знаменского женского монастыря, Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря, Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря и Богоявленско-Анастасииного монастыря. После зачета члены комиссии ознакомились с документацией курсов и наличием основной литературы для слушателей.

http://patriarchia.ru/db/text/6080430.ht...

Патриаршее обращение по случаю великого освящения Свято-Тихоновского собора в городе Волгореченске Костромской области 29 вересня 2007 р. 09:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравление по случаю великого освящения Свято-Тихоновского собора в городе Волгореченске Костромской области. Обращение по случаю великого освящения Свято-Тихоновского собора в городе Волгореченске Костромской области Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Александр, всечестные отцы, братья и сестры! В день великого освящения храма во имя преподобного Тихона Луховского сердечно поздравляю вас со знаменательным событием, открывающим новую страницу истории Волгореченска — молодого города костромских энергетиков, близлежащего к месту земного подвига святого преподобного Тихона. Созидание храма, милостью Божией пришедшее ныне к успешному завершению, объединило усилия епархиального священноначалия, попечителей и тружеников; свою лепту в это святое дело внесли власти Костромской области и администрация города, руководство РАО «ЕЭС России» и дирекция Костромской ГРЭС, многие благотворители — которые, по слову ветхозаветного пророка, «доброхотно жертвовали на дом Божий» (1 Езд. 2:68). Древняя Костромская земля прославлена своими святынями; в ее пределах нашими благочестивыми предками было возведено множество величественных храмов и соборов. Среди них особо известны Троицкий собор Ипатьевского мужского монастыря града Костромы, расписанный выдающимися изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным; собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Солигалича — уникальный памятник архитектуры XVII века; Богоявленская церковь в поселке Красное-на-Волге и костромской Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор, посещая  который  святой  праведный  Иоанн  Кронштадтский  воскликнул: «много я ездил по Святой Руси, много видел храмов, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел». Сегодняшнее торжество — еще одно свидетельство возрождения в «праведности и святости истины» (Гал. 4:24) древней Костромской земли, славной своими духовными, культурными и патриотическими традициями. Пусть же новый Свято-Тихоновский собор станет не только местом молитвы, но и центром церковного просвещения, под рукотворными сводами которого души людей будут созидаться в нерукотворенные, живые храмы Спасителя нашего. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь» (1 Кор. 16:23-24). +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205681...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТРОМСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. (Костромской и Галичской епархии), находится в г. Кострома. Первоначально мужской; по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, как сказано в монастырских синодиках, «сродником» прп. Сергия Радонежского ( Баженов. 1913. С. 4-5). С 1415 г. прп. Никита жил на покое в Высоцком Покровском мон-ре близ г. Боровска, в 20-х гг. XV в. удалился в Кострому, где основал обитель. Историки нач. XX в. предполагали, что мон-рь в Костроме был устроен «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 году в день Богоявления Господня» (Там же. С. 7). После кончины в сер. XV в. преподобный был погребен в монастырском Богоявленском соборе. Память основателя отмечалась в обители 15 сент., в день вмч. Никиты. В монастырском трапезенном уставе XVII в. записано: «Сентября в 15 день панихиды пети и обедня служити по иноке Никите строитель месту сему собором, на братию корм большой» ( Афанасий (Дроздов). 1837. С. 43). В монастырском синодике XVII в. в списке настоятелей обители первым упомянут «старец... строитель месту сему» прп. Никита (Там же). В 1456 г. Боровско-Серпуховское княжество было ликвидировано, а его последний кн. Василий Ярославич (внук боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго и шурин вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного) сослан в Углич, затем в Вологду, где умер в 1483 г. Согласно синодику монастыря нач. XVII в., сыновья кн. Василия, разделившие с отцом заключение, князья Андрей и Иван, в кон. XV - нач. XVI в. были погребены в Богоявленском соборе рядом с могилой прп. Никиты ( Баженов. 1897. С. 98). Возможно, престарелым опальным князьям разрешили поселиться в мон-ре, основанном почитаемым в их роду прп. Никитой. В кон. 20-х гг. XVII в. в ризнице Богоявленского собора хранились с надгробий «покров на благоверных князех, на князь Иоанна, да на князь Андрея, да на князь Василия Васильевичев Ярославичев Боровского, бархат червчат гладкой, три кресты» (Писцовая книга. 2004. С. 311).

