Вот, например, избранный псалом «в неделю Пятидесятницы». «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс. 18:2 ), духом уст Его все воинство их ( Пс. 32:6 ). С небес смотрит Господь, видит всех сынов человеческих ( Пс. 32:13 ). Пред лицем Его огнь пожирающий, вокруг Его сильная буря ( Пс. 49:3 ). Горящие угли сыпались от Него, Он наклонил небеса и сошел ( Пс. 17:9–10 ). От блистания перед Ним исчезли тучи ( Пс. 17:13 ). Вспомнятся и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все языческие народы. Свидетельство Господне верно, умудряет простого ( Пс. 18:8 ). Земля тряслась, а небо таяло от лица Бога, и сей Синай от лица Бога ( Пс. 67:9 ). Благотворный дождь проливал Ты, Боже, и когда изнемогало наследие Твое, Ты подкреплял его ( Пс. 67:10 ). Ты сделаешь их властителями всей земли. Звук их проходит по всей земле, и слава их до предела вселенныя ( Пс. 18:5 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются и обновляешь лице земли ( Пс. 103:30 ). Дух Твой благий да руководствует меня по стезе прямой ( Пс. 142:10 ). Сотвори мне, Боже, чистое сердце и дух правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Дух владычественный да подкрепит меня ( Пс. 50:12–14 ). Господь дает слово: провозвестниц великое множество ( Пс. 67:12 ). Господь дает силу народу своему, Господь благословит народ свой миром». Ясно, что здесь выбраны все места из псалмов, в которых говорится о Духе Святом. Кроме того, образно указывается на сошествие его на апостолов: «огонь, сильная буря, потрясение земли» и т. п., ясно указывают на следующие слова: «и бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И явишася им разделени языцы, яко огненни» и т. п. ( Деян. 11,2. 3 ). Благотворный дождь указывает на благодатные действия его сначала на апостолов, а потом на всех верующих. Требование «сердца чистаго и духа праваго» – условие к принятию его и пр., и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Духовный смысл брачной одежды Мы много раз читаем и перечитываем Евангелие, слушаем его в храме, знакомы и с толкованиями. В домашнее молитвенное правило каждого христианина обязательно должно входить и чтение Священного Писания Нового Завета. Однако часто случается, что чтение Евангелия не производит должного впечатления на нашу душу. 13 сентября, 2009 Мы много раз читаем и перечитываем Евангелие, слушаем его в храме, знакомы и с толкованиями. В домашнее молитвенное правило каждого христианина обязательно должно входить и чтение Священного Писания Нового Завета. Однако часто случается, что чтение Евангелия не производит должного впечатления на нашу душу. Ново-Тихвинский монастырь Слово в неделю 14-ю по Пятидесятнице о необходимости покаяния для христианина (Евангелие от Матфея, 89 зачало, глава XXII, стихи 1-14) Мы много раз читаем и перечитываем Евангелие, слушаем его в храме, знакомы и с толкованиями. В домашнее молитвенное правило каждого христианина обязательно должно входить и чтение Священного Писания Нового Завета. Однако часто случается, что чтение Евангелия не производит должного впечатления на нашу душу. Апостол Павел говорит: «не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2, 13). А апостол Иаков пишет: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Иак. 1, 23–24). Действительно, Священное Писание должно быть для нас зеркалом. Мы должны рассматривать в нем свое душевное состояние, сравнивать его с требованиями Евангелия и исправлять те изъяны, которые в себе видим. Однако к сожалению, мы так сильно подвержены действию своих страстей, что чтение Евангелия или святых отцов, научающих нас жить по Евангелию, служит нам, как это ни странно, поводом для того, чтобы осуждать и презирать других людей. Евангельская притча, которая читалась за сегодняшним богослужением, обращена к людям, не принявшим проповедь слова Божия, отвергшим пришедшего в мир Христа Спасителя. Это, прежде всего, иудеи, ибо сначала слово Божие было обращено к ним, и в первую очередь ради них Господь наш Иисус Христос явился в мир. Это можно отнести и ко всем тем, кто по Промыслу Божию тем или иным образом столкнулся в своей жизни с христианскими истинами, но пренебрег ими и даже встретил их враждебно. Итак, в первой части притчи говорится о том, как обличаются люди, которые отвергают истину. Мы считаем, что к нам это обличение совершенно не относится.

http://pravmir.ru/chto-znachit-brachnaya...

