Как бы мы, верующие, жили здесь без этих праздников, как бы пуста и безотрадна показалась нам жизнь, посреди всей ее суеты, посреди гнетущих забот, посреди нужды и неправды! А всякая душа «скорбящая, озлобленная, помощи и милости от Бога требующая», без праздника,– куда бы девалась, на чем бы отдохнула от своей отчаянной скорби? Всякую душу, как бы ни была она погружена – ив молву людскую, и в безмолвие одиночества,– праздник призывает петь песнь Вседержителю Богу. Слово это понятно и сочувственно русскому человеку, с детства воспитанном в благочестивом обычае, с детства знающему церковь с ее праздниками. Русский человек всю свою жизнь, все свое рабочее время, привык размерять по праздникам церковным. Русская душа отдыхает и радуется в церковный праздник, и благо тому, кого благочестивые родители с детства приучили чтить праздник, с радостным чувством ждать его и услаждаться его освежающей и возвышающей силой. А Церковь наша своим богослужением так торжественно обставила не только великие праздники, но и таинственное ожидание их для верующих, что праздник сам собою постепенно вступает в душу, озаряя ее тихим светом благодати. Весь год светится этот свет тому, кто привык ощущать его. Настает весной праздников праздник, Пасха Христова – и ему предшествует семь недель торжественного приготовления и ожидания – непрерывною цепью молитвенных созерцаний, таинственных воспоминаний и вдохновенных песнопений. Настает подлинно «царица времен, весна душам», как сказано в каноне на неделю св. Фомы. – За Пасхой идет ряд недель по Пасхе, посвященных Евангельским воспоминаниям, умиляющим душу,– до радостного Вознесения, на котором Церковь собрала подлинно и песнопения и звуки, исполненные светлой радости. Недолго затем ждать цветущего праздника Пятидесятницы: «небеса поведают славу Божию», природа пышным расцветом своим призывает славить Бога во Святой Троице, и живые с усопшими соединяются в общей друг за друга молитве. Осень приводит великие дни Преображения, Успения, Рождества Богородицы, Воздвижения и Покрова. И уже в начале зимы возникает в душе чаяние Введеньева дня, когда затеплится заря Рождества Христова и в церкви уже слышится тихое пение: «Христос рождается!» Ждем сочельника,– и чему уподобить торжественную тишину этого дня, исполненного от царских часов до вечерни и всенощной таинственных образов, пророчеств и песнопений! Знают эти дни все церковные люди, кто стаивал в трепетном ожидании первой вечерней стихиры: 6 «приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Вот Господь и пожелал, чтобы все люди так жили, чтобы не было больше правды за силой, а чтобы правда была за любовью. Но для того чтобы понять эту заповедь Божию, нужно вот что иметь в виду. Когда мы любим, мы себя отдаем другому. Любовь — это всегда жизнь не только для самого себя, но и для других, для братиков и сестричек, для товарищей и друзей, а в идеале, как Господь повелел, — для всех людей. И если мы с вами овладеем этим новым законом, который принес Господь, то у нас никогда не будет несчастных, потому что люди, живущие по закону любви, всегда счастливы, в их сердце всегда свет. Я хотел бы пожелать вам, мои дорогие дети, чтобы вы этот закон Христов усвоили и с самого раннего детства научились любить друг друга. А любить — значит помогать другому, значит делиться с другим, значит всегда иметь в виду, что, кроме тебя, есть еще другие дети, а когда вырастешь, понимать, что кроме тебя есть много-много людей и, чтобы все они были счастливы, мы должны любить и помогать друг другу. Если вы усвоите этот самый главный закон жизни, вы все будете отличниками, потому что осуществление закона любви — это такой аттестат зрелости, который делает человека счастливым на всю жизнь. Этого я и хотел бы пожелать всем вам в последнее воскресенье святок, замечательного времени от Рождества до Крещения, и пусть любовь Христова пребывает в ваших семьях и в ваших сердцах. С праздником вас поздравляю!» Проповедь перед причастием произнес протоиерей Глеб Цвиркунов, клирик московского храма Преображения Господня в Тушине. По окончании Литургии Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовали учащиеся воскресных школ. Святейший Патриарх Кирилл вновь поздравил участников богослужения с праздником и с принятием Святых Христовых Таин. Предстоятель также поблагодарил руководительницу сводного детского хора Варвару Волкову и всех детей за прекрасное исполнение богослужебных песнопений и пожелал ребятам здоровья, мира и успехов в учебе. Всем участникам богослужения были вручены иконки Рождества Христова с Патриаршим благословением.

http://patriarchia.ru/db/text/4345219.ht...

