Патриаршее служение в Неделю 18-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя. Фото: foto.patriarchia.ru Об ответственности власти перед Богом Стремление к самообогащению как высшей цели жизни, как и самодовольный социальный эгоизм, – противны христианскому мировоззрению. Превращение и капитализма, и марксизма в подобие новой квазирелигии – одинаково недопустимо. Долг Церкви – призвать тех, в чьих руках рычаги экономической власти, осознать свою ответственность перед Богом. Есть только один действенный способ преодолеть современный социальный и экономический тупик – руководствоваться словом Божиим везде, где у человека есть выбор или где он должен его отстаивать. О литургии он-лайн В самое тяжелое время пандемии, когда храмы нашей Церкви были закрыты, мы проводили трансляции богослужений, чтобы дать людям возможность молиться хотя бы у экранов своих компьютеров и телевизоров. Но такое положение было ненормальным и вызванным той исключительной ситуацией, в которой мы оказались. Как только появилась такая возможность – люди вернулись в храмы. Миссия Церкви в мире – хранить и возвещать Истину, совершать таинства, установленные Спасителем. О доброделании Любая дорога начинается с первого шага. Пусть этим первым шагом для предпринимателя станет осознанная помощь ближайшему храму, детскому дому, богадельне, Центру помощи молодым матерям и другим людям, которые находятся в далекой от нормы жизненной ситуации. Доброделание – это топливо, которое поддерживает огонь веры в сердце человека. О грядущем крахе общества потребления Но для капитализма есть «маленькая» проблема: эгоисты не размножаются. У них нет в этом никакой потребности. Количество потребителей неуклонно снижается, ведь даже при самом высоком качестве жизни – человек смертен. Таким образом, капитализму, который не умеет «производить людей», поощряя семейные ценности, приходится завозить новых потребителей извне. Эта нисходящая спираль, которая неизбежно закончится крахом. Ответы на вопросы журнала «Forbes France» 26 октября 2021 г.

http://pravoslavie.ru/142662.html

Что сказать о той суете, которую в бесчисленных видах, почти ежедневно, высылает на землю ад, что бы в Христианах подавить благодатные внушения о необходимости для приобретения вечного спасения, постоянно обновляться духом ума нашего и облекаться во Иисуса Христа всеусильным подражанием земной жизни Его, – облекаться в новаго человека, созданного no Богу в правде и преподобии истины ( Еф. 4:23, 24 )? Что сказать о тех прихотливых новостях, которые, будто поветрие, вторгаясь в дома, часто почти с основания превращают их, изменяют обычаи, вкусы, самые понятия об окружающих нас предметах, и отражаются на самой внешности людей? Но всего суетнее необузданное увлечение за утехами, наслаждениями и удовольствиями, с таким ненасытным желанием, как будто бы в них заключалась вся цель бытия нашего на земле! В чем же состоят сии забавы, наслаждения, удовольствия? To в слушании смехотворства каких-нибудь скоморохов, то в пресыщении, тο в превращении ночей на дни, и дней на ночи, то, грустно сказать, в посвящении драгоценных часов, назначенных Св. Церковью для общественного Богослужения и умилостивления Бога о наших прегрешениях, кружению в вихре суеты до изнеможения. Даже есть несчастные до того разжигающиеся жаждой наслаждений, что, желая утолить эту жажду, истощают душевные и телесные свои силы, наживают неисцеляемые болезни и преждевременно, в цвете юных лет, похищаются смертью. Подражая как умеют таким обычаям, люди низшего сословия, часто нуждающиеся в насущном хлебе, проводят в корчемницах целые дни в праздности, пьянстве и всяких непотребствах! При виде таких нравов праведная душа какого-нибудь блаженного Лота томилась бы мучительною ревностью ( 2Пет. 2:8 ) о славе Божией, оплакивая наше окаянство, тогда как нам самим следовало бы плакать о нашем порабощении суете, увлекающей нас в пагубу; следовало бы плакать тем более, что на самом деле по тесным обстоятельствам, все у нас горюют, жалуются, и справедливо, на тяжкие времена! И как не горевать, не сетовать, когда нашу страну снова поразило бесплодие, когда оскудение плодов земных снова угрожает голодом если не нам, то нашим ближним, которые доставляют нам хлеб насущный? А от чего? От того, что природа, порабощенная суете ( Рим. 8:20 ) еще грехом первого человека, что земля, обреченная из-за него проклятию и произращению вместо питательных плодов, терния и волчцев, обрекается еще большей суете и проклятию нашими произвольными грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