Иерей Михаил Браверман , Санкт-Петербург Евангельское чтение в 26 неделю по Пятидесятнице Лк; 31 зачало, 18:27 Вопрос и ответ В то время, когда множество людей, следуя за Господом, просят у него знамений и чудес, помощи и исцеления в болезнях, некто (у Луки он – «начальствующий», у Матфея – «богатый юноша») вдруг спрашивает Господа о самом главном – о жизни вечной. – Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? – Никто не благ, как только один Бог, – возражает Господь, не принимая титула «Благого» из уст юноши, потому что юноша-то как раз и не знает, что перед ним воплотившийся Господь Бог. И отвечая, Господь ссылается на заповеди: «Не прелюбодействуй, не убивай, не лжесвидетельстуй, почитай отца твоего и мать твою» – на те, которые, Бог дал человеку, чтобы он жил по-человечески, и которые говорят об отношении людей друг к другу. Юноша отвечает, что все это он «соблюдал от юности своей», то есть, что так он и живет. И вот тогда, как замечает евангелист Марк, Иисус, «взглянув на него, полюбил его» – полюбил этого чистого сердцем человека, который искал самого главного и спрашивал о том, что есть «единое на потребу». Но то, что юноша услышал в ответ, он не смог исполнить: – Одного тебе недостает, – говорит Господь, – продай все, что имеешь, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах. Приходи и, взяв крест свой, следуй за мною. Юноша не мог понести этих слов. Христос предлагает юноше стать Своим учеником! Но юноша очень богат и не готов расстаться с большим имением. И, опечаленный, он отходит. Когда мы читаем об этом, нам очень хочется думать, что этот человек, которого «полюбил Господь», узнав потом о Воскресении Христа, стал все-таки учеником Христовым. Как стали христианами те, кто при жизни Спасителя колебался, или как те, что сначала являлись лишь тайными Его последователями, или как те, что, через века услышав евангельский призыв Господа, последовали за Ним. Как святой Антоний Великий, который, послушав в церкви на богослужении эту историю, поступил именно так, как сказал в ней Господь: оставил все и ушел в пустыню, став родоначальником пустынножительного монашества.

http://zavet.ru/a/rss_1289930455.html

Лето Господне благоприятное Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день церковного новолетия Иеромонах Ириней (Пиковский) «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк 4:18-19). Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:04 мин. Размер 7.3 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! День 14 сентября по новому стилю, или 1 сентября по старому стилю, мы по церковной традиции обозначаем как Новолетие, проводы старого и начало нового года. Эта дата пришла на Русь из Византии, в которой каждые 15 лет 1 сентября, по окончании уборки урожая, собирали налог, чтобы обеспечить государственное пособие отставным военным, служившим в армии по 15 лет. На Руси Новолетие стало церковно-государственным праздником с 1492 года. И несмотря на то, что Петр I в 1700 году перенес гражданское празднование Нового года на 1 января, в церковном календаре Новолетие свою привязку к 1 сентября сохранило. Однако это празднование в настоящее время уже не имеет никакой связи ни с армией, ни с государственным налогом. Смысл богослужения в Новолетие связан с проповедью Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Спаситель сказал, что Он пришел «проповедывать лето Господне благоприятное» (см.: Лк. 4: 16–22). Выражение «лето Господне благоприятное» в ушах древних иудеев воспринималось как ссылка на «субботний год» или на год «Юбилейный», когда рабам-евреям даровалась свобода и можно было за выкуп вернуть землю разорившихся собратьев (см.: Исх. 21: 2; Втор. 15: 12–18; Лев. 25). Для пророков Юбилейный год – год прощения и освобождения от рабства (см.: Иез. 46: 17; Иер. 34: 8). Раб для древних людей – это бесправное существо, собственность господина своего. Раба можно было купить и продать за деньги (см.: Исх. 21: 32). И хотя у евреев законы о рабах были мягче, чем у язычников, однако и евреи-рабы зависели от произвола своих хозяев-соплеменников. По Псалтири, раб или рабыня «следили» за рукой господина или госпожи, ожидая милости (см.: Пс. 122: 2). Работая под палящим солнцем, раб, по книге Иова, «жаждал тени, как наемник ждет окончания своей работы» (Иов 7: 2). Даже и в наши дни выражение «рабский труд» носит оттенок изматывающей работы без отдыха при тяжелых условиях. А по современному Уголовному Кодексу, рабство – это принудительный труд, от выполнения которого человек по не зависящим от него причинам не может отказаться (ст. 127 УК РФ).