Таким образом, после Преображения Господня попоститься мы можем лишь один день (накануне Успения), а в остальные 5 дней (20, 21, 24, 25, 26), нам придется ограничиться лишь тем или иным видом воздержания (по личному выбору). 22–23 августа (суббота и воскресенье) в этом году непостные. Можно было бы этим и закончить нашу беседу, если бы не требовалось еще объяснить моим прихожанам, почему в нашем храме не совершается и не будет совершаться на праздник Успения так называемый «Чин Погребения Богородицы», получивший в нашей Церкви неожиданное распространение. Почему неожиданное? Дело в том, что он изначально предназначался для богослужения в Гефсимании, в противовес влияниям тамошних католических богослужений. К слову сказать, в римо-католической церкви «Взятие на небо блаж. Девы Марии» принадлежит к разряду самых великих праздников и особым приготовлением к этому празднику является именно сочельник, в который в Гефсиманском храме Иерусалима так же стали совершать особое утренне богослужение (с 9:00). У нас же, хотя и нет вроде нужды противодействовать такой службой католикам, однако она мало того, что стала пользоваться популярностью, да еще и служить ее стали в нарушение Устава, ибо в нашем варианте погребальный чин не составляет отдельной службы (как в Иерусалиме), а просто присоединяется к праздничной всенощной, хотя по Уставу богослужение в сам праздник ничем не должно отличаться от обычного. Кроме того, данный «Чин» представляет собой подражание великосубботним «Похвалам», а точнее простое переложение службы Великой Субботы, говоря о Воскресении и Вознесении Богоматери. На мой взгляд, идея приспособления к празднику Успения песнопений Великой Пятницы и Великой Субботы, по меньшей мере, странная. Потому что события погребения Божией Матери существенно отличаются от событий «Страстной» седмицы, когда еще не было Воскресения и победы над смертью. Сами названия воспоминаемых событий указывают на различия их по духу и смыслу. С одной стороны, – смерть, и смерть крестная, а с другой – успение, сон с надеждой на восстание.

http://azbyka.ru/video/87-uspenskij-post...

Тотчас после утрени совершают литургию. На литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова о Божественном достоинстве воскресшего Господа. После литургии совершается освящение куличей, яиц и всей молочной пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать. Всю пасхальную неделю на аналое пред иконами лежит артос, освященный в 1-й день Пасхи. Артосом называется круглый пшеничный хлеб с изображением креста или Воскресения Христова. Он напоминает нам о вкушении пищи Иисусом Христом среди учеников после Его воскресения, а также и об обычае Апостолов после Вознесения Господа откладывать хлеб на столе в память пребывания Христова на земле среди учеников. В субботу светлой седмицы артос после литургии разрезается и раздается верующим. От праздника Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны не полагаются. Праздник Пятидесятницы. В этот день воспоминается Сошествие Св. Духа на Апостолов в 50-й день после Воскресения Христова. Этот праздник называется еще »Троицыным днем«, потому что при Сошествии Св. Духа на Апостолов участвовала вся Святая Троица. В Троицын день тотчас после литургии совершается вечерня. Во время вечерни священник в открытых царских вратах, обратясь к народу, стоя на коленах, читает вслух три молитвы, написанные Св. Василием Великим . В этих молитвах коленопреклоненные верующие просят у Бога прощения грехов и помощи Святого Духа, и молятся о своих умерших отцах и братьях. Храмы и жилища в этот день украшают цветами и зелеными ветвями. Такое украшение служит знаком животворящей силы Св. Духа. Праздник Воздвижения Креста Господня. Празднуется 14 сентября. Этот праздник совершается в память двух событий в истории Креста Господня, именно: в память обретения его в 326 году Св. Царицею Еленою и в память возвращения его от персов в 628 г. Святая царица Елена нашла Крест Господень и поместила его в Иерусалиме. В 614 году персы напали на Иерусалим ограбили его и вместе с другими сокровищами взяли и Крест Господень. В 628 году Византийский император Ираклий заключил мир с персами и возвратил Крест Господень в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

