Из отчетной ведомости, в 1763 г. поданной в Костромскую духовную консисторию игуменьею Анастасиина монастыря Анфисою, видно, что во владении этого монастыря состояли следующие вотчины: в Костромском уезде в Сущеве стану село Ильинское (в нем по последней ревизии 51 душа); к тому селу приписаны были деревни: Сонино (19 д.), Слободка (9), Луговая (17), Китариха (22), Мирицыно (26), Посошниково (20), Скорбешки (8); в Андроникове стану – Таранино (31) и в Андомском стану – Копепница (19 душ). Всего в вотчинных селе Ильинском и девяти деревнях по последней ревизии состояло за Анастасииным монастырем 222 души крестьян. Вотчинного дохода на содержание монастыря, игуменьи с сестрами, а также священноцерковнослужителей получалось в год денежного 150 рублей, а хлебного 112 четвертей. Во времена существования в Костроме воеводской канцелярии, по расписанию штатс-конторы, отпускалось в монастырь по 5 рублей в год на свечи, ладан и красное вино для пяти престолов и по 15 рублей за слободку Гашееву, которая тогда отошла к городскому посаду. По упразднении Анастасиина монастыря штатами 1764 г., земли его перешли в государственное ведомство; 29 лишь оставшимся тут священно-церковно-служителям за неимением прихода отмерено было в Ильинском селе 10 десятин пашенной земли и на 10 копен сенокосной. Когда же упраздненный монастырь опять был восстановлен (в 1775 г.) с приложением к нему названия «Крестовоздвиженский», на содержание восстановленного монастыря отчислены были те способы, какие по штатам назначены для бывшего Крестовоздвиженского, положенного в III классе. Вследствие ограниченности назначенных правительством средств к содержанию Крестовоздвиженско-Анастасиина монастыря, по ходатайству еп. Симона, в 1775 г. отпущено было из казны 500 р. на необходимые первоначальные исправления и постройки в монастыре. По отводу, сделанному в 1798 г. Костромскою казенною палатою, во владении монастыря состояло 31 десятина и 172 сажени сенокосной земли, находившейся в разных местах на расстоянии от монастыря от 15 до 30 верст; – сверх того, рыбные ловли в озере Савинове и мельница о трех поставах на реке Мезе – в 20 верстах от монастыря. В 1859 г. Высочайше пожалована этому монастырю пустошь Калашникова – Рылова (в 17 в.). Из документов и планов на землю, принадлежащую Крестовоздвиженскому девичьему монастырю, по свидетельству особой комиссии, в 1862 г. состояло: в разных местах удобной земли всего 146 десят. 669 кв. саж., неудобной 7 дес. 1,683 кв. саж. и рыбная ловля при озере Савинове с притоками 32 десят. 1,953 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Второе возрождение мон-ря началось в кон. 1989 г., когда еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) , предполагая устроить в Богоявленско-Анастасиином храме кафедральный собор, обратился к властям с просьбой о возвращении его РПЦ. 19 марта 1990 г. собор был возвращен Костромской епархии. Одновременно началось возрождение жен. мон-ря. 26 марта 1991 г. в Кострому из Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прибыла группа инокинь во главе со старшей мон. Иннокентией (Травиной), 29 авг. 1991 г. возведенной в сан игумении возрождавшегося мон-ря. 17 июня 1991 г. еп. Александр совершил освящение Богоявленско-Анастасиина храма, ставшего и кафедральным собором, и главным храмом мон-ря. 18 авг. того же года крестным ходом в собор перенесли главную святыню Костромского края - Феодоровскую икону Божией Матери . В течение 90-х гг. XX в. Костромской епархии и К. м. был возвращен ряд бывш. зданий мон-ря. С 1991 г. в трапезном корпусе размещались Костромское ДУ (в 1996 преобразовано в Костромскую ДС) и Костромское епархиальное управление (с 2003 в помещении настоятельского корпуса). С 2003 г. в Богоявленско-Анастасиине соборе пребывают мощи прп. Тимона Надеевского, ученика прп. Серафима Саровского, возобновителя Николо-Надеевской пуст., находившейся в Макарьевском у. (совр. Антроповский р-н). К 2000 г. в К. м. проживали 100 чел., к 2010 г.- 49 насельниц, в т. ч. игумения, 19 монахинь и 29 послушниц. В 1991 г. при обители создана богадельня для престарелых равноап. Марии Магдалины, в 1993 г.- детский приют св. Иоанна Кронштадтского. С 1991 г. мон-рь имел подворье в с. Домнине Сусанинского р-на, в 2004 г. преобразованное в Домнинский во имя святых Царственных страстотерпцев женский монастырь . Сестры К. м. начинали возрождение Макариева Унженского, Пахомиева Нерехтского Сыпанова и Макариева Писемского мон-рей, стали первыми насельницами вновь созданных Тетеринской пуст. (Нерехтский р-н), костромского в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Домнинского жен. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

