В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Неделю ваий и в конце служб – утрени, изобразительных 160 и литургии – бывает особый отпуст: 161 «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых...» 162 . В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах 163 последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...» ( Ин. 13, 32 ). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов. Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход – о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров 164 . После пения «Да исправится молитва моя...» и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в Понедельник – Мф., зач. 98, во Вторник – Мф., зач. 102, в Среду – Мф., зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается. В Великую Среду в конце литургии (после «Буди ими Господне» и возгласа «Благословение Господне на вас...») последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже...», отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Но даровав Церкви все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр 1,3 ), Господь предупредил всех Своих последователей, что сохранение истины будет сопряжено для них с испытаниями и подвигами, ибо со временем явятся многие лжеучители, которые, произвольно искажая или подменяя истину, будут тем не менее выдавать себя за истинных последователей Христа. «Многие, – сказал Он, – придут под именем Моим и многих прельстят... Тогда, если кто скажет вам: „Вот здесь Христос”, или „там” – не верьте... Вот, Я наперед сказал вам» ( Мф. 24, 5. 23. 25 ). Истины веры или догматы Православия выражены в догматических определениях святых Вселенских Соборов, особенно же в том Никео-Цареградском Символе веры , который мы все вместе поем во время Божественной литургии или слышим при совершении других богослужений. Здесь кратко, но точно говорится об основных предметах нашей веры: о Боге Едином в существе, но троичном в Лицах, о воплощении и иску­пительном подвиге Единородного Сына Божия, о Церкви с ее спаситель­ными таинствами, о всеобщем воскресении, о последнем суде и о жизни будущего века. Чистая и несомненная вера в эти и другие исповедуемые Церковью богооткровенные истины являются жизненной необходимостью для каждого из нас. Быть непоколебимо верными исповедниками святых догматов не менее важно, чем жить благочестивой христианской жизнью. Да одно без другого, в сущности, и невозможно. Святой Кирилл, архиепископ Иеру­салимский, так говорил в одном из своих огласительных поучений: «Дог­маты без добрых дел не благоугодны Богу; но не приемлет Он и дел, если они не основаны на догматах благочестия» (Слово огласительное IV, п. 2). Догматы – это не просто отвлеченные, умозрительные истины, которые достаточно воспринимать и усваивать одним лишь умом. Нет! Это разум­ные основы, на которых созидается духовно-религиозная жизнь. «Кто идет против догматов Церкви, – говорит известный отечественный догматист епископ Сильвестр, – тот становится противником всей Церкви, посягаю­щим на ее жизнь и целостность, а в то же время налагающим руки на свою собственную духовную жизнь», то есть делается своего рода духовным самоубийцей. На святых Вселенских Соборах собирались епископы многих местных церквей, как свидетели единой богопреданной веры. Здесь раскры­вались и изъяснялись необходимые подробности православного вероучения. То же, в известной степени, делали и великие Отцы и Учители Церкви в своих личных бессмертных творениях. И долг тех, кто хочет быть под­линно православным богословом, – самым внимательным образом и с вели­чайшим уважением относиться к священному церковному и святоотече­скому преданию, помня, что его носителями были не просто образованные и ученые люди, но люди высокой нравственной чистоты, обладавшие ценнейшим духовным опытом, прославленные Богом за их верность истине и благочестивую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Но даровав Церкви все потребное для жизни и благочестия ( 2Пет. 1:3 ), Господь предупредил Своих последователей, что сохранение истины будет сопряжено для них с трудами и подвигами, ибо со временем явятся многие лжеучители, которые, произвольно искажая или подменяя истину, будут тем не менее выдавать себя за истинных последователей Христа. «Многие, – сказал Он, – придут под именем Моим ... и многих прельстят... Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», – не верьте... Вот, Я наперед сказал вам» ( Мф. 24:5, 23, 25 ). Истины веры или догматы Православия выражены в догматических определениях святых Вселенских Соборов, особенно же в том Никео-Цареградском Символе веры , который мы все вместе поем вс время Божественной Литургии или слышим при совершении других богослужений. Здесь кратко, но точно говорится об основных предметах нашей веры; о Боге Едином в существе и троичном в Лицах, о воплощении и искупительном подвиге Единородного Сына Божия, о Церкви с ее спасительными таинствами, о всеобщем воскресении, о последнем суде и о жизни будущего века. Чистая и несомненная вера в эти и другие исповедуемые Церковью богооткровенные истины является жизненной необходимостью для каждого из нас. Быть непоколебимо верными исповедниками святых догматов не менее важно, чем жить благочестивой христианской жизнью. Да одно без другого, в сущности, и невозможно! Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, так говорил в одном из своих огласительных поучений: «Догматы без добрых дел не благоугодны Богу; но не приемлет Он и дел, если они не основаны на догматах благочестия» (Слово огласительное IV, п. 2). Догматы – это не просто отвлеченные истины, которые достаточно воспринимать одним лишь умом. Нет, это разумные основы, на которых созидается духовно-религиозная жизнь. «Кто идет против догматов Церкви, – говорит известный отечественный догматист, епископ Сильвестр, – тот становится противником всей Церкви, посягающим на ее жизнь и целостность, а в то же время налагающим руки на свою собственную духовную жизнь», т. е. делается своего рода духовным самоубийцей.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В миру есть такое выражение: «непреодолимые обстоятельства». Но, братья и сестры, для Церкви Христовой непреодолимых обстоятельств не бывает. Если православные христиане не могут в эти дни прийти в храмы Божии, призываю всех священников Псковской митрополии на Светлой неделе прийти к прихожанам своего прихода со Святыми Дарами и преподать им Святое Причащение, как и полагается на Светлой седмице. Пусть пасхальная радость воссияет в каждом доме. Дорогие братья и сестры! Ваше смирение и терпение будут вознаграждены тем, что, хотя вы не имеете возможности прийти ко Христу в Его Дом, Сам Господь в Своих святых Теле и Крови придет в ваши дома. Будьте готовы достойно принять Его! Дорогие отцы! Сделайте для наших прихожан эту неделю действительно неделей Светлой, чистой и радостной, став вестниками Воскресения, принесите пасхальную весть в дома наших прихожан, преподайте им пасхальное приветствие и Святые Тайны. В этот период скорби и печали хочу еще раз всем вам донести Христово слово утешения: Мир вам! И призвать сердца ваши от печали к утешению, от скорби к радости, от уныния к надежде. Рейтинг: 9.4 Голосов: 686 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дмитрий Собриевский 18 апреля 2020, 10:05 Получил письмо от CitizenGO с просьбой подписать петицию к властям об отмене запрета на посещение богослужений и решил на время отписаться от их рассылок и от пожертвований на их деятельность. Нельзя соблазнять православных верующих игнорировать, противиться и действовать через головы своих любимых о Христе пастырях. Елена 17 апреля 2020, 12:33 Простите меня, недостойную, за то, что выскажу свое мнение. В виду того, что у нас в стране, которую мы привычно называем православной, где действительно, тысячи людей пришли к вере за последние 30 лет, пандемия не утихает, а усиливается. Не знак ли это того, что Господь ждет от нас Покаяния, не личного, не частного, а всеобщего. Как предсказано старцами, Всероссийского Покаяния на Красной площади. Ведь не было этого Покаяния в богоотступничестве, предательстве и убийстве Божьего Помазанника, царя нашего Николая II и его семьи, в убийстве тысяч священнослужителей и верующих мирян, в разорении храмов и попрании святынь, в насаждении атеизма в душах нескольких поколений. Чего еще мы ждем?

