Вот какое большое число святых, в земле Русской просиявших, прославляется в одном только июле месяце! Тот не русский человек, кто не знает и не чтит этих святых угодников Божиих, своих сродников по плоти, и не призывает их в своих молитвах. Ведь они — эти угодники Божии — наша слава, наша честь, наша похвала и наша могущественная благодатная помощь во всех бедах и напастях, постигающих нас в этой многотрудной временной жизни, в наше время особенно многобедственной и грозящей нам не только телесной, но и душевной гибелью. И вместо того, чтобы тратить время на пустое чтение газет и суетных книг, отравляющих душу духовным ядом, всем нам, русским людям, следовало бы посвящать больше времени на чтение глубоко-назидательных житий этих наших дивных и славных соплеменников и вникать в их Богоугодную жизнь, стремясь, по силам нашим, брать пример с них и подражать им в самом главном для всех нас — в том, что «едино есть на потребу».    Без этого тщетны наши надежды на спасение нашей Родины-России и на возрождение русского народа к новой светлой жизни, после постигшего его за Богоотступничество безбожного кровавого кошмара. «Господи, спаси мя!» (Мф. 14, 30).     Мысли в неделю 9-ую по Пятидесятнице    Евангельское чтение недели 9-ой по Пятидесятнице, именуемое обычно «Хождение по водам», повествует нам о действительном событии, имевшем место в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Но оно, как впрочем и все в Евангелии, имеет и символическое значение, исполненное глубокого назидательного смысла. Об этом свидетельствуют и наши церковные песнопения, именующие нашу земную жизнь «житейским морем» (см. ирмос 6-й песни воскресного канона 6-го гласа), а прохождение ее нами уподобляют «хождению по водам» или «плаванию на корабле» (см. ирмос 6-й песни воскр. канона 7-го гласа), сопряженному со многими опасностями, грозящими нам гибелью.     «Житейское море, воздвизаемое напастей бурею» - вот что такое наша временная земная жизнь, как мы это часто слышим в храмах наших за Богослужениями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

«Господи, спаси мя!» (Мф. 14, 30). Мысли в неделю 9-ую по Пятидесятнице Евангельское чтение недели 9-ой по Пятидесятнице, именуемое обычно «Хождение по водам», повествует нам о действительном событии, имевшем место в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Но оно, как впрочем и все в Евангелии, имеет и символическое значение, исполненное глубокого назидательного смысла. Об этом свидетельствуют и наши церковные песнопения, именующие нашу земную жизнь «житейским морем» (см. ирмос 6-й песни воскресного канона 6-го гласа), а прохождение ее нами уподобляют «хождению по водам» или «плаванию на корабле» (см. ирмос 6-й песни воскр. канона 7-го гласа), сопряженному со многими опасностями, грозящими нам гибелью. «Житейское море, воздвизаемое напастей бурею»  – вот что такое наша временная земная жизнь, как мы это часто слышим в храмах наших за Богослужениями. И, в самом деле, как много общего у нашей земной жизни – этого «житейского моря», – постоянно волнующегося, колеблющегося и неверного, – с обыкновенным морем, а особенно в наше исключительное время, когда в современной жизни свирепствуют такие неистовые бури страстей греховных, о каких всего лишь сотню лет тому назад нельзя было и думать, какие нашим дедам и не снились! Разве можно было тогда себе представить, чтобы нашу Родину Россию мог бы охватить такой жуткий кровавый кошмар, который стоил ей миллионы жизней лучших ее сынов?! Разве можно было бы тогда вообразить себе возникновение таких страшных кровопролитных войн, при таком огромном многолюдстве участников, как первая мировая война, или еще более жуткая, еще более разрушительная и беспощадно-жестокая вторая мировая война, когда так страдали и страшной смертью погибали ни в чем неповинные мирные жители, женщины и дети и когда распоясались все самые худшие и низменные инстинкты падшей человеческой природы?! А ведь теперь готовится еще более жуткая и страшная, всеуничтожающая третья мировая война, которую называют «атомной» или «ядерной» – которой все так боятся, но и о неизбежности которой все постоянно твердят и к ней усиленно приготовляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Старейшины и все члены общины собираются у дверей синагоги. Здесь прочитываются некоторые отделы из закона, и затем все, в предшествии первосвященника со свитком в руках, идут на Гаризим. Сначала направляются к двенадцати камням, положенным, по верованию самарян Иисусом Навином. Сняв обувь, самаряне подходят