Между тем такое восприятие Преображения часто отмечается в богослужебных песнопениях. Впрочем, что же говорить, если и сами апостолы от страха пали ниц?! И потребовалось им успокаивающее слово Господа: — Не бойтесь. Если уж лучшие из апостолов так встретили преображение, то что же нам?! Отчего же это? Мы, теперешние люди, очень часто забываем величие Божие! Нам (какая это односторонность!) все прививали понятие о Господе, как о Любви; и притом самую эту любовь мы, по необходимости, представляем себе человекообразно, в виде чувствительной мягкости, снисходительности. Но припомним, что говорил Господь пред Своим явлением Моисею: — He может человек видеть лице Мое и жив быти (Исх. 33,20) И когда Он явился ему, то (очень образно сказано) изрек: — Покрыю рукою Моею над тобою, дондеже мимоиду… и тогда узриши задняя Моя (то есть отблеск Славы, «тень»); лице же Мое не явится тебе (Исх. 33, 22 — 23). Об этом намеренно читаются паримии на Преображение. Также, когда и величайший из пророков, Илия, удостоился «видеть» Господа в «гласе хлада тонка» (в веянии тихого ветерка), то Илия тоже: — Покры лице милотию и стал близ пещеры (3 Цар. 19, 13). Но ныне слава Божия открылась в Господе Иисусе Христе гораздо явнее, чем Моисею и Илии в Ветхом Завете, посему и действие ее должно было быть страшнее! И когда преподобный Серафим преобразился, то Мотовилов от страха сначала не мог смотреть на него. И нам, грешникам, нужно воспринимать преображение прежде всего именно с этой стороны: ОНО ЧРЕЗМЕРНО ДЛЯ НАС! Не вынесли бы мы! А из апостолов взяты были лишь лучшие трое! Бог — премирно славен, и неизмеримо величественна слава Его! Это мы должны усвоить на Преображение. Из этого потом и другие последствуют настроения в богослужении. А теперь подтвердим сказанное — из служб: — Превечное бо сокровенное таинство напоследок явлено сотвори (то есть воплощением Себя); страшное Твое преображение Петру, и Иоанну и Иакову, иже (которые) такова сияния лица Твоего не терпяще и светлости риз Твоих, ниц на лице земли покрывахуся, иже и ужасом одержимы дивляхуся. Еще и оттого, что увидели Моисея и Илию с Господом говорящими (3-я стихира на Господи, воззвах на великой вечерне). Даже, поется далее:

http://pravmir.ru/strashnoe-preobrazheni...

По традиции в праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение плодов нового урожая, после чего было совершено славление празднику Преображения Господня. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». По окончании Литургии Святейшего Патриарха приветствовал настоятель храма протоиерей Георгий Таранушенко, который преподнес Его Святейшеству икону святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар возрожденному храму Святейший Патриарх передал икону Преображения Господня. Настоятелю Святейший Владыка вручил юбилейный крест, изготовленный по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Верующим были розданы иконки святого равноапостольного князя Владимира с Патриаршим благословением. Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине Село Дегунино в окрестностях Москвы впервые упоминается в 1339 г. в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты. В ней он пожаловал село своей второй супруге, княгине Ульяне, с младшими детьми. В 1353 г. сын Ивана Калиты великий князь Симеон Гордый завещал село супруге — великой княгине Марии. В 1389 г. великий князь Дмитрий Донской передал село сыну — князю Андрею. После смерти Дмитрия Донского его вдова княгиня Евдокия в память о муже и о победе на Куликовом поле построила в 1393 г. на женской половине Московского Кремля белокаменный храм — собор Рождества Богородицы, «что на Дворце у царицы на Сенех». В свою очередь князь Андрей пожаловал на содержание причта этого храма в вотчину село Дегунино со всеми угодьями и крестьянами. Священники с семьями, которые несли череду служения в храме Рождества Богородицы, жили в селе Дегунино. Первое упоминание о Борисоглебском деревянном храме в селе Дегунино относится к 1585 г. Во время польско-литовского нашествия храм был сожжен, а село разрушено. В 1633 г. деревянная церковь в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба была восстановлена — на этот раз с приделом святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://patriarchia.ru/db/text/4199909.ht...

