Но как обновление явления воскресения Христова было особенно ради Фомы, который при сем явлении осязал и раны Воскресшего, то осьмый день по Пасхе называется неделею Фоминою или по просторечию – Фоминым воскресением. Непосредственно же следуя за неделею Пасхи, неделя Фомина или новая издревле составляет заключение светлого торжества 535 особенно для новокрещенных. Проводя торжество Пасхи, по духу заповедей Апостольских 536 , и по 66 правилу Вселенского Собора, во псалмех и пениих и песнех духовных, Православная Церковь постановила оканчивать это торжество в Фомину неделю. Почему неделя Фомина называется осьмым днем Пасхи. Олагшенные, приняв древле в навечерие Пасхи таинства св. Крещения и Миропомазания, облекались в белые одежды – знамения чистоты и невинности, и носили их, по уставу, в продолжение седми дней Пасхи. В неделю Фомину, как в последний день установленного празднования по принятии Крещения, новопосвященные или новокрещенные омывали на теле своем священное миро и торжественно слагали с себя во храме белые одежды, в которые они облекались по св. купели. Отчего неделя Фомина называется также и воскресением в Белых 537 . Блаженный Августин в 86 беседе (de diversis) говорит в неделю Фомину: «сегодняшним празднеством оканчивается пасхальное торжество. Сегодня одежда новопросвещенных переменяется, впрочем так, что белизна, которая отлагалась с одеждою, всегда сохранялась в душе». Начало празднования недели Антипасхи относится к первым временам христианства, как видно из постановлений Апостольских, писания св. Григория Богослова , бл. Августина и из правил соборных. Богослужение ее Хотя неделя Фомина есть неделя обновления празднования воскресения Христова, но в Уставе сказано: «в сей святой второй недели Антипасхи не поется воскресная, но вся праздника». Непоются, наприм., на вечерне после входа, известные стихиры Пасхи (с припевами: да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и проч.), – как поются оне в следующие недели до Вознесения; на утрени не поется канон Пасхи, который повторяется в недели следующие. Не поются конечно для того, чтобы сделать виднее, поставить ближе пред очи верующих предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходное свидетельство того же воскресения, которое торжествовали мы в продолжение всей пасхальной седмицы. Событие, ныне воспоминаемое, совершилось уже по прошествии пасхальной седмицы; почему надлежало посвятить ему особенные песни, как весьма важному и спасительному для всех и отложить на время песни Пасхи, коими прославляются большею частью события первого для воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

отец шести Вселенских Соборов 669 . Двадцатая В XX – читается Евангелие о воскрешении сына вдовы Наинской в Галилее, по слову Господа, явившем Его Божественное всемогущество над смертью. По воскресении юноши страх объял всех, все славили Бога и говорили, яко Пророк велий поста в нас, и яко посети Бог людей Своих. По примеру Господа, Который без просьбы матери, провожавшей своего единственного сына для погребения, видев ю, милосердова о ней, и рече ей: не плачи, и потом воскресил ее сына, мы сами должны внимательно примечать нуждающихся и добровольно, по усердию, а не по одним воплям и просьбам требующих подавать им утешение и помощь ( Лк.7:11–16 . Зач.30). Чтением Апостола в XX неделю Церковь проповедует, что и благовествование Ап. Павла, избранного после других Апостолов, не от человека, но явлением Иисус Христовым. С тех пор, говорит Апостол о себе, не приложихся плоти и крови. – т. е. не советовался с плотию и кровию ( Гал.1:11–19 . Зач.200). Двадцать первая В XXI неделю читается притча о семени, свидетельствующая, что Иисус Христос предлагает спасительное учение Свое всем без различия, подобно сеятелю, который не различает находящейся пред ним нивы. Если же благодатное и спасительное семя слова Божия приносит неодинаковые плоды, то это различие зависит от свойства приемлющей земли, – не от природы людей, но от их воли. Воля или сердце иных из нас бывает подобно утоптанной дороге – по чрезмерной беспечности нашей; – иных подобно каменистой земле – по легковерию, малодушию и непостоянству; иных – тернию по преданности житейским удовольствиям, заботам и суетам; иных – наконец, подобно доброй земле – по чистоте сердца и терпению. Таким образом препятствия благотворному и спасительному действию слова Божия заключаются в нас самих, и к обличению нашему только четвертая доля из нас подобна доброй земле ( Лк.8:5–15 . Зач.35) 670 . Чтением Апостола в XXI неделю Церковь внушает, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою. Ибо закон Ветхого Завета указывал на Иисуса Христа и притом исполнение всего закона падшему человеку невозможно своими силами, без особенной помощи Божией ( Гал.2:16–20 . Зач.203). Двадцать вторая

