В 1954 году на служение в пустынь митрополит Вениамин (Федченко) благословил игумена Кирилла (Смирнова). Скромный и искренний о. Кирилл (схиархимандрит Косьма) пользовался большим уважением верующих, которых окормлял до лета 1968 года. После его кончины духовником в пустынь был назначен архимандрит Таврион (Батозский). Здесь прошли последние десять лет трудов праведного старца. В годы его духовничества в пустыньке царила атмосфера раннехристианской общины. Подвижническая жизнь о. Тавриона, его молитвенный подвиг, ежедневные богослужения и проповеди привлекали в пустыньку тысячи паломников со всех концов Советского Союза. Материальное положение пустыни улучшилось. За активной жизнью обители пристально следили власти, но, несмотря на это, о. Тавриону удалось расширить и благоустроить помещения для приема приезжающих, построить паломническую кухню. Последнюю службу в храме о.Таврион совершил на Троицу 18 июня 1978 года. После его смерти пустынька продолжала материально укрепляться, число насельниц увеличивалось, но уникальность духовной жизни обители уже не повторялась. В 80-е годы XX века стараниями благочинной м. Сергии (Конковой) были построены трапезная и двухэтажный сестринский корпус с домовой церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Маленький храм украшен одноярусным иконостасом. В 90-е годы XX века в связи с новыми государственными границами число паломников сократилось. Сегодня пустынь живет молитвенно-трудовой жизнью. Посильные послушания выполняют и паломники. Сельскохозяйственные угодья возвращены, есть ферма и огород. Но главным остается молитва. Богослужения совершаются каждый день. Уже более ста лет неукоснительно соблюдается установленный порядок жизни -молитвенное правило, неусыпное чтение Псалтири. Каждый год накануне праздника Преображения Господня из Риги в пустыньку идет православный крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть». Рядом с Преображенским храмом находится монастырское кладбище, где покоятся духовные лица и благочестивые миряне. Здесь похоронен митрополит Леонид (Поляков), основательница монастыря игуменья Сергия (Мансурова), останки которой были перевезены в пустынь из Царского Села в 1985 году. Можно помолиться на могилах сестер, настоятельниц и духовников монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=16139

Впрочем, о. Арсений не очень долго оставался на службе в Твери при архиепископе Платоне. 1773 г. декабря 22 дня он рукоположен был во епископа архангелогородского. Хиротония совершена была архиепископом Петербургским Гавриилом (Петровым) с другими, находившимися в Синоде, архиереями, в придворной церкви, в присутствии Императрицы Екатерины II, пред которой новорукоположенный епископ говорил речь. Но в Архангельске не долго занимал епископскую кафедру преосвященный Арсений: через год и три месяца он переведён был оттуда в родную Тверь, на место покровителя своего, архиепископа Платона, который 21 января 1775 года перемещён был в первопрестольную столицу. По вступлении на Тверскую архиерейскую кафедру, преосвященный Арсений обратил внимание на совершение церковного богослужения и старался установить стройный и благолепный чин служения, особенно архиерейского. Для сего он каждому члену Кафедрального причта назначил свои обязанности, возложив главный надзор на протоиерея и ключаря; а приходским священникам, при соборных молебнах, каждому указал своё место. При важных церковных случаях, он составлял особенные церемониалы. Так, в 1777 г., в день Преображения Господня – храмовый