Основная идея богослужения этого дня та же, которая выражена в заключительных словах притчи: «Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лук. 18, 14). С этого дня и далее во весь пост до 5–ой недели включительно на каждой воскресной утрени после Евангелия поются умилительные покаянные тропари: « Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» «На спасения стези настави мя, Богородице…» и «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный трепещу страшнаго дне суднаго…» Служба в эту неделю, как и в следующия недели, совершается по Октоиху, но из Триоди добавляются стихиры и канон. Последование святаго (из Минеи), прилучившагося во все эти недели (то есть воскресные дни), поется в пяток на Повечерии, кроме, разумеется, памяти великаго святаго, служба котораго соединяется в согласии с указанием Марковых глав. Нормально, неделя мытаря и фарисея должна быть по счету 33–ей по Пятидесятнице, но в зависимости от того, бывает ли «вне Пасха» или «внутрь Пасха», она может быть позже или раньше. Поэтому в таблице Евангельских чтений на утрени уже не указывается с этой недели рядовое утреннее Евангелие, как не указывается и рядовой глас. По субботам, со следующей после недели мытаря и фарисея, до недели Всех святых положено читать на литургии сначала Евангелие рядовое субботе, а потом уже святому. Седмица эта сплошная, то есть в среду и пятницу отменяется пост в посрамление фарисея, гордившагося тем, что он постится дважды в седмицу и, как сказано в Триоди, в посрамление еретиков–армян, содержащих всю эту седмицу пост, «гаголемый арцивуриев». Неделя блудного сына Эта неделя называется так потому, что на литургии читается Евангельская притча о блудном сыне, а в церковных песнопениях ставится в пример прощающая любовь его отца, символизирующая беспредельное милосердие Божие к кающемуся грешнику. Идея этой недели — никакой грех не может победить человеколюбия Божия, а потому, сокрушаясь о своих грехах, никогда не следует приходить в отчаяние. В эту неделю, так же, как и в следующие две мясопустную и сыропустную на утрени после пения полиелейных псалмов: « Хвалите имя Господне» и « Исповедайтеся Господеви» поется еще следующий за ними 136 псалом: « На реках вавилонских:» с аллилуиею красною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Подобным образом поступали также и апостолы – Павел и Варнава ( Деян.13:14 и далее). Конец богослужения в иудейских синагогах, по принятому обычаю, так же, как и в храме Иерусалимском, составляло благословение, или благодарение, произнесенное каким-либо присутствовавшим здесь священником, которое все находившиеся в синагоге заканчивали словом «Аминь». Такие богослужения в иудейских синагогах, по образцу которых впоследствии были установлены и первые христианские собрания ( Иак.2:2 ), бывали несколько раз в неделю, особенно в торговые дни; но суббота у иудеев была главным днем всех религиозных собраний; свои праздники и посты иудеи также любили проводить по преимуществу в синагогах, все равно, были ли они посвящены воспоминанию о благодетельном водительстве Божием судьбами народа, как, например, праздник кущей, пятидесятница или пасха, или о прискорбных событиях, когда в сознании своей собственной виновности в грехах иудеи смиряли себя пред Богом постом и покаянием во вретище и пепле. Из храма Иерусалимского свет ветхозаветной религии распространялся на все иудейство, как в Палестине, так и в рассеянии, из синагог – на отдельные иудейские общины; при посредстве же обоих этих институтов – представители иудейства непрестанно и без устали работали над тем, чтобы каждый иудей, без различия пола и возраста, чувствовал и сознавал себя живым членом народа Божия, чтобы он искал в религии своей радости, своего утешения, своей надежды, чтобы он относил к Богу всю свою деятельность, все обстоятельства и события своей жизни. А что укрепляло такую религиозную жизнь, основа которой коренилась в Иерусалимском храме и иудейских синагогах; а главное – не допускало в нее чуждых элементов, – это воспитание в иудейском народе юношества, основанное исключительно на познании и исполнении ветхозаветного закона, т. е. на началах ветхозаветной религии. Такого воспитания требовал, конечно, самый теократический строй иудейской народной жизни. С религией иудейского народа в самой тесной связи стояло не только богословие, но и все другие сведения, имевшие в его глазах какое-либо значение; изучая свои священные книги, иудей изучал в тоже время и свою национальную историю, и свои юридические установления.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

