После 1945 г. С. И. получил приглашение на работу в МП. В 1946-1947 гг. занимался каталогизацией и описанием б-ки Патриарха Московского и всея Руси Алексия I , затем перешел в архив МП. С 1950 г. С. И. работал бухгалтером, с 1953 г.- казначеем, до 1971 г.- зав. финансовой частью МП. В 1971-1978 гг. являлся ризничим Патриаршего Богоявления Господня собора в Елохове . В 1980-1989 гг. работал ответственным секретарем Пенсионного комитета МП. Одновременно с 1946 по 1970 г. исполнял обязанности псаломщика патриарших Крестовых храмов в Москве, в Троице-Сергиевой лавре , в резиденциях Патриарха в с. Переделкине Московской обл. и под Одессой. К 90-летию Патриарха Алексия I подготовил литературно-муз. композицию «Песнь души», включавшую чтение произведений рус. религ. поэзии (от М. В. Ломоносова до А. А. Ахматовой ) и исполнение песнопений правосл. Церкви хором собора Богоявления Господня в Елохове под упр. В. С. Комарова . С. И. был награжден церковными орденами св. Владимира 2-й и 3-й степени и прп. Сергия Радонежского 3-й степени. Погребен в ограде храма в честь Преображения Господня в с. Переделкине. Лит.: [Некролог]//ЖМП. 1990. 7. С. 47; Георгиевский Н. С. «Да ведают потомки православных…»//Моск. журнал. 2001. 12. С. 24-26. Н. С. Георгиевский. Фотография. 90-е гг. ХХ в. (род. 28.03.1944, Москва), церковный композитор, регент, сын С. И. Георгиевского. Получив муз. образование по дирижерско-хоровой специальности, с 1960 г. пел в хоре собора Богоявления Господня в Елохове под упр. В. С. Комарова. В 1969 г. стал регентом правого хора ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах. С возобновлением богослужений в Успенском соборе Московского Кремля (1991) руководит хором на Патриарших богослужениях. В 1998 г. организовал первый постоянный хор Христа Спасителя храма и стал его регентом, в 2001 г. хор получил наименование Патриаршего. В 1989 г. впервые в СССР Н. С. сделал запись цикла песнопений литургии свт. Иоанна Златоуста П. Г. Чеснокова , впосл.- записи панихиды и всенощного бдения этого же композитора. К 2000-летию христианства выпустил большой диск записей праздничных произведений рус. композиторов. Н. С. сочинил ряд церковных песнопений и 2 хоровых цикла к 70-летию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (1999), к-рые благословлены Предстоятелем РПЦ для исполнения за богослужением.

http://pravenc.ru/text/162159.html

Главный престол храма архиепископ Тверской, будущий митрополит Петербуржский Григорий, освятил в честь Входа Господня в Иерусалим, правый придел – во имя великомученика Никиты Готского и иконы Богородицы «Неопалимая Купина», левый – во имя святителей Митрофана Воронежского и Николая Чудотворца. Входоиерусалимская церковь с каменной двухъярусной колокольней задумывалась как теплый храм при холодном Свято-Преображенском соборе, поэтому для ее обогрева была установлена калориферная система отопления, изобретенная отставным генерал-майором Николаем Алексеевичем Амосовым и вошедшая в историю как «амосовские печи». Кроме этого храм, также на пожертвования Уваровых, украсился резным иконостасом с иконами в драгоценных окладах, фресковой живописью, богатой церковной утварью, богослужебными книгами и облачениями священников. В 1851 году, предварительно оштукатурив своды и стены, оновили фрески храма, использовав технику «альфреско» для более яркого восприятия стенной живописи. К 1901 году причт церкви состоял из протоиерея, священника, диакона и псаломщика, а приход – из 49 дворов, в которых насчитывалось 159 человек мужского пола и 174 женского пола, соответственно в 1914 году мужского пола – 176, женского пола – 182. В притворе-трапезе Входоиерусалимского храма сберегались списки с икон старинного письма, перенесенные из разобранной Никольской церкви – Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородской), образы Иоанна Богослова и благоверной княгини Иулиании Новоторжской, преподобных Аркадия и Ефрема, Новоторжских чудотворцев, и образ Богородицы «Всех Скорбящих Радость», в которую были вложены частички мощей некоторых святых. Верхний ряд иконостаса украшали иконы двунадесятых праздников. Каждодневные и воскресные богослужения продолжались во Входоиерусалимской церкви вплоть до первых десятилетий прошлого столетия, но скорбные для Русской Православной Церкви события начала XX века коснулись и ее. В 1930 году ценности изъяли, храм закрыли, до настоящего времени он не действует. Массивность основного четверика Входоиерусалимского храма подчеркивает высокая световая ротонда, изящность которой придают килевидные проемы окон, отделенные друг от друга белокаменными полуколоннами, и сферический двойной купол с декоративной луковичной главкой, увенчанной шпилем. Вместе с главным фасадом храма, декорированным сдвоенными колоннами с портиками и большими прямоугольными окнами, а также украшенными пилястрами и треугольными щипцами остальными фасадами, церковь Входа Господня в Иерусалим является ярким примером архитектурного стиля ампир, очень популярного в зодчестве в середине XIX столетия. В этом же стиле позднего классицизма выстроен и Спасо-Преображенский собор , с которым удивительно гармонично сочетается и частью архитектурного ансамбля которого является живописный Входоиерусалимский храм.