По другой практике, принятой, например, в Киево-Печерской Лавре, тропарь «Христос воскресе» в начале всенощного бдения, перед шестопсалмием, в начале и в конце Литургии поется один раз в алтаре священнослужителями и дважды на клиросе. Тропарь: «Христос воскресе» поется также в начале молебна, панихиды, крещения, отпевания и других служб. Читается тропарь «Христос воскресе» в начале всех прочих служб суточного круга: на вседневной вечерне, утрени, на часах, за исключением 6 часа, который, соединяясь с 3 часом, обычно начинается чтением «Приидите, поклонимся». Молитва «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Пятидесятницы. Седмичная утреня начинается с шестопсалмия (двупсалмие не читается). На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог» поются только после стихиры на стиховне великой вечерни, при этом на «Слава» поется стихира праздника. В конце стихир «Христос воскресе» поется только единожды, в заключение последней стихиры. В стихирах на хвалитех стихиры Пасхи не поются. На седмичных днях стихиры Пасхи также не поются. На воскресных всенощных бдениях «Воскресение Христово видевше» поется трижды. Это отличительная особенность Недель Цветной Триоди до отдания Пасхи по сравнению с Неделями по Пятидесятнице. В седмичные дни на утрене «Воскресение Христово видевше» поется (после кафизм) единожды. Канон Пасхи с богородичнами поется в соединении с каноном Недели в Неделю святых жен-мироносиц, а также в Недели о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К богородичным тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе» (3) в конце каждой песни не поется. На 9 песни пасхальные припевы не поются, 9 песнь поем сразу после 8 следующим образом. Ирмос: «Светися, светися», припев: «Христос воскресе из мертвых» и тропарь: «О Божественнаго, о любезнаго», затем припев и тропарь: «О, Пасха велия», богородичны тропари с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас», после них читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После канона – ексапостиларий Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

На каждый воскресный день установлено чтение не только Евангельского фрагмента, но и отрывка из Книги Деяний или Апостольских посланий. В период от Пасхи до Пятидесятницы читается Книга Деяний, затем Послания: Римлянам (с недели 2-й по неделю 7-ю по Пятидесятнице), Первое Коринфянам (недели 8–13), Второе Коринфянам (недели 14–19), Галатам (недели 20–22), Ефесянам (недели 23–27), Колосянам (недели 28–30), Первое Тимофею (недели 31–32). Таким образом, на воскресных литургиях в рамках апостольских чтений звучат фрагменты из восьми библейских книг. В современной практике крайне редко можно услышать на воскресной литургии проповедь, посвященную апостольскому чтению. И потому, к сожалению, столь важный библейский ресурс практически не используется современными проповедниками. Это приводит к тому, что рядовые прихожане также сравнительно мало внимания уделяют Апостолу. Для них воскресное библейское чтение – это прежде всего Евангельское зачало, в тени которого Апостольские послания остаются малозаметными. Конечно, проповеднику не нужно игнорировать Апостольские чтения. Избежать повторов и формализации воскресной проповеди можно как раз путем подготовки проповедей на чтение из Апостола. Например, можно последовательно несколько воскресений подряд произносить проповеди, посвященные той из книг апостола Павла, которая читается в этот период за богослужением. Такой цикл проповедей стоило бы предварить краткими сведениями об этой книге, о поводе к ее написанию и о ее главной теме. Чтения из Посланий апостола Павла, как правило, отличаются особой богословской глубиной. Они значительно