— Где можно узнать о программе пребывания святых мощей? — На официальном сайте Митрополичьего округа в Республике Казахстан программа  уже размещена. Дополнительную подробную информацию с расписанием богослужений можно будет получить на сайтах наших епархий, а также в храмах. — Ваше Высокопреосвященство, в Вашей жизни были ли какие-то особые моменты, связанные с алапаевскими преподобномученицами? — На протяжении двадцати лет мое архипастырское служение проходило в Костромской епархии , главной святыней которой является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Этим образом в 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. Согласно традиции, немецкие принцессы, выходящие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимающие Православие, получали не только новое имя, но и отчество — Феодоровна, в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета и отчество — Феодоровна. Святая преподобномученица Елисавета дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Всю свою жизнь она была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). В «Игуменском» или Восточном корпусе возрожденного Богоявленско-Анастасииного монастыря расположилось епархиальное управление Костромской епархии. Мой рабочий кабинет был устроен в тех самых покоях, где в начале XX века останавливалась Елисавета Феодоровна. В память о посещении Великой княгиней монастыря на стене Восточного корпуса была открыта мемориальная доска. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. 7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали в пределах Костромского края.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1934633...

В XIII в. в Костромском крае появилось 2 первых мон-ря - Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь и Спасо-Запрудненский мужской монастырь в окрестностях Костромы. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. ученики прп. Сергия Радонежского - преподобные Авраамий Галичский , Макарий Писемский , Павел Обнорский , Иаков Железноборовский и Никита Костромской - основали ряд мон-рей, ставших главными духовными центрами Костромской земли: прп. Авраамий Галичский - Успенский Новозаозерский мон-рь, Авраамиеву Ризоположенскую Великую пуст., Авраамиеву Верхнюю в честь Собора Пресв. Богородицы пуст. и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-рь; прп. Макарий Писемский - Преображенский Макариево-Писемский мон-рь на р. Письме; прп. Иаков Железноборовский - Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь на р. Тёбзе; прп. Никита Костромской - Богоявленский мон-рь (с 1863 Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь) в Костроме. В 70-х гг. XIV в. в окрестностях г. Нерехты прп. Пахомий Нерехтский основал Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь. В 80-90-х гг. XIV в. в «малой хижине» вблизи Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском оз., а затем на р. Письме рядом с прп. Макарием Писемским жил прп. Павел Обнорский. По-видимому, в нач. XV в. прп. Павел ушел за р. Кострому в Комельский лес и поселился на р. Грязовице в дупле старой липы. В 1414 г. на р. Нурме он основал Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. В XV в. первые мон-ри стали возникать и на востоке края, в Ветлужско-Унженском междуречье, населенном язычниками-черемисами. Ок. 1417 г. на р. Ветлуге поселился прп. Варнава Ветлужский , после кончины которого на месте его подвигов ученики основали Варнавину во имя Св. Троицы пуст. В 1439 г., после разорения Желтоводского Троицкого мон-ря, прп. Макарий Унженский и Желтоводский основал на р. Унже Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь. В нач. 30-х гг. XVI в. прп. Геннадий Костромской и Любимоградский учредил близ впадения р. Обноры в р. Кострому Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2458871.html

