Из сей проповеди Церковь в III неделю по Пятидесятнице благовествует о высоком уповании на вседетельный Промысл Божий, какое свойственно только Божественному благовестию и христианину. Евангелие внушает, что вступившим в Церковь Христову и называющим Бога Отцем своим надобно при своих трудах всего более уповать на Промысл Божий, который, дав душу и тело человеку, питая птиц небесных и одевая полевые лилии, тем паче даст нам пищу и одежду; дав большее – тем скорее даст меньшее. Все же заботы без содействия Божия суетны: кто от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един? Чрезмерные заботы о временном без упования на Промысл Божий свойственны язычникам, несведущим Бога, Который знает и облегчает наши нужды. Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам. Служащие царю земному и особенно усердно – получают от него потребное для своего продовольствия; так служащие Дарю Небесному, на поприще благочестивых подвигов своих, приобретают не только дары временные, но и благодатные, вечные ( Мф.6:22–33 . Зач.18). Чтением Апостольским в III неделю по Пятидесятнице Церковь , согласно с Евангелием, возвещает, что упование не посрамити – тем паче примиренных с Богом и освященных посредством Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа ( Рим.5:1–10 . Зач.88). Четвертая С IV до X недели чтениями Евангелия Церковь излагает учение о вере, в примерах. В IV – читается Евангелие о чудесном исцелении в Капернауме сотникова слуги, который был расслаблен, люте стражда, и хотяше умрети, показующее в сотнике, и притом язычнике, черты высокого смирения и живой веры во Иисуса Христа и Божественное всемогущество Спасителя, которое особенно является на помощь смирению и вере. По своему смирению, сотник произнес Иисусу Христу: Господи, несмь достоин, да под, кров мой внидеши, а по своей живой вере сказал: но токмо рцы слово и исцелеет отрок мой. И такое смирение и такая вера высоко награждены: Господь удивися вере и смирению сотника и сказал грядущим по Нем: аминь глаголю вам, ни во Израили толика веры обретох, и являя Свое Божественное всемогущество над умиравшим в удалении от Него, словом Своим исцелил его по вере сотника ( Мф.8:5–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В восьмой день по воскресении, когда Апостолы были все вместе и Фома с ними, Воскресший повторил или обновил для них Свое явление, представ им в горнице, коей двери заперты были, и снова обрадовал и утвердил их и Фому в истине Своего воскресения. Фома, увидев язвы Господа, при всех исповедал Воскресшего: Господь мой и Бог мой. Яко видев мя, веровал еси, сказал ему Господь, блажени не видевшии, и веровавше. Итак, первая неделя по Пасхе, ознаменованная событиями явления воскресшего Спасителя единонадесяти Апостолам и осязания ран Христовых Апостолом Фомою, уверяющего, по гласу Церкви, в мироспасительном восстании Богочеловека из адских преисподних 533 , называется неделею Новою или неделею Антипасхи, что значит вместо Пасхи, или обновление Пасхи. Ибо в эту неделю новым Своим явлением для всех единонадесяти учеников Своих Господь повторил и обновил и явление Свое, бывшее в первый день по воскресении Господа, и в этот самый день второй седмицы по Пасхе, который после первого воскресного дня стал новым воскресным днем. Посему неделя Фомина есть неделя Антипасхи, неделя новая, неделя обновления 534 . «Древен и с доброю целию, говорит св. Григорий Богослов в слове своем на неделю Новую, установлен закон чтить день обновления, или, лучше сказать, с днем обновления чтить новыя благодеяния. Но разве не обновления день был и первый воскресный день, последовавший за священною и светоносною ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собою погребение и воскресение, а этот есть чисто день новаго рождения. Он есть первый в числе последующих за ним и восьмый в числе предшествующих ему». Указуя на новое явление воскресшего Господа ученикам, при дверях затворенных, синаксарь говорит: Аще ада или из гроба ключь Не во возбраняет Твое, Спасе, Стремление, ключь дверей како возбранит; и продолжает: «в сей день обновления празднуем Христова воскресения и св. Апостола Фомы осязание». Обновлением называется здесь торжественное воспоминание известного достопамятного события. Так еще в