На праздник Преображения в Троицком соборе (большевики до войны открыли в соборе музей атеизма) состоялось праздничное богослужение. Храм был полон, служили все пятнадцать священников, и был момент, который я называю моментом истины, когда народ опустился на колени. Я сейчас не вижу такого полного коленопреклонения на Литургии, а здесь все стояли на коленях и плакали. Думаю, что в этот момент все осознали, что у нас, попавших в западню оккупации, есть одна единственная защита — Бог. Я считаю, что священники-миссионеры возвратили людей к жизни, и это главная заслуга Православной миссии. В этом я вижу Промысл Божий, потому что в Пскове, хотя были оккупированы многие города нашей страны, именно в Пскове работала Православная миссия, и именно в праздник Преображения Господня началось служение, открылся Собор. После того, как были убиты десять заложников, как люди почувствовали свое бесправие и беззащитность, им была дана такая поддержка». М.Ф. Яковлева вспомнила своего учителя отца Константина Шаховского, отметив, что это был замечательный человек, добрый пастырь, исключительно благородный не только в силу аристократического происхождения, но и по своей человеческой сути. Мирра Федоровна вспоминала, как они, дети, ходили пешком Крестным ходом, с ночевкой в Изборске, в Псково-Печерский монастырь. Она также напомнила, что, спасая детей от смерти, священники миссии собирали сирот по всему городу, а их было очень много, и определяли детей в приюты при церковных школах, открытых при Димитриевском и Варлаамовском храмах. В Пскове открывались церкви, и если перед войной в городе не было ни одного действующего храма, то во время войны в Пскове открылись для богослужения восемь церквей, и более 150 — в Псковской епархии. Люди мыли, ремонтировали храмы, приносили из дома сбереженные иконы. В конце своего небольшого, но очень яркого выступления Мирра Федоровна сказала: «Я эмигрантов делю на две группы: на людей, потерявших родину, потерявших ее по личным своим интересам; и людей, лишенных Родины. Большинство священников псковской Православной миссии были лишены Родины».

http://patriarchia.ru/db/text/194502.htm...

Богородичная иконография Слобожанщины и Малороссии находилась под сильным влиянием западноевроп. иконографии: гравированные образцы появлялись там через Речь Посполитую. Исследователь И. В. Злотникова полагает, что иконографическим протографом М. и. мог быть скульптурный образ Божией Матери из доминиканского костела г. Перемышля (Польша). Богоматерь изображена на троне с невысокой полукруглой резной спинкой. Она смотрит на Сына, придерживая Его правой рукой, в левой у Нее - раскрытая книга. Младенец Христос сидит вполоборота, левую руку протянул к лицу Матери, правой держится за свою ножку. Головы увенчаны имп. коронами закрытого типа. Согласно преданию, эта алебастровая скульптура была вынесена св. Яцеком (Иакинфом) из горящего храма в Киеве, перевезена в Краков, затем в Перемышль. В 1657 г. образ был признан чудотворным, в 1776 г.- коронован. Возможно, в Киеве оставались резные копии и иконописные списки, выполненные со скульптуры. Известен сохранившийся ранний список М. и. (его местонахождение в наст. время уточняется). Образ написан (масляными красками на доске) профессиональным художником в академической стилистике и точно соответствует в деталях иконографии изображению М. и. на хромолитографии 1897 г. Фон иконы украшен лепным высокого рельефа орнаментом (левкас с золочением) в барочном стиле, характерным для иконописи Слобожанщины и Малороссии (Злотникова указывает следующие аналогичные иконы: «Преображение Господне», Слобожанщина, нач. XVIII в. и «Преображение Господне», Вел. Сорочинцы, Полтавщина, 1730 г.- см.: Степовик Д. Icmopiя украïнськоï ikohu Х-ХХ cmoлimь. К., 2004; «Богоматерь» и «Христос» из Вознесенской ц. с. Лебедин Сумской обл.- кон. XVIII - нач. ХХ в., НХМУ). Есть основание считать, что данная икона была создана ок. 1819 г. при Голицыне или Юсупове для иконостаса (?) слободской Успенской ц. в период ее возведения в камне. В наст. время от М. и., пребывающей в Покровской ц. Вел. Писаревки, фиксируются чудеса исцелений. В день празднования М. и. клириками епархии соборно совершается торжественное богослужение; возобновлен крестный ход с М. и. из г. Сумы в Покровскую ц. Вел. Писаревки.

