Исторические судьбы этого монастыря довольно примечательны. При учреждении духовных штатов Ризположенский–Анастасиин монастырь, просуществовавший уже более трех веков с половиною, был упразднен и обращен в приходскую церковь , а инокини вместе с настоятельницею перемещены в находившийся в старом городе подле Успенского собора и положенный по штатам в третьем классе девичий Крестовоздвиженский монастырь, который первоначально был мужским. 25 Между тем Анастасиинское место Костромской еп. Дамаскин в 1766 г. испросил у коллегии экономии, тогда заведовавшей имениями закрытых монастырей, в городское для себя подворье и построил здесь деревянный дом на каменном фундаменте для пребывания со свитою на случай частого архиерейского священнослужения в Успенском соборе и других городских церквах, особенно же весною и осенью, когда появляется временное неудобство сообщения с отделенным от города рекою Костромою Ипатьевским монастырем, где имеют местожительство преосвященные. Но не долго инокини пребывали в Крестовоздвиженском монастыре. Преемник Дамаскина епископ Симон находил Анастасиинское подворье не в очень близком расстоянии от Успенского собора, «без мала на версту», почему, писал он, «не токмо от езды дальней затруднение претерпеваем, но и приборы и запасы нужны двойные, а от того и убытки двойные чувствуем». Между прочим, Крестовоздвиженский монастырь он представлял не совсем удобным для инокинь, поскольку они при соборе находясь «всегда от народнаго собрания и шуму разных зрелищ могут безпокойность чувствовать и помешательство», и сверх того в случае пожара признавал существование деревянных здесь монастырских зданий даже опасным для соборной церкви с колокольнею. Поэтому, а также в виду возможности, живя близь городского собора, чаще совершать священнослужение пред народом, который собирается всегда во множестве в собор – по причине стоящей в нем чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, еп. Симон в 1772 г. просил Св. Синод, чтобы дозволено было монахинь из Крестовоздвиженского монастыря, оградою отстоявшего на 12 только сажен от соборной церкви, перевести в прежде бывший Анастасиин монастырь с усвоением последнему названия Крестовоздвиженского, так как оно значится в штатах, а на месте того построить каменный корпус для архиерейского подворья и (нынешний) просторный теплый собор с грандиозною колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В первой сельской лечебнице первоначально только восемь монастырских сестер и несколько мирских лиц женского пола обучались под непосредственным руководством и наблюдением врача правильному уходу за больными. Между тем и старшие воспитанницы монастырского училища, посещая нередко эту сельскую лечебницу, стали под надзором сестер милосердия испытывать силы свои в служении больным и многим из них полюбились в особенности занятия по аптеке и коктории. Это навело иг. Марию на мысль соединить деятельность училища с деятельностью сельских лечебниц при монастыре, чрез что открывалась возможность бедным воспитанницам избрать для себя по окончании курса служение, могшее дать им достаточные средства к жизни. Этим же для общества Красного Креста облегчались средства к образованию для Костромской губернии ученых фельдшериц на случай войны и для потребностей мирного времени. Мысль эта удостоилась милостивого одобрения Августейшей основательницы этого училища и затем немедленно приведена в исполнение. До русско-турецкой войны в 1876–7 годах она осуществлялась в виде опыта; во время же этой войны практическая польза её выяснилась во всей очевидности. В начале этого года в Богоявленско-Анастасиином монастыре образован был отряд сердобольных сестер, который подготовлялся к правильному уходу за больными и ранеными при монастырской больнице, а с прибытием в Богоявленский монастырь из других (Костромской и Архангельской губерний) монастырей сестер, изъявивших желание посвятить себя тому же делу, открыт был для них курс теоретических и практических знаний по программе, изданной от главного управления общества попечения о раненых и больных воинах. Тогда под руководством врачей подготовлено было 66 ученых сестер милосердия и фельдшериц, в том числе 24 сестры Богоявленского монастыря, 25 из других монастырей и 17 лиц светского звания. Этим лицам дано было помещение 56 от монастыря, при чем на 25 сестер из других монастырей отпускалось по 7 р. на содержание в месяц, прочие 41 содержались на средства Богоявленского монастыря до поступления