http://sobory.ru/article/?object=01141

Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, заместитель губернатора Г.В.Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н.Дятлов, мэр Козельска И.М.Богачев. За малым входом Божественной литургии Патриарх Алексий наградил настоятельницу обители игумению Никону (Перетягину) правом ношения креста с украшениями. По окончании Божественной литургии игумения Никона сердечно приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству три иконы, созданные сестрами Шамординской обители, – образ Святой Троицы, а также шитые иображения Калужской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств с освящением главного храма обители и с 15-летием ее возрождения. В память об освящении Казанского собора Его Святейшество передал насельницам Казанской Свято-Амвросиевской пустыни образ святителя Алексия, Митрополита Московского, а всем богомольцам – изображения Казанской иконы Божией Матери с Первосвятительским благословением. 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Его Святейшество совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Казанском соборе Оптиной Пустыни 13 августа по пути из Шамордина в Оптину Пустынь Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил храм Преображения Господня в селе Нижние Прыски. Его Святейшество поздравил настоятеля храма протоиерея Леонтия Никифорова с 75-летием со дня рождения и побеседовал с прихожанами храма. Затем Патриарх Алексий ознакомился с ходом реставрационно-восстановительных работ в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни, а также посетил подсобное хозяйство обители. Вечером, в предпразднество Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение с чином выноса Креста в Казанском соборе Оптиной Пустыни. По окончании всенощного бдения Его Святейшество, в частности, сказал:

http://pravoslavie.ru/14266.html

Пасхальная утреня начинается в полночь. В алтаре священнослужители поют: Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех и нас на земли сподоби, чистым сердцем Тебе славити«. Затем священнослужители отворяют царские врата и с крестом, кадилом, свечей выходят из алтаря и обходят вокруг храма. Во время «того крестного хода поют несколько раз: Воскресение Твое Христе Спасе... Впереди священнослужащих несут хоругви и иконы. Этот крестный ход напоминает нам шествие Мироносиц и Апостолов ко гробу Господа. Обойдя храм, крестный ход останавливается в притворе перед закрытыми западными вратами, как бы перед дверьми гроба Господня. Здесь священник начинает утреню и затем поют тропарь праздника: »Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав«. Это пение повторяется несколько раз. Священник во время этого пения отворяет западные врата и входит с народом в храм. Царские врата во всех храмах с этих пор бывают открыты во всю пасхальную неделю в знак того, что Господь Иисус Христос навсегда открыл людям царство небесное Своей смертью и воскресением. Пасхальная утреня состоит почти вся из пасхального канона. Во время утрени все стоят с зажженными свечами в знак духовной радости, а священнослужители несколько раз в различных облачениях обходят с каждением храм и всегда произносят радостную весть: »Христос воскресе«. На это верующие отвечают: »Воистину воскресе«. Такое частое хождение священнослужителей по храму среди молящихся напоминает нам о многих явлениях Господа после своего Воскресения. В конце утрени все молящиеся в знак общей радости целуют друг – друга, давая один другому красные яйца. Этот обычай, давать друг другу красные яйца ведет свое начало от Св. Марии Магдалины, которая, придя к римскому императору Тиверию, принесла ему в дар красное яйцо, и произнеся: »Христос воскресе!« начала Ему проповедовать о Воскресшем Господе. Яйцо в этом случае выражает ту мысль, как из яйца рождается жизнь, так и из гроба восстал Господь и восстанут в последствии все умершие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