http://pravenc.ru/text/2563812.html

Для нас большой праздник и радость, что Вы сегодня совершили Божественную литургию в бывшем Никитском монастыре, который был одним из самых многочисленных в период его процветания. В 1915 году здесь подвизалось 250 монахинь и послушниц. Мы начали с того, чтобы вначале восстановить дом Божий. А за его пределами стоят в руинах помещения, которые мы еще не получили и которые не восстановлены. Но я думаю, что Вы помолитесь и Господь нам поможет в ближайшее время все сделать для того, чтобы здесь восстановить монашескую жизнь, чтобы как и прежде здесь теплилась молитва насельниц этого монастыря». Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству икону Преображения Господня. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Святейший Владыка выразил благодарность митрополиту Ювеналию за усердные труды на благо Церкви. В дар храму Предстоятель передал Шуйско-Смоленскую икону Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл также поблагодарил губернатора Московской области А.Ю. Воробьева за помощь Московской епархии и вручил главе региона орден преподобного Серафима Саровского II степени. Во внимание к помощи в строительстве храма святителя Василия Рязанского с. Протекино Зарайского района Московской области первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Всем участникам богослужения были вручены иконки Преображения Господня с Патриаршим благословением. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл посетил храм великомученика Никиты Готфского, расположенный рядом с Преображенским собором. После братской трапезы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отбыл в Москву. Никитский монастырь в Кашире был одним из крупнейших в Подмосковье. Согласно послужному списку за 1915 год, в обители проживало 249 монахинь и послушниц. Деревянная церковь великомученика Никиты на месте будущего монастыря была построена в 1696 году каширскими купцами Нероновыми. Новый каменный Никитский храм был большей частью построен в 1823 году на средства купца Федора Руднева, достроен и освящен в 1855 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5241493.ht...

К слову, шестью годами позже Никон вернулся в Москву, влекомый властью, которой некогда был наделён (его вмешательство во внешние и внутренние дела России стало причиной опалы и удаления в монастырь). Но из белокаменной его в самом прямом смысле выслали обратно. В 1666-1667 годах Никона лишили сана, и закончил свои дни бывший патриарх и владелец владимирского села в 1681 году в Белозерском Ферапонтовом монастыре. Деревянный Михаило-Архангельский храм быстро ветшал и постоянно нуждался в ремонте. Так, в 1652 году он был перестроен по прошению А.Л. Плещеева. Перестраивалась и возводилась заново церковь и в другие годы. Сведения о втором красносельском храме появляются в 1731 году. В том году в ответ на челобитную владельца села майора «Ивана Дмитриева сына Дубровского» епископом Владимирским и Яропольским Платоном(Петрункевичем) была подписана храмозданная грамота на строительство вместо прежней ветхой церкви нового храма. Освящён храм был в честь Преображения Господня и, по всей видимости, эта была тёплая церковь, где богослужения могли проводиться зимой. В 1788 году в Красном на средства прихожан построен каменный храм с просторной трапезой и шатровой колокольней. При освящении главный престол остался в прежнее наименование – в честь Архистратига Михаила. В приделе южный престол освящён в память о тёплой деревянной церкви в честь Преображения Господня. Появился в селе и третий престольный праздник – северный придел был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В описании храма конца XIX столетия отмечены «42 иконы праотцев, пророков, апостолов и святителей очень древнего письма». Прихожанами почитался крест, содержащий частицы святых мощей божьих угодников, найденный, как гласила местная легенда, в 1812 году одним крестьянином. Среди богослужебных книг было несколько Евангелий печати 1642, 1663 и 1697 годов. Последняя из упоминаемых книг была некогда вкладом князя Лобанова-Ростовского и графини Шереметевой в сельский храм Московского уезда, а после случившегося там пожара в 1804 году перемещена во владимирское село и приложена в Покровский придел.