28 июля 1946 г. в Воскресенском храме, возвращенном РПЦ, состоялось первое после закрытия богослужение, к-рое возглавил еп. Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) . В 1964-1991 гг. Воскресенская ц. являлась кафедральным собором Костромы, здесь находилась главная святыня Костромского края - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери . В 1991 г., после того как кафедральным стал Богоявленско-Анастасиин собор одноименного костромского мон-ря, храм Воскресения Христова на Дебре вновь был утвержден приходским, но сохранил соборный статус. 7 мая 1993 г. его посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Первой настоятельницей К. м. стала игум. Феофания (Ложкина). С 25 марта 2004 г. мон-рь возглавляет игум. Людмила (Охотникова). К нач. 2010 г. в обители проживало 18 насельниц, к кон. 2014 г.- ок. 10. При основании мон-рю был передан и после восстановления 8 авг. 2009 г. освящен Знаменский храм. 26 сент. 2001 г. архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) освятил восстановленную колокольню (автор проекта архит. Л. С. Васильев) Знаменской ц. С 1997 г. при К. м. действует Медицинский центр во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, включающий стоматологический и офтальмологический кабинеты. Имеется небольшая богадельня. К обители приписана находящаяся на Центральном кладбище Костромы ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», перестроенная из здания ритуальных услуг (проект архит. И. Ш. Шевелёва) и освященная 27 авг. 1999 г. Среди святынь К. м.- чтимые списки чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и почитаемой иконы свт. Николая Чудотворца из Бабаевского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря , а также ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых. Ист.: Виноградов Н. Н. Празднование 300-летия царствования Дома Романовых в Костромской губ. 19-20 мая 1913 г. Кострома, 1914; Ценности костромских храмов голодающим//Красный мир. Кострома, 1922. 10 мая, 15 июня; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 272.

http://pravenc.ru/text/2458883.html

Туристам доступна территория Богоявленского собора, самого древнего уцелевшего сооружения. Побывать в соборе нужно обязательно, чтобы поклониться хранящейся здесь величайшей святыне Земли Русской — Феодоровской чудотворной иконе Богоматери XII века, одной из святынь императорского дома Романовых. Как добраться : г. Кострома, ул. Симановского, 26. До ближайшей остановки «Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор» следуют автобусы и 57. До остановки «Пятницкая улица» можно доехать: автобусами — 48, 56, 81, 99, 105, 107, 109, 387; маршрутками — троллейбусами — 7, 9. 4 Музей-заповедник деревянного зодчества «Костромская слобода» Фото VladAVI/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Этот музей располагается у стен Ипатьевского монастыря. Он открыт в 1955 году, включает оригинальные, то есть привезенные из сел и деревень Костромской области, шедевры деревянной архитектуры — две часовни, три храма, восемь жилых домов, бани, амбары, мельница. В храмах цело внутреннее убранство, в избах сохранились старинная мебель и предметы домашнего обихода. Как добраться : г. Кострома, ул. Просвещения, 1Б. Автобус 4, 14, 38, 105, 107, остановка «Ипатьевская слобода» в 1 км от музея. 5 Музей-усадьба льна и бересты Фото linenmuseum.ru В Костроме в 2005 году открылся частный музей-усадьба льна и бересты. Он, в полном согласии с названием, представляет два старинных народных промысла и разделен на два зала — «льняной» и «берестяной». В «льняном» зале выставлены ткацкие станы и прялки, домотканая и вышитая льняная народная одежда, куклы из льна и так далее. В «берестяном» зале экспонируются изделия, сплетенные и вырезанные из бересты, в том числе, например, берестяной самовар и целый чайный сервиз. Можно пройти мастер-класс — попробовать поработать на ткацком стане, сделать куклу, изготовить игрушку… Как добраться : г. Кострома, ул. Терешковой, 38. 6 Сумароковская лосиная ферма В Красносельском районе в деревне Сумароково, что в 23 км от Костромы, в 1963 году создали единственную в России ферму, которая занимается разведением и одомашниванием лосей.

http://sever.foma.ru/chto-posmotret-v-ko...