10) В субботу 5 седм.– блаженна от канона Акафиста песни 3 и 6 (л. 330). 11) Если в субботу 5-ю случатся а) праздник Благовещения, то – блаженна от канона праздника песни 3 и 6 на (л. 208), б) его отдание, то – блаженна от канона Акафиста песни 3 и 6 (л. 220). 12) В Лазареву субботу – блаженна от канона этого дня песни 3 и 6 на 8 (л. 332 на об.). 13) Если в Лазареву субботу случится Благовещение, то – блаженна от канона праздника песнь 3 на 4 и от канона Лазаря песнь 6 на 4, итого на 8 (л. 209). В. В период времени пения Триоди Цветной. 1) В седмичные и субботние дни периода времени пения Триоди Цветной никогда не поются вседневные антифоны; но, за исключением немногих дней пения праздничных антифонов, всегда изобразительные, а после них блаженны. 2) Блаженны никогда не заимствуются из Октоиха, но, взамен его, всегда от канона праздника, с присоединением иногда блаженн от канона святого. Праздничными же днями называются: а) недельные, или воскресные, дни этого периода времени. Напр., если в последов. понедельника 2 нед. Антипасхи сказано, что в это время поется блаженна Триоди, песнь 1-я праздника на 6 (Тип., л. 361), то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в предшествующее, т.е. Фомино, воскресенье и напечатанная в Триоди Цветной; или если в послед. понедел. 3 нед. по Пасхе сказано, что в этот день поется «на литургии на блаженнах песнь 1-я праздника на 6» (л. 366); то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в неделю, или воскресенье, Мироносиц и также напечатанная в Триоди Цветной. б) Особенные, бывающие в это время, празднества, по отношению к которым известные седмичные и субботние дни служат попразднством или отданием. Таковы: Преполовение, Вознесение и Пятидесятница. Так, напр., если в послед. четверга, следующего за Преполовением, сказано, что в сей день «блаженна праздника песнь 1-я с ирмосом на 6» (л. 369); то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в среду – в праздник Преполовения. Тот же канон имеется в виду, напр., в понед., втор. и среду после недели Самаряныни, и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Arhiva Пн Predica Patriarhului rostit în Duminica a 11 dup Cincizecime dup Dumnezeiasca Liturghie svârit la schitul „Sfântul Alexandru Nevski” 5 septembrie 2021 14:58 5 сентября 2021 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 18:23-35) заставляет нас о многом подумать, в том числе в связи с днем, который мы сегодня отмечаем как День защиты природы, а потому молимся в храмах Божиих о сохранении творения, о сохранении Богом зданного мира. Ну, а евангельская притча — о человеческой жадности, о том, как некто задолжал господину своему десять тысяч талантов. Для того чтобы понять, что это за сумма, можно сказать следующее: один талант — примерно 24 килограмма серебра, то есть десять тысяч талантов — это огромное количество большегрузных грузовиков. И вот задолжал этот человек господину такое огромное количество серебра и не смог его отдать. А по законам того времени, если долг не отдается, то забирается все имение, забираются в рабство и жены, и дети, и все родственники, а человека бросают в долговую тюрьму, пока он не отдаст весь долг. Но поскольку долг, о котором говорится в сегодняшнем чтении, был так велик, то это означало для должника пожизненное заключение. Он терял все — жену, детей и свою собственную жизнь, а потому взмолился пред господином, и тот простил его. Но когда должник вышел на улицу, он встретился с кем-то, кто задолжал ему ничтожную сумму, и стал требовать, чтобы долг был возвращен, принуждая того силой и угрожая потерей имущества и семьи. И некто, увидев эту страшную сцену, пошел к господину, которому жадный человек задолжал десять тысяч талантов, и рассказал ему обо всем, и жестоко наказал скверного раба тот богатый господин. Вот эта притча о жадности, и нужно иметь в виду, что жадность не является производной от богатства. Очень часто, по греховности своей, люди, обладающие большими материальными средствами, становятся жадными, но это не обязательно. Вот и евангельская притча свидетельствует о том, что можно быть богатым и добрым, бедным и жадным. Но чаще бывает так, что богатый человек жаден, потому что он всеми силами охраняет накопленное богатство и нередко не желает делиться им с другими. А ведь чем больше человек имеет, тем больше у него обязательств пред Богом разумно распределить и распорядиться своими средствами.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5840541...