Певцы: «Буди имя Господне...» (трижды) и 33-й псалом. Отпуст Литургии – как на утрене. На трапезе разрешается рыба. Примечание. «На трапезе же разрешаем на рыбу, и елей, и вино, аще и среда или пяток. [Зри] Подобает ведати, яко предание имамы от Святых Отец от спасительнаго сего праздника Преображения, снедати гроздие, идеже обретается. Благословение приемше от иерея. Принесену бывшу гроздию в церковь, и по анафоре раздроблену. Глаголется же и молитва на благословение гроздия. Внимай: Яко аще кто от братий снест гроздие прежде сицеваго праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу Святых Отец. Сие же запрещение бывает и блюдущим винограды братии. Гроздию же на трапезе по празднице сем, трижды в неделю подобает предлагатися братии: сиречь в понедельник, в среду, в пяток, да вкушают братия. Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет. Сия же глаголем кроме приносимых блюдущим смокви, и раздаемым: снедают бо сия» (Типикон, 6 августа). С 7 по 12 августа – попразднство Преображения Господня. 13 августа – отдание праздника Преображения Господня. 1 «На велицей вечерни стихология не бывает, токмо аще есть Неделя, тогда поем кафизму всю. Аще в понедельник, 1-й антифон» (Типикон, 6 августа). 2 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику... Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие...» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает.

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-19/

Впоследствии Преображенский собор был передан в ведение губернского музея. В нём долгое время размещались различные конторы и учреждения. И только в 1962 году здание храма было отдано Государственному архиву Рязанской области и превращено в архивохранилище. За многие годы от былого убранства собора не осталось и следа, а его внешний вид не вызывал радости. В таком виде в 2007 году Преображенский храм был передан Русской православной церкви. Потребовалось немало времени и сил для того, чтобы хоть немного привести собор в надлежащий вид. Теперь там можно было уже проводить службы, хотя восстановительные работы ещё далеки от своего завершения. В праздник Преображения Господня 19 августа 2008 года архиепископ Рязанский Касимовский Павел совершил малый чин освящения собора. После этого им была отслужена первая за девять десятилетий Божественная Литургия. И с 19 августа 2008 года 20 января 2009 года Преображенский собор каждый день был открыт для посещения всех желающих и в нем совершались ежедневные Богослужения. В Вербное воскресенье 12 апреля 2009 года архиепископ Рязанский Касимовский Павел совершил Великое освящение и обновлённый Преображенский собор вновь распахнул свои двери для всех верующих и желающих посетить эту древнюю святыню. С этого дня в Преображенском соборе вновь ежедневно совершаются Богослужения. http://www.ryazan-hram.ru/node/174 Собор Спаса Преображения занимает центральное место в монастыре. Строился при игумене Льве на рубеже 17-18 вв. и закончен в 1702 г. Возможно, включает в себя части более раннего храма этого монастыря. Северо-западный угол здания огибала утраченная открытая галерея, что подтверждают странные горизонтальные уступы на внешних стенах, не соответствующие южному промежуточному карнизу, а также асимметрия фасадов и художественно не оправданные паузы в декорировке лопаток на с. з. углу. В 2-й пол. 19 в. храм был расписан. В конце 19 в. изменили главу и, видимо, при этом заново сложили свод над основным объёмом. С запада пристроили массивный каменный тамбур в псевдорусском стиле (устранён при реставрации в 1950-е гг.). На рубеже 19-20 вв. появились новые росписи интерьера. В кирпичную кладку белёных стен включены изразцы и белый камень (в цокольной части, деталях убранства, ступенях и площадках крылец).

