Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Богоявленско-анастасиин женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, д. 26. Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 году на реке Суде, неподалеку от центра города – костромского кремля. Его строителем и первым игуменом летопись называет преподобного Никиту – «сродника и ученика» преподобного Сергия Радонежского. До середины XVI b. все строения монастыря были деревянными. В 1559 году в обители торжественно заложили каменный Богоявленский собор. В течение шести лет ростовскими мастерами был возведен величественный храм. Его освящение состоялось в 1565 году (в начале XVII b. собор с трех сторон обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Под собором находилась усыпальница. Вечное упокоение нашли в ней племянники Великого князя Василия II Темного – Иван, Андрей и Василий, погребены здесь именитые благотворители монастыря из фамилий бояр Салтыковых, Кафтыревых, князей Хованских… Тут же захоронены игумены и некоторые иноки монастыря. Все гробницы тщательно сохранялись, но в послереволюционные годы, после закрытия монастыря, они были уничтожены… На протяжении своей многовековой истории монастырь пережил и годы расцвета, и годы полного запустения. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что он пользовался покровительством и поддержкой и великих князей и государей наших. Любила посещать его первая супруга царя Иоанна Грозного – Анастасия. В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, после осады и штурма монастырь был захвачен и разграблен. 11 его иноков приняли мученическую смерть. Имена этих героев сохранились до наших дней: Трифиллий, Макарий, Савватий, Афиноген, Варлаам, Иов, Кирилл, Дионисий, Максим, Иоасаф и Гурий. Память их 12 января. Их мощи, как и основателя монастыря – преподобного Никиты, покоятся в Усыпальнице собора. В начале XVII b. Богоявленский монастырь был известным и значительным в России, об этом говорит тот факт, что при избрании на царство Михаила Федоровича Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой в числе других выборных и настоятель этого монастыря игумен Арсений.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

4 . В 1864 г. на восточной стороне ограды возведен одноэтажный каменный корпус, вначале служивший для помещения столяров, работавших по возобновлению обители. В 1878 г. нанесен второй этаж и покрыт железом; внутреннее же устройство корпуса закончено в 1881 г. Ныне этот корпус известен под именем «казначейского». – Сверх того, выстроены были при различных корпусах несколько каменных и деревянных погребов (в 1865–70 гг.); сад с цветниками; очищен и углублен (1865 г.) пруд подле Смоленской церкви; устроены при св. вратах каменная привратная под железною крышею и при Никольских вратах – деревянная привратная сторожка (в 1878 г.); конюшня и сарай каретный и др.; в 1884 г. с двух сторон монастырской ограды, западной и южной, сделан тротуар с гранитными тумбами и обсажен тополями, коих ныне нет только у северной монастырской стены – снаружи. При возобновлении храмов Божиих и устройстве различных зданий в Богоявленском монастыре нередко представлялась необходимость в производстве ремонта старых зданий в Крестовоздвиженском Анастасиином монастыре и устройстве новых, особенно с того времени, как учреждены были в нем и стали развиваться училище для девочек и санитарное учреждение. Из монастырских документов видно, что в 1873 г. на монастырские средства приспособлен был для санитарного учреждения двухэтажный каменный корпус, а в 1878 г. это здание ремонтировано: окрашены стены и полы, сделаны новые оконные рамы, двери, подвальный этаж и т. под. В 1879 г. в училищном здании устроена водопроводная труба из городского бассейна. В 1881 г. устроен был здесь летний барак. Во случаю бывшего в конце 1881 г. пожара, истребившего училищный корпус, совершена была перестройка деревянного на каменном фундаменте корпуса с устройством в нем классных зал; в монастырском же каменном доме, на время занятом под училище, сделаны необходимые для последнего приспособления. В 1885 г. взамен деревянной крыши на деревянном училищном корпусе устроена железная крыша и окрашена масляною краскою. В 1887 г. устроен еще барак зимний. Мы не будем здесь говорить о постройках, в разное время произведенных в принадлежащих Богоявленско-Анастасиину монастырю сельских местностях ниже упоминаемых в нашем описании. IV. Благоустроение Богоявленско-Анастасиина монастыря после пожара в 1887 году

