Апостол Павел говорит: «хотя бы мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ); потому и мы не придаем божественного значения преданиям и творениям отцов греко-российской церкви, ибо к ним могут быть приложены (?) слова св. Апостола: «называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленнного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» ( Рим. 1:23 ), и не почитаем истинным учения их, «запрещающим вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» ( 1Тим. 14:3 ). В поклонение своим отцам, греко-российская церковь опирается на слова Апостола Павла: «тем же убо, братие, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). Мы также признаем предание, переданное нам в книгах Ветхого Завета (?), но отнюдь не можем отнести слов св. Апостола к преданиям отцов греко-российской церкви, исказившим (?) смысл истинного богооткровенного предания и изменившим славу нетленного Бога в тленный образ, ибо их учение названо апостолом Павлом – учением бесовским ( 1Тим. 4:1 ). Более всего следует изучать самое слово Божие, переданное нам в книгах Ветхого и Нового Завета, ибо «все Священное Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому доброму делу приуготовлен» ( 2Тим. 5:16–17 ), и потому знать Св. Писание – есть священная обязанность каждого христианина, но, в особенности, обязанность пастыря и пресвитера церкви. Он должен не только сам хорошо знать Слово Божие, но должен заботиться о том, чтобы и другие его знали. Между тем, не видно, чтобы греко-российское духовенство считало своей обязанностью обучать народ слову Божию. Богослужение в греко-российской церкви состоит нз бесконечного множества обрядов, ничего не объясняющих и непонятных (?) и, по нашему разумению, да и по словам священного писания, совершенно излишних, ибо Богу следует поклоняться Духом и Истиною, а не обрядами: пустые же обряды только затемняют смысл истинного Богооткровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

б) Наконец наступает канун праздника – день, посвящаемый особенно посту и молитве. Воспоминая звезду, приведшую ко Христу волхвов, верующие не вкушают пищи до появления вечерней звезды. Литургия в сей день совершается Василия Великого и обыкновенно соединяется с великой Вечерней. аа) Между утреней и обедней в этот день поются особые часы, составленные патриархом иерусалимским Софронием. Эти часы называются царскими, потому что древние греческие императоры, а впоследствии и наши российские самодержцы, приходили с особенной торжественностью слушать их; посему в конце часов и положено возглашать многолетие царям с их полным титулом. В этих часах обыкновенные псалмы и стихиры заменены псалмами, тропарями и стихирами, приличными наступающему празднеству. И по содержанию, и по священной важности отправления, часы в навечерие Рождества Христова заслуживают всего благочестивого внимания христиан и вполне достойны наименования царских. Важнейшие пророчества, предвозвещавшие явление Бога во плоти, соединены в них в одно. Древние пророки как бы вместе с хорами ангелов приветствуют снисшествие на землю Того, Которого они так пламенно желали узреть. Прежде всего, слышится вдохновенная Псалтирь св. Богоотца Давида, сквозь сумраки веков отдаленных ясно созерцавшего будущее веселие Божественного Потомка своего: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» ( Пс.44:3–5 ). Он воспевает Его предвечное рождение: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ). Видит, как иноземные цари приветствуют дарами новорожденного Царя царей и народы спешат укрыться под сенью благодатного Царства его: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» ( Пс.71:10–11 ). Воспевает, наконец, мир и благоденствие сего славного Царства: «Да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя; во дни его процветет праведник, и будет обилие мира... будет имя его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его» ( Пс.71:3–4,7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Будем избегать этих, утративших веру богоотступников, лжеучителей, клеветников. Будем убегать, но не в пустыни, а живя среди современного и язычествующего общества, будем стараться изменить гибельный дух его, водворяя святой, спасительный дух христианства. Если заметим, что среди нас господствуют языческие обычаи, мы должны их уничтожать. Если, например, обычаи света в распределении порядка дня не совпадают с определенными уставом церковным часами для богослужения и молитвы, изменим их соответственно сему. Если люди заботятся о соблюдении так называемого этикета, светских приличий, боясь прослыть за неисполнение их людьми отсталыми, то почему же именующие себя христианами, принадлежащими к членам Церкви Христовой, не исполняют ее уставов, не опасаясь быть клятвопреступниками против той веры, которой они сподобились в таинстве крещения и клялись пребывать в ней до конца своей жизни. Боятся прослыть отсталыми людьми за неисполнение светских приличий, а не стыдятся, именуя себя христианами, поступать вопреки евангельскому закону и уставам Церкви. Нет сомнения, что подобное изменение языческих обычаев и борьба с ними будет сопровождаться раздорами. Но этим смущаться не следует. Такую борьбу и вражду предсказал Спаситель, говоря: думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей ( Лук. 12:51–53 ). Вот какое действие, по