Однако если бы празднование совершалось за 40 дней до Великого Пятка, оно выпадало бы всегда на Великий пост. По этой причине было решено перенести праздник на летний период и совершать его за 40 дней до Воздвижения, когда Церковь поклоняется Кресту Христову и вспоминает распятие Господне 4 . Праздник установлен в честь события, описанного евангелистами-синоптиками (см.: Мф. 17:1–8 ; Мк. 9:2–9 ; Лк. 9:28–36 ). Это событие в восточно-христианской традиции рассматривается как явление нетварного Божественного света, как прообраз обожения и эсхатологической славы человеческого естества. Восприняв на Себя человеческую плоть, Сын Божий обоготворил ее и сделал способной к тому, чтобы стать вместилищем славы Божией. Преобразившись перед тремя учениками, Спаситель приоткрыл им Свое Божественное естество, а вместе с тем и ту будущую славу, которая ожидает праведников в Царстве Небесном. В богослужебных текстах праздника отмечается неразрывная связь между Преображением и крестным страданием Спасителя. Господь преобразился для того, чтобы ученики, увидев Его во всем блеске Его Божественного величия, не усомнились и не поколебались, когда увидят Его распятым на кресте, в состоянии предельного уничижения: Прежде Креста Твоего, Господи, гора небеси подобяшися: и облак яко сень протязашеся, Тебе преобразующуся, от Отца же свидетельствуему: тамо бе Петр со Иаковом, и Иоанном, яко хотяху быти с Тобою, и во время предания Твоего: да видевше чудеса Твоя, не устрашатся страданий Твоих... 5 Прежде Креста Твоего, Господи, гора уподобилась небу, и облако распростерлось над ней, как тень, когда Ты преображался и Отец свидетельствовал о Тебе. Там были Петр с Иаковом и Иоанном, ибо они хотели быть с Тобою и в то время, когда Ты будешь предан, дабы, увидев чудеса Твои, не устрашиться страданий Твоих. На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты еси воистинну Отчее сияние 5 Ты преобразился на горе, Христос Бог, и ученики Твои видели славу Твою, насколько могли вместить, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное, и проповедали его миру, ибо Ты поистине – сияние Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Перевод Господи, когда Ты крестился в Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице. Ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя видимо подтверждал истинность этого слова; Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак Явился еси днесь вселенный, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный. Перевод Ныне Ты явился вселенной, и Свет Твой, Господи, отпечатлелся на нас, с разумением воспевающих Тебя; Ты пришел и явился, Свет неприступный. 4. Тропарь праздника Преображения Господня. (6 августа) Преобразился еси на горе, Христе Боже,–показавый учеником Твоим, славу Твою,– якоже можаху. Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Перевод. Христос Бог , Ты преобразился на горе, показав Своим ученикам славу Свою насколько они могли ее видеть. По молитвам Богородицы да воссияет и нам грешным вечный Твой свет. Светодавец, хвала Тебе. Кондак На горе преобразился еси, и якоже вмищаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедат, яко Ты еси воистину Отчее сияние. Перевод На горе преобразился, Христе Боже, и ученики Твои, насколько могли вместить, видели славу Твою: для того, чтобы, когда увидят Тебя распинаемого, поймут, что страдание было добровольное, а миру проповедуют, что Ты воистину Отчее сияние. 5. Тропарь праздника Входа Господа в Иерусалим (за шесть дней до Пасхи) Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Перевод Уверяя нас в общем воскресении, Ты Христе Боже! прежде Своих страданий воскресил из мертвых Ла заря. Посему и мы, подобно отрокам, нося знамения победы восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