До Казахстану принесено чудотворну Феодоровську 10 травня 2019 р. 18:55 10 мая 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казахстан из Костромы принесена чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Накануне, 9 мая, глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , находившийся в Костроме по приглашению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта и губернатора Костромской области С.К. Ситникова, совершил у чудотворного Феодоровского образа молитву о милости, жизни, мире, здравии Преосвященных архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Казахстанского митрополичьего округа, о лидере нации Н.А. Назарбаеве, о президенте, властях, воинстве и всем народе Казахстана. Постоянным местом пребывания чудотворной иконы является Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор Богоявленско-Анастасиина женского монастыря в Костроме. Затем митрополит Александр встретился с митрополитом Ферапонтом. Основной темой общения стало принесение в пределы Казахстана чудотворного Феодоровского образа Царицы Небесной. В тот же день глава Православной Церкви Казахстана посетил торжественный прием, который дал губернатор Костромской области С.К. Ситников по случаю 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. 10 мая митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в сослужении митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта и духовенства Костромской митрополии совершил молебен перед чудотворной Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Днем специальным рейсом святыня была доставлена из аэропорта федерального значения «Туношна» (Ярославская область, Россия) в аэропорт города Кокшетау — административного центра Акмолинской области Казахстана. Святыню вместе с главой Православной Церкви Казахстана сопровождают: настоятель Петропавловского храма г. Костромы протоиерей Сергий Степанов, ключарь Богоявленско-Анастасиина собора г. Костромы протоиерей Владимир Воронин, помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой, клирик Воскресенского собора г. Костромы иеродиакон Иоасаф (Синявин), клирик Богоявленско-Анастасиина собора г. Костромы диакон Сергий Бахтин, помощник митрополита Александра П.В. Соколов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5433856...

Пешношский-Николаевский Введенская-Макариевская-Жабынская Духов-Задугинский-Новосильский Благовещенский-Астраханский Крестовоздвиженский-Белевский Борковская – Николаевская – Троицкая-Холуйская Савво-Вишерский Варзарештский-Димитриевский Шабский или Жабский-Вознесенский Вознесенский – Троицкий – Истобинский-Соликамский Анастасиин-Богоявленский -Крестовоз-движенский Михалицкий – Рождество – Богородицкий на Молоткове Христорождественский-Спасский-Слободской Берлюковская- Николаевская Троицкий-Шенкурский Троицкий-Духов-Скопинский Каменский-Успенский Свенский-Успенский Красногорский-Богословский Филиппова-Троице – Ирапская – Красноборская Антониев-Дымский Мазаловский-Спасо-Преображенский Симонов-Успенский Троицкий-Каменецкий Куряжский-Старохарьковский-Преображенский Дерманский-Троицкий Перекомский или Перекопский-Николаевский-Розважский Вознесенский-Кременский Высокогорская-Вознесенская Богоявленский-Братский-Пинский Братский-Богоявленский-Киевский Черноостровский – Николаевский – Малоярославецкий Спасо-Каменная-Белавинская Николаевский-Староладожский Каларашевский-Успенский Белобережская-Николаевская Афанасиевский-Моложский Ондрусова или Андрусова – Николаевская Спасо-Преображенский-Рославльский Знаменский – Богородицкий – Красногорский-Елецкий Перынь-Богородицы Дивногорский-Успенский Почаевская-Успенская Успенский-Полонский Гинкульский-Параскевиевский Троицкий-Петропавловский-Елецкий Благовещенский-Богородицкий-Виленский Благовещенский-Супрасльский Богоявленский-Кременецкий Борисоглебский – Коложанский-Городенский Бытенский Варваринский-Пинский Загоровский-Рождество-Богородицкий Николаевский-Мелецкий Рождество-Богородицкий-Березвечский Тригорский-Спасо-Преображенский Троицкий-Виленский Успенский-Жировицкий Алексеевская-Арзамасская Ахтырский-Троицкий-Благовещенский Спасо-Евфросиниин-Полоцкий Густынский-Троицкий-Прилуцкий Святогорская-Успенская Задне-Никифоровская-Спасская – Вашезерская Казанско-Богородицкая-Жадовская Тихвинский-Новодевичий- Богородицкий-Керенский Квабтохевский-Успенский Бобренев – Рождественский – Богородицкий Нило-Сорского-Сретенская Успенский-Бахчисарайский Коже-Озерский-Богоявленский Николаевская-Надеевская Яшезерская-Благовещенская Городищенский – Рождество – Богородицкий Ивановский – Предтечевский на Кулижках Въясская-Владимирская Клименцы или Ионы Климецкого Крестовоздвиженский-ДубенскийСвятоезерский – Спасо- Преображенский-Сенегский Троицкая-Рекомская или Реконская Троицкий-Ульяновский-Стефановский Богородицкий-Казанский-Мокшанский Богоявленский-Костромской Муромский или