И в наше время эти слова подтверждаются. Приход Спасо-Преображенского монастыря молод в буквальном смысле. Люди среднего возраста и молодежь приезжают сюда не только на службы, но для того, чтобы помочь немногочисленной братии в трудах по благоустройству. Вечернее богослужение довольно продолжительное, около трех часов, поэтому, помолившись на службе, можно пойти потрудиться на послушании и затем снова вернуться в храм. Цельность и простота монашеского образа жизни таинственным образом влечет людей,- так начинается новая история саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Преображение Господне Праздник Преображения Господня, расположившийся в календаре посреди Успенского поста, как яркий маяк указывает христианам направление к Богу, к возможно большему («якоже можаху», см. тропарь праздника) сближению человека с Господом. Воссоединение твари со своим Творцом, созданного и любимого Богом человека со своим Создателем, во всей полноте совершилось в Боговоплощении. Иисус Христос преобразившись на Фаворской горе, накануне Своих страданий, смерти и Воскресения, приоткрыл ближайшим ученикам тайну будущего века, ту цель, ради которой «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Цель эта - скиния (совместное пребывание) Бога с человеками, Небесный Иерусалим, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (см. Апок. 21). Этот праздник имеет много богословских смыслов, но едва ли не самый главный из них - это наше личностное участие в Преображении, открывшаяся для нас возможность обОжение нашей человеческой природы. Что мы видим во Христе, и чуть позднее еще ближе для нас раскроется в Успении Пресвятой Богородицы, сможем ли мы, имея ту же человеческую природу, увидеть свет Преображения как залог всеобщего Воскресения? Фаворский свет сияет нам в этот праздник с особой силой, проникая как свет далекого маяка сквозь толщу греховного тумана. Церковь в праздник Преображения призывает в своем богослужении идти на этот свет: «Востаните ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения» (см. кондак службы Преображения).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Катавасия – ирмосы ближайшего великого Господского праздника – Воздвижения: «Крест начертав Моисей» (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по уставу петь дважды. На 9-й песни «Честнейшую...» не поем, но поем припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую...» поется первый припев: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матере» и ирмос 2-го канона: «Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем». Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию». После 9-й песни – светилен «От неплодныя днесь Анны...», «Слава, и ныне» – «Адаме обновися...». На хвалитех – стихиры на четыре, гл. 1-й. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника однажды и ектении: сугубая, просительная и отпуст. Литургия 10 На Блаженны берутся тропари с первого канона песнь 3-я на 4 и с другого канона песнь 6-я на 4. В Богородичные праздники по малом входе следует петь «Приидите, поклонимся...»; а в Господские – особо во время Херувимской и вынимает в это время частицы, не приходится, ибо при этом служении в конце проскомидии не читается молитва предложения и не совершается отпуст проскомидии; ее заканчивает, таким образом, сам архиерей. (Это подтверждает и К. Никольский , говоря: «Впрочем архиерей, придя в предложение (к жертвеннику) в то время, когда следует переносить Дары на Престол – во время большого входа, сам вынимает частицы из просфор за здравие и за упокой. И прежде сего архиерей читает молитву предложения: «Боже, Боже наш...», а именно – во время великой ектении». См. К. Никольский . Устав богослужения Православной Церкви. СПб., 1900, с. 375.) Поэтому надо или не говорить отпуста проскомидии и не читать молитвы вплоть до момента Херувимской и тогда уже закончить приготовления к литургии, или строго и безусловно придерживаться восточной традиции, т.е. требований устава и разумного, грамотного отношения к совершающемуся чину. Первое приблизило бы нас к древнему положению проскомидии между литургией оглашенных и литургией верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

связано, т. о., с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к к-рым В. первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие В. (названное здесь σταυροφνεια - явление Креста) было впервые совершено 17 сент. 334 г. в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей (Chron. Pasch. P. 531). Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение 8 дней; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей - Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном ( Eger. Itiner. 48-49). Выбор 13 или 14 сент. как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным решением. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христ. аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33-36), отмечавшегося на 15-й день месяца Тишри по евр. календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время празднования Кущей. Кроме того, дата праздника Обновления 13 сент. совпадает с датой освящения рим. храма Юпитера Капитолийского и христ. праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила широкого распространения). Наконец, возможны параллели между В. Креста 14 сент. и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между В. и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сент. как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сент. как дня праздника В.) окончательно не решен ( Van Tongeren. P. 30-33).

http://pravenc.ru/text/155081.html

Неподвижные праздники имеют фиксированные (постоянные) календарные даты. Какие церковные праздники являются самыми важными? По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха – Воскресение Христово, затем следуют двунадесятые праздники, которые подразделяются на Господские и Богородичные. Далее следуют великие недвунадесятые праздники, за ними – средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47 Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Какие церковные праздники называются великими? Великими называются особо значимые праздники. К ним относятся: Пасха, все двунадесятые праздники, а также еще 5 праздников Русской Православной Церкви, которые обычно называются “великими недвунадесятыми”: — Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября); — Обрезание Господне (1/14 января); — Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля); — День памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля); — Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября). Также к этой группе совсем недавно причислен еще один праздник — день памяти святого равноапостольного князя Владимира 15 ⁄ 28 июля. Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, богослужение в этот день следует совершать “по уставу великого праздника”. Какие церковные праздники называются двунадесятыми? Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Они могут быть Господскими (Владычными, посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа) и Богородичными (посвящены событиям земной жизни Пресвятой Богородицы). Порядок их следования отсчитывается от начала церковного года, который приходится на 14 сентября по новому стилю (1 сентября – по «старому»). К Господским праздникам относятся: — Рождество Христово (25 декабря/7 января), — Крещение Господне (6 января/19 янв.), — Преображение Господне (6 августа/19 авг.), — Воздвижение Креста Господня (14 сентября/27 сент.),