к ним, преклоняются и целуют их. Далее, после прочтения нескольких молитв, идут к жертвеннику Адама, к жертвеннику Сифа, Исаака и Ноя 1106 . Семь недель от Пасхи до Пятидесятницы самаряне посвящают воспоминанию тех событий, которые произошли со времени исхода из Египта до Синайского законодательства. Именно, в первую неделю воспоминается переход через Чермное море ( Исх. 14 ), во вторую прибытие в Мерру ( Исх. 15:23 ), в третью прибытие в Елим и нахождение здесь 12 источников воды ( Исх. 15:27 ), в четвертую дарование манны ( Исх. 16:14 ), в пятую чудесное изведение Моисеем воды из скалы ( Исх. 17:5–6 ), в шестую победа над амаликитянами ( Исх. 17:1–68 ) и в седьмую дарование закона на Синае ( Исх. 19 ). В виду особенной важности седьмой недели богослужение совершается во все дни ее, причем к каждому дню приурочивается воспоминание отдельного момента синайского законодательства. Так, понедельник, вторник и среда носят название „дней переговоров“, т. е. приготовления к заключению завета; при этом особенно отмечается среда, в каковой день, по верованию самарян, Моисей получил свиток закона, написанный огненными буквами. Самый день Пятидесятницы, самаряне отмечают тем, что все общество, во главе с первосвященником, совершает восхождение на Гаризим, где читают закон, причем во время чтения десятисловия зажигаются светильники, которые ставятся около первосвященника. Сведений о синагогальном богослужении самарян в древнейшее время до нас не сохранилось никаких. По аналогии с иудеями можно только предполагать, что и у самарян в древнейший период богослужение состояло главным образом в чтении Пятикнижия с присоединением некоторых молитв 1108 . С течением времени, однако, чин богослужения у самарян усложнялся, и к XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

От Марка же святое евангелие, ово убо чтется посреде Матфеа и Луки: прочее же во святую Четыредесятницу, в субботы и недели» (см. Сказание, приемлющее всего лета число евангельское...). Приведенные слова богосл. Евангелия показывают, что в некоторые годы, кроме вышеуказанной отступки, надобно делать еще другую, по времени предшествующую изъясненной. В них выражена та мысль, что для прочтения зачал из евангелия Матфея требуется никак не менее 17 седмиц, из которых в продолжение 11 седмиц, составляющих 77 дней, должно быть ежедневное чтение евангелия Матфея, а в продолжение остальных шести (=42 дней) только по субботам и воскресеньям (следов. 12 раз), и что, поэтому, до истечения сего срока никак нельзя прекращать чтения зачал из евангелия Матфея. Счет этих седмиц надобно начинать с понедельника св. Духа, следующего за 50-м днем по Пасхе или, иначе, за 1 днем праздника св. Пятидесятницы. А так как 17 седмиц исполняется в 17-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице или, иначе, в то воскресенье, после которого, по счету от Духова дня, начинается 18-я седмица, то 17-е воскресенье по Пятидесятнице служит последним днем, в который может быть и раньше которого никогда не должно быть оканчиваемо или прекращаемо чтение евангелия Матфея. Не менее, как в такой срок должны быть вычитываемы зачала евангелия Матфея, как в таком пасхальном году, в котором Пасхи внутри (т.е. когда пасхальный год состоит из 50 или 51 седмицы), так и в таком, в котором Пасхи вне (то-есть, когда пасхальный год состоит из 54 или 55 седмиц). Но это не значит, что период времени чтения евангелия Матфея всегда должен ограничиваться только 17-ю седмицами, то-есть так, чтобы с понедельника, следующего за 17 неделею (за воскресеньем) и, по счету от Духова дня, начинающего собою 18-ю седмицу, нельзя было уже и читать это евангелие; напротив, иногда должно его читать и по истечении 17 седмиц в такие же пять седмичных дней, в какие прежде, и именно в течение первых 11 седмиц, читались седмичные зачала евангелия Матфея, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Удивительно и то, что простые, неученые люди, но со здравым смыслом и добрым, простым сердцем – оказываются гораздо умнее умников века сего и угодными Богу, потому что в простоте сердца, не мудрствуя лукаво, верят в веру Божию, в слово Божие, принимая его добрым и простым сердцем, стараясь исполнять его по силам своим, с помощию благодати. Посмотрите, братия, скажу вам словами Апостола: кто вы, пришедшие в этот храм: не много из вас мудрых по плоти (т. е. ученых), не много сильных (т. е. сильных мира, знатных да богатых), не много благородных; а большая часть все простые, неученые, малограмотные или только грамотные. Итак, братия мои, подобно упоминаемым ныне в Евангелии рыбарям, веруйте всем сердцем в Господа и в Евангелие Его, принимайте всем сердцем слово жизни вечной, оправдывайте всей жизнию вашею, что вы христиане, Христовы ученики и последователи; не оставляйте церковных собраний и богослужений; читайте, слушайте чаще слово Божие, умудряйтесь и спасайтесь. Евангелие Христово теперь доступно всем и всегда, особенно грамотным, потому что переложено на русское наречие и книга Евангелия продается по самой дешевой цене. Господи! Просвети умы всех светом разума святого Евангелия Твоего, научи нас творить волю Твою, спаси нас и введи в Царствие Твое Небесное. Аминь. 