http://sobory.ru/article/?object=00870

Между двумя войнами обитель возродилась, достигнув довоенного процветания, благодаря стараниям настоятеля Казиана Караба, выдающейся личности монашеской жизни из Булука. Назначенный руководить отшельником через несколько месяцев после окончания войны, Касиан Караба преуспел в том, что не делал до него ни один аббат Булука: построил церковь из камня и кирпича прямо у подножия Магурии. Камни, кирпичи, дерево и известь, которые носили на спинах монахов, верующих и вьючных животных, за несколько лет подняли красоту церкви. В те годы, на короткое время, еще одна важная фигура монашества в период между двумя мировыми войнами, архимандрит Зосима Тарала, входила в сообщество Булука. Это был период, когда скит был объявлен историческим памятником и привлек внимание исследователей Бухареста, в том числе историка Николае Йорга. Освящение церкви Преображения Господня http://sobory.ru/article/?object=56902 в 1926 году явилось знаком признания положения поселка. В то же время, с освящением церкви и восстановлением келий, страница перевернула страдания монахов и религиозное наследие во время оккупации Первой Мировой войны. К сожалению, в разгар процветания землетрясение в ноябре 1940 года обрушилось на скит, разрушив церковь Преображения Господня и серьезно повредив кельи. После войны коммунистический режим распустил общину, переселив монахов в другие поселения, чтобы окончательно преобразовать ее в общину монахинь, в 1951 году были переведены монахи из монастыря Котешть. Печальная судьба постигла и старого аббата Казиана Караба, который более трёх десятилетий боролся за то, чтобы вывести обитель из руин. После Указа 410 от 1959 г. монахинь отправили по домам, а скит стал филиалом прихода Трёх Святителей в Варсэтуре, община Яриштя. Однако, будучи расположенным в труднодоступном районе, его здания не были преобразованы в сельскохозяйственный производственный кооператив, как это было после 1959 года с монастырями Варзарешть и Котешть. Несмотря на все трудности, священник и прихожане прихода Варсэтура присоединились к закрытой пустыне, превратив день 6 августа в полном коммунистическом свете в важный праздник деревень Подгорья. Более чем когда-либо в праздник Преображения Господня сотни семей, в том числе молодые, пришли к деревянной церкви. Было организовано бдение, в котором участвовали дети и родители, ночевали они в камерах, чтобы присутствовать на богослужении на следующий день. Однако неофициально коммунистическое руководство коммуны Яриштя и Околул Сильвич из Фокшани захватили бывшие кельи и земли отшельников, ведя партизанский бой за приход из Варсэтуры, чтобы уступить кельи и землю, потому что, согласно модели того времени, местные власти хотели превратить кельи в охотничьи домики и дома отдыха.

http://sobory.ru/article/?object=56900

В наше время, после произведения раскопок и открытия сохранившейся подземной храмовой части собора, 29 июня 2000 г. архиепископ Калужский и Боровский Климент, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий и епископ Людиновский Георгий совершили чин освящения основания под строительство нового двухъярусного Преображенского собора по заново выполненному проекту. Авторы проекта - " Творческая мастерская архитектора О. Гридасова " . Новый каменный пятикупольный собор, построенный к лету 2005 года в русско-византийском стиле по крестово-купольной схеме, имеет два храма: нижний (полуподземный) во имя прп. Тихона Калужского и верхний в честь Преображения Господня. Летом 2006 года были завершены все отделочные работы в нижнем храме собора, установлен басменный иконостас. 29 июня 2006 года освящена новая резная позолоченная рака над мощами преподобного Тихона Калужского. 28 августа, в праздник Успения Божией Матери, митрополитом Калужским Боровским Климентом был совершен чин освящения храма во имя прп. Тихона Калужского и отслужена первая праздничная Божественная Литургия. 28 августа 2009 года митрополитом Калужским и Боровским было совершено освящение верхнего храма собора – в честь Преображения Господня – с двумя боковыми приделами: южным в честь иконы Божией Матери «Иверская» и северным во имя «Собора преподобных Оптинских старцев». С 2013 по 2016 годы верхний храм Преображенского собора был расписан русскими мастерами в византийском стиле. Духовная сила и художественное мастерство росписи создают пронизанное золотым светом пространство библейких образов, атмосферу напряженной и радостной молитвы. В храме совершаются богослужения во все времена года. По будним дням в нижнем храме – во имя преподобного Тихона Калужского, – ежедневно совершаются утренние молитвы, полунощница и братский молебен перед ракой над мощами прп Тихона Калужского, в течение дня также служатся молебны и панихиды, один раз в неделю совершается Божественная литургия. В престольный праздник монастыря 28 и 29 июня в Нижнем храме служится молебен с акафистом и совершается ранняя Божественная литургия.

