По окончании богослужения состоялось наречение архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. Затем, обратившись к собравшимся в храме, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я рад, что Господь привел меня в этот день в прославленную Дивеевскую обитель, чтобы вместе с вами совершить память 20-летия обретения мощей святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, великого чудотворца и молитвенника за землю нашу. И ныне, обращаясь к нему с молитвой, мы в сердце своем имеем заботу о Церкви нашей, о народе нашем, о том, чтобы вера и благочестие сохранялись в жизни людей… Будем сердечно просить святого угодника Божия, чтобы он приклонил милость свою к стране нашей, чтобы он приклонил милость и к этой земле, ныне жестоко страдающей от засухи. Пусть Господь хранит вас и Покров Пречистой Царицы Небесной ограждает от всякого зла». 1 августа, в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Богослужение совершалось на престоле под сенью на соборной площади монастыря, у раки с честными мощами преподобного Серафима Саровского, а также в алтаре Спасо-Преображенского собора. По окончании Литургии было совершено славление преподобному Серафиму Саровскому. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. По окончании богослужения Патриарх Кирилл поздравил верующих с праздником. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в знак благодарности вручил Святейшему Патриарху предносной крест, панагию, наперсный крест и подсвечник. Настоятельница обители игумения Сергия (Конкова), поблагодарив Предстоятеля за молитвы в святой обители в день памяти преподобного Серафима, преподнесла ему заздравную просфору и икону основательницы обители игумении Александры (Мельгуновой), написанную дивеевскими сестрами. Святейший Патриарх Кирилл вручил архиепископу Георгию панагию, а в дар обители передал икону Божией Матери «Утоли моя печали».

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

Преосвященнейший Игнатий сердечно приветствовал владыку Мелетия, посетившего обитель в знаменательный день освящения Сретенского храма, а также архимандрита Сергия (Райаполви) и в его лице - братию и паломников, прибывших из Финляндии в Коневскую обитель. Архимандрит Исидор (Минаев) , в пришлом - настоятель Коневского монастыря, был удостоен ордена преподобного Арсения Коневского III степени. Во внимание к усердным трудам по возрождению Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Преосвященнейший Игнатий вручил Архиерейские награды ряду сотрудников ПАО " Роснефть " . Епископ Рославльский и Десногорский Мелетий приветствовал Преосвященнейшего Игнатия, наместника, братию и паломников, поздравив молящихся с праздником и отметив знаменательность дня освящения Сретенского храма: " Это итог трудов и в то же время - побуждение к дальнейшей жизни по заветам преподобного Арсения, к трудам не только по возрождению обители, но и трудам на ниве молитве. Каждый приходящий сюда может и принести Богу покаяние, и присоединиться к единой православной молитве о мире. Пока молитва не угаснет, Господь будет хранить и этот мир. Желаю Вам, дорогой владыка Игнатий, чтобы Господь и дальше даровал Вам силы на молитвенное предстояние Ему и на управление обителью " Архимандрит Сергий (Райаполви), настоятель Ново-Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, поздравил Преосвященнейшего Игнатия от имени братии с праздником дня Коневской иконы, а также наместника монастыря игумена Александра (Арва) с возведением в сан архимандрита. Он отметил, что молитва во время освящения Сретенского храма стало большой духовной радостью для него и для паломников, приехавших из Финляндии на праздник. Отец Сергий выразил радость о братских отношениях, которые долгие годы продолжают связывать братию Коневской обители и Ново-Валаамского монастыря. На молитвенную память о.Сергий передал владыке Игнатию список иконы Божией Матери " Сладкое лобзание " . Многие паломники приехали в островную обитель, чтоб помолиться за архипастырским богослужением и поклониться чудотворной иконе. После богослужений для богомольцев была проведена праздничная трапеза.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Прямо во дворце находилась домовая Вознесенская церковь. И.Ф. Богданович выхлопотал для Штерич у церковного руководства право на устройство церкви в её доме. Синод, приняв во внимание чин покойного мужа Параскевы Михайловны, отдалённость усадьбы от приходского Спасо-Преображенского собора в Сумах, а также невозможность добраться до него во время регулярных весенних розливов Псла, 25 июня 1795 года издал соответствующий указ. Помещица выделила для будущей церкви, ориентированной на восток, комнату на втором этаже своего дома длиной 12 метров и шириной 7 метров. Убранство храма было богатым. Позолоченный одноярусный иконостас состоял из шести образов, здесь был полный набор праздничных икон и богослужебных книг. Для совершения богослужений Штерич имела заштатного священника, который жил в её доме. Домовая церковь в имении была освящена в честь Вознесения Господня, а первая литургия в ней была совершена 10 апреля 1797 года. В 1812 году П.М. Штерич умерла. После её смерти село Басы перешло во владение к её родному брату - надворному советнику Андрею Михайловичу Донцу-Захаржевскому. Он намеревался поселиться в этом имении и просил церковное руководство оставить домовую церковь, которая по существующим тогда правилам в том же году была закрыта. К этой просьбе присоединился помещик И.Ф. Богданович, стараниями которого храм в свое время открывался. Но на этот раз было разъяснено, что домовые церкви разрешается иметь только знатным особам, которыми признаются лица не ниже полковничьего чина. В 1820 году имение перешло к дочке А.М. Донца-Захаржевского - Надежде Андреевне, которая состояла в браке с поручиком Иваном Дмитриевичем Похвисневым. Ей удалось добиться восстановления Вознесенской церкви, несмотря на то, что по чину мужа она не имела на это права. 16 марта 1824 года, после 12-летнего перерыва, в Вознесенской церкви в Басах состоялось богослужение. В начале 1886 года имение было продано вдове В.П. Гамалей, родной правнучке гетьмана Левобережной Украины (1708-1722) Ивана Ильича Скоропадского. Новая владелица, получив от епархиального руководства разрешение на продолжение богослужений в Вознесенской церкви, отремонтировала её, как и предшественники, помня не тольки про собственные потребности, но и про духовные потребности жителей Басов, которых в 80-е годы XIX века насчитывалось около 600 человек.