6. Поучение во 2-ю неделю по Пятидесятнице Глагола има: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком ( Мф.4:19 ). Слова эти сказаны, братия мои, Иисусом Христом двум рыбарям и родным братьям: Петру, впоследствии первоверховному апостолу, и Андрею, названному потом Первозванным. Грядита по Мне и сотворю вы... Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков; за Мною, т. е. по стопам Моим, по стопам нестяжательности, всецелой любви к Богу и к роду человеческому, к истинному, небесному, вечному отечеству; по стопам кротости, смирения, терпения, незлобия, всецелого самоотвержения: и Я сделаю вас ловцами человеков, т. е. сделаю то, что вместо рыб вы будете уловлять людей из бездны греховной в святость, из многоволненного моря жизни сей – в Царствие Небесное. Но почему Господь сказал Петру и Андрею, что Он сделает их ловцами человеков? Он сказал так применительно к их ремеслу, или к их промыслу, чтобы они удобнее могли понять будущее свое призвание из кратких слов Его, и чтобы, так сказать, сделать более удобным переход их от одного занятия к другому, от подобного к подобному, от ловли рыб к ловле человеков. Мы побеседуем ныне с вами, братия, о том, что такое духовная ловитва человеков, – и какова она бывает, какой надо желать, и какой убегать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Повод к такому предположению находят в замечании последования Великой среды: «и абие упраждняются совершенно в церкви бываемые поклоны», сказанном после слов: «и по пронесении св. даров поклоны три, на Буди имя Господне: поклоны 3»; думают, что, по смыслу этого замечания, разуметь здесь речь об упразднении поклонов великих нельзя по вышеизложенным соображениям о поклонах по перенесении св. Даров и по имеющемуся в Уставе в послед. среды 1-й. седм. Вел. поста прямому указанию о поклонах на «Буди имя Господне», в котором они названы метаниями («по заамвонной же молитве: Буди имя Господне: и метания 3»). Но в то же время, говорят, нельзя думать, что здесь имеются в виду малые поклоны, так как нигде в Уставе нет запрещения совершать малые поклоны, когда бы то ни было, даже в Пятидесятницу, доказательством чему служит напоминание о поклонах, стоящее в чине утрени в неделю Антипасхи и, косвенным образом, замечание 2 гл. Уст. о поклонах во всю Пятидесятницу, запрещающее совершать в это время только поклоны до земли. Не видя достаточных оснований относить приведённое замечание к великим и малым поклонам, думают, что с большей вероятностью надо отнести это замечание к поклонам до земли; так как об этих поклонах, как совершаемых с преклонением колен, известно, что они допускаются Уставом только в известные дни года, подобно поклонам великим, хотя и чаще последних. Решая же таким образом вопрос, утверждают, что следует и на «Буди имя Господне» в Великую среду полагать 3 поклона до земли, не как обычные, а как исключительные, только этому дню приличествующие, потому что с него прекращаются поклоны до земли в церкви, а в прочие дни Четыредесятницы на всех преждеосвященных литургиях на «Буди имя Господне» следует совершать малые поклоны или же метания по смыслу прямого указания об этом в послед. среды 1 седм. Вел. поста, подобно тому, как и в чине изобразительных полагаются на «Буди имя Господне» метания же. Таким образом; по приведённым соображениям выходит, что на Преждеосвященной литургии по великом входе и по «Буди имя Господне» Уставом не указывается совершение поклонов великих, с молитвой пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