Мурманский-Успенский Ильинский – Запсковский или Иоанно-Ильинская Вознесенская-Кинешемская Козмодемьянский-Минский Спасо-Преображенский-Охорский Петропавловский-Юрьевский Чонский-Успенский-Макариев Макариев-Желтоводский-Троицкий Печенгский-Троицкий-Трифонов Межигорский-Преображенский-Спасский Теклатская-Покровская Севастианов – Спасо – Преображенский – Сохотский Шиомгвимская Бодбийский св. Нины Покровская-Кирилло-Челмогорская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Денежные вклады Богоявленского монастыря, переданные в Игрицкий, заключаются в 13 билетах а) на 4000 ассигнациями и б) на 914 р. 58 к. серебром. По соображении всех обстоятельств дела комиссия нашла, что перемещение Крестовоздвиженского девичьего монастыря в упраздненный Богоявленский сколько необходимо и удобно для девичьего монастыря, столько благовременно, полезно и выгодно для Богоявленского монастыря. Одними средствами, указываемыми иг. Марией, могут быть достигнуты две важные цели: без особенного отягощения казны может быть приведен в надлежащее благоустройство девичий монастырь, в чем настоит для него существенная потребность в виду непреодолимых затруднений по неудобству его места, – и возобновлен упраздненный древний Богоявленский монастырь, который уже 16 лет обгоревшими развалинами своих древних святынь представляет в себе жалкое для всех безобразие. Притом расходы на устройство девичьего монастыря на месте Богоявленского при вышеизъясненных условиях и средствах не должны превышать той суммы, какая требуется для того на месте Крестовоздвиженского монастыря. И более выгодным и полезным признается употребить капитал на устройство обители на месте выгодном во всех отношениях, чем на неудобном. Что же касается предназначения местности Богоявленского монастыря на устройство зданий для Костромской духовной семинарии, та же комиссия представила со своей стороны на благорассуждение епархиального начальства следующие соображения: а) местность Богоявленского монастыря со всеми зданиями при ней и в ней приспособлена удобством более для монастыря, чем для семинарии; б) высокая монастырская ограда представляет особенное удобство для монастыря, а для семинарии затруднение. Поддержание высоких стен монастырских в надлежащем их виде послужило бы к излишнему очень значительному обременению духовно-учебного ведомства; почему во избежание излишних трат для казны в проекте об устройстве семинарии на местности Богоявленского монастыря необходимо соединена будет разломка не только Богоявленской церкви, но и Никольской Салтыковской. Но при возобновлении монастыря с помещением в нем женской обители сии церкви сохранятся, как священные памятники древности, и будут существовать с постоянною пользою для обители; в) Смоленская церковь также останется излишнею и очень обременительною для семинарии, ибо в зданиях семинарских устроена будет домовая церковь , приспособленная к своему назначению. Между тем эта церковь по передаче в ведение девичьего монастыря составит одну из дорогих для него святынь по благоговейно чествуемому всеми жителями г. Костромы чудотворному образу Смоленской Божией Матери и г) для устройства духовной семинарии не трудно отыскать в г. Костроме удобную землю, причем ценность земель в городе еще незначительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Память преподобного Паисия Галичского молитвенно почтили в Костромской митрополии 7 июня 2020 г. 13:21 5 июня 2020 года, в день памяти преподобного Паисия Галичского, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт и епископ Галичский и Макарьевский Алексий совершили Божественную литургию в Успенском соборе Успенского Паисиево-Галичского женского монастыря в городе Галиче. Преосвященным владыкам сослужили благочинный монастырей Галичской епархии Варфоломей (Коломацкий), игумен Афанасий (Гриценко), благочинный Галичского округа протоиерей Александр Шастин, клирик монастыря протоиерей Николай Цветков, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Галича протоиерей Андрей Панков, клирик Введенского собора г. Галича иерей Александр Дудин, настоятель храма Успения Божией Матери села Погост-Успение иерей Андрей Семенов, и.о. настоятеля храма Косьмы и Дамиана г. Галича иеромонах Мелетий (Чернов), диакон Сергий Бахтин и иеродиакон Игорь (Доброзоров). За богослужением молилась настоятельница игумения Наталия (Василенок) с сестрами обители. