Это еще раз свидетельствует о величии воскресного дня. Октоих состоит из восьми симметричных частей: 1-го, 2-го, 3-го гласа и так далее, до 8-го гласа. Каждый глас начинается в день воскресный и действует одну седмицу. Седмица начинается в неделю, неделя – в субботу вечера. В субботу вечера происходит смена гласа. Воскресная служба гласа – это служба из того раздела Октоиха, который начинает действие в эту седмицу. Когда начинается чередование гласов Октоиха? По Пятидесятнице первая неделяНеделя Всех святых. В нее всегда попадает глас осьмый. А следующая неделяНеделя Всех святых, в земли Российстей просиявших, в эту неделю всегда бывает глас 1-й. И так дальше по году без всяких пропусков и сокращений идет гласовый столп, т.е. чередование гласов с 1-го по 8-й. Как узнать, какой сегодня идет глас? Если человек регентует, поет или читает, то он это запоминает, а если не помнит? Для этого существует настольный календарь. В Октоихе нужно открыть соответствующий глас, суббота вечера – это начало воскресной службы. На И ныне поется догматик гласа. Догматик гласа – это Богородичен, который находится в Октоихе, в субботу вечера на великой вечерне в заключение цикла стихир на Господи, воззвах. Эти Богородичны имеют исключительное, очень важное значение в службе, хотя они и являются Богородичнами, но имеют особое название – «догматик», потому что в большинстве из них, излагаются различные стороны догмата о рождении Сына Божия от Пречистой Девы Марии и Духа Святаго. Эти догматики являются непременной и очень значительной частью воскресной службы и почти никогда не отменяются. В церковном году есть, может быть, один или два случая, когда догматик гласа не поется в неделю, но это редкие исключения. Во время пения догматика совершается вход с кадилом. Хор поет Свете тихий, и это так по Уставу: на воскресной и праздничной службе Свете тихийпоется, в Уставе так и сказано: «и мы поем»; затем возглашается прокимен субботы, который находится в Служебнике или Часослове и звучит на службе 5 раз, в отличие от других прокимнов. Вспомним прокимен на литургии: чтец или дьякон возгласил прокимен, хор спел; чтец – стих, хор – прокимен, потом чтец или дьякон – пол прокимна, хор допевает. Таким образом, прокимен звучит три раза. А прокимен субботы имеет три стиха, а не один, поэтому звучит 5 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Снова тот же припев и тот же ирмос. Тропари второго канона на 6 и пред каждым тот же припев, на оба лика. Наконец оба лика, сошедшиеся вместе, поют припев первого канона и ирмос: Таин еси... Также – припев второго канона и ирмос: Снедию древа... 48 и 59 гл. Типикона и Ирмологион припевы назначают на следующие господские праздники: Воздвижение, Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Пасху, Вознесение и Преображение (л. 426 на об. – 428). В 59 гл. Типикона и в Ирмологионе помещецы и самые припевы. Но их нет на недели Ваий и Пятидесятницы; не помещены они и в особом издании служб на неделю св. Пентикостии (С.-Пб. 1888 г.); впрочем, в нотном обиходе при задостойнике недели 50-цы, т. е. при 9 песни канона сей недели, имеется припев: Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух святый. Но хотя припевов нет, все-таки Честнейшую не поется ни в неделю Ваий (Типик., л. 333 на об.), ни в неделю 50-цы (л. 377 на об.). Когда припевов нет и пение «Честнейшую» не положено, то после катавасии 8 песни прямо поется ирмос 9 песни 179 . Припевы господских праздников поются как в седмичные, так и воскресные дни. Исключением служить праздник Обрезания (великий, но не двунадесятый): если этот праздник случится в воскресенье, то «на 9 песни поем Честнейшую, припевы же праздника и святого не поем» (Типик., л. 144). Непосредственно после 9 песни (т. е. не певши «Достойно есть») малая ектения 180 и светилен праздника 2 (см. 14 сент.). Всякое дыхание... и хвалитные псалмы. Стихиры на хвалитех праздника на 4. Слава, и ныне – праздника. Славословие великое. По трисвятом тропарь праздника 1. Ектении и пр. Отпуст праздничный (в те праздники и так, в которые и как это указано в Служебнике, стр. 184). По отпусте утрени 48 гл. Типикона предписывает: Напр., 25 декабря: «И знаменует игумен святым елеем братию от святого кандила (т. е. лампады), еже пред праздничною иконою, поющим нам стихиру самогласну праздника, и час 1-й... и совершенный отпуст» (Тип., гл. 48, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

