д. Августин: Богослужение по замыслу своему придает повседневной жизни направленность, делает «суету и рутину» делом и призванием благодаря той гравитации смысла, которой человек приобщается в совместной молитве. Действительно, богослужение нашей традиции богато текстами и содержанием. И чем древнее текст, тем более в нем динамики и силы, которая скрывается в простых и немногих словах, а при прочтении и пении наполняет общину вестью, присутствием спасения. В богослужении живет Церковь. Не случайно определение Церкви, как общества верующих, и Литургии, как общего дела, соприкасаются.   Богослужебное богословие Иеромонах Иосиф: Жизнь христианина невозможна и не мыслима вне участия в жизни Церкви, в ее Таинствах, в ее богослужении. Во время Литургии священник провозглашает возглас «И даждь нам единым сердцем и едиными усты славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое…» Именно в совместной молитве происходит объединение членов Церкви в единое Тело Христово. Но совершается это таинственным образом, благодатью Святого Духа. Святые отцы часто сравнивают Церковь, ее жизнь и молитву церковную с зернами пшеницы. Пока они в отдельности, они малозначимы, но перемолотые в муку они готовы к приготовлению хлеба. «Днесь благодать Святого Духа нас собра» – поется на вечерне перед праздником Входа Господня в Иерусалим. Придя на богослужение, человек погружается в иную реальность, в реальность будущего века, он как бы входит в Новый Иерусалим. Собственно это раскрывают перед нами богослужебные тексты во всем своем разнообразии и красоте. Богослужение, таким образом, и вводит христианина в жизнь Церкви, и перемалывает его для будущего века. о. Августин :  Богослужение делается становлением Церкви, когда образом реальности богослужения является реальность превосходящая. При этом христологичность и эсхатологичность христианского богослужения могут прочитывается в содержании текста и смысловой направленности молитв, но могут раскрываться и в иной причинно-следственной связи. Указание на глубину смыслов и необыкновенное богатство богослужения Церкви было с новой силой, и совсем недавно, раскрыто в литургической науке и литургическом богословии, которому, как это почти всегда выпадало на долю богословия, пришлось выступить в роли спасателя в чрезвычайной ситуации. Когда богослужение стало восприниматьс, как просто традиция, к которой следовало приобщаться по примеру живших прежде и живущих вокруг, богословие задалось вопросом о смысле Литургии.

http://bogoslov.ru/article/1895571

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным – с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем, когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо». Утреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует Литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем, священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи, после возгласа диакона: «Иереи, изыдите». За Литургией, а равно и на утрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы. И читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и славянском. В конце Литургии положены молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения. Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко Крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд Крещения. В самый день праздника на Литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и крестообразно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святого Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст. На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа. Чин освящения плодов на Преображение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Её приспособили под склад зерна. Храм подвергся значительным разрушениям, особенно когда с разрешения местных властей в нём разместился гараж районной сельхозтехники. В 1950-е года разобрана колокольня, кирпич от которой пошёл на строительство колхозной фермы. Позднее рухнул свод в трапезной. (Из книги протоиерея Олега Пэнэжко. Храмы г. Александрова и окрестностей. 2003 г.) В 1997 году храм возвращён верующим. Настоятелем храма является священник Евгений Сергеевич Аносов. Родился отец Евгений 10 июля 1937 года в городе Мытищи Московской области. В миру работал инженером. В сентябре 1986 года Митрополитом Смоленским и Вяземским Кириллом рукоположен в иереи и направлен в Липецы Смоленской области настоятелем Преображенского храма. С сентября 1986 по 1992 год был настоятелем храма Преображения Господня (1797 года) в Липецах. В эти годы в храме постоянно проводились богослужения, был проведён косметический ремонт, построен новый церковный дом. Отец Евгений много сил положил на воссоздание приходской жизни, постоянно общаясь с жителями Липец и окрестных деревень, неся Слово Божие в каждый дом. Принимал активное участие в культурной жизни округи, выступал с докладом «Православная церковь и А.С. Хомяков» на Грибоедовских чтениях в музее А.С. Грибоедова в Хмелите Смоленской области. В 1992 году отец Евгений окончил заочное отделение Московской Духовной Семинарии, после чего был переведён в село Баскаково Гагаринского района Смоленской области, а впоследствии в село Ново-Воскресенское Владимирской области для восстановления Церкви Вознесения Господня. Из книги иеромонаха Даниила (Сычёва). Вязьма. Очерки истории. - Москва. 1997 год В настоящее время в Церкви Вознесения Господня проводятся богослужения, продолжаются реставрационные работы. 1992 году отец Евгений окончил заочное отделение Московской Духовной Семинарии, после чего был переведён в село Баскаково Гагаринского района Смоленской области,на приход храма Преображения Господня. Трудами о. Евгения возведена часовня Параскевы мученицы, празднование Крестным ходом совершалось в девятую неделю по ПАСХИ.