http://sobory.ru/article/?object=01767

Расцвет М. А. м. в Чертолье начался после рождения в марте 1629 г. царевича Алексея Михайловича , названного в честь прп. Алексия, человека Божия, чья память празднуется 17 марта. Обитель становится местом царского богомолья: цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович посещали его в дни празднования именин почти ежегодно (8 и 12 раз; см.: Выходы государей. 1844. С. 29-127). Патриарх совершал богослужения в М. А. м. в день именин царя Алексея Михайловича в 1647 г., присутствовал на праздничных службах в 1654, 1657, 1666, 1668, 1675 гг. ( Токмаков. 1896. С. 30-31). Главным царским вкладом в М. А. м. было строительство каменного собора, завершившееся в кон. 1634 г.: 18 дек. в присутствии царя Михаила Феодоровича и патриарха Московского и всея Руси Филарета освятили 2 престола: в честь Преображения Господня и в честь Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы (Выходы государей. 1844. С. 38). Сведения об освящении престолов ц. прп. Алексия, человека Божия, и придела в честь Тихвинской иконы Божией Матери не сохранились, что, впрочем, не позволяет сделать вывод о более позднем их освящении. Не менее вероятно, что Алексиевская ц., как государево богомолье, была освящена ранее, осенью 1634 - весной 1635 г. Сложнее определить время возникновения Тихвинского придела Алексиевской ц. Впервые этот придел упоминается в нач. XVIII в., но не исключено, что он появился одновременно с 3 др. монастырскими престолами. Возведение 2 каменных церквей с 2 приделами относится к летнему строительному сезону 1634 г., поскольку в этом году подмастерья каменных дел Антип Константинов и Трефил Шарутин упомянуты как бывшие «у заводу и указу в Алексеевском девичьем монастыре у церкви Преображения Господня и да Алексея человека Божия». Подмастерья были награждены через 2 дня после освящения Преображенской ц., 20 дек. 1634 г. (Мат-лы для археол. словаря. 1867. Т. 1. Ч. 2. С. 37; Уваров. 1910. С. 383; Забелин. История города Москвы. 2003. С. 332). Возведение монастырских церквей за один строительный сезон объясняется стремлением не прерывать череду ежегодных царских выходов на богомолье «к ангелу» наследника. Сохранившиеся книги царских выходов начинаются с сент. 1632 г.; в 1633 и 1634 гг. царь Михаил Феодорович молился на вечерней службе 16 марта и на Божественной литургии 17 марта (Выходы государей. 1844. С. 11, 29).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Следует отметить, что установление двунадесятых праздников в Церкви происходило постепенно, по мере упрочения самой структуры христианского календаря, прежде всего закрепления праздника Рождества Христова 25 декабря, что было осуществлено при св. равноапостольном Константине Великом . Рождество Христово находится в тесной связи с праздниками Благовещения Богородицы 25 марта, Рождества Иоанна Предтечи 24 июня, Зачатия его 23 сентября. Об устойчивой последовательности двунадесятых праздников к VIII b. позволяет судить Синайское Евангелие 715 г., подаренное монастырю императором Феодосием III. В нем перечислены Рождество Богородицы, Воздвижение честнаго Креста, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Вознесение, Пятидесятница . В несколько ином составе десять двунадесятых праздников перечислены Иоанном Эвбейским ок. 744 г.: Зачатие Богородицы, Рождество Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Пасха, Пятидесятница . Следует заметить, что именно в начале VIII b. возникает переломный момент в становлении византийского богослужения, связанный с появлением толкования на Литургию свт. Германа († 733), патриарха Константинопольского (715–730 гг.). В этом сочинении, озаглавленном «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств», усиленный историзмом акцент придан именно земному служению Спасителя . Дальнейшее развитие литургического толкования, сопряженное с распространением символики земной жизни Господа нашего Иисуса Христа на каждое литургическое действие, отмечено появлением между 1054 и 1067 гг. сочинения Protheoria Николая Андидского, которое было дополнительно отредактировано в конце XI b. Феодором Андидским. Аргументация Николая Андидского в обоснование принципа историзма в литургии построена преимущественно на примере икон, в которых «взору благочестивых открываются все тайны воплощения Христова, от посещения Девы Марии архангелом Гавриилом до вознесения Господа на небеса и второго пришествия» . Рецепцию этой мистагогии в искусстве Византии эпохи македонской династии можно проследить в мозаиках Неа Мони на Хиосе, датируемых между 1042 и 1056 гг.

