- две местные иконы Спасителя и Божией Матери по сторонам царских врат, писанные на полотне художником Васильевым в 1840 г., а в 1863 г. украшенные серебряными ризами, ценою в 1 500 руб.; - пять местных икон: Вознесения Господня, Преображения, Успения Божией Матери, Сошествия св. Духа и Рождества Христова, писаны К. Брюлловым. Из них первая помещена за престолом, остальные в иконостасе; - иконы на царских вратах писаны художником Васильевым, им же писан образ Тайной вечери: на этом образе в 1864 г. сделана на фабрике Дурдина серебряная риза, в 7 фунтов весом; - художнику же Брюлову, вероятно, принадлежат как иконы дванадесятых праздников, помещенные в иконостасе, так и лики архидиакона Лаврентия и священника Захарии, изображенные на боковых дверях. Плащаница, писанная на полотне академиком Брюлловым и обложенная малиновым бархатом с вышитою золотыми буквами погребальною молитвою в честь Божественного Страдальца. По углам ее - херувимы и золотые кисти. Эти украшения сделаны в 1848 г. покойною А. Ал. Орловою, дочерью законоучителя гимназии. Хоругви, писанные на полотне с изображениями Воскресения Христова, Богоявления, Казанской иконы Божией Матери и св. Николая чудотворца, обложены штофною малиновою материею и золотою бахрамою и повешены на деревянных позлащенных древках в 5.5 арш. высоты. Хоругви эти пожертвованы в 1853 г. вдовою почетного гражданина М.Л. Лбовою. Другие хоругви, писанные на полотне Брюлловым, хранятся в ризнице. В церковной библиотеке хранятся только одни богослужебные книги, в числе которых есть служебник, напечатанный в Москве в 1777 г. На стенах церкви нет живописи. На потолке есть круглые, живописные изображения Спасителя, благословляющего ангелов, держащих крест, четырех евангелистов и апостолов Петра и Павла. Иконы писаны на полотне художником Константановым в 1853 г. Исповедные книги хранятся с 1842 г., а метрические с 1859 г. Причт по штату составляют священник и причетник. По штату 1841 г. священнику положено было 170 руб. сер., а причетнику 100 руб., за богослужение: первому 300 руб., а последнему 180 руб., кроме того, священник получает жалованье за уроки закона Божия в гимназии соответственно числу уроков в неделю. Причт помещается в казенной квартире в гимназическом здании. Приход составляют служащие и учащиеся в гимназии, а также и посторонние поситители гимназической церкви.

http://sobory.ru/article/?object=10348

Исполняя эту заповедь, верующие старались принести начатки от своего земного благосостояния. Отголоски этого видны и в сохранившейся до наших дней традиции августовских приношений, в виде меда (на праздник изнесения Креста Господня), яблок (на празднование Преображения Господня), орехов (на празднование перенесения Нерукотворенного Образа Господня). Но это всего лишь отголоски, причем, утерялся не только смысл, но и сама форма этого рода богослужения. Сегодня плодоприношения воспринимаются как виды освящения приносимых плодов, которые к тому же нередно приобретаются из магазина, а не от труда рук своих. Сообразно этой мысли, все принесенное, после прочтения молитв и окропления святой водой, полностью или частично уносится домой. Естественно, что о церковном клире или о нищих при этом мало кто задумывается, а те, которые все же пытаются осмыслить эту традицию, спорят в основном о том, что и как освящается. Одни считают, что через подобное приношение освящается весь новый урожай, тогда как другие утверждаются в мысли, что освящается лишь та часть плодов, которая приносится, а через нее и те, кто ее употребляет. Последняя точка зрения наиболее распространенная и в своих крайних проявлениях выражается в том, что воспринимает благословленные священником продукты как некую святыню, которую необходимо чуть ли не натощак вкушать, а остатки хранить рядом с другими святынями или сжигать в специальной жаровне. Но… если бы смысл такого плодоприношения был в освящении нового урожая тогда Церковь бы обязывала священников ходить по полям, садам и огородам, окропляя все святой водой. Но есть ли вообще нужда в ежегодном освящении нового урожая? Что в нем такого скверного? В Писании говорится, что все Богом созданные произрастания хороши весьма ( Быт.1:31 ). Кроме того, идее какого-то специального освящения новых плодов не соответствует само содержание употребляемых для этого молитв. Чтобы убедиться в этом, надо вдуматься в их смысл. Давайте прочитаем вслух молитву, читаемую обычно в день Преображения: «Владыко Господи Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложению комуждо повелевый и вечных твоих благ воздаяние сим даруя, иже вдовы по силе приношение благоугодно приемый, прими и ныне принесенная от рабов Твоих (или от раба твоего) имя рек, и в вечных Твоих сокровищих возложитися сим сподоби: даруй им (или ему) и мирских твоих благ обильное восприятие, со всеми полезными им (или ему). Яко благословися Твое имя, и прославися Твое Царство, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/video/58-plodonosjashhi...