праздник Кафедрального собора, он предписал причтам всех городских церквей, чтобы они, по отправлении у себя ранней литургии, из своих церквей с крестным ходом пришли к Знаменской церкви, а отсюда, в сопровождении крестного хода архимандритом, шли к собору, где сам, облачившись, встретил крестный ход и служил литургию 7 – Для вящшего благолепия церковного богослужения с собою архимандритов не только ближайших монастырей, но и отдалённых обителей, напр. Новоторжского Борисоглебского монастыря, Антониева Краснохолмского и др. А в октябре 1777 г. предписал настоятелям всех монастырей, чтобы они явились в Тверь к 20-му числу ноября, как для участия в предстоящих тогда церковных празднествах – 21 ч. Введения во храм Пресв. Богородицы – придельный праздник Кафедрального собора и 22 – память Св. Благоверного великого Князя Михаила Ярославича Тверского, так и для усмотрения их качеств и получения от него наставления к прохождению своих должностей. При этом велено было им привезти с собою монастырские приходорасходные книги, а тем из них, которые получили богословское образование, сверх сего составить предварительно на избранные ими самими темы проповеди и представить ему, преосвященному, для рассмотрения и назначения к произношению, в его присутствии, по его усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Одно из наших приобретений - это то, что по праздникам и в воскресные дни в храме причащается более сотни детей. Внутри помещение церкви не слишком большое, и, чтобы причастились все желающие, мы на Литургии выносим дополнительную Чашу со Святыми Дарами в нижний храм, где к Таинству причастия приступают дети. Таким образом взрослые могут сосредоточиться на молитве, а малыши с родителями могут без суеты причаститься. Кроме того, если родители с детьми приходят к началу Литургии, есть возможность оставить малышей до причастия с педагогами в группе воскресной школы. В нашей воскресной школе интересно заниматься прихожанам разного возраста, от младенцев до пенсионеров. Начиналась школа с того, что некоторым людям хотелось пообщаться со священником, постепенно сформировались разные направления: Закон Божий, церковнославянский язык, история Церкви, Литургия, рукоделие, фортепиано. Мы рады, что за 15 лет существования храма Воскресная школа развивается, не стоит на месте. Я уверен, что это будет добрым примером и настроем для наших детей в будущем - то, что они с раннего детства в храме, понимают смысл и дух Богослужения. Такие дети на всю жизнь оставят в себе печать Христову и будут приходить в свою очередь, когда сами станут родителями, в храм. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что добрые и худые семена, которые люди сеяли при своей жизни, восходят в последующих поколениях; и ощущающий в себе плод от этого сеяния является свидетелем перед Богом о том человеке. Сразу после окончания обычной советской школы Вы поступили в Семинарию. Кто посеял в Вас желание и решимость трудиться на ниве Господней в священническом сане? Меня привела в Церковь моя мама, которая недавно скончалась, ее имя Антонина. Она была прихожанкой Спасо-Преображенского собора, и я, будучи учеником школы, ходил вместе с мамой на богослужения. Когда я был совсем маленький, нательный крестик мама пришивала мне под майку, чтобы не засмеяли. Но потом я крестик носил открыто, на веревочке и не помню никаких насмешек и укоров в мой адрес со стороны одноклассников или учителей по поводу моего религиозного настроения.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/25/to...