http://bogoslov.ru/article/6192220

Среди молившихся были настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга игумения София (Силина), настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке г. Санкт-Петербурга игумения Людмила (Волошина), настоятельница Константино-Еленинского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова), сестры обителей, а также военнослужащие 907 объединенного учебного центра Военно-морского флота. Песнопения Литургии исполнил хор Спасо-Преображенского собора (регент — А.Н. Шибанов).  Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз» . Часть верующих следила за трансляцией на  большом экране, установленном на территории собора.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес иерей Феодосий Амбарцумов, клирик Спасо-Преображенского собора г. Санкт-Петербурга, настоятель прихода строящегося храма иконы Божией Матери «Умиление» г. Санкт-Петербурга. По традиции в праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение плодов нового урожая. По окончании богослужения митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству комплект из двух панагий и креста с изображением Спасо-Преображенского собора г. Санкт-Петербурга. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар собору Святейший Владыка передал список Корсунской иконы Божией Матери. Вручая образ, Святейший Патриарх сказал: «Хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваше приветствие, за добрые слова и за образ, который вы преподнесли мне. Также хотел бы для сего святого храма оставить этот образ Корсунской Божией Матери в память о Патриаршем служении в день Преображения Господня в этом святом и близком для меня соборе, с которым связаны лучшие годы моего детства. 

http://patriarchia.ru/md/db/text/5487359...

В 1995 году на Пасху в ещё не переданном епархии здании завода было совершено богослужение. По завершении пасхальных празднеств начались работы по восстановлению и реставрации церкви. Полностью храм был передан верующим к престольному празднику Преображения Господня в том же 1995 году. Начиная с 1996 года, начались ежедневные богослужения. Источник информации - В 1712 г., по благословению Иоанна, митрополита Тобольскаго, от 12 февраля, - устроен был в Уктусе деревянный храм в честь святит. Николая. В 1807 г. храм этот сгорел. В 1808 г., с благословения Иустина, епископа Пермскаго, заложен храм каменный одноэтажный, с разделением на теплый и холодный. В теплом на сторонах были поставлены алтари: на южной – в честь явления Казанской иконы Божией матери, на северной – во имя свят. Николая. Главный Преображенский храм освящен в 1821 г.; южный алтарь – 3 января 1809 г., а северный – 21 апреля 1830 г. По тесноте храма, 12 мая 1863 г. по обеим сторонам его были заложены новые приделы, куда, по окончании постройки, и перенесены вышесказанные алтари; Казанский освящен 27 сент. 1864 г., а Никольский 30 апр. 1867 г. В 1867 г. Ростовский 1 гильдии купец Алексей Михайлович Плешанов устроил на свои средства для школы большой двухэтажный каменный дом и оставил капитал в 2838 р., % с котораго должны идти на содержание школы. В настоящее время в нем помещается церковно-приходская школа. В Уктусе 3 деревянных часовни: одна при въезде в селение, а остальныя – на горах Преображенской и Вознесенской. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Источник: сайт историка Оксаны Корневой По благословению митрополита Тобольского Иоанна (позже канонизированного и причисленного к Лику Святых) в 1712 году на высоком берегу реки Патрушихи, на одной из вершин Уктусского кряжа был построен деревянный Свято-Николаевский храм, самый первый на территории будущего города Екатеринбурга, объединившего разрозненные поселения этих мест. Освященный 12 февраля 1712 года, он простоял почти сто лет. Почти сто лет наши прадеды жили под благословляющим крестом Свято-Николаевского храма.