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Состоялся визит митрополита Астанайского Александра в Костромскую митрополию 28 июня 2019 г. 12:04 20-22 июня 2019 года состоялся визит главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Костромскую митрополию . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла владыка Александр возглавил торжества, посвященные 1700-летию подвига великомученика Феодора Стратилата — небесного покровителя Костромы и 275-летию учреждения Костромской епархии . Глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Божественные литургии в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы и Троицком соборе Ипатьевского мужского монастыря. К юбилейным датам митрополит Александр передал в дар Костромской митрополии старинную святыню Иаково-Железноборовского мужского монастыря — крест-мощевик с частицей Креста Господня и частицами мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и священномученика Игнатия Богоносца. В ходе визита состоялись встречи митрополита Александра с митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом и архипастырями-участниками торжеств: епископом Рыбинским и Даниловским Вениамином , епископом Яранским и Лузским Паисием , епископом Переславским и Угличским Феоктистом , епископом Галичским и Макарьевским Алексием ; губернатором Костромской области С.К. Ситниковым, руководством города и области, депутатами областной думы. Иерарх совершил молебен в строящемся Богоявленском соборе Костромского кремля и принял участие в презентации книги «Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия». На память о визите глава Православной Церкви Казахстана оставил запись в книге почетных гостей: «С особым чувством посещаю по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богохранимую Кострому — старинный город на великой русской реке Волге. В эти дни костромичи отмечают две духовно значимые даты — 1700-летие страдания за Христа небесного покровителя города — великомученика Феодора Стратилата и 275-летие учреждения Костромской епархии. Духовным утешением стали для меня молитвы у великой святыни Православия — чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, пребывающей в возрожденном Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, основан в 1-й половине XV в., в 1744 г. преобразован в кафедру костромских архиереев, с 1835 г. первоклассный, закрыт в 1919 г. В советское время на территории монастыря располагался Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В 2004 г. монастырские здания возвращены Церкви Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь в Костроме, основан учеником прп. Сергия Радонежского прп. Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове. В 1918 г. монастырь был закрыт, но Богоявленский собор действовал до 1924 г. 20 июля 1990 г. монастырь возрожден как Богоявленско-Анастасиин женский. Так в тексте. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6592, л. 337–337 об. Подлинник. Рукопись Дмитрий Геннадьевич Бурылин (1852–1924 гг.), иваново-вознесенский фабрикант, меценат и коллекционер. Основатель музея, содержащего уникальные коллекции редкостей и древностей, являющегося одним из лучших провинциальных музеев России. Торжественное открытие музея состоялось 26 декабря 1914 г. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6773, л. 2–2 об. Подлинник. Рукопись. Подпись неразборчива. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6773, л. 4–4 об. Подлинник. Рукопись. Там же, л. 16–16 об. Подлинник. Рукопись. Там же, л. 26–26 об. Подлинник. Рукопись. Там же, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 301–301 об. Подлинник. Машинопись на бланке. Пометы: Совершенно доверительно. Лично. 111381. Александр Павлович Мартынов (1875–1951? гг.), с1906 г. начальник Саратовского охранного отделения, с 1912 г. начальник Московского охранного отделения. ГА РФ, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 302–302 об. Заверенная копия. Машинопись. Пометы: Секретно. 296166. Литература   Августейшая паломница ее императорское высочество великая княгиня Елизавета Федоровна в Оптиной пустыни, Перми и Верхотурье. Нижний Новгород, 2010 Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II: Документы и материалы (1884–1909 гг.). СПб., 2009 Вяткин В. В. Христовой Церкви свет благоуханный: Жизнеописание преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2001