на службу в госпитали. Все они по удовлетворительной сдаче испытания в мае того же года распределены были по эвакуационным госпиталям Костром. губернии по мере открытия последних (сверх монастырского, еще в г. Костроме, Кинешме и Кинешемском уезде) и с успехом проходили свое служение больным и раненым воинам. Кроме того, отряд сестер милосердия был командирован на Кавказ в военные лазареты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома) Прп. Макарий Писемский. Фрагмент иконы «Собор Костромских святых» 1-я пол. 90-х гг. ХХ в. (Богоявленский Анастасиин собор, Кострома) Макариева пуст. была упразднена до 1764 г. и в дальнейшем существовала как погост. В сер. 80-х гг. XVIII в. Преображенский храм сгорел, но деревянный сруб, устроенный в подклете храма над погребением святого, не пострадал. После пожара некий местный житель хотел вскрыть погребение М., но ослеп в наказание. В 1786 г. над мощами М. был построен новый деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В нач. XIX в. рядом с деревянным был возведен каменный Преображенский храм, освященный в 1821 г. Храм имел 3 престола: в честь Преображения Господня, во имя прп. Павла Обнорского и во имя святых Космы и Дамиана. В 1907 г. деревянный храм вновь сгорел, и на его месте в 1909-1912 гг. возвели деревянный холодный храм, освященный во имя прп. Макария Писемского в 1912 г. В подклете церкви над погребением М. находилась рака святого. В 1916 г. на раке под пеленой хранился посох преподобного. Существовала молитва святому, составленная ок. 1750 г. (ЖСв: Русские святые/Ред.: С. И. Смирнов. Кн. 2. Доп. М., 1916. С. 98). Гробница с иконой М., установленная в Преображенском храме, имела символический характер. В кон. 30-х гг. XX в., в период массового закрытия сельских храмов в Буйском р-не, приход в бывш. Макариевой пуст. сохранился. В 1951 г. Макариевский храм был закрыт, прекращен доступ к мощам святого. Часть икон перенесли в Преображенскую ц., которая в 50-80-х гг. XX в. оставалась одной из немногих действующих в Буйском р-не. В дек. 1990 г. по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Воскресенский кафедральный собор в Кострому была перевезена рака М. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленский собор Анастасиина монастыря, где она находится в наст. время.

http://pravenc.ru/text/2561304.html

Также Его Высокопреосвященству сослужили сопровождающие Феодоровскую икону Богородицы клирики Костромской митрополии — настоятель Петропавловского храма города Костромы митрофорный протоиерей Сергий Степанов, ключарь Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора протоиерей Владимир Воронин, древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой, клирик Воскресенского собора Костромы иеродиакон Иоасаф (Синявин), клирик Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора диакон Сергий Бахтин. За богослужением молились насельницы Богородице-Рождественского монастыря Караганды, сотрудники Карагандинского епархиального управления, ктиторы епархии, представители этнокультурных объединений области. Совершить молитву за праздничной Литургией и поклониться чудотворному лику Божией Матери собрались несколько тысяч карагандинцев и паломников из городов и сел области. Богослужебные песнопения исполнили хор Карагандинской епархии под управлением Владимира Тесленко и хор Введенского собора под управлением Людмилы Гупаловой. За Литургией была вознесена молитва о единстве Святого Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов и о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. По запричастном стихе было оглашено Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра по случаю принесения в Казахстан чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. По окончании митрополит Астанайский Александр произнес проповедь. Епископ Карагандинский Севастиан поблагодарил главу Митрополичьего округа за принесение на Карагандинскую землю широко известной в православном мире святыни. Далее состоялся брифинг с участием местных средств массовой информации. Митрополит Александр рассказал о Феодоровской иконе Божией Матери, истории ее прославления и чудесах, происходящих по молитвам перед этим древним образом, и ответил на вопросы журналистов. По завершении богослужения во Введенском соборе продолжилось поклонение честному образу Царицы Небесной. Перед святыней причтом карагандинских приходов непрестанно совершаются молебны.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5436338...