труднее для понимания, нежели широко известные Евангельские тексты. Поэтому общедоступное их толкование крайне важно для рядовых прихожан. Произнося циклы проповедей на Павловы послания, священник должен стремиться формировать у прихожан целостное видение этих книг, давать слушателям ключ к дальнейшему самостоятельному их изучению. Иногда проповедники пытаются увязать в единое тематическое целое перикопы из Апостола и Евангелия. Но здесь нужно помнить, что тематическая связь между этими двумя отрывками объективно заложена лишь в воскресных чтениях великопостного периода, в дни праздников и дни памяти святых. В большинство же воскресных дней года прямая тематическая связь между Апостольским и Евангельским чтением отсутствует. И проповедник, стремящийся увязать их в единое целое, иногда рискует установить искусственную связь между двумя библейскими текстами. А это может повлечь за собой не раскрытие, а наоборот, затемнение смысла обоих отрывков или даже искажение их смысла. Поэтому проповеднику надо быть предельно внимательным при подготовке к таким проповедям. 5.3.3. Ветхий Завет в проповеди

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Все эти жизненные примеры показывают нам, что каждый может спросить самого себя: а как бы я поступил в этой ситуации? И если человек будет честно отвечать самому себе, то он почти точно повторит все то, что говорили люди, отказываясь идти на пир к господину, то есть на встречу с Самим Богом. А что же нам сделать для того, чтобы изменились наши жизненные приоритеты? Ведь они практически те же — проходят столетия и тысячелетия, а людям очень трудно эти приоритеты изменить. Но в этом может помочь переживаемое нами время, с которым нельзя сравнить ничего из того, что было в прошлом. Потому что наше время наполнено такими опасностями для человеческой жизни, для человеческой души, для человеческого спасения, каких не было в прошлом. Всегда оставалась какая-то привязка к вертикальному, то есть духовному, измерению человеческого бытия, а сегодня стремление к комфорту, к богатству, к власти разрушило этот вектор в сознании огромного количества людей. Эта замечательная притча дается нам, чтобы мы задумались о себе. Это притча о нас. Чтобы мы себя спросили: а мы где по отношению к Богу, а какое место Господь занимает в нашей жизни? Теоретически можно ответить: очень большое место, ведь я каждое утро встаю, лоб крещу, молюсь, в Бога верю. Но если поставить в ряд с другими жизненными приоритетами — на каком месте находятся отношения с Богом? Если честно отвечать самим себе, то окажется, что не на первом, не на втором, не на третьем месте, а где-то далеко, на периферии жизни. Но ведь каждый хочет спастись. Мы все верим в то, что придет Божественный суд и определит, где нам пребывать в вечности. Так вот, для того чтобы спастись, нужно правильно выстроить жизненные приоритеты. Невозможно спастись, если посещение храма — это 25-й пункт в повестке дня: все сделали, а уж потом, если есть время, схожу, тем более что праздник, народ соберется. Совершение добра ближнему — опять-таки не должно быть на пятом или десятом месте. Если у кого-то есть потребность в нашей помощи, в нашей поддержке, то все в этот момент должно быть отнесено на задний план, а в качестве приоритета должна быть мысль о том, как я могу этому человеку помочь. Должен сказать, что я встречался и встречаюсь с такими людьми — с теми, кто немедленно откликается на чужую беду. Удивительно — с ними всегда как-то светло на душе, спокойно, радостно. Причем среди них есть и очень богатые люди, и среднего достатка, и имеющие совсем немного, но ведь слова Божии универсальны, они для всех времен, для каждого человека. И действительно, ничто не должно нам помешать правильно выстроить приоритеты, главный из которых — это общение с Богом. От этого общения зависит жизнь наша здесь и жизнь в веке будущем. Поэтому посещение богослужений хотя бы в воскресные и праздничные дни — это не просто обычай, а это жизненно важный приоритет. Не ходим в храм, не молимся, не причащаемся Святых Христовых Таин — разрываем нашу связь с Богом. Какая же тогда надежда на спасение?