В начале 1941 г. Кимрский горсовет учитывая «единодуш­но» пожелания рабочих и служащих ряда промпредприятий принял решение о закрытии Вознесенской церкви. В областной центр горсоветом было послано ходатайство об утверждении этого решения. Ответ, естественно, был положительным. Ле­том 1941 г. Вознесенский храм был закрыт. В середине 1942г. его помещения были переданы облпищепрому для размещения здесь маслобойного завода. Так в городе появилось еще одно новое промышленное предприятие, к зданию которого с восточной стороны была сделана кирпичная пристройка для котельной. В 1950-х годах завод закрыли и на его площадях разместились склады Кимрторга. Со временем здание ветша­ло все больше и больше, капитальных ремонтов здесь не про­водилось за исключением редких косметических, территория все более и более захламлялась. И тем не менее на бывшей церкви красовалась плита с надписью, говорящая о том, что это памятник архитектуры республиканского значения начала 19 века и что он находится под охраной государства. Как осуществлялась эта охрана, говорить лишний раз не прихо­дится. Помимо складов в церкви была оборудована трансформа­торная подстанция городских теплоэнергосетей. Демократи­ческие преобразования последнего времени создали предпо­сылки и для возрождения православной церкви. Как это про­исходит можно увидеть в частности на примере Кимрского храма. В середине 1990 г. сессия горсовета, учитывая просьбу группы верующих вновь образовавшейся религиозной общи­ны приняла решение о передаче им храма и установила сро­ки освобождения его помещений. Общественности пришлось немало потрудиться с тем, чтобы заставить Кимрторг освободить здание от хранящихся в нем товаров. Так или иначе, с проволочками и долгими бесплодными обещаниями, но поме­щения эти были освобождены и переданы их законному вла­дельцу. Первый молебен при участии священнослужителей и сотен верующих города состоялся здесь 16 февраля 1991 г. еще у замкнутых торгом на замок дверей храма. И надо было видеть лица людей в этот зимний день. У одних они выражали удив­ление и немой вопрос: неужели все это не во сне, а наяву; у других были полны откровенного любопытства, у третьих от избытка чувств по щекам текли слезы; у большинства же на лицах была написана радость. 16 мая того же года отмечался храмовый праздник Вознесения Господня. По давней тради­ции этот день считался праздником всей Вознесенской сторо­ны города. Крестный ход во главе со священнослужителями с иконами и хоругвями прошествовал от Преображенского собора до Вознесенской церкви. Неожиданно ожила колоколь­ня, с нее зазвонил колокол. Его голос как-бы символизировал собой начало возрождения Вознесенского храма. У церкви со­стоялось богослужение. В завершение торжества крестный ход прошествовал вокруг храма. Сотни людей расходились по своим домам с просветленными лицами.