V. Ходатайство игуменьи Марии о восстановлении Богоявленского монастыря с перемещением в него Крестовоздвиженской женской обители В тот самый год, когда Богоявленский монастырь постигло великое несчастье, послужившее к закрытию его, поступила в Костромскую Крестовоздвиженскую обитель девица из Московских дворян София Димитриевна Давыдова (род. в 1822 г.). С 1856 г. бывшая в послушании надзирательницы монастырской больницы и затем в 1858 г. постриженная в монашество с именем Марии, она горячо принимала к сердцу заветные желания Костромских граждан и свое расположение к запустевшему Богоявленскому монастырю уже успела обнаружить первоначально в том, что не без её влияния возникло ходатайство о возобновлении Богоявленского собора; после неожиданно неудачного исхода этого дела, было при её содействии, по крайней мере, приостановлено разрушение его. Возведенная 3 февраля 1863 г. в сан игуменьи Крестовоздвиженского-Анастасиина монастыря, горевшая пламенным желанием послужить всеми силами благому делу восстановления Богоявленской обители, мать Мария не без долгих дум и тревог вознамерилась принять предложение епископа Платона относительно возбуждения нового ходатайства о передаче в её заведование полуразрушенного монастыря с переименованием его в женский и переведением в него инокинь Анастасиина монастыря. Справедливость требует сказать, что подобное предложение в свое время делали еще игум. Платониде 31 преосвященные Леонид и за ним Платон; но последняя по старости и болезненному состоянию решительно отклонила от себя это дело, видимо избегая великих хлопот и затруднений, с которыми приходилось неизбежно встретиться при восстановлении Богоявленского монастыря. После того как игум. Платонида отказалась от своей должности (в начале 1863 г.), и жребий избрания пал на инокиню Марию Давыдову, в лице этой мудрой и чрезвычайно деятельной настоятельницы Промысл указал благопотребное орудие в деле восстановления упраздненной Богоявленской обители и соборного храма в ней. Вступивши в управление Крестовоздвиженским-Анастасииным монастырем, матушка Мария уже при приеме его не могла не усмотреть, что он требует значительных издержек для приведения его в благоустройство во внешнем отношении. С другой стороны, она не могла не принять к сведению недавние обстоятельства, могшие благоприятствовать восстановлению Богоявленского монастыря, в особенности же явно обнаруженное глубокое сочувствие этому великому подвигу Наследника Цесаревича, посетившего Кострому в 1863 г., и вот 2 июля 1863 года эта энергичная игуменья представила епископу Платону формальное прошение о перемещении девичьего монастыря в упраздненный Богоявленский под условием его восстановления, вместе с чем могла осуществиться и заветная её мысль о возобновлении запустевшего соборного храма. Мы представляем здесь буквальный текст этого знаменитого обстоятельного доклада.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Архив Пн Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил в Костроме торжества по случаю праздника Феодоровской иконы Божией Матери 28 марта 2014 г. 20:39 27 марта 2014 года, в праздник Феодоровской иконы Божией Матери, глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , посещающий Костромскую область по приглашению епископа Костромского и Галичского Ферапонта и губернатора С.К. Ситникова, возглавил служение Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы, где пребывает чудотворный Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон , митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф , управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , епископ Магаданский и Синегорский Иоанн , епископ Барнаульский и Алтайский Сергий , епископ Костромской и Галичский Ферапонт , секретарь Костромского епархиального управления протоиерей Валерий Бунтеев, благочинный приходов города Ярославля иерей Александр Пчелкин; благочинный Кукарского округа Вятской епархии иерей Михаил Ковальский, духовенство Костромской епархии , Ярославской и Ивановской митрополий. Для молитвенного поклонения и духовной поддержки верующих по благословению митрополита Александра в Богоявленско-Анастасиин собор из Алма-Аты был доставлен ковчег с частицами честных мощей новомучеников и исповедников Казахстанских: священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского; преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских; преподобноисповедника Севастиана Карагандинского; священномучеников Виссариона, пресвитера Урджарского, Василия, пресвитера Жаркентского, и Владимира, протоиерея Лепсинского. Богослужебные песнопения исполняли: архиерейский хор Костромской епархии под управлением заслуженного работника культуры России Н. Балуевой, Костромская областная хоровая капелла под управлением А. Мелькова и хор насельниц Богоявленско-Анастасиина монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/3614386.ht...