http://patriarchia.ru/db/text/6058013.ht...

Во главе церковного управления в старокатолическом обществе поставлен синод, который созывается епископом по соглашению с синодальным представительством ежегодно в неделю пятидесятницы или в случае крайней нужды и в другое время (§ 21), и в состав которого входят как духовные члены – епископ с синодальным представительством и всеми духовными лицами из старокатоликов, так и миряне – делегаты от каждой общины, по одному от 200 душ мужского пола, при чем общины, не имеющие этого количества душ, могут соединяться вместе для выбора общего делегата (§ 22). Все эти делегаты, являясь на заседание синода, должны представить особые удостоверительные грамоты (Legitimationskarten), которые выдаются им синодальным представительством (§§ 14–23). Самые заседания в синоде происходят под председательством епископа, а в случае вакансии епископской кафедры – временного правителя епархии или в крайнем случае под председательством особого лица, избранного синодальным представительством в звание исправляющего должность председателя (§ 24). В круг дел, подлежащих рассмотрению синода, входят: издание различных законов, исполнение приговоров по тяжким проступкам духовных лиц, разбор обвинений, взводимых на епископов, избрание их, избрание членов синодального представительства и экзаменаторов и наконец рассмотрение расходов, идущих на потребности всего старокатолического общества, Список всех этих дел, решаемых в синоде, приготовляет синодальное представительство (§ 25), которое поэтому не позже как за 14 дней до открытия синода принимает все прошения и жалобы, подлежащие рассмотрению последнего (§ 26). Сами решения производятся большинством голосов, при чем требуется абсолютное большинство; если же его составляет менее чем две трети синода, то решение дела отлагается до следующего синода, который и производит это решение опять большинством голосов (§ 30). Вторую инстанцию церковного управления в старокатолическом обществе по организации, данной этому обществу констанцским конгрессом, составляет епархиальное управление, во главе коего стоит епископ, обладающий у старокатоликов всеми правами и обязанностями, которые общее право (das gemeine Recht) присваивает епископу (§ 5), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   Вот, каково происхождение дней праздничных.    Праздники — это не дни праздности, праздношатайства, безделья, ничегонеделания, но дни праздные,то есть свободные от всяких житейских трудов, забот и попечений, с тем, чтобы можно было легче и всецело посвятить их Богу, это — дни святые - «святки», как их называли у нас в народе.    К сожалению и к несчастию для себя, утопающие в прелестях греховных люди, как это бывало и прежде, и как это особенно бывает теперь, все доброе и прекрасное, что установил Господь для нашего блага, для нашего спасения, извращают, коверкают и уродуют. Извращают на все лады, в ту или другую сторону.    Так, еще в ветхозаветные времена, евреи извратили смысл празднования седьмого дня — субботы, что видно так ярко из целого ряда случаев, когда Господь Иисус Христос совершал Свои дивные чудеса исцеления в субботу, а, в частности, из сегодняшнего евангельского чтения 27-ой недели по Пятидесятнице (Лк.13:10—17), в котором разсказывается, как начальник синагоги вознегодовал на Господа Иисуса Христа за то, что Он исцелил сгорбленную от тяжкого недуга женщину в день субботний.    