http://pravoslavie.ru/130330.html

Нас связуют духовные узы Вот и сегодня на просторах исторической Руси существуют разные государства, разные народы. Но поелику мы все являемся православными, поелику мы все одна Божия Церковь, то нас связуют духовные узы, и мы ответственны за наше единство, за нашу веру, за сохранение высокого нравственного идеала пред Богом и, конечно, пред великим равноапостольным князем Владимиром, наследниками которого мы являемся. В Евангелии от Марка (Мк. 16: 9–20), которое было только что прочитано, содержатся замечательные слова: «Если кто веру имеет и крестится, тот спасен будет; а кто не имеет веры, осужден будет». Деяние святого равноапостольного князя Владимира вывело наших предков и выводит сегодня их потомков из-под Божиего осуждения. Крещение открывает перед нами захватывающий горизонт духовной жизни. Через Крещение и веру мы способны подниматься высоко вверх, прикасаясь к Божественной правде. Не могли мы, православные люди, не отметить торжественным образом замечательный 1000-летний юбилей нашего Крестителя. Сегодня повсюду происходят эти празднования. И когда встал вопрос о том, чтобы Патриарх возглавил юбилейные торжества в Минске, то мне пришла мысль, что удобнее всего это сделать, когда мы вспоминаем белорусских святых, – в неделю всех святых, в земле Белорусской просиявших. И, конечно, посещая Белоруссию, совершая богослужения, общаясь с высокими представителями государственной власти, с народом, невозможно не вспоминать о великом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, 70-летие Победы в которой мы все торжественно отмечаем в этом году. Из слова после вечернего богослужения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска 20 июня 2015 года, в канун недели 3-й по Пятидесятнице, Собора Белорусских святых Святость была общенациональным идеалом Мы находимся на самом западном рубеже страны, которую летописцы и святые угодники Церкви нашей называли Святой Русью. Называли так не потому, что наши люди были более святыми, чем те, кто жил в других местах. Всякое бывало на нашей земле: и святость, и грех, и любовь к Богу, и богоотступничество, да и по количеству храмов Русь не всегда превосходила своих соседей. Но в чем-то она превосходила многие народы, почему и стала именоваться Святой Русью, – а именно потому, что святость была общенациональным идеалом. Не было более яркой и более привлекательной цели для людей, как уподобиться святым. Эта ценностная доминанта жизни во многом определяла и культуру нашу, и направление нашего образования, и литературное творчество, и, наконец, мироощущение людей, их понимание того, что есть добро и что зло и каких жизненных целей нужно достигать. Редко где святость является национальным идеалом и национальной идеей на протяжении столетий. Но такой идеей жило наше Отечество, которое мы именуем Святой Русью.

http://pravoslavie.ru/80146.html

Ныне отпущаеши: И по Отче наш, тропарь: Богородице Дево радуйся: И прочая яко обычно. И обычныя поклоны. Вестно буди, яко Богородице Дево: и прочая, со сладкопением поются, во святыя Четыредесятницы Недели, такожде и в настоящую. В прочия же дни Великия седмицы поскору глаголются. Ныне отпускаешь: Трисвятое, по Отче наш: И обычное окончание утрени по уставу св. Четыредесятницы с тропарями Богородица Дева, радуйся: и поклонами. Отпуст: Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Отпуст: Господь, идущий на добровольное страдание нашего ради спасения, – Христос истинный Бог наш, – по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец. Тот же отпуст произносится в понедельник, вторник и среду. В НЕДЕЛЮ ВАИЙ ВЕЧЕРА В НЕДЕЛЮ ВАИЙ НА ПОВЕЧЕРИИ Повечерие глаголем малое, на немже поем трипеснец господина Андреа Критскаго. Ирмос по дважды. Тропари колико их есть. И последи ирмос оба лика вкупе. Такожде творим и в прочия Великия седмицы вечеры, на Повечерии. Глас 8. Повечерие совершатся малое и на нем поется трипеснец преподобного Андрея Критского. Ирмосы исполняются дважды, а тропари — сколько их есть. В конце поют ирмос оба хора вместе. Также и в прочие дни Страстной седмицы на повечериях. Глас 8. Песнь 1. Ирмос: Сокрушившему брани мышцею Своею/и проведшему Израиля сквозе Чермное море/поим Ему, яко Избавителю нашему Богу,/яко прославися. Песнь 1 Ирмос: Сокрушившему врага в битве мышцею Своею/и проведшему Израиль через Красное море,/воспоем Ему, как Избавителю нашему Богу,/ибо Он прославился! Иосифово целомудрие подражаим вернии,/разумеим Почетшаго человеческое словесное существо,/всяцем хранением поживше добродетелию действительною. Целомудрию Иосифа подражать будем, верные;/познаем Почтившего разумом человеческое естество,/проводя жизнь со всякой осторожностью,/в деятельной добродетели.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