http://sobory.ru/article/?object=01221

В 2011 году все реставрационные работы завершены, в праздничные и воскресные дни в храме совершаются богослужения. Использован перередактированный материал из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец». - Липецк, 2006. Приход Преображенской церкви состоит из купцов и мещан, проживающих в разных частях города, и крестьян пригородных деревень: Лавского хутора и Казинки. Всех прихожан считается 829 душ муж. пола и 838 жен. пола. Городские из них занимаются торговлей, ремеслами, работами на железных дорогах, табачных фабриках и кожевенных заводах, а сельские – земледелием, каменоломнями и каменными работами в городе. О времени образования прихода точных сведений не сохранилось. Можно предполагать, на основании данных архива Орловской Духовной Консистории, что приход уже в начале XVIII ст. существовал. Известно, что в 1761 г. прихожанами Стефаном Вас. Шапошниковым, Космою Сергеевым и Стефаном Яковл. Шапошниковым возбуждено было ходатайство перед епископом Воронежским Кириллом о построении нового каменного храма на месте деревянного, уже к этому времени обветшавшего. Новый храм во имя Преображения Господня с приделом св. вмч. Параскевы был построен в 1771 г. на средства прихожан и на пожертвования по сборной книжке Воронежской епархии. Сначала храм был небольшим по размеру, а впоследствии путем перестроек и расширения приведен в теперешний вид. Уже в 1808 г. известный по благочестию священник о. Иоанн Борисович Жданов испросил разрешение у епископа Досифея поставить новый иконостас и переменить полы в храме, но в это время местные купцы И. В. Шапошников и А. Д. Талдыкин изъявили желание на свои средства расширить главный алтарь, увеличить трапезную часть храма, устроить второй придел здесь во имя Иоанна Крестителя и сделать три новых иконостаса. Поэтому о. И. Жданов в 1809 г. снова обратился с прошением к епископу Досифею о разрешении переустроить храм по предложенному плану. В 1810 г. предположенный план осуществлен.

http://sobory.ru/article/?object=02128

В Суздале блаженный епископ Иоанн с любовью принял Евфимия и сам указал ему и князю место для обители, вблизи города, на севере его, на крутом берегу реки Камянки; с высокой площади открывался широкий вид на окрестность – место красивое. Святитель освятил место для новой обители и водрузил крест на месте престола; благочестивый князь начал копать своими руками ров для храма; множество других рук принялось за ту же работу, и каменный храм был основан. Боголюбивый князь не жалел издержек для храма Божия, и храм освящен святителем в честь Преображения Господня; в то же время преподобный Евфимий посвящен был в архимандрита новой обители. На постройку зданий обители щедрый князь доставил так же все средства. Но блаженный Евфимий в основание обители полагал не сребро и злато, а слезы, теплые молитвы и подвиги. Проводя день то при богослужении, то в надзоре за постройками, ночь проводил он в усердной молитве. Однажды в праздник Преображения Христова в его обители святитель Иоанн совершал божественную литургию. Молился в храме и благоверный князь, который вдруг увидел в алтаре светлого юношу в блистающих ризах, сослужащего Иоанну и Евфимию. После литургии князь наедине спросил о сем видении святителя, который сначала уклонялся от объяснения, а потом сказал: «Когда я служил с добрым пастырем словесного сего стада, то с нами священнодействовали только иноки сей обители и не было другого пресвитера; но если уже Бог тебе сие открьш, то не могу утаить, что виденный тобой был ангел Господень, который иногда видимо присутствует при литургии, когда я совершаю ее вместе с Евфимием. Но ты молчи об этом, пока я жив». К усердному подвижнику скоро собралось много братий. По благословению святителя блаженный построил еще храм Иоанна Лествичника с трапезой. Сюда в зимнее время собирались на молитву. Поскольку же число братии умножалось, так что возросло наконец до трехсот, то блаженный построил еще деревянный храм святителя Николая с больницей и здесь же пристроил другую трапезу с хозяйственными принадлежностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010