В Костроме торжественно почтили память святых Царственных страстотерпцев Кострома, 19 июля 2007 г. В ночь с 16 на 17 июля на соборной площади Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря града Костромы, колыбели Дома Романовых, архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил Божественную литургию в воспоминание убиения святых Царственных страстотерпцев — Царя Николая II и его семьи. В ночном богослужении приняли участие настоятели всех городских храмов, благочинные и духовенство Костромской епархии, православные костромичи, а также участники крестного хода из Тихоно-Луховского монастыря Иваново-Вознесенской епархии. Всего на ночной литургии присутствовало более тысячи человек, сообщает сайт Костромской епархии . В своем слове, обращенном к молящимся за богослужением, архиепископ Александр отметил: «Историки и поныне высказывают разные, часто противоположные мнения о значении последнего царя из дома Романовых для судеб России. Но нам, чадам Православной Церкви, в этот скорбный день подобает преклониться перед величием подвига, явленного Императором и членами его семьи в последние месяцы перед кончиной. Искренняя вера, глубокое христианское смирение и готовность простить своих гонителей, скорбь о печальных плодах государственных потрясений — эти чувства, исполнявшие души царственных мучеников перед принятием страдальческого венца, отзываются в наших сердцах по слову великого благовестника веры Христовой святого апостола Павла: «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр. 13, 3). На время службы в Ипатьевский монастырь из Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора была принесена чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Во время богослужения архиепископ Александр прочитал коленопреклонную молитву о спасении и благоустроении России. Паломников и участников богослужения в Ипатьевском монастыре встречали наместник архимандрит Иоанн (Павлихин) и братия обители, трудами которых в настоящее время идут полномасштабные работы по реставрации монастырского комплекса. 19 июля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23215.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСТРОМСКАЯ И ГАЛИЧСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, образована 16 июля 1744 г. по указу имп. Елизаветы Петровны . В наст. время территория К. и Г. е. совпадает с границами Костромской области . Кафедральный город - Кострома, кафедральный храм - Богоявленско-Анастасиин собор костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря . Правящий архиерей - еп. Ферапонт (Кашин; на кафедре с 25-26 дек. 2013). Епархия разделена на 16 благочиннических округов. На 23 дек. 2014 г. в К. и Г. е. имелось: 194 прихода, 184 священника, 27 диаконов, 11 мон-рей (3 мужских, 8 женских). При ЕУ работают отделы: церковной благотворительности и социального служения, религ. образования и катехизации, по делам молодежи, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, информационно-просветительский, миссионерский, по тюремному служению, юридическая служба, центр защиты семьи, материнства и детства в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Территория Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. Фотография. 2002 г. При создании К. и Г. е. в 1744 г. в ее состав вошли Костромская пров. Московской губ. (Костромской и Любимский уезды) и Галичская пров. Архангелогородской губ. (Галичский, Унженский, Чухломский и Солигаличский уезды). В 1787 г. вслед. Высочайшего повеления о совпадении границ епархий с границами губерний Любимский у. отошел Ярославской епархии. В 1796 г. в состав Костромской губ., а следов., и епархии вошли Кинешемский, Лухский и Юрьевецкий уезды. С этого момента и до 1936-1937 гг. территория К. и Г. е. оставалась неизменной, несмотря на значительные изменения границ Костромской губ. В 1918 г. Кинешемский, Юрьевецкий уезды и большая часть Нерехтского у., а в 1922 г. и Макарьевский у. отошли Иваново-Вознесенской губ. В 1922 г. в состав Нижегородской губ. вошли Ветлужский и Варнавинский уезды. 27 июля 1922 г. Ковернинский у. был упразднен, его территория распределена между Юрьевецким у. Иваново-Вознесенской губ. и Варнавинским и Семёновским уездами Нижегородской губ. Однако в церковном отношении эти территории оставались в подчинении К. и Г. е. и управлялись ее викариями - епископами Кинешемскими и Ветлужскими. После перевода Кинешемского еп. Бориса на другую кафедру в 1936 г. и ареста 6 авг. 1937 г. Ветлужского еп. Неофита (Коробова) (расстрелян в нояб. 1937) вик-ства не замещались и фактически прекратили существование.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

