Вспомни, что ты всегда старался сидеть за роскошным столом, среди веселых друзей и приятелей, в шумном собрании, на пирах, на балах вечерних, в театрах и на зрелище: вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей. Вспомни, что ты смеялся над строгим учением церкви, не любил продолжительные Богослужения, не имел времени и охоты изучать правила Евангельские, не считал необходимым оплакивать грехи свои: вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей. Вспомни, что ты был счастлив и женой, и детьми, и родными, и друзьями. В кругу их протекла твоя жизнь весело, беззаботно, беспечально: вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей. Вспомни, сколько ты радовался, когда построил большой дом, огромные заведения, большие ладьи, когда и в сундуках видел деньги, и около себя деньги, и на людях деньги, и повсюду деньги: вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей. Вспомни, как ты весело провел жизнь среди пирующих, то в непохвальном доме, то в предосудительном месте, как ты наслаждался восходящим и заходящим солнцем, бледной луной, прохладным воздухом, здоров, весел и счастлив: вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей. Ах! братия, братия! там, по ту сторону гроба, все нам вспомнят, и многое из того такое, что мы считаем ныне безгрешным, обратится нам в укоризну, в наказание. Там все нам вспомнят: и тайное самоуслаждение, и веселую мысль, и грешное пожелание, и преступное утешение, и все мирское, что сколько-нибудь радовало наше грешное сердце. Какой плач, какой вопль и скрежет зубов поразит сердце наше! Теперь, по нашему безрассудному суждению, все благо, все хорошо, все безгрешно. Увы! Может быть, те самые добродетели, которые нам казались самыми чистыми и святыми, те самые добродетели окажутся мерзкими и нечистыми пред Богом. Ибо все мы ищем одной радости в земной жизни, одних временных удовольствий, а о смерти, об аде, о крестном пути жизни мы и не думаем, не думаем, что одним только самоотвержением и крестоношением можно вступить в Царствие Божие. На этот путь указал нам Сам Спаситель, а потому другого пути в Царствие Божие, пути веселого, счастливого и широкого, нет и быть не может. Ей. Все заблуждаемся, все обманываемся, подобно Евангельскому богачу, всем нам скажет Авраам, что сказал он тому несчастному: Чадо! Вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей, а Лазарь бедствовал; ныне он здесь утешается, а ты страдаешь. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Действие системы осмогласия не ограничивается одной лишь организацией и регламентацией мелодического материала, но простирается еще и на регулирование временного потока, ибо мелодическая структура осмогласия напрямую связана с определенными богослужебными временными структурами. Каждый глас господствует на протяжении одной недели, так что пропевание всех гласов осмогласной системы занимает восемь недель. Восьминедельный цикл, необходимый для пропевания восьми гласов, называется столпом. Именно отсюда проистекает второе название знаменного распева, называемого иногда столповым распевом (столпы начинают пропеваться со второй недели по Пятидесятнице; в течение года происходит смена около шести столпов, которая кончается в последнюю неделю перед Великим постом). Подобно тому как суточный, седмичный и годовой богослужебные крути представляют собою определенные последования текстов, так и осмогласный столп представляет собой определенную последовательность мелодических структур. И подобно тому как в результате повторения текстовых богослужебных кругов происходит постоянное возвращение одних и тех же текстов, так и в результате повторения мелодических столпов происходит возвращение одних и тех же мелодических структур. В этом можно усмотреть первый уровень соответствия текстового и мелодического континуумов. Другой уровень связи мелодии и текста, осуществляемый в рамках древнерусской певческой системы, проявляется в том, что каждому пропеваемому молитвенному тексту приписывается определенный глас, и такое раз установленное единство текста и мелодии уже никогда не может быть расторгнуто. Таким образом, соответствие текстового и мелодического континуума осуществляется не только в воссоздании мелодическим континуумом артикуляционно-структурного строения текстового континуума, но и в прямой связи каждого конкретного текста с конкретной мелодической структурой. В результате этой связи порядок следования мелодических структур начинает определяться порядком следования текстов. Порядок же из последования текстов в богослужении определяет «Типикон», или «Устав», — книга, указывающая, каким именно образом нужно сочетать тексты разных богослужебных кругов и в какой очередности эти тексты нужно располагать в рамках каждодневного богослужения.