пророчеству Христа, произведет исповедание святой веры Его. Я думаю, что и вы, отцы и матери, можете подтвердить пророчество Христово. Разве вы не знаете семейств, где происходят разногласия в делах веры и относительно исполнения церковных установлений, – разногласия, имеющие иногда и печальный исход... Но пусть будет это разделение; оно лучше единения, которым прикрываются гибельные разногласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Воскликните Господу, вся земля./Воспойте же имени Его./Возгласите пред Царем – Господом./Прославляйте Его, хвалите имя Его./Во граде Господа сил, во граде Бога нашего./Мирным пребыло место Его, и жилище Его на Сионе./Славное сказано о тебе, город Божий./Бог основал его навек./Освятил обитель Свою Всевышний./Святость и великолепие во святилище Его./Буду петь и воспевать во славе моей./Чашу спасения приму и имя Господне призову./С миром лягу и сразу усну./Возвратись, душа моя, к покою Твоему, ибо Господь облагодетельствовал тебя./Господь праведный рассёк шеи грешников./Встань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег святыни Твоей./Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни./Вспомнят имя Твоё во всяком роде и роде. Слава, и ныне: Аллилуия (3). Пс 65:2А; 65:2Б; 97:6Б; 99:4В; 47:9Б; 75:3; 86:3; 47:9Г; 45:5; 95:6Б; 107:2Б; 115:4; 4:9А; 114:7; 128:4; 131:8; 92:5Б; 44:18А По полиелеи седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: После полиелея седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: Возопий, Давиде, что сей праздник,/егоже воспел еси древле в книзе псаломстей?/Яко Дщерь, Богоотроковицу и Деву, преложи Ю на оны обители Христос,/Иже из Нея без семене рождся./И сего ради радуются матери, и дщери, и невесты Христовы, вопиюще:/радуйся, преставившаяся к Вышнему Царствию. Возгласи, Давид, что ныне за праздник?/– Он в честь Той, Которую воспел я, говорит он, в Книге Псалмов,/как Дочь – Отроковицу Божию и Деву:/Её перенес к тамошним обителям/Христос, без семени от Нее рожденный./И потому радуются матери и дочери,/и невесты Христовы, взывая:/“Радуйся, Переселившаяся к вышнему Царству!” Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Прокимен, глас 4: Помяну имя Твое/во всяком роде и роде. Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Прокимен, глас 4 Вспомнят имя Твоё/во всяком роде и роде. Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:18А, 11А Всякое дыхание да хвалит Господа: Евангелие от Луки, зачало 4:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/uspenie-p...

Второе крещение? Одним из первых событий в земной жизни Христа Спасителя, насколько она описана в Евангелии, было Его пришествие на реку Иордан, где пророк Иоанн Предтеча совершал над Ним святое крещение. В Священном Писании об этом говорится так: «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»» ( Мф.3:13, 16–17 ). Это евангельское событие является основой следующего после праздника Рождества великого православного праздника – Крещения Господня. А процитированные слова Евангелия читаются в день праздника Крещения в православных храмах. Этот праздник называется также Богоявлением, так как в приведённом евангельском повествовании человечеству излагается богооткровенная истина о нашем Боге, Который являет нам Свою Троичность. Крещенское Богослужение имеет свою отличительную черту. В этот день в православных храмах совершается особый Чин освящения воды, которую верующие люди берут для окропления своих жилищ, себя, испивают ее с просфорой каждое утро. Этот праздник имеет для нас еще одно значение. Сам Христос показал нам пример необходимости принятия святого Крещения. Более того, позднее, уже прощаясь с учениками перед Своим вознесением, Он сказал: «...Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). По христианскому вероучению, человек переживает три рождения. Первое – это наше телесное пришествие в мир. Наше второе рождение и духовное обновление – рождение в вечную жизнь – осуществляется во святом Крещении. Об этом говорит Христос в беседе с Никодимом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» ( Ин.3:5 ). Во святом Крещении православный человек получает Ангела Хранителя и христианское имя своего Небесного покровителя. Благодаря Крещению человек становятся членом Христовой Церкви, имя его после Крещения может возноситься в храме во время Богослужения, то есть на соборной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Гл. II, ст. 8. Тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Ст. 9. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Ст. 10. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему благое, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Видите – и опять: во-первых, Иудею. Кто больше и дольше оказывал верности и преданности единому истинному Богу, кто усерднее других последовал за явившимся Спасителем мира, тому больше и утешения, и награды. Но Господь справедлив ко всем; Он не лишает Своих милостей пришедших к Нему на подвиги в девятый и даже в одиннадцатый час, т. е. в конце земной своей жизни или уже позже многих тружеников. Поэтому от Него подается слава, честь и мир тоже после иудея и эллину, т. е. всякому язычнику, делающему доброе. Потому что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Богу ( Деян. Х, 35 ), т. е. достоин быть принят в Церковь христианскую, а чрез нее – в Царство Божие. Ст. 11. Ибо нет лицеприятия у Бога. Ст. 12. Поэтому те, т. е. язычники, которые, не имевши закона писанного, богооткровенного, согрешали, вне этого закона и погибнут, т. е. будут судиться не по богооткровенному, писанному для евреев закону, а будут судимы и осуждены по обличениям их собственной совести; и конечно, осуждение их будет гораздо легче, чем осуждение и наказание евреям, имевшим писанный закон, богослужение, постоянных руководителей и, кроме того, ряд чрезвычайных вестников и действий воли Божественной – т. е. пророков, чудеса и т. п. С неведующего меньше взыскивается или должно взыскиваться, чем с знающего, ученого и поставленного в лучшие, более благоприятные для жизни условия и, однако, делающего преступления. Так и св. апостол говорит: а те, которые под законом, т. е. законом Моисеевым, согрешили, по закону и осудятся. В законе Моисеевом еврею были подробно уяснены все его обязанности, распределен почти каждый шаг, каждая минута его жизни. Следовательно, на суде пред Богом еврей, имевший руководителем закон, безответен. Раб же тот, который знал волю господина своего… и не делал по воле его, бит будет много, наказан будет строго ( Лk. XII, 47 ). Тяжко положение еврея, жившего под законом. Строже с него потребуется ответственность. За то и досточтимо было его звание до Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Грехи против первой заповеди Безбожие, Многобожие, Неверие, Ересь, Раскол, Богоотступление, Отчаяние, Волшебство, Суеверие, Леность к изучению благочестия, к молитве и богослужению, любовь к твари больше, чем к Богу, человекоугодие, человеконадеяние. «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал.1:10 ). Чтобы лучше преуспеть в исполнении своих обязанностей к Богу, человек должен отречься от самого себя. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Отвергнуться себя означает, по объяснению святого Василия Великого, перестать быть «ветхим человеком», отказаться от всех мирских пристрастий. Вторая заповедь Декалога Во второй заповеди запрещено поклоняться любому изображению как Богу. Однако чтить священные изображения не запрещается. Пророк Моисей получил от Бога повеление поставить в скинии еврейской золотые священные изображения херувимов, и притом, во внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу. Почитание святых в Православной Церкви выражается в сооружении храмов в честь святых, возжжении светильников, каждении пред их изображениями, целовании изображений, преклонении перед ними колен. Таким поклонением не нарушается вторая запо­ведь Декалога, потому что православное богословие строго различа­ет поклонение как служение Богу, и почитательное поклонение, которое допустимо по отно­шению к человеку как носителю образа Божия. В Свщ. Писании мы имеем множество примеров поклонения людей друг другу. Сам Мои­сей кланялся своему тестю Иофору ( Исх.18:7 ), Авраам кланялся хеттеянам ( Быт.23:12 ), а царь и пророк Давид – своим гостям ( 3Цар.1:47 ). Если такое поклонение до­пустимо по отношению к грешным людям на земле, то тем более оно уместно по отношению к святым. О святых иконах Слово икона по-гречески значит образ, или изображение. В Православной Церкви так называются священные изображения Бога, явившегося во плоти – Иисуса Христа, и Его святых. Необходимо строго различать поклонение как служение, (по-гречески латрия, т. е. принесение жертв и, в первую очередь, своей жизни Богу) и поклонение как почитание (по-гречески проскинисис) икон и святых.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Да, родительское смирение вовсе не означает самоуничижения и не уменьшает почтения со стороны детей. Наоборот, подлинное смирение возвышает – а мелочная, нервическая забота о собственном «авторитете» свидетельствует, с одной стороны, о гордыне, а с другой – о глубинной неуверенности в себе и своих достоинствах. Этому учит нас и сегодняшнее апостольское чтение – несомненно, выбранное не случайно для отдания праздника Рождества Богородицы: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ( Флп.2:5–9 ). Не почитал хищением – значит, был уверен в том, что Божественное достоинство действительно принадлежит Ему, и ничто не может лишить Его этого достоинства. Ничто – в том числе и собственное смирение. Как это справедливо и в отношении родительства! Здесь, как и во всем остальном, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак.4:6 ). Итак, сегодня мы прощаемся с праздником Рождества Богородицы, но не прощаемся с Самой Богородицей! Ибо Она всегда с нами и невидимо для нас помогает нам. Каждый день мы молитвенно призываем Ее в наших домашних молитвах и за богослужением, видим Ее облик на святых иконах и Она – в нашей памяти. Но, призывая Ее, будем же и мы просить Ее не только о помощи, спасении, здоровье и благах небесных и земных, а и сами стремиться к тому, чтобы оказаться хотя бы немного достойными Ее небесной помощи. Будем же исправлять свои нравы, будем же подражать Пресвятой Богородице и Ее праведным родителям в духовной мудрости, любви и смирении, чтобы и наша земная жизнь принесла достойные плоды и еще ярче расцвела в Царствии Бога и Отца, Которому вместе с Его Сыном и Святым Духом подобает всякая слава во веки веков, а нам – надежда на спасение молитвами Пресвятой Владычицы Богородицы и Ее святых родителей – богоотец Иоакима и Анны!