предписаний об изображении Н. не выявлено. В Костроме образы преподобного были утрачены из-за многочисленных пожаров XVII-XIX вв., особенно в костромском Богоявленском мо-ре, к-рые полностью уничтожили убранство всех храмов обители. На хромолитографии «Изображение жития и чудес прп. Сергия Радонежского» 1891 г., изданной в «память 500-летия блаженной кончины» основателя Троицкого монастыря в московской хромолитографии М. Т. Соловьёва, в среднике представлен «Собор Радонежских святых» в составе 54 учеников и сподвижников (ГИМ, см.: Обитель прп. Сергия. 2014. С. 338-339. Кат. 444; в РГБ аналогичный экземпляр 1894 г.). В числе учеников прп. Сергия помещены образы 2 святых с именем Никита (под 32 и 43), 2-й подписан как Н. Он находится в левой группе во 2-м ряду, облачен в мантию и надетую поверх нее схиму, левая рука со свитком возле груди; у Н. густые волнистые волосы до плеч, разделенные на прямой пробор, и окладистая борода с проседью. Поскольку в XIX-XX вв. Н. отождествляли с прп. Никитой Боровским, сохранившиеся изображения последнего становились образцами для иконографии костромского святого. Так, на основе хромолитографии 1867 г. (СПГИАХМЗ; см.: Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 40; Обновленная обитель: Из жизни Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря г. Костромы. Кострома, 2013. С. 61) в нач. XXI в. выполнен шитый покров, хранящийся в раке над местом погребения Н. в юж. нефе кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора Костромы (Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 41). Преподобный изображен прямолично, в рост, в монашеском одеянии: охристой рясе, коричневой монашеской мантии и синей схиме с красными голгофскими крестами, куколь лежит на плечах, правая рука на груди, в левой свиток. Н.- седовласый старец с правильными чертами лица и бородой средней длины. На иконах 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. иконография Н. довольно разнообразна. В этот период она развивалась в основном трудами московских иконописцев (В. И. Щербинин, Д. Немков, Д. Козлов, Г.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

Женский монастырь Царственных Страстотерпцев Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женская обитель, созданный в 2004 г. на основе подворья Богоявленско-Анастасиинского монастыря, с 1991 существовавшего при Успенской церкви в Домнино. Монастырю передан двухэтажный кирпичный дом бывшей церковно-приходской школы, выстроенной в 1893. Содержание История [ править править код ] Село Домнино (ныне Сусанинского района) известно в истории России как вотчина Ксении Ивановны, урожденной Шестовой – в монашестве Марфы, матери первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича. Здесь в конце 1612 года совершил свой знаменитый патриотический подвиг домнинский крестьянин Иван Сусанин; некоторые историки полагают, что останки народного героя были погребены в подклете стоявшего здесь деревянного Воскресенского храма. В 1810-1817 годах рядом с обветшавшим Воскресенским храмом – на месте дома инокини Марфы – возвели каменную Успенскую церковь с приделами во имя святителя Николая и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, пристроенными в 1827 году. Деревянный Воскресенский храм, окончательно пришедший в ветхость, разобрали в 1831 году. В 1879 году в Костроме было создано Александровское православное братство, ставившее своей целью благотворительную и просветительскую деятельность в местах Костромской земли, связанных с историей дома Романовых. В 1893 году братство построило в селе Домнино двухэтажное каменное здание церковно-приходской школы, а в 1913 году воздвигло памятную часовню на родине Ивана Сусанина в деревне Деревеньки. В ХХ веке Успенский храм села Домнино продолжал действовать, претерпев закрытие лишь с 1937 по 1944 годы. С 1991 года храм являлся подворьем Богоявленско-Анастасииного женского монастыря; в здании бывшей церковно-приходской школы, переданном Костромской епархии, стали жить и трудиться сестры Богоявленско-Анастасииной обители. Обитель зимой Село Домнино связано с событиями Смутного времени начале XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях Иваном Сусаниным.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Успенского подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы в с. Домнино Сусанинского района Костромской области в женский монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев, 2. Утвердить настоятельницей женского монастыря во имя святых Царственных Страстотерпцев г. Домнино Сусанинского района Костромской области игумению Феофанию (Ложкину), освободив ее от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря г, Костромы. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Костромского и Галичского Александра об утверждении игумений Людмилы (Охотниковой) настоятельницей Знаменского женского монастыря г. Костромы, освободив ее от обязанностей настоятельницы Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Людмилу (Охотникову) настоятельницей Знаменского женского монастыря г. Костромы, освободив ее от обязанностей настоятельницы Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Костромского и Галичского Александра об утверждении игумений Веры (Моревой) настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Успенской Тетеринской женской пустыни Костромской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Веру (Мореву) настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Успенской Тетеринской женской пустыни Костромской епархии. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об освобождении архимандрита Кирилла (Покровского) от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Кирилла (Покровского) от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о преобразовании прихода собора в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь.