Сохранившиеся немногочисленные памятники иконописи XIII-XV вв., бытовавшие на Костромской земле (Феодоровская икона Божией Матери, XIII в., Богоявленский собор в Костроме; «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из посада Б. Соли, 1-я пол.- сер. XIV в., ГРМ; «Свт. Николай Чудотворец, с житием», XIV в., из с. Левашёва Костромского у., ЯХМ, и др.), связаны с ростовской художественной традицией. Архаичность художественного языка нек-рых из этих икон не исключает возможности их создания местными мастерами. Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. 1-я пол.— сер. XIV в. (ГРМ) Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. 1-я пол.— сер. XIV в. (ГРМ) Некоторым ранним иконам, происходящим с костромских земель, присуща сложная стилистическая природа, сочетающая ростовские и новгородские черты (напр., «Чудо св. Георгия о змие» из Нерехты, посл. треть XV в., иконное собрание Фонда ап. Андрея Первозванного). О контактах с Новгородом свидетельствует и уникальное посвящение придела древнейшего костромского мон-ря (1-е упом. в 1435) ап. Филиппу и сщмч. Ипатию, еп. Гангрскому, почитание к-рых на Руси связано гл. обр. с Новгородом. Привязанность к традиционно новгородским иконографиям в иконописании Костромы отмечается и в XVI в., когда закреплению этих тенденций в местной культуре способствовало переселение при вел. кн. Василии III Иоанновиче и Иоанне IV Васильевиче Грозном в Кострому и окрестные города новгородских семей. В XVI в. Кострома попала в сферу московского художественного влияния («Свт. Николай Чудотворец, с житием» из с. Кишина Костромского у., 1-я пол. XVI в., КГОИАХМЗ). В становлении собственно костромской традиции иконописания во 2-й пол. XVI в. большую роль сыграли иконные вклады в храмы и монастыри города членами царской семьи и боярского рода Годуновых, что предопределило дальнейшее развитие местной художественной традиции под столичным влиянием. В числе вкладов Иоанна IV в Ипатиевский мон-рь - иконы («Ап. Иоанн Богослов, с 68 клеймами Апокалипсиса» в Богоявленско-Анастасиин мон-рь (1559, КГОИАХМЗ), «Свт. Николай (Никола Великорецкий)») и складни (1561, Костромской церковный историко-археологический музей, далее - ЦИАМ). Семьей Годуновых только к 1589 г. было вложено в Ипатиевский мон-рь 288 окладных икон, в т. ч. соборный иконостас (полностью), от к-рого сохранилась большая часть образов местного ряда: «Св. Троица, со створами со сценами деяний» (ГТГ), «Св. Троица» (ЦИАМ), «Успение, со сценами жития Пресв. Богородицы» (ГТГ), «Вмч. Димитрий Солунский» (ГИМ), «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (ГТГ), «Прп. Сергий Радонежский, с житием» (ЦИАМ), «Вмч. Никита» (ЦИАМ), «Тихвинская икона Божией Матери» («в меру и подобие», Троицкий собор Ипатиевского монастыря). В 1600 г. по заказу Годуновых московский мастер Андрей Новгородец выполнил для Троицкого собора цикл минейных икон (не сохр.). Московский иконник Устин был направлен в с. Красное (ныне пос. Красное-на-Волге близ Костромы) писать иконы для Богоявленского храма, выстроенного в 1592 г. Годуновыми.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Затруднение это, с перемещением женской обители в Богоявленский монастырь, будет совершенно устранено: на все время построек в Богоявленском монастыре монахини могли бы занимать настоящие их помещения. Все эти соображения приводят к заключению, что потребные к перенесению девичьей обители в Богоявленский упраздненный монастырь расходы не превысят тех расходов, которые необходимы на устройство её в занимаемой ныне местности. Между тем это перенесение представляет все выгоды для приведения женского монастыря в должное и лучшее устройство и даже с облегчением, если взять в расчет, что потребные 10,000 руб. сер. на необходимое расширение церкви и 8000 руб. на необходимое же возвышение ограды сохранятся в монастырской экономии при условии перемещения, а также и то, что благотворители, усердствующие пожертвованием строевых материалов, побуждаются преимущественно желанием содействовать восстановлению Богоявленского монастыря. По перемещении же монахинь в Богоявленский монастырь предположено в Крестовоздвиженской обители открыть: 1) училище для девиц духовного звания в двух каменных корпусах, находящихся ныне в монастыре и 2) приют или богадельню для призрения престарелых и бесприютных лиц, принадлежащих к духовенству Костромской епархии, которая могла бы быть помещена в том корпусе, который занимается ныне монастырскою больницею. Таким образом перемещение девичьего монастыря на новое место послужит не только к улучшению его и к восстановлению издревле чтимого и во многих отношениях замечательного Богоявленского монастыря, но к учреждению весьма полезных для епархии заведений, в которых уже давно чувствуется настоятельная потребность. По представлении игум. Марией требуемых сведений, следственная комиссия нашла показания её справедливыми, причем в дополнение представления игуменьи сообщила, между прочим, следующее относительно Крестовоздвиженского-Анастасиина монастыря. Ризположенскую церковь тесную и неудобовместительную, особенно в зимнее время, когда богослужение совершается в одних придельных храмах, необходимо было расширить или устроить новую более поместительную; Сретенская же церковь весьма тесна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