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Что же касается суммы в 6 тысяч рублей, предназначаемой Костромскими гражданами на возобновление Богоявленского монастыря по восстановлении его самостоятельным, то сумма эта, по мнению епископа Леонида, оказывается совершенно недостаточною, так как для возобновления одного Богоявленского храма потребно не менее 12 тысяч рублей; ходатайствовать же о дозволении открыть для этой цели подписку по всей России не представляется уважительных оснований. К этому следует присоединить стеснения, многоразличные невыгоды и неудобства, какие должны возникнуть для семинарии, предположенной к сооружению на месте бывшего Богоявленского монастыря, если вместе с нею будет восстановлен и учрежден этот монастырь. По дальнейшим словам представления преосвященного, в восстановлении этого монастыря нет никакой нужды и потому, что в Костромской епархии находится уже двенадцать мужских обителей и умножать число их вовсе нет надобности. Притом Богоявленский монастырь не имеет особенных исторических достопамятностей и особо чествуемых святынь. По всем этим основаниям, по мнению епископа Леонида, заявление Костромских граждан о восстановлении Богоявленского монастыря признано оставить без удовлетворения. 28 июня 1852 г. Обер-Прокурор Св. Синода для департамента проектов и смет потребовал фасадов и разрезов Богоявленской и Сретенской церквей, какие планы, составленные епархиальным архитектором Поповым, и препровождены в Св. Синод 11 ноября с присовокуплением подробных сведений об этих храмах и пояснительною запискою о состоянии всех частей их. Для более яркой картины запустения, со временем происшедшего на священном месте, мы передадим буквально сведения этой записки. «Обе церкви со времени бывшего в 1847 г. в Костроме пожара находятся без крыш и куполов, а части их, покрытые на плане легкою тушью, не имеют даже ни сводов, ни потолков; стены снаружи церквей не отштукатурены, а были обелены по кирпичу; наружные карнизы и пояски обвалились; закладных рам и переплетов не имеется; сверх сводов и куполов за неимением покрышек выросла трава, а в весеннее время стоит на сводах вода; ступени входных лестниц, сделанные из кирпича, обломаны; иконостасов не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Главная святыня К. и Г. е.- Феодоровская икона Божией Матери (XIII в., собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме), прославленная к общерус. почитанию в XVII в. Чтимые иконы Божией Матери: Галичская (Чухломская, Городецкая) «Умиление» (XIV в., не сохр., почитается список кон. XIX в. во Введенской ц. в Галиче); Макарьевская (Одигитрия) (XIV в., не сохр., почитается список XIX в. в ц. Рождества Пресв. Богородицы в г. Макарьеве); Овиновская (XIV в., 2-сторонняя, с изображением «Успения Пресв. Богородицы» на обороте, не сохр., идентифицируется с иконой, находящейся в Паисиевом Успенском мон-ре в Галиче); Тихвинская в Ипатиевском мон-ре (XVI в.); Игрицкая (Песоченская) Смоленская (XVI в., 2-сторонняя, с образом свт. Николая Чудотворца на обороте, местонахождение неизв., почитается список нач. XIX в. в Воскресенской ц. в с. Любовникове Костромского р-на); Словенская (XVII в., идентифицируется с иконой XVI в. из Одигитриевской ц. в с. Словинка, находящейся в соборе Богоявленского Анастасиина мон-ря); Полонская (XVII в., местонахождение неизв., по надписи на окладе идентифицируется как Смоленская икона Божией Матери из Смоленской ц. в с. Верховье Солигаличского р-на, находящаяся в ц. свт. Иоанна Златоуста в Костроме); 2 Владимирские Нерехтские из Владимирской ц. в Нерехте (XVII в., 1-я - в соборе Пахомиева Сыпанова мон-ря, местонахождение 2-й неизв.); Кривоезерская Иерусалимская (1709, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., почитается список XVIII в. в Богоявленской ц. в Юрьевце); Тихвинская Макарьевская (1716, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., единственный известный список хранится в «Музеях города Юрьевца»); Иверская в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (1719, вклад большесольца В. Исакова, не сохр.). Местно почитается храмовый образ «Спас Нерукотворный» (кон. XVI в.) в Спасо-Запрудненской ц. в Костроме, к-рый позднее предание относит к XIII в. Посвящение храма (до 1764, Спасо-Запрудненский мон-рь) связано с явлением иконы Феодоровской Божией Матери в день празднования Нерукотворного образа Спасителя. По преданию, храм был поставлен на месте явления святыни. Икону стали почитать в связи с прекращением по молитвам к ней эпидемии холеры в 1853 г.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Матфей (Мормыль). Серг. П., 2000. С. 222), «Вечная память» (Песнопения парастаса, панихиды и отпевания/Ред.: О. А. Бычков. М., 2007. С. 46). Напев костромского Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря известен для предначинательного псалма (Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 43-47), кондака «Взбранной Воеводе» (Несложные песнопения всенощного бдения для смеш. хора/Сост.: Г. Н. Лапаев. Тверь, 1997. С. 56-57). Песнопение «Милость мира», известное как «ипатьевское» (Нотный сборник правосл. церковного пения. Лондон, 1962. Т. 1. С. 166-168), в ряде изданий названо симоновским или старосимоновским (Церковные хоры/Сост.: А. В. Касторский. СПб., 19143. Ч. 2. 26; Песнопения Божественной литургии/Сост.: мон. Лаврентия (Чернова). Золотоноша, 2000. С. 217-219). Обработки этого напева делали свящ. М. И. Георгиевский (Духовно-муз. соч. М., 1885. 26: «Милость мира»), А. Д. Кастальский («Милость мира»: Ипатьевского напева. М., 1898, 1992р), Д. М. Яичков («Взбранной Воеводе»//Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 484-485). Архим. Матфей (Мормыль) выполнил обработки тропарей великого повечерия напева Костромского Богоявленско-Анастасииного женского монастыря («Невидимых враг моих», «Яко страшен суд Твой, Господи», «Слезы ми даждь Боже», «Непостыдную Богородице надежду Твою»//Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 180-185). Известно Трисвятое напева Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря (Песнопения Божественной литургии/Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 1998. С. 39). С напевом Саровской пуст. опубликованы тропарь «Богородице Дево, радуйся» (Песнопения всенощного бдения/Ред.: Г. Н. Лапаев. Б. м., 1997. С. 37-38) и вариант знаменного распева для воскресных стихир на «Господи, воззвах» 1-го гласа из рукописного Осмогласника 1767 г. строителя Саровской пустыни иером. Ефрема (Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П., 2002. С. 406-407).