ветхозаветной Церкви ежегодно обновлялась память исхода Евреев из Египта (Пасха), законодательства Синайского (Пятидесятница), и проч. В Церкви новозаветной бывают ежегодные же обновления Рождества Господня, Крещения и других спасительных событий. Но как из всех Евангельских праздников величайший и радостнейший для Церкви есть праздник воскресения Господа нашего, то он обновляется в Церкви не только ежегодно, но и еженедельно. А посему первый воскресный день после дня Пасхи называется по преимуществу обновлением воскресения. Это название тем приличнее настоящему дню, осьмому по Пасхе, что в этот же осьмый день Сам Господь благоволил обновить радость воскресения Своего, вторично явясь Апостолам и утвердив веру одного из них, доселе не хотевшего верить свидетелям Божественного воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

На литургии, которая временем ее совершения сближается с пасхальною, ибо «труда ради бденнаго бывает порану, чтение Апостола ( Деян.5:11–20 ) хотя не содержит в себе прямаго указания на настоящий праздник, но свидетельствуя о многоразличных чудесах, творимых Апостолами во имя Иисуса Христа, представляет нам действие той же Божественной силы Воскресшаго. Начальники Иудейские заключили проповедников Христовых в темницу, но Ангел Господень нощию отверзе двери темницы; извед же их рече: идите, и ставше глалите в церкви людям вся глаголы жизни сея. Не свидетельствует ли это о могуществе Того, для Котораго нет преград ни в затворенных дверях и ни в какой силе человеческой! Чтением Евангелия в неделю Фомину Церковь благовествует о событии, воспоминаемом в эту неделю ( Ин.20:19–31 ). Поучительность ее Церковь , в своих песнопениях указывая нам радостную истину воскресения Господа нашего, особенно обращает благоговейный взор на истину Его Божества и человечества. На стихирах вечерних она поет: «не несподобил еси, Блаже, показати Фоме пречистое ребро Твое, руку и ногу язвы; он же, осязав и видев, исповеда Тебе быти Бога не нага, и человека не проста, и вопияше: Господь мой и Бог мой, веровав Фома, зрением руку н ребр Твоих, Господа и Бога Тя исповеда». На стихирах литии Церковь произносит: «Господи, нестерпимым Твоего Божества блистанием, дверем пришел еси заключенным сущим, и став посреде учеников, ребро обнажил еси, и язв твоею руку и ногу струпы являя, печаль же и скорбь разрешая, яве возгласил еси: – во мне видите, о, друзи, плоти приятие, не духа ношу естество: сомнящемуся же ученику повелевал еси осязати трепетно: – он же, ощущая рукою Твое сугубое существо, со страхом вопияше верно, верою влеком: «Господь мой и Бог мой». Св. Григорий Богослов говорит о неделе Фоминой: «настоящее обновление мы ныне празднуем, переходя от смерти к жизни. Итак совлекитесь ветхаго человека и обновитесь, в обновлении жизни ( Рим.6:4 ) жительствуйте. Древняя мимо идоша, се быша вся нова ( 2Кор.5:17 ). Изменись добрым изменением, и в этом случае не думай о себе высоко, но скажи с Давидом: сия измена десницы Вышняго ( Пс.76:11 ) от Которого все благоуспешное в людях. Слово Божие хочет, чтобы ты не на одном месте стоял, но был приснодвижен, благодвижен, совершенно новосоздан, и если согрешаешь, обращался от греха, и, если благоуспеваешь, еще более напрягал силы. Вчера вера твоя была сообразна с обстоятельствами времени, ныне познай веру Божественную. Вчера вменял ты себе в честь казаться; ныне вмени в большую себе честь быть тем на самом деле. Вчера ты был любителем зрелищ, ныне окажись любителем созерцаний. Вчера был ты злоречив, дерзок, ныне говори одно доброе и будь кроток» 538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