http://pravoslavie.ru/9367.html

 Протоиерей Симеон Иоаннович Попов (1823 — 4 сентября 1909) рукоположен в дьяконский и священнический сан в 1848 г. в Псковской епархии. Служил настоятелем в приходах Садукюла (1850–1852 гг.), Пыльтсамаа (1852–1862 гг.), Сууре-Яани (1862–1875 гг.), в Ревельском Преображенском соборе (1875–1900 гг.). В 1900–1909 гг. — первый настоятель Александро-Невского собора в Ревеле. В 1908 г. награжден митрой. Похоронен на Александро-Невском кладбище в Ревеле.  Приходское училище на 200 девочек впоследствии, в 1908 г., было передано в ведение Министерства народного просвещения.  Игуменья Мария (София Давыдова, 1822 — 28 января 1889) — из московских дворян, была духовной дочерью наместника Троице-Сергиевой Лавры прп. Антония (Медведева; 1792–1877). В 1847 г. по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) она поступила послушницей в Костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь. В 1858 г. приняла постриг, а после ухода на покой игуменьи Платониды, 3 февраля 1863 г. — сан игуменьи. См.: [ Красовский ].  Монахиня, впоследствии игуменья, Варвара (Елисавета Димитриевна Блохина, 14 августа 1843 — 23 декабря 1915) — дочь купца 1 гильдии из посада Большие Соли Костромской губернии. С 9-летнего возраста (14 марта 1853 г.) она, по предсмертному завету своего отца, подвизалась в Костромском Крестовоздвиженском монастыре (с 1863 г., после объединения двух монастырейБогоявленский Анастасиин). Мать Варвара приняла постриг 12 августа 1887 г. Она хорошо знала церковный Устав, чтение и пение, владела золото-швейным мастерством, имела диплом сестры милосердия Красного Креста и опыт помощи больным и раненым во время Балканской войны.  Владимир Карлович Саблер (1845–1929, с 1915 г. Десятовский) — товарищ обер-прокурора, в 1911–1915 гг. — обер-прокурор Св. Синода.  Письма монахинь Пюхтицкого монастыря и ведомость о лицах, находившихся в богадельне при монастыре, имеются в деле: [ ЦГИА СПб. 33 ] (1893–1908 гг.).  Михаил Николаевич Капустин (1828–1899) — правовед, историк, действительный тайный советник. Читал лекции по международному праву будущему императору Николаю II. Был хорошо знаком с князем С. В. Шаховским, занимая должности попечителя Дерптского, а затем Рижского учебных округов в чине тайного советника. По мнению князя, постоянно шел на компромиссы с местным остзейским дворянством, чтобы заслужить «репутацию либерального и гуманного деятеля».