Вступая в изложение вышеупомянутых трех периодов истории Богоявленского монастыря, автор считает своим долгом предуведомить читателя, что скромный труд его представляет собою не летопись, а лишь более или менее подробный очерк монастыря, притом не столько с археологической, сколько с исторической стороны. Указанный характер изложения отчасти находится в зависимости от недостатка относящихся особенно к древнему периоду материалов, вследствие чего нередко возникает непреодолимое затруднение в строго последовательном хронологическом представлении жизни Богоявленского монастыря; отсюда же происходят по местам неполнота и пробелы в его истории. Сознавая некоторое несовершенство своего исторического очерка, автор решился издать его в виду того, что доселе еще не имелось такого печатного описания, в котором в возможной целости была бы изображена история Богоявленского монастыря от основания до современного его состояния, между тем уже более десятка лет существует ясно сознаваемая весьма многими чтителями этой обители потребность в подробном её описании и особенно входящих во 2 и 3 периоды событий относительно недавних, но уже затмеваемых временем. I. Основание Богоявленского мужского монастыря Определенных и точных известий об основании Богоявленского монастыря и первоначальном его устройстве, к сожалению, не имеется, так как древнейшие грамоты относительно монастыря не дошли до нас. Об этом настоятель Богоявленской обители архимандрит Софроний 27 июля 1760 года так доносил епископу Костромскому Дамаскину в ответ на затребование им монастырских жалованных грамот великих князей и царей. «Жалованных подлинных грамот не имеется, понеже как во 117 году приходили на Кострому государевы изменники и литовские люди и город Кострому воевавши пожгли, в то время и Богоявленский монастырь выграбили и государевы жалованныя грамоты и от вкладчиков данныя на вотчины и прочия письма. А после того их разоренья найдены в разных местах на вотчинныя земли и на всякия угодья одни токмо старинныя сотныя грамоты, по которым во 137, 138 и 139 годах писцы князя Волконскаго, да стольник Семен Готовцев монастырския земли и всякия угодья писали и меряли».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Хотя, вследствие этого, трудно решить вопрос о времени основания Богоявленского монастыря, однако же существуют некоторые данные для того, чтобы основателем его признать старца Никиту издревле почитаемого в монастыре. Так в древнейшем монастырском синодике первым в ряду настоятелей этой обители стоит имя «строителя месту сему преподобного старца Никиты». В монастырском трапезном уставе (т. н. кормовая книга) XVII века память этого «старца» обозначена в следующих выражениях: «сентября в 15 день панихида пети и обедня служити по иноке Никите, строителе месту сему, собором, на братию корм большой». Такое признание Никиты основателем Богоявленской обители, искони идущее, решительно разделяется и преемственно сохраняется в ней и доселе. Можно приблизительно сказать, когда жил этот первоначальник обители. В составленных во второй половине прошлого столетия описях имущества Богоявленского монастыря, между прочим, при кратком изложении содержания утраченных древних жалованных грамот упоминается грамота, которая дана от великого князя Василия Васильевича Костромскому наместнику Ивану Ивановичу по челобитью Богоявленского монастыря чернца Никиты о расчистке в р. Волге тони для рыбной ловли. Это известие приводит нас к тому заключению, что основатель этого монастыря старец Никита жил в княжение Василия Васильевича Темного, в период времени от 1425 г., когда он сделался великим князем, до кончины его в 1462 г. Но кто был этот старец Никита, об этом трудно сказать что-либо с достаточною основательностью, за отсутствием ясных данных. Может быть, он был тот преподобн. Никита, ученик и сродник препод. Сергия, который был настоятелем Боровского (Калужской губ) Высоцкого монастыря, как об этом говорят В. Ундольский († 1864 г.) и П. С. Казанский († 1878 г.). На родственное отношение старца Никиты к преп. Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преп. Сергия Радонежского. А на тожество его с настоятелем Боровского Высоцкого монастыря отчасти может указывать то обстоятельство, что в конце XV века в Богоявленской обители, как видно из надписи на стене под собором, нашли себе вечное упокоение племянники в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