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

Византийское богослужебное пение, как и пение всей Восточной Церкви до сего дня, не знает не осмогласных песнопений (в отличие от русской практики). Песнопения всех последований богослужения (включая и херувимские и ектений) поются на гласы, в соответствии с указаниями в церковном Уставе и богослужебных книгах. Тексты песнопений Октоиха сопровождались специальными певческими знаками, называемыми невмами, причем йотированы невмами были только первые стихиры, первые тропари или только ирмосы канонов. По этим образцам пелись и остальные стихиры, тропари и тропари канонов данного гласа. Нотированные песнопения назывались: «самогласен», то есть имеющий только ему свойственную мелодию, или «самоподобен», то есть имеющий также принадлежащую ему мелодию, но являющуюся в то же время образцом для других песнопений того же гласа. Песнопения, построенные по образцу мелодии того или иного «самопо-добна» назывались «подобном». Пение подобное особенно органично практикуется в Греческой Церкви, где богослужебные тексты изложены в стихотворной форме, отчего подобны имеют то же количество слогов, что и соответствующий самоподобен, а это чрезвычайно упрощает применение мелодического образца самоподобна к подобну. Октоих представляет собой не только организацию и систематизацию мелодий богослужебного пения, ибо по сути книга эта является также организацией и систематизацией вообще всей жизни христианина. Ведь глас есть понятие не только мелодическое, но и календарное, представляющее собой практическое воплощение определенной концепции времени. Начало системе осмогласия положил обычай ранней христианской Церкви в каждый из 8 дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев, или глас. Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространен на восемь недель от первого дня Пасхи до первой недели по Пятидесятнице, составляющих праздничный период года и почитающихся как бы одним днем. Напев того или иного дня распространялся на соответствующую ему по порядку неделю. Позднее весь восьминедельный цикл стали повторять в течение всего года до новой Пасхи. Сменяя друг друга на протяжении периода богослужебного года, гласы задают некий священный ритм, который неизбежно оказывает воздействие на человека, регулярно посещающего храм. Сконцентрированное в днях Светлой седмицы осмогласие как бы некими концентрическими кругами расходится по всему году, ориентируя каждое мгновение этого года на время Пасхи. Таким образом, осмогласие осуществляет освящение, или сакрализацию всей жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Кирилл: Достичь подлинной любви — означает быть готовым жизнь поменять на жертву Мне, когда я был ректором духовной академии, очень часто приходилось благословлять семинаристов и воспитанниц регентского класса на вступление в брак. И когда приходили молодые люди, я их спрашивал: ‘Вы любите друг друга?’ Они отвечали: ‘Да, жить друг без друга не можем’. Тогда я их просил порой ответить на один страшный вопрос… 23 сентября, 2013 Мне, когда я был ректором духовной академии, очень часто приходилось благословлять семинаристов и воспитанниц регентского класса на вступление в брак. И когда приходили молодые люди, я их спрашивал: ‘Вы любите друг друга?’ Они отвечали: ‘Да, жить друг без друга не можем’. Тогда я их просил порой ответить на один страшный вопрос… 22 сентября 2013 года, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка митрополит Ростислав! Ваше Превосходительство, уважаемый Сергей Анатольевич, губернатор Томской области, высокие представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры! Я с радостью совершил сегодня в этом историческом храме города Томска Божественную литургию, окруженный всеми вами. Я сердцем чувствовал вашу молитву, чувствовал ваше душевное состояние, которое мне передавалось. Действительно, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы возносим молитвы к Богу, мы одновременно оказываем влияние друг на друга, потому что связь с Богом осуществляется только посредством огромного внутреннего напряжения. Известны случаи, когда в самых строгих монастырях, где было очень много тяжелой физической работы, послушники, которые освобождались от физической работы для того, чтобы они несли богослужебную череду, нередко просили игумена снова вернуть их на самое тяжелое физическое послушание, потому что ничто не берет столько сил, сколько молитва.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-dostic...