http://sobory.ru/article/?object=45335

РПСЕ в Латвии объединяло рус. национальное меньшинство верующей молодежи и работало на благо правосл. Церкви, готовило защитников Церкви и веры от материализма и атеизма, организовывало молодежные кружки, лекции, доклады и дискуссии. Деятельность «Единения» всегда проходила с благословения иерархов правосл. Церкви. Оформление латв. орг-ции утвердил I съезд РСХД в Прибалтике, который состоялся 1-7 авг. 1928 г. в Преображения Господня женской пустыни, рижского Сергиева во имя Святой Троицы женского монастыря . В работе съезда приняли участие 40 представителей латв. кружков, 16 депутатов из Эстонии, 4 - из Франции, 2 - из Литвы, по 1 - из Брюсселя и Львова. На съезде присутствовали Рижский и всей Латвии архиеп. Иоанн (Поммер) , прот. Иоанн Янсон, прот. Кирилл Зайц, В. В. Зеньковский, диак. Л. Н. Липеровский, Л. А. Зандер , Г. Кульманн и др. 30 авг. 1928 г. в Риге была утверждена программа религиозно-педагогической работы РПСЕ: изучение истории христ. Церкви, Свящ. Писания, правосл. богослужения. В соответствии с уставом членом орг-ции мог стать студент или учащийся среднего учебного заведения правосл. вероисповедания, не моложе 18 лет. Высшим руководящим органом считалось общее собрание, исполнительным органом - правление во главе с председателем. Председателями РПСЕ в Латвии в разные годы были: Н. П. Литвин (в 1928-1930, 1932-1934), В. В. Косинский (в 1931), Б. В. Плюханов (в 1934). Работа движения велась в кружках. В 1930 г. в состав РПСЕ входили: «Студенческий кружок во имя св. апостола и евангелиста Иоанна», «Библейский кружок в честь Креста Господня», «Кружок по изучению церковной истории им. проф. В. В. Болотова», «Кружок по изучению русской культуры», «Кружок в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»», «Литургический кружок», «Кружок по изучению жизни и трудов ап. Павла», «Апологетический кружок», «Кружок в честь праздника Покрова Божией Матери», «Кружок во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии», «Кружок изучения иконописи», «Религиозно-педагогический кружок», «Кружок во имя жен-мироносиц».

http://pravenc.ru/text/Русского ...