К 1821 году недалеко от нового храма воздвигли каменную церковь, также Преображенскую, пятиглавую с трехъярусной колокольней, один из приделов которой посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. В " Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии " (1863 года) Макариева пустынь называется погостом с двумя церквами. В 1870 году на погосте имелось 4 дома, где проживал 21 человек, при погосте имелось церковноприходское училище. Ежегодно здесь проходила ярмарка. В XIX - начале XX веков небольшой погост на Письме являлся одним из наиболее почитаемых святых мест северо-запада Костромской губернии. Особое множество паломников стекалось дважды в год, в дни памяти преподобного - 10 января и 9 июня (по старому стилю; последняя дата - местночтимое празднование). Поклонившись святым мощам и приложившись к раке старца, паломники обычно проходили для утоления жажды и омовения к располагавшемуся вблизи храма колодцу, выкопанному, по преданию, самим основателем обители. В 1907 году деревянная церковь над мощами преподобного вновь сгорела, и к 1909 году на ее месте был выстроен новый деревянный шатровый храм. В советское время погост оставался единственным местом Костромской земли, где в действующем храме сохранялись мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения верующих. В 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возобновлении Макариево- Писемского монастыря как женской обители. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 6 октября 1995 года первой настоятельницей возрожденного монастыря стала монахиня Ангелина (Травина), 31 октября 1996 года возведенная в сан игуменьи. 22 июня 2000 года Макариево-Писемский монастырь торжественно отметил 600-летие своего основания. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в обители около 30 сестер. Священнослужителем и духовником монастыря является игумен Михаил (Беляев) - уроженец Буйского района, участник Великой Отечественной войны, удостоенный одиннадцати правительственных наград и пострадавший за веру Христову: семь лет (с 1949 по 1956 годы) он провел в казахстанских и сибирских лагерях. В 1971 году он был рукоположен во священный сан архиепископом Костромским и Галичским Кассианом (Ярославским), 21 августа 1996 года принял в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе г. Костромы монашеский постриг, а 11 апреля 1997 года был возведен в сан игумена.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

22 При этом возник вскоре же оказавшийся крайне непрактичным (см. Костр. губ. вед. 1864 г. 47 и 43) проект устройства духовной семинарии в Песошенском монастыре (на другой стороне Волги в 17 в. от Костромы), который находился под управлением ректоров семинарии. При столь безвыходном и беспомощном положении духовная семинария нашла для себя выход, помощь и опору в лице Костромского архипастыря Платона, который там сумел расположить в пользу семинарии все епархиальное духовенство, что оно с любовью отозвалось на горячие воззвания своего владыки о помощи семинарскому начальству и, принесши для блага и просвещения своего юношества обильные материальные средства, не замедлило в 1866 г. приобрести нынешнее собственное для семинарии помещение, покупкою земли и дома у купцов Стригалевых. 23 Из них отлитый медный верх паникадила, представляющий модель вида Богоявленского храма, Его Высочество пожелал взять на память о посещении своем, и он был препровожден в контору Августейших детей. См. «Исторические записки о Костроме», соч. прот. П. Островского, 1864 г. 208 стр. примечание. 24 Пособиями к составлению этого очерка служили: «Описание Костромского Крестовоздвиженского трехклассного девичьего монастыря», епископа Павла Костромского, изд. 1835 г. и многие древние и новые документы из архива монастырского. 25 Этот монастырь обращен в женский в 1681 г. по следующему случаю. В бывший в 1679 г. 12 июля большой пожар в г. Костроме, между прочим, сгорели находившиеся подле Успенского соборного храма кельи беспоместных сорока инокинь, средства содержания которых составляли доброхотные подаяния богомольцев, приходивших на поклонение к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери. В виду бесприютного своего положения эти монахини просили царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима поместить их на жительство в Крестовоздвиженском монастыре, архимандрита же последнего – с братией, которой тогда было только 4 человек, вывести в другие монастыри. В 1681 г. последовала от патриарха Иоакима соизволительная грамота, по которой архимандрит с братией переведен был в Костромской Богоявленский монастырь, а перемещенным в Крестовоздвиженскую обитель монахиням тогда же предоставлено право владения прежними вотчинами и землями этого монастыря. До штатов за ним состояло вотчиною 688 душ крестьян, годовых вотчинных доходов получалось деньгами 400 р. и хлебом 300 четвертей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010