Господь, возражая против такого неправильного понимания заповеди о субботнем покое, подчеркнул, что в седьмой день не только можно, но и должно творить дела милосердия и вообще — дела Божии. Седьмой день для этого и назначается    Но в то время, как евреи придавали ошибочно-преувеличенное значение заповеди о святости седьмого дня, думая, что в этот день нельзя делать даже добрых дел, современные христиане зачастую проявляют полное пренебрежение к святости седьмого дня, позволяя себе заниматься в этот день делами непохвальными и недозволенными и в обыкновенные, будничные дни, тем самым оскорбляя и оскверняя святость этого дня. Узко-материалистический эгоизм, служение страстям своим, вместо Бога, до того заели современного «христианина», что он даже и одного дня в неделю не желает посвятить Богу.    Как мало осталось в наше время христиан, которые считают своим святым долгом, своей радостной обязанностью каждый воскресный и праздничный день присутствовать в храме за Богослужением и искренно скорбят, если, по какой-либо неотложной нужде или по болезни, приходится пропустить праздничное Богослужение!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Была проделана огромная работа — и миссионерская, и культурная, образовательная. К страшному году революции, коренным образом изменившей жизнь нашего народа, Якутия подошла духовно сильной и зрелой. Сотни храмов, школы, семинария, православная интеллигенция, переводческая и издательская деятельность — все это ярко сияло на небосклоне Якутии как знаки культурного и духовного развития якутского народа. Но затем наступили страшные времена. Якутия оказалась одним из первых регионов, где были уничтожены все православные храмы, закрыты все церковные школы, ликвидировано духовенство. Все то, что создавалось на протяжении более чем 300 лет, было уничтожено. Однако в те годы происходило нечто иное, скрытое от глаз внешних наблюдателей. Уничтожалась церковная жизнь, уничтожалась полностью, без остатка. Но одновременно именно на эту землю прибыли сотни и тысячи православных людей, среди них десятки и сотни священнослужителей. Они прибыли как заключенные, в кандалах, в узах, их туда направили на медленную смерть. Но они молились там, нередко тайно совершая Божественную литургию. Они молились и о якутском народе, в большинстве своем принявшем этих людей радушно и сердечно, что вообще свойственно якутскому народу даже доныне — чистота сердечная, доброжелательность, гостеприимство. И тогда, когда были запрещены любые внешние проявления духовной жизни, в глубине, в недрах молитвы новомучеников и исповедников соединялись с народной жизнью. Верим, что последовавшее затем, в конце века XX, возрождение Православия имело своим духовным фундаментом не только ту огромную миссионерскую и культурную работу, которая была проведена начиная с века XVII до начала века XX, но и та скрытая духовная, молитвенная работа, которая совершалась на якутской земле через подвиг наших мучеников и исповедников. Мне удалось соприкоснуться еще с той, духовно разрушенной Якутией. В далеком 1971 году я приехал в Якутск и вошел в дом, который назывался храмом. Это было помещение барачного типа с полупрогнившими стенами, очень влажное внутри, с дурным запахом. Казалось, ударь по этим стенам, и они развалятся, а внутри старичок-священник совершал богослужение в присутствии не более чем 10 пожилых верующих женщин. Впечатление было тяжелое, но когда я представил, что совсем незадолго до этого в Якутии вообще не было ни одного храма, я возрадовался, взирая даже на этот слабый росток духовной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/2613446.ht...