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ученики Господа плывут одни, но без Него обуреваются волнами моря, приходят в смущение и вопиют от страха. В это самое время, когда страх учеников без Господа овладел ими, они слышат одобрительный глас всемогущей власти: дерзайте: Аз есмь, не бойтеся; и повелевает одному из них – Петру идти по водам. Тотчас после могущественного веления Петр идет по водам, а далее, – при виде ветра крепка, овладевают Петром страх и сомнение и он начинает тонуть. Но он вопиет: Господи, спаси мя. И абие Иисус простер руку, ят его, и глагола ему: маловере, почто усумнелся еси: Господь вошел с Петром в корабль, и ветр преста. Сущие же в корабли, пришедше поклонишася Ему, глаголюще: во истину Божий Сын еси ( Мф.14:22–34 . Зач.59). Чтение Апостольское в IX неделю внушает, что Церковь Божия или верующие, в которых Дух Божий живет, есть Божие стяжание, Божие здание, храм Божий. Основание сего здания есть Иисус Христос. Апостолы в сем здании – Богу споспешницы и строители ( 1Кор.3:9–17 . Зач.128). Десятая В следующих чтениях Евангелия от Матфея от X до XVII излагается преимущественно учение о христианских должностях. В X неделю Церковь благовествует о чудесном исцелении Бесноватого словом Иисуса Христа и о силе веры в Него, молитвы и поста. Для высокой веры во Иисуса Христа ничтоже невозможно. Молитвою же и постом, освящающими христианина и по душе и по телу, изгоняется диавол ( Мф.17:14–23 . Зач.72). В Апостольском чтении настоящей недели Церковь говорит об Апостолах, которых Бог явил уничиженнейшими, позором миру, буиими Христа ради, немощными, бесславными, алчущими, жаждущими, неготующими, страждущими, скитающимися, труждающимися, укоряемыми, гонимыми, отребием и попранием миру. Но в них же Господь дает нам и высокий образец истинной христианской жизни ( 1Кор.4:9–16 . Зач.131). Одиннадцатая В XI неделю Церковь читает притчу, произнесенную Христом в Галилее ( Мф.19:1 ) и изображающую бесконечное милосердие Божие к тем из нас, кои сами милосерды к ближним, Господь готов был простить рабу тьму талантов, – долг неоплатный, но раб не хотел простить своему клеврету, при сильной и униженной его просьбе, и ста пенязей 659 – долга незначительного; и за такое немилосердие лишился отверстой ему от Бога милости ( Мф.18:23–35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Мы гоними, но не оставляеми, говорит Ап. Павел, – «постигают нас искушения, но не постигают следствия сих искушений, по благодати Божией. Всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, т. е. подвергаемся ежедневно угрожающим различным родам смерти, да и живот в теле нашем явится, чтобы открылась в нас и сила жизни Его, ибо Он не попускает смертной плоти нашей столько страждущей быть побежденною от множества зол» ( 1Кор.4:6–15 . Зач.176) 666 . Неделя по Воздвижении Креста Если ΧΙV неделя бывает пред Воздвижением, и XV по Воздвижении, тогда в эту неделю, прежде рядовых чтений Евангельского и Апостольского, читаются Апостол и Евангелие о Кресте. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, – да расторгнет союз свой с миром, препятствующий единению с Господом, возмет крест свой, – да будет готов терпеть все для спасения души своей в Иисусе Христе, и по Мне грядет, – да подражает в своей жизни Иисусу Христу. Несение креста убивает наши порочные наклонности или страсти и насаждает жизнь духовную, вечноблаженную, – для временного и земного погубляет душу, для вечного и небесного спасает ( Мк.8:34–38; 9:1 . Зач.37). Чтением Апостольским в ΧV неделю Церковь подтверждает и распространяет учение Евангелия, указуя на пример Ап. Павла, который, неся крест свой, говорил: я Христови сраспяхся. Живу не ктому аз, но живет во мне Христос, ( Гал.2:16–20 . Зач.203). Шестнадцатая В неделю читается Христова притча о талантах, произнесенная Господом за три дня до Его страданий и смерти и указанная в Великий вторник. «Под талантами, говорит св. Златоуст, разумеется то, что находится во власти каждаго, например – покровительство, или имение, или научение, или другое что-нибудь. Итак никто не должен говорить: я имею один талант и ничего не могу сделать. Можешь и с одним быть благотворителем. Ты не беднее той вдовицы, по званию не ниже Петра и Иоанна, но как они усердны были и делали все для общаго блага, то и получили небесное наследие. Ничто так Богу ни любезно, как полезная для всех жизнь; потому что Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, дабы все это употребляли мы для собственнаго нашего спасения и для пользы ближняго» ( Мф.25:14–30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Он есть Спаситель мира: Бог послал Его, да спасется Им мир. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный. Он есть всеведущий и добровольно пострадавший за нас, ибо за три года предсказал о Своей крестной смерти ( Ин.3:13–17 . Зач.9). В Апостольском чтении в неделю пред Воздвижением Церковь произносит слова Апостола Павла: мне же да не будет, хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: Имже мне мир распяся, и аз миру. И елицы правилом сам жительствуют, мир на них и милость ( Гал.6:14–18 . Зач.215). Пятнадцатая В XV неделю по Пятидесятнице Церковь в литургийном Евангелии благовествует о Божестве Иисуса Христа и о Ею Божественной премудрости. Фарисеи и саддукеи, посрамленные – каждые порознь, собрались вместе, чтобы обольстить Его словом. Посему один из них, искушая Господа, спросил Его: кая заповедь больши есть в законе. «Они знали, говорит св. Златоуст, что первая заповедь есть сия: возлюбиши Господа Бога твоею, но ожидали, что Спаситель поправит ее, назвав Себя Самого Богом, и чрез то подаст им случай обвинить Его. Дав поучительный для искусителей ответ, Иисус Христос, желая обличить их неверие и вразумить, открыл им о Себе, что пророк Давид, вдохновенный от Св. Духа, называет Христа по человечеству сыном своим, а по Божеству – Господом. И никтоже можаше отвещати Ему словесе: ниже смеяше кто от того дне вопροсити его ктому ( Мф.22:36–46 . Зач.92). В чтении Апостольском в XV неделю Церковь показывает, что Бог, рекий из тьмы свету возсияти, озарил и сердца наши, дабы просветить нас познанием славы Божией, в лице Иисуса Христа. «При начале творения Бог рече, говорит св. Златоуст, и ныне Сам возсия. Посему и мы при сиянии этого света видим не чувствам подлежащие вещи, а Самого Бога чрез Христа» 665 . Но сокровище сие носим в скудельных сосудех, показывая, что в делах слежения Богу нет ничего человеческого, а все Божие. Таким образом при видимом уничижении обильно обитала в Апостолах благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Зач.56). А словами Апостольского чтения поучает: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. В научения странна и различна не прилагайтеся. Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяше: да с радостию сие творят, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие ( Евр.13:1–17 ). Седьмая Β, VII неделю по Пятидесятнице читается благовестие о том, что Иисус Христос во дни проповеди Своей непрестанно приносил людям два величайшие блага – Евангелие Царствия Божия и исцеление от всех болезней, распространявшие веру во Иисуса Христа Спасителя и свидетельствующие о Его Божественном всемогуществе. Между многими делами Его спасительной проповеди, Евангелие в VII неделю по Пятидесятнице особенно благовествует о чудесном исцелении и духовном прозрении двух слепых и немого в Капернауме, прикосновением и словом Господа. Слепцы с верою вопияли: помилуй ны, Иисусе Сыне Давидов. «Господь, возводя их, говорит св. Златоуст, к высшему понятию и научая, как должны разуметь о Нем, спрашивает: веруете ли, яко могу сие сотворити. Что же он на сие? – Ей, Господи! Уже называют Его не Сыном Давидовым, но парят мыслию выше и исповедуют Его владычество» 658 . Народ, видя такие чудеса, с благоговейным удивлением говорил, яко николиже явися тако во Израили. Вот образец суждения людей не книжных, но беспристрастных! Фарисеи же говорили о Спасителе: о князе бесовстем изгонит бесы. Вот образец суда людей книжных, но увлеченных страстями зависти и ненависти ( Мф.9:27–35 . Зач.33). По примеру Иисуса Христа всемогущего и всегда готового Помощника для всех, с верою призывающих Его, Церковь в VII неделю чтением Апостольским внушает всем, особенно сильным, немощи немощных носити и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию ( Рим.15:1–7 . Зач.116). Восьмая После проповеди Своей в Галилее Господь благовествовал и чудодействовал в отечествии