925. Устав Церковный, по месяцеслову , в четвертку, 354 л. неполный (нет листов с изложением особенностей богослужения на дни с 1 по 5 сентября и с 17 по 30 августа), полууставом и скорописью XVI в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. В нем не только излагаются особенности богослужения в тот или другой день, но и приводятся тексты песнопений и нередко целых канонов. Службы русским святым: 1) июля 15 (в порядке месяцеслова) – князю Владимиру (296–300); по окончании месяцеслова 2) декабря 21 – Петру митрополиту (337–340 об.); 3) февраля 12 – Алексию митрополиту (341– 344 об.). В конце службы общия: апостолу единому (348 об.–352 об.) и апостолом двум и многим (353 об.). 926. Устав Церковный , в четвертку, 293 л., неполный, полууставом XVI в., в поврежденномч дощатом с кожею переплете. Листы 265–271 писаны другим почерком. Некоторые листы подклеены и запачканы. На л. 133 об. запись писца: «В лето 7023 (1515) списана бысть книга сия месяца октября в 10 на память святых мученик Евлампиа и Евлампии в день во вторник». Состав: 1) главы Марковы (4 об.–38 об.) с оглавлением их (1–4); всех глав 81; нет конца 41 главы и следующих за нею; 2) устав службы в четверг, пятницу и субботу Страстной недели, в неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу до недели Антипасхи (39–61 об.). На л. 61 об. начало статьи о службе в неделю Антипасхи; 3) устав общих служб, без начала (62–65). На 64–65 лл. указатель апостольских и евангельских чтений на различныя потребы; 4) последование Четыредесятницы (66–109); оканчивается утреннею службою в четверг Страстной седмицы; 5) последование Пятидесятницы, начиная с недели Антинасхи (110–131). Повидимому, листы рукописи перепутаны: порядок их должен быть такой: 66–109, 39–61; 110–131; 6) зачало святаго поста святых апостол (131–133 об.); 7) последование церковного собрания (134–293 об.). Листы этой части рукописи перепутаны: 134 л. начинаетея продолжением текста об особенностях богослужения 15 июля; на 155 листе по заключении текста об особенностях службы 31 августа следует киноварная полууставная запись : «Конец последованию церковного собрания»; «на лл. 156–293 месяцеслов, с 7 сентяб]ря по 7 июня; следовательно, порядок листов должен быть такой: 156–293, 134–155; мееяцеслов неполон. Нет нескольких листов между листами: 38 и 39, 61 и 62, 155 и 156, 174 и 175, 271 и 272 и после 293 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

благодатная помощь Божия, поспешествующая нам во всем, – чтобы не впасть нам в пропасть неверия и разврата, и всяких пороков, и не лишиться благ общежития и всякого обилия и довольства, благ земных и небесных, и не впасть в бедность и нищету телесную и душевную, в коих коснеет множество людей, поспешим приносить Богу плоды истинного покаяния, исправление жизни, всегдашнюю заботу о едином на потребу, т.е. о спасении бессмертных душ, искупленных Кровью Христовой, – и всякую добродетель по мере сил своих. Аминь. 23. Поучение в неделю тринадцатую по Пятидесятнице Делателе же... реша в себе: приидите убием его, и удержим достояние его; и емше его... убиша. ( Мф.21:38–39 ). Эти слова взяты из читанного ныне Евангелия о человеке домовитом и о насаженном им винограднике, приставники которого были крайне своекорыстны, небрежны и злы, и вместо того, чтобы заботиться о порученном им винограднике, чтобы он приносил больше плодов, и отдавать их хозяину виноградника, они совершенно запустили его, и сделали его дикой пустыней, и даже до чего были злы? Когда хозяин посылал к ним слуг своих за плодами, они перебили всех слуг его. Эта притча в свое время относилась к иудеям, к иудейским первосвященникам, книжникам и фарисеям, и на них в точности исполнилась; а ныне ее можно вполне приложить к изуверным исламитам туркам. По неисповедимым Божиим судьбам, им поручен был, отдан во владение Божий виноградник – народы славянские и греческие, конечно за грехи этих племен, как и русский народ во времена давние был предан или отдан в неволю татарам. Вместо того, чтобы возделывать виноградник Божий, заботиться о его благосостоянии, возрастании и преуспеянии, чтобы доставлять ему все блага гражданственности или цивилизации: правого и равного для всех суда, безопасности личной и имущественной; образования всех народностей и сословий, свободного отправления богослужения, наконец, торговли и промышленности, – турки во все время своего господства над христианами в продолжении 500 лет попирали и наконец, в наше время, совершенно попрали все права человеческие у подвластных им христиан; все у них, бедных, сделалось жертвой произвола и диких зверских страстей мусульман: не стало для них нигде суда и защиты, все у них отнимают, грабят, самих их без всякой пощады убивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Преполовение празднуется 8 дней. Отдание — в среду 5 седмицы. На отдание за Литургией поется задостойник: «Чужде матерем девство». Между праздником Преполовения и его отданием поется задостойник: «Ангел вопияше» и «Светися, светися». ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — О САМАРЯНЫНЕ    Воскресное богослужение пятой Недели и службы ряда следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой, беседе, происходившей в первый год Его евангельской проповеди во дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею (Ин. 4:5-42). Эта беседа относится ко дням Пятидесятницы и служит вместе с тем ясным свидетельством Божественной славы Воскресшего Господа, подающего «воду живую, изсушающую источники грехов» и «скверны душевныя омывающую» (канон и Синаксарь 5 Недели по Пасхе).    В службах праздника говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, ликом совершенно перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращая на прямой, истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», у Которого Она просила воду жизни, и, «напившись обильно водой Премудрости Божия», унаследовала Царство Небесное и явилась «вечно приснославной». Служба самаряныни поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник и вторник — служба попразднства Преполовения, в среду — отдание Преполовения. ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — О СЛЕПОМ    В эту Неделю воспоминается, как Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в праздник Кущей и в праздник обновления храма во Иерусалиме (Ин. 7:2, 10:22) даровал зрение слепорожденному (Ин. 9:1-41). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света податель, от Света сый Свет». Песнопения службы повествуют и о другом чуде — о духовном прозрении слепого, о постепенном возрастании его веры в Господа Иисуса Христа. Песнопения службы Недели о слепом, составленные богодухновенными отцами, проникнуты глубокими мыслями и святыми чувствами. Здесь мы находим и глубокое сострадание к несчастному, для которого с самого рождения был закрыт мир Божий со всей его дивной красотой, и трепетное благоговение перед несказанным всемогуществом Господа, Который отверз очи слепому. Слышится в них скорбь о духовном ослеплении фарисеев, которые даже после такого великого несомненного чуда не прозрели своими духовными очами и продолжали в слепой злобе говорить о Христе: «Не от Бога этот Человек».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Да, братия мои, злой ловец, разумею диавола, ежедневно ловит каждого из нас в свои сети адские! И как много этих сетей, и как многие неосторожные попадают в эти сети! Вот эти сети, более обыкновенные, в которые он нас ловит: сеть гнева и вражды; сеть любостяжания; сеть пристрастия к удовольствиям, развлечениям; сеть гордости, сомнения в истинах веры, сеть неверия; сеть зависти к ближнему и недоброжелательства; сеть скупости или страсть копить деньги; сеть чревоугодия, пьянства; сеть блудной страсти; сеть пристрастия к нарядам, когда человек думает только об украшении тела, а об украшении души добродетелями и не думает; сеть уныния, ропота; сеть ложного стыда, страха, смеха, сеть осуждения ближнего; сеть празднословия и клеветы. И мало ли этих сетей! Только присмотритесь духовными очами хорошенько к этой невидимой духовной ловитве вражьей, и вы сами увидите, как много сетей на погибель души нашей бросает враг рода человеческого. Братия и сестры! Берегитесь сетей врага. Будьте к себе непрестанно внимательны: спасайте усердно души ваши, с помощию благодати Господа Иисуса Христа; посещайте чаще храм Божий, это тихое пристанище, где благодать Божия уловляет нас спасительною сетию Слова Божия, самого Богослужения и совершаемых таинств в жизнь вечную. Аминь. 7. Слово во 2-ю неделю по Пятидесятнице То правда, что подражать святым апостолам во всем мы не можем, потому что тогдашнее их положение и служение было особенное, исключительное, чрезвычайное, – но во многом и мы подражать им можем и должны. Можем ли и должны ли и мы ныне следовать за Христом, разумеется, не ходить с Ним и за Ним видимо, ибо Он теперь на небесах с обоженным человечеством, а на земле с нами пребывает невидимо? И можем и должны следовать за Христом, т. е. жить и поступать по Его небесному учению и заповедям, подражать Ему: его правде, святости, Его любви, милосердию, кротости, смирению, миротворности, незлобию, нестяжанию и вольной нищете, Его воздержанию, молитве, богомыслию, покорности, послушанию, преданности совершенной воле Отца Небесного, Его трудам непрестанным в учении и просвещении людей, благотворении людям; Его терпению и долготерпению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010