Чем больше с течением времени обогащалось христианское богослужение различного вида молитвословиями и песнопениями, тем больше и разнообразнее оказывался состав молитв отпуста. Особенное разнообразие наблюдалось в части литургийных молитв отпуста, или, что то же, заамвонных. В Евхологионе (так называется в Греческой Церкви богослужебная книга, представляющая наши русские Служебник и Требник вместе взятые) библиотеки Синайского монастыря святой великомученицы Екатерины 958. Х в.), содержатся особые заамвонные молитвы на праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения Господня, на Крестопоклонную Неделю Великого поста, на Благовещение Пресвятой Богородицы, на Лазареву субботу, Неделю ваий и Великую Субботу, на Святую Пасху, Вознесение и Пятидесятницу, на Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Обрезание Господне, наконец, общая на память апостолов и пророков и общая мученикам (Дмитриевский А.А., проф. Описание литургических рукописей. Т. II Евхологион. Киев, 1901. С. 21—23). Но это еще не все молитвы отпуста Литургии. Преосвященный Порфирий (Успенский) в своем «Первом путешествии в афонские монастыри и скиты» приводит еще молитвы для второй Недели Великого поста, для Недели Антипасхи и на «празднества», очевидно, послепасхальных воскресений (Киев, 1877. Ч. II. Отд. I. С. 458—461). Один грузинский Евхологион кроме вышеупомянутых молитв содержит еще молитвы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, на Великий Четверг, на Преполовение, Рождество Богородицы и Воздвижение Креста Господня, а из праздников святых — особую молитву на память святого первомученика Стефана и ряд «всегдашних» молитв, то есть молитв, читавшихся в те дни, когда не было положено нарочитых молитв (Кекелидзе К.С., прот. Литургические грузинские памятники. Тифлис, 1908. С. 154—156). Упомянутые молитвы читались иереем в конце Литургии, поскольку Литургия завершала собой весь круг суточного богослужения, посвященного тому или иному празднику. Что же касается молитв отпуста вечерни и утрени, то это были одни и те же молитвы для всех служб года — праздничных и вседневных. В конце вечерни читалась молитва «Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие...», а в конце утрени — «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя...». Первая из этих молитв — это теперешняя седьмая светильничная молитва (светильничными молитвами называются молитвы, читаемые тайно священником в начале вечерни), а вторая находится теперь в составе 12 утренних молитв, которые иерей читает тайно во время шестопсалмия. Еще в XIV веке эти две молитвы не входили в указанные группы молитв, а читались в конце богослужения, перед главопреклонной молитвой, и каждая из них обозначалась в Служебниках как «молитва отпустная» (Описание славянских рукописей бывшей Московской Синодальной библиотеки. М., 1869. Отд. III. Ч. I. С. 139, 142).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3750...

17 августа паломники прибыли в город Караганду, где их встречал секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Фрейганг. В рамках визита гости посетили Введенский кафедральный собор, где поклонились мощам последнего Оптинского старца — преподобноисповедника Севастиана Карагандинского. Состоялась встреча с епископом Карагандинским и Шахтинским Севастианом , который рассказал членам делегации о жизни епархии, а после общения показал паломникам строящийся Троице-Севастиановский собор. 19 августа, в праздник Преображения Господня, паломники приняли участие в богослужениях в Богородице-Рождественском женском монастыре Караганды. В этот же день они пообщались с учеником преподобного Севастиана — духовником монастыря архимандритом Петром (Горошко), посетили музей жертв политических репрессий в поселке Долинка и Мамочкино кладбище. В ходе поездки паломническая группа встретилась с выпускниками Карагандинского филиала Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 20 августа состоялась встреча членов делегации с ректором Карагандинской академии «Болашак» К.Н. Менлибаевым. Одним из приоритетных направлений частного учебного заведения является сбор и изучение данных о репрессированных в годы советской власти. В ходе беседы протоиерей Владимир Воробьев рассказал об исследовательской деятельности преподавателей и студентов ПСТГУ в области истории XX столетия. В свою очередь К.Н. Менлибаев поделился сведениями о научно-просветительской работе возглавляемого им университета. В этот же день паломническая делегация прибыла в город Алма-Ату. В Южной столице Казахстана гостей сопровождал секретарь комиссии Митрополичьего округа по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов). В рамках визита ректор, сотрудники и преподаватели ПСТГУ побывали в Вознесенском кафедральном соборе, в Духовно-культурном центре имени митрополита Иосифа (Чернова), Иверско-Серафимовском женском монастыре, Никольском соборе и Покровско-Всехсвятском храме. Состоялась встреча с управляющим делами Православной Церкви Казахстана епископом Каскеленским Геннадием . В ходе беседы обсуждались перспективы сотрудничества между Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и Алма-Атинской православной духовной семинарией .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5490895...