http://sobory.ru/article/?object=06644

43. Неделя о блудном сыне и Сретение Господне 44. Неделя св. Жен Мироносиц 45. Шестая неделя по Пасхе — о слепом 46. Вознесение Господне 47. Вознесение Господне 48. О святых Апостолах 49. Неделя всех святых 50. Преображение Господне 51. Успение Пресвятой Богородицы 52. Покров Пресвятой Богородицы 53. О Богослужении 54. О жизни в богослужении и о приобщении к Вечности 55. О чтении и разумении Св. Писания 56. Слово о Церкви, как Теле Христовом Первая проповедь Суббота вечер 1-й недели Вторая проповедь Воскресенье вечер 1-й недели Третья проповедь Воскресенье вечер 2-й недели Великого Поста. Четвертая проповедь Суббота 3-й недели Великого поста. Пятая проповедь Воскресенье вечер 3-й недели Великого Поста Шестая проповедь Суббота вечер 4-й недели Великого Поста Седьмая проповедь Воскресенье вечер 4-й недели Великого Поста Восьмая проповедь Воскресенье вечер 5-й недели Великого Поста Девятая проповедь. Над Плащаницей Слово в Неделю первую Великого Поста, вечер СЛОВО НА БОГОЯВЛЕНИЕ Слово на Преображение Господне СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Слово о покаянии Духовные беседы 1. О богослужении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Недавно мы праздновали праздник Пресвятой Девы, вхождение Ее во храм и, как Св.Церковь учит нас, вхождение это совершено для того, чтобы Ей во храме воспитатися честно. Это вхождение во храм, это приобщение к иной жизни, чем наша жизнь здесь, на земле, к жизни премирной было когда-то совершено Божией Матерью, и каждый из нас, каждый, кто живет в этом мире и верит во Христа, в свое время был введен во храм именно для того же, для чего вошла и Пресвятая Дева, — для того, чтобы в нем воспитатися честно, для того, чтобы оставить эту жизнь и приобщиться к премирной, выйти из временного, — войти в вечное. Когда мы говорим о богослужении и участвуем в нем, мы забываем о двух его сторонах: мы думаем, что мы пришли в храм для того, чтобы днесь, ныне вспомнить то или иное событие из жизни Господа, из жизни Богородицы или святых. А между тем Св.Церковь говорит нам о том, что наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

В белостокском храме Святого Духа Святейший Владыка возглавил молебное пение. За богослужением молились Предстоятель и иерархи Польской Православной Церкви, члены делегации Московского Патриархата, сопровождающие Святейшего Патриарха в ходе визита в Польшу. Далее в сопровождении митрополита Белостокского Эдварда Озоровского (Римско-Католическая Церковь) Святейший Патриарх Кирилл посетил памятник католическому священнику Ежи Попелушко, ставшему жертвой репрессий в 1984 году. Во Дворце Браницких в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был дан торжественный обед от имени президента Белостока Тадеуша Трусколянского. В тот же день Предстоятель Русской Церкви посетил Супрасльский мужской монастырь в Белостоке. В крипте Благовещенского храма была совершена заупокойная лития на месте погребения бывшего настоятеля монастыря архиепископа Мирона (Ходаковского), погибшего при крушении самолета Президента Польши Леха Качиньского в 2010 году. Далее состоялось посещение Святейшим Патриархом Кириллом Троицкого собора в городе Гайновка. У входа в собор Святейшего Владыку приветствовали представители городской власти, члены православной молодежной общины, многочисленные верующие. Вечером 18 августа, накануне праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва прибыли в Марфо-Мариинскую обитель на святой горе Грабарке. У стен Спасо-Преображенского собора монастыря было отслужено всенощное бдение. Торжествами на горе Грабарке в день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа завершилась программа пребывания Святейшего Патриарха Кирилла в Польше. 19 августа Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей совершили на святой горе Божественную литургию. За богослужением молились десятки тысяч паломников, прибывших со всех концов Польши и из-за рубежа. 20 августа 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/55551.html