Он всюду идет за Иисусом Христом; он видел славу Преображения Господня; он находился в саду Гефсиманском, когда Иисус Христос уединенно молился; он сопровождал Христа до Голгофы, когда все ученики разбежались; он находится при кресте Божественного Учителя, который в это время поручает ему Свою Мать. Божия Матерь жила у апостола Иоанна до своей кончины. По успении Богоматери возлюбленный ученик, друг Христов – ап. Иоанн, вместе с другими апостолами идет проповедывать св. Евангелие. За эту проповедь он в Риме терпел ужасные мучения: он был брошен в котел с кипящим маслом, но остался невредим и дожил до глубокой старости. Кончина его была тихая: он сам велел приготовить для себя могилу, простился с учениками, лег в гроб, как бы для сна, и скончался 26-го сентября. Апостол Иоанн написал Евангелие возвышенное, духовное, в котором с выразительностью излагается высочайшее учение Господа Иисуса Христа о Боге Отце, о Боге Слове, Духе Святом и о тайне искупления мира. Он написал Апокалипсис или откровение, в котором под таинственными образами предсказана последняя судьба церкви и всего мира, – и соборные послания. Как в житии своем, так и в своих писаниях апостол Иоанн дышит чистой, высокой, истинной любовью к Богу и людям. Эта любовь в такой полноте и силе наполняла дух его, что он по преимуществу называется апостолом любви. Под конец жизни своей он, являясь в собрание верующих, говорил им только: «дети! любите друг друга». Третий праздник – чисто местный, день обновления и освящения этого храма и открытия при нем женской обители. До этого здесь была мужская обитель, начало которой теряется в отдаленной древности. На эту древность указывает весьма древняя архитектура храма и находящиеся в нем древние иконы. В 1789 году эта обитель была приписана к Чебоксарскому мужскому монастырю и при ней было открыто городское кладбище. Жители г. Чебоксар часто посещали ее, как место упокоения дорогих сердцу их лиц. Богослужение совершалось здесь почти ежедневно. Но тридцать лет тому назад городское кладбище устроено было в другом месте и с церковью при оном: связь горожан с этой обителью постепенно порывалась; число богомольцев уменьшалось; богослужение здесь стало совершаться поэтому только в престольные праздники и в так называемые родительские дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Патриаршее богослужение посетили: Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в Российской Федерации Е.Б. Кошербаев и сотрудники Посольства Казахстана; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н. Горбенко; председатель Совета Фонда возрождения Старицкого Успенского монастыря В.Б. Христенко; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец ; профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, известный телеведущий  Н.Н. Дроздов, являющийся двоюродным праправнуком святителя Филарета Московского.  Среди молившихся за Литургией были: председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим , председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий , участники II Патриаршего фестиваля духовной музыки «Свет Христов», священнослужители Москвы и Московской области, собравшиеся в Храме Христа Спасителя, чтобы почтить память святителя Филарета. Богослужебные песнопения исполнили Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев) и сводный хор победителей II Патриаршего фестиваля духовной музыки «Свет Христов» (регент — заслуженный артист России А.А. Пузаков). В состав сводного хора вошли: смешанный хор Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска; праздничный хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова; ансамбль духовной музыки «Покров» г. Москвы; Сибирский мужской хор; мужской хор храма Вознесения Господня г. Нижнего Новгорода; братский хор Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря ; монашеский хор Вознесенского Оршина женского монастыря; Молодежный хор Тверской епархии ; женский хор Регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии; Молодежный хор Гребневского храма г. Одинцово Московской области.  Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. 

http://patriarchia.ru/db/text/5982430.ht...

С тех пор я часто стал ходить в собор: прислуживал в алтаре, читал и пел. Прибегу, бывало, еще до начала ранней Литургии, готовлюсь к службе, возжигаю лампадки. Протоиерей Николай Дилицын увидит меня и скажет: «Отец архимандрит, как ни приду, а ты уже здесь!» В 1953 году митрополит Григорий назначил меня иподиаконом в Никольский собор. В соборах тогда каждый день было по две Литургии, а в Никольском в воскресные и праздничные дни даже по четыре: служили в верхнем и нижнем храме. И все равно соборы были полны: действующих храмов в городе было мало. Я вспоминаю, какая у нас в те времена была жажда служить, несмотря ни на какие трудности. Когда в 1961 году священнослужителей, помимо налога по 19-й статье, обложили еще одним дополнительным, так что на руках оставалась одна шестая часть жалованья, моей семье было буквально не на что жить, приходилось