Если полажены из Минеи две песни 3 и 6 на 8, то «блаженны» Октоиха оставляются; если из Минеи не положено песни канона, то «блажены» поются только из Октоиха на 6, В воскресенье «блаженны» поются из Октоиха на 8 и на 12, а иногда из Октоиха и Минеи или Триоди. Вседневные антифоны помещены в Ирмологионе и в конце Апостола; они поются в те дни (будничные), когда по уставу на ряду не указывается пение песней канона на «блаженнах». На практике поются вместо них антифоны изобразительные. Праздничные антифоны (в службах на ряду, в Минее и в Апостоле) поются 6 января, 6 августа, 14 сентября, 25 декабря, в неделю Ваий, во всю Пасхальную седмицу, в Вознесение Господне и в день Пятидесятницы. Обыкновенно на практике во всех случаях поются одни «блаженны» без тропарей. Малый вход Во время пения 3-го антифона или «блаженны» (если воскресенье или праздник) во время пения песнопения на «славу» или ранее, открываются царские врата, Священник и диакон , стоящие перед престолам, совершают троекратное поклонение и, по установившейся практике, священник целует Евангелие и престол, диакон – престол. Затем священник берет Евангелие, подает его диакону, и оба идут, обходя престол с правой стороны, проходят через горнее место и выходят на солею северной дверью, в предшествии свещеносца. Диакон несет Евангелие в обеих руках. Став на обычном месте на солее, оба священнослужителя преклоняют головы и диакон тихо произносит: «Господу помолимся». Священник: про себя молитву входа: «Владыко Господи, Боже наш... Аминь». Диакон по окончании молитвы, держа левой рукой Евангелие, а правой орарь и показуя правой рукой к востоку, говорит священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник: благословляя: «Благословен вход...» и целует Евангелие, диакон целует руку священника, держащую Евангелие, и кланяется священнику. По окончании пения 3-го антифона и песнопения на «славу» и «и ныне» (тропарь и Богородичен канона), диакон , обратившись к востоку и став впереди священника, возвышает немного руки с Евангелием; делает им небольшой крест и произносит:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В самом слове «благодарение» есть как бы два слова — «благо» и «дар», и это предполагает, что всякое благодарение сопровождается ответным даром. В самом деле, мы очень часто, желая кого-то отблагодарить, делаем подарки, чтобы подчеркнуть наше расположение, признательность человеку, который сделал для нас что-то доброе. Благодарение — это особая, в том числе религиозная, миссия, это совершенно особое состояние человеческой души, это сердечное расположение человека по отношению к Богу. Действительно, мы получили от Бога самый важный дар — дар жизни, как и многие другие дары, за которые каждый должен благодарить Господа, а не присваивать их самому себе или случайному стечению обстоятельств. Потому все, что мы имеем, — это Божий дар, даже если он получен как результат учения и трудов, ибо Господь дал нам саму способность овладевать знаниями и профессиями, обретать некую силу через образование. А какой же наш ответ на этот Божий дар? Часто ли мы благодарим Бога? Даже люди верующие, религиозные, приходя в храм, больше всего времени в своих молитвах посвящают прошению. Мы просим Господа, но очень редко благодарим. Просим о своем, желая что-то получить, но где же благодарение? Ведь по логике, по самому смыслу всего того, что с нами происходит в ответ на милость Божию, мы должны начинать каждый день с благодарения Господу. В наших молитвах, как дома, так и в храмах, всегда нужно прежде всего воздать благодарение Богу — за дар жизни, за то состояние, в котором мы находимся, особенно если мы здоровы, благополучны, полны сил, и даже если Господь посещает нас немощью. Ведь Бог ничего не делает во зло человеку, даже когда мы проходим через некие испытания, ведь они необходимы для достижения главной цели — спасения нашей души. И наблюдательные люди, обладающие привычкой анализировать свою жизнь, во многих обстоятельствах — и в радостях, и в скорбях — видят следы Божиего благоволения. А потому наша первая и самая главная молитва есть молитва благодарения, и совершенно неслучайно, что благодарение находится в центре литургической жизни. Главное богослужение, которое мы совершаем, — это Святая Евхаристия, в переводе с греческого — «благодарение». Мы совершаем таинство Тела и Крови Спасителя, вознося благодарение за все — за сотворение мира, за жизнь нашу, за все то, что Бог даровал нам, и за все то, что привело нас и приводит к тому положению и состоянию, в котором мы в настоящий момент находимся.

http://patriarchia.ru/db/text/5738104.ht...