если в первом году Пасха поздняя, а во втором ранняя (что называется в богослужебном Евангелии «внутрь Пасха», т. е. две Пасхи в течение годового круга, а противоположный случай «вне Пасха»). Таким образом, между Пятидесятницей и Неделей мытаря может быть и более 32 недель (чаще) и менее (редко). Если недостает Евангелий, то в Неделю по Рождестве Христовом, пред Богоявлением и по нем читаются только особо назначенные для этих недель Евангелия, а рядовые этих недель, равно как рядовые, падающие на Недели праотец и отец, читаются в избыточествующие недели, но так, чтобы в неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие о Закхее. Если на избыточествующие недели недостанет и этих зачал, то в неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало (17-е) Матфея - о хананеянке. Если недель менее 32-х, то опускаются Евангелия пред Закхеевым. Апостолы всегда сопровождают свои Евангелия (см. Типикон - 7 января, 6-е зри; ср. 1-ое зри и 26 декабря зри; см. в Евангелии ([служебном) «сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам приятие, откуду начинают и до где стают»). История недельных зачал    Еще в V b. выбор апостольских и евангельских чтений был предоставлен свободе предстоятеля, хотя и тогда уже есть следы более или менее постоянного распределения перикоп между праздниками и воскресеньями (Вступ. гл., 164—168). Распределение апостольских и евангельских чтений между днями года приписывается св. Софронию, патр. Иерусалимскому. От VI-VII вв. дошел до нас армянский Лекционарий в рукописи VIII-IX b. Парижской Национальной библиотеки Arm. 20, говорящий о себе, что он дает практику Иерусалимской Церкви, действительно указывающий постоянно места св. града для того или иного богослужения и часто совпадающий с данными «Паломничества» Сильвии или Еферии (Вступ. гл., 138—139, 250 и д.). Чтения, указываемые этим Лекционарием для Четыредесятницы, Пятидесятницы и нескольких неподвижных праздников, большей частью не совпадают с нынешними (см. ниже; например, на пасхальной литургии Евангелие нынешнее Великой субботы, а 1 зач.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Недели ваий. Свете тихий. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (осб. кн. 1-й седм.). Прокимен дня. Прокимен дня или: Прокимен паремии Аллилуия, на субботы: (Тип.), на педели: 1, 2, мясо пустную и пред 3, 4, 5-ю – прокимен Пятидесятницей. великий, на Неделю ваий – прокимен дне. (В седм. дни) Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.). Чтение паремии (кн. Бытия). Вонмем. Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение, Вонмем. Чтение парем. (кн. Притчей). В е л и к а я Отдельно от утрени В соединении с утренею, т. е. на бдении [В Неделю вечера На Неделю (воскресение) вся 1-я кафизма. стихословия кафизмы вовсе не бывает (Тип., гл. 17) и см. далее таблицу о стихословии псалтири]. При стихословии: При стихословии: Слава и ныне, и: Аллилуиа, Слава и ныне, и: трижды. Аллилуиа, трижды. Ектения малая одна, если один антифон; если же Ектения малая. три антифона кафизмы, то по каждом антифоне малая ектения и особый возглас. Яко Твоя держава. По 1-й: Яко Твоя держава. По 2-й: Яко благ и человеколюбец. По 3-й: Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати. Господи, воззвах. Господи, воззвах. Стихиры на «Господи Стихиры на «Господи воззвах» на 8-мь на 10-ть. воззвах», на6-ть и на Слава и ныне. Слава и ныне. Богородичен или Богородичен или стихира. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (Тип., гл. 2 и Вонмем (Тип., гл. 2 и 7). Иерей: Мир всем. Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). вонмем (Тип., гл. 2 и Прокимен дне. Прокимен дне. Премудрость. Премудрость. (Того-то) чтение. (Того-то) чтение. Вонмем. Вонмем. Чтение паремии. Чтение паремии. Ектения: Рцем вси. Ектения: Рцем вси. Возгл.: Яко милостив и Возгл.: Яко милостив и человеколюбец. человеколюбец. В с е д н е в н а я В дни года, кроме В дни Великой Великой Четыредесятницы Четыредесятницы Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Ектения: Исполним Ектения: Исполним вечернюю молитву. вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и Возгл.: Яко благ и человеколюбец. человеколюбец. Мир всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но если праздник совпадает с воскресным днем, то порядок отправления полиелея будет иной, а именно: после псалма «Хвалите имя Господне...» священник поет величание и затем совершает каждение. Хор может повторить величание несколько раз (в зависимости от размера храма), после чего поет воскресные тропари по «непорочных». По окончании их – малая ектения и т.д. 9 Примечание: 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея», как правило, поется на полнел ее во все двунадесятые Господские и Богородичные праздники в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только в случившиеся великие Господ-ские праздники: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Неделю ваий и Пятидесятницу. (Этот же антифон поется еще в Неделю св. апостола Фомы, имеющую во многом богослужебные особенности двунадесятого праздника.) 