http://sobory.ru/article/?object=01846

В нелегкое время, когда умер отец семейства, а мальчик стал обузой для семьи, молитвенно и материально поддержал семью святитель Филарет (Амфитеатров). Приближалась Пасха 1853 года. Владыка благословил Марию прийти с больным немотой сыном Владимиром в его домовую церковь на вечерню в первый день праздника. После богослужения все подходили за благословением к святителю. Внезапно он подошел к Владимиру и произнес: «Христос воскрес!» Мальчик не ответил. Владыка повторил: «Христос воскрес!» Опять молчание. Владыка третий раз произнес: «Христос воскрес!» И — чудо: ребенок ответил: «Воистину воскрес!» Это были его первые в жизни слова. Затем было воспитание и обучение в Киево-Печерской лавре. В 19 лет он принял монашеский постриг с именем Алексий, был рукоположен в сан диакона, а затем — священника. Много лет нес различные послушания в лавре, а затем в Спасо-Преображенской и Голосеевской пустынях. С 1895 года батюшка Алексий трудился в Голосеевской пустыни, которая была скитом лавры. Именно здесь в полной мере наступил расцвет старческой деятельности преподобного. В Голосеево наиболее ярко раскрылись духовные дарования батюшки, которых удостоил Господь: молитвы и размышления, сочувствия и совета, прозорливости и мудрости, но более всего — дар утешения страждущих и милосердия. Прошение на сугубой ектении Невинно страдати о нас изволивый, Христе Боже, и страждущим сострадательно помогаяй, сих младенцев и отроков, невинно страждущих от недуга аутизма (имена), благослови благостию Своею, да явится на них слава Твоя, рцем вси, Человеколюбче Милостивый, скоро услыши и помилуй. Сердцеведче Господи, светом Твоим просвети сердца родителей сих младенцев и отроков, терпением благослови, и на всякую добродетель настави, да благодарят Твое Благоутробие; молимся Ти, Христе Царю, скоро услыши и помилуй. Молитва Господи, Иисусе Христе, Боже наш, послужити спасению рода человеческаго изволивый, страшныя Страсти претерпевый, и даже до Креста и погребения снизшедый; Воскресением же тридневным естество человеческое обновивый! Обнови светом Твоим умы и сердца младенцев и отроков (имена), невинно страждущих от недуга аутизма, благослови их, укрепи, утверди и умудри их благодатию Твоею.

http://pravmir.ru/v-upts-pomolyatsya-o-d...

В тот же день Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Находкинскую епархию, где совершил чин малого освящения нижнего храма во имя Преподобного Сергия Радонежского новопостроенного кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери, возведенного на сопке Тобольской в центре Находки и ставшего архитектурной доминантой крупнейшего портово-транспортного узла Дальневосточного региона России. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл, иерархи, губернатор и мэр поднялись на ступени верхнего храма, где Предстоятеля Русской Церкви приветствовал епископ Находкинский и Преображенский Николай. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом , в котором подчеркнул важность постоянного памятования о Боге и следовании за Ним. " Если человек желает развить все свои способности — умственные, нравственные, физические, если он хочет построить мирную, благополучную, справедливую жизнь, если он хочет воспитать своих детей и внуков, если он хочет сохранить свою страну, окружающий мир, природу, он должен идти за Богом, как цвет подсолнечника идет за солнцем " , - сказал Святейший Патриарх. В память о посещении Находки Святейший Патриарх Кирилл подарил епископу Николаю панагию, а мэру Находки О.Г. Колядину — образ блаженной Матроны Московской и книгу своих проповедей. В дар храму Первосвятитель передал список Казанской иконы Божией Матери. Ознакомившись с интерьером верхнего храма, Святейший Патриарх благословил на соборной площади верующих. В завершение визита Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел город Находку со смотровой площадки на мысе Астафьева. 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии на Центральной площади Владивостока. Престол, на котором совершалась Литургия, был установлен поблизости от места строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора. После чтения Евангелия Предстоятель произнес проповедь на евангельское повествование о том, как Господь посетил дом Марфы и Марии (Лк. 10:38-42). " Господь не противопоставил Марию Марфе и не осудил Марфу. Но Он сказал о том, что является самым главным для людей. То же самое можно отнести ко всей нашей жизни, ко всему роду человеческому " , - сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/vizit_patriarha...

Епископ Филарет поздравил митрополита Георгия от лица архиереев. От лица духовенства с днем рождения митрополита Георгия поздравил протоиерей Сергий Матвеев. От клириков Нижегородской епархии правящему архиерею было преподнесено богослужебное облачение. Игумения Сергия поздравила правящего архиерея с днем рождения, пожелала здоровья и помощи Божией в архипастырских трудах и от имени монашествующих епархии преподнесла митру. Управляющего Нижегородской епархией также поздравили учащиеся арзамасской гимназии. В свою очередь глава Нижегородской митрополии поздравил всех собравшихся с отмечаемыми 14 августа церковными праздниками: днем Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и днем памяти мучеников Маккавеев, а епископа Филарета — еще и с днем рождения. «Сегодня мы освятили собор в честь Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Оно состоялось по молитвам отца игумена, братии этой обители, попечителей, строителей, но, в первую очередь, по воле Божией, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и поддержкой президента страны Владимира Владимировича Путина, благодаря созданию паломническо-туристического кластера " Арзамас — Дивеево — Саров " . Недавно соборными усилиями в Арзамасе был освящен Воскресенский кафедральный собор. Сегодня мы видим продолжение огромной работы по возрождению святынь на арзамасской земле. Сугубо благодарю губернатора области Глеба Сергеевича Никитина за его труды на этой ниве. Сегодня все мы в этом благолепном новоосвященном храме просим Господа, чтобы наши труды, все наши добрые начинания, осоленные Божией благодатью, принесли большие добрые плоды», — сказал митрополит Георгий. Глава Нижегородской митрополии подарил архиереям, Глебу Никитину и Игорю Паньшину иконы Спасителя. Всем присутствующим в храме также были розданы маленькие иконки Спасителя. После богослужения митрополит Георгий, Глеб Никитин, Игорь Паньшин и Игорь Филиппов осмотрели Арзамасский Николаевский женский монастырь и поклонились его святыням.