отец этого великого собора установлено Церковью в седмую по Пасхе неделю тотчас после него. Константин Великий , пригласивший пастырей на Собор Никейский, повелел приготовить все для них необходимое – и на пути и на месте пребывания. Явясь на Собор со смирением, император воздал должную честь святителям, как всем вкупе, так особенно тем из них, кои имели на себе знаки страданий за имя Христово 591 . По окончании Собора, равноапостольный царь совершил торжественный праздник благодарения Богу за благополучное совершение столь великого дела 592 . Сообразно состоянию Божественного прославления Иисуса Христа Церковь при Богослужении в седмую по Пасхе неделю произносит паримии на вечерне, чтение Апостола и Евангелия на литургии. В первой паримии – о победе, одержанной Авраамом над соединенными врагами ( Быт.14:14–20 ). Лот, племянник Авраама, со всем семейством своим взят в плен царем Еламским и его союзниками. Авраам собирает 318 домочадцев своих, гонится за врагами, поражает их и исхищает из их рук добычу. На возвратном пути сретил Авраама царь и священник Салимский – Мелхиседек, и почтил победителя дарами – хлебом и вином, и своим благословением. Поучительно здесь сходство победы Авраамовой с воспоминаемою ныне победою Церкви вселенской! И Церковь , подобно Аврааму, собирает своих домочадцев – знаменитых пастырей, и – что весьма замечательно – число их оказывается на соборе то же, какое в доме Авраама, – 318. Сии поборники православия поражают ересеначальников судом своим, и таким образом тысячи душ совращенных возвращаются в лоно Церкви и колеблющихся утверждают в вере. Истинный Мелхиседек, Господь Иисус Христос, благословляет Церковь Свою вожделенным миром, славою и торжеством веры. Во второй паримии Церковь произносит об избрании мужей мудрых и смысленных для управления народом Божиим ( Втор.1:8–11, 15–17 ). Моисей под конец своей жизни, напоминая народу Еврейскому о многоразличных благодеяниях ему Божиих и указывая уже на землю обетованную, лежавшую пред глазами Израильтян, которые стояли по ту сторону Иордана, приводит им на память об одном весьма важном благодеянии – об избрании, для управления и суда в народе Божием, мужей мудрых, уметельных и смысленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» ( Флп. 2, 7 ). В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое». Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепéщу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских». В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Зач.105) 667 . В Апостольском чтении в ΧVΙ неделю Церковь показывает, что согласно с Евангелием Апостолы употребили таланты свои. Будучи споспешниками примирения с Богом и спасения для ворующих, Апостолы призывали всех ко спасению, указуя и на благоприятное время ко спасению, и на беспорочное свое служение. Во всем представляя себе, якоже Божии слуги, Апостолы непрестанно пребывали в терпении мнозе, и от внешних лишений: – от скорбей, бед, от ран, темниц, гонений; и от подвигов самоотвержения: – от трудов, бдений, пощений. На поприще же терпения Апостолы текли с чистотою, великодушием, в разуме, в благости, в Дусе Святе, в любви нелицемерне, в словеси истины, в силе Божией, оружии правды, славою и бесчестием: яко наказуеми, а не умерщвляеми: яко скорбяще, присно же радующеся: яко нищи, а многи богатяще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще ( 2Кор.6:1–10 . Зач.181). Семнадцатая В XVII, – читается Евангелие о чудесном исцелении дочери жены Хананейской, по слову Господа, свидетельствующем о Божественной мудрости и всемогуществе Спасителя. По Своей мудрости Господь подверг Хананеянку великому искушению и Своим молчанием на ее вопли о помиловании дочери ее, и объявлением о Своем посланничестве токмо ко οвцам погибшим дому Израалева, и строгим указанием на ее недостоинство, обнаружил в Хананеянке великую веру, которая бы осталась неизвестна без искушения, и показал, что Господь посылает испытания на человека не сверх сил. По Своему Божественному всемогуществу Господь словом исцелил дочь Хананеянки и ее утешил и прославил: о, жено, велия вера твоя: буди тебе, якоже хощеши, и исцеле дщи ея от того часа ( Мф.15:21–28 . Зач.62). Чтение Апостольское в неделю внушает верующим, что они суть Церкви Бога жива. Посему, возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии ( 2Кор.6:16–7 :-. Зач.182). Недели по Пятидесятнице, в кои читается Евангелие от Луки С ΧVΙΙΙ недели начинается второе проследование недель по Пятидесятнице, в продолжение которого читается Евангелие от Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В XXVI – предлагается притча Христова ( Лк.12:16–21 . Зач.66), научающая нас блюсти себя от лихоимства; ибо жизнь наша при избытке не зависит от имения. Собирать земныя блага многа, на лета многа для того, чтобы почивать, есть, пить и веселиться, значит не в Бога богатеть, и по словам Евангелия есть