http://pravenc.ru/text/2564102.html

174. Иеромонах Тихон (Никоненко) , насельник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни, 23 декабря, на 44-м году жизни 175. Священник Андрей Степанов , настоятель храма Рождества Христова с. Рыбушка, 23 декабря, на 55-м году жизни 176. Иерей Марк Пуляк , клирик Полоцкой епархии Белорусского экзархата, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона г. Полоцка, 24 декабря, на 36-м году жизни 177. Протодиакон Вячеслав Тумин , заштатный клирик Кинешемской епархии, 24 декабря, на 64-м году жизни 178. Протоиерей Анатолий Шаргин , клирик Екатеринодарской епархии, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца города Хадыженска Краснодарского края, 26 декабря, на 61-м году жизни 179. Протоиерей Николай Старилов , клирик Оренбургской епархии, штатный священнослужитель храма Рождества Иоанна Крестителя г. Оренбурга, 27 декабря, на 70-м году жизни 180. Протоиерей Александр Каратеев , духовник Уваровской епархии, настоятель Знаменского храма села Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области, 28 декабря, на 77-м году жизни 181. Иерей Виталий Бабушкин , клирик Костромской епархии, проректор по воспитательной работе Костромской духовной семинарии, штатный священнослужитель Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы, 29 декабря, на 42-м году жизни 182. Архимандрит Амфилохий (Осоченко) , наместник Космодамиановского мужского монастыря, 29 декабря, на 49-м году жизни 183. Диакон Георгий Вьюшкин , клирик Покровского мужского монастыря села Дракино Торбеевского района, 30 декабря, на 45-м году жизни. 30 декабря 2020 года, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик Краснослободской епархии, клирик Покровского мужского монастыря села Дракино Торбеевского района Республики Мордовия диакон Георгий Вьюшкин, сообщает Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции со ссылкой на  епархиальный сайт . 2021 год: 184. Протоиерей Игорь Никифоров , клирик Орской епархии, благочинный Гайского округа, настоятель кафедрального собора праведного Иоанна Кронштадтского города Гая Оренбургской области, 1 января, на 58-м году жизни

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/27/si...