30 . Кунцлер М. Литургия Церкви. В трех книгах. – М.: Христианская РОССИЯ, 2001. 31 . Липатова С.Н. Вход Господень в Иерусалим: иконография праздника (www.pravoslavie.ru). 32 . Липатова С.Н. Заметки по иконографии Крещения Господня в византийском и древнерусском искусстве (www.pravoslavie.ru). 33 . Липатова С.Н. Заметки по иконографии Преображения Господня (www.pravoslavie.ru). 34 . Липатова С.Н. Иконография Вознесения Господня в искусстве Византии и Древней Руси (www.pravoslavie.ru). 35 . Липатова С.Н. Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (www.pravoslavie.ru). 36 . Липатова С.Н. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве (www.pravoslavie.ru). 37 . Липатова С.Н. Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси (www.pravoslavie.ru). 38 . Липатова С.Н. Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси (www.pravoslavie.ru). 39 . Лукашевич А.А. Великий праздник//Православная энциклопедия. Том 7. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. – С. 463–464. 40 . Лукашевич А.А. Господские праздники//Православная энциклопедия. Том 12. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. – С. 173–178. 41 . Лукашевич А.А. Двунадесятые праздники//Православная энциклопедия. Том 14. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. – С. 266–269. 42 . Лукашевич А.А. Из истории богослужения на праздник Святой Пятидесятницы//Служба в неделю Святыя Пятьдесятницы с последованием коленопреклонения. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 95–1110. 43 . Матфей (Мормыль), архим. Эортология и богословие Рождества Христова (www.pravoslavie.ru). 44 . Озолин Н., прот. «Троица», или «Пятидесятница»//Философия русского религиозного искусства. – М.: Прогресс, 1993. – С. 375–384. 45 . Платон (Игумнов) , игум. Кондак преподобного Романа Сладкопевца на Сретение Господне//Журнал Московской Патриархии. 1984. – С. 72–78.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4 июня, накануне дня памяти преподобной Евфросинии, мощи святой были торжественно перенесены из Киево-Печерской Лавры в Полоцкую обитель. Мощи угодницы Божией внесли в Кресто-Воздвиженский собор, где было отслужено всенощное бдение. На следующий день, по окончании Божественной Литургии, мощи святой перенесли из собора в древнюю Спасо-Преображенскую церковь. С 1913 года в монастыре было введено перенесение мощей преподобной Евфросинии из Спасского храма в Кресто-Воздвиженский собор. Мощи преподобной находились в соборе до осени, а затем, в первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери, их возвращали в древнюю церковь. В современный период жизни обители, с 1994 года, накануне дня памяти преподобной Евфросинии в Кресто-Воздвиженский собор из Спасо-Преображенского храма переносили мощи угодницы Божией, а в день праздника, 5 июня, после богослужения крестным ходом их возвращали обратно. Это совершалось до 2006 года. С 27 декабря 2006 года в связи с начавшимися реставрационными работами в Спасской церкви Кресто-Воздвиженский собор стал местом постоянного пребывания святых мощей. 29 мая 2007 года из Бреста была привезена серебряная рака для мощей преподобной (изготовлена художником-ювелиром Н.П. Кузьмичом), в которую и были переложены мощи угодницы Божией из прежней, дубовой раки. 17 августа 2009 года в соборе над мощами преподобной Евфросинии была установлена деревянная сень. (Изготовлена минским резчиком М.М. Юревичем и расписана художниками-иконописцами Минского Свято-Елисаветинского монастыря.) В XX веке Кресто-Воздвиженский собор сильно пострадал. В 1920-е годы храм был поврежден снарядами и пустовал, поскольку иконы были изъяты при эвакуации 1915 года. В церковно-ризничной описи монастыря за 1922 год говорится о том, что собору «требуется капитальный ремонт, т. к. крыши, стены и окна повреждены снаружи» (ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6). В годы Великой Отечественной войны в одном из монастырских корпусов располагалось немецкое командование, поэтому часть территории обители, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались русские военнопленные.

http://sobory.ru/article/?object=04903

Благословите вся дела Господня… Благословите Ангели Господни… Благословите сынове человечестии,… дуси и души праведных, Благословите Анания, Азария, Мисаил… Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа. А 9я песнь (речь идет о первой ее части, когда исполняется «песнь Богородицы»), в виду своей важности сохраняется даже в нашем сокращенном богослужении так, что мы слышим ее почти во все дни года, кроме некоторых значимых праздников. Причем, тогда как стихи всех библейских песней служат припевами к ирмосам и тропарям канона, песнь Богородицы использует в качестве припева к своим стихам ирмос, у которого, кстати тоже есть свой припев, с которым он поется в Вел. Пятницу. И звучит это так: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего» (припев), а дальше ирмос (Честнейшую Херувим…).Как правило, этот ирмос с припевом поется в конце утреннего канона, включая и канон евхаристический (на Литургии), иногда заменяясь в праздники Задостойниками, т.е. девятыми ирмосами праздничных канонов. В любом случае, в таком виде он является частью именно утреннего богослужения. Что касается ТРИПЕСНЦА, то он некоторое время был исключительной формой канона, использовавшейся в периоды Великого Поста, Пятидесятницы и праздников, когда тропари помимо 8 и 9 песен стали присоединять еще и к рядовой песни дня, т.е. в понедельник к 1й песни, во вторник ко 2й и т. д. И именно этим объясняется возникновение Триоди, а так же практика исполнять трипеснцы на повечериях в предпразднства Рождества Христова (20–24 дек.), Богоявления (2–3 янв.) и др. праздники (например, Преображения). А по субботам установилось петь ЧЕТЫРЕХПЕСЕНЕЦ, включавший в себя, кроме рядовой 6й песни, изображающей пророчество о восстании Христа из мертвых, еще и песнь отроков в ее полном варианте, т.е. 8 песнь объединенную с 7ой, к которой добавлялась традиционная 9 песнь. Для всех вышеозначенных канонов характерным было отсутствие ирмосов и малое количество тропарей (от 2 до 4 в каждой песни). Этот характер до сих пор сохраняется на молебных канонах.

http://azbyka.ru/video/107-utrennij-kano...