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Детство непременно должно быть посвящено учению Господню ( Ефес.6:4 ). Для сего необходимо приводить детей во храм. Здесь каждую службу услышат они прекрасный урок для жизни, найдут множество примеров для подражания, научатся быть православными христианами и полезными членами великого нашего отечества. Приучите их с дней младенческих взирать на Божественного Младенца Иисуса, держимого на руках преблагословенной Матери Его, – и они незаметно научатся смирению, кротости, незлобию, послушанию, какое показал Господь во всю Свою жизнь. Приучите их смотреть на изображение введения во храм трехлетней Богоотроковицы Марии, проведшей потом все детство и юношество во храме в чтении слова Божия и непрестанном служении Богу, – и они, по крайней мере по воскресным и праздничным дням, непременно поспешат во храм – слушать слово Божие и поучаться заповедям Господним. Пусть ваши дети со младенчества возлюбят благолепие храма Господня, так чтобы могли говорить с Давидом: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать (святый) храм Его» ( Пс.26:4 ), это будет драгоценнейшее наследство, надежнейшее напутствие на всю жизнь. Во младенчестве они каждый раз из храма будут приносить в дом благословение Божие, – и святые ангелы непрестанно будут окружать малое жилище их. В зрелом возрасте любовь ко храму воодушевит их на всякий добрый подвиг, утешит во всякой горести, спасет при каждом возмущении моря житейского. В скорбные минуты ваше дитя поспешит в храм, – у подножия креста Христова изольет скорбь страждущего сердца своего, сложит с себя бремя невыносимой печали, – и Сам Господь, по выражению св. Давида, сокроет его в селении Своем в день зол, покроет в тайне селения Своего, и ваше дитя, в чувстве благодарения и радости, принесет Господу жертву хваления и воскликновения ( Пс.26: 5 ). Перед иконой премилосердой Владычицы нашей Богородицы преклонит колена во умилении сердца – и Сама Царица Небесная покроет ваше дитя Своим небесным покровом и умолит за него возлюбленного Сына Своего и Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, предвечный Сын «во дни своей плоти» исполняет Свое безоговорочное послушание Отцу, которое открывает людям путь ко Спасению. Послушание это ведет Его к смерти. В Послании к Евреям, на языке ветхозаветного жертвенного богослужения, поразительно описывается сыновнее послушание воле Отца: «Посему Христос, входя в мир, говорит: „жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда я сказал: вот, иду... исполнить волю Твою, Боже»... По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр.10:5–7, 10 ). Смерть не была для Иисуса Христа концом пути послушания. Христос вошел в царство смерти как Господь, чтобы из него выйти по Своему изволению, «имея ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). Все проповеди апостола Петра выражают эту очевидность, вдохновленную псалмами и пророчествами, «что Он не мог быть удержан смертью » (см. Деян.2:27, 31 ), так как Давид уже говорил, что «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» ( Деян.2:24–31 ; ср. Пс.15:8–11 ). Став Сам жертвою за грех и сделавшись за нас клятвою ( 2Кор.5:21 ), Иисус Христос взял на Себя грех мира ( Ин.1:29 ) и возмездие, которое последовало за этот грех. Но смерть Его была «смертью для греха» ( Рим.6:10 ) и для самой смерти. Смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим.6:9 ), Бог освободил Его из ада ( Деян.2:24 ). Победа Христа над смертью предвосхищает окончательную победу в конце времен, когда «последний враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ). «Поглощена смерть победою. Смерть! где же твое жало? Ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:54–55 ). В период преследований и испытаний, окружённый ненавистью, апостол Павел исповедует свою веру в победу Божественной любви: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Согласно апостолу Павлу, мысль которого движется от Воскресения из мертвых к восхождению одесную Отца, очевидно, что возвеличение Христа является необходимым завершением вольной смерти Сына, Его совершенного послушания, отдачи Своего тела. Своей жизни за жизнь мира. В Новом Завете Воскресение Христа определенно связано с «действием» Бога, Отца Иисуса Христа: выражение «Бог воскресил Христа из мертвых» дошло до нас со времён первой апостольской общины. Уже апостол Петр говорит, что Бог (то есть Отец) воскресил Его ( Деян.2:24 ): «Сего Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010