Анатолиевы стихиры. Анатолиевыми называются стихиры, находящиеся в Октоихе, в воскресных службах на вечерне, на «Господи воззвах». Стихиры, по содержанию воскресные, названы «Анатолиевыми» потому, что сочинитель их был Анатолий, патриарх Константинопольский, писатель V века. Иногда эти стихиры называются и «восточными», вследствие того, что имя собственное патриарха – Анатолий (νατολ) переведено с греческого языка на славянский, греческое слово (νατολ) означает «восток». Анафема, по-русски «отлучение», произносится в чине Православия, совершаемом в первый воскресный день Великого поста, произносится против тех, кои упорствуют в неповиновении св. Церкви, отвергают богооткровенное учение. Они отлучаются от Церкви до времени их искеннего раскаяния. Антифон (ντφωνος – «противогласник») означает попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах двумя ликами. Иных антифонов каждый стих указано петь тому и другому лику (на утрени – степенны антифоны), иных же каждый лик должен петь особый стих (на литургии – изобразительны). Антифоны кафизм составляют собою части кафизмы, которые именуются «славою» (см. Слава). Всю кафизму, именно первую, т.е. все антифоны ее положено петь на великой вечерне на неделю (воскресение). Сперва поется «Блажен муж», т.е. первый антифон, затем второй и третий антифоны. Первый антифон 1-й кафизмы «Блажен муж» поется один на вечерне на праздничные дни, случающиеся в седмичные дни, кроме недели (воскресения). Антифоны литургии поются на литургии перед малым входом и назначаются трех родов: антифоны вседневные, изобразительные и праздничные. Вседневные 64 антифоны состоят из стихов псалмов. Первый антифон – из стихов 9 псалма: «Благо есть исповедатися». К этим стихам присоединяется припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Этот припев поется и после «Слава» и после «И ныне». Второй антифон состоит из стихов 92 псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». К стихам этого антифона присоединяется припев: «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас». На «Слава и ныне» поется тропарь «Единородный Сыне и Слове Божий». Третий антифон состоит из стихов 94 псалма: «Приидите возрадуемся Господеви». Припев к стихам третьего антифона поется в день недельный (воскресный): «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти, аллилуиа»; в иной день: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти, аллилуиа». Вседневные антифоны поются во все седмичные дни, в которые не случится никакого праздника или в которые Типикон не назначает петь песней канона на так называемые «Блаженны». Сами антифоны печатаются в богослужебных книгах – Ирмологионе и Апостоле, в конце.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Наконец, в некоторых параграфах подача материала, на наш взгляд, неудовлетворительна. Так, говоря об особенностях праздника Благовещения Пресвятой Богородице, автор собирает воедино все возможные случаи и отмечает в одном параграфе особенности, относящиеся к различным Марковым главам праздника с. 46–49] . Однако для более удобного восприятия темы следует разграничить возможные случаи совершения богослужения на этот праздник, во всяком случае, наиболее частый вариант (совершение праздничного богослужения в седмичный день Великого поста) следует рассмотреть отдельно от Марковых глав (что и будет нами сделано в предлагаемом пособии). Итак, мы перечислили основные недостатки, которыми обладает учебник Г.И. Шиманского , в связи с чем можем сделать вывод, что в настоящее время эту книгу из разряда учебников следует перевести в категорию второстепенных (вспомогательных) пособий, а вместо нее использовать другое руководство, более современное, подробное, лишенное указанных изъянов и учитывающее особенности современной практики (надеемся, что предлагаемый учебник будет в полной мере соответствовать такой характеристике). Другой заслуживающий внимания учебник – конспект лекций по литургике схиархимандрита Иоанна (Маслова) , появившийся в 1980-е годы в машинописном варианте и в настоящее время неоднократно переизданный под двумя названиями: «Лекции по литургике» (М., 2002) и «Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди» (Киев, 2010). Электронную версию этой книги без труда можно отыскать в Интернете, что лишний раз свидетельствует о ее популярности. Действительно, в сравнении с книгой Г.