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер Богоявленско-Анастасиина монастыря г. Костромы. На сугубой ектенье были возглашены особые прошения и прочитана молитва об избавлении от губительного поветрия. По запричастном стихе проповедь произнес клирик обители протоиерей Николай Цветков. В конце богослужения духовенство и сестры обители прошли крестным ходом вокруг храма. На середине храма было совершено молебное славление преподобному Паисию Галичскому. Митрополит Ферапонт, епископ Алексий и сослужившее духовенство поклонились мощам основателя святой обители. Глава Костромской митрополии поздравил собравшихся с праздником и поблагодарил епископа Алексия за приглашение разделить радость торжеств. В ответном слове епископ Алексий также поздравил богомольцев с памятью великого подвижника Галичской земли и преподнес в дар сестрам обители святую плащаницу Христа-Спасителя. Галичская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Синоду. Епископ Леонид, в своем от 31 декабря отношении к г. губернатору, обозначил вышеизложенные причины закрытия Богоявленского монастыря и просил губернатора поставить их в известность гражданам и вместе отобрать от них определенный отзыв, имеют ли они желание сделать пожертвования, достаточные для осуществления их предположения, выраженного в записке, поданной Их Высочествам. Однако представление сведений о мере готовности граждан г. Костромы содействовать восстановлению Богоявленской обители несколько замедлилось, так что из канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода дважды (от 27 декабря 1850 г. и от 25 февраля 1851 г.) сделан был запрос секретарю Костромской духовной консистории о том, в каком положении, находится дело по вышеизложенному ходатайству граждан Костромских. Соответственно этим запросам, епископ Леонид в своих отношениях к г. начальнику губернии от 30 марта и 27 апреля 1851 г. просил ответа на свое отношение к нему от 31 декабря. После неоднократных подтверждений со стороны губернатора Костромской городской думе дать ответ на запрос о пожертвованиях на восстановление Богоявленского монастыря, дума городская 22 числа мая в общем составе своих членов тщательно обсуждала вопрос о восстановлении монастыря и составила следующий приговор, который был 12 июня представлен епископу Леониду. «Имея в виду, что церкви Смоленская и Никольская уже исправлены в монастыре граждане города определили на дальнейшее возобновление его пожертвовать шесть тысяч рублей сер. и кроме того выразили желание испросить Высочайшее разрешение на сбор добровольных пожертвований по всей России, так как мысль, увлекающая костромитян к воссозданию Богоявленского монастыря, кроме древности его, была и есть мысль сохранить в памяти позднейшего потомства радостное помещение города Костромы Августейшими детьми великого Государя нашего». Между тем, еще до получения этого ответа от граждан Костромских, дело о возобновлении Богоявленского монастыря, уже поступившего в распоряжение духовно-учебного ведомства, приняло новый оборот по Высочайшей воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Звонили до тех пор, пока не сбежались окрестные жители. Представителям новой власти тогда пришлось ретироваться. В 1919 году, уже не в действующей обители, сёстры, проживая при Смоленской церкви, ревностно продолжали выполнять монашеские правила и трудиться по монастырскому Уставу до 1924 года. В монастырских строениях быстро разместился рабочий посёлок, получивший официальное название в 1928 году " Безбожник " . Ещё, в 1919 году губернские власти пытались устроить в монастырском соборе школу для советских детишек. Но встали на защиту храма тогда многочисленные верующие. 21 февраля 1920 года Российская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса запретили Костромскому губисполкому использовать здание Богоявленско-Анастасииного собора под школу, заявив тем самым, что собор является памятником " исключительного художественного и исторического значения " . 11 декабря 1925 года, постановлением президиума Костромского губисполкома здание собора было передано во владение Губернского архивного бюро, которое размещалось в соборном храме 60 лет, сначала как губернский, а затем областной архив. В 1936 году были разрушены Никольская церковь, уничтожено старинное кладбище, засыпан монастырский пруд. Территорию бывшего монастыря застроили сараями, их было 73. В 1982-м году местными несовершеннолетними жителями, жившими вокруг собора, был нанесён огромный ущерб коллекции документов областного архива и самому храму. От пламени пожара сильно пострадали кипарисовый иконостас и фрески Гурия Никитина и Силы Савина, а подклет собора был залит водой. Через 72 года, в 1990-м году, благодаря епископу Александру (Могилёву), ныне постоянному члену Священного Синода, Главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан, было принято решение о возрождении Богоявленского женского монастыря. 20 июля 1990 года, по ходатайству Митрополита Александра, Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II благословил открытие Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, для возрождения в нём монашеской жизни.