10 Следует заметить, – говорит проф. архим. Киприан (Евхаристия (из чтений в православной Богословском институте в Париже). Париж, 1947, с. 153–154), – что на Востоке прочно утвердился тот взгляд на проскомидию, что после ее окончания никакого поминовения и вынимания частиц не бывает. Это и правильно, ибо с покровением проскомидии и произнесением отпуста священнослужитель показывает, что эта часть богослужебного чина закончена и возвращаться к ней снова после завершительных действий – значит считать эти действия не бывшими. Отпустом заканчивается определенная часть богослужения и возвращаться к ней в другой части богослужения невозможно. В России установился и постепенно очень прочно утвердился тот взгляд, что проскомидия, хотя и закончена словами литургисающего иерея, но это для мирян не обязательно, и поэтому те, кто не успел подать с вечера или утром до начала проскомидии свои поминания, подают их и после конца проскомидии, в течение всей литургии оглашенных до Херувимской песни, и многие иереи этому не только не противятся, но и поощряют, ибо подача просфор связана всегда с доходом для церкви; а в некоторых храмах, где особенно священнослужители приспособляются к привычкам и требованиям мирян, подача просфор продолжается вплоть до «Верую» и «Тебе поем». Русская практика выработала даже особый способ покровения проскомидии, а именно Дискос покрывается не совершенно, но передняя часть покровца откидывается и подымается, и остается также откинутой передняя часть воздуха, чтобы этим легче было добавлять вынутые частицы на Дискос. Ничего подобного ни греческая, ни сербская практика не допускает. Оправдывать подобное отступление от требований служебника и самого смысла чина тем, что при архиерейском служении епископ совершает свою проскомидию

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

20) Если в воскресные дни после ипакои полагаются седальны праздника или святого, то сперва поются седальны, положенные по 1 и 2 стихословии кафизм (не петые раньше, потому что были петы воскресные); затем на «Слава» поётся или читается «полиелейный» (т.е., положенный в службе на ряду по полиелеи) седален, а на «И ныне» или тот же седален во 2-й раз, или седален праздника, или богородичен, находящийся в Минее по полиелейном седальне (см. Уст., 2 гл., 1 янв., 2 фвр., 8 снт.). 21) В праздники чаще других антифонов (см. их в Окт., на ряду, и в ирмол.) поётся 1-й антиф. 4-го гласа: «От юности моея»; он поётся в седмичные дни всегда, когда в них на утрене полагается полиелей, будет ли то праздник Господень, Богородичен или святого, в недели же – только в двунадесятые праздники: 6 янв., 6 авг., 14 сент., 25 дек., случившиеся в недели, также в нед. Ваий, ап. Фомы, в нед. Пятидесятницы; если же другие праздники случатся в (неделю, а также если в неделю (исключая Фоминой) не случится никакого праздника, то поются «степенны (рядового) гласа» (Уст., 3, 4 гл., 8 сент., 21 нояб.). – Во время всенощного бдения звон должен быть пред чтением Евангелия, при пении степенн гласа (Уст., 2 гл.), дабы этот звон не мешал слушать Евангелие с подобающим вниманием (Ц.В. 1891, 2). 22) Всегда произносится прокимен или воскресный (рядового гласа), или праздничный, соответственно тому, какое Евангелие положено читать на утрене. – Диакон или иерей говорит 1-й и 2-й раз весь прокимен, а за ним каждый раз поют тоже весь прокимен певцы; в 3-й раз диакон или иерей говорит первую половину прокимна, а вторую поют певцы. – Обыкновенно в воскресные дни прокимен поётся на рядовой глас Октоиха или (от недели Мироносиц) Триоди той недели; но если в воскресенье случится указанный выше двунадесятый праздник (см. 21 прим.), то прокимен поётся на 4-й глас; вообще же прокимен поётся на тот глас, на который поются степенны. – Диакон произносит прокимен или в алтаре подле царских врат, или же – на амвоне, смотря по тому, читается ли Евангелие на престоле, или посредине храма (Рук. д.с.п. 1893, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Приведенный нами чин самого обряда пещного действия, совершавшийся в церкви Софийской Константинопольской и вообще на православном греческом востоке, хотя и носит сразу двоякое наименование: «κολουθα» и «Διταξις τς καμνου», с которыми в византийских памятниках литургической письменности соединялись вполне определенные и далеко не одинаковые понятия 93 ), тем не менее, даже и при поверхностном его обозрении, нельзя не заметить, что оба эти наименования явились здесь случайно. В «Διταξις’е τς καμνου» резко бросается в глаза полное отсутствие, или, вернее, умолчание о духовенстве и в частности об архиерее или даже патриархе, котораго видел, при совершении настоящего обряда во св. Софии Константинопольской, наш паломник XIV в., инок Игнатий Смольнянинов. 