http://patriarchia.ru/db/text/6049383.ht...

К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 30-х гг. XX века Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, а его священники репрессированы и в 1937 г. расстреляны. В здании храма в течение ряда лет находился клуб. Колокольня была взорвана, главный купол снесен. Потом здание было передано ремонтно-строительному управлению и использовалось как склад стройматериалов. В 1990 г. в церкви возобновились богослужения. 17 августа 1990 года, накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил храм. Восстановлены главный и два позолоченных малых купола храма, интерьер украшен уникальной мозаикой. Колокольня храма восстановлена в 1994 году. По материалам сайта группы милосердия «Преображение» и Официального портала Северо-Западного административного округа г. Москвы . История храма Преображения Господня в Тушине начинается с конца XIX века. До этого на берегу реки Сходни стоял Спасо-Преображенский монастырь, который был разорён в Смутное время. Сильно обветшавший главный храм монастыря расположен был в опасном месте у обрыва реки. Поэтому в начале 1870-х годов окрестные жители приняли решение о строительстве новой каменной церкви вдали от опасного берега. Автором проекта нового храма стал архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзин. Комиссию по строительству возглавил священник Иоанн Спасский. В сентябре 1880 года была закончена тёплая трапезная и в ней освятили два придела - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского и свт. Николая Чудотворца. Значительную сумму на возведение нового храма пожертвовали священник Иоанн Спасский, фабриканты В. Н. Сувиров и К. Е. Прохоров, статский советник П. Г. Цуриков. Священник Иоанн Спасский не дожил до завершения строительства храма, он умер в 1881 году. Храм достроил новый настоятель священник Николай Буравцев.

http://sobory.ru/article/?object=03260

Княгиня оказывала материальную и моральную поддержку духовенству и жителям города Слуцка, Преображенскому братству, в деятельности которого принимала личное участие. Она жертвовала собственноручно вышитые золотом церковные ризы и священнические облачения, выделяла средства для постройки храмов, совершала паломничества в отдельные церкви во время храмовых празднеств. Пример ее служения убеждает, что и в условиях смуты можно сохранять чистоту жизни, верность Евангельским идеалам и преданность родительской вере. Недолго, однако, судил Господь жить на земле праведной княгине. Слабое здоровье, многообразные заботы и скорби, которые пришлось ей испытать, стали причиной ее кончины при рождении дочери. Но это, по слову апостола Павла, были те скорби, которыми «надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Тело ее нашло упокоение в главном храме Свято-Троицкого Слуцкого монастыря, в особо изготовленной раке, под фамильной иконой Покрова Пресвятой Богородицы. В память о благочестивой супруге князь Януш продолжал поддерживать в Слуцких владениях Православие, подтверждая своими грамотами завещанные княгиней Софией церковные традиции. В одной из грамот, в частности, говорилось: «чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, безо всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом». Не случайно, что при наступлении благоприятных времен именно Слуцк стал кафедрой первых Минских архиереев. В этом же граде берут свое начало и Минские духовные школы. Глубокое почитание праведной Софии как святой заступницы веры Православной началось сразу же после ее блаженной кончины. Видящий втайне и воздающий въяве Господь прославил святую княгиню Софию нетлением ее тела и чудотворениями у ее гроба. Ее почитание в народе Божием не ослабевало в течение веков и продолжается сегодня. В памяти церковной хранятся многочисленные случаи чудотворений, исцелений и различных благодеяний по молитвам святой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010