На богослужении присутствовали: губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко; председатель Законодательного собрания Ленинградской области С.М. Бебенин; глава муниципального образования «Выборгский район» Д.Ю. Никулин; глава администрации муниципального образования «Выборгский район» Г.А. Орлов. На богослужении также присутствовала делегация Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии во главе с епископом епархии Миккели Сеппо Хяккиненом. Богослужебные песнопения исполнили хор Спасо-Преображенского собора г. Выборга (регент М.В. Кондрашова) и детско-юношеский хор «София» храма Спаса Нерукотворного образа на Дороге жизни г. Всеволожска. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» . На Соборной площади были установлены большие экраны, на которых шла трансляция богослужения. Часть литургических возгласов прозвучала на финском языке. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Игорь Аксенов, настоятель храма святого пророка Божия Илии г. Выборга, председатель епархиального отдела Выборгской епархии по образованию и катехизации. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Скопинского и Шацкого Феодорита на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. По традиции в праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение плодов нового урожая, после чего было совершено славление празднику Преображения Господня. Епископ Выборгский Игнатий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству архиерейский посох с навершием в виде Выборгского замка с башней святого равноапостольного князя Олафа. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Предстоятель Русской Православной Церкви вручил епископу Игнатию панагию. В дар Спас-Преображенскому собору Святейший Патриарх передал икону Святой Троицы, а также, от имени благотворителя В.Н. Жимирова, три креста с частицей Древа Креста Господня, с частицей титла надписи, которая была над главой Спасителя, а также с частицей креста страданий святого Дисмаса, благоразумного разбойника.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4988915...

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. По завершении богослужения было совершено освящение надгробного креста на могиле архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова) , который в 1991-2011 годах был наместником Новоспасского ставропигиального монастыря. После крестного хода состоялось традиционное освящение плодов — начатков нового урожая. Приветственное слово к председателю ОВЦС произнес епископ Воскресенский Савва. От имени братии, прихожан и членов попечительского совета он вручил памятные дары — отреставрированное дореволюционное издание по истории религий, а также наперсный крест и панагию. Затем митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Савва! Дорогие отцы, братья и сестры! Прежде всего, хотел бы передать всем вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в этот день находится в Соловецком Преображенском монастыре , совершая Божественную литургию в честь этого великого праздника. Может быть, неслучайно, что много монастырей на Святой Руси были посвящены празднику Преображения Господня. Господь наш Иисус Христос преобразился пред Своими учениками на Фаворской горе, и Церковь живет опытом Преображения, который из поколения в поколение переживают люди вновь и вновь. Мы знаем, что в человеческой жизни свет сосуществует с тьмой, а зло сосуществует с добром. Многие из обителей, которые созидались на протяжении веков нашими предками для того, чтобы в них преображались души людей — как насельников, так и паломников, которые приходили в монастыри, — уже в новейшие времена были превращены в места, где людей мучили, убивали, где, казалось, зло восторжествовало над добром, где тьма восторжествовала над светом. Так святая Соловецкая обитель стала местом массовых казней, репрессий и мучений. И в стенах этого монастыря также совершались расстрелы. И только в наши дни мы с вами стали свидетелями того, как эти святые обители начали возрождаться. За последнюю четверть века большинство обителей Святой Руси было возрождено к жизни трудами иноков, попечителей и всех тех, кому была небезразлична их судьба.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3707080...