Завершилось пребывание чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери в пределах Казахстанского митрополичьего округа 22 мая 2019 г. 18:38 22 мая 2018 года, в день Преполовения Пятидесятницы, праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в город Бари, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты. В соборе на Литургии пребывала чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, принесенная в пределы Казахстана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца, перенесенный для молитвенного поклонения верующих из домового храма резиденции главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан . Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Талдыкорганский Нектарий ; управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий ; руководители отделов и комиссий Казахстанского митрополичьего округа в священном сане; благочинные, настоятели храмов и духовенство Алма-Аты; сопровождающие в паломничестве Феодоровскую икону Богородицы клирики Костромской митрополии : настоятель Петропавловского храма г. Костромы протоиерей Сергий Степанов, ключарь Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора протоиерей Владимир Воронин, древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой, клирик Воскресенского собора Костромы иеродиакон Иоасаф (Синявин), клирик Богоявленско-Анастасииного собора диакон Сергий Бахтин. За Литургией молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, студенты Алма-Атинской духовной семинарии . Почтить день памяти святителя Николая Чудотворца, поклониться Феодоровской иконе Царицы Небесной и святым мощам Мирликийского святителя собрались многочисленные верующие — прихожане храмов Южной столицы Казахстана и паломники из Алма-Атинской области.

http://patriarchia.ru/db/text/5438999.ht...

серебром. Известно также, что в Бозе почивший Государь Император Николай Павлович выразил свое особенное благоволение к погоревшему монастырю и Высочайше повелеть соизволил, чтобы обгоревшая Богоявленская церковь в монастыре была непременно восстановлена, как священный памятник древности. Впоследствии была ассигнована и сумма на этот предмет. Имея все это в виду, монастырское начальство осмеливается думать, что возобновление монастыря Богоявленского, с перемещением в него женской обители, кроме удобств для помещения сестер оной и сохранения древнего монастыря, как священного памятника, удовлетворило бы благочестивому усердию граждан г. Костромы и соответствовало бы воле в Бозе почившего Императора Николая Павловича. Если правительству угодно будет принять наше желание и просьбу о перемещении Крестовоздвиженского женского монастыря на место Богоявленского, то это представляется возможным на следующих основаниях:1) Устройство келий производить на способы монастыря при пособии благотворителей. Жители г. Костромы несомненно примут ныне весьма деятельное участие в возобновлении монастыря, на развалины коего они доселе смотрят не иначе, как с глубокою скорбью; 2) Перемещение женской обители из настоящего места на то, где был Богоявленский монастырь, совершить не вдруг, а постепенно, смотря по средствам монастыря. При неспешном производстве работ монастырь незаметно может обстроиться в течении нескольких лет без особенного стеснения монастырской экономии. Не малую помощь при этом может оказать и годный в дело материал, образовавшийся от разломки монастырских зданий; 3) В пособие монастырю от казны признается необходимым просить от правительства по собственному его усмотрению именно: ассигнования сумм на возобновление Богоявленской церкви согласно прямой и ясно выраженной воле в Бозе почившего Императора Николая Павловича. Высочайшая воля о возобновлении этой церкви отменена была в 1860 г. потому, что не имелось в виду никаких средств к поддержанию в ней богослужения. С восстановлением монастыря обстоятельства изменяются: Богоявленская церковь будет необходима для совершения в ней богослужения; поддержание церкви отнесено будет на счет монастыря; 4) Те суммы, какие пожертвованы были вкладчиками на поминовение в Богоявленский монастырь, передать из Игрицкого для этой же цели в девичий монастырь, равно и вещественные вклады, какие окажутся в наличности в Игрицком монастыре, возвратить в восстановляемый Богоявленский; 5) билет на 5000 рубл., по завещанию приснопамятной благодетельницы монастыря графини Анны Алексеевны Орловой Чесменской, назначенный в Богоявленский монастырь, но за упразднением сего монастыря не поступивший согласно своему назначению, также передать в восстановленный монастырь согласно воле завещательницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010