Подобно тому как 48 глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи, 49 и 50 главы называются «триодион», оттого что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49 главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т.е. от недели мытаря и фарисея до Пасхи. В 50 главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (т.е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до недели Всех святых включительно. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40 мучеников (9 марта), Благовещения (23 марта) – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется неподвижный праздник. В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницею. Эта глава служит заключением Триодиона. III Третья часть Типикона есть как бы дополнение к 1 и 2 частям его. Она содержит: а) указания на некоторые краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы, но общий для большей части седмиц в году; б) сами молитвословия, на которые в ней есть указания, именно – восьми Гласов тропари, кондаки, ипакои, светильны, прокимны, аллилуиарии. Для того чтобы узнавать, который глас должно петь в известную неделю, для сего в 54 главе показано, с какого времени года начинается каждый столп гласов. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии (в Типиконе), в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя и который глас должен быть пет в ней (см. выше). Столпы гласов Октоиха начинают свой ряд около одного времени (т.е. после Пятидесятницы) со столпами утренних воскресных Евангелий 16 , и как гласы Октоиха, так и утренние Евангелия следуют в непрерывном порядке одни за другими; поэтому со столпами гласов печатаются вместе и столпы евангельские. Соответственно содержанию воскресных утренних Евангелий, поются на воскресной утрени 11 ексапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир; посему и они при сем (в 54 главе) излагаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Естественно, Октоих содержит и многочисленные приложения. Три главные из них связаны со «столпами» евангельских чтений. Надо сказать, что сама система чередования гласов, которая действует в течение года, называется столпом, гласовым столпом. Но есть еще один столп – это столп евангельских чтений. Он состоит из 11 чтений, которые читаются на воскресной утрени. И вот, Октоих содержит таблицу, по которой можно определить, что читается в данное воскресенье. В Октоихе помещены и сами тексты этих Евангельских чтений. И еще одно приложение – это богослужебные тексты, которые связаны с Евангельским чтением, которые зависят не от гласа, а от евангельского чтения в это воскресенье; это ексапостиларий, его Богородичен и евангельская стихира. Теперь надо сказать о времени действия Октоиха. Существует период церковного года, когда Октоих взаимодействует только с системой Миней. Это время от Недели Всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее. Это и есть период пения Октоиха. В неделю на первом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни – значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих. Что происходит во время действия Триоди Постной и Цветной, в то время, которое называется периодом пения Триоди? Система эта довольно сложна, и разбирать ее подробно мы будем в дальнейшем, однако, скажем главное. В будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты службы, а в воскресные дни стоит на первом месте (с субботами ситуация особая, об этом поговорим позднее). С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе. Во время пения Триоди Цветной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены в Цветной Триоди наряду. Период пения Триоди (время от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых) потому и противопоставляется периоду пения Октоиха, что не Осьмогласник в предпасхальный и послепасхальный отрезок является ключевой книгой; основная роль в этих богослужениях отведена Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вернулся домой после служения и узнал, что был без меня Соловьёв, но письма он не привез от Вас, значит, моё предположение было неверно. А очень бы хотелось иметь от Вас весточку и знать о Ваших предположениях. На Тихвинскую едва ли не придётся мне ехать в Ямбургский приход, а хотелось бы сберечь этот день для Тихвина, тем более что, как я слышал, с 1-го июня будет дачное сообщение до Тихвина без пропуска, т. к. Тихвин уже как будто присоединён к Петербургской