Богослужение возглавлял священноархимандрит обители — митрополит Тихон, благодаря чему было совершенно живое чувство радости и торжества. Обитель преобразилась, здесь всюду чувствуется забота о приезжающих сюда людях. Меня поразило большое количество молодежи, приехавшей на праздник. На лицах всех пришедших помолиться в праздник Рождества Христова были видны радость и лёгкость, ведь по молитвам святых угодников и старцев каждого человека посещает благодать и происходит духовное преображение человека, а это самое важное в нашей жизни. Привлечение паломников в обитель — это дело, ведущее ко спасению душ человеческих. Русский православный человек всегда искал поддержку в святых местах, в которых монашество всегда просвещало и укрепляло человека. Здесь эта традиция продолжается благодаря насельникам обители, которые бережно её охраняют. Промысл Божий и молитвы старцев, которые здесь всех с любовью принимали, видя нашу веру и любовь, ведет нас по жизни. И все испытания, и все вразумляющие нас бедствия Бог освятит Своею истиною. В общении с людьми нужно найти в своем сердце точку, которая станет некоей опорой, позволяющей понять, вместить, увидеть и почувствовать человека. Эта точка — точка любви! И именно эту благодатную основу я здесь ощутила. Благодарю за все Бога! Рейтинг: 9.9 Голосов: 776 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья М. 5 января 2023, 06:51 Спасибо. Ольга 22 января 2021, 12:21 Очень теплый и светлый Ваш рассказ, Лариса! Окунулась и ощутила всю красоту монастыря. Здравие и Многие Лета братии монастыря и владыке Тихону! Огромное спасибо! Тамара 20 января 2021, 12:41 Очень интересные и тёплые воспоминания, спасибо огромное.. С любовью из Белоруссии Маркелова Алена 19 января 2021, 12:44 Спасибо за историю! Я так давно хочу побывать там! Это было виртуальное путешествие)) Ольга 19 января 2021, 09:42 Спаси, Господи, за рассказ! Было бы интересно познакомиться с иконописными работами Ларисы Шеховцовой. Иконописцы всегда остаются в тени, «за кадром», имена их неизвестны.

http://pravoslavie.ru/136758.html

К 100-летнему юбилею храма в 2010 году старые ворота и калитки были заменены новыми, коваными. Было построено здание, где располагается Воскресная школа. А также у западных ворот на пожертвования ныне усопшей кимрской предпринимательницы Надежды Васильевны Поповой возведено 2-этажное кирпичное здание, где располагается приходской дом с иконной лавкой, часовней и другими помещениями. В результате восстановительных работ храм не только приобрел свой первоначальный облик, но и стал выше, величественнее. Собор одновременно грандиозный и аккуратный, сдержанный и роскошный, богато декорированный, но не утративший строгой элегантности русских храмов. Терракотовый цвет его фасада оттеняется щедрой белой лепниной, узкие и высокие окна световых барабанов украшены псевдорусскими «кокошниками». Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Контакты [ править править код ] 171507, Тверская область, г. Кимры, ул. Урицкого, д. 65 8(48236)31970 pr-sobor@rambler.ru Паломнику [ править править код ] Проезд: автобус Тверь - Кимры Богослужения совершаются в храме ежедневно с 08:00. По воскресеньям исповедь начинается в 08:00, а литургия в 09:00. После литургии совершается молебен Иверской иконе Пресвятой Богородицы и святым новомученикам Кимрским. Накануне воскресных дней и великих праздников всенощная — в 17:00. В сами великие праздники совершаются две литургии — в 07:00 час. и в 09:30 час. Исповедь совершается до начала Литургии. Отпевание усопших совершаются ежедневно, Таинство Крещения совершается после предварительного прохождения двух огласительных бесед. Также после предварительной записи и собеседования в положенные дни совершается Таинство Венчания. При соборе действует часовня, где находится церковная лавка с обширным выбором православной литературы. Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Группа вконтакте: Преображенский собор г. Кимры Сайт: Преображенский Собор г. Кимры Навигация Персональные инструменты Пространства имён

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Преображ...