В белостокском храме Святого Духа Святейший Владыка возглавил молебное пение. За богослужением молились Предстоятель и иерархи Польской Православной Церкви, члены делегации Московского Патриархата, сопровождающие Святейшего Патриарха в ходе визита в Польшу. Далее в сопровождении митрополита Белостокского Эдварда Озоровского (Римско-Католическая Церковь) Святейший Патриарх Кирилл  посетил памятник католическому священнику Ежи Попелушко, ставшему жертвой репрессий в 1984 году. Во Дворце Браницких в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был дан торжественный обед от имени президента Белостока Тадеуша Трусколянского. В тот же день Предстоятель Русской Церкви  посетил Супрасльский мужской монастырь в Белостоке. В крипте Благовещенского храма была совершена заупокойная лития на месте погребения бывшего настоятеля монастыря архиепископа Мирона (Ходаковского), погибшего при крушении самолета Президента Польши Леха Качиньского в 2010 году. Далее состоялось посещение Святейшим Патриархом Кириллом Троицкого собора в городе Гайновка. У входа в собор Святейшего Владыку приветствовали представители городской власти, члены православной молодежной общины, многочисленные верующие. Вечером 18 августа, накануне праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва прибыли в Марфо-Мариинскую обитель на святой горе Грабарке. У стен Спасо-Преображенского собора монастыря было отслужено  всенощное бдение. Торжествами на горе Грабарке в день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа завершилась программа пребывания Святейшего Патриарха Кирилла в Польше. 19 августа Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей совершили на святой горе Божественную литургию. За богослужением молились десятки тысяч паломников, прибывших  со всех концов Польши и из-за рубежа. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/2416367.ht...

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо». Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите». За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском. В конце литургии положены молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения. Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст. На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

http://pravoslavie.ru/31600.html

В каком году храм Богоявления Господня был возвращен Русской Православной Церкви? Приходская община храма Богоявления возродилась в 1990 году. 20 февраля уже состоялось первое собрание инициативной группы, а 30 августа община была зарегистрирована Ленинградским районным исполкомом города Москвы. Тогда же совет по делам религий при Совете министров СССР и исполком Московского городского Совета народных депутатов дали разрешение на передачу храма «для молитвенных целей». Но этот процесс, к сожалению, затянулся. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначил меня настоятелем открывавшегося храма и благословил на восстановительные работы. В то время я был настоятелем храма Преображения Господня в Богородском, работал преподавателем литургики в Московской духовной семинарии, а также был сотрудником редакции «Журнала Московской Патриархии». Придя в собор бывшего Богоявленского монастыря, я столкнулся с таким положением дел: к концу 80-х годов минувшего века храм не имел главы, свод восьмерика и галереи заросли, в четверике верхнего храма стояли леса и металлические туры, поддерживающие свод. В трапезной части верхнего храма находился репетиционный зал Государственного академического хора СССР, имени А.В. Свешникова. А вся трапезная часть Казанской церкви была заставлена реставрационным оборудованием. В Алексеевском приделе находилась раздевалка для рабочих. Началось медленное и кропотливое восстановление святыни. На помощь мне пришли многие мои прихожане из храма Спаса Преображения в селе Богородское. Даже дети из воскресной школы, которая там была, тоже приезжали, чтобы помочь. Первый субботник, как бы иронично это ни звучало, состоялся 1 мая – в День весны и труда. Всему нашему приходу хотелось поскорее увидеть восстановленный храм. Первые богослужения были совершены по договоренности с руководством Государственного хора в верхнем Богоявленском храме на праздник Богоявления Господня в 1991 году. Тогда в приделе святителя Алексия располагалась прорабская раздевалка. Мы начали готовить этот придел к богослужению. И вот впервые за многие годы, в праздник святителя Алексия, митрополита Московского, состоялась здесь первая праздничная Литургия. Накануне сюда заехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и благословил нас на дальнейшее восстановление. О Патриарших службах в нашем храме речи тогда не шло, ведь начали мы восстановление с придела, в котором едва умещалось человек тридцать.

http://pravmir.ru/ulybajtes-bogu-i-lyudy...