постоянно занимать деньги. Обещанное советским правительством будущее не сулило никаких улучшений, но я твердо верил, что Господь не оставит. Мне очень больно видеть, что сейчас многие молодые люди идут в семинарию, как говорится, не ради Иисуса, а ради хлеба куса... Когда я заканчивал семинарию, меня вызвали в Большой дом и угрожали, что я никогда не буду служить. Но в день памяти святителя Николая митрополит Ленинградский Питирим неожиданно принял решение о моей хиротонии и даже не спросил разрешения у уполномоченного по делам религии, что в те годы было очень рискованно. На следующий же день, 20 декабря 1959 года, в Александро-Невской Лавре я был рукоположен во диакона епископом Лужским Алексием (Коноплевым), викарием Ленинградской епархии. Я очень любил диаконскую службу и даже, став потом священником, по ней скучал. Какие прекрасные, торжественные богослужения были в те времена! Мне удалось застать еще старую питерскую школу... В Рождество 1964 года, на Великой вечерне, митрополит Никодим благословил меня протодиаконствовать на его службах. Я везде служил с владыкой, а через некоторое время стал секретарем Ленинградской епархии. В ноябре 1968 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, тоже совершенно неожиданно для меня, я был рукоположен митрополитом Никодимом в сан протопресвитера. Узнав накануне о предстоящей хиротонии, я смутился и сказал владыке, что не готов к священническому служению. Он ответил: «А я готов! Дело Божие совершается неожиданно!» Сначала меня назначили ключарем Николо-Богоявленского кафедрального собора. Потом я был настоятелем Князь-Владимирского собора, наместником Александро-Невской Лавры, настоятелем соборов Никольского, Исаакиевского, Петропавловского. С 1980 года, вот уже 30 лет, являюсь ктитором Спасо-Преображенского собора и так полюбил этот храм, прекрасные богослужения в нем, что никуда больше не хочу. Более 50 лет служу Господу в священном сане и не устаю благодарить Его за эту милость.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/8/77...

Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя и Вседержителя» 31 . «Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) мати показуется (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог – Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших» 32 . ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА На великой вечерне после входа – чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках. В первой паремии ( Быт. 28, 10–17 ) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица духовно и преобразовательно знаменует Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий. Во второй паремии (Иезек. 44, 2–4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и «будут (они) затворены». Эти затворенные врата являют собой преобразование Приснодевства Девы Марии Богородицы. В третьей паремии говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от которой воплотился и родился Христос Спаситель. На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника. На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектении и седальна праздника поется первый антифон 4 гласа. Этот антифон («От юности моея»), как правило, поется по полиелее на всех двунадесятых Господних и Богородичных праздниках, бываемых в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье первый антифон 4 гласа поется только при совпадении с двунадесятыми Господскими праздниками: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Неделей Ваий (Входа Господня во Иерусалим), Пятидесятницы, а также в Неделю Апостола Фомы – праздника, имеющего многие особенности богослужения двунадесятого праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Рождество 8 сентября 12 сентября Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 25 ноября Благовещение 25 марта 26 марта Пресвятой Двунадесятые неподвижные праздники (продолжение) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Сретение 2 февраля от 2 до 9 от до 7 3 февраля до 9 февраля Успение 15 августа 23 августа Пресвятой Богородицы Рождество 25 декабря 31 декабря Христово Богоявление 6 января 14 января Преображение 6 августа 13 августа Господне Воздвижение 14 сентября 21 сентября Креста Господня Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Вход Господень в Иерусалим Вознесение в пятницу 7-й седмицы Господне в субботу, следующую за праздником В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники: Обрезание Господне (1 января). Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня). Св. апостолов Петра и Павла (29 июня). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа). День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Праздники, особо чтимые Св. Церковью : Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября). Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября). Собор Архистратига Михаила (8 ноября). Святителя Николая (9 мая и 6 декабря). Пророка Илии (20 июля). Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля). Владимирской Божией Матери (26 августа). Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября). Святителей Московских (5 октября). Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля). Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