губернии. Я уже не повторяю того, что говорил раньше о том, насколько мне был бы здесь необходим о. Маков. Если бы была какая возможность, Вы бы мне его уступили, конечно. Благословите и помолитесь о сердечно Вас чтущем и любящем послушнике Е. А. Письмо 73 Лл. 37–42 14/27 мая 1921 г. Дорогой и досточтимый Владыко! Сегодня получил Ваше письмо через Петровского, сегодня же есть оказия в Москву, в лице моего отца, который туда едет и который завтра же передаст письмо Ваше одной монахине, имеющей его доставить Святейшему в воскресенье. Он просит Вам засвидетельствовать своё глубокое почитание и просит благословения Вашего. Вернуться сюда на окончательное жительство он думает к Троице. Е[вгений] Сем[ёнович] ему способствует во многом. Очень жаль, если хиротония будет 30-го. Ведь это – праздник в Исаакиевском соборе. Его предположено обставить особенно велелепно, и я уже давно числюсь в составе служащих в этот день там. Мне было бы крайне неудобно отлучиться отсюда именно на этот день. Получается в данном случае то же, что было с хиротонией преосвященного Венедикта, на которую я не смог выехать из-за 15-го августа – праздника в Софийском соборе. Если бы можно было хиротонию перенести на 13-е июня, то заблаговременно я бы мог отпроситься на неделю и захватить и хутынский праздник. На Пятидесятницу, на день Святого Духа и ещё на некоторые дни уже расписаны богослужения в разных местах. Если 13-го торжество в Макарьевской пустыни, то и на 20-е можно перенести хиротонию. Я думаю, не сам ли о. Серафим виною в распространении молвы о его архиерействе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

463 Впрочем иногда и при пении великого славословия может быть стихословие песней не праздничное, т. е. «Господеви поем». В Типиконе, в последовании на 23-е сентября, читаем: «о славословии же великом да не почудишися. Возможно убо есть, яко же устав изъявляет, и Осмогласнику певаему, и «Господеви поем» глаголему, сотворити и великое славословие». 464 Напечатанное в Псалтири с последованием: «Ведомо же буди яко аще убо есть Неделя, не стихословим песней, но абие начинаем ирмос канона и глаголем едину стихиру без стиха», не противоречит сказанному в Типиконе в 18-й главе: «Поем Господеви» стихословим во вся Недели. Ибо в Псалтири говорится о стихословии, – пении и чтении стихов одного за другим непосредственно, без тропарей, как это бывает только в дни непраздничные, а в Типиконе под стихословием разумеется пение и чтение тех стихов, которые поются с тропарями канонов, как это бывает и в праздничные дни. А что устав назначает и в Недели и в другие праздники петь стихи песней Священного Писания между тропарями канонов, об этом ясно сказано в Ирмологионе: «В Неделю же и во Владычии и Богородичны праздники, в предпразднства и попразднства их, и в праздник святаго, имущаго полиелей, или славословие великое, и во всю Пятидесятницу, и егда указует (устав): «Господеви поем» не стихословим, поем песнь сице и т. д. И далее показывается, каким образом при пении должно соединять тропари канонов со стихами песней Священного Писания. И в Псалтири с последованием читаем: «абие начинаем ирмос канона и глаголем едину стихиру (т. е. ирмос) без стиха (из песней Священного Писания). Аще ли же есть Владычный праздник, или празднуемый святый, поется ирмос дважды, и по ирмосе абие песнь: «Поем Господеви», и глаголем тропари. И поем стихов 12-ть (т. е. стихов и песней Св. Писания). Аще же в 14-ть стихов, долженствующих пети (из песней Священного Писания), яко же обычай имать во вся дни, начинай стихословие сице: «Господеви поем» (а не «Поем Господеви», как начинается стихословие в праздники).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– Устав, имея в виду только монашествующих, говорит: «Сему же (50-му пс.) глаголему, исходит священник святыми дверьми со Евангелием, держа е при персех своих, предыдущема же его от обою страну двема подсвечникома со свещами: имея же и фелонь опущен долу (чем указывается на сохранившуюся до настоящего времени в Греции древнюю форму фелони, не имевшей, как это принято у нас, вырезки в передней стороне, вследствие чего теперь предписание Устава об опущении фелони и является не выполнимым), стоит посреди храма, держа святое Евангелие при персех своих, подсвещники же от обою страну. И приходит предстоятель един, и творит поклоны два, таже целует Евангелие, и паки творит поклон един (не до земли творит поклоны, но