безумие. Ибо такая заботливость показывает в человеке забвение о конце дней своих, коих продолжение не в нашей воле и кои часто пресекаются внезапно и не дают насладиться стяжанием многим, а равно показывают в человеке жизнь только грубо-плотскую и животно-чувственную, недостойную христианина, призванного давать милостыню, творить себе влигалища неветшающа, сокровище неоскудеваемо на небесех. Эти влагалища суть руки бедных, в лице коих приемлет наши подаяния Сам Господь ( Лк.12:33 ). Согласно с Евангелием, чтением Апостольским в XXVI неделю Церковь внушает узнавать, что есть благоугодно Богови, поступать как можно верно, не якоже не мудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дне лукави суть: не быть несмысленными, но уразумевать, что есть воля Божия. Дела не уразумевающих воли Божией суть дела тьмы ( Еф.5:9–19 . Зач.229). Двадцать седьмая В XXVII неделю читается Евангелие о чудесном исцелении сляченной (скорченной) жены, 17 лет бывшей в недуге своем, словом и прикосновением к ней Иисуса Христа, свидетельствующем о Его Божественном всемогуществе и власти. Исцеленная тотчас стала славить Бога. Начальник же Иудейской синагоги, где в субботный день совершено было исцеление, негодовал за нарушение седьмого дня. Но Господь и субботы назвал его лицемером и обличил его с его еднномысленными так, что стыдяхуся вси противляющиися Иисусу Христу, а вси людие радовахуся о всех славных бывающих от Него. Так торжество истины и слова Божия на стороне некнижных и беспристрастных, на стороне же книжних, старейшин и руководителей, – заблуждение и зависть ( Лк.13:10–17 . Зач.71). Чтением Апостольским Церковь побуждает нас для одоления врагов спасения облечься во вся оружия Божия, – препоясать чресла истиною, облечься в броню правды, нозе в уготование Евангелия, над всеми же восприять щит веры и шлем спасения и меч духовный, иже есть глагол Божий ( Еф.6:16–17 . Зач.233). Двадцать осьмая

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Как при чтении Евангелия от Матфея Церковь по возможности сохраняла последовательность повествования сего Евангелия, так равно и при чтении Евангелия от Луки сохраняет она таковый же порядок. Впрочем при этой последовательности можно усматривать в чтениях одно общее содержание. Напр. в чтениях Евангелия в недели XVIII и XIX Церковь благовествует что Царство Божие есть сила высшая всех сил естественных; что Царство Божие действует, как животворящая и благоплодная сила Божия, по различию приемлющих (Недел. XX–XXIII); от нас прежде всего требует веры и любви (Недел. XXIV–XXVII) открыто для всех (Недел. XXVIII–XXXII). Осьмнадцатая В XVIII неделю по Пятидесятнице, начиная чтение Евангелия от Луки, Церковь прежде всего предлагает благовестие о призывании Петра, Иакова и Иоанна в Апостольство, от чудесной ловитвы рыб, бывшем в первые дни Евангельской проповеди Иисуса Христа. Это Евангелие представляет в Иисусе Христе образец неутомимого исполнения обязанностей звания Своего. Теснимый народом, Иисус Христос вошел в лодку, отделился от берега и из лодки учил народ, стоявший на берегу. В рыбарях же представляет прекрасный образец послушания, которое не остается без вознаграждения. Господь сказал рыбарям: вверзите мрежи ваша в ловитву. Симон же отвечал Ему: Наставниче, обнощь всю труждшеся, ничесоже яхом: по глаголу же Твоему ввергу мрежу. Так рыбари всю ночь понапрасну трудились и утомились! Но послушные Господу, они ввергли мрежи; и какая была награда! поймали многое множество рыб, и сами уловлены были в ловцы человеков. Так послушные пусть же трудятся, не ослабевая в надежде: может быть, не мало времени пройдет в напрасных и утомительных трудах среди мрака временных неудач, как труды рыбарей во мраке ночи; но наступит утренний свет и труды тысячекратно и неожиданно вознаградятся, как утренняя ловитва рыбарей по слову Господа, особенно при немерцаемом свете вечной жизни. Будем слушать гласа Господа, по слову Его неослабно трудиться и уповать ( Лк.5:1–11 . Зач.17). Чтением Апостольским в XVIII неделю Церковь внушает, что доброхотна дателя любит Бог, и побуждает нас помогать ближним по доброхотному расположению сердца, в надежде на Бога, Который милостыни наши Сам приемлет, и силен обогатить нас всякою милостию для всякого доброго дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Такое содержание и такой порядок видны во всем нынешнем Богослужении, вечернем и утреннем и на литургии. На литургии в чтении Апостола мы слышим сказание о избрании седьми диаконов ( Деян.6:1–7 ). Проповедь о Иисусе Христе, распятом и воскресшем, в короткое время столько приобрела Царству Христову душ, что было недостаточно одним Апостолам пещись о нуждах общества верующих в Иерусалиме, а потому и признано нужным избрание особенных служителей Церкви (диаконов). Слово Божие растяше и множашеся число ученик во Иерусалиме зело: мног же народ священников послушаху веры. Такое быстрое и сильное распространение слова Божия и умножение верующих не есть ли самое ясное явление силы и славы Божественного воскресения? Но самый источник настоящего праздника есть ныне читаемое Евангелие ( Мк.15:43–16:8 ), повествующее о погребении Господа, о воскресении Его и явлении мироносицам. Евангелие в третью неделю по Пасхе поучает нас, что вера и усердие не остаются без вознаграждения, – ищущие скорее обретают. Усердие мироносиц к Спасителю было прежде всех вознаграждено и радостною им вестью о воскресении Его и явлением им Воскресшего. Так благодать Божия предваряет ищущих Бога. Поступок благообразного Иосифа, положившего тело Господа в новом гробе, говорит св. Григорий Нисский , да будет для нас правилом, чтобы и мы, получив дар Тела и Крови Христовых, не принимали его в нечистое одеяние совести и не полагали во гробе сердца, исполненном мертвых костей и всякой нечистоты» 545 . Четвертая по Пасхе неделя о Расслабленном В четвертую неделю по Пасхе Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет ( Ин.5:14 ), совершенное словом Иисуса Христа во второй год Его Евангельской проповеди, во время Иудейской пятидесятницы 546 . В Иерусалиме была купель, которая или от омовения в ней жертв, или по имени овчих ворот ( Неем.3:1;12:39 ), близ коих она находилась, называлась овчею; или по-Еврейски Вифезда, т. е. дом милосердия. В ней было множество болящих, чающих движения воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

§ 79. Декабря 25 – день рождества Христова. Этот праздник есть важнейший согласно с свидетельством Евангелия, в коем событие Р. X. изображается всемирным и радостнейшим. Ангел, благовествовавший вифлеемским пастырям о рождестве Христове, говорил: се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. яко родися вам днесь Спас ( Лк. 2:10–11 ). На все Богослужение Прав. Церкви, совершаемое с сентября – до дня рождества Христова, можно взирать как на приготовление в празднованию сего великого события. В зто время при Богослужении Церковь преимущественно воспоминает ветхозаветных Проровов, Праотцев и Отцев, и события, предварявшия и уготовлявшия рождение Иисуса Христа. Со дня введения трехлетней Богоотроковицы Марии во храм Божий, как-бы по уготовании Господу одушевленного храма, Церковь идет в сретение событию рождества Господа по плоти, поя на ирмосах: «Христос рождается, славите». За две недели до праздника Церковь воспоминает всех вообще ветхозаветных праведников, верою зревших будущего Искупителя, называя этот день неделею св. праотец, а в последнюю неделю – св. отец прославляет особенно тех ветхозаветных праведников, от коих по плоти родился Господь наш Иисус Христос. За пять дней до праздника начинается предпразднство. В последний день, называемый сочевником и навечерием праздника, Церковь ближайшим образом вводит нас в созерцание великого события Р. X. Самый день Р. X. для нас сугубо радостен. С ним соединяется воспоминание избавления Церкви и Державы Российския от нашествия французов и с ними двадесяти языков, в 1812 году. Радостная весть о рождестве Христове, после Богослужения в храмах Божиих, вносится в жилища верующих славлением Родшегося – священнослужащими. Воспоминание Р. X. в пределах предпразднетва и попразднетва продолжается 13 дней. В наутрие праздника, 26 декабря, Церковь зовет нас для Богослужения в честь Матери Родшегося. Следующую после праздника неделю по рождестве или Богоотец посвящает памяти св. Иосифа обрученника Марии Девы, Давида царя и Иакова брата Божия, союзом родства по плоти соединенных с родившимся Богочеловеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010