На восьмое воскресное утреннее Евангелие от Иоанна; в ней же говорится и о том, что те которые до конца с благочестием пребывают во время Богослужений в храме, сподобятся великих даров Омилия XXI. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней же говорится и о том, как исполняется законная (ветхозаветная) Суббота Омилия XXII. На тот же Праздник (Вознесение Бога и Спаса нашего Иисуса Христа); в ней же говорится о страстях и добродетелях Омилия XXIII. На 10-е утреннее воскресное Евангелие; в ней же говорится и о предлежащей нам брани, как в чувственной области, так и духовной Омилия XXIV. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии Омилия XXV. Произнесенная в Неделю Всех Святых Омилия XXVI. Произнесенная во время жатвы; в ней же говорится и о духовной жатве Омилия XXVII. И эта омилия была произнесена во время жатвы; в ней же говорится и о имеющей для нас быть духовной жатве Омилия XXVIII. Произнесенная в праздник Святых и Верховных Апостолов Петра и Павла Омилия XXIX. Имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме, о котором повествует Евангелист Матфей; в ней же говорится и о печали ради Бога Омилия XXX. Заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует Евангелист Матфей. В ней же говорится и о том, что невозможно истинно иметь веру без наличия покаяния Омилия XXXI. Произнесенная на молебном пении, совершаемом в первый день августа Омилия XXXII. Его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею; в ней же говорится и об искушениях Омилия XXXIII. О добродетелях и противоположных им страстях, и о том, что «мир», «миродержителем» которого является диавол, это – не Божия тварь, а это – те, которые, вследствие злоупотребления тварью, покорились ему. Произнесенная на молебне Омилия XXXIV. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным Омилия XXXV. На то же Преображение Господне; в ней доказывается, что хотя божественный Свет, бывший при Преображении, и был не созданным, однако он не есть существо Божие Омилия XXXVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Господских двунадесятых праздников всего семь: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне. Их общая принципиальная особенность заключается в том, что любой из этих праздников полностью отменяет воскресную службу Октоиха, если случится в неделю. Также есть иные общие особенности: отпуст с особой вводной фразой, праздничные антифоны на литургии и другие. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры праздника на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава, и ныне»: праздника. По «Ныне отпущаеши…» тропарь праздника. Великая вечерня Кафисма: если праздник случится в воскресный день, то поется вся 1-я кафисма. Если в понедельник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы. Если в другие дни седмицы, то кафисмы нет (см. Типикон, 14 сентября). Стихиры на «Господи, воззвах...» : стихиры праздника на 10 или на 8, «Слава, и ныне»: стихира праздника. Прокимен дня. Однако если праздник случится в субботу, то поется праздничный великий прокимен, который с вечерни 1-го дня попразднства переносится на вечерню праздника (в связи с тем, что в субботу вечером поется «свой» великий прокимен «Господь воцарися…»). Паремии праздника – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника; «Слава, и ныне»: праздника. Стихиры на стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава, и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши…» тропарь праздника (трижды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. Величание и избранный псалом праздника. Седальны по полиелеи: седален праздника; «Слава, и ныне»: другой (или тот же) седален праздника. Прокимен и Евангелие праздника. Стихиры по 50-м псалме. Четыре праздника имеют особые краткие стихиры, которые поются на «Слава» и «И ныне» вместо «Молитвами…», – это Рождество Христово, Богоявление, Неделя ваий и Преображение. На остальные праздники на «Слава» поется «Молитвами апостолов…» (разумеется, на «И ныне» поется «Молитвами Богородицы…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010