27 августа делегация Коптской Церкви посетила Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер и побывала в Богородицком Житенном женском монастыре в Осташкове. В Житенной обители состоялось теплое общение гостей с настоятельницей игуменией Елисаветой (Евдокимовой) и сестрами. Матушка рассказала гостям об истории и современной жизни монастыря, показала главную святыню обители — чудотворный Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия», надвратный храм, жилые корпуса XVIII века и монастырский Дом милосердия, где проживают одинокие матери с детьми, престарелые люди и инвалиды, потерявшие кров и нуждающиеся в поддержке, которую им оказывает Житенная обитель. Глава делегации епископ Вукол подарил игумении Елисавете, сестрам и каждому жителю Дома милосердия по иконе преподобного Макария Великого. В тот же день делегация прибыла в пределы Новгородской митрополии, где первой остановкой стал Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Гостей встретил викарий Новгородской митрополии  епископ Юрьевский Арсений  и наместник обители иеромонах Антоний (Битьмаев). Египетские монашествующие поклонились чудотворной Иверской иконе Божией Матери. Вечером паломники прибыли в Великий Новгород. В Юрьевом монастыре — одной из древнейших обителей России — владыка Арсений провел для гостей экскурсию по соборному храму в честь Преображения Господня, являющемуся объектом всемирного культурного и исторического наследия; в настоящее время святыня бережно реставрируется. Епископ Арсений дал прием в честь делегации игуменов и насельников монастырей Коптской Церкви. В ходе братского общения по просьбе гостей иерарх рассказал о современном служении Русской Православной Церкви и о ее истории, в которой немалую роль играла Новгородская земля. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, члены делегации присутствовали на праздничной Божественной литургии в Софийском кафедральном соборе Новгорода, служение которой возглавил  митрополит Новгородский и Старорусский Лев . По окончании богослужения глава Новгородской митрополии обратился с приветствием к представителям коптского монашества, отметив: «Мы сердечно приветствуем вас в Софийском соборе — древнейшем храме России, в котором пребывает чтимый чудотворный образ иконы Божией Матери " Знамение " . Пресвятая Богородица не раз являла Свое великое заступление за наш город и несметное число раз — за всю нашу Русь. Но Покров Ее незримо пребывает над всем миром, и особенно над Египетской землей — землей, где начинало зарождаться монашество».

http://patriarchia.ru/db/text/5839570.ht...