http://sobory.ru/article/?object=07088

Третий храм, построенный Владимиром, замечателен только по случаю самого построения. Вскоре после того, как великий князь отпраздновал освящение Десятинной церкви, он услышал о внезапном набеге печенегов на город Василев, находившийся неподалеку от Киева, и поспешил с малою дружиною для защиты города. Но при столкновении со врагами не в силах был устоять против них и, спасаясь бегством, едва укрылся от преследовавших под мостом. Среди такой опасности Владимир дал Богу обет, если опасность минует, создать в Василеве церковь. Молитва благочестивого князя была услышана, и он в чувствах радости и признательности к Господу тогда же исполнил свой обет, поставил в Василеве церковь во имя Преображения Господня, так как в тот самый праздник и произошла неудачная сеча с печенегами и избавление от них. Эта церковь представляет собою первый опыт построения церквей так называемых обыденных, умножившихся у нас впоследствии: она несомненно воздвигнута была в один день или в самое короткое время, потому что по сооружении ее, говорит летописец, князь праздновал в Василеве восемь дней со своими боярами, посадниками, старейшинами из всех окрестных городов и множеством народа, раздав и убогим 300 гривен, а на день Успения возвратился уже в Киев, где также сотворил великий праздник для бесчисленного множества народа. Но с Преображения до Успения, т. е. с 6-го по 15-е августа, всего девять дней. Если так, то церковь, построенная Владимиром в Василеве, была первоначально деревянная и весьма небольшая. Потом на месте этой деревянной церкви, воздвигнутой по обстоятельствам наскоро, Владимир мог в память столь близкого для него события соорудить и каменный храм Преображения Господня, как свидетельствуют позднейшие сказания . Наконец, преподобный Нестор и мних Иаков, повествуя о мученической кончине двух братьев — страстотерпцев Бориса и Глеба, мимоходом говорят, что тела их были первоначально (1015–1019) погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Эта церковь, по преданию, подобно киевской Васильевской была поставлена самим равноапостольным князем во имя его ангела и около 1020 г. сгорела .

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Об этом сегодня свидетельствуют экспонаты музея, который специально создан на Соловках. Об этом рассказывают экскурсоводы, об этом помнят многие священнослужители, которые из рассказов родственников, из книг, из документов знают о том, что происходило во времена «Соловецкого лагеря особого назначения». Об этом много раз говорил Святейший Патриарх Кирилл, когда посещал Соловки. Об этом он сказал многажды и в нынешнее свое посещение, особенно в Голгофо-Распятском скиту, где в деревянном храме было страшное место, в котором люди умирали от болезней. Там им оказывалась лишь минимальная помощь, там живые находились вместе с мертвыми. Сейчас вновь в этом храме утвержден престол Божий, сооружен иконостас, совершаются богослужения, и Святейший Патриарх призвал помнить о том, что в этом месте, которое сейчас выглядит очень и очень благолепно, происходили страшные события. Наш долг — не забывать о них. Не только потому, что Господь во многих подобного рода местах прославил мучеников, но и потому, что нам надо знать, к чему приводит агрессивное самодовлеющее безбожие. Это очень важно для нашей истории. Как уже было сказано, во время пребывания Святейшего Патриарха на Соловках состоялось совещание по восстановлению и развитию Соловецкого архипелага. И вот, что на этом совещании было сказано Его Святейшеством: «Мы собираемся в преддверии главного праздника монастыря — праздника Преображения Господня. Само слово " преображение " предполагает изменение. При этом преображение есть не просто изменение, но изменение к лучшему. Всякое преображение предполагает рост, развитие, совершенствование... В каком-то смысле то, ради чего мы собрались, связано с преображением этой обители, которая в ХХ веке претерпела тяжелейшие испытания. Помимо того, что тысячи и тысячи людей физически и духовно страдали здесь, находясь в заключении, и шедевры архитектуры, замечательные образцы нашей национальной материальной культуры были порушены или же сильно повреждены. И все эти разрушения, все эти раны и язвы, нанесенные в тяжелые годы, необходимо сегодня исцелить».

http://patriarchia.ru/db/text/3710342.ht...