Своем ( Мф.13:54–58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Во второй паримии ( Исх.55:1–13 ) под именем воды, на которую Господь призывает жаждущих, разумеется благодать, которую пролиет Дух Божий, сошедши в день Пятидесятницы,– как воду премудрости и жизни. Третия паримия из притчей Соломоновых (9:1–11) живо изображает Спасителя, всю Его благость и все величие, когда Он громко возгласил: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Этот зов была та самая вечная премудрость, которая готовила великое торжество человечеству, призывала на чашу духовной радости, к уразумению Божественного закона от Сиона. Чтением Апостола на литургии в день Преполовения Церковь проповедует Божественную мудрость, силу и славу Воскресшего в благодатной силе и мудрости св. Ап. Павла и Варнавы, которых за чудесное ими исцеление хромого и мудрую проповедь Ликаонские язычники назвали богами – Варнаву Дием, а Павла – Ермием, понеже той бяше начальник слова ( Деян.14:6–18 ). А чтением Евангелия Церковь благовествует о прибытии Иисуса Христа в Преполовение праздника Кущей в Иерусалим и о Божественном учении Спасителя во храме Иерусалимском ( Ин.7:14–8:20 ). Воспоминая в неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения по литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, «яко всем возопил Он, жаждай да грядет ко Мне и да пиет». Итак ветхий обряд возлияния воды на жертвенник Церковь заменила своим крестным хождением на реки и кладези и водоосвящением. Праздник Преполовения, подобно ветхозаветному празднику Кущей, в пределах предпразднства и попразднства, продолжается 8 дней, – со вторника 4 недели до вторника 5 недели по Пасхе. Пятая по Пасхе неделя о Самаряныне В пятую неделю по Пасхе Церковь предлагает беседу Иисуса Христа с женою Самарянкою, бывшую в первый год Его Евангельской проповеди, во дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею ( Ин.4 ) 554 . Эта беседа, принадлежа дням Пятидесятницы, служит сверх того ясным свидетельством Божественной славы Воскресшего. В неделю о Расслабленном Иисус Христос чудодействует в купели Силоамской, а в настоящую при кладезе патриарха Иакова, находившемся в Самарийском городе Сихаре, близ веси, юже даде некогда Иаков Иосифу, сыну своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

О сем сугубом и чудесном исцелении расслабленного, показующем Божественную власть, всеведение и всемогущество Иисуса Христа, благовествуется на литургии в 17 неделю по Пятидеслтнице. Являя Свое Божество, Господь сказал расслабленному: прощаются тебе греси твои, а книжникам, помышлявшим в себе, что Един Бог может оставлять грехи ( Мк.2:7 ), произнес: да увесте, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи. «Впрочем при исцелении больнаго, говорит св. Златоуст, Иисус Христос представляет и другое немаловажное доказательство Своей Божественности и равнаго достоинства с Богом Отцем. Он не только отпускает грехи, но еще прежде обнаруживает в себе другое свойство, приличное Единому Богу, – именно открывает тайны сердечныя. Книжники не обнаружили пред всеми своих мыслей: се, говорит Евангелист, нецыи от книжник реша в себе: сей хулит. И видев Иисус помышления их, рече: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих. А что ведение тайн сердечных принадлежит Единому Богу, о сем говорит Соломон: Ты веси сердца Един ( 2Пар.6:30 ) " 642 . Божественную Свою власть прощать грехи Господь подтвердил, исцелением расслабленного. Видевше же народи чудишася и прославиша Бога, давшаго власть таковую человеком. И грехи и болезнь расслабленного Господь разрешил по вере принесших его, и тем указует на важное право поручителей в деле веры и благочестия ( Мф.9:1–8 . Зач.29). По примеру Иисуса Христа, непрестанно совершавшего дела спасительного служения Своего, Церковь чтением Апостольским в VΙ неделю поучительно внушает, что все мы по данной нам благодати имеем различные дары, которые и должны употреблять к созиданию тела Церкви Христовой ( Рим.12:6–14 . Зач.110). Неделя св. Вселенских шести Соборов В 16 день июля и в V или в VΙ неделю по Пятидесятнице Церковь совершает память св. Вселенских шести Соборов: первого, бывшего в Никее в 325 году по Р. X. в присутствии Константина Великого и 318 св. отец, вопреки Арию единомыслием веры уяснивших в первых восьми членах Символа веры единосущие в трех ипостасях Богоначального естества и единое поклонение Отцу, Сыну и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Христу