http://bogoslov.ru/article/6191776

Богоявленский монастырь основан в 1426 году Преподобным Никитою - учеником и родственником Преподобного Сергия Радонежского. Известный историк Иоанн Баженов свою знаменитую книгу «Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь» в 1895 году озаглавил: «В ряду исторических памятников в городе Костроме Богоявленско-Анастасиин монастырь занимает довольно видное место, как по своей древности, так и по высокому значению для костромских граждан и окрестных жителей». «Имя основателя Богоявленскаго монастыря, - пишет Архимандрит Иосиф Бажанов в 1879 году, - разъяснилось трудами таких ученых исследователей отечественной истории, как В. Ундольский и П. Казанский. В сборнике первого (под 574) замечено: «Преподобный старец Никита, основатель Богоявленскаго монастыря, что на Костроме, сродник и ученик Сергию Чудотворцу». По исследованию П.С. Казанскаго, профессора Московской Духовной Академии, в числе учеников Преподобнаго Сергия Радонежскаго упоминается под 1414 годом Никита, настоятель Боровскаго монастыря. В алтаре Успенскаго Собора Сергиевой Лавры имеется изображение Преподобнаго Никиты, в ряду учеников Преподобнаго Сергия. «Этот Никита, - заключает Казанский, - под старость переселился из Боровска в Кострому и около 1426 года основал новый Богоявленский монастырь; погребение сынов Боровскаго князя в обители знакомого ему Настоятеля Никиты может служить фактическим подтверждением переселения его в Кострому из города Боровска» («Несколько заметок о возобновленном Костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре», 1879 г., Санкт-Петербург, 16 стр.). В 1847 году Костромские граждане называли Костромскую Богоявленскую обитель «дорогой для них», «общенародной своей святыней, служившей молитвенным прибежищем для них и для их предков». В письменном заявлении градскаго головы А. Рыльцова, 8 числа августа 1850 года Великим Князьям: Николаю и Михаилу Николаевичам, во время прибытиям Их в город Кострому говорилось, что Богоявленский монастырь составляет «лучшее украшение города и утешение жителей по благолепию и чину церковному». В разделе «Древность и историческая важность» упоминается основание Монастыря в 1426 году основателем Богоявленской обители старцем Никитою, о присутствии в 1613 году при избрании на Царство Михаила Феодоровича Романова Настоятеля Богоявленского монастыря Игумена Арсения и его подписью в «Избирательной грамоте».

http://sobory.ru/article/?object=00152

Святейший Патриарх Кирилл возглавил встречу Феодоровской иконы Божией Матери 15.05.2023 15:37:01 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета Московского. Перед началом Литургии состоялась торжественная встреча чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которая по благословению Его Святейшества была принесена в Храм Христа Спасителя из Богоявленско-Анастасииного монастыря г. Костромы. Святыня принесена духовенством Костромской епархии во главе с митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом. Предстоятель Русской Церкви вышел к западным вратам Храма Христа Спасителя, куда прибыл автомобиль с чудотворным образом. Святейший Владыка приложился к иконе, которую несли священнослужители Костромской епархии. Затем икона была установлена в центре храма. Во встрече святыни приняли участие представители костромской и московской дружин Организации российских юных разведчиков. Песнопения Литургии исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). Литургия транслировалась в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Николай Вахромеев, клирик храма Троицы Живоначальной на Шаболовке г. Москвы. По окончании Литургии руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко огласил Патриаршее послание по случаю торжественного принесения чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы в Москву. Затем перед чудотворной святыней было совершено молебное пение. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 80-летием со дня рождения художественный руководитель Русского духовного театра «Глас» Н.С. Астахов был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского II степени.

http://radonezh.ru/2023/05/15/svyateyshi...