http://pravenc.ru/text/2458881.html

В Костроме освящен восстановленный храм-усыпальница Богоявленско-Анастасииного монастыря Кострома, 13 ноября 2006 г . 10 ноября, в день памяти святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, состоялось малое освящение храма-усыпальницы Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора города Костромы и первая Божественная литургия в этом храме, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на информационную службу Костромской епархии. Чин освящения возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр. Храм во имя святого великомученика Никиты (небесного покровителя основателя Богоявленской обители – преподобного Никиты Костромского) и преподобного Сергия Радонежского был устроен в крипте боковой части пристройки, сделанной в 1864-69 годах к Богоявленскому собору. Освящение храма состоялось 14 сентября 1867 года. Впоследствии в этой церкви были погребены настоятельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря: игумения Мария (Давыдова), управлявшая обителью в 1863-1889 годах и возродившая этот древний монастырь после опустошительного пожара середины XIX столетия, ее преемница игумения Евпраксия (Горталова), настоятельница в 1889-1895 годах, игумения Анна (Левашова), возглавлявшая обитель с 1896 по 1912 год. В 1925 году одновременно с закрытием Богоявленско-Анастасииного собора храм-усыпальница также перестал действовать. Его внутреннее убранство и надгробия настоятельниц Богоявленской обители были уничтожены. Возрождение церкви во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского началось в 2004 году. В усыпальнице были проведены археологические раскопки, благодаря которым было установлено местоположение захоронений, произведен ремонт, поставлен новый резной иконостас. По окончании Божественной литургии архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение резной иконы-статуи святой мученицы Параскевы Пятницы – копии древнего скульптурного изображения, на протяжении веков почитаемого жителями города Галича. По преданию, эта резная деревянная скульптура в середине XV века была подарена последним галичским князем Димитрием Шемякой Пятницкому храму, «что в Рыбной слободе» города Галича. После закрытия и разрушения этой церкви скульптура оказалась в краеведческом музее, где ее в 1953 году обнаружил Н.Н. Померанцев, один из крупнейших в Советском Союзе

http://pravoslavie.ru/19350.html

В Костроме прошли торжества в честь 450-летия со дня преставления прп. Геннадия Костромского Кострома, 5 февраля 2015 г.      5 февраля 2015 года, в праздник Собора Костромских святых, день 450-летия преставления преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского, по приглашению епископа Костромского и Галичского Ферапонта и благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан епископ Каскеленский Геннадий возглавил служение Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином соборе г. Костромы, сообщает Патриархия.ru . Его Преосвященству сослужили епископ Костромской Ферапонт и духовенство Костромской епархии.      Богослужение завершилось славлением всем святым Костромского края, после которого епископ Геннадий обратился к собравшимся со словами проповеди.      Управляющий делами Православной Церкви Казахстана передал епископу Ферапонту, духовенству и верующим Костромской земли слова поздравления от митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, более 20-ти лет возглавлявшего Костромскую епархию.      В Собор Костромских святых входят имена более 30 угодников Божиих. Многие из них были учениками и духовными последователями Игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников святого Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На Костромской земле в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики — преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря. В XIV-XV веках на Костромской земле подвизались преподобные Паисий Галичский, Тихон Луховский, Александр Вочский, Варнава Ветлужский и Макарий Унженский — основатель знаменитой Макариево-Унженской обители, настоятелем которой с 1675 по 1682 год был святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В XVI столетии Костромская земля была прославлена подвигами преподобных Ферапонта Монзенского и Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца.

http://pravoslavie.ru/77062.html

В Костроме освящен храм-усыпальница Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора 12 ноября 2006 г. 14:59 10 ноября, в день памяти святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, состоялось малое освящение храма-усыпальницы Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора города Костромы и прошла первая Божественная литургия в этом храме . Чин освящения возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр . Храм во имя святого великомученика Никиты (небесного покровителя и основателя Богоявленской обители — преподобного Никиты Костромского) и преподобного Сергия Радонежского был устроен в крипте боковой части пристройки, сделанной в 1864-69 годах к Богоявленскому собору. Освящение храма состоялось 14 сентября 1867 года. Впоследствии в этой церкви были погребены настоятельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря: игумения Мария (Давыдова), управлявшая обителью в 1863-1889 годах и возродившая этот древний монастырь после опустошительного пожара середины XIX столетия, ее преемница игумения Евпраксия (Горталова), настоятельница в 1889-1895 годах, игумения Анна (Левашова), возглавлявшая обитель с 1896 по 1912 год. В 1925 году одновременно с закрытием Богоявленско-Анастасииного собора храм-усыпальница также перестал действовать. Его внутреннее убранство и надгробия настоятельниц Богоявленской обители были уничтожены. Возрождение церкви во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского началось в 2004 году. В усыпальнице были проведены археологические раскопки, благодаря которым было установлено местоположение захоронений, произведен ремонт, поставлен новый резной иконостас. По окончании Божественной литургии архиепископ Александр совершил освящение резной иконы-статуи святой мученицы Параскевы Пятницы — копии древнего скульптурного изображения, на протяжении веков почитаемого жителями города Галича. По преданию, эта резная деревянная скульптура в середине XV века была подарена последним галичским князем Димитрием Шемякой Пятницкому храму, «что в Рыбной слободе» города Галича. После закрытия и разрушения этой церкви скульптура оказалась в краеведческом музее, где ее в 1953 году обнаружил Н.Н. Померанцев, один из крупнейших в Советском Союзе специалистов по древнерусскому искусству, командированный в Галич министерством культуры для сбора церковных древностей.

http://patriarchia.ru/db/text/159522.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010