94 По Иверской рукописи, главными участниками обряда являются доместик, два хора и отроки; ни о духовенстве, ни о халдеях, присутствие которых вызывается в чине настоятельною потребностью, нет и помина. Собственно говоря, даже и отроки, по этому чину, исполняют свою роль большею частью молча, простирая лишь руки, возводя очи горе и делая круговыя хождения внутри печи. Все это не согласуется с библейским рассказом у пророка Даниила об изображаемом собьггии, но все это станет вполне понятно, если мы примем во внимание, что рукопись, по которой мы издаем греческий чин пещного действа, не есть обыкновенная богослужебная книга, отдельное изложение чина, а рукопись нотная, назначенная главным образом для употребления певцами правого и левого хоров и доместиком, принимавшими, при совершении пастоящего обряда, живое и видное участие. Все уставные замечания, заимствованные из подробного διταξις " а или κολουθα, к сожалению, и доселе еще нам неизвестного 95 , являются здесь случайно и суть ни более ни менее, как указатели того, когда, в какое время, или после чего должен петь тот или иной стих доместик, или правый и левый хоры.Рассматривая данный чин пещного действия с этой точки зрения, мы прежде всего констатируем тот весьма любопытный факт, что настоящий чин принадлежит к тому роду песненных последований или чинов (σματικ κολουθα) 96 , которые в древности пользовались широким употреблением 97 в церкви св. Софии Константинопольской, продолжали существовать в XIV столетии в церквях кафедральных православного востока, как свидетельствует о том литургист Симеон Солунский 98 , и в виде обломков сохраняются в нашем современном богослужении – в чинах утрени в великую субботу, на воздвижение, в неделю крестопоклонную и в чине вечерни в неделю пятидесятницы. Это с одной стороны. С другой, имея в виду указанное обстоятельство, мы должны быть весьма осторожны в суждении по вопросу о происхождении особенностей нашего чина пещного действия, при сопоставлении особенностей этого чина с чином, известным нам по Иверской рукописи, чтобы в выводах своих и заключениях быть по возможности близкими к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Патриарх Кирилл: Иногда люди, обладающие властными полномочиями, переоценивают свое значение 18 февраля 2024 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в подмосковном Реутове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      «Иногда люди, обладающие властными полномочиями, переоценивают свое значение, — потому что многие им подчиняются, многие от них зависят, — и теряют критическое отношение к самим себе, – заметил Патриарх, – Вот самый большой грех человека во власти — когда голова начинает кружиться, и он связывает свое положение не столько с тем, что занимает определенное место, а с собственной личностью. И мы знаем, что у людей, подчиняющихся такой жизненной логике, развивается множество пороков. Поэтому сегодняшнее евангельское чтение очень поучительно. В первую очередь, по отношению к тем, кто во власти, особенно к тем, кто имеет власть взимать с граждан денежные средства. Эта работа требует особенной внутренней силы, особой честности. Нередко возникают искушения, и ведь многие берут, что греха таить, а если раз взял, два взял, то и некая жизненная позиция появляется: а почему бы нет, другие еще хуже, чем я… Но в сегодняшнем чтении мы слышали о таможенном чиновнике, который после встречи с Господом радикально изменил свою жизнь и произнес замечательные слова: кого обидел — все верну, отдам гораздо больше, чем взял». «Нередко тот, - подчеркнул Патриарх, ­- у кого больше силы, больше влияния, строит свои отношения с подчиненными, чтобы иметь для себя определенную выгоду, пусть даже нематериальную. Поэтому сегодняшнее повествование — и о том, что никакое служебное положение не освобождает человека от нравственной ответственности перед другими людьми и от ответственности перед Богом. Человек может занимать любое положение, но должен помнить, что даже если он — над другими, то над ним — Бог, нелицеприятный Судья». Святейший Патриарх напомнил, что повествование о Закхее мытаре говорит о том, что какое бы человек положение ни имел, он никогда не должен забывать, что спасается пред Богом не своим служебным положением, не своей зарплатой, не своей властью, а исключительно исполнением Божьего закона. 19 февраля 2024 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/158762.html