http://sobory.ru/article/?object=00152

— Где можно узнать о программе пребывания святых мощей? — На официальном сайте Митрополичьего округа в Республике Казахстан программа  уже размещена. Дополнительную подробную информацию с расписанием богослужений можно будет получить на сайтах наших епархий, а также в храмах. — Ваше Высокопреосвященство, в Вашей жизни были ли какие-то особые моменты, связанные с алапаевскими преподобномученицами? — На протяжении двадцати лет мое архипастырское служение проходило в Костромской епархии , главной святыней которой является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Этим образом в 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. Согласно традиции, немецкие принцессы, выходящие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимающие Православие, получали не только новое имя, но и отчество — Феодоровна, в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета и отчество — Феодоровна. Святая преподобномученица Елисавета дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Всю свою жизнь она была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). В «Игуменском» или Восточном корпусе возрожденного Богоявленско-Анастасииного монастыря расположилось епархиальное управление Костромской епархии. Мой рабочий кабинет был устроен в тех самых покоях, где в начале XX века останавливалась Елисавета Феодоровна. В память о посещении Великой княгиней монастыря на стене Восточного корпуса была открыта мемориальная доска. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. 7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали в пределах Костромского края.

http://patriarchia.ru/db/text/1934631.ht...

В XIII в. в Костромском крае появилось 2 первых мон-ря - Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь и Спасо-Запрудненский мужской монастырь в окрестностях Костромы. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. ученики прп. Сергия Радонежского - преподобные Авраамий Галичский , Макарий Писемский , Павел Обнорский , Иаков Железноборовский и Никита Костромской - основали ряд мон-рей, ставших главными духовными центрами Костромской земли: прп. Авраамий Галичский - Успенский Новозаозерский мон-рь, Авраамиеву Ризоположенскую Великую пуст., Авраамиеву Верхнюю в честь Собора Пресв. Богородицы пуст. и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-рь; прп. Макарий Писемский - Преображенский Макариево-Писемский мон-рь на р. Письме; прп. Иаков Железноборовский - Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь на р. Тёбзе; прп. Никита Костромской - Богоявленский мон-рь (с 1863 Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь) в Костроме. В 70-х гг. XIV в. в окрестностях г. Нерехты прп. Пахомий Нерехтский основал Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь. В 80-90-х гг. XIV в. в «малой хижине» вблизи Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском оз., а затем на р. Письме рядом с прп. Макарием Писемским жил прп. Павел Обнорский. По-видимому, в нач. XV в. прп. Павел ушел за р. Кострому в Комельский лес и поселился на р. Грязовице в дупле старой липы. В 1414 г. на р. Нурме он основал Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. В XV в. первые мон-ри стали возникать и на востоке края, в Ветлужско-Унженском междуречье, населенном язычниками-черемисами. Ок. 1417 г. на р. Ветлуге поселился прп. Варнава Ветлужский , после кончины которого на месте его подвигов ученики основали Варнавину во имя Св. Троицы пуст. В 1439 г., после разорения Желтоводского Троицкого мон-ря, прп. Макарий Унженский и Желтоводский основал на р. Унже Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь. В нач. 30-х гг. XVI в. прп. Геннадий Костромской и Любимоградский учредил близ впадения р. Обноры в р. Кострому Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010