В предыдущих главах освещались некоторые заблуждения, получившие развитие в христианской среде, и также то тут, то там встречающиеся факты, свидетельствующие, что всякий путь заблуждения, на который вступали христиане, был также вызван каким-либо промахом народа Божия. Ветхозаветная история Израиля учит нас, что поражения, неурожаи, эпидемии и т.п. были ответом Бога на неверность, непослушание и идолопоклонство. Во Второй книге Паралипоменон (7:13–14) Бог говорит царю Соломону: «Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, и пошлю моровую язву на народ Мой; и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их». Когда сбываются такие суды Божий, земля не может родить пропитание, а ту пищу, которая есть, поедает саранча; чума – эта заразная болезнь губит каждого десятого из народа Божия, и все это с одной целью – привести народ в чувство, чтобы он смирился и обратился к Господу. Всякое бедствие, всякая болезнь народа Божия есть Божие средство воспитания, которое должно побудить нас к обращению. Общие процессы, происходящие в христианстве, в частности движение «трех волн», должны подвести нас к сознанию необходимости честной, серьезной самопроверки. Возможно этих движений и не возникло бы, если бы мы не пренебрегали важными наставлениями Нового Завета и не проигнорировали ясных указаний Господа. Из этого становится ясно, что нам не следует в самодовольстве своем и уверенности в собственной непогрешимости судить наших братьев и сестер из харизматического и пятидесятнического движений. Итак, история пятидесятнического и харизматического движений поставила перед нами вопросы, от которых мы не должны отмахиваться. Мне хотелось бы перечислить и коротко осветить некоторые из них. Поклонение Постыдно, что эту основную настоятельную просьбу Бога, эту сердцевину нашей духовной жизни приходиться вновь доводить до сознания евангельских христиан с помощью харизматического движения. Правда, есть среди так называемых «нехаризматиков» круги (например, «Движение братьев» и некоторые литургические движения внутри евангелической официальной церкви), которые на своих богослужениях отводят важное место поклонению Богу. Но часто и там господствует извращенное представление и вера в то, что поклонение Богу состоит в том, чтобы собираться вместе на час в неделю, произносить молитвы и петь песни, касающиеся каким-либо образом темы поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

Духа, до пятка по Воздвижении креста» (см. Сказание в Евангелии). Словами «до пятка по Воздвижении креста» показывается предел, ранее которого никогда не оканчивается чтение субботних и Недельных зачал от Евангелия Матфея. Но может случиться, что зачала Евангелия от Матфея будут читаться и после Воздвижения. Ибо из Евангелия Матфея назначены зачала для 17-ти суббот и Недель. Если Пасха будет ранняя, то от дня Пятидесятницы до Воздвижения пройдет не более 17-ти Недель. В этот год, до дня Воздвижения прочтутся все 17-ть зачал Евангелия Матфея. Но если Пасха будет поздняя, то от Пасхи до Воздвижения пройдет менее 17-ти Недель. И тогда из Евангелия Матфея зачала для суббот и Недель будут читаться и после дня Воздвижения креста. Для седмичных же дней, кроме суббот, зачала Евангелия от Матфея назначены только для 11-ти седмиц; так что в 12-ю и далее до 17-й седмицы, в которые по субботам и Неделям еще читается Евангелие от Матфея, – в седмичные дни читаются рядовыя зачала Евангелия Марка. Ибо для всех 17-ти седмиц недостает зачал от Матфея. Вот как сказано об этом в «Сказании Евангелия»: «Обходится же (т. е. чтение Евангелия от Матфея) в седмицах семинадесятих, их же убо единонадесять Неделю, имать на всяк день чтомое Евангелие. От седмиц же двоюнадесять, еже от Марка Евангелие во пятих дней показуя, яко в субботы и Недели паки Матфей чтется, до окончания седьмыянадесять седмицы. И убо семнадесять седмиц, суббот и Недель токмо имут, за еже малижды читатися семнадесятым седмицам Матфеевым, но аще будет внутрь Пасха. Аще бо вне Пасха будет, никакоже, сиречь, хощет читатися и сия седьмаянадесять седмица: возвращайся вспять и откуда же хощеши, чти пять дней» (см. Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и Евангелистом приятие, откуда начинают и до где стают), т. е. если будет и «внутрь Пасхи», то тогда зачал Евангелия от Матфея недостанет для 17-ти седмиц, а станет только для 11-ти седмиц и 17-ти суббот и Недель, и потому с 12-й седмицы в седмичные дни, кроме субботы, читаются зачала Евангелия от Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