http://pravoslavie.ru/73597.html

Намерением Павла было прибыть в Иерусалим к дню Пятидесятницы ( Деян. 20:16 ). После окончания праздника опресноков до нее оставалось всего шесть недель. Поэтому надо было торопиться. Пять дней занял путь по морю до Троады, неделю Павел провел r Троаде. Когда он отправился в дальнейший путь, до Пятидесятницы оставалось четыре недели. Под конец пребывания Павла в Троаде произошло чудо, о котором Лука посчитал нужным рассказать подробно: В первый же день недели (ν δ τ μι τν σαββτων). κογда ученики собрались (συν­ηγμνων μν – букв. «когда мы собрались») для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались (ν τ περ ο μεν συν­ηγ­μ­νοι), было довольно светильников. Bo время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились ( Деян. 20:7–12 ). Событие происходит в тот момент, когда община собралась для преломления хлеба, то есть для совершения Евхаристии. До настоящего момента мы не встречали никаких упоминаний о Евхаристии в рассказе Луки о путешествиях Павла; преломление хлеба упоминается только в связи с иерусалимской общиной ( Деян. 2:42:46 ). Здесь же мы читаем о том, что Павел возглавлял совершение Евхаристии: на это указывает выражение «преломив хлеб и вкусив». Данное упоминание является важным дополнением к тому, что мы узнаем о религиозной практике Павла: продолжая соблюдать иудейские праздники (опресноки, Пятидесятницу) и посещать синагогу по субботам, он по воскресеньям возглавляет евхаристические собрания в домах христиан. Его жизнь, таким образом, определяется не только иудейским календарем, но и еженедельным ритмом Евхаристий (это подтверждается и упоминанием ο возглавлении Павлом евхаристического богослужения в Деян. 27:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Праздник известен с конца IV — начала V Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Обряд и гимнография В годовом богослужебном круге православной церкви День всех святых является пограничным: Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна) В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал») Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»)

http://pravicon.com/info-2006

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Для спасения недостаточно одной веры 30 августа 2020 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На Литургии, на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19. 26), – сказал Господь Иисус Христос, когда Его спросили о спасении, о том, как человек может спастись. Словам этим предшествовала беседа Сына Божия с человеком, который у Него спросил, какие нужно исполнять заповеди, чтобы наследовать спасение и жизнь вечную. Господь ему ответил: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать» (Мф. 19. 18-19), – то есть перечислил основные заповеди ветхозаветного закона. Но человек спросил снова: «Чего еще недостает мне?» (Мф. 19. 20). И когда Господь сказал: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19. 21), юноша этот, у которого было много имущества, денег, с печалью отошел от Него, ибо услышал не то, что хотел. То, что сказал ему Христос, превышало его человеческие силы. Даже ученики Господа, услышав Его слова, изумились и, недоумевая, спросили: «Так кто же может спастись?» (Мф. 19. 25), если для того, чтобы спастись, нужно раздать все свое имение, превратиться в нищего.

http://mospat.ru/ru/news/45424/

Псалом избранный, поемый в Неделю 2ю по Пятидесятнице: 1 лик: Благо есть исповедатися Господеви и пети Имени Твоему, Вышний, возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь.  /Ублажаем вас:  2 лик: Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его.  1 Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят.  2 Великолепие славы святыни Твоея возглаголют и чудеса Твоя поведят.  1 Память множества благости Твоея отрыгнут и правдою Твоею возрадуются.  2 Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром.  1 Яко благоволит Господь в людех Своих и вознесет кроткия во спасение.  2 Возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое.  /Ублажаем вас:   1 Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.  2 Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их.  1 Изочту их, и паче песка умножатся.  2 Уведите, яко Господь, Той есть Бог наш, Той сотвори нас, а не мы, мы же людие Его и овцы пажити Его.  1 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими.  2 Милость же Господня от века и до века на боящихся Его.  1 Боящиися Господа уповаша на Господа, Помощник и Защититель им есть.  2 Радуйтеся Богу, Помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю.  1 Возрадуемся о спасении Твоем и во Имя Господа Бога нашего возвеличимся.  /Ублажаем вас:  2 Господь утверждение людей Своих и Защититель спасений Христа Своего есть.  1 О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам.  2 Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело.  1 О Бозе похвалимся весь день, и о Имени Твоем исповемыся во век.  2 Земля даде плод свой, благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли.  1 Спаси ны, Господи Боже наш, и собери ны от язык исповедатися Имени Твоему святому и хвалитися во хвале Твоей.  2 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века, и рекут вси людие: буди, буди.  /Ублажаем вас:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