При святом Иоанне Златоусте (IV в.), много сил отдавшем тому, чтобы достичь единообразия в богослужениях, всенощное бдение получило чинопоследование, весьма близкое настоящему. В VIII и IX веках святой Иоанн Дамаскин , святой Феодор Студит и другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне. Всенощное бдение представляет собой соединение трех служб: великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа. Великая вечерня в соединении с утреней совершается накануне воскресных дней и на все праздники с бдением, за исключением тех дней, когда всенощная должна начинаться великим повечерием (Типикон, гл. 2-я и указания последований великих праздников; см. также Минею и Триодь). Великую вечерню положено совершать в соединении с литургией святого Василия Великого на Страстной седмице – в Великий четверг и Великую субботу, также в навечерия (сочельники) праздников Рождества Христова и Богоявления (если эти навечерия не совпадают с субботой или воскресеньем); в соединении с литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, когда он приходится на седмичные дни Великого поста, и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы, а также всегда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (см. Типикон – последование служб 25 декабря, 6 января, 25 марта, Великого четверга и субботы, а также в Минее и Триоди на указанные дни). Великая вечерня совершается и самостоятельно: накануне праздников с полиелеем после Фомина воскресенья до Недели мясопустной. На сырной же седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня; на воскресные и другие дни, когда положено совершать бдение, но по причинам, предусмотренным Типиконом (см. гл. 7), его не бывает; на праздник Преполовения и на 1 и 13 сентября; в первый день Пасхи и во все дни Пасхальной седмицы; в Фомино воскресенье; в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Пятидесятницы (после литургии) и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в сочельники (навечерия) Рождества Христова и Богоявления, когда они совпадают с субботой или воскресеньем (после литургии святого Иоанна Златоуста ), и в Великую пятницу, если в этот день нет праздника Благовещения (см. Типикон, гл. 7; в Служебнике, Часослове, Псалтири следованной, в последованиях Триоди и Минеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

II. В дни же праздников, в дни воскресные, в праздники с бдением, с полиелеем, с великим славословием, в дни предпразднства, попразднства, в отдание праздников поются антифоны, называемые «Изобразительными». Антифоны изобразительные состоят из псалмов. Первый антифон из 103 псалма: «Благослови, душе моя, Господа»; второй антифон из 145 псалма: «Хвали, душе моя, Господа». Первый антифон оканчивается пением «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Второй антифон оканчивается, после пения «Слава и ныне», тропарем «Единородный Сыне и Слове Божий». Третий антифон составляют «Блаженны». Под Блаженнами разумеются: во-первых, евангельские стихи о блаженстве ( Мф. 5:3–12 ), обещанном от Господа за разные добродетели. Стихи начинаются словами: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи»; во-вторых, под «Блаженнами» разумеются те церковные песнопения (тропари), которые поются на литургии за стихами о блаженстве, иначе сказать – песнопения, имеющие перед собою стихи о блаженстве, в этом последнем значении слово «Блаженны» в Типиконе и других богослужебных книгах чаще всего употребляется. Тропари, читаемые или поемые со стихами о блаженстве, служат подтверждением, примером, свидетельством того, как добродетели приводят людей к блаженству и уясняют силу заслуг Христовых. Начинаются же «Блаженны» словами исповедания разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи», за каковое сподобился Царствия небесного, вечного блаженства. III. Антифоны праздничные состоят из стихов пророческих, из псалмов, приличных воспоминаемому событию, в которых раскрывается сила праздника. За каждым стихом 1 антифона поется припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». За каждым стихом 2 антифона поется припев «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы» или «Во Иордане крестивыйся (смотря по празднику), поющия Ти, аллилуиа». По окончании 2 антифона, как и всегда, поется тропарь «Единородный Сыне». За каждым стихом 3 антифона поется тропарь праздника. Эти антифоны в Типиконе называются «праздничными» и поются только в следующие праздники Господни: 1) Воздвижение Креста Господня, 2) Рождество Христово, 3) Богоявление, 4) Преображение Господне, 5) неделю ваий, 6) неделю Пасхи и все дни Светлой седмицы, 7) Вознесение Господне, 8) Пятидесятницу (Тип., гл. 21). Антифоны праздничные находятся в последованиях Миней и Триоди на эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010