С 15 лет Валентина стала заведующей молочно-товарной фермой: смышленую и ответственную девушку на эту должность избрали сельчане, сказав: «Валюша, мы тебе поможем!» Но, главное, ей, не утратившей веру, пришлось своим личным примером учить вере в Господа других людей. Свое церковное служение матушка начала в селе Дор Буйского района Костромской области. С шести лет она читала в храме Трисвятое и Апостол, для чего девочку ставили на стул. C 1940 года Валентина трудилась псаломщицей в разных храмах Костромской земли, в селе Княжеве, в Нерехте и в подмосковной Кашире, где она приняла монашеский постриг по благословению схиигумении Варвары (Трофимовой), настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. Тем самым молодая монахиня, нареченная Ангелиной, исполнила волю своей матери Александры, которая всю свою жизнь сама думала о монашестве — если не для себя, то хотя бы для кого-нибудь из своих детей. В 1991 году дочь матушки монахиня Иннокентия из Пюхтицкого монастыря получает благословение на игуменское служение в Костроме. Вместе с матерью ей предстояло, казалось, невозможное — полное возрождение Богоявленско-Анастасииного Костромского женского монастыря. О необычайном благолепии храмов этой некогда славной обители говорил сам Иоанн Кронштадтский. Новоприбывшим монахиням было трудно. В воссозданной обители она занимала должность благочинной, а в созданном Успенском подворье в селе Домнине Сусанинского района — должность старшей сестры. В 1994 году монахиня едет в родные буйские боры — в Макариево-Писемский монастырь, куда еще в детстве приходила молиться. И опять перед ней встала непростая задача — воссоздать по воле священноначалия обитель. При этом не просто управлять монастырем, но попытаться вернуть ему утраченное значение одного из духовных центров края. Главный храм обители — Спасо-Преображенская церковь — один из немногих на Костромской земле, который действовал даже в военные годы. Многие приходили к мощам преподобного Макария помолиться о судьбе родных-фронтовиков. Однако и эту церковь не миновала общая печальная участь.

http://e-vestnik.ru/obituaries/shiigumen...

— В качестве журналиста мне посчастливилось побывать в те дни в Костроме, и нам рассказали, что этот богоспасаемый город Великая княгиня посещала при жизни. — Да, она дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Узами духовной дружбы Елисавета Феодоровна была связана с игуменией Сусанной (Мельниковой) — настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, где в наши дни в «Игуменском» (Восточном) корпусе расположилось епархиальное управление Костромской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II имя святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. Мой рабочий кабинет находился в тех самых покоях, где останавливалась Великая княгиня. В память о ее посещении на стене Восточного корпуса монастыря была открыта мемориальная доска. В 1992 году известный священнослужитель Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Виктор Потапов, настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского собора, передал мне две святыни — часть манжета ее монашеского одеяния и часть гроба преподобномученицы Елисаветы, в котором перевозилось из Алапаевска ее нетленное тело. В его приходе есть и иконы с частицами мощей святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары. Отец Виктор говорил о глубоком почитании американцами Великой княгини Елисаветы Феодоровны, жизненный путь которой является хорошим примером для тех протестантов и католиков, которые решили перейти в Православие. — 17 мая исполнилось пять лет со дня подписания Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. На мартовских торжествах в Усово говорилось о роли Елисаветы Феодоровны в этом историческом событии. — Об этом еще пять лет назад сказал и Святейший Патриарх Алексий II, подчеркнувший, что одним из событий, предшествующих подписанию, стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на русскую землю мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2564224...