И. Шиманского в руководстве архимандрита Иоанна гораздо больше внимания уделяется именно уставным особенностям богослужения, и те темы, которые у Г.И. Шиманского опускаются или рассматриваются слишком кратко, здесь раскрываются более подробно (например, службы в отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Неделю святых Богоотец и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Первосвятитель рассказал о работе приютов для женщин, отказавшихся сделать аборт, которые создаются во многих епархиях, и о работе специалистов — представительниц Церкви, которые трудятся в женских консультациях. «Такого рода работа привела к тому, что 15 тысяч мам Церковь остановила. Конечно, это капля в море по сравнению с другими цифрами, но мы в начале пути», — отметил Предстоятель Русской Церкви и благословил труды, направленные на профилактику абортов в стране. Вечером того же дня  в Минске состоялся прием в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от имени премьер-министра Республики Беларусь А.В. Кобякова. Утром 21 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице, празднование Собора Белорусских святых, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Брест, где в сослужении многочисленных иерархов и духовенства совершил Божественную литургию в Воскресенском соборе. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Церкви возглавил встречу ковчега с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира, который в рамках празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси приносится в епархии Русской Православной Церкви из Храма Христа Спасителя г. Москвы. По окончании Литургии От лица епископата, духовенства и верующих Белоруссии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали митрополит Минский и Заславский Павел и епископ Кобринский Иоанн. Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом. «Мы находимся на самом западном рубеже страны, которую летописцы и святые угодники Церкви нашей называли Святой Русью, - отметил Патриарх, - Называли так не потому, что наши люди были более святыми, чем те, кто жил в других местах. Всякое бывало на нашей земле — и святость, и грех, и любовь к Богу, и богоотступничество, да и по количеству храмов Русь не всегда превосходила своих соседей. Но в чем-то она превосходила многие народы, почему и стала именоваться Святой Русью, — а именно потому, что святость была общенациональным идеалом. Не было более яркой и более привлекательной цели для людей, как уподобиться святым. Эта ценностная доминанта жизни во многом определяла и культуру нашу, и направление нашего образования, и литературное творчество, и, наконец, мироощущение людей, их понимание того, что есть добро и что зло, и каких жизненных целей нужно достигать. Редко где святость является национальным идеалом и национальной идеей на протяжении столетий. Но такой идеей жило наше Отечество».

http://e-vestnik.ru/news/pervosvyatitels...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 22 сентября 2024 года 9. Неделя 13я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Глас 4й. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. Мч. Севериана. Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы и шестеричной службой святых Богоотцов Иоакима и Анны (А) . Приводим таже порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы и полиелейной службой прп. Иосифа Волоцкого (Б) . Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться 2й Марковой главой Типикона под 8 сентября: «Аще случится попразднство Рождества Пресвятыя Богородицы в Неделю» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4й – 3, праздника, глас 1й – 3 (см. в Минее 9 сентября, на «Господи воззвах»), и святых, глас 4й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – праздника, глас 5й: «О блаженная двоица…» (см. в Минее 9 сентября) , «И ныне» – догматик, глас 4й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 2й (см. в Минее 9 сентября, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Всенепорочная…» (см. в Минее 9 сентября, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 4й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Иже из неплодных ложесн…» (см. в Минее 9 сентября, на стиховне вечера). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 4й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4й (дважды). «Слава» – тропарь святых (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 4й. Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 2е. «Воскресение Христово видевше…». По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010