Посмотрите на них вечером под субботу, посмотрите утром в субботу – что они делают в это время? Обыкновенно в своих домах занимаются молитвою, чтением Священного Писания и благочестивыми разговорами и молятся по своим синагогам. И уже только к вечеру в субботу увидишь Евреев, идущих или на прогулку или на работу. Это – истинное провождение праздников. Такому провождению праздников следует поучиться у них и нам – христианам. Посмотрим, что у нас делается по вечерам под праздники? Колокольный звон призывает ко всенощному Богослужению, но все ли внимают сему звону и идут в храм для молитвы? С горечью сердца нужно сказать: сравнительно очень и очень немногие. Что же делает эта большая часть из нас? Иные продолжают еще обычную свою работу или спешат окончить не оконченную в продолжение недели работу; другие заняты сбором на увеселье или уже отправляются на увеселенья в театр, клуб, в частные дома на вечеринки. Они, обрадовавшись, что завтра по случаю праздника им не идти на службу, на ученье, и спешат употребить более свободное время на удовольствия. Но, может быть, утро праздника проводится у нас как должно? Опять со скорбью нужно сказать, у многих из нас бывает не совсем так, как должно. Из людей рабочих многие просыпают раннюю обедню, веселившиеся с вечера просыпают и позднюю обедню. У иных идет работа и в праздник как в будни. И преимущественно по утрам праздников, особенно же (опять же, опять-таки), торговля: воскресные-то, например, дни у нас – и торговые дни. Иные же из нас, хотя и помолятся в Церкви за службами в праздники, но затем в эти дни предаются совершенному безделью, а многие – разгулу, даже греху, так что другой целую неделю столько не нагрешит, сколько нагрешит в один день праздника. Так ли, братие, должно нам проводить праздники? Так ли следует святить их по предписанию 4-й заповеди? Господь дает нам для работы и для невинных удовольствий в неделе шесть дней, а себе, или лучше, не «себе», а «нам же» – нашей душе, берет один день! А мы и его-то отнимаем у Бога и у своей души и отдаем своему телу и даже посредством грехов врагу Божьему и врагу своей души – дьяволу .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

29. Служебники, изданные в Москве до никоновской справы 166 Что же касается изданий московских служебников ‹…›, то изучение их текста любопытно и важно лишь в общей истории богослужения в нашей Церкви, но для выявления исторической судьбы современного нам текста чинов литургий эти издания (до 1650 года) не имеют никакого почта значения. Случайно выхваченный из множества разнообразных редакций в наших рукописях XVI и XVII в. и положенный в основу Московского служебника 1602 г. (editio princeps), чин Литургии продолжал варьироваться и принимать то или иное изложение по личному воззрению московских справщиков и лиц, причастных Московскому печатному двору 167 . За всё время первой половины XVII века Служебник наш даже не отделился от Требника, заключая в себе множество чинопоследований и молитв, сделавшихся потом достоянием исключительно этой последней книги. Резкое сравнительно различие в тексте чинов Служебника можно наблюдать лишь в издании его 1623 года и последующих за ним, когда текст этот, очевидно, подвергся серьёзному пересмотру. С 1650 года Служебник начинает отделяться от Требника и получает своё определённое более или менее содержание 168 . В этом издании от Требника взяты: «Чин, како подобает пети молебен за всяко прошение», «Последование освящению воде августа в 1 день» и «Последование о еже како подобает пети о усопших по отпущении вечерни». Издание 1652 года, в «первое лето патриаршества отца его (то есть государя) и богомольца в духовном чину Великаго господина святейшаго Никона», датируется так: «Первое напечатано бысть в лето осмыя тысящи 159-е» 169 . Появившееся в свет после соборного определения патриарха Иосифа, митрополитов Новгородского Никона, Ростовского Варлаама и Сарского Серапиона, архиепископов, архимандритов, игуменов и всего Священного собора «еже бы в церкви чести и пети чинно и не мятежно», издание Служебника 1651 года было шагом вперёд в деле задуманной реформы книжного исправления. В состав Служебника попадают «покаянныя» молитвы, особенности богослужений и, в частности, чинов литургий в пасхальную неделю, чин вечерни пятидесятницы и 10 благодарственных молитв по Святом причащении. Нам известен корректурный экземпляр этого Служебника (Типографская библиотека, 6623 ‹РГАДА БМСТ/СПК 4905›), в котором в числе пометок справщиков находятся следующие замечания: «даровати в греч‹еском›» вместо «и послати», «в гре‹ческом› до милости» вместо «о милости» в сугубой ектенье 170 . Здесь же исправлены и следующие недосмотры предыдущих изданий и, в частности, издания 1651 года: «Молитва о готовящихся ко Св. причащению» на «ко Св. просвещению», «Елицы ко просвещению приступите» на «изыдите», а относительно ектеньи: «Елико оглашении изыдите» замечено: « справиться с греческим» и другою рукою июля 160 года написано: «справился чисто – приступите» 171 . На возглас диакона «Со страхом Божиим» прибавлено: «клирицы поют: „Благословлю Господа“» в литургии преждеосвященных даров и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010