Максимовым – в количестве 178 тысяч рублей. Между тем временный при семинарии строительный комитет, находя неудобным место, назначенное для постройки главного семинарского четырехэтажного корпуса, предназначил избрать для него место, в 1861 г. занятое назначенною к сломке Сретенскою церковью, так чтобы он был обращен лицевым фасадом на Власьевскую улицу и боковыми сторонами обнимал место, на котором находится назначенный к сломке Богоявленский собор. Предполагалось, что здесь этот корпус получит всю благовидность и в случае пожара будет безопасен от огня, так как Власьевская улица, на которую он будет поставлен фасадом своим, гораздо шире (на 10 сажен) Пятницкого переулка; притом здесь не будет угрожать семинарскому корпусу сырость, потому что в течение целого дня он будет освещен солнцем и потому что место, где находилась тогда Сретенская церковь , есть самое возвышенное против прочей местности Богоявленского монастыря. Согласно этому предположению комитета последовало от 13 марта 1861 г. отношение епископа Платона к Синодальному Обер-Прокурору о перемене места для постройки новых зданий для семинарии. Но вскоре затем, по представлению от 22 марта дела о торгах Св. Синоду, и. д. Обер-Прокурора Урусов просил епископа Платона объявить Максимову, что постройка новых зданий для Костромской семинарии разрешена быть не может, и вместе сделать распоряжение о возвращении ему представленных в обеспечение подряда залогов. В последующем же отношении от 20 июля г. Урусов просил преосвященного уведомить, не окажется ли возможным изменить проект на постройку новых зданий Костромской семинарии – в видах сокращения требующейся на приведение оного в исполнение суммы. В дополнение к этому Обер-Прокурор Св. Синода от 22 июля 1862 г. спрашивал преосвященного о том, не признается ли выгоднейшим приспособить к помещению семинарии состоявшие в распоряжении семинарского Правления соборные дома, если дома эти не нужны для соборного духовенства, и до какой суммы примерно простирались бы издержки на приспособление сих домов под семинарию, в случае если уступка их для неё окажется возможною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Крестовоздвиженский третьего класса девичий, прежде бывший Ризположенский Анастасиин, монастырь находится внутри города по лицу Цареконстантиновской и частью Московской улиц против корпуса хлебных лавок, при некогда бывшем притоке Суле. Когда и кем основан этот монастырь, точных сведений не имеется. Составитель истории Российской иерархии об этом пишет следующее: «по некоторым надписям на колоколе и других церковных вещах сего монастыря имеющимся, можно с вероятностью заключить, что сей монастырь основан в XV по Р. Хр. столетии первою супругою государя царя Иоанна Васильевича Грозного Анастасиею Романовною, которая многие вклады за приписью ея имени жаловала» (IV ч. 867 стр.). Но ни на колоколе, ни на других предметах нет ни одной надписи с именем Анастасии Романовны, как несомненно не было этого и во времена составителя Истории иерархии. Последний высказал свое предположение лишь на основании наименования монастыря Анастасииным, которое между тем позже было усвоено ему и, по всей вероятности, вследствие особенного благоволения царицы Анастасии Романовны, выразившегося во многих вкладах в этот монастырь. Первоначально даже до 1763 г. он именовался Ризположенским, и это древнейшее название было усвоено ему потому, что первая в нем церковь была воздвигнута во имя Положения честные ризы Пресвятыя Богородицы. На основании сотной книги Василия Вельяминова 1596 и 1597 гг., на которую указывают Костромские писцовые книги, составленные Иваном Бутурлиным в 1628 г., следует решительно утверждать, что Анастасиин монастырь существовал гораздо ранее времен царя Иоанна Васильевича. В означенных писцовых книгах читаем: «а по сотной книге писма и меры Василья Вельяминова с товарищи 104 и 105 гг., какова сотная дана Костромичанам, написано: в Брагине улице на Настасеина девичья монастыря земле дворы, а живут в них черные посадские люди, присудом к Анастасеину монастырю, а тягло дают государю в казну с посадскими людьми, а стали те дворы к Настасеину монастырю по государеве грамоте великаго князя Василия Дмитриевича, а грамота дана лета 6925 (1417) года; а к наместнику судом не тянуть». Из этой несудимой грамоты, данной Анастасиину Ризположенскому монастырю сыном великого князя Димитрия Донского, видно, что монастырь существовал уже в 1417 г. и тогда, как и в XVI в., имел принадлежавшую ему в городе в Брагиной улице землю, поселяне которой посадские люди платили подати государю, а судом подчинены были этому монастырю. Поэтому, по справедливости. основание этого монастыря можно относить ко второй половине, вероятнее, к концу XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010