поста; если в следующие за этими неделями понедельники случится Благовещение, то поётся прокимен дне (о вечере нед. Ваий см. 587 стр. печатного оригинала). Во всю Пасхальную седмицу, в вечер недель ап. Фомы и Пятидесятницы тоже полагаются великие прокимны. Все эти прокимны находятся в службах указанных дней. «Великими» называются эти прокимны потому, что имеют пред собою по 3 стиха, вследствие чего они и поются продолжительнее, нежели прокимны, имеющие пред собою только один стих. На все воскресные дни всегда поётся один и тот же великий прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», со стихами: 1) «Облечеся Господь в силу и препоясася», 2) «Ибо утверди вселенную, яже не подвижится», 3) «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». На малой вечерне на воскресенье тоже поётся этот прокимен, но только с одним 1-м стихом, а потому он и не называется «великим». Такого же рода прокимны, т.е., с одним стихом, полагаются во все прочие дни года, кроме случаев, указанных выше, когда поются прокимны великие. Эти прокимны находятся в Часослове и Служебнике, а в Сырные среду и пяток и в седмичные дни Великого поста, кончая Страстным пятком, – в Триоди. – В Страстную субботу после «Свете Тихий» прокимна не положено (см. 617 стр. печатного оригинала). – «Аще прилучится 40-ца (т.е., Рождественский пост), или Аллилуиа» (Часосл.), назначаемое Уставом также и в некоторые дни Петрова и Успенского постов (см. 190–191 и 455 стр. печатного оригинала), на вечерне, накануне вторн., среды, четв. и пятка (см. Часосл. и сн. 9 гл. Уст.), поётся «вместо прокимена Аллилуиа» (Уст., 9 гл.; сн. ниже, примеч. к табл. утр.); «в неделю же и в пяток вечера никогдаже поется Аллилуиа» (Часосл.), кроме заупокойной службы в пяток вечера на субб. Мясопустную и пред Пятидесятницей, на каковых службах положено петь «Аллилуиа» (см. 541 и 674 стр. печатного оригинала); во все же прочие пятки вечера, если бы даже в субботу совершалась заупокойная служба, поётся прокимен (см. Уст., 13 гл.). – Все поемые перед паремиями в среду и пяток Сырные и в седмичные дни Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

19 апр. 1932 г. награжден крестом на клобук. В нач. 1930 г. был на короткое время арестован по делу «Плетневской контрреволюционной монархической организации церковников». Вновь арестован 26 июля 1932 г. в связи с волной антиколхозных выступлений в Центральночернозёмной обл. РСФСР. Находился в областной тюрьме в Воронеже. Вместе с Орловским еп. исп. Николаем (Могилёвским , впосл. митр. Алма-Атинский), большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу т. н. «Контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви»», был объявлен ее «руководителем». На следствии не скрывал своих убеждений, обоснованно указывал, что «преследование духовенства является органической частью деятельности Соввласти» (Там же. Л. 221 об.). 26 дек. 1932 г. Коллегией ОГПУ СССР приговорен к расстрелу, замененному 10 годами ИТЛ. В том же году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (с дек. 1933 - Соловецкое отд-ние Беломоро-Балтийского ИТЛ, с нояб. 1936 г.- Соловецкая тюрьма особого назначения). Осенью 1937 г. НКВД принял директиву об уничтожении остававшихся на Соловецких о-вах узников. Д. был доставлен в пос. Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап) и расстрелян в лесном урочище Сандормох по приговору Особой тройки при УНКВД по Ленинградской обл. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Недостатки рус. иконописи и средства к их устранению. СПб., 1905; Рус. православие и зап. исповедания в богослужении и обрядах//Смоленские ЕВ. 1914. 1. С. 3-9; 2. С. 25-34; 3. С. 57-68; 4. С. 95-102; 5. С. 133-138; 6. С. 163-169; 7. С. 193-205; Речь пред благодарств. молебствием 8 июня 1913 г. окончившим курс восп. Смоленской ДС//Смоленские ЕВ. 1913. 12. С. 621-625; Религиозная революция: [Слова, сказанные в семинарской церкви в неделю 23 по Пятидесятнице]//Смоленские ЕВ. 1917. 25. С. 161-165; Речь при наречении во еп. Переславского//Владимирские ЕВ. 1918. 9. С. 64. Арх.: ГАРФ. Ф. 353. Оп. 2. Д. 737; Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263; Архив УФСБ по Владимирской обл.

http://pravenc.ru/text/168758.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010