малые, приклоняя главу, дóндеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и Владычний праздник и в Пятидесятницу, колена не приклоняют). Повнегда же поклонится евангелию предстоятель, творит и к левому лику образ поклона, и к десному подобно, отходя на место свое. Таже и братия вси идут два по чину, творят и тии подобне прежде два поклонения, и целуют святое евангелие; и паки едино поклонение, и к настоятелю поклон. Исполнившуся же целованию и 50 пс., поем; Слава, Молитвами апостолов» и проч. (см. Уст., 2 гл.), «По целовании же св. евангелия осеняет иерей братию св. евангелием, и исходит в алтарь. Диакон же глаголет на обычном месте молитву: Спаси Боже люди Твоя» (Уст., 2 гл.). – В «Последов. у.в.п.» читаем: «По прочтении евангелия, иерей выносит оное на средину церкве, предыдущу ему диакону со свещею, полагает е на аналогии, целовав вместе с диаконом». «По целовании св. Евангелия братиею и народом иерей вносит оное в олтарь, осеняя им из царских врат людей». – По разъяснению «Цер. Вестника», Евангелие выносится на средину храма тотчас по прочтении (Ц.В. 1895, 23), целование его начинается непосредственно после положения его на аналогии, а не по возгласе: «Милостию и щедротами» (Ц.В. 1892, 17). – Что касается образа действия священника после положения Евангелия на аналогии, то в одних местах священник тотчас же уходит в алтарь, а в других местах, во всё время целования Евангелия, священник стоит подле аналогия (на южной стране его) и благословляет приложившихся к Евангелию или на их поклоны ему только ответствует поклонами. По мнению одних (в виду указания приведённого выше «Последов. у.в.п.»), нет оснований для этого благословения и стояния священника около Евангелия во время целования последнего мирянами (Ц.В. 1895, 23); по мнению же других, для охранения Евангелия от прикосновения несвященных рук, а равно и для воздаяния этой святыне подобающего ей почитания, следует быть при нём священнику и благословлять каждого приложившегося к Евангелию (см. подр. Рук. д.с.п. 1894, 32; сн. ниже, 32 прим.). – Полагать Евангелие, после изнесения его на средину храма, вместо анология на низком столе (как это принято в некоторых местах) не следует (см. там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Моск. Син. Типогр. «Последовании во св. и вел. нед. Пасхи и во всю Свет. седм.». По Служебнику, «возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания» (сн. 6, 71 и 648 стр. печатного оригинала). В дни отдания указанных Господских праздников произносятся те же отпусты, что и в самые праздники, но к ним присоединяется воспоминание дневного святого; так, во вторник на отдание Пасхи на вечерне «обычный отпуст глаголет иерей без креста: Воскресый из мертвых и святого дне поминает»; в день отдания Пятидесятницы на утрене «на отпусте поминает иерей святого, егоже есть день» (см. Уст.). Если дни попразднства и отдания праздников случатся в неделю (воскресенье), то отпусты обыкновенно произносятся воскресные, а не бывшего праздника. – «Конечным» или «совершенным» отпустом называется отпуст последней службы, когда они хотя и следуют одна за другой, но после каждой из них положен отпуст (см. Уст. 1, 2, 9 гл.). – При произнесении отпуста иерей, обыкновенно, благословляет народ рукою (см. 636, 637, 644, 647, 648 стр. печатного оригинала, на 851 стр. 50, 53, 56 прим., на 787 стр. 4 прим. и ниже, прим. к следующ. таблицам). 50) После многолетия (см. на 853 стр. 56 прим.) следует (без возгласа) 1-й час. V. Часы вседневные VI. Изобразительные Примечания к таблице вседневных часов 1) См. 761, 765, 767, а также 596 к 616 стр. печатного оригинала. – Возглас 9-го часа перед вечернею произносится пред царскими дверьми (Уст., 7, 8 гл., Служебн.). – Если 9-й час следует за 6-м (см. 596 и 616 стр. печатного оригинала), то он не предваряется возгласом священника, а прямо начинается с воззвания: «Приидите поклонимся». – Согласно указанию Устава (см. 23 гл.), во время чтения часов завеса не открывается и царские врата не отверзаются (за исключением царских часов и часов в первые 3 дня Страстной седмицы, когда положено чтение Евангелия). 2) От недели ап. Фомы до Вознесения (см. Уст., понед. Антипасхи) «на часех» «глаголем начало: Христос воскресе, трижды» (причем некоторые это указание Устава относят только к тем часам, которые начинаются возгласом священника, т.е., к 6-му и 9-му).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010