носят ученицы мира: Аз же сим песнь яко мира ношу. говорит составитель синаксаря на неделю св. жен Мироносиц. В эту третью неделю Пятидесятницы Церковь воспоминает жен Мироносиц и тайных учеников Христовых – Аримафейского и Никодима. Мироносицы и тайные ученики Господа служат «свидетелями смерти и воскресения Его, – сих двух истиннейших содержательнейших догматов веры христианской 540 . Во время земной жизни Иисуса Христа многие благочестивые жены всюду сопровождали своего возлюбленного Учителя и служили Ему ( Мк.15:40 ); оне шли за Ним и плакали, когда Он веден был на Голгофу ( Лк.23:28–31 ), стояли при Кресте Его и смотрели на Его погребение ( Лк.23:49–55 ). Не успев при погребении помазать миром пречистое Тело Господа, по случаю наступившего праздника ( Лк.23:56 ), оне хотели и ходили совершить это утром в первый день недели ( Лк.24:1 ) и за сие усердие названы мироносицами. Но, когда в первый день недели, веся миро, шли исполнить свое благочестивое намерение, оне встретили Господа уже воскресшего. Первыя услышав от Ангелов радостную весть о воскресении Господа и увидев Его воскресшего ( Мф.28:1–10 ), мироносицы возвестили о воскресении Его Апостолам ( Лк.24:1–11 ) и по воскресении Его проповедали о Нем многим. Итак по гласу Церкви мироносицы сделались неложными свидетельницами смерти и славного воскресения Иисуса Христа. В числе жен мироносиц Церковь прославляет равноапостольную Марию Магдалину 541 , Марию – мать Иакова Малого и Иосии, Саломию ( Мк.15:40 ), Иоанну – жену Хузы, домоправителя Иродова ( Лк.24:10;8:3 ), Марию и Марфу, – сестер Лазаря ( Ин.11 ), Марию Клеопову ( Ин.19:25 ), Сусанну и многих других ( Лк.8:3 . Мк.15:41 ) 542 . Равно Иосиф и Никодим суть свидетели смерти и воскресения Христа. Иосиф был человек богатый ( Мф.27:57 ), от Аримофея, града Иудейска: благообразный советник, т. е. знаменитый член совета ( Мк.15:43 ), муж благ и праведен: сей не бе пристал совету и делу Иудеев, иже чаяше и сам Царствия Божия ( Лк.23:50–51 ): сый ученик Иисусов, потаен же страха ради Иудейска ( Ин.19:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Света податель от света сый свет. От рождения воочаеши слепаго, Слове. После беседы с Иудеями, в которой Иисус Христос явил Себя равным Богу Отцу и то, что Христос прежде даже Авраама бысть, удаляясь от Иудеев, гонимый ими ( Ин.8:28–29 ), встретил слепорожденного. По вопросу учеников Своих, отвергая их мнение, что «грех родительский на нем, а равно и заблуждение епикурейское, допускавшее существование душ прежде тел, в которое оне, согрешив, вселяются», Господь сказал, что человек слеп родился для того, да явятся на нем дела Божии. Сказавши сие, Господь плюнул на землю и сотворив брение, помазал очи слепому, являя Себя Содетелем и Зиждителем 559 , Который некогда взяв персть от земли, создал человека. Господь посылает слепого в Силоам, что значитъ послан. Но эта купель была вне Иерусалима. Когда при Езекии, царе Иудейском, Иерусалим был обложен ( 4Цар.18:17 ) и Силоам отвсюду окружен Ассирианами, вода его проведена была внутрь города в большую купель. Если кто по повелению пророка Исаии посылаем был за водою на источник, она истекала и была почерпаема; если же кто из воинов, осаждавших хотел почерпнуть, воды не было. Думают, что Силоам " послан« толкуется от того, что Господь послал туда слепца 560 . Слепорожденный пошел, умылся и возвратился зрячим; фарисеи – сии духовные слепцы, не хотели верить во Иисуса Христа, Сына Божия и после многократных свидетельств о славном и чудесном прозрении слепорожденного чрез прикосновение и слово Спасителя, упорно отвергали сие Божественное Его чудо: несть сей от Бога человек, яко субботу не хранит. Прозревший сказал им: вемы, яко грешники Бог не послушает, по аще кто Богочтец есть, и волю Его творит, того послушает. От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену. Аще не бы был Сей от Бога, не моглт, бы творить нечесоже. Так прозревший телесно прозрел и духом. Он исповедал : что Иисус Христос от Бога, и потом исповедал Его Сыном Божиим, когда Господь благоволил объявить ему Сам о Себе, что Он есть Сын Божий. Воспоминание о прозрении слепорожденного совершается в шестую неделю по Пасхе с древних христианских времен; о чем свидетельствуют поучения, произнесенные в эту неделю отцами и V века, – Иоанном Златоустом 561 , Астерием, епископом Амасийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010