Приход составляли следующие населённые пункты: село Гористо; деревни: Белошкино, Выскод, Вороново, Глухово, Гривочки, Гарицы, Дуброво, Заполье, Каменка, Клинец 1-й, Клинец 2-й, Могилицы, Мочилки, Скново, Скоченицы, Староселье, Телепнево, Чернобычье. Всего в 1914 году в приходе было 3033 человека. В 1938 году церковь закрыли, сбросили колокола. Вновь открыта церковь в годы Великой Отечественной войны Псковской Православной миссией. С 1944 года по 1983 год в ней служил священник Кронид Александрович Яхонтов (7 апреля 1882 - 21 декабря 1983). Его могила находится в церковной ограде. Ныне деревня Гористо Дновского района. Церковь действующая. На погосте Гористо храм Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца в нескольких километрах от Дно. Предание рассказывает, что в XYI веке была построена деревянная церковь, а этот каменный храм построен в 1808 году. Преображенский храм одноапсидный с одноярусной колокольней над притвором. Стиль - строгий классицизм. Рассказывают, как плыл колокол на льдине по речке Полонке, что протекает через Гористо, и звонил, а дети кричали: " Медведь-медведь плывет " , народ выбежал на реку и выловил колокол. Рядом кладбище с могилой священника Кронида Яхонтова (1882 -1983 гг.), который в 95 лет, как рассказал информационной службе Псковской епархии отец Павел, был секретарем псковского Митрополита Иоанна (Разумова). На Пасхальном богослужении к кресту подошли пятнадцать человек. Как рассказал отец Сергий Чистяков, настоятель храма, на клиросе поют две старушки, псаломщица Нина и Галина, ее помощница. Они ходят постоянно на Литургию, даже, когда болеют. Ходят на воскресную Литургию с трех деревень человек 5- 6. Раньше был большой совхоз Искра, но он " сгорел " , и люди ищут работу на стороне, разъезжаются. Уроженец деревни Гористо Иван Иванович Кушичев вспоминает, как люди в штатском приехали в деревню в 1938 году и сбросили пять колоколов с церкви. Самый большой колокол Иван Иванович называет " зовущим " , он упал с колокольни на крыльцо храма, но не разбился. До сих пор крыльцо остается поврежденным, его пока не отремонтировали. Потом батюшку арестовали и увезли из деревни, а матушку и их дочь Юлю взяла в свой дом мама Ивана Ивановича, Анастасия Васильевна. Но начались неприятности, притеснения Анастасии Васильевны из-за того, что она взяла в свой дом попадью, и матушка с дочерью Юлей вынуждены были покинуть деревню. Анастасия Васильевна пела на клиросе в храме Гористо. Служили в храме по праздникам и воскресениям. Говорят, что храм построен по указанию императрицы Елизаветы Петровны, и называлось раньше это местечко не Гористо, а Святые горы. Как говорит Иван Иванович, в деревне была начальная школа, которая обслуживала три деревни Гористо, Белошкино и Чернобожье. Ныне это деревни, жители которых являются прихожанами Преображенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=19946

С 1929 по 1970 годы собор претерпел значительные изменения: были разрушены колокольня, порталы и главного и боковых входов, ограждение и часовни собора. В тоже время наружные стены боковых пристроев и притвора были надстроены до уровня карниза трапезной, вследствие чего изменялась и конструкция крыши входной группы собора. http://test.kurganregion.ru/churches.html В 1950-х годах здание забросили, оно пустовало, ветшало и разрушалось. Была разобрана колокольня. Однако в 1960-е годы на него обратили внимание органы культуры, храм был признан памятником архитектуры республиканского значения и взят под охрану государства. В 70-х годах прошлого века был разработан восстановительный проект органами охраны памятников и начались реставрационные работы. Они шли крайне медленно и к концу 1980-х годов был восстановлен только внешний вид храма, кроме колокольни. В 1989 году в городе организовалась инициативная группа, которая обратилась к городской администрации с просьбой о передаче им здания собора с целью возрождения в нем православных богослужений. Не смотря на то, что внутри храма была полнейшая разруха, первое богослужение состоялось уже на праздник Архистратига Божия Михаила 21 ноября 1989 года. С тех пор одновременно с богослужениями начались и восстановительные работы силами прихода. В 1992 году был восстановлен Петро-Павловский придел и освящен Св.Престол с положением св. мощей св. праведного Симеона Верхотурского. В 1996 году восстановлен Архангело-Михайловский придел, где под Св. Престол были положены частицы св. мощей преподобномучениц княгини Елизаветы и инокини Варвары (Алапаевских), специально доставленные из Иерусалима. В 1999 году был восстановлен главный алтарь храма. Св. Престол освящен с положением св. мощей св. новомученика Владимира, митрополита Киевского. В настоящее время (2009 г.) клир собора состоит из двух священников и диакона. До основания его в Шадринске была устроена деревянная церковь во имя св. Архистратига Божия Михаила. Время основания ее с точностью неизвестно, можно только предполагать, что оно совпадает с основанием самого города. Расширение города и увеличение в нем населения вызвали необходимость заменить эту церковь, переименованную вместе с возведением Шадринской слободы на степень города в соборную – новой, более обширной, каменной. По освящении нового каменного собора, деревянная церковь в 1780 г. была продана жителям села Полевского, а на месте ее построена каменная часовня в честь Преображения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=05910

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как даты празднования Обновления (и соответственно 14 сентября как даты праздника Крестовоздвижения) в современной исторической науке окончательно не решен. Обновление и Крестовоздвижение. В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» (Церковная история. 2. 26). Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления — аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня. Начиная с VI в. Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то уже в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения (гл. 19).

http://patriarchia.ru/db/text/145539.htm...