Об этом сегодня свидетельствуют экспонаты музея, который специально создан на Соловках. Об этом рассказывают экскурсоводы, об этом помнят многие священнослужители, которые из рассказов родственников, из книг, из документов знают о том, что происходило во времена «Соловецкого лагеря особого назначения». Об этом много раз говорил Святейший Патриарх Кирилл, когда посещал Соловки. Об этом он сказал многажды и в нынешнее свое посещение, особенно в Голгофо-Распятском скиту, где в деревянном храме было страшное место, в котором люди умирали от болезней — там им оказывалась лишь минимальная помощь, там живые находились вместе с мертвыми. Сейчас вновь в этом храме утвержден престол Божий, сооружен иконостас, совершаются богослужения, и Святейший Патриарх призвал помнить о том, что в этом месте, которое сейчас выглядит очень и очень благолепно, происходили страшные события. Наш долг — не забывать об этих событиях. Не только потому, что Господь во многих подобного рода местах прославил мучеников, но и потому, что нам надо знать, к чему приводит агрессивное самодовлеющее безбожие. Это очень важно для нашей истории. Как уже было сказано, во время пребывания Святейшего Патриарха на Соловках состоялось совещание по восстановлению и развитию Соловецкого архипелага. И вот, что на этом совещании было сказано Его Святейшеством: «Мы собираемся в преддверии главного праздника монастыря — праздника Преображения Господня. Само слово «преображение» предполагает изменение. При этом преображение есть не просто изменение, но изменение к лучшему. Всякое преображение предполагает рост, развитие, совершенствование. В каком-то смысле то, ради чего мы собрались, связано с преображением этой обители, которая в ХХ веке претерпела тяжелейшие испытания. Помимо того, что тысячи и тысячи людей физически и духовно страдали здесь, находясь в заключении, и шедевры архитектуры, замечательные образцы нашей национальной материальной культуры, были порушены или же сильно повреждены. И все эти разрушения, все эти раны и язвы, нанесенные в тяжелые годы, необходимо сегодня исцелить».

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

Его учение, учение святых отцов, Священное Предание являются путеуказателями для современного человечества. Иисус Христос со Своим учением не подлежит изменению. Он всегда Тот же — вчера, сегодня и во веки (Еф. 3:18). Мы, православные, сохраняем учение святых отцов о жизни. Православие — это своего рода духовная философия, которая своей духовностью освящает весь космос, начиная с человека, который является малым космосом. Ваше Святейшество! Вы и многочисленная великая Русская Церковь, с свойственной вам активностью, занимаете особое место среди всеправославного мира, реагируя на разного рода современные проблемы. Ваши многократные выступления на разные темы современности, документы Русской Церкви явно свидетельствует о православном взгляде на актуальные проблемы. В ваш великий труд для Святого Православия включаемся и мы, во всем полагая надежду на Божие мудрое промышление о Своем творении. Все это требует от нас совместного православного свидетельства согласно с учением Церкви, которая не от мира сего. Она предлагает нам полноту жизни. Ваше Святейшество! Ваш визит в нашу Церковь особо вписывается в Вашу деятельность на благо всего Православия. Благодарим Вас за это. Еще раз приветствуем Вашу Святыню на польской земле. Благодарим за прибытие, Вашу молитву на этом святом месте и Патриаршее благословение». Блаженнейший Митрополит Савва преподнес Святейшему Патриарху Кириллу панагию с образом Ченстоховской иконы Божией Матери. В дар обители Его Блаженство передал икону Собора Холмских и Подлесских святых. Предстоятель Русской Церкви приветствовал Блаженнейшего Митрополита Савву и архиереев Русской и Польской Церквей, высоких представителей Римско-Католической Церкви Польши, государственного руководства и всех молившихся за богослужением, поздравив их с праздником Преображения Господня. В слове в собравшимся на святой горе Грабарке Святейший Патриарх Кирилл сказал: «В праздник Преображения Господня, который в этом году совпал с воскресным днем, является особая сила, ибо сегодня мы празднуем одновременно два величайших события Евангелия. Особенно радостно для меня в этот день молиться вместе с вами на святой горе Грабарке.

http://patriarchia.ru/db/text/2415880.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010