107. В неделю 27-ю по Пятидесятнице Братие! Восемнадцатилетнюю страдалицу от болезни исцелил Господь в субботу, за то подвергся нареканию со стороны начальника синагоги. Начальник синагоги сказал: «нельзя этого делать в субботу». «Что же можно делать? – как бы так спросил его Господь. – Ведь ты в праздник гонишь скотину на водопой, даешь ей корм, чтобы она не пропала; но неужели скотина дороже человека пред очами твоими?» Лицемере! «Кождо вас в субботу не отрешает ли своего вола или осла от ясли, и вед напояет?» Значит дела необходимые в праздник можно делать. Какие дела необходимости? Посетить и полечить больного, накормить голодного, одеть нагого, утешить скорбящего, напоить жаждущего, также напоить и накормить домашнюю скотину: все это дела необходимости. Продавать пищу на торжище, приготовлять ее – и это не грех; но заниматься торговлей для прибыли, празднословить, проводить время в праздности и веселии, особенно заниматься играми, пьянством и пиршествами – все это оскорбительно для Бога. По праздникам христианин должен заниматься только делами благочестия и милосердия. Непременно присутствуй при богослужении, занимайся чтением священных книг, посещай больных и в темнице заключенных, накорми сироту, вдовицу, странника и безродного – вот дела, приличные для христианина. Посещать публичные дома и места, предаваться нетрезвости – это крайне оскорбительно для Бога и греховно для святости праздничного дня. Желаешь избежать в жизни несчастья, не оскорбляй Бога грехами своими. Если станешь толковать закон Божий и постановления церкви по-своему; то сперва станешь нарушать малые заповеди, а потом большие, а там вовсе отстанешь от веры и благочестия. Зачем себя доводить до того, чтобы после пришлось раскаиваться и говорить: «я знаю, за что меня Бог наказал». От чего наши деды и прадеды были благочестивее нас? Скажете, что они были глупее нас? Нет! Тот глупее, кто более грешит. В прежние времена не побывать в церкви во время богослужения считалось величайшим грехом. Взять в руки топор в праздник или снопы и сено возить считалось тоже величайшим преступлением; воровство и распутство неслыхано было.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

     18 февраля 2024 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в подмосковном Реутове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Благодарю Вас сердечно, владыка митрополит, за Ваши добрые слова, за память о моих родителях и о деде, которые действительно были исповедниками. Отец находился в заключении и в ссылке не так продолжительно, а дед очень долго, но никогда не был сломлен. И единственное требование, которое к нему предъявляла советская власть, — это отказаться от Патриарха Тихона и примкнуть к обновленцам, однако этого не произошло. А 30-е годы застали деда на Колыме, откуда уже никого не возвращали, полагая, что заключенные сами отойдут в мир иной. Но дед не отошел в мир иной, он вернулся и в возрасте 72-х лет принял священный сан. Еще раз благодарю за память о моих ближайших родственниках; уверен, что их молитвами Господь и сегодня помогает мне совершать мое служение. Сегодня мы вспоминали Закхея-мытаря. По-нашему, это таможенный чиновник; мытарня — это таможня в переводе со славянского на русский. А работа на таможне развивала в людях не самые лучшие качества, потому что эти чиновники были практически бесконтрольны. Они сами определяли размер налога за провозимый товар и обогащались, в большинстве случаев совершенно бесчестно, обирая проезжавших через таможню. Закхей и был таким мытарем, таким таможенным работником и, конечно, поступал так же, как и остальные. Но удивительным образом Господь избрал этого грешного человека — во-первых, чтобы он изменился, но еще и для того, чтобы о нем узнал весь мир. На протяжении двух тысяч лет все знают о Закхее — по тем словам, которые он сказал Спасителю, когда устыдился своей жизни и своих действий. Закхей просил Господа, чтобы Он простил его, и пообещал воздать каждому, кого обидел, во много крат больше, чем взял. Иногда люди, обладающие властными полномочиями, переоценивают свое значение, — потому что многие им подчиняются, многие от них зависят, — и теряют критическое отношение к самим себе. Вот самый большой грех человека во власти — когда голова начинает кружиться, и он связывает свое положение не столько с тем, что занимает определенное место, а с собственной личностью. И мы знаем, что у людей, подчиняющихся такой жизненной логике, развивается множество пороков.