То же самое внушает он и всем другим, считая за одно и то же и свободу, и рабство перед Богом. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов ( 1Кор.7:21-22 ). Об одном заботится духоносный проповедник христианской свободы — не делайтесь рабами человеков ( 1Кор.7:23 ). Так пишет он, сам уверявший, что поработил себя всем. Когда работаешь Богу или людям ради Бога, то это свобода. Но когда работаешь людям ради людей, то это рабство. Таков окончательный вывод из учения апостольского о свободе нашей перед Богом. К свободе призваны вы, братия, — говорит апостол, — только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти ( Гал.5:13 ). Аминь. Слово в Неделю всех святых Размышляю о днях древних, о летах веков минувших Пс.76:6 Кто путешествовал, и особенно — далеко, тот знает, как отрадны и вожделенны те минуты, в которые он опять видит себя дома. С какой любовью, с каким утешением воспоминает он путь свой! Чего не перемыслит, чему не поучится при этом, как бы вторичном странствовании! В настоящий день мы представляем собой, братия, именно таких путешественников. Сегодня оканчивается в Церкви ряд так называемых подвижных, или переходящих, праздников ее, или время Триоди, т.е. время, в которое при церковных богослужениях употребляется книга трипесничных канонов. Это время, начавшееся за три недели перед Великим Постом и оканчивающееся настоящим днем, своими восемнадцатью седмицами объемлет самые торжественные дни богослужения Православной Церкви и разделяется всерадостным днем Воскресения Христова на две половины, называемые обыкновенно четыредесятницею и пятидесятницею. По благодати и милости Божией мы сподобились пройти как ту., так и другую половину триодного пути и теперь возвращаемся к времени обычного церковного песнопения. Остается и вам, подобно путешественникам, окончившим свое далекое странствование, теперь заняться на досуге — в утешение и назидание себе — обзором совершенного нами пути.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Церковь еще никому вреда не принесла! Нужно посещать богослужения всей семьей, поучаться в ней и старым и малым. Церковь нужно любить! Аминь. О проповеди слова Божия и притче о сеятеле (Поучение в Неделю 21-ю по Пятидесятнице) 18 ноября 1949 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В 8-й главе Евангелия от Луки говорится, что Господь наш Иисус Христос проходил сквозе грады и веси, проповедуя и благовествуя Царствие Божие ( Лк8,1 ). И слова эти, раз за разом читаемые, раз за разом же и обличают нас, служащих Господу, взывая к нам: вот что нужно в первую очередь делать нашим пастырям – ходить по городам и весям и благовествовать повсюду Царствие Божие, как это делал и Сам Господь, и Его ученики-апостолы. Ведь это и есть главное дело наше – благовествование миру о Царстве Божием, ибо на этой благой, евангельской вести прежде всего и зиждится спасение людей, уготованное им Господом. Такая апостольская проповедь явилась бы для наших пастырей подлинным подражанием Христу – подражанием, спасительным и для ближних, и для тех пока, может быть, «дальних», но которых духовно могло бы пробудить принесенное им пастырями слово Христово. Такое подражание Господу в духовном учительстве, в смиренной проповеди евангельских истин тем более стало бы спасительным и для самих же пастырей-проповедников... Этим они и должны бы гореть! Но что же сказал о такой проповеди Царства Божия Сам Господь наш Иисус Христос? Ответ на этот вопрос и дается нам в упомянутой главе Святого Евангелия. Как повествуется здесь, в то время, когда Иисус проповедал по градам и весям, за Ним следовали двенадцать апостолов, а также и женщины – или благодарные Ему за исцеления от злых духов и болезней (вспомним, например, о Марии Магдалине, из которой Господь изгнал семь бесов), или же просто из благоговения и любви служившие Ему имением своим ( Лк8,3 ). Тем самым все они содействовали проповеди Господней. И вот однажды, когда на пути Божественного Учителя вокруг Него собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею ( Лк 8,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010