Выбор 13 или 14 сентября как эортологической даты обновления, которую в настоящее время нельзя мотивировать бесспорно, мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. Обновление можно считать христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей – одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (см.: Лев. 34: 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (данный месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время праздника Кущей. Дата праздника обновления – 13 сентября – совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого. Возможны соответствия между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того. Церковный историк Созомен утверждает: со времени освящения Мартириума при Константине Великом Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно. На него преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются восемь дней . По свидетельству Иерусалимского Лекционария (в армянском переводе) V века, на второй день праздника обновления Честный Крест показывали всему народу. Иными словами, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь обновления, – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или в честь Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня. Начиная с VI века, Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник обновления. Если в житии преподобного Саввы Освященного, написанном в VI столетии преподобным Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании обновления, но не Воздвижения, то уже в житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом святителю Софронию Иерусалимскому (VII в.), есть следующие указания: она направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения, увидела большое стечение паломников, а самое главное – именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию.

http://pravoslavie.ru/32069.html

Выбор 13 или 14 сентября как эортологической даты Обновления, которую в настоящее время нельзя мотивировать бесспорно, мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. Обновление можно считать христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей – одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (см.: Лев. 23:39–43 ), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (данный месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время праздника Кущей. Дата праздника Обновления – 13 сентября – совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого. Не исключены соответствия между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того. Церковный историк Созомен утверждает: со времени освящения Мартириума при Константине Великом Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно. На него преподается даже Таинство Крещения и церковные собрания продолжаются восемь дней 31 . По свидетельству иерусалимского Лекционария (в армянском переводе) V века, на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу. Иными словами, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления, – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня. Начиная с VI века, Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанном в VI столетии прп. Кириллом Скифопольским , еще говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения, то уже в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), есть следующие указания: она направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения, увидела большое стечение паломников, а самое главное – именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из книги Исход берется 14-ть паремий, именно: по одной паремии на каждый день страстной седмицы (пон.1:1–20, вторн.2:5–10, сред.2:11–22, четв.19:10–19, пят.33:11–23), кроме субботы 122 , когда из Исхода полагаются две паремии (12:1–11; 13:20–15, 1–19); восьмая паремия в праздник Введения во храм пр. Богородицы ( Исх.40:1–34 : об освящении скинии); девятая в праздник Сретения Господня (13:1–15: о посвящении Богу первенцев); десятая (14:15–20) и одиннадцатая (15:22–27) в праздник Крещения Господня; двенадцатая ( Исх.24:12–18 ) и тринадцатая (33:11–23 и 34:1–8) в праздник Преображения Господня; четырнадцатая (15:22–16, 1) в праздник честного и животворящего Креста Господня. Из книги Числ берутся две паремии, именно: одна в день Рождества Христова ( Чис.24:3–9, 17–18 : пророчество Валаама) и другая в день Пятидесятницы или сошествия Св. Духа на апостолов (11:16–17, 24–29: о семидесяти старейшинах, получивших дары Св. Духа и пророчествовавших). Из Второзакония берутся четыре паремии, именно: две (гл.4:1, 6, 7, 9–15 и 5:1–6, 10–28, 25, 26–6, 3–5, 13, 18) во дни праздников господских, и две читаются в неделю св. праотцсв, отцев и в день трех святителей (гл.1:8–17 и 10:1–5). Кроме всего этого, песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися» ( Исх.15:1–19 ) читается на утренних богослужениях пред первою песнью церковных канонов, а содержание ирмоса первой песни всегда заимствуется из этой песни Моисеевой; другая песнь Моисея: «Вонми небо, и возглаголю» (Вт.32) читается пред второю песнью канонов во дни св. Четыредесятницы и служит основою второго ирмоса канонов. § 115. Указание прообразовательного значения исторических лиц, событий и важнейших обрядовых установлений, о которых говорится в Пятокнижии Моисеевом. – Господь от самого начала основания Своей Церкви на земле просвещал и спасал членов ее богооткровенным учением, пророчествами и нравственными узаконениями. Но так как совершенство и спасение членов Церкви ветхозаветной зависили не от настоящего только их умственного развития и нравственного достоинства, а главным образом от будущего дела спасения чрез Христа, которое они усвояли верою; то по милости Божией это дело спасения чрез Христа, имевшее совершиться в будущем, простирало свою животворящую силу и бросало свой свет на лица, церковные события и на обрядовые установления ветхозаветные, и таким образом лица и события ветхозавтлные делались «образами грядущего Христа» ( Рим.5:14 ) и событий новозаветных ( Гал.4:24 ), а обрядовые установления были «тенью грядущих, небесных благ» ( Кол.2:17 и Евр.8:5; 10:1 ). Посему как во многих лицах и событиях, так и во многих обрядовых установлениях ветхоз. Церкви нужно видеть значение и смысл преобразовательные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010