http://pravoslavie.ru/158744.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Благочестие без Бога 30.08.2014 Рубрика: Воскресные проповеди Метки: Седмица 12-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как ко Господу пришел богатый юноша. Он не просто пришел — он побежал к Нему, едва увидев. Он преклонил колена пред Господом во вдохновенном порыве. Кажется, все готов он отдать Господу, но Господь охлаждает его пыл. Вот заповеди, говорит Он, и вот Бог. Как часто люди хотят узнать самые главные тайны жизни, достичь подлинного совершенства — но когда Бог назначает цену, тогда все вдруг меняется, и прежний прекрасный наш порыв куда-то исчезает. На самом деле это Евангелие говорит о том, что является главной болезнью не только у этого благочестивого молодого человека, но и у очень многих верующих. Господь спрашивает: «Сколько ты хочешь этого блага, к которому призван каждый человек?» И мы отвечаем: «Хочу, Господи, но не так, чтобы уж слишком много. Потому что страшно получить слишком много этой новой таинственной, непостижимой, страшной Божественной животворящей жизни. Столько, сколько мне хочется, вот столько дай мне, Господи». Мы часто можем наблюдать, как человек желает быть со Христом, ищет истинной жизни, но при этом добавляет, что не должно же это означать, что он должен соблюдать все посты, все длинные богослужения посещать. Кроме Православной Церкви во всех церквах посты отменены, богослужения сильно сокращены — чтобы якобы облегчить людям приход ко Христу. Часто мы бываем свидетелями, как приходит мама какого-нибудь любимого своего сыночка: «Сама я верующая, — говорит, — и очень радовалась всегда, что мой сын растет верующим. Но не до такой же степени, чтобы он чуть ли не каждый день в храм ходил, и дома не переставал читать духовные книги». А другая приходит и плачет о своей дочери: «Хорошо, что она в Церкви, но она не хочет в брак вступать, о монашестве мечтает. Христианство — это хорошо, но надо же знать меру!» Вот это и происходит с богатым юношей. Он, конечно же, не украл, не обманул никого. Но ни разу в жизни не явил этот человек подлинного благородства, жертвенности, настоящей любви, от которой начинает светиться жизнь, потому что в ней уже присутствие Христово. Этот человек не безбожник, но и нельзя его назвать человеком Божиим. Он хочет чего-то среднего — и там быть и здесь. «Разделилось сердце их» — говорит Господь (Ос. 10, 2). Половина сердца отдана миру, половина — Богу.

http://moral.ru/atheistic/

В этом пасхальном году излишних седмиц, как и в двух предыдущих 5. Снова от Мясопустной седмицы назад отсчитываются те же 5 седмиц. Первый апостол и первое евангелие из отсчитанных седмиц надобно прочитать 11 января, т.е. в первый день после недели (воскресенья) по Просвещении. Так как в этом году неделя по Просвещении наступает чрез 2 седмицы после седмицы, следующей за 32 неделею, то из отсчитанных седмиц апостолы и евангелия двух последних седмиц: Мытаря и Фарисея и о Блудном сыне, остаются не прочитанными; будут же они читаться только один раз по наступлении указанного для них в росписании срока. Теперь нам следует разрешить вопрос, какими чтениями должны быть заняты те седмицы, одна или более, который могут случиться между 32-ю по Пятидесятнице (или, что тоже, 33 седмицею от Духова дня) и неделею по Просвещении. В пасхальном году Н, выше взятом нами для примера, промежуточных седмиц не оказалось: но в году и Щ есть одна такая седмица от 4 до 8 января 455 , в году же А и У – две от 28 декабря до 1 января и от 4 до 8 января. Вопрос об этих седмицах в Типиконе не разрешается, но он разрешен в богослужебном Евангелии и разрешен следующим образом: «От Матфеа святое евангелие чтется от понедельника по Пятидесятнице, яже есть святаго Духа, до пятка по Воздвижении креста: обходится же в седмицах седминадесятих, их же убо единунадесять неделю имать от Матфеа на всяк день чтомое евангелие. От седмиц же двоюнадесять, еже от Марка евангелие в пятих днех показуя: яко в субботы и недели паки Матфей чтется до скончания седмыянадесять седмицы. И убо седмьнадесять седмиц, суббот и недель токмо имут, за еже малижды читатися седмьнадесятим седмицам Матфеовым: по аще будет внутрь Пасхи. Аще бо вне Пасхи будет, никакоже, сиречь, хощет читатися и сия седмаянадесять седмица: возвращайся вспять и отнюдуже хощеши, чти пять дней. Аще бо за еже не снизитися Пасце, не достанет и в Луце суббот и недель: чтется тамо сия неделя Матфеева, яже есть Ханааныня, прежде Закхеевы. От Луки же святое евангелие чтется, от начала в понедельник по Воздвижении креста, исполнь во всех седмицах двунадесятих, от начала же 13 седмицы чтется от Марка в пять дний: в субботу же и неделю паки Лука.