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

1 февраля 1925 года он совершил литургию в Донском монастыре. На протяжении февраля и марта патриарх совершал богослужения в самых отдаленных концах города, благословляя, как обычно, тысячи молящихся. В феврале им были совершены литургии в храме Трифона Мученика (у Рижского вокзала), в храме Богоявления (в Елохове) – в праздник Сретения Господня и всенощная в храме Взыскания Погибших в Палашах, литургия в храме святой Софии на Софийской набережной. Патриарх, однако, не торопился выписываться из больницы – здесь он чувствовал себя лучше и спокойнее по сравнению с крохотными комнатками женского монастыря, битком набитыми народом. Лишь на первой неделе Великого поста решил Святейший выйти из клиники, чтобы провести эту седмицу по-монашески, поговеть и не пропустить ни одного богослужения. В прощеное воскресенье, 1 марта 1925 года, он служил литургию в храме св. Ермолая на Садовой улице. Вечером он совершил прощеную вечерню в Донском монастыре и на протяжении всей первой недели служил каждый день. Затем патриарх вновь переехал на Остоженку. На протяжении Великого поста патриарх служил каждое воскресенье. 8 марта 1925 года он совершил литургию в храме св. Николая на Песках. 16 марта – в храме Зачатьевского монастыря. 21 марта – всенощную с выносом креста в храме Воскресения на Остоженке (рядом с клиникой). 22 марта – в воскресенье Крестопоклонной недели – Святейший слу жил литургию в храме Сорока Мучеников, при которой совершил послед нюю в своей жизни хиротонию, рукоположив архимандрита Тихона во епископа Гомельского. 29 марта патриарх Тихон совершил литургию на далекой московской окраине – в храме Петра и Павла на Преображенской площади, обычно этот храм называли Малым Преображением. В шестое воскресенье Великого поста патриарх совершил литургию в храме Вознесения на Никитской улице. Служба была длинная, торжественная. Несколько тысяч москвичей переполнили огромный храм, который был в то время любимым храмом московской интеллигенции. Многое видели стены просторного, красивого здания: в феврале 1831 года здесь венчался А.С.Пушкин с Н.Н.Гончаровой. В 1918 году здесь происходило отпевание юнкеров, погибших в 1918 году – 180 гробов заполняли храм. В 1920 году здесь венчалась дочь Ф.И.Шаляпина, и могучий бас великого артиста, читавшего Апостола, сотрясал стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиерей напомнил, что в духовно-культурном центре Митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) в Алма-Ате продолжает работу выставка «Храм — небо на земле», на которой представлены макеты известных соборов Православной Церкви Казахстана. В заключение пресс-конференции глава Казахстанского митрополичьего округа поблагодарил руководство информационного агентства «Интерфакс-Казахстан» и участников встречи и поздравил всех с наступающим праздником Воскресения Христова, пожелав здоровья, благополучия, мира и милости Божией. «Хотел бы напомнить — настоящее празднование Светлого Христова Воскресения невозможно представить без совершения дел любви по отношению к ближнему. Наш высокий нравственный долг — укрепляясь дарами Пасхи Христовой, быть опорой для тех, кому сейчас трудно, протягивать руку братской поддержки всякому человеку, неважно, верующий он или неверующий, праведный или грешный, трудиться ради преображения мира вокруг нас, наполняя его правдой, милосердием и красотой. В благодатные пасхальные дни мы будем возносить сугубые молитвы о родной земле Казахстанской, об укреплении братолюбия и согласия в нашей стране, о многонациональном народе Казахстана и о каждом человеке, кто живет и трудится на просторах Великой степи. В преддверии Святой Пасхи обращаюсь ко всем жителям Казахстана с пожеланиями встретить в радости Светлое Христово Воскресение. Пусть Господь в мире сохранит нашу страну — благословенный Казахстан, даст всем нам Свою помощь в трудах, благополучие и счастье», — заключил архиерей. Пасхальное богослужение пройдет во всех храмах страны в ночь с 15 на 16 апреля. В г. Алма-Ате праздничное богослужение в Вознесенском кафедральном соборе совершит митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Начало в 23.30. В столице Казахстана — Астане — праздничную службу по благословению митрополита Александра возглавит управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий . Начало в 23.30. 19 апреля в Караганде состоится крестный ход от Богородице-Рождественского монастыря в Михайловке (ул. Западная, 34), где жил и трудился преподобный старец Севастиан, к новопостроенному Троицкому собору (ул. Новая, 29). Начало в 8.45. В рамках празднования состоится освящение здания духовно-культурного центра при соборе и открытие выставки, посвященной святому Севастиану.

http://patriarchia.ru/db/text/6018830.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010