5) Здание петровских времен, Троицкого собора на С.-Петербургском острове, пришло в крайнюю ветхость. Вследствие сего, по указу Императрицы Елисаветы Петровны от 9-го февраля 1743 года, собор был разобран до основания, и на прежнем фундаменте от канцелярии строений воздвигнуто новое церковное здание, во всем сходное с прежним, которое впоследствии времени сгорело дотла. 6) Там же строилась теперь на Никольской улице новая каменная Успенская церковь (соборная), а в прежней деревянной совершалось священно-служение и требы. Замечательно, что обе церкви алтарями стояли на полдень и обстоятельство сие учинилось известным Святейшему Синоду в 1744 году. 7) О церкви Святого Николая Чудотворца в Посадской улице, ныне приписной к Троицкому собору, в деле 4-го июня 1740 года за 2056 имеются следующие сведения: она поставлена была на время в доме комиссара Трунилова. При ней состояли два священника, диакон и причетник. К ней приписан был, после ее освящения, приход церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая была окончательно разобрана в прошлое десятилетие. В приходе Труниловской церкви дворов показано, но ведомости 1738 года, 215. В них жителей мужского пола 911, женского 840, обоего 1751 человек. 8) Адмиралтейского ведения, разного дела ученик Лазарь Авксентьев Добрынин, по обету сделал из своего иждивения резной престол для церкви Преображения Господня, что в Невском полку. По прошению священно-церковнослужителей, преосвященный Никодим, 15-го декабря 1742 года, разрешил Троицкому протопопу Льву Ануфриеву престол сей освятить и поставить к празднику Рождества Христова для благолепия и украшения храма, а прежние запечатать в особый сундук и хранить в приличном мест. 9) Обстоятельства построения придела при Введенской церкви на Петербургском острове были следующие. Когда строился Петропавловский собор, то в крепость взят в 1731 году из походной церкви Копорского гарнизонного полка иконостас, писанный по лазоревому атласу с престолом, жертвенником и другими принадлежностями. С помощью сих вещей, в деревянных хоромах крепости устроена временная церковь , в которой соборяне совершали богослужение. После освящения Петропавловского собора, церковь сия оставалась без пения праздной. Священнослужители Введенской церкви, начальство полка и прихожане просили Св. Синод возвратить им иконостас, чтобы устроить из него при Введенской церкви придел во имя Святого Пророка Илии. По указу Св. Синода, от 4-го июня 1740 года, иконостас с прочими принадлежностями возвращен, и из него устроена придельная церковь Святого Пророка Илии над трапезой, где было место для этого весьма удобное и пространное. В числе вещей в Введенскую церковь поступил при передаче, портрет Петра и на оном образ Святого Апостола Петра, костяной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   «Пасха, двери райские нам отверзающая», — поем мы в Пасхальном каноне.    Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь.    Наша радость пасхальная — это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.    Мы празднуем ныне совершение величайшего таинства — Воскресения Христова, победу Жизнодавца над смертью! Наш Спаситель восторжествовал над злом и тьмою, и потому так ликующе-радостно пасхальное богослужение нашей Православной Церкви.    Верующие ожидали этой торжественной службы, готовя себя к ней в долгие недели святой четыредесятницы. И естественно, что теперь неизъяснимой радостью наполнены их сердца.    Глубочайший смысл Воскресения Христова в вечной жизни, которую Он даровал всем Своим последователям. И вот уже почти 2000 лет Его последователи неколебимо верят не только в то, что Христос воскрес, но и в свое грядущее воскресение для вечной жизни.    Во время Своей земной жизни Христос Спаситель много раз говорил о Себе как носителе жизни и воскресения. Но тогда эти слова Божественного Учителя были непонятны не только народу, слушавшему Его, но и Его ученикам и апостолам.    Смысл этих слов стал понятен только после Воскресения Христа. Только тогда и апостолы, и ученики Его поняли, что Он, действительно, Владыка жизни и Победитель смерти. И пошли они с проповедью по всему миру.    Мы, возлюбленные, в эти дни радостно приветствуем друг друга, произнося: «Христос воскресе!» — и будем так приветствовать в течение 40 дней, до дня Вознесения Господня.    Всего два слова! Но это дивные слова, выражающие неколебимую веру в отраднейшую для сердца человеческого истину о нашем бессмертии.    Христос есть Жизнь!    Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жизни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескончаемой для тех, кто будет верить в Него.    Христос воскрес! — и да возрадуется душа наша о Господе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3257...

     Христос чист; в Своем Крещении он входит в нечистую воду и Сам освящает ее. Как поем мы на литургии праздника Крещения, «днесь вод освящается естество… Владыку зря В Крещении Господнем не вода освящает Христа, но Христос сообщает святость водам, а через них — всему видимому миру.      Называя воды «нечистыми», мы имеем в виду, что окружающий мир исполнен смысла и красоты, но в то же время он — падший, расколотый, на всем видна печать страдания и греха. И в этот падший мир приходит сам Бог, становится сопричастным ему, принимает на себя всю полноту человеческой природы — тело, душу и дух. Своим воплощением и всем, что за ним последовало — крещением в струях Иорданских, преображением, крестной смертью и воскресением — Христос очищает и исцеляет падший мир, восставляет не только человечество, но и все творение. На каждом празднике Крещения Господня, во время каждого освящения воды мы всякий раз заново удивляемся благости и благолепию созданного Богом и воссозданного во Христе. Ничто не скверно, ничто не презренно само по себе, но только из-за «испорченного зрения» мы не можем этого увидеть. Силой крещения Господня в водах Иорданских может освятиться, преобразиться и стать духоносным не только человечество, но и весь мир. Любая вещь может стать таинством Божия присутствия. Как поется в одном из наших крещенских песнопений, «Явльшуся Тебе Телом, Освятися земля, Воды благословишася, Небо просветися, Род же человеков избавися Горького мучительства      В воплощении и крещении Господа Иисуса Христа перерождаются, преображаются земля, небо, человеческое тело, все наше естество, эмоции, переживания Таким образом, Великое освящение воды указывает на то, что окружающая нас вселенная — не хаос, но космос. На всем почиет слава, чудо наполняет мир.      Об этом особенно важно помнить не только, если мы хотим понять христианское богослужение во всей его полноте, но и когда перед нами стоит более узкая задача осмысления целей христианского образования. В романо-германских языках слово «образование» восходит к латинскому глаголу educere, что означает «пробуждать», так что школа или университет призваны последовательно и целенаправленно пробуждать удивление.

http://pravmir.ru/smysl-udivleniya/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010