По такому принципу, очевидно, установлен срок празднования Преображения Господня. В нынешнем году к 1-го августа заканчивается чтение той главы Евангелия от Матфея, где содержится повествование о Преображении Господнем, а именно, главы 17-ой. Устав и приурочил праздник в честь этого события к постоянному числу месяца: к 6-му августа. То же нужно сказать и о празднике Усекновения главы Предтечи. Скорбное повествование о мученической кончине св. Иоанна Предтечи изложено наиболее полно в сравнении с другими евангелиями у евангелиста Марка. Последовательное чтение евангелия от Марка в нынешнем году начинается 22 августа; а в минувшем, 1966-м году, чтение его начиналось 2-го августа, и в последние дни августа прочитывалась шестая глава этого евангелия, в которой находится рассказ о пире у Ирода и убиении Предтечи. В связи с этим, несомненно, праздник Усекновения приурочен к концу августа, именно, к 29-му числу этого месяца. Какое значений имеет вынос Креста, с поклонением ему и особым богослужением в августе, и почему он приурочен к 1-му августа? Прямое основание для ответа находим снова в Евангелии. После насыщений четырех тысяч человек семью хлебами и двумя рыбами в пустыне и после исповедания ап. Петром Иисуса Христа Сыном Божиим, – читаем в Евангелии – «с того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему Нужно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, и первосвященников и книжников, и быть убиту и в третий день воскреснуть»; вслед за сим Господь прибавил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Эта беседа была за шесть дней до события преображения Господня. «По прошествии шести дней», сказано у Ев. Марка, Господь возвел своих ближайших трех учеников на высокую гору и «преобразился пред ними». Потом, сойдя с горы, Господь исцелил бесноватого отрока, указав ученикам при этом на необходимость для совершения исцелений не только веры и молитвы, но также и поста: «сей же род ничимже может, изыти, токмо молитвою и постом». Многократно с той поры стал Господь говорить ученикам о будущем осуждении Его на смерть в Иерусалиме, о распятии Его и о своем воскресении в третий день, особенно тогда, когда он направил свой путь с учениками в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам — праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника Входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне — благословением урожая яблок. Так же и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры. Окунулся на Крещение — стал ли крещеным В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно ли считать себя крещеным и носить крестик? Нет, окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещеным. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над вами Таинство Крещения. Правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещеным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь? Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, причастия, венчания и др.) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным, необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Для этого необходима ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения. Батюшка, у меня ребенок, дочка 6 месяцев, и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет? При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.

http://pravmir.ru/kreshhenskaya-voda-bog...

В 1840 году благочинным тюменских церквей Л. Слопцовым были направлены церковным старостам Вознесенского и Воскресенского приходов копии резолюций, а также чертежи на проведение восстановительных работ. Вероятно, предписание благочинного было исполнено, т.к. в копиях указов Синода Тобольской Духовной Консистории к Тюменскому Духовному Правлению о строительстве церквей в последующие годы вопрос о ее реставрации больше не поднимался. С момента постройки Вознесенской церкви в ней находились два иконостаса: на верхнем этаже (главный) – в честь Вознесения Господня и в нижнем – во имя Великомученика Георгия Победоносца. Позднее к последнему были пристроены и освящены в 1874 году еще два придела, по плану и фасаду утвержденные епархиальным начальством от 21 октября 1865 года: с правой стороны – в честь Преображения Господня, по завещаниям купца И.В. Оконишникова, с левой – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, купца и одновременно церковного старосты этого прихода Е.А. Котовщикова. Примечательно, что иконостасы двух приделов были под заказ изготовлены и привезены из Москвы. В 1856 году основные события Вознесенского прихода перемещаются на приходское (парфеновское) кладбище. Здесь братьями купцами Иваном и Федором Диаконовыми осуществляется беспрецедентное решение строительства большой каменной церкви с предполагаемыми названиями: во имя Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвиженская, и во имя Трех Святителей. В 1857 году, после освидетельствования местности Тобольским Губернским Правлением, началось строительство храма, которое закончилось в августе 1862 года, получившее впоследствии название – Трехсвятительская. С момента ее открытия богослужения совершались преимущественно в двунадесятые праздники, а в летний период – иногда по воскресным дням. В 1856 году Е.А. Котовщиковым было направлено в Тюменскую Духовную Консисторию письмо с чертежами для нового иконостаса в приделе Великомученика Георгия. Вскоре последовало разрешение, и в феврале 1864 года произошло его освящение. В сентябре 1859 года ветхий Георгиевский иконостас, по просьбе верующих, передается в новый деревянный храм (Крестовоздвиженский) села Еременское Тавдинской волости.

http://sobory.ru/article/?object=03058

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010