Ритмические свойства болгарского распева . Ритм гласовых напевов болгарского распева – двоякий: частью словесный или несимметричный, свойственный особенно древним распевам, частью же симметричный, сходный с западно-европейским музыкальным ритмом. Признаки того и другого ритма особенно рельефно выступают в наиболее торжественных и наиболее художественно обработанных песнопениях, примененных к различным случаям праздничного богослужения. Словесный ритм в болгарском распеве выражается: 1) Применением гласовых мелодий к общему характеру и мысли распеваемых песнопений. Праздничные и наиболее торжественные песнопения отличаются мотивами весело-торжественными; песнопения же, выражающие скорбь и сетование, изобилуют печальными мотивами. Так в каноне на Вехание (в неделю Ваий) болгарского распева слышатся мотивы торжественно-триумфального марша (Ирмолог 1709 г.), в песнопениях на положение и целование Плащаницы – горестный погребальный плач, в стихире Пресв. Троице в день Пятидесятницы („Приидите вернии“) – веяние творческого Духа Божия, в стихире „на проклятие“ (в неделю Православия) – твердость исповедания веры и решительное энергическое отвержение перечисляемых в тексте стихиры ересей. Но мы не имеем полного круга песнопений болгарского распева, в котором, конечно, много найдется примеров живой и высокохудожественной выразительности общего характера и мысли, заключающихся в тексте того или другого песнопения. В упомянутых же нами образцах мысль и чувство песнопений выражаются едва ли не лучше, чем во всех прочих распевах, известных в нашей клиросной практике. 2) Мелодия болгарского распева применяется к понятиям, выражаемым отдельными словами и словесными оборотами выпеваемого текста. При постоянном выражении общего молитвенного характера песнопении через естественное усилие или ослабление голосов, вызываемое высотой, протяженностью и последованием звуков мелодии, в болгарском распеве, как и в большом знаменном, мы немало находим и отдельных мелодических оборотов, вполне рельефно и даже художественно выражающих частные мысли и чувства, заключающиеся в словах песнопений. Так, в мотивах песнопения „Тебе одеющагося“, сообразно словесным выражениям текста, мы отчетливо слышим повторяющийся тихий плач „увы“, переходящий в вопли глубокого рыдания, с ужасом внемлем громовым звукам гнева Вождя, раздирающего завесу храма Соломонова, с трепетом чувствуем колебание земли, невольно проникаемся глубоким благоговением при восклицаниях „Боже мой“ и „сладчайший Иисусе“. Но подобной сему художественной выразительности отдельных мест, сообразно с словами текста, не чужды и другие песнопения болгарского распева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Эти меленькие вопросы, кажущиеся, на первый раз, казуистическими, на самом деле тянутся едва ли не через всю историю устава дисциплинарного, и много раз затрагивались и решались до и после Киприана, на востоке и у нас, пока, наконец, не нашли положительного выражения в уставе и не явились с характером постановлений обще-обязательных 193 . По 69 правилу Апостольскому, среда и пятница каждой недели, равно как и четыредесятница, признаются постными днями. Исключение допускается только для больных. Правило высказано безусловно и, по-видимому, не делает исключений ни для каких сред и пятниц в году. Но уже 53 правило Апп. упоминает о днях праздничных (μραι τν ορτν), в которые пост обязательно отменяется, и как клирики, так и миряне, должны употреблять мясо и вино 194 . Что здесь речь идет не об одних недельных днях, обязательно непостных, каковы суббота и воскресенье, а разумеются дни особых церковных праздников, можно заключить из общего их названия „μραι τν ορτν“ (тогда как суббота и воскресенье прямо называются своими именами), из существования в III u IV в. нескольких общеизвестных праздников, которые могли падать на постные дни недели (напр. богоявление, вознесение) и из прямых свидетельств о разрешении поста в некоторые среды и пятницы по случаю праздников. Таким образом праздничные дни, судя по 53 прав. Апостольскому, имели характер дней непостных, и на них переходили преимущества субботы и воскресенья. Так пост отменялся на неделю пасхи, в продолжении всей пятидесятницы 195  и целую неделю после нее 196 . Из праздников, не допускающих поста, хотя бы они случились в среду и пятницу, самыми древними были рождество Христово и богоявление. Рождество, как особый праздник, введенный на востоке в конце IV в., в VIII книге Апп. постановлений ставится под 25 декабря, а богоявление под 6 января. По словам Исидора Пелусиота , когда эти праздники приходились на воскресенье, то праздновались как бы вдвойне и были праздником в празднике 197 . Когда же навечерие богоявления совпадало с воскресеньем, то пост ослаблялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010