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В заключение отметим, что сочетания двух разных отрывков из Апостола и Евангелия на Литургии в тот или иной праздник или день года (в неподвижном праздничном круге или в подвижном круге рядовых чтений) зачастую являют собой результаты удивительно тонкой и вдумчивой работы тех, кто в древности трудился над определением тех или иных чтений. Это сочетание смыслов Апостола и Евангелия, не всегда очевидное, но тем более ценное, становится специфической пищей для размышлений накануне или в сам день, когда совершается данная Литургия с данными чтениями. Попробуйте сами определить смысловую связь между Апостолом и Евангелием, например, в неделю 8-ю по Пятидесятнице (1 Кор. 1, 10-18 и Мф. 14, 14-22), в неделю 18-ю по Пятидесятнице (2 Кор. 9, 6-11 и Лк. 5, 1-11) или в Вербное воскресенье (Флп. 4, 4-9 и Ин. 12, 1-18). На этих и других примерах, а главное, вслушиваясь в Священное Писание Нового Завета, когда оно читается на богослужении в Церкви, можно убедиться, насколько неиссякаемым и живым источником богословия и веры остается Слово Божие. Оно звучит в собрании Церкви, одновременно и отвечая обстановке богослужебной величавости (после пения торжественного «Аллилуйа», колокольного звона, каждения и при возжженных свечах), и наподобие чуткого нервного центра с помощью тончайших нитей смысла перекликаясь с сердцами и умами людей Церкви.   Сокращения, употребляемые в тексте: СП — русский Синодальный перевод Библии ЕК — перевод Священного Писания Нового Завета, выполненный епископом Кассианом (Безобразовым) NJBS — The New Jerome Biblical Commentary ed. by R. E. Brown and others. New Jersey, 1994. TOB — Traduction Oeumenique de la Bible (TOB). Paris. 1988. Французский перевод Библии с комментариями. BJ — La Bible de Jerusalem. Paris. 1977. Французский перевод Библии с комментариями. BAR — The Biblical Archaeology Review. Журнал Библейско-археологического общества (США). LXX — греческих перевод Семидесяти толковников (Септуагинта).   При составлении курса были использованы следующие труды и пособия:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Примечание. Согласно Типикону, по кафизмах – седальны Триоди (по дважды) (см. Типикон, 11 июня). Полиелей. Величание апостолов и избранный псалом. Седален ап. Варфоломея по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди (см. по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостолов, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие апостолов. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира апостолов, глас 1-й: «Во всю землю...». Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), ап. Варфоломея на 4 и ап. Варнавы на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й, кондак и икос ап. Варнавы, глас 3-й; седален ап. Варфоломея, глас 8-й. «Слава» – седален ап. Варнавы, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Спасовы рачителие...» (см. в Неделю). По 6-й песни – кондак и икос ап. Варфоломея, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостолов (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника (по выбору; см. в Неделю). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и апостолов, глас 4-й – 3. «Слава» апостолов, глас 5-й: «Премудрость Божия...», «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Вся подает Дух Святый...» (см. на стиховне утрени). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь апостолов. Кондаки праздника, ап. Варфоломея и ап. Варнавы читаются попеременно. На Литургии блаженны ап. Варфоломея, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и ап. Варнавы, песнь 6-я – 4. Примечание. Допустимо блаженны на Литургии петь следующим образом: праздника (обоих канонов), песнь 1-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), ап. Варфоломея, песнь 3-я – 4, и ап. Варнавы, песнь 6-я – 4. При подобном распределении тропарей на блаженнах в богослужении сохраняется рядовая песнь канона праздника (Пятидесятницы).