Почему так? На самом деле в Типиконе (Уставе богослужения) мы не найдем каких-либо указаний на счет дня и времени совершения этого чина, он появился гораздо позже формирования Типикона, по которому живет сейчас Православная Церковь. Вероятно, что служба Погребения, или «Священное последование на преставление Пресвятыя Владычицы нашея и Приснодевы Марии», возникла не ранее XVcmoлemuя (по богослужебным меркам — довольно поздно) в Иерусалимской Церкви, и уже оттуда перешла на греческий Восток и в Россию. В письменных источниках Русской Церкви первое упоминание о ней относится к XVIbeky. Первоначально эта служба состояла из чтения 17-й кафизмы с особыми богородичными припевами, а свой сегодняшний вид приобрела в конце XIXbeka, когда были написаны особые песнопения для этого дня. «Колыбелью» службы Погребения является Гефсиманский Иерусалимский монастырь. Накануне праздника Успения в Гефсиманию совершался крестный ход с плащаницей от подворья монастыря в самом Иерусалиме. Шествие с богородичной плащаницей было символическим воспоминанием о перенесении тела Девы Марии из Сионской горницы в Гефсиманский сад — к месту, где апостолы погребли Ее. Богослужение в Иерусалиме начиналось ночью, а крестный ход должен был закончиться с восходом солнца. Плащаницу полагали в пещеру — гроб Богоматери. Стекавшиеся на этот торжественный чин паломники и перенесли его впоследствии в свои страны. Как служили в Русской Церкви? Если в Иерусалиме чин Погребения связан с конкретными местами земной жизни Пресвятой Девы, то в Русской Церкви он стал совершаться в богородичных храмах, прежде всего — Успенских. В нашем Типиконе день Успения был дополнен припиской, что по изволению настоятеля может быть совершено «надгробное пение» Богоматери. Первым храмом Русской Церкви, где «надгробное пение» в день Успения Пресвятой Богородицы стало регулярной праздничной службой, был Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Затем эта традиция утвердилась также в соборном храме Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме. Хотя Успенского храма в костромском монастыре не было, но в Богоявленском соборе хранилась Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая святыня Русской земли и царского рода Романовых. Затем, уже в XIXbeke, чинопоследование Погребения по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, стало совершаться в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/27/s_lyud...

18 июня 1817 г. Глухарёв был назначен инспектором и преподавателем церковной истории и нем. языка Екатеринославской ДС, а позже ректором Екатеринославского уездного и приходского духовных уч-щ. Сблизился с иеросхим. Ливерием, племянником прп. Паисия (Величковского) . Впосл. писал о старце Ливерии: «Все, что он ни сделал со мною в руководстве духовном,- мудро, благодетельно, свято, от Господа бысть» (Письма. 1905. С. 82). 24 июня 1818 г. еп. Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Иовом (Потёмкиным) был пострижен в монашество с именем Макарий, 25 июня рукоположен во диакона, а 28 июня - во иерея и указом Синода причислен к братии Киево-Печерской лавры . В Екатеринославе (ныне Днепропетровск) М., как и др. выпускникам СПбДА, необходимо было проводить осуществлявшуюся тогда реформу духовного образования, которая не всегда принималась на местах, вводить новые программы и уставы. Сложные, порой конфликтные отношения молодого инспектора с руководством семинарии и сослуживцами, неудовлетворенность адм. деятельностью послужили причиной того, что весной 1820 г. М. подал прошение об увольнении с должности инспектора. Только благодаря ходатайству архиеп. Ярославского и Ростовского Филарета (Дроздова) 20 февр. 1821 г. последовал указ Синода о назначении М. ректором Костромской ДС. 20 апр. 1821 г. М. прибыл в Кострому, через 3 дня вступил в должность. 21 дек. того же года еп. Костромским и Галичским Самуилом (Запольским-Платоновым) возведен в сан архимандрита. Одновременно М. был назначен настоятелем второклассного костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря , в котором с 1814 г. располагалась семинария. «Труды по семинарии съедают меня, изнемогаю в силах телесных и душевных»,- признавался он в письме екатеринославскому свящ. Иоанну Герболинскому 27 нояб. 1822 г. (Там же). При этом М. руководил большими ремонтно-строительными работами в обители (в частности, юго-зап. башня была перестроена в 2-этажную ц. Смоленской иконы Божией Матери). Взаимоотношения и с правящим архиереем, и с находившимися под его начальством педагогами у М. складывались непросто. Еп. Самуил (Запольский-Платонов) писал о М.: «При строгой, прямо монашеской жизни и честном поведении часто примечается задумчивым, часто вспыльчивым. Подвержен частым припадкам. Крайне слабогласен. К продолжению должностей впредь кажется малонадежным» ( Птохов. 1899. С. 32). 29 апр. 1824 г. М. подал в Синод прошение об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру, 12 авг. того же года получил указ об отставке, но только 28 дек. 1824 г. смог покинуть Кострому.

http://pravenc.ru/text/2561310.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010