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-25/

Даров во время «Достойно есть» (Типикон, гл. 59; 169 прав. Номоканона при Требнике). Правильно ли поступают те, которые в вечер великих двунадесятых праздников (или, что то же, по церковному исчислению времени суток, в навечерие дней, непосредственно следующих за двунадесятыми праздниками) на повечерии после канона поют вместо «Достойно есть» ирмос 9-й песни праздничного канона? В вечер двунадесятых праздников или в навечерие дней, непосредственно следующих за двунадесятыми праздниками, уставом не полагается петь на повечерии вместо «Достойно есть» ирмос 9-й песни праздничного канона (см. в Типиконе последование 9 сентября; см. последование 16 августа). Только в вечер недели Пятидесятницы, т.е. в навечерие понедельника Св. Духа, поется на повечерии канон Св. Духа, творение Феофаново, и по 9-й песни вместо «Достойно» поется ирмос тот же (см. последование в неделю вечера с Пятидесятницы). Заметки о совершении богослужения в храмовые праздники В храмовые праздники служба совершается со всенощным бдением. На бдении бывает лития и благословение хлебов. На утрени бывает полиелей, величание, чтение Евангелия, помазание верующих освященным елеем. Перед литургией совершается малое освящение воды. По окончании литургии совершается торжественный молебен с произношением многолетия и вечной памяти создателям храма (если, конечно, они умерли). Где исполняются в престольные праздники стихиры «на стиховне» – на клиросе или среди храма, там, где пелись стихиры литии? Молитвою «Владыко многомилостиве...» лития оканчивается – это есть как бы ее отпуст. А так как лишь о литии сказано, что для совершения ее «исходят в притвор», то по окончании ее, при пении стихир «на стиховне» священнослужители и «лики» переходят в храм, причем первые останавливаются у стоящего посредине клироса. Какое Евангелие читать на утрени в храмовый праздник -воскресное или храму? Евангелие храма. Это ясно прямо и обозначено в храмовых главах: 1, 5, б, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 24; хотя в некоторых храмовых главах, а именно: 3, 12, 19, 20, 33, 38, по-видимому, как бы предписывается читать на утрени Евангелие не храма, а воскресное, но это объясняется тем, что эти главы о чтении Евангелия особо не говорят, а просто указывают общий порядок совершения службы, если праздник случится в неделю (воскресение).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Предтечи на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й; седален Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие…» (см. в Неделю). Примечание. Типикон умалчивает о седальне Предтечи на «Славу», глас 4-й: «Пророче Божий…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 215) этот седален также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи. «Слава» ин светилен Предтечи, «И ныне» – светилен праздника (по выбору; см. в Неделю). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Предтечи, глас 5-й 4 (первая стихира – дважды). «Слава» Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу…», «И ныне» Триоди, глас тот же: «Царю Небесный…» (см. на стиховне утрени). Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени) и Предтечи, глас 5-й – 3. «Слава» Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Царю Небесный…» (см. на стиховне утрени). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык…». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондаки праздника и Предтечи читаются попеременно. На Литургии блаженны Предтечи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я 4. Примечание. Допустимо тропари на блаженнах петь следующим образом: блаженны праздника (обоих канонов), песнь 4-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и Предтечи, песнь 3-я (или 6-я) 4. При подобном распределении тропарей на блаженнах в богослужении сохраняется рядовая песнь канонов праздника (Пятидесятницы). На входе – «…спаси ны, Утешителю Благий…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак праздника.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Если воскресный день с самых первых пор стоял во главе недели, как день особенной радости, то Пасха самым естественным и последовательным образом является во главе целого года, как праздников праздник с предшествующею ей великою Пятницею, как днём смерти Христовой, и с сопровождающими её пяти десятью днями, замыкаемыми праздником Пятидесятницы. Сверх того, не совсем оставлено было празднование субботы 281 . Затем, теперь уже возбуждался вопрос о временя рождения И. Христа, стоявший без сомнения в связи с вопросом о праздновании дня Его рождения 282 . Таком образом центральные пункты, около которых группируется весь цикл христианских праздников, установились уже, и дальнейшее развитие христианского календаря является естественным следствием того движения церковного, которое все больше и больше возникало в третьем веке. Наконец, как-бы в противовес языческому культу героев теперь особенно выдвигаются дни памяти мучеников и исповедников, как воинов Христовых. Киприан в послании к своему клиру повелевает замечать дни их кончины, чтобы ежегодно освящать их общественным богослужением; а в другом месте говорит, что об исповедниках совершаются приношения, когда празднуются страдания мучеников. При таком настроении, понятно, не могли быть забыты мученики, пострадавшие прежде. Поэтому нет ничего естественнее, если день памяти первомученика Стефана является во главе этих праздников и, если в числе их упоминается уже Оригеном воспоминание Вифлеемских младенцев. Эти праздничные дни, вместе с днём воскресным, повторявшимся каждую неделю, казалось должны были удовлетворять религиозное чувство христиан, как быть может удовлетворяли до сих пор – чем объясняется как то, что до третьего века о праздниках не возбуждалось даже и вопроса в церкви 283 , так и то, что христиан упрекали в отсутствии праздников, так как язычникам, не знавшим относительно празднования всех дней от Пасхи до Пятидесятницы, три дня праздничных казались недостаточными, тем больше, что христианские праздники вовсе не представляли той пышности, какою отличались праздники языческие. Между тем, когда христиане стали равнодушнее к своей вере, когда на последнюю стали смотреть с мирской точки зрения, принимая во внимание не существо религии, а ея внешность, – христианские праздники перестали· удовлетворять их вкусу и они стали принимать участие в языческих торжествах, как мы уже видели. Упрекая их в этом, Тертуллиан напоминает им христианские праздники. «Если по легкомыслию вашему непременно нужны уже для вас праздники–говорит он–то разве мало их у вас? У вас их более, чем у язычников. Языческие праздники совершаются только один раз в год, а у вас воскресенье возобновляется чрез каждые семь дней. Пересчитайте все идолопоклоннические праздники в году, и вы увидите, что у них недостанет их для замены пятидесяти дней нашей Пасхи». 284

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете. Согласно книге Исход ( Исх.23:14-16 ), для древнего Израиля были установлены три важнейших праздника: праздник опресноков (в 15й день 1го месяца еврейского календаря), праздник жатвы первых плодов (через пятьдесят дней после Пасхи; также «праздник седмиц») и праздник собирания плодов (в конце года). В эти три праздника должен являться весь мужской пол твой пред лице Владыки , Господа твоего ( Исх.23:17 ). Праздник седмиц, к которому восходит Святая Пятидесятница, первоначально отмечался через семь недель после начала жатвы (Втор.16:9: Начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве ), затем семь недель стали отсчитывать от Пасхи. Определение точного дня праздника вызывало разногласия среди иудеев: так, саддукеи отсчитывали семь недель от первой субботы после первого дня Пасхи (при этом праздник всегда приходился на первый день после субботы); фарисеи считали, что под «субботой» подразумевается первый день Пасхи, т. е. 15 нисана, и отсчитывали семь недель от следующего дня — 16 нисана. В I в. по Рождестве Христовом позиция фарисеев возобладала. Во II в. по Рождестве Христовом с праздником седмиц в иудаизме стало соединяться воспоминание обновления Завета на Синайской горе через пятьдесят дней по выходе евреев из Египта. Эта ассоциация, возможно из иудейских источников, была известна церковным писателям (например, блаженному Иерониму, блаженному Августину 1 ). В раввинистической литературе праздник носит названия «седмиц», «завершающего собрания», «завершающего собрания Пасхи». Термин «Пятидесятница» в иудаизме не встречается, но известен по памятникам эллинистического иудаизма ( 2Мак.12:32 ; Тов.2:1 ; несколько раз упоминается в книге Иосифа Флавия «Иудейские древности»). В позднем иудейском богослужении традиционно используются, в частности, чтения: Исх.19 и 20 (о даровании закона на горе Синай), Чис.28:26—31 (здесь отражается древнее значение этого дня как праздника жатвы) 2 . В сирийском Лекционарии по рукописи Британской библиотеки из фонда Additional (Add. 14528) в числе чтений на Пятидесятницу указывается Исх.19